1 Флот во времена Центральной Рады 1 Украинизация флота летом 1917 г. 2 Октябрьская революция и флот. 3 Военно-морское законодательство периода Центральной Рады 4 Дальнейшее развитие событий. Воссоздание республиканского флота 5 События 29 апреля 1918



страница1/3
Дата01.01.2018
Размер0,53 Mb.
  1   2   3
План
Введение
1 Флот во времена Центральной Рады
1.1 Украинизация флота летом 1917 г.
1.2 Октябрьская революция и флот.
1.3 Военно-морское законодательство периода Центральной Рады
1.4 Дальнейшее развитие событий. Воссоздание республиканского флота
1.5 События 29 апреля 1918 г.

2 Украинский Державный Флот при гетмане Скоропадском
2.1 Крымское правительство
2.2 Попытки преодоления сложившейся ситуации
2.3 Наземные формирования
2.4 Возвращение части флота и его деятельность летом 1918 г. Первые операции Украинского Державного Флота.
2.5 Возвращение Украине кораблей Черноморского флота. Революция в Украинской Державе, высадка Антанты, и потеря Черноморского флота
2.6 Строящиеся и ремонтируемые корабли

3 Интересные факты об Украинском Державном Флоте и его деятелях

Список литературы

Введение

Военно-морские силы Украинской Народной Республики, позже Украинской Державы, были созданы в 1917-1918 годы. на базе технического имущества Российского Императорского Флота. Существует также мнение, что Украинская Народная Республика никогда не обладала своим флотом[1]. В диссертации доктора политических наук С. А. Усова флот на Чёрном море в этот период называется Черноморским [2].



1. Флот во времена Центральной Рады

1.1. Украинизация флота летом 1917 г.

После Февральской революции произошла легализация национальных политических партий и демократизации порядков в армии и флоте. Следствием этого явилось создание 17 марта 1917 года Украинской Центральной Рады, которая провозгласила своей целью образование украинской автономной республики в составе демократической России[3].

Начиная с этого времени в армии и флоте началась украинизация (то есть совокупности организационных и культурно-просветительских мер, сопровождавшихся процессом образования на кораблях или в воинских частях землячеств, группировавшихся по национальному признаку, которые создавались путем обмена личным составом с другими кораблями). Эта инициатива Временным Правительством сначала была воспринята отрицательно, и только 2 июля оно признало возможность формирования украинских военных частей, но без нарушения единства русской армии и только с разрешения военного министра.[4] Сам факт украинизации команды корабля не означал переход корабля в распоряжение украинских властей, это была перераспределение команд остававшихся в подчинении командованию. Украинизация команд в дальнейшем создала предпосылки для революционных выступлений команд. На тех кораблях или воинских частях, в которых процентный состав украинцев среди личного состава был очень высоким, происходило постепенное изъятие из личного состава всех неукраинцев, с замещением последних украинцами. На других судах, где украинцев было меньше, организовывались различные национальные кружки, объединявшие украинцев того или иного корабля.

После того, как в Николаеве был построен линкор «Воля»[2], возникла необходимость перевезти корабль в Главную базу, находившуюся в Севастополе. Офицеры линкора категорически отказались это делать. Противостояние продолжалось две недели. В результате не найдя поддержки ни у одного офицера, который смог бы управлять кораблём, экипаж согласился выполнить приказ контр-адмирала В. Лукина, идти в Севастополь под Андреевским флагом. [5] По свидетельству современника:[2]

… На орудийных башнях торчали всевозможные флаги, отражающие политические взгляды и настроения различных группировок, которых было много на борту корабля.



1.2. Октябрьская революция и флот.

Осенью власть Временного правительства начинает слабеть с каждым днем. В Петрограде происходит большевистский переворот. В это неспокойное время украинское движение продолжало разрастаться, равно как и большевистское.

12 октября 1917 года приказом по Черноморскому флоту было предписано на один день поднять украинские национальные флаги на всех кораблях, в крепостях и портах[6].

15 октября 1917 года Морской Центральной Раде:

Подъем на судах Черноморского флота иного флага, кроме русского, есть недопустимый акт сепаратизма, так как Черноморский флот есть флот Российской республики, содержащийся на средства государственного казначейства. Считаю вашей нравственной обязанностью разъяснить это увлекающимся командам Черноморского флота.

— Приказание Ком. Ч.ф. № 4366 от 18.10.1917. – Музей ЧФ РФ, инв. № 6972[7]

18 (31) октября 1917 два русских эскадренных миноносца «Пылкий» и «Быстрый» затопили небольшой турецкий миноносец «Хамид-Абад» 97 т. и повредили 2 турецких парохода[8]. На следующий день в море вышел «Бреслау» и на его перехват направились все исправные корабли Черноморского флота под командованием контр-адмирала Нёмитца[7][8].

9 ноября команда линкора «Георгий Победоносец» приняла резолюцию с признанием власти на Украине в лице Центральной рады «считая ее действия справедливыми и законными»[7]. Однако корабль украинского флага не поднял.

12 ноября украинский флаг поднял крейсер «Память Меркурия» (подчинялся Центральной раде с 12 ноября 1917 по 17 января 1918).

12 ноября 1917 года большая часть личного состава крейсера «Память Меркурия» приняла решение не поднимать Георгиевского флага, а поднять вместо него сине-жёлтый флаг, который был флагом Украины[1].

После провозглашения автономии УНР при сохранении федеративной связи с Россией, стоявший в Одессе крейсер «Память Меркурия» 12 ноября одним из первых поднял украинский флаг. Но более 200 матросов из команды крейсера отказались продолжать службу под ним и покинули судно. Командующему флотом была передана резолюция, в которой матросы изложили просьбу поднять Андреевский флаг на одном из строящихся крейсеров и продолжить на нём службу.

В связи с поднятием на крейсере «Память Меркурия» украинского флага состоялся официальный уход с крейсера всех матросов-неукраинцев, к которым присоединились все офицеры.169 "Совершилось перенесение единственного во всем русском флоте Георгиевского Андреевского флага, полученного бригом «Меркурий» за геройские дела с турками и унаследованного крейсером.

К борту крейсера была подведена баржа, на которую перешли все великороссы и офицеры, за исключением одного мичмана. Развернули Георгиевский флаг и под звуки музыки отчалили на буксире катера. Съехав на берег, направились в казармы. Сцена была потрясающая, матросы и офицеры плакали. По прибытии на берег флаг, простреленный неприятельскими снарядами, был перенесен в Морское собрание. Русское слово. — 1917. — 23 ноября.[7]

Так как в прямом распоряжении автономной УНР оказалось уже два корабля, 17 октября в Севастополь был прислан из Киева капитан 2-го ранга Е. Н. Акимов, назначенный по решению 3-его Украинского Военного съезда генеральным комиссаром Центральной Рады при штабе командующего Черноморским флотом. По некоторым данным, украинский войсковой комитет прямо агитировал за полную «украинизацию» Черноморского флота и передачу его Украине на правах собственности[5].

22 ноября украинский флаг был поднят над линейным кораблем «Воля» (подчинялся Центральной раде с 22 ноября 1917 по 25 декабря 1917).

Согласно некоторым сведениям, в это же время были украинизированы эсминцы «Зоркий» и «Звонкий» (находились в Севастополе)[9].

Так появился флот автономной республики УНР.

В тот момент во флоте и на берегу происходили политические волнения, активно действовали агитаторы различных партий, на берегу, моряки производили расправы над офицерами, под воздействием этих событий моряки быстро менять свои политические настроения.[10] В декабре 1917 года почти весь флот перешёл под красный флаг.

В начале декабря 1917 года усилиями украинизированных кораблей (линкор, крейсер, 3 эсминца) была проведена эвакуация из Трапезунда украинских частей 127-й пехотной дивизии[11]. Примечательно, что в походе принял участие линкор «Воля». Это была первая, и, как оказалось, последняя операция украинского республиканского флота. В силу различных обстоятельств Центральная Рада вскоре утратила контроль над флотом.

1.3. Военно-морское законодательство периода Центральной Рады

Центральная Рада, несмотря на то, что потеряла всякую возможность иметь собственный флот, все же организовала собственное военно-морское ведомство. Делами флота во времена Центральной Рады занимался Генеральный Украинский Морской Совет, созданный в начале октября, а с декабря 1917 — Генеральное Секретарство (или Секретариат) Морских Дел. С 23 декабря по 14 марта 1918 г. министром морских дел был Дмитрий Антонович, в дальнейшем обязанности морского и военного министров были совмещенными (по причине ликвидации Секретариата Морских Дел)[12]. В составе Генерального Секретарства Морских Дел работали три офицера: подполковник Владимир Савченко-Бельский, бывший командир севастопольского флотского полуэкипажа, ставший директором канцелярии министерства, подполковник по военно-судебному ведомству Вадим Богомолец, ставший юридическим консультантом, и лейтенант Михаил Билинский, ставший заведующим контролем. Директором инженерно-механического отдела стал корабельный инженер Коваленко[13], в секретариате на разных должностях работали лейтенант Шрамченко и капитан 2-ого ранга Акимов. Генеральный Секретариат немедленно включился в деятельность. На первом заседании секретариата, состоявшегося 4 января 1918 года, было сделано заключение, что Украине для охраны морского побережья[14]:



Достаточно двух броненосцев и флотилии миноносцев с командой в 10-12 тыс. матросов. Остальные корабли демобилизовать и обратить в государственный торговый флот, развитие которого лежит в ближайших интересах Украинской Республики. На организацию морского Секретариата и на предварительные расходы, связанные с реорганизацией флота, сейчас требуется 150 тыс. рублей. Постановлено: ассигновать Морскому секретариату на его организацию авансом 150 тыс. рублей.

Надо отметить что принятый закон, в числе других обстоятельств, в будущем, особенно поначалу, серьёзно затормозит формирование национального флота, что фактически и оставит его на уровне флота береговой обороны. Однако тогда ещё никто не мог предугадать, какие в апреле будут разворачиваться события вокруг Черноморского флота.

За два дня до принятия этого решения, на предварительном заседании секретариата Д. Антоновичем был разработан закон «Про перевід української фльоти на вільний найм», на 6 следующих лет ставший неотъемлемой основой военно-морской доктрины Украины. Переведением флота на добровольный наем украинское правительство в будущем пыталось обезопасить флот от проникновения в него большевистского элемента.

14 января 1918 года Центральной Радой был утвержден разработанный Генеральным Секретарством «Временный закон про флот Украинской Народной Республики», которым весь военный и торговый флот на Чёрном море объявлялся «флотом УНР», тогда же был утвержден военно-морской флаг. Однако закон нес чисто декларативный характер, ведь в момент его утверждения все без исключения корабли Черноморского флота находились под властью большевиков. Но с этого момента факт появление украинского флота стал законодательно легитимным, что позволит в будущем Украине требовать своего флота. Текст закона про флот Украинской Народной Республики звучал следующим образом:



Украинская Центральная Рада, принимая во внимание великий подвиг и жертвы украинского народа в течение столетий по охране Черноморского побережья, а также тот факт, что южное побережье Чёрного моря по большей мере является украинскими землями, а также, принимая во внимание то, что на государстве лежит обязанность охраны политических и экономических интересов указанного побережья и то, что украинский народ вложил огромный труд в строительство и оснащение Черноморского флота, а также в целях оказания немедленной поддержки Черноморскому флоту, постановила:

  • I. Российский флот — военный и транспортный объявляется флотом Украинской Народной Республики и исполняет все обязанности по охране побережья и торговли на Чёрном и Азовском морях. Примечание: Украинская Народная Республика во время демобилизации транспортной флотилии должна вступить в соглашение с республиками, образующимися на черноморском побережье в части раздела торгового флота.

  • II. Флагом Украинского морского флота является полотнище в двух: жёлтом и голубом цветах. В поле голубого цвета исторический золотой тризубец времен Украино-Русского государства Х ст.

  • III. Флагом Украинского торгового флота является полотнище в двух, жёлтом и голубом цветах.

  • IV. С момента объявления этого приказа все российские военные и транспортные корабли обязаны поднять флаги указанных цветов.

  • V. Украинская Народная Республика берет на себя все обязательства Российского правительства в отношении Черноморского флота и содержания флота и портов.

  • VI. Генеральному секретарю по международным делам поручается довести это решение до сведения всех государств.

Українська Центральна рада, основуючись на великих подвигах і жертвах, подіяних українським народом на протязі віків для охорони Чорноморського побережжя, і тим, що північне побережжя Чорного моря в переважній частині становлять українські землі, а також з уваги на те, що вкраїну спадає обов’язок охорони політичних і економічних інтересів згаданного побережжя і на те, що український народ поклав велику працю в справі утворення і оборудовання Чорноморскої флоти, а також на необхідність негайного підтримання Чорноморскої флоти, ухвалила:

  • I. Російська Чорноморська флота — війскова і транспортна — проголошується флотою Української Народної Республіки і виконує всі обов’язки по охороні побережжя і торговлі на Чорному і Азовському морях. Примітка: Українська Народна Республіка під час демобілизації транспортної флотилії має вступити в погодження з республіками, що засновуються на Чорноморському побережжі,відносно поділу торговельної флоти.

  • II. Прапором Української війскової флоти є полотнище в двох: жовтому і блакитному кольорах. В кряжі блакитного кольору історичний золотий тризубець часів Українсько-Руської держави Х ст.

  • III. Прапором Української торговельної флоти є полотнище в двох, жовтому і блакитному, кольорах

  • IV. З часу проголошення цього закону всі російскі війскові і транспортні кораблі на Чорному і Азовскому морях повинні підняти вищезгадані прапори Української Народної Республіки.

  • V. Українська Народна Республіка переймає на себе всі зобов’язання Російського уряду щодо Чорноморської флоти і утримання флота та портів.

  • VI. Генеральному секретарству міжнародних справ доручається подати цю ухвалу до відома всім державам.

[15]

Все эти 3 закона были опубликованы в марте 1918 года; При Гетманате они станут основой украинской военно-морской политики вплоть до конца этого года.

Примечательна интересная история появления на украинском военно-морском флаге трезубца с крестом. Как утверждает в своем исследовании Владимир Кравцевич-Рожнецкий (статья «Золотой крест над Черным морем») когда на заседании Секретариата рассматривался закон про флот, социал-демократы были против того, чтобы на среднем его зубе был крест. Однако старший лейтенант Михаил Билинский заявил, что «моряки в море без креста не выйдут». Также он заявил, что крест этот послужит как бы памятным знаком для украинцев, погибших во время войны, и одновременно будет напоминанием о старых казацких морских флагах. Против этого аргумента оппоненты Билинского ничего сказать не смогли. Так на полотнище первого украинского военно-морского флага появился золотой крест в навершии знака Святого Владимира Великого, как память о подвиге экипажа минного заградителя «Прут», погибшего 29 октября 1914 года, команда которого была укомплектована большей частью из украинцев[16].

Особенно нужно отметить тот факт, что трезубец как символ появился впервые именно на военно-морском флаге Украины, задолго до того как этот трезубец был утвержден малым государственным гербом.



1.4. Дальнейшее развитие событий. Воссоздание республиканского флота

Пока морское министерство УНР оформляло законы о символике и флоте, большевики продолжали захватывать Крым, практически не встречая там никакого сопротивления. Война большевиков с Центральной Радой продолжалась. Делегат от Центральной Рады на переговорах в Брест-Литовске Николай Любинский подписал обращение Центральной Рады к германскому народу с просьбой о военной помощи.

При подписании мирного договора руководством Центральной Рады был сделан ряд политических ошибок. Подписав 9 февраля 1918 года Брестский мирный договор с Германией, Центральная Рада добровольно отказалась от Крыма как территории УНР.

Вскоре между Украиной и странами Четверного союза был подписан мир. Тем временем, срок действия перемирия, которое было заключено немцами и русскими в декабре прошлого года, закончилось. Пока немецкие войска готовились к наступлению на[17] Украине, в правительстве Центральной Рады произошла перестановка кадров. Эта перестановка не принесла украинскому морскому движению абсолютно никакой пользы. В новом правительстве, которое возглавлял председатель Рады народных министров УНР Всеволод Голубович, министерство морских дел как отдельный ведомственный орган ликвидировалось (окончательно вошло в состав военного министерства 14 марта), а обязанности морского министра перенимал на себя военный министр УНР. Непоследовательность действий Центральной Рады в сфере морской и вообще военной политики становилась заметнее с каждым днем.

Начавшееся 18 февраля 1918 года немецкое наступление было стремительным. Немецкая армия превосходила военные формирования большевиков по всем показателям. В ходе операции «Фаустшлаг» немецкая армия за два месяца заняли территорию Украины. Большевики были разбиты, вскоре они отступили на восток и в Крым. Уже 1 марта немецкая армия вступили в Киев.

3 марта 1918 г. большевиками был подписан Брестский мирный договор с Германией.

После прихода на Украину германских войск начались грабежи судостроительных предприятий. Так, 17 марта части 52-го германского корпуса захватили Николаев, закрыли местные заводы, и, рассчитав рабочих, начали вывоз оборудования в Германию. 22 марта 1918 года в городе вспыхнуло восстание против оккупантов, подавление которого сопровождалось террором в отношении мирного населения: почти третья часть города была сожжена[18].

Несмотря на победу и завоевание выхода к морю, морское министерство Украины не восстанавливалось. Фактически, функции морского министра выполнял военный министр УНР полковник Александр Жуковский, по совместительству заведовавший и морскими делами.

Приказом по военному ведомству от 27 марта 1918 года был создан район охраны Юго-Западной части Чёрного моря со штабом в Одессе. Были заново сформированы Дунайская и Транспортная флотилии. Начальником района и главным командиром портов Чёрного и азовского морей назначался вице-адмирал Андрей Покровский, в будущем, один из основателей Флота Украинской Державы. Транспортную флотилию возглавил капитан первого ранга Степанов, а Дунайскую — капитан 2 ранга Хомотиян. Комендантом Одесского порта Покровский назначил капитана первого ранга Озерова, а старшим морским начальником в Одессе и начальником отдела морских перевозок — контр-адмирала Владимира Шрамченко. Штаб в Одессе контролировал Николаев и Херсон. Среди кораблей, входивших в состав флотилии, было 3 устаревшие канонерские лодки и некоторое количество вооруженных транспортов и мобилизованных судов, а также тральщиков.

Немного позже была восстановлена деятельность морских авиационных отрядов. Согласно приказу военного министра Жуковского, 22 апреля 1918 г., на технической базе прежнего 3-го дивизиона гидроавиации Чёрного моря был создан 1-й Украинский дивизион гидроавиации Черноморского флота. Там было около 20 учебных и боевых гидросамолетов и летающих лодок. Как отмечает Лубенец А. В., это соединение стало первым соединением украинской морской авиации.

Также при Жуковском была введена присяга, называвшаяся торжественным обещанием. Так Центральная Рада при формальном отсутствии морского министерства обзавелась собственным, пусть и маленьким, но флотом. И хотя Андрей Покровский все это время находился в Киеве, и он так и не смог выехать в Одессу для принятия командования этим флотом, а созданный флот бездействовал из-за банальной нехватки благонадежного личного состава.

1.5. События 29 апреля 1918 г.

Несмотря на подписание мирного договора между РСФСР и Центральной Радой, правительства советских Донецко-Криворожской и Таврической республик, поддерживаемые большевиками, продолжали сопротивление. Войска Центральной Рады заняли юг Украины, открыв, таким образом, дорогу на Крым. К тому времени, когда в конце апреля к полуострову приблизились отряды Запорожской дивизии армии УНР под командованием полковника Болбочана, влияние большевиков в Крыму стало слабеть.

Опасаясь репрессий со стороны союзных войск, 22 апреля в Севастополе и его окрестностях были подняты украинские флаги. Однако передовые части немецких войск были обстреляны; поэтому они не торопились входить в неспокойный город. На склонах гор немцы начали сооружение артиллерийских батарей и наблюдательных пунктов. Черноморский флот оказался в опасности.

Ситуация в Севастополе по состоянию на 30 апреля была очень странной. С одной стороны практически везде были подняты украинские национальные флаги, а с другой стороны — отряды большевиков на окраинах города продолжали сопротивление. После подписания мира с РСФСР представители этих двух противоборствующих сил вполне спокойно уживались в одном городе, при этом в городе вновь появились агитаторы-украинцы. Однако отношения Центральной Рады с Таврической Республикой были достаточно невыясненными, поэтому украинские агитаторы действовали на свой страх и риск. Ситуация с флотом тоже была не ясна. Он весь стоял под красными флагами, а крейсер «Алмаз» и некоторые эсминцы даже делали набеги на береговые коммуникации немецких войск.

Происходящие на Черноморском Флоте события описал в своей книге «Україна у війні за державність» генерал УНР Александр Удовиченко.[19]:

В то время в Севастополе сосредоточился весь Черноморский флот, на котором все ещё не развеялся революционный угар. Разстреляв множество офицеров, утопив десятки из них в море или спалив их в корабельных топках, матросы захватили все руководство флота, создав революционный комитет. Известие о приближающемся к Севастополю украинском войске заставило весь этот бандитский элемент, руководивший флотом, серьёзно задуматься о своей судьбе, вместе с этим это дало возможность здравомыслящим матросам овладеть настроениями команд. Команды кораблей Черноморского флота состояли в основном из матросов украинской национальности, которые с приближением к Севастополю украинских войск смогли свободно проявить свои национальные чувства. Несмотря на препятствия и протесты со стороны матросов русской национальности, которые наиболее рьяно отстаивали идеи Интернационала, на всех кораблях начались митинги, на которых выносились постановления о том, что Черноморский флот является украинским флотом.

На той час у Севастополі зосередився весь Чорноморський флот, де ще не розвіявся «революційний чад». Розстрілявши чимало офіцерів, потопивши десятки з них у морі чи спаливши їх у печах, матроси захопили все керівництво флоту, утворивши революційний комітет. Звістка про те, що до Севастополя наближається українське військо, примусила цей бандитський елемент, який керував флотом, серйозно задуматися над своєю долею, а разом з тим дала змогу поміркованій матроській масі опанувати настроями команд кораблів. Команди кораблів Чорноморського флоту складалися переважно з матросів української національності, які з наближенням українських військ до Севастополя могли відверто виявити своє національне обличчя. Незважаючи на перешкоди і протести матросів російської національності, що найбільш уперто відстоювали ідеї Інтернаціоналу, на всіх кораблях почалися мітинги, на яких виносили постанови про те, що Чорноморський флот є флотом України.

{{нет АИ 2Накануне этих событий командующим черноморским флотом стал выпущенный из-под ареста контр-адмирал Михаил Саблин. Ранее представлявший в Центрофлоте интересы Временного правительства, он перешёл на сторону большевиков. Теперь же он согласился перейти на сторону Центральной Рады. Прибывший сюда с делегацией в начале апреля представитель министра военных дел УНР лейтенант Святослав Шрамченко объяснил суть происходящего, и убедил его перейти на сторону Украины и поднять желто-синий флаг над кораблями.|03|11|2010}}

Во флоте с новой силой возобновилась украинская агитация. Одновременно в последнюю неделю апреля на кораблях были проведены митинги, на которых большинство матросов высказалось за необходимость перехода на сторону УНР.

Саблин поначалу долго не соглашался, но в связи с приближением германских войск, командующий принял решение передать все корабли Центральной Раде. 29 апреля 1918 года Михаил Саблин согласился поднять украинский флаг. Но всё это он делал только ради сохранения кораблей. Как свидетельствуют современники, Михаил Саблин находил украинизацию флота и подъем украинского флага лишь временным явлением. Он пытался сохранить Черноморский флот, пусть для этого и придется временно поднять украинский флаг. Украинцы Севастополя всерьёз поверили в искренность его стремлений и доверяли Саблину, а большевики некоторое время были полностью дезориентированы известием о «переходе» Саблина на сторону Рады.

Позже, при Директории УНР по этому поводу даже будет учреждена памятная медаль.

29 апреля 1918 года в 16:00 Саблин отдал приказ:

«Флоту поднять Украинский флаг».

Центральной Раде в Киеве он телеграфировал:



«Сего числа Севастопольская крепость и флот, бывшие в Севастополе подняли украинский флаг. Командовать флотом приступил адмирал Саблин».

В этот же момент на штабном корабле флота, броненосце «Георгий Победоносец» был поднят сигнал-приказ:



«Приступил к командованию украинским Черноморским флотом. Адмирал Саблин»

Существует мнение[1], что украинские флаги были подняты кроме броненосца «Георгий Победоносец», на линкорах «Воля» и «Свободная Россия», а также на некоторых эсминцах. Экипажи остальных корабли приняли решение оставаться под Андреевским флагом. Более того на фок-мачте эскадренного миноносца «Керчь» появился сигнал, означающий: «Позор и продажа флота».

Следует отметить, что несмотря на приказ Саблина о подъеме украинского флага, на флоте, особенно на эсминцах Минной бригады, продолжало оставаться довольно сильное влияние большевиков.

29 апреля отказавшись исполнять приказ Саблина о поднятии украинского флага, в Новороссийск вышел отряд судов под красным флагом в составе эсминцев и миноносцев «Пронзительный», «Керчь», «Калиакрия», «Пылкий», «Поспешный», «Громкий», «Гаджибей», «Живой», «Жаркий», «Лейтенант Шестаков», «Капитан-лейтенант Баранов», «Сметливый», «Строгий», «Стремительный», транспортов «Оксюс», «Херсон», «Николай», «Александр Михайлович», а также нескольких блиндированных катеров. В полной боевой готовности, согласно дислокации, выработанной на совещании командиров этих кораблей, около 11 часов 30 минут вечера эсминцы начали выходить из Южной бухты в море, приказав транспортам, стоявшим на рейде и готовым к походу, следовать за собой[20].

Уходящим судам украинизированные экипажи от имени линейных кораблей «Воля» и «Свободная Россия» грозили в случае ухода расстрелом из орудий, на что эсминцы ответили угрозой минной атаки. Саблин приказал не препятствовать уходу этих кораблей. Германские войска, наблюдавшие этот эпизод с вершин севастопольских возвышенностей, поняли суть происходящей ситуации, и начали готовиться к наступлению. Увиденный ими уход кораблей под красным флагом подтверждал их точку зрения о том, подчиняться Украине не собирается.

Но здесь возникла проблема с признанием союзниками перехода флота на сторону Украины. Немецкое командование опиралось на факт отказа Украинской Центральной Рады от Крыма, что было оговорено при подписании мира с Германией и Австро-Венгрией. Это решение позволило союзникам требовать оставления Крыма войсками УНР. Отношения с немецкими союзниками обострились до предела. Крымская группа полковника Болбочана вскоре после этого требования вынуждена была покинуть полуостров. Немцы начали самостоятельное наступление на Севастополь. Больше всего Саблин опасался, что из-за этого немцы откроют по его кораблям огонь, поэтому он в срочном порядке отправил телеграммы Центральной Раде, а навстречу немецким войскам им в качестве делегата флота был выслан капитан первого ранга Вячеслав Клочковский. Вместе с ним в составе делегации были украинские офицеры, капитаны первого ранга Михаил Остроградский и Николай Черниливский-Сокол. Однако немецкий генерал Роберт Кош не мог доверять Клочковскому, который только что приехал, как считали немецкие генералы, из занятого большевиками города. Немцы опасались ухода из города остальных кораблей, поэтому не дожидаясь дальнейшего хода событий, решили занять город своими силами.

Узнав о начавшемся немецком наступлении и не дождавшись ответа на посланную ранее в Киев телеграмму, адмирал Саблин на следующий день приказал оставшимся кораблям выйти из Севастополя. Поняв, что украинский флаг не обеспечивает флоту необходимой безопасности и не получив от Центральной Рады никаких гарантий насчет этого, ночью 1 мая адмирал Саблин приказал заменить украинский флаг «нейтральным» Андреевским, и готовиться к выводу всего флота.

Контр-адмирал Саблин вновь перешёл на сторону большевиков, которые требовали вывода флота, и сумели убедить адмирала и часть моряков, что теперь только своевременный вывод флота из Севастополя обеспечит безопасность кораблям.

Таким образом, командующим украинского флота Саблин так и не стал. Он, несмотря на свой приказ о поднятии в городе и флоте украинского флага, отказывался подчиняться Генеральному штабу украинского флота и его представителю в Севастополе, что ясно говорило о его истинной цели поднятия украинского флага — это была лишь фикция, необходимая для маскировки реальных намерений адмирала, и естественно, для выигрыша времени.

Очевидно, что украинцам вести флот в Новороссийск не было совершенно никакой надобности. Русского патриота Саблина привлекала тогда возможность попытки увести флот к Деникину, и вероятность этой возможности заставила его снова перейти на сторону большевиков, естественно, как он полагал, что все это лишь временно. Однако возможности передать Деникину флот ему не представилось. Позже, узнав о приказе Ленина о затоплении кораблей ЧФ, Саблин откажется выполнять этот приказ и, пользуясь моментом, уедет на север, после чего эмигрирует в Англию.

Вечером 1 мая, глава Военно-революционного комитета, печально известный организациями массовых расстрелов в Севастополе большевик Юрий Гавен передал Черноморскому флоту распоряжение Саблина, что «желающие уходить должны покинуть бухту до 12 часов ночи. После 12 выход будет закрыт и минирован». До 2-ух часов ночи в море вышли 12 эсминцев, 10 катеров и 8 транспортов. При этом эскадренный миноносец «Гневный», выходя на рейд, запутался в бонах и получив повреждения, мешавшие ему следовать дальше, выкинулся на берег и был взорван личным составом миноносца, а «Заветный», не имея возможности выйти в море, был затоплен командой прямо в порту. Корабли взяли курс на Новороссийск. Уже под обстрелом немецких батарей порт покинули линкоры «Воля» и «Свободная Россия» и пять миноносцев. 2 мая в Новороссийск пришли линейные корабли «Воля» (флаг командующего флотом адмирала Саблина), «Свободная Россия», эскадренные миноносцы «Дерзкий» и «Беспокойный».

Таким образом, 2 мая в Новороссийске оказались следующие корабли:



Каталог: data
data -> Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области
data -> Фактор США в энергетических отношениях России и Европейского Союза
data -> Сборник «В поисках смыслов: успешные практики патриотического воспитания молодежи»
data -> 1. Технические спецификации как средство ограничения конкуренции на рынке государственных закупок
data -> Программа дисциплины Системы управления проектами для направления 080100. 62
data -> Лабораторная работа №1 Разработка описания и анализ информационной системы
data -> Программа дисциплины Подготовка многостраничного текста эссе и его презентация на компьютере для направления 080100. 62
data -> Использование облачных технологий Google в проектЕ «Scotland» по английскому языку
data -> Проект программы дисциплины


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал