1. Понятие «проект». Фазы жизненного цикла проекта и содержание работы на них 2



Скачать 146,78 Kb.
Дата31.10.2016
Размер146,78 Kb.


Содержание


1.Понятие «проект». Фазы жизненного цикла проекта и содержание работы на них 2

2.Базисные и интегрирующие функции управления проектом. Каким образом эти функции соотносятся с общими функциями управления проектами? 6

3.Задание 1 9

4.Задание 2 12

Список использованных источников 26



1.Понятие «проект». Фазы жизненного цикла проекта и содержание работы на них

Существует ряд определений понятия «проект», каждое из которых имеет право на существование. Специалисты по управлению проектами пользуются тем из них, что наиболее подходит к решаемой ими задаче.

США, Институт Управления Проектами (PMI):

«Проект - некоторое предприятие с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта» .

Великобритания, Английская Ассоциация проект-менеджеров:



«Проект - это отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов».

Германия, DIN 69901:



«Проект - это предприятие (намерение), которое в значительной степени характеризуется неповторимостью условий в их совокупности, например:

задание цели;

временные, финансовые, людские и другие ограничения;

разграничения от других намерений;

специфическая для проекта организация его осуществления».

Мировой Банк, «Оперативное руководство» № 2.20: «Понятие «проект» обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями».

Каждый проект, программа или отдельный товар имеют определенные фазы (стадии) развития, известные как фазы жизненного цикла, или жизненный цикл. Четкое понимание этих фаз позволяет управляющим и руководителям более эффективно управлять ресурсами для достижения целей и задач проекта.

Ограниченный период времени, за который реализуются поставленные цели, называется жизненным циклом проекта.

Некоторые менеджеры схематично представляют фазы (стадии) жизненного цикла проекта следующим образом [1; 76 - 77]:

–    замысел;

–    анализ проблемы (цели, требования, задачи);

–    разработка концепции (анализ выполнимости, альтернативные концепции);

–    детальная проработка (спецификации, чертежи, детальные планы);

–    выполнение проекта (рабочая документация, испытания, приемка);

–    использование (внедрение, техобслуживание, эксплуатация);

–    ликвидация (демонтаж, утилизация, продажа, задание на развитие).

Банковские работники подразделяют жизненный цикл проекта на три фазы: предынвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную.

На графике (рис. 1) можно проследить, как изменяется во времени объем инвестиционных ресурсов, затрачиваемых на осуществление проекта (нижняя часть графика), и величина дохода (прибыли), характеризующая отдачу, эффект от вложения капитала в проект (верхняя часть графика).

Принято выделять три стадии (уровня) проведения предынвестиционной фазы инвестиционного цикла проекта:

–    изучение инвестиционных возможностей проекта (opportunity studies);

–    предпроектные исследования (pre-feasibility study);

–    оценка осуществимости инвестиционного проекта (feasibility study).

Вторая фаза обычно именуется инвестиционной. В течение этой фазы возводятся здания и сооружения, приобретается и монтируется оборудование, создается производственная инфраструктура, начинается опытный, а вслед за ним серийный выпуск и реализация, продажа продукции. Это самая затратная фаза, поглощающая основной объем инвестиций. Однако начиная с некоторого момента t0, соответствующего началу прибыльной продажи товара, проект становится не только расходным, но и приносящим доходы.

 

http://www.rusnauka.com/7_nitsb_2012/economics/6_103371.doc.files/image003.gif 



http://www.rusnauka.com/7_nitsb_2012/economics/6_103371.doc.files/image006.gif 

Рисунок 1 – Изменение величины инвестиций и приносимого ими дохода на разных стадиях инвестиционного цикла

По мере завершения инвестиционной фазы, когда объект входит в строй, объем инвестиционных затрат начинает уменьшаться, а объем приносимого проектом дохода увеличиваться, так как он постепенно выходит на проектную мощность, что позволяет значительно увеличить объем продаж при снижающихся издержках производства. Подобное развитие проекта наблюдается в его третьей и завершающей фазе, которую называют эксплуатационной, поскольку она соответствует времени и режиму производственного использования, эксплуатации объекта, созданного согласно инвестиционному проекту.

В течение третьей фазы инвестиции в определенном, обычно снижающемся объеме все еще необходимы для поддержания производства, его увеличения, амортизации оборудования. Однако доход от продажи продукта в этой фазе намного превышает инвестиционные затраты, вследствие чего в некоторый момент времени t1 общая сумма дохода становится равной стоимости капитала, вложенного в проект, что свидетельствует о достижении точки окупаемости проекта.

Затем проект начинает постепенно устаревать, спрос на его продукт падает, цена продукта уменьшается, что вызывает снижение доходности проекта. В то же время основные средства проекта постепенно устаревают и в моральном, и в физическом отношении, в связи с чем на их поддержание могут потребоваться увеличивающиеся объемы инвестиций. Становится ясным, что жизненный цикл проекта идет к завершению и во избежание превращения проекта в убыточный целесообразно его свертывать, то есть, прежде всего, прекратить дальнейшее инвестирование [4; 694].


2.Базисные и интегрирующие функции управления проектом. Каким образом эти функции соотносятся с общими функциями управления проектами?

Базовые функции представляют собой содержательную сущность, т. е. управление предметной областью проекта. Также базовые функции содержат требования к качеству (стандартизация всех этапов, промежуточной продукции и конечного результата). Кроме того, необходимо прибавить управление временем и стоимостью проекта.

Интегрирующие функции содержат управление персоналом проекта, коммуникациями, контрактами и управление риском. Управления предметной областью проекта.

Предметная область проекта (цели проекта, задачи и работы, их объемы вместе с требуемыми ресурсами) в процессе его "жизни" претерпевает изменения и возникает необходимость управления предметной областью проекта (иногда говорят "управление результатами", "управление работами или объемами").



Управления качеством. Для проекта должны быть установлены требования или стандарты качества результатов, по которым оценивается успешность завершения проекта. Определение этих требований, их контроль и поддержка на протяжении "жизни" проекта требует осуществления управления качеством.

Управление временем. В каждом проекте устанавливается период времени и сроки выполнения проекта. Время – это важнейший, но "негибкий" ресурс, поэтому все работы и взаимодействие всех участников должны быть тщательно спланированы, контролироваться и должны приниматься своевременные меры для ликвидации или предотвращения нежелательных отклонений от установленных сроков.

Управление стоимостью. Каждый проект имеет установленный бюджет, но далеко не каждый проект завершается в рамках бюджета. Стоимость тесно связана со временем, но в отличие от него является гибким ресурсом.

Управление предметной областью, качеством, временем и стоимостью образуют ядро УП, которое используется практически во всех случаях. Однако выделяют и другие важные функции управления проектами.



Управления персоналом или трудовыми ресурсами. В течение жизни проекта требуется разное количество специалистов, с разной квалификацией, на различные периоды времени. Ядро этих специалистов образует временную команду проекта, поэтому в проекте возникает необходимость подбора людей, распределения обязанностей и ответственности между ними, организация эффективной работы команды и т.д. Эти, как впрочем и другие, функции управления закрепляются за руководителем проекта.

Управление коммуникациями или управление информационными связями. Для контроля состояния хода работ проекта, его окружения и прогноза результатов необходимо иметь обратную информационную связь. Управление информационными связями обеспечивает своевременное реагирование на внешние и внутренние возмущающие воздействия.

Управления контрактами и обеспечением проекта.Исполнители привлекаются к выполнению работ и услуг для проекта на основе контрактов. Закупки и поставки требуемых материально-технических ресурсов и оборудования осуществляются тоже на основе заключенных контрактов. Необходимо управление деятельностью по подготовке, планированию, заключению контрактов, контролю за их выполнением и т.п.

Управления риском. Осуществление проекта связано с неопределенностью многих элементов, вероятностным характером протекания процессов, а значит и определенным риском. Уровень риска проекта можно снизить путем принятия специальных мер. Причем заданный уровень риска проекта можно обеспечить с минимальными затратами. Однако это требует глубокого изучения природы проекта и его окружения.

Выделение перечисленных восьми функций оправдано тем, что на их основе определяются такие важнейшие критерии оценки проекта, как:

техническая осуществимость (определяемая предметной областью проекта и качеством);

конкурентоспособность (определяемая качеством, временем и стоимостью);

трудоемкость (усилия, затрачиваемые на проект, измеряемые временем и стоимостью);

жизнеспособность (определяемая предметной областью, стоимостью и риском);

эффективность осуществления проекта (определяемая участвующим персоналом, средствами коммуникаций и общения, системой материально-технического обеспечения).


3.Задание 1

Вами принято решение построить садовый ломик для отдыха Вашей семьи. Для этого необходимо разработать структурную схему (модель) проекта этого строительства.

Обдумайте, пожалуйста, при распределении частных заданий, чтобы садовый дом удовлетворял следующим претензиям:

• Это должно быть стационарное бетонное сооружение с красной остроконечной крышей, к которому от Вашего особняка вела бы посыпанная гравием дорожка.

• Кроме того, садовый домик должен иметь два одинакового размера больших окна на уровне глаз и запирающуюся входную дверь из массивного дерева. Внутреннее помещение площадью не менее 25 м2 должно быть обшито деревянными панелями, освещаться электричеством и снабжено умывальником.

• Вы можете себе представить, что с выемкой грунта иод фундамент Вы справитесь сами, а также после бетонирования фундамента проложите водопроводные трубы. В эту работу включено рытье канав для электропроводки и труб. Все прочие строительные работы передаются строительному предприятию, которое бетонирует фундамент, возводит стены и штукатурит внутри. Кроме того, оно насыпает дорожку.

• Предприятие по кровельным и жестяным работам, после окончания всех работ по возведению стен, покрывает крышу. Оно же укладывает перекрытия, закрепляет кровельные плиты, производит нижнюю облицовку крыши и устанавливает желоба.

• Нижняя облицовка крыши позже монтируется кровельщиком, который под конец соединяет желоба и водосточные трубы с канализацией. Однако до этого должны быть проложены канализационные трубы и закончена наружная штукатурка.

• После внутренних и наружных штукатурных работ приглашенный столяр устанавливает готовую входную дверь и окна. Внешняя штукатурка поручена штукатуру.

• Специалист-электрик может осуществить электропроводку в домик и заземление только тогда, когда будет закончена нижняя облицовка крыши. Обшивка деревянными панелями проводится только после окончания работ по электропроводке и установки входной двери и окон. Для окончания всех работ и озеленения маляр должен еще выкрасить водосточные трубы и внутренние стены. Вам, кроме всего прочего, может быть предоставлено удовольствие по окончании всех работ, вместе с Вашим соседом, провести озеленение.

Задание:

Проанализируйте бизнес-ситуацию № 1. Разработайте структурную схему проекта для строительства садового домика. Представьте его на рабочем листе графически.





4.Задание 2


ЗАО «Уральские самоцветы» выпускает средства ухода за кожей лица, волосами и для бритья, включая опасные бритвы. Ее конкурент организовал недавно производство нового вида опасных бритв, которые за последние шесть месяцев приобрели большую популярность на потребительском рынке, что оказало негативное воздействие на объем продаж ЗАО. Руководство ЗАО приняло решение о скорейшем внедрении в производство конкурентоспособной продукции и поручило главному менеджеру составить проект разработки нового продукта и внедрения его на потребительский рынок.

Таблица 1

Параметры работ сетевого графика

Код работы

Задача

Количество исполнителей

Предшествующие задачи

Время решения задачи, нед.

A

Создание новой продукции

5

-

9

B

Создание упаковки

4

-

4

C

Подготовка производственных мощностей

4

A

5

D

Получение сырья и материалов

2

A

2

E

Выпуск пробной партии продукции

5

C, D

4

F

Изготовление упаковки

2

B

3

Продолжение таблицы 1



Код работы

Задача

Количество исполнителей

Предшествующие задачи

Время решения задачи, нед.

G

Принятие решения о выборе рынка сбыта

1

-

2

H

Упаковка опытной партии

2

E, F

2

I

Поставка продукции на пробный рынок сбыта

3

H, G

4

J

Продажа продукции на пробном рынке сбыта

4

I

5

K

Оценка результатов внедрения продукции на рынок

3

J

4

L

Планирование выпуска продукции на внутреннем рынке

4

K

4

Построение сетевого графика


Работы A, B, G не имеют предшествующих работ, следовательно, они начальные и исходят из события 1.

1

2



3

4

A



B

G

Рис. 1.



1

2

3



4

A

B



G

5

6



A

С

D



Работа А является предшествующей для С и D.

Рис. 2


Работы C и D являются основанием для работы E, для правильного отражения следования водим фиктивную работу С1.

1

2



3

4

A



B

G

5



6

A

С



D

7

Е


Рис. 3
Работа В является предшествующей работе F. В свою очередь работы Е, F являются основанием для работы Н. А работы G, H являются основанием для I.

1

2

3



4

B

G



5

6

A



С

D

7



Е

F

H



I

8

Рис. 4



Далее строится цепочка работ J, K, L.

1

2



3

4

B



G

5

6



A

С

D



7

Е

F



H

I

8



9

10

J



K

L

11


Рис. 5.


Нанесем исходные данные на сетевой график.

1

2



3

4

4



2

5

6



9

5

2



7

4

3



2

4

8



9

10

5



4

4

11



0

5

4



4

2

5



2

2

1



3

3

4



4

Рис. 6.
Расчет параметров событий

Событие 1 имеет ранний срок свершения 0.

Событие 2 наступает после совершения работы А, то есть ранний срок 9 недель.

Событие 3 наступает после свершения работы В, ранний срок 4 недели.

Событие 5 – после свершения работы С, ранний срок 9+5=14 недель.

Событие 6 – после свершения работы D, ранний срок 9+2=11 недель.

Событие 7 – после свершение работы Е, F, ранний срок мах(4+3;14+4)=18 недель.

Событие 4 – после свершения работы G и Н, ранний срок мах(1;18+2)=20 недель.

Событие 8 – после свершения работы I, ранний срок 20+4=24 недели.

Событие 9 – после свершения работы J, ранний срок 24+5=29 недель.

Событие 10 – после свершения работы К, ранний срок 29+4=33 недели.

Событие 11 – после свершения работы L, ранний срок 33+4=37 недель.

Поздние сроки свершения определяются с конца сетевого графика.

Событие 11 – поздний срок – 37 недель.

Событие 10 – поздний срок события 11 минус время выполнения работы L – 37-4=33 недели.

Событие 9 – поздний срок события 10 минус время выполнения работы К – 33-4=29 недель.

Событие 8 - поздний срок события 9 минус время выполнения работы J – 29-5=24 недель.

Событие 4 - поздний срок события 8 минус время выполнения работы I – 24-4=20 недель.

Событие 7 - поздний срок события 4 минус время выполнения работы Н – 20-2=18 недель.

Событие 6 - поздний срок события 7 минус время выполнения работы Е – 18-24=14 недель.

Событие 5 - поздний срок события 6 минус время выполнения работы С1 – 14-0=14 недель.

Событие 3 - - поздний срок события 7 минус время выполнения работы F – 14-3=11 недель.

Событие 2 – минимальная величина из: - поздний срок события 6 минус время выполнения работы D и - поздний срок события 5 минус время выполнения работы С – min(14-2;14-5)=9 недель.

Событие 1 – минимальная величина из: - поздний срок события 4 минус время выполнения работы G, поздний срок события 3 минус время выполнения работы В и - поздний срок события 2 минус время выполнения работы А – min(20-1;11-4;9-9)=0.

Резервом времени является разница между поздним а ранним сроком наступления событий.

Таблица 2

Параметры событий сетевого графика



Событие

Ранний срок наступления событий

Поздний срок наступления событий

Резерв времени

1

0

0

0

2

9

9

0

3

4

11

7

4

20

20

0

5

14

14

0

6

11

14

3

7

18

18

0

8

24

24

0

9

29

29

0

10

33

33

0

11

37

37

0

Время выполнения 37 недель.

Критический путь 1-2-5-7-4-8-9-10-11-12.
Рассчитаем параметры работ.

Полный резерв: поздний срок завершающего события минус ранний срок начального события и минус продолжительность работы.

Свободный резерв: ранний срок наступления завершающего события минус поздний срок начального события и минус продолжительность работы.

А. Полный резерв 9-0-9=0, Свободные резерв 9-0-9=0.

B. Полный резерв 11-0-4=7, Свободные резерв 4-0-4=0.

C. Полный резерв 14-9-5=0, Свободные резерв 14-9-5=0.

D. Полный резерв 14-9-2=3, Свободные резерв 11-9-2=0.

E. Полный резерв 18-11-4=3, Свободные резерв 14-14-4=0.

F. Полный резерв 18-4-3=11, Свободные резерв 18-11-3=4.

G. Полный резерв 20-0-1=19, Свободные резерв 20-0-1=19.

H. Полный резерв 20-18-2=0, Свободные резерв 20-18-2=0.

I. Полный резерв 24-20-4=0, Свободные резерв 24-20-4=0.

J. Полный резерв 29-24-5=0, Свободные резерв 29-24-5=0.

K. Полный резерв 33-29-4=0, Свободные резерв 33-29-4=0.

L. Полный резерв 37-33-4=0, Свободные резерв 37-33-4=0.

Сведем полученные результаты в таблицу.

Таблица 3

Параметры работы сетевого графика



Работа

Полный резерв

Свободный резерв

A

0

0

B

7

0

C

0

0

D

3

0

E

3

0

F

11

4

G

19

19

H

0

0

I

0

0

J

0

0

K

0

0

L

0

0

Строим карту проекта.

Рис. 7.


Список использованных источников





  1. Иванилов Ю.И., Лотов А.В. Математические модели в экономике. М., Наука, 2006

  2. Малыхин В.И. Математическое моделирование экономики. М., УРАО, 2003

  3. Стариков А.В. Экономико-математическое и компьютерное моделирование: учебное пособие / А.В. Стариков, И.С. Кущева. - Воронеж: ВГЛТА, 2008. - 132 с.

  4. Стариков А.В. Экономико-математическое и компьютерное моделирование: методич. указания к вып. лаб. работ/ А.В. Стариков, И.С. Кущева. - Воронеж: ВГЛТА, 2007. - 72 с.

  5. Трофимов В.В. Управление проектами. – СПб, 2010


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница