«15» сентября 2015г приказ №43/1-р от «15» сентября 2015г. Рабочая программа средней группы



страница1/13
Дата26.10.2016
Размер2,27 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 145

Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга


«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДЕНО»

Решением педагогического заведующий ГБДОУ детского сада № 145

совета: протокол № 1 _________________ Феклистова С. Л.

от «15» сентября 2015г. приказ № 43/1-р от «15» сентября 2015г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
средней группы ЗВЁЗДОЧКИ

Воспитатели: Никифорова С.П., Михалёва М.Н.

Санкт-Петербург

2015г.


Содержание


I. Целевой раздел


1.1

Пояснительная записка

1.2.

Цели и задачи Программы

1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы

1.4.

Основные характеристики особенностей развития детей

1.5

Планируемее результаты освоения воспитанниками Программы

1.6

Система оценки результатов освоения Программы

II. Содержательный раздел


2.1.

Образовательная деятельность учреждения по реализации Программы




2.1.1

Социально-коммуникативное развитие

2.1.2

Познавательное развитие

2.1.3

Речевое развитие

2.1.4

Художественно-эстетическое развитие


2.1.5

Физическое развитие

2.2

Формы, способы, методы и средства реализации программы

2.3

Образовательная деятельность с учетом регионального компонента


2.4

Традиции группы




ӀӀӀ . Организационный раздел

3.1

Материально-технические условия реализации Программы

3.2

Модели организации воспитательно-образовательного процесса

3.3

Режимы дня

3.4

Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.5

Взаимодействие с родителями (законными представителями)


3.6

Учебно-методическое обеспечение Программы

I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана воспитателями ГБДОУ № 145: Михалевой М.Н., Никифоровой С.П.

Рабочая программа средней группы «Звездочки» Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 145 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (далее Программа) является составным компонентом общеобразовательной программы ГБДОУ, характеризует систему организации образовательной деятельности педагогов, определяет ценностно-целевые ориентиры, образовательную модель и содержание образования.

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 и с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, по которой работает учреждение (в отсутствии федерального реестра примерных образовательных программ дошкольного образования).

Разработка Программы регламентирована нормативно-правовой и документальной основой, куда входят:


  • Федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;

  • Конституция РФ, ст. 43, 72;

  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

  • Устав Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 145 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.


Общие сведения о ГБДОУ




Основные показатели

Полная информация

1

Полное название образовательного учреждения

Сокращённое



Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 145 адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

ГБДОУ № 145 Санкт-Петербурга



2

Юридический адрес, телефон

Фактический адрес, телефон



190005, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, дом 151-153, литер Г, 8 (812) 316-36-39
190005, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, дом 151-153, литер Г, 8 (812) 316-36-39

4

Режим работы ДОУ


5-ти дневная рабочая неделя,

12-часовой, с 7.00 до 19.00 Реализация Программы осуществляется в течение всего времени пребывания детей в ДОУ.



5

Дополнительные сведения (эл. почта, сайт)

dou145@adm-edu.spb.ru

6

Лицензия на право ведения образовательной деятельности

78 № 002436 от 25.06.2012

р\н 1166,1167


Срок реализации программы -1 год (2015-2016)

В Программе отражена обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.

Обязательная часть Программы составлена с учётом Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-синтез, 2012 (далее – Программа «От рождения до школы»).


1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы средней группы «Звездочки» в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Цель обязательной части Программы: (ФГОС ДО п. 2.1., 2.4.) – создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности и создание развивающей образовательной среды для позитивной социализации и индивидуализации детей.

Задачи обязательной части Программы: (ФГОС ДО п. 1.6.)

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на:

- выбор тех парциальных программ, которые соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогов;

- сложившиеся традиции дошкольного учреждения и группы.


В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 145 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, представлены парциальные образовательные программы


п/п

Наименование

Нормативный срок освоения







Основные образовательные программы

1. ООП ДО ГБДОУ детский сад № 145 Адмиралтейского района на основе примерной программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы

5 лет

Дополнительные образовательные программы следующих направлений


  1. Алямовская Г.М. Здоровье – М. 1993.

  2. Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста – М. Просвещение, 2002.

  3. Этнокалендарь 2010-2014 – СПб. ЗАО «Фрегат».

  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб. Детство-Пресс, 2006.

  5. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей. От 3 до 7. Пособие для детей и родителей – СПб. Паритет, 2005.

  6. Лыкова Л. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» М., 2014

  7. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие.

  8. Колесникова Е.В. Математические ступеньки- М, Сфера, 2011





1. 3. Принципы и подходы к формированию рабочей образовательной программы
Реализуемая Программа строится на принципах ФГОС ДО: (ФГОС ДО п. 1.2.)

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Реализуемая Программа учитывает основные принципы дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО: (ФГОС ДО п. 1.4.)

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество детского сада с семьёй;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Структура Программы:

I. Целевой раздел

II. Содержательный раздел

III. Организационный раздел

Целевой раздел включает в себя:

- Пояснительную записку (цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к формированию Программы, значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т.ч. характеристики особенностей развития детей 4-5 лет);

- Планируемые результаты освоения программы с учётом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальная траектория развития) детей.

Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей и включает в себя:

- Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях;

- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы;

В содержательном разделе представлены:

- Описание особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик (парциальные программы);

- Описание способов и направлений поддержки детской инициативы;

- Режим дня;

- Описание особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

- Иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные для реализации программы в средней группе.

Организационный раздел содержит:

- Описание материально-технического обеспечение Программы;

- Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания;

- Описание особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий;

- Описание организации развивающей предметно-пространственной среды.

Структура и содержание Программы определены сроком на 1 год и корректируется педагогами в соответствии с реальными условиями, дополняется комплексно-тематическим, перспективным и календарным планированием работы.
1.4. Основные характеристики особенностей развития детей.

Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей.

Основными участниками реализации программы являются: дети среднего возраста, родители (законные представители), педагоги.



Средняя группа от 4 до 5 лет –количество детей-28

Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, проектная деятельность.

Реализация Программы осуществляется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка, в организованной образовательной деятельности.

Рабочая программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности.

Для детей дошкольного возраста это:

- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- изобразительная (рисования, лепки, аппликации);

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,

пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.

Характер взаимодействия взрослых и детей: личностно-развивающий и гуманистический.
Возрастные особенности детей 4-5 лет

Анатомо-физиологические особенности

Средний рост девочек четырех лет — 99,7 см, пяти лет — 106,1 см. Масса тела в группах мальчиков и девочек равна соответственно в 4 года 15,9 и 15,4 кг, а в 5 лет — 17,8 и 17,5 кг.



Особенности опорно-двигательного аппарата.

К пяти годам соотношение размеров различных отделов позвоночника у ребенка становится таким же, как у взрослого. Детям 4—5 лет нельзя на физкультурных занятиях давать силовые упражнения, необходимо постоянно следить за правильностью их позы. Длительное сохранение одной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге нарушение осанки. Для рисунков карандашом ребенку не дают больших листов бумаги, так как его утомляет необходимость зарисовывать большую поверхность. Для изображения отдельных предметов в средней группе рекомендуется использовать бумагу размером в половину писчего листа, для сюжетных рисунков —28 х 20 см.



Органы дыхания.

Потребность организма ребенка в кислороде возрастает за период от 3 до 5 лет на 40%. Происходит перестройка функции внешнего дыхания. К возрасту несколько увеличивается жизненная емкость легких (в среднем до 900—1060 см3), причем у мальчиков она больше, чем у девочек.



Сердечно-сосудистая система.

В возрасте 4—5 лет ритм сокращений сердца легко нарушается, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется. Признаки утомления выражаются в покраснении или побледнении кожи лица, учащенном дыхании, одышке, некоординированных движениях.



Развитие органов чувств.

Первые пять лет жизни — «золотая пора» развития сенсорных способностей детей. Хрусталик глаза дошкольника имеет более плоскую, чем у взрослого, форму. Отсюда и некоторая дальнозоркость. Однако легко может развиться и близорукость. Так, при рассматривании иллюстраций, да еще за плохо освещенным столом, при работе с карандашом, различными мелкими предметами ребенок

напрягает зрение, сильно наклоняется. Мышцы глаза при этом для лучшего преломления световых лучей меняют форму хрусталика, внутриглазное давление также меняется, глазное яблоко увеличивается. Часто повторяясь, эти изменения могут закрепиться. Следовательно, необходимо вырабатывать у детей правильную рабочую позу и осуществлять постоянный контроль за ней как на занятиях, так и в их самостоятельной деятельности. У ребенка 4—5 лет продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легкоранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому в полости уха легко может возникнуть воспалительный процесс. С ранимостью органа слуха и незавершенностью формирования центральной нервной системы связана большая чувствительность дошкольников к шуму.

Развитие высшей нервной деятельности.

Центральная нервная система является основным регуляторным механизмом физиологических и психических процессов. Нервные процессы — возбуждение и торможение — у ребенка, как и у взрослого, характеризуются тремя основными свойствами: силой, уравновешенностью и подвижностью. К 4—5 годам у ребенка возрастает сила нервных процессов, повышается их подвижность. Но особенно характерно для детей этого возраста совершенствование межанализаторных связей и механизма взаимодействия сигнальных систем. Постепенно совершенствуется возможность сопровождать речью свою игру, дети без труда воспринимают указания взрослого в процессе различной деятельности. Это позволяет разнообразить приемы обучения. В средней группе, например, улучшать произношение звуков речи можно в процессе специально предназначенных для этого подвижных игр. У детей четырех лет механизм сопоставления слова с реальной действительностью развит еще недостаточно. Воспринимая окружающее, они ориентируются в основном на слова взрослого.



Иначе говоря, их поведение характеризуется внушаемостью. На пятом году жизни, особенно к концу года, механизм сопоставления слов с Однако нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста еще далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения. При нарушении привычных условий жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения. Бурные эмоции, суетливость, обилие движений у ребенка свидетельствуют о том, что процесс возбуждения у него преобладает и, сохраняя тенденцию к распространению, может перейти в повышенную нервную возбудимость. Вместе с тем именно к пяти годам усиливается эффективность педагогических воздействий, направленных на концентрацию нервных процессов у детей. Поэтому на занятиях и в быту следует совершенствовать реакции ребенка на сигнал: включать в физкультурные занятия ходьбу и бег со сменой ведущего; широко использовать дидактические игры и игры с правилами.

Важно, чтобы сложные системы связей, из которых складываются навыки, умения, упрочивались постепенно, на повторяющемся с усложнениями материале.
Каталог: sites -> default -> files
files -> Водных объектов в зоне влияния свалок
files -> Информация о подготовке ко Дню правовой помощи
files -> Нормы морфологии и синтаксиси трудные случаи морфологии
files -> Большой зал Детской филармонии Общее количество мест – 500 (+ 4 для людей с офв) На сцене рояль –
files -> Печатная Сб Научно-методическая конференция «Вопросы совершенствования предметных методик в условиях информатизации образования» Славянск на Кубани 2011 0,3


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал