1 Система образования Казахстана: международная оценка Краткое резюме



Скачать 356,52 Kb.
Дата24.10.2016
Размер356,52 Kb.







1.2. Система образования Казахстана: международная оценка
Краткое резюме


    • В 2015 году ЮНЕСКО подведены итоги обязательств в достижении 6 целей в области образования, принятых правительствами 164 стран. В финальном рейтинге Индекса развития образования ЮНЕСКО Казахстан входит в восьмерку лучших среди 113 стран мира.




    • В сентябре 2015 года 193 государствами приняты 17 Целей устойчивого развития. Обозначена 4 Цель - обеспечение всеобщего и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.




  • В рейтинге ВЭФ ГИК-2015 Казахстан занял 42 место среди 144 стран мира. Это - лучший результат страны за всю историю участия в рейтинге конкурентоспособности. Положительная динамика зафиксирована по 8 из 12 показателей образования и науки («Доступ к Интернету в школах» (+15), «Доступность ученых и инженеров» (+13), «Доступность исследовательских и образовательных услуг» (+11), «Качество системы образования» (+9), «Качество научно-исследовательских организаций» (+8), «Качество начального образования» (+1), «Охват высшим образованием» (+1) и «Качество математики и естественно-научного образования» (+1)).




  • В рейтинге мировой конкурентоспособности по версии Международного института развития менеджмента (IMD) зафиксировано снижение показателей Казахстана по субфактору «Образование» (-1). Одной из причин является снижение показателя доли госрасходов на образование от ВВП (IMD-2014 - 4,3%; IMD-2015 - 3,6%). Итоговая позиция Казахстана в рейтинге IMD-2015 - 34 место среди 61 страны (2014г. - 32 место).

    • Четверть века ПРООН ранжирует страны по Индексу человеческого развития (ИЧР). Этот объективный показатель измеряет достижения страны с трех аспектов, характеризующих развитие человечества (долголетие и здоровье, образование и материальное благосостояние граждан). В рейтинге ПРООН Индекс человеческого развития-2015 Казахстан занял 56 место среди 188 стран мира (0,788 - группа стран с высоким ИЧР). Среднегодовой прирост ИЧР Казахстана в период 1990 - 2014 годы составил 0,56%.

  • На 8 позиций улучшились результаты Казахстана в рейтинге ВЭФ Индекс развития человеческого капитала (2014г. - 45, 2015г. - 37 место). Занимая высокие позиции по показателям начального, среднего и высшего образования, Казахстан уступает другим странам с сопоставимым уровнем экономического развития по таким критериям как «качество рабочих мест», «возможность развития на рабочем месте», «доступ к повышению квалификации», «качество здравоохранения и продолжительность здоровой жизни населения», «социальная мобильность».




  • В 2015 году в рейтинге британского аналитического центра Института Legatum Индекс процветания стран мира позиции Казахстана снизились по показателям субиндекса «Социальный капитал» (-11), «Экономика» (-10), «Безопасность» (-3), «Образование» (-1) и «Управление» (-1). Это повлияло на итоговое место Казахстана (2014г. - 55,
    2015г. - 56 место среди 142 стран мира).




  • Казахстан с коэффициентом 0,74 занял 27 место среди 170 стран мира в рейтинге Индекс развития молодежи (15 - 29 лет). Выше среднемировых показателей демонстрирует Казахстан по субиндексу «Образование» (0,856), «Здоровье и благополучие (0,754)» и «Трудоустройство (0,925)». В то же время низкие значения по показателям гражданского участия (0,280) и участия молодежи в политической жизни страны (0, 167).

2015 год ознаменован подведением международным сообществом итогов достижения целей в области устойчивого развития человечества. Восемь глобальных приоритетов до 2015 года были сформулированы в Декларации тысячелетия и приняты лидерами 192 стран в 2000 году. За 15 лет достигнуты значительные успехи в таких ключевых аспектах жизнедеятельности человека как трудоустройство и занятость, здравоохранение и образование.

«Во всем мире число людей, живущих в условиях крайней нищеты, сократилось более чем наполовину, уменьшившись с 1,9 млрд. человек в 1990 году до 836 млн. человек в 2015 году. Несмотря на рост численности населения в развивающихся регионах, количество смертей среди детей в возрасте до пяти лет в мире уменьшилось с 12,7 млн. человек в 1990 году до почти 6 млн. человек в 2015 году. С 1990 года коэффициент материнской смертности во всем мире сократился на 45 процентов. Число детей младшего школьного возраста, не посещающих школу, снизилось почти наполовину. Доля грамотных среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет за период 1990 - 2015 годов во всем мире увеличилась с 83 процентов до 91 процента»1.

Вместе с тем международные эксперты отмечают все еще сохраняющиеся глобальные аспекты нестабильности. Каждый день умирают примерно 16 000 детей, не прожив пяти дней. Не посещают школу 57 млн. детей младшего школьного возраста.

Все еще около 800 млн. человек в мире продолжают жить в нищете. Работают в условиях нестабильной занятости почти половина работников. Почти на каждом этапе жизненного цикла человек уязвим. Это усиливается мировой финансовой нестабильностью и экологическими изменениями, миграционными процессами и вооруженными конфликтами.

Поэтому построение более благополучного и равноправного мира стало ключевым тезисом исторической встречи глав 160 государств и правительств в сентябре 2015 года в Нью-Йорке. На специальном заседании Генеральной Ассамблеи ООН приняты 17 Целей устойчивого развития (ЦУР). Обозначены 169 целевых показателей к действию по пяти ключевым направлениям2 (рис. 1.2.1).
Рисунок 1.2.1. Цели устойчивого развития на период до 2030 года

c:\users\almagul.kultumanova\appdata\local\microsoft\windows\inetcache\content.outlook\d5zr5w9l\аж 2.jpg
Источник: www.un.org
В достижении пяти направлений новых ЦУР - люди, планета, финансовое благополучие, мир и партнерские отношения - ключевая роль отведена сфере образования. На Всемирном форуме по образованию в Инчхоне (Республика Корея) в мае 2015 года Министрами образования 120 стран сформулирована развивающая концепция образования на следующие 15 лет, предусматривающая 42 новых тематических индикатора.

ВСТАВКА 1.



_______________________________________________________________________________________________________________
Инчхонская Декларация. Образование-2030: обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни



  • Гарантия предоставления 12-летнего бесплатного, финансируемого государством образования, обеспечивая доступ к равноправному качественному начальному и среднему образованию.

  • Сосредоточение усилий на образовании наиболее обездоленных групп населения, в особенности лиц с ограниченными возможностями (ни одна цель в сфере образования не должна, считаться достигнутой, пока она не достигнута всеми).

  • Наделение соответствующими правами и возможностями учителей и воспитателей, осуществление их приема на работу должным образом, качественная их подготовка, присвоение соответствующей квалификации и обеспечение мотивации и поддержки в рамках достаточных ресурсов.

  • Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для укрепления образовательных систем, распространения знаний, обеспечения доступа к информации, качественного и эффективного обучения.

  • Выделение на нужды образования не менее 4-6% валового внутреннего продукта и/или не менее 15-20% общих государственных расходов.

Во Всемирном докладе по мониторингу ОДВ «Образование для всех 2000-2015 гг.: достижения и вызовы» отмечается, что «после 2000 года удалось совершить очень многое, но для обеспечения качественного образования и обучения для всех на протяжении всей жизни нам предстоит сделать гораздо больше. Более надежных и перспективных инвестиций в права и достоинство человека, в социальную инклюзивность и устойчивое развитие просто не существует»3.

Актуальными на глобальном уровне остаются вопросы финансовых инвестиций в сферу образования (самые низкие показатели в Центральной Азии). Обозначено неравное соотношение числа учащихся в расчете на одного преподавателя в селах и городах.
В отдаленных сельских школах квалификационный уровень ниже в сравнении с их городскими коллегами. Высокая феминизация в системе образования (превалирующая доля учителей-женщин в школах Центральной Азии - 90%).

Вместе с тем международные показатели свидетельствуют о значительных усилиях, предпринятых странами на национальном уровне. Общий прогресс на пути к достижению целей образования позволил рассчитать сводный показатель - Индекс развития образования (ИРО). Это среднее арифметическое четырех компонентов (охват начальным образованием, уровень грамотности взрослых, доля доучившихся до 5 класса и гендерный паритет в образовании) (рис. 1.2.2).

В рейтинг ИРО не включены показатели Цели 1 (к 2015 году охват детей дошкольным образованием на уровне не менее 80%) и Цели 3 (обеспечение образовательных потребностей всех молодых людей и взрослых). Причина в недостаточности данных по всем странам. В перспективе предполагается за рамку оценки достижения Цели 3 на период после 2015 года принять результаты участия стран в программе ОЭСР PIAAC. В данном проекте Казахстан планирует принять участие в 2017 году.

Рисунок 1.2.2. Показатели Казахстана

в Индексе развития образования, ЮНЕСКО

ИРО И ЕГО КОМПОНЕНТЫ

Всеобщее начальное образование
Коэффициент охвата начальным образованием (СНКО)

Грамотность среди взрослых


Уровень

грамотности

взрослых

(15 лет и старше)

Гендерный паритет и равенство

Гендерно-

ориентированный

индекс


Качество образования
Доля

учащихся,

доучившихся

до 5 класса


0,993

0,987


0,997

0,984


0,993

КАЗАХСТАН: 0,990



Источник: Образование для всех 2000-2015 гг.: достижения и вызовы. ЮНЕСКО.

Высокие значения по всем четырем компонентам ИРО позволили Казахстану войти в группу стран с высоким уровнем ИРО (0,990). Рейтинг группирует страны по трем категориям (высокий показатель - значения выше 0,95, средний - от 0,80 до 0,94 и низкий - ниже 0,80).

В целом, за 15 лет с момента подписания Дакарских соглашений, Казахстаном осуществлен значительный прогресс в достижении целей ОДВ. С 2009 года Казахстан в рейтинге ИРО занимает лидирующие позиции и входит в восьмерку лучших среди 113 стран мира (рис. 1.2.3).
Рисунок 1.2.3. Рейтинг стран по ИРО

Источник: Education for all, Global Monitoring Report, 2015г., расчет ИРО по состоянию на 2012 год
Участие в международных рейтингах позволяет странам получить не только независимую объективную оценку. В глобальном масштабе определяются сильные и слабые стороны, обозначаются точки роста дальнейших действий.
Одним из ведущих и признанных мировым сообществом рейтингов является Глобальный индекс конкурентоспособности. Ежегодно международными экспертами оценивается политика страны по обеспечению темпов экономического роста и благополучия государства. При расчёте ГИК традиционно используются общедоступные статистические данные и результаты опроса работодателей.

В 36 выпуске Глобального Отчета о конкурентоспособности - 2015-2016 Всемирного экономического форума обозначены негативные последствия финансового кризиса 2009 года на мировые показатели безработицы, темпов производительности и экономического роста многих стран мира. Данные факторы, так или иначе, отразились на уровне конкурентоспособности государств. Традиционно ранжирование стран произведено по 12 ключевым факторам трех компонентов (рис. 1.2.4).


Рисунок 1.2.4. Факторы конкурентоспособности страны

Базовые условия для экономического роста

1. Качество институтов

2. Инфраструктура

3. Макроэкономическая стабильность

4. Здоровье и начальное образования

Ресурсо-ориентированная

Усилители эффективности


1. Высшее образование и профессиональная подготовка

2. Эффективность рынка товаров и услуг

3. Эффективность рынка труда

4. Развитость финансового рынка

5. Технологический уровень

6. Размер рынка

Производственная

Факторы инновационного развития


1. Конкурентоспо-собность компаний

2. Инновационный потенциал

Инновационная


Экономика


Источник: The Global Competitiveness Report, 2015–2016
Определяя конкурентоспособность страны ВЭФ определяет три стадии развития экономической политики государства (ресурсо-ориентированная, производительная и инновационная). Казахстан включен в группу стран, находящихся на этапе перехода со стадии ресурсо-ориентированной к производительной.

В ГИК 2015-2016 Казахстан занял 42 место среди 144 стран мира, улучшив свои позиции по сравнению с предыдущим годом (50 место с аналогичным количеством стран). Это лучший результат страны за всю историю участия в рейтинге ВЭФ (с 2005г.) (рис. 1.2.5). Общий средний балл Казахстана составил 4,5 (2014г. - 4,4).


Рисунок 1.2.5. Динамика позиций Казахстана, рейтинг ГИК

Источник: The Global Competitiveness Report, 2015–2016
Казахстану удалось улучшить свои позиции по многим показателям, в том числе по качеству институтов, развитию инфраструктуры, высшему образованию и профессиональной подготовке, уровню технологической подготовки и развитию инновационного сектора. Это способствовало повышению в общем рейтинге ГИК. Среди стран СНГ Казахстан занял второе место, уступив только Азербайджану (рис. 1.2.6).
Рисунок 1.2.6. Позиции стран СНГ, рейтинг ГИК
Источник: The Global Competitiveness Report, 2015–2016

Значительное улучшение позиций Казахстана отмечено по факторам инновационного развития. Это показатели «Конкурентоспособность компаний» (+12) и «Инновационный потенциал» (+13). Прогресс страны зафиксирован по фактору «Качество институтов» (+7).

Вместе с тем, наблюдается ухудшение позиций Казахстана на 3 пункта по фактору «Эффективность рынка труда» (18 место) в сравнении с 2014 годом (рис. 1.2.7). Эффективный и гибкий рынок труда позволяет населению пережить экономическую нестабильность страны без особых социальных потрясений. Данный критерий конкурентоспособности зависит от того, насколько эффективно используется кадровый потенциал населения и насколько уровень качества предоставляемых образовательных услуг в стране позволяет улучшить данный потенциал. Такой рынок труда предполагает высокую мотивацию самих работодателей и меритократическую4 систему управления в обществе.
Рисунок 1.2.7. Позиции Казахстана по факторам рейтинга ГИК
Источник: The Global Competitiveness Report, 2015-2016

По 8 из 12 показателей образования и науки Казахстан продемонстрировал некоторое улучшение. Положительная динамика наблюдается по таким показателям как «Доступ к Интернету в школах» (+15), «Доступность ученых и инженеров» (+13), «Доступность исследовательских и образовательных услуг» (+11), «Качество системы образования» (+9), «Качество научно-исследовательских организаций» (+8), «Качество начального образования» (+1), «Охват высшим образованием» (+1) и «Качество математики и естественно-научного образования» (+1) (рис. 1.2.8).


Рисунок 1.2.8. Позиции Казахстана по показателям

образования и науки, рейтинг ГИК



Источник: The Global Competitiveness Report, 2015–2016
Снижение позиций по показателю «Охват начальным образованием» (-2) объясняется разночтениями в международной и национальной статистике. Для рейтинга ГИК ВЭФ использует чистый охват, который не учитывает детей 6-ти лет, посещающих 1 класс, и детей 10 лет, перешедших в основную школу. Общий охват начальным образованием РК в 2012 году (фактический) в базе данных Института статистики ЮНЕСКО превышает 104,9%.

Зафиксировано снижение показателя «Качество школ менеджмента» (-9). По данным МОН РК школы менеджмента функционируют только в частных вузах (Новый экономический университет им. Т. Рыскулова, UIB, Alma University, КИМЭП). Опрос целевых групп показал, что большинство представителей бизнес-сообщества пессимистично отзываются об уровне развития отечественных бизнес-школ (более 60%). В связи с этим, в 2015 году начата подготовка высококвалифицированных лидеров деловой среды в Высшей школе бизнеса Назарбаев Университета.



Следует отметить, что Казахстан занимает стабильно высокие позиции четвертый год подряд. За 5 лет общий средний балл
ГИК Казахстана вырос с 4,2 до 4,5 (по 7-балльной шкале) (табл. 1.2.1).
Таблица 1.2.1. Динамика показателей образования, Казахстан


Показатели

2011

2012

2013

2014

2015

Качество начального образования

3,6

3,7

3,9

4,1

4,1

Качество системы образования

3,0

3,2

3,4

3,6

3,7

Качество математики и естественно-научного образования

3,7

3,8

4,1

4,1

4,1

Качество школ менеджмента

3,6

3,7

3,8

3,9

3,7

Доступ к Интернету в школах

4,0

4,3

4,7

4,7

4,9

Доступность исследовательских и образовательных услуг

3,9

4,1

4,3

4,2

4,4

Качество НИИ

2,7

3,0

3,2

3,2

3,6

Сотрудничество университетов и бизнеса в сфере НИОКР

2,9

3,3

3,4

3,3

3,3

Доступность ученых и инженеров

3,4

3,6

3,6

3,9

4,0

Охват начальным образованием

90,6%

88,2%

86,5%

85,6%

85,6%

Охват средним образованием

103%

99,6%

101,9%

97,7%

97,7%

Охват высшим образованием

40,1%

40,8%

43,2%

44,5%

44,5%

Источник: The Global Competitiveness Report, 2015–2016
Прогресс показателей образования и науки Казахстана обусловлен многими факторами. Модернизируется и обновляется содержание школьного образования, увеличивается число казахстанских школьников - призеров международных предметных олимпиад и научных соревнований.

Все более активнее работодатели принимают участие в разработке профессиональных стандартов профессионального образования. Приоритетом развития высшей школы Казахстана является реализация принципа интеграции образования, науки и производства. Активно развивается вузовская наука, создаются интеллектуальные кластеры


на базе Назарбаев Университета и научно-исследовательских подразделений в вузах. Все это положительным образом сказалось
на успешном позиционировании 9 вузов страны в рейтинге QS
(КазНУ им. аль-Фараби, ЕНУ им. Л.Гумилева, КазНИТУ им. К.Сатпаева, КазНПУ им.Абая, КарГУ им. Е.Букетова, ЮКГУ им. М.Ауэзова,
КазАТУ им. С.Сейфуллина, КазУМОиМЯ им. Абылай хана и КБТУ).

Вместе с тем в ГИК-2015 показатели образования продолжали оставаться факторами, сдерживающими конкурентоспобность Казахстана. Если в 2015 году по совокупности 113 показателей Казахстан занял 42 место, то из 9 показателей образования только 2 соответствуют общему рейтингу Казахстана (доступ к Интернету в школах - 41, охват средним образованием - 42 место). Остальные 7 показателей расположились


с 55 по 118 место (доступность исследовательских и образовательных
услуг - 55, охват высшим образованием - 61, качество начального образования - 63, качество системы образования - 67, качество математики и естественно-научного образования - 71, качество школ
менеджмента - 101, охват начальным образованием - 118).
Альтернативным инструментом, оценивающим уровень роста и развития различных отраслей экономики страны, включая образование, является рейтинг мировой конкурентоспособности IMD (Institute of Management Development). Его ведет ведущий в Европе Институт менеджмента (г. Лозанна, Швейцария).c:\users\114\desktop\картинки\кратинки нд 2013\images.jpeg

Один из наиболее полных аналитических исследований IMD рассчитывает индекс конкурентоспособности стран на основе четырех факторов (рис. 1.2.9).

Рисунок 1.2.9. Факторы конкурентоспособности стран, IMD

Источник: IMD World Competitiveness Yearbook, 2015 год
В рейтинге IMD-2015 пятерку наиболее конкурентоспособных стран продолжают возглавлять США, Гонконг, Сингапур, Швейцария и Канада. Международные эксперты отмечают высокие показатели уровня экспорта, эффективности бизнеса и обилия технологических инноваций стран-лидеров рейтинга.

Благодаря постепенному восстановлению экономики после финансового кризиса лучшие показатели демонстрирует европейские страны. Среди них - Швейцария (4), Норвегия (7), Дания (8), Швеция (9) и Германия (10).

Республике Корея удалось немного улучшить свое положение в рейтинге (21; +1), тогда как другие азиатские страны, такие как
Малайзия (14; -2), Япония (27; -1), Таиланд (30; -1) и Индонезия (42; -5) потеряли позиции.

Экономика стран БРИКС пользуется переменным успехом. Китай (22; +1) и Индия (44) стабильно удерживают свои позиции, в то время как, Россия (45; -6), Бразилия (56; -2) и Южная Африка (53; -1) снизили показатели в рейтинге IMD.



Итоговая позиция Казахстана среди 61 страны (-2) в сравнении с 2014 годом (рис. 1.2.10). При этом среди стран СНГ Казахстан занял лидирующее положение, опередив Россию (45) и Украину (60).
Рисунок 1.2.10. Динамика позиций Казахстана, рейтинг IMD

Источник: IMD World Competitiveness Yearbook, 2015 год
Среди основных четырех факторов конкурентоспособности наибольшее ухудшение позиций Казахстана наблюдается по фактору «Экономическая деятельность» (-4 позиции по сравнению с 2014 годом). При этом отмечается положительная динамика в интервале 1-4 пункта по факторам «Эффективность бизнеса» и «Инфраструктура» (табл. 1.2.2).
Таблица 1.2.2. Динамика позиций Казахстана в рейтинге IMD


Факторы и субфакторы рейтинга

2014

2015

Динамика

ОБЩИЙ РЕЙТИНГ

32

34

-2

Экономическая деятельность

27

31

-4

  1. Внутренняя экономика

28

35

-7

  1. Международная торговля

52

50

+2

  1. Внешние инвестиции

20

16

+4

  1. Занятость

19

23

-4

  1. Цены

39

27

+12

Эффективность правительства

20

21

-1

  1. Государственные финансы

14

16

-2

  1. Фискальная политика

9

11

-2

  1. Институциональная среда

35

39

-4

  1. Законодательство бизнеса

28

27

+1

  1. Общественный строй

25

29

-4

Продолжение таблицы 1.2.2

Эффективность бизнеса

33

30

+3

  1. Производительность

и эффективность

45

39

+6

  1. Рынок труда

9

7

+2

  1. Финансы

48

48




  1. Практика менеджмента

32

29

+4

  1. Отношения и ценности

28

21

+7

Инфраструктура

45

41

+4

  1. Базовая инфраструктура

37

31

+6

  1. Технологическая инфраструктура

32

31

+1

  1. Научная инфраструктура

50

45

+5

  1. Здравоохранение и окружающая среда

56

52

+4

  1. Образование

40

41

-1

Источник: IMD World Competitiveness Yearbook, 2015
Фактор «Экономическая деятельность» (2014г. - 27, 2015г. - 31 место). На снижение позиций Казахстана повлияли субфакторы «Внутренняя экономика» (35; - 7) и «Занятость» (23; - 4). Отмечается улучшение по субфакторам «Международная торговля» (50; +2), «Внешние инвестиции» (16; +4) и «Цены» (23; +4).

Фактор «Эффективность правительства» (2014г. - 20, 2015г. -


21 место). Улучшение позиций наблюдается только по субфактору «Законодательство бизнеса» (27; +1). Снижение значений: «Государственные финансы» (16; - 2), «Фискальная политика» (11; - 2), «Институциональная среда» (39; - 4) и «Общественный строй» (29; - 4).

Фактор «Эффективность бизнеса» (2014г. - 33, 2015г. - 30 место). Положительная динамика субфакторов «Производительность и эффективность» (39; +6), «Рынок труда» (7; +2), «Практика менеджмента» (29; +4) и «Отношения и ценности» (21; +7). Позиция страны по субфактору «Финансы» осталась стабильной (48 место).

Фактор «Инфраструктура» (2014г. - 45, 2015г. - 41 место). Улучшение позиций практически по всем субфакторам: «Базовая инфраструктура» (31; +6), «Технологическая инфраструктура» (31; +1), «Научная инфраструктура» (45; +5) и «Здравоохранение и окружающая среда» (52; +4).

Снижение произошло только по субфактору «Образование» (41; -1). Одним из факторов международные эксперты отметили низкие показатели доли госрасходов РК на образование от ВВП (IMD-2014 - 4,3%; IMD-2015 - 3,6%).


Уровень общественного прогресса не может измеряться только ростом экономических показателей. 25 лет назад впервые ПРООН опубликовал первый Доклад о человеческом развитии. Он «начинался с простой мысли: развитие - это расширение возможностей человеческого выбора и был посвящен богатству жизни людей в широком смысле, а не богатству экономик в узком понимании»5.

Четверть века ПРООН ранжирует страны по Индексу человеческого развития. Этот объективный показатель измеряет достижения страны


с трех аспектов, характеризующих развитие человечества (долголетие
и здоровье, образование и материальное благосостояние граждан)
(рис. 1.2.11).
Рисунок 1.2.11. Индекс человеческого развития и его компоненты


Источник: Human Development Report 2015: Work for Human Development
Компонент «Долголетие и здоровье» измеряется показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении (количество лет, которое может прожить новорожденный младенец, если существующие на момент его рождения преобладающие тенденции в области показателей смертности для конкретных возрастных групп останутся без изменений)6.

Компонент «Знания» измеряется двумя показателями. Это «Ожидаемая продолжительность обучения» (количество лет образования, которое, как ожидается, может получить ребенок, достигший официально установленного возраста поступления в школу, если в течение его жизни сохранятся преобладающие тенденции в области возрастных показателей охвата населения образования) и «Средняя продолжительность обучения» (среднее количество лет образования, полученного лицами в возрасте 25 лет и старше, пересчитанное из показателя образовательного уровня населения с учетом официальной продолжительности каждого уровня жизни) 7.

Компонент «Достойный уровень жизни» измеряется валовым национальным доходом на душу населения (ВНД). Все страны в рейтинге классифицируются по четырем категориям (с очень высоким, с высоким, со средним и с низким уровнями ИЧР).

Международные эксперты отмечают «впечатляющий прогресс в области человеческого развития за последнюю четверть века. Сегодня люди дольше живут и больше детей ходят в школу. Общемировой доход на душу населения растет, а нищета сокращается, что ведет к повышению жизненного уровня многих людей».

Высокие показатели человеческого развития демонстрируют Норвегия (1), Австралия (2), Швейцария (3). Казахстан находится в группе стран с высоким коэффициентом ИЧР (0,788) и занимает 56 позицию среди 188 стран мира (рис. 1.2.12).

Рисунок 1.2.12. Позиции отдельных стран, рейтинг ИЧР




средний

уровень ИЧР



высокий уровень ИЧР

низкий

уровень ИЧР


Источник: Human Development Report 2015: Work for Human Development
При определении рейтинга учитывается множество факторов. Это показатели соблюдения прав человека и гражданских свобод, возможности его участия в общественной жизни и социальная защищенность, степень территориальной и социальной мобильности населения, уровень здоровья и культуры населения, доступ к информации и другие.

Компонент образования в ИЧР измеряется уровнем грамотности населения в возрасте 15 лет и старше, валовым коэффициентом охвата населения образованием, качеством образования и долей расходов государства на образовательный сектор.

Составляющими компонента «Качество образования» обозначены показатели «Успеваемость 15-летних школьников» (средний балл страны по итогам участия в международном исследовании PISA-2012), «Учителя начальной школы, имеющие необходимую подготовку» и «Соотношение «ученик-учитель» в начальной школе» (табл. 1.2.3).

Таблица 1.2.3. Динамика показателей образования Казахстана



Показатели

2014

2015

Уровень грамотности взрослых (15 лет и старше)

99,7%

99,7%

Уровень грамотности населения (15-24 года)

99,8%

99,8%

Население с образованием не ниже среднего

99,3%

99,3%

Валовой коэффициент охвата населения дошкольным образованием

54%

58%

Валовой коэффициент охвата населения начальным образованием

105%

106%

Валовой коэффициент охвата населения средним образованием

98%

98%

Валовой коэффициент охвата населения высшим образованием

45%

45%

Коэффициент выбытия из начальной школы

0,7%

0,7%

Успеваемость 15-летних: результаты PISA-2012


чтение – 393;

математика – 432; естественно-научные предметы - 425



Учителя начальной школы, имеющие необходимую подготовку

-

-

Соотношение ученик-учитель

16

16

Госрасходы на образование (% ВВП)

3,1%

3,1%

Источник: Human Development Report 2015: Work for Human Development
Доклад ПРООН за 2015 год обозначил образование как один из основополагающих факторов, определяющих развитие человеческого капитала страны. Актуализированы тезисы проведения широкомасштабных национальных стратегий формирования новых знаний и компетенций, расширения доступа к высшему образованию, создания условий для профессионального развития человека и внедрения обучающих программ для взрослых в рамках непрерывного образования.

В целом, позиции Казахстана в рейтинге оцениваются экспертами ПРООН как одни из самых высоких показателей роста ИЧР в регионе. Среднегодовой прирост ИЧР Казахстана в период 1990-2014 годы составил 0,56%, что свидетельствует об эффективности проводимой политики в области социальной сферы Казахстана. Для сравнения в 1990 году показатель человеческого развития Казахстана находился на более низком уровне, чем у Сербии и Украины. За 25 лет Казахстан продемонстрировал стабильный рост всех составляющих ИЧР.


ВЭФ также определяет человеческий капитал ключевым фактором развития инноваций и повышения конкурентоспособности страны. Ежегодные исследования позволяют провести ранжирование стран по Индексу развития человеческого капитала (ИРЧК).

При определении успехов той или иной страны в развитии человеческого капитала учитываются 46 показателей, объединённых в четыре основные группы. Это - образование (высшее, среднее, начальное) и профессиональная подготовка; здоровье (физическое и психологическое благополучие); трудоустройство и занятость; инфраструктура, правовая защита, социальная мобильность.

Категория «Образование и профессиональная подготовка» включает четыре подкатегории - «Охват образованием», «Качество образования», «Уровень образования» и «Профориентация».

В ИРЧК-2015 мировым лидером по уровню развития человеческого капитала стала Финляндия, которая занимает ведущие позиции по всем основным показателям индекса (рис. 1.2.13).


Рисунок 1.2.13. Позиции стран, рейтинг ИРЧК
Источник: The Human Capital Report, 2015

Казахстан в рейтинге ИРЧК в сравнении с 2014 годом значительно улучшил позиции и занял 37 место (+8 позиций). Доступность образования в любом возрасте обозначены как наиболее сильные стороны Казахстана. При этом Казахстан отстаёт от многих стран с сопоставимым уровнем экономического развития по таким критериям как качество рабочих мест, возможность развития на рабочем месте, доступ к повышению квалификации, качество здравоохранения и продолжительность здоровой жизни населения, социальная мобильность.

Крупнейшие экономики мира расположились на разных местах в рейтинге. Франция занимает 14 место, Соединённые Штаты Америки - 17, Великобритания - 19, Германия - 22, Китай - 64, Бразилия - 78, Индия - 100.

Среди стран СНГ и Балтии Казахстан занял 37 место (Эстония - 16, Литва - 18, Латвия - 23, Украина - 31, Армения - 43, Кыргызстан - 44, Азербайджан - 63, Таджикистан - 65 и Молдова - 71). Замыкают рейтинг Нигерия, Бурунди, Мавритания, Чад и Йемен.


С 2006 года британским аналитическим центром The Legatum Institute (подразделение международной инвестиционной группы Legatum) ежегодно рассчитывается Индекс процветания стран мира (The Legatum Prosperity Index). Данный индекс оценивает достижения стран мира с точки зрения их благополучия и процветания. Целью исследования является изучение общественного благополучия и его развитие в глобальном масштабе, вне зависимости от экономических показателей. c:\users\114\desktop\картинки\кратинки нд 2013\legatum-institute-logo.jpg

При анализе уровня процветания стран рейтинг Института Легатум оценивает такие субиндексы, как предпринимательство, государственное управление, образование, здравоохранение, безопасность, экономика, социальный капитал и личная свобода (рис. 1.2.14). По мнению экспертов, принимающих участие в ранжировании стран в рамках данного индекса, каждый из этих субиндексов отражает различные аспекты жизни общества и параметры общественного благосостояния и поэтому важен для расчета уровня процветания и благосостояния стран.


Рисунок 1.2.14. Компоненты рейтинга «Индекс процветания»
Источник: The Legatum Prosperity Index, 2015
Седьмой год подряд первое место в рейтинге самых процветающих стран мира по версии британского аналитического центра «Legatum Institute» занимает Норвегия. Однако, по словам авторов исследования, чтобы и в дальнейшем возглавлять рейтинг, лидеру необходимы реформы, которые будут стимулировать рынок труда и создадут новые рабочие места. На второй и третьей позиции в списке самых процветающих государств тоже европейские страны - Швейцария и Дания соответственно. В топ-10 также попали Новая Зеландия, Швеция, Канада, Нидерланды, Финляндия и Ирландия (рис. 1.2.15).

Рисунок 1.2.15. Позиции стран, рейтинг «Индекс процветания»





Источник: The Legatum Prosperity Index, 2015
Количество оцениваемых стран в рейтинге 2015 года составило 142 страны. Казахстану удалось опередить Россию (58 место), Украину (70 место) и другие страны СНГ. При этом необходимо обозначить, что позиции Казахстана снизились на 1 пункт относительно результатов 2014 года. Это худший результат страны за всю историю участия в данном рейтинге (рис. 1.2.16).
Рисунок 1.2.16. Динамика позиций Казахстана,
рейтинг «Индекс процветания»

Источник: The Legatum Prosperity Index, 2015

Это связано с тем, что в 2015 году снизились значения по субиндексам «Экономика» (-10), «Социальный капитал» (-11), «Безопасность» (-3), «Образование» (-1) и «Управление» (-1). Вместе с тем, наблюдаются некоторые улучшения по субиндексам «Предпринимательство» (+4), «Здравоохранение» (+7) и «Личная свобода» (+5) (рис. 1.2.17).


Рисунок 1.2.17. Позиции Казахстана по категориям,
рейтинг «Индекс процветания»
Источник: The Legatum Prosperity Index, 2015
Субиндекс «Образование» оценивает страны по трем показателям – «Доступ к образованию», «Качество образования» и «Человеческий капитал». Данный субиндекс демонстрирует насколько доступность образования позволяет гражданам развить свой потенциал и вносит продуктивный вклад в развитие общества. Новая Зеландия и Австралия в течение последних трех лет лидируют по данному субиндексу. Казахстан занимает 55 позицию (табл.1.2.4). Исследование проводилось на основе статистических данных 2010-2014 годов.
Таблица 1.2.4. Позиции Казахстана по субиндексу «Образование»,

рейтинг «Индекс процветания»




Образование

Сбор данных

Казахстан

Данные мира в среднем

Имеется ли у детей возможность обучаться?

(% ответивших положительно)

2014

69,2%

70,5%

Удовлетворены ли вы качеством образования?

(% ответивших положительно)

2014

56,1%

65%

Количество девочек на мальчиков в основном среднем образовании, как в государственных, так и в частных школах

2012

0,9

1

Коэффициент охвата средним образованием

2012

97,7%

79,9%

Коэффициент охвата высшим образованием

2012

44,5%

40,3%

Коэффициент охвата начальным образованием

2013

85,9%

90,1%

Количество учеников на одного учителя в начальных классах

2013

16,5

24,5

Наличие среднего образования у рабочего населения (количество лет в среднем)

2010

5,6 лет

2,6 лет

Наличие высшего образования рабочего населения (количество лет в среднем)

2010

0,8 лет

0,5 лет

Источник: www.prosperity.com
В целом, показатели Казахстана в индексе находятся в определенном коридоре с момента вхождения в рейтинг (с 2009г.). Это демонстрирует положительную картину процветания и благосостояния страны в региональном масштабе.
Многие страны делают ставку на молодежь. Реализуются программы поддержки государством молодых людей. Оценить эффективность вложенных инвестиций в эту сферу позволяет Индекс развития молодежи (ИРМ), разработанный Институтом экономики и мира (Institute for Economic and Peace).c:\users\gulnara.kussidenova\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\logo.png

Индекс был рассчитан для 170 стран мира. Уровень развития человеческого потенциала молодого поколения от 15 до 29 лет рассчитывается на базе 5 основных субиндексов: образование, здоровье и благополучие, трудоустройство молодежи, участие молодежи в политической жизни и его гражданская активность (рис. 1.2.18).

Рисунок 1.2.18. Субиндексы ИРМ и их показатели



Источник: Youth Development Index Report, 2013
Обобщающий ИРМ рассчитывается как среднее значение всех показателей его составляющих по шкале от 0 до 1, где 1 является высшим уровнем развития. При расчете данного индекса используются данные национальных статистических агентств и базы данных Организации Объединенных Наций (ООН) и Всемирного банка (ВБ).

Первое место в глобальном ранжировании стран по значению ИРМ занимает Австралия (0,856), далее следуют Канада (0,820) и Южная Корея (0,809). Самые низкие показатели индекса отмечаются у Кот-д'Ивуар (0,229), Центрально-Африканской Республики (0,228) и Демократической Республики Конго (0,173). Казахстан занимает в общем рейтинге 27 место среди 170 стран мира. Итоговый коэффициент (0,741) выше значений стран с более высоким уровнем дохода (Франция, Россия, Турция и Швеция) (рис. 1.2.19).

Рисунок 1.2.19. Рейтинг «Индекс развития молодежи»



Источник: Youth Development Index Report, 2013
Высокие значения зафиксированы по субфакторам «Политическое участие» и «Трудоустройство». Низкие показатели рейтинга свидетельствуют о необходимости повышения уровня гражданского участия казахстанской молодежи в общественной жизни и личной ответственности за изменения, происходящие в стране. Тем самым критерии успешности молодежи позволяют принимать действенные меры в таких значимых направлениях общественной жизни как волонтерская деятельность и активная помощь нуждающимся. Актуальными остаются для казахстанской молодежи вопросы доступа к расширенной сети спортивных площадок и объектов культуры (рис. 1.2.20).
Рисунок 1.2.20. Показатели Казахстана,

Рейтинг «Индекс развития молодежи»



ИНДЕКС РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ КАЗАХСТАНА

0,74



Источник: Youth Development Index Report, 2013

Субиндекс «Образование» рассчитывается показателями средней продолжительности обучения и расходов на образование в % от ВВП и уровня грамотности среди молодежи. В целом, показатели Казахстана выше среднемировых по критериям образование, здоровье и благополучие, трудоустройство, что свидетельствует о достаточно высоком потенциале молодого поколения страны. Результаты ведущих международных рейтингов свидетельствуют, что государственная поддержка, нацеленная на качество образовательных услуг, является не только оправданной, но и исключительно важной.

В целом анализ ведущих рейтингов свидетельствует об устойчивом прогрессе ключевых показателей казахстанского образования. Вместе с тем, по большинству показателей мы все еще не достигли средних результатов стран ОЭСР.

Помимо системной работы по развитию сферы образования необходимо совершенствовать инструменты мониторинга и статистического учета. Мы должны обновлять свою статистику с учетом новых показателей ЦУР, Государственной программы развития образования и науки РК
на 2016 - 2019 годы (ГПРОН) и других программных документов. Системный мониторинг на основе достоверных и своевременных данных позволит ускорить процесс принятия решений по реализации успешных целенаправленных политик. «Только подсчитав неподсчитанное, мы сможем достичь недостигнутое»8.


1 Цели развития тысячелетия: доклад за 2015 год. ООН. Нью-Йорк.

2 http://www.unaids.org/ru/resources/presscentre/featurestories/2015/september/20150925_UN_Summit_opening

3 Всемирный доклад по мониторингу ОДВ «Образование для всех 2000-2015 гг.: достижения и вызовы». ЮНЕСКО.

4 Меритократия - принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка.

5 http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr15_standalone_overview_ru.pdf)

6 Доклад о человеческом развитии: Труд во имя человеческого развития, 2015, ПРОО: стр. 245

7 Доклад о человеческом развитии: Труд во имя человеческого развития, 2015, ПРОО: стр. 245

8 Цели развития тысячелетия: доклад за 2015 год. ООН. Нью-Йорк.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ



РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница