1. Функциональное зонирование территории поселения



страница1/4
Дата09.07.2017
Размер0,7 Mb.
  1   2   3   4
1. Функциональное зонирование территории
Функциональное зонирование территории поселения
Основной составляющей документов территориального планирования - в данном случае проекта генерального плана Лабинского городского поселения - является функциональное зонирование с определением видов градостроительного использования установленных зон, параметров планируемого развития и ограничений на их использование.

Основными целями функционального зонирования, утверждаемого в данном генеральном плане, являются:

- установление назначений и видов использования территории поселения;

- подготовка основы для разработки нормативного правового акта – правил землепользования и застройки, включающих градостроительное зонирование и установление градостроительных регламентов для территориальных зон;

- выявление территориальных ресурсов и оптимальной инвестиционно- строительной стратегии развития поселения.

Функциональное зонирование территории поселения предусматривает упорядочение существующего зонирования в целях эффективного развития каждой зоны.

Функциональное зонирование территории – это инструмент регулирования территориального развития, где определяется состав функциональных зон, их границы, режимы использования территории. Границы функциональных зон устанавливаются на основе выявленных в процессе анализа территории участков, однородных по природным признакам и характеру хозяйственного использования.

Функциональная зона – это территория в определенных границах, с однородным функциональным назначением и соответствующими ему режимами использования. Функциональное назначение территории понимается как преимущественный вид деятельности, для которого предназначена территория.

Задачами функционального зонирования территории являются:


  • определение типологии и количества функциональных зон, подлежащих выделению на территории, данного района;

  • привязка определенных типов функциональных зон к конкретным элементам территории и формирование ее перспективного функционального зонирования;

  • разработка рекомендаций по оптимизации режима использования территорий в пределах функциональных зон разного типа.

Утвержденное в соответствующем порядке, функциональное зонирование является одним из регламентов правоотношений в градостроительстве, природопользовании, пользовании землей и иной недвижимостью.

Решения функционального зонирования отражают стратегию развития муниципального образования Лабинское городское поселение.

Основными принципами предлагаемого функционального зонирования территории являются:


  • территориальное развитие складывающихся селитебных территорий;

  • формирование рекреационных территорий;

  • сохранение и развитие особо охраняемых территорий;

  • упорядочение функциональной структуры территории.

Основная цель функционального зонирования:

  • - установление назначения и видов использования территорий за счет:

- введения функциональных зон с указанием характеристик их планируемого развития, включая резервирование земель для нужд реализации национальных проектов;

- приведения в соответствие с функциональным зонированием структуры землепользования по границам, назначению и видам использования земель;

- рекомендаций по выделению на территории поселения земель, относимых к категории особо охраняемых;

- выявление территориальных ресурсов и оптимальной инвестиционной - строительной стратегии развития поселения, основанных на эффективном градостроительном использовании территории.

Основаниями для проведения функционального зонирования являются:


  • комплексный градостроительный анализ территории и оценка системы планировочных условий, в том числе ограничений по развитию территории;

  • экономические предпосылки развития территории;

  • проектная планировочная организация территории муниципального образования.

Функциональное зонирование муниципального образования Лабинское городское поселение:

  • предусматривает увеличение площади селитебной и производственной зон и зоны с особыми условиями использования территории;

  • поддерживает планировочную структуру, максимально отвечающую нуждам развития селитебной территории и охраны окружающей среды;

  • направлено на создание условий для развития инженерной и транспортной инфраструктуры;

  • содержит характеристику планируемого развития функциональных зон с определением функционального использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории указанных зон.

На территории поселения выделено три основных группы функциональных зон:

  • зоны интенсивного градостроительного освоения;

  • зоны сельскохозяйственного использования территории;

  • зоны ограниченного хозяйственного использования.

Первая группа функциональных зон - зоны интенсивного градостроительного освоения - выделена на территориях, где происходит развитие населённых пунктов, производственных и сельскохозяйственных комплексов, объектов и коммуникаций инженерно-транспортной инфраструктуры. В первой группе выделяются следующие подзоны:

- территории населённых пунктов и их развития;

- территории производств, размещения элементов транспортной и инженерной инфраструктуры и их развития.

Зона интенсивного градостроительного освоения - это, прежде всего, территории центра поселения города Лабинска, определенного в планировочной структуре поселения, как точка роста.

Производственные территории сосредоточены, в основном, в производственных зонах города Лабинска.

Типы производственных зон устанавливаются в зависимости от предусматриваемых видов использования, ограничений на использование территорий и характера застройки каждой конкретной зоны.

Дальнейшее развитие предприятий промышленных районов должно производиться за счет внутренних резервов на основе интенсивного использования территорий, модернизации и интенсификации производства. Основой обновления и развития объектов является интенсификация использования отведенных и застроенных территорий, улучшения состояния окружающей среды за счет технологического переоснащения промышленных объектов, использования современных эффективных технологий по инвестиционным проектам.

Вторая группа функциональных зон сельскохозяйственного использования территории выделена на территориях, связанных с выращиванием и переработкой сельскохозяйственной продукции.

На территории поселения выделены земли сельскохозяйственного назначения это северная часть территории городского поселения.

Территории зоны сельскохозяйственного назначения предназначены для нужд сельского хозяйства и расположены за границей населенного пункта.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.



Третья группа функциональных зон ограниченного хозяйственного использования включает территории, для которых в настоящее время установлен режим, не допускающий развития и размещения в ней промышленных или сельскохозяйственных производств, других видов эксплуатации природных ресурсов, способных нанести значительный вред естественному или культурному ландшафту.

В составе группы выделены следующие зоны:



  • Зоны рекреационного использования;

  • Охраняемые природные ландшафты;

  • Зоны сосредоточения объектов культурного наследия (памятников археологии, истории, архитектуры, культуры) и их охранные зоны;

  • Водные объекты с охранными зонами.

Помимо вышеназванных групп функциональных зон, выделяется группа, обуславливающая особые условия использования территорий. Это - различные зоны планировочных ограничений.

Зоны планировочных ограничений определяют режимы хозяйственной деятельности во всех типах функциональных зон, в соответствии с правовыми документами.



Ограничения на использование территорий для осуществления градостроительной деятельности устанавливаются в следующих зонах:

  1. санитарно-защитные зоны;

  2. санитарные разрывы от линейных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры;

  3. зоны охраны объектов культурного наследия;

  4. водоохранные зоны;

  5. зоны охраны источников питьевого водоснабжения;

  6. зоны ограничений градостроительной деятельности по условиям добычи полезных ископаемых;

  7. зоны, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Функциональное зонирование территории населенных пунктов
Основными целями функционального зонирования в населенном пункте, являются:

- установление назначений и видов использования территорий;

- подготовка основы для разработки нормативного правового акта – правил землепользования и застройки, включающих градостроительное зонирование и установление градостроительных регламентов для территориальных зон;

- выявление территориальных ресурсов и оптимальной инвестиционно- строительной стратегии развития поселения, основанных на эффективном градостроительном использовании главного природного достояния – водно-болотных угодий, а также земель сельскохозяйственного назначения.

Территория в границах населенных пунктов состоит из следующих функциональных зон, также отраженных на графических материалах генерального плана поселения:


  • Жилая зона;

  • Общественно-деловая зона;

  • Производственная зона;

  • Зона инженерной и транспортной инфраструктур;

  • Зона сельскохозяйственного использования;

  • Рекреационная зона;

  • Зона особо охраняемых территорий;

  • Зона специального назначения.

С помощью функционального зонирования территории практически каждому из основных планировочных элементов населенных пунктов в природном пространстве и структуре отведено свое закономерное место и обеспечена возможность дальнейшего развития.
Город Лабинск

Функциональное зонирование территории города Лабинска предусматривает упорядочение существующего зонирования в целях эффективного развития каждой зоны и улучшения условий проживания.

К уже определенным функциональным зонам добавятся территории многофункционального назначения, где предлагается размещать объекты общественного, жилого назначения, гостиницы, офисы, объекты автосервиса и другие в зависимости от их местоположения и востребованности.

С помощью функционального зонирования территории практически каждому из основных планировочных элементов города в природном пространстве и структуре застройки отведено свое закономерное место и обеспечена возможность дальнейшего развития.

Проектом предусматривается функциональное зонирование территории города Лабинска на следующие виды зон:


  • Жилая зона;

  • Общественно-деловая зона;

  • Производственная зона;

  • Зона инженерной и транспортной инфраструктур;

  • Рекреационная зона;

  • Зона особо охраняемых территорий;

  • Зона специального назначения;

  • Зона режимных территорий;

  • Зона сельскохозяйственного использования.

1.1. Жилая зона


Город Лабинск

Жилая зона занимает основную часть территории города и представлена в основном территориями существующей 1 – 2-х этажной индивидуальной застройки, а также секционными жилыми домами до 5 этажей.

Для освоения на расчетный срок (до 2031г.) и перспективу проектом определены территории развития жилой зоны, расположенные в восточной части города Лабинска. Проектом за расчетным сроком предложена интенсивная реконструкция жилой застройки в центральной части города.

Жилая зона предназначена для организации благоприятной и безопасной среды проживания населения, отвечающей его социальным, культурным, бытовым и другим потребностям.

В жилой зоне размещаются: отдельно стоящие, встроенные и пристроенные объекты социального, культурно-бытового обслуживания населения, культовые здания, автостоянки, гаражи индивидуальных машин, станции технического обслуживания, автозаправочные станции, производственные, коммунально-складские объекты, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон и деятельность которых не оказывает вредное воздействие на окружающую среду.

Проектом не лимитируется жесткое зонирование по этажности. Строительное зонирование предоставляет свободу в выборе этажности и типологии жилых зданий. Регламентируется только плотность застройки в соответствии со СНиП 2.07.01 – 89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», приложение 5.

В связи с тем, что размещение новой застройки планируется преимущественно на землях сельскохозяйственного использования, предусматривается поэтапное изменение вида землепользования в установленном законом порядке в соответствии с этапами строительства, определенными генеральным планом.

Планировочная структура города определена существующей ситуацией, наличием реки Лаба, конфигурацией существующих категорированных автомобильных дорог, наличием свободных земель пригодных для застройки в восточной части городского поселения.

С учетом вышеперечисленных факторов территория города делится на два жилых района: центральный – формируется на базе существующей плотно застроенной территории города, и восточный микрорайон, который предлагается интенсивно развивать. Учитывая, что в восточной части города размещаются Лабинские месторождения минеральной воды, жилую застройку в зоне этого месторождения следует выполнять в соответствии с требованиями «Положения о курортах».

Территория города условно делится на два планировочных района. Каждый район имеет свои специфические особенности, которые учтены в целом архитектурно-планировочной композицией генерального плана города.

Центральный район города характерен смешанной застройкой: усадебной одноэтажной и секционной до 5 этажей.

Одним из резервов для размещения жилищного строительства в пределах центрального района могут быть территории размещения ветхого жилого фонда, которые можно рассматривать как значительный резерв жилой территории при условии увеличения темпов сноса ветхой застройки и существенном развитии строительной индустрии. Но, учитывая реальные возможности строительства на реконструируемых территориях, такой путь все же имеет весьма ограниченные перспективы. Территориальным резервом для размещения жилищного фонда являются площадки в не завершенных строительством микрорайонах и кварталах.

Новый восточный жилой район имеет смешанную застройку. Основная часть территории застраивается усадебной индивидуальной, и меньшая часть – малоэтажной секционной застройкой. Размещение жилой застройки учитывает природные факторы, наличие санитарно-защитных зон, планировочных ограничений.

Проектом решаются вопросы поэтапности освоения территории. В связи с тем, что существующая территория города практически полностью застроена, новое жилищное строительство предусматривается на землях сельскохозяйственного использования восточной части города. В первую очередь осваиваются земли, расположенные в районе ул. Виноградной, а также в районе ул. Вознесенской. Также предусматривается первоочередная реконструкция жилых кварталов в центральной части города.

Проектом определяется направление возможного развития населенного пункта за расчетным сроком (резервные территории под застройку) в северном направлении от города на землях расположенных за федеральной автомобильной дорогой до х. Прохладный.
х. Прохладный

Жилая зона представлена территориями существующей застройки усадебного типа, а также новыми территориями, предназначенными для размещения проектируемого жилищного фонда.

Основную часть территории поселка составляет жилая застройка. Она представляет собой жилые кварталы правильной и неправильной формы. Существующая планировочная структура территории представлена прямоугольной сеткой улиц почти правильной прямоугольной формы. Улицы вытянуты, в основном, с севера на юг.

Жилые кварталы застроены одноэтажной усадебной застройкой с приусадебными участками. При въезде в населенный пункт по расположены малоэтажные секционные жилые дома.

Для освоения на первую очередь строительства (до 2021г.), расчетный срок (до 2031г.) и перспективу проектом определены территории развития жилой зоны, расположенные в южной части поселка в виде кварталов индивидуальной жилой застройки и малоэтажной секционной жилой застройки.

Жилая зона предназначена для организации благоприятной и безопасной среды проживания населения, отвечающей его социальным, культурным, бытовым и другим потребностям.

В связи с тем, что размещение новой застройки планируется преимущественно на землях сельскохозяйственного использования, предусматривается поэтапное изменение вида землепользования в установленном законом порядке в соответствии с этапами строительства, определенными генеральным планом.
Жилая зона х. Заря Мира представлена кварталами индивидуальной жилой застройки. Развитие жилой зоны проектом не предусматривается.

Предполагается, что развитие жилой застройки будет происходить за счет её уплотнения.


1.2. Жилая застройка. Жилищный фонд
Оценка масштабов перспективного жилищного строительства ориентируется на проектную численность населения территории, исходя из необходимости предоставления каждой гипотетической семье отдельного дома или квартиры.
г.Лабинск
Размещение нового жилищного строительства предусматривается как на свободных от застройки территориях, так и в сложившейся селитебной части города за счет проведения комплексной реконструкции жилых территорий, а также трансформации территорий садоводств в жилые образования.

При определении объёмов жилищного строительства на расчётный срок, генеральным планом учтена потребность в новом жилищном фонде для населения, проживающего в зонах особого санитарно-гигиенического режима, а также на территориях реконструкции. По проекту к 2031 г. замене подлежит существующий жилищный фонд общей площадью 92,0 тыс. м2.

С учетом сложившейся структуры строительства на территории города и тенденций ее изменения, в новом строительстве предлагается применять застройку:

- усадебного типа, средняя жилищная обеспеченность – 30 м2/чел.,

- блокированного типа, средняя жилищная обеспеченность 28 м2/чел.,

- секционного типа при средней обеспеченности населения общей площадью жилищного фонда 25 м2/чел.

Также предполагается доведение средней жилищной обеспеченности населения в сохраняемой застройке – до 24,0 м2/чел.

С целью повышения жилищной обеспеченности существующего населения проектом рекомендуются уплотнение, модернизация, обновление в пределах имеющихся участков жилищного фонда, находящегося в удовлетворительном состоянии.

Новым жилищным фондом, согласно проведённым расчётам, необходимо обеспечить:

- на 1 очередь строительства к 2021 г. – 4344 чел.,

- на расчётный срок к 2031 г. – 14871 чел.
На период 2011 – 2021 гг. (1 очередь строительства) объем нового жилищного строительства ориентировочно определен в размере 222,0 тыс. кв.м общей площади или в среднем за год – около 22,2 тыс. кв. м. Общий объем жилищного фонда г. Лабинска к 2021 г. может увеличиться до 1568,0 тыс. кв. м. При этом средняя жилищная обеспеченность может составить – 23,9 кв. м/чел.

В последующий период 2021 – 2031 гг. (до расчетного срока) новое жилищное строительство ориентировочно определено в объеме порядка 332,3 тыс. кв. м общей площади или в среднем за год –33,2 тыс. кв. м. Общий объем жилищного фонда г.Лабинска к 2031 г. может увеличиться до 1808,3 тыс. кв. м. При этом средняя жилищная обеспеченность достигнет – 25,3 кв. м/чел.

В соответствии с прогнозным расчетом общий объем жилищного фонда города к 2031 г. может увеличиться в 1,3 раза. Объем нового жилищного строительства за весь прогнозный период 2011 – 2031 гг. может составить порядка 554,3 тыс. кв. м.

Из общего объема нового строительства 10% придется на секционную 2-5-этажную жилую застройку, 90% - на индивидуальную усадебную и блокированную жилую застройку.

В сложившейся городской застройке обеспеченность жильем будет ниже, чем в зонах нового строительства, так как структура существующих квартир имеет ограниченные возможности ее повышения.
п.Прохладный
Новое жилищное строительство на территории п.Прохладный предлагается осуществлять малоэтажными индивидуальными домами усадебного типа; средняя жилая обеспеченность принята в размере 30 м2/чел.

Замены существующего жилищного фонда не предусмотрено, однако в связи с низкой жилой обеспеченностью (18,1 кв. м общей жилой площади на человека) рекомендуется его уплотнение, модернизация, обновление в пределах имеющихся участков.

Новым жилищным фондом, согласно проведённым расчётам, необходимо обеспечить:

- на 1 очередь строительства к 2021 г. – 156 чел.,

- на расчётный срок к 2031 г. – 356 чел.

Кроме того, проектом предлагается доведение средней жилищной обеспеченности населения в сохраняемой застройке – до 24,0 м2/чел.


На период 2011 – 2021 гг. (1 очередь строительства) объем нового жилищного строительства ориентировочно определен в размере 11,7 тыс. кв.м общей площади или в среднем за год – около 1,2 тыс. кв. м. Общий объем жилищного фонда п.Прохладный к 2021 г. может увеличиться до 44,4 тыс. кв. м. При этом средняя жилищная обеспеченность может составить – 22,6 кв. м/чел.

В последующий период 2021 – 2031 гг. (до расчетного срока) новое жилищное строительство ориентировочно определено в объеме порядка 9,6 тыс. кв. м общей площади или в среднем за год –1,0 тыс. кв. м. Общий объем жилищного фонда п.Прохладный к 2031 г. может увеличиться до 54,0 тыс. кв. м. При этом средняя жилищная обеспеченность достигнет – 25,0 кв. м/чел.


х. Заря Мира
На территории х. Заря Мира новое жилищное строительство не предусмотрено, однако в связи с низкой жилищной обеспеченностью (18,1 кв. м общей жилой площади на человека), а также в целях повышения комфортности жизненной среды генеральным планом предлагается осуществить реконструктивные мероприятия в отношении существующей жилой застройки.

Площадь жилого фонда может быть увеличена за счет строительства (пристройки, надстройки и др.) дополнительных жилых помещений в пределах имеющихся участков.

Общая площадь жилищного фонда населения хутора может составить:

- на 1 очередь строительства 3,0 тыс.кв.м (при условии увеличения средней жилищной обеспеченности населения до 22 кв.м/чел.)

- на расчётный срок 3,3 тыс.кв.м (при увеличении средней жилищной обеспеченности населения до 24 кв.м/чел.).

Объём нового жилищного строительства составит, ориентировочно:

- на 1 очередь строительства – 0,5 тыс.кв.м,

- на расчётный срок – 0,8 тыс.кв.м.



1.3. Общественно-деловая зона
Общественно-деловая зона представлена существующим общественным центром города и проектируемыми центрами обслуживания, расположенными в существующих жилых кварталах на свободной от застройки территории и в проектируемых микрорайонах.

Общественный центр города Лабинска характеризуется многофункциональным использованием территории. Проектом сохраняются практически все существующие здания и сооружения главного общественного центра по прямому назначению. Предусматривается реконструкция рынка под современный крытый комплекс, строительство новых зданий общественного назначения на территории индивидуальных жилых домов по мере их амортизации и сноса.

Разрешенные виды использования на территории общественно-деловой зоны: объекты здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, образовательных и административных учреждений, культовые здания, автомобильные стоянки транспорта, центры деловой, финансовой, общественной активности, торговые комплексы, предприятия связи, научные учреждения, офисы, конторы, компании и другие предприятия бизнеса.

Композиционным ядром центрального района города Лабинска является общегородской центр, который формируется на базе существующих зданий между улицами Ленина, Карла Маркса, Красноармейской и Халтурина.

Городской центр линейного типа представляет собой чередующиеся по функциональному назначению зоны нанизанные на пешеходный бульвар вдоль ул. Красной. По функциональному зонированию центр города делится на административно-хозяйственную, культурно-просветительскую и торговую часть, которая формируется на базе существующих зданий социального назначения. Функциональные зоны центра объединены между собой системой зеленых насаждений с организацией площадей и пешеходных эспланад.

Индивидуальная жилая застройка, находящаяся в зоне главного общественного городского центра и вдоль магистральных улиц, связывающих центр города с подцентрами планировочных районов, рассматриваются генпланом как зона активной реконструкции для размещения объектов делового, общественного и коммерческого назначения. Строительство вышеназванных объектов возможно как с сохранением существующего индивидуального жилого фонда, так и с его реконструкцией и перепрофилированием.

Жилые районы, расположенный на новых территориях в восточной части города, имеют также свои развитые центры культурно-бытового обслуживания, запроектированные в соответствии с конкретной демографической ситуацией и реальным потребительским спросом населения по отдельным видам обслуживания (см. ГП-1).
Общественно деловая зона п. Прохладный проектом рассматривается на уже сложившихся территориях с сохранением и реконструкцией общественного центра, а также дополнения его зданиями обслуживания населения.
В х. Заря Мира проектируется магазин.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница