1879 год год, когда была принята Тырновская Конституция. Тырново



страница1/3
Дата28.10.2016
Размер0,49 Mb.
  1   2   3
Болгария

1879 год – год, когда была принята Тырновская Конституция. Тырново – это город на среднем сколе Болгарии

Болгарское царство.

Долгое время Болгария находилась под игом турков.

В создании Конституции принимали участие русские государствоведы. Эту Конституцию нельзя полностью назвать октроированной.

1947 год – Конституция Народной Республики Болгарии (НРБ).

2-ой этап: народная демократия.

Конституция НРБ 1971 года.

Эта Конституция – Конституция типичного тоталитарного государства. Был режим Тодора Живкова – главы коммунистической партии Болгарии.

Отличие этой Конституции от Конституции 1947 года в том, что в ней нет либеральных ценностей.

Положение о возможности каждого лица обжаловать незаконные действия государственных чиновников.

Государственный Совет (подконтролен Тодору Живкову) захватил власть в Болгарии.

Конституция 1991 года – подверглась изменениям. Наибольший интерес представляют изменения, внесенные в Конституцию в 2003, 2005 и 2006 годах.

13 июля 1991 года Конституция вступает в силу.

Тырновская Конституция:

Сочетала в себе правовую основу для сильной монархической власти, больших возможностей для Парламента. Парламент мог сдерживать авторитарные тенденции в политике монарха благодаря законодательному процессу.

Существовала сильное МСУ.

Это была абсолютистская Конституция с сильным МСУ.

Обширный каталог основных конституционных прав и свобод – особенно в политическом разделе прав и свобод.

Полномочия царя:

- только он мог созывать на сессии Народное Собрание и распускать его по собственному усмотрению в любое время – это подчеркивает конституцию абсолютного характера (сильный монарх).

- царь и его наследники освобождаются от налогов, сборов и повинностей.

Народное Собрание определяет материальное состояние царя и его двора. (материальное содержание)

Государственное имущество не могло быть предоставлено в частную собственность ни царю, ни членам его семьи. Народному Собранию принадлежала законодательная инициатива.

Ни один закон не мог быть издан, изменен или отклонен, если не состоялось обсуждение и принятие закона Народным Собранием.

Только НС принадлежало право толкования аутентичного закона.

Однако те постановления, которые издавались царем, имели силу закона.

Прогрессивные черты:

- обеспечение режима гласности деятельности Парламента – закон мог вступить в силу только после обнародования

Когда миновала ситуация, что заставляла монарха принимать законы, тогда Парламент должен был утверждать их.

Парламент принимал законы о бюджете. Налоги и сборы устанавливались только лишь с согласия НС.

Права и свободы:

- провозглашена неприкосновенность права собственности

- было установлено равенство всех болгарских граждан перед законом

- отменено разделение на сословия и титулы благородности

- запрещено рабство

- каждый человек, вступивший на территорию Болгарии, становится свободным

Конституция была принята специальным органом – Учредительным НС.

Это с той поры стало конституционной традицией Болгарии.

Структура Учредительного НС:

Выбор цензов: в состава болгарского учредительного органа входили так называемые «нотабли» - наиболее видные представители болгарского населения.

Критерии:

- 25 лет

- обладают собственностью и исправно платят налоги.

Для пассивного избирательного права непременно нужно было обладать грамотностью.

По праву занимаемой должности:

Государственные чиновники – 116

Непосредственные назначенцы императора (императорские комиссары) – 21

Непосредственно народом избирались 91 человек.

По 1-ому представителю от следующих публичных корпораций:

- Римский монастырь

- Болгарское общество в Одессе

- Болгарское благотворительное общество в Вене

Свой суверенитет Болгария утратила, находясь под турецким игом.

Как и в России, в Болгарии должен был быть создан Государственный Совет.

«Теория 3-ёх замков». Болгария отказалась от этой модели.

Была промежуточная идея: создать Сенат.

Политический плюрализм имел мощное конституционное основание.

Избирательные права предоставлялись всем гражданам, в том числе и женщинам. Женщины до 1937 года не пользовались избирательными правами. Могли пользоваться лишь те женщины, которые были замужем, разведены или овдовели.

22% состава НС в Болгарии в наши дни – это женщины.

Свобода создания политических объединений.

- в уведомительном порядке, а не в разрешительном они могли создаваться.

То же правило применялось в отношении митингов, шествий, собраний, демонстраций. Пока это проходило мирно, государство не вмешивалось. Если проводились вне помещения, то должны были соблюдаться требования полицейского законодательства (разрешительный порядок не нужен).

Каждый болгарский подданный мог подать как индивидуальное, так и коллективное прошение.

Царь неоднократно приостанавливал действие Конституции. Болгары были по духу германофилами.

Союз с фашистской Германией.

После победы над фашистской Германией – референдум 8 сентября 1946 года по вопросу о форме правления. 93% населения проголосовали за ликвидацию монархии. 15 сентября 1946 года – Болгария провозглашена Болгарской народной республикой. (БНР).

С 1935 по 1944 год – была диктатура фашистского толка.

4 декабря 1946 года – принимается Конституция БНР.

Тоталитарное прошлое Болгарии. Тогда существовал Парламент, именуемый Народным Собранием. Он был лишен права заниматься законотворческой деятельностью, потому что план законопроектных работ должен был быть утвержден Государственным Собранием.

Повестка дня также утверждалась Государственным Собранием.

Председателем Государственного Собрания долгое время был Тодор Живков.

Народное Собрание не самостоятельно.

Возможности создания постоянных комитетов, комиссий и т.д. у него не было.

Норма о Народном Собрании фактически была мертвой.

Конституция Болгарии стала основанием для формирования тоталитарного режима.

Законодательная власть осуществлялась не Парламентом, а органом, подчиненным диктату Коммунистической Партии Болгарии (КПБ).

1958 – 1978 годы – в Болгарии произошло весьма печальное событие для демократических традиций (для МСУ, а МСУ было основной традицией.)

2 реорганизации системы местных органов – народных советов.

Число советов сократилось почти в 10 раз.

Было 2000 советов, осталось лишь 300 советов.

Где были упразднены Народные Советы, местную власть осуществлял кхмет – староста.

Они заместили всю местную власть. МСУ есть, значит, демократический характер государственности оправдан. А в Болгарии его не стало. Когда МСУ нет, то можно сомневаться насчёт демократического характера государственности.

Взаимоотношения с турками.

Тодор Живков делал вид, что турков просто нет.

Насильственная ассимиляция турков происходила в Болгарии.

Можно оправдать, но имена насильственно менялись на славянские. До этого все традиционные права были обеспечены:

- радиовещание

- школы

- театры


Но с 60-ых – 70-ых годов турецкое население выкинули из жизни Болгарии. Златопольский столкнулся с этой проблемой. В его учебнике было написано о регионах, где есть турецкое население. КПБ очень взволновалась.

В 1991 году всё это закончилось, но в Конституции есть запрет автономии.

12 июля 1991 года Великим Народным Собранием (ВНС) принята Конституция, состоящая из 10 глав, 169 статей.

2003, 2005, 2006 год – в Конституцию были внесены изменения.

Порядок внесения изменений.

2 порядка:

1) для основных - обычный порядок.

Изменения принимаются НС посредством принятия закона большинством ¾ народных представителей. Должны быть проведены 3 голосования в различные дни.

Они принимают законы:

Закон об изменении или дополнении Конституции

Изменения – это внесение изменений в какие-то статьи

Дополнения – это внесение новых статей в Конституцию.

Предложение об изменении Конституции может быть внесено:

¼ народных представителей

Президентом

Срок – не менее 1 месяца на рассмотрение, но не позднее 3 месяцев надо браться за обсуждение.

Полезная норма. Если проголосовали менее ¾ но не менее 2/3, то предложение ставится на новое рассмотрение, но не ранее 2-ух месяцев, но и не позднее 5-и месяцев.

При этом если 2/3 проголосовали, то предложение принято.

Сложный порядок предусмотрен для принятия новой Конституции.

Только НС может выступить с инициативой.

Великое НС (400 народных представителей) решает вопросы:

- принятия Конституции

- изменения территории государства

- ратификации МД, которые предусматривают изменение территории государства

- изменение формы государственного устройства

Болгария из монархии превратилась в республику.

Вопросы, в которых предусматривается порядок ограничения прав и свобод, а также вопросы изменения и дополнения той главы Конституции, где решаются вопросы о порядке принятия Конституции и внесении в нее изменений.

Не предусмотрено, сколько голосов надо, какое большинство.

2005, 2006 годы – произошли изменения в Конституции.

Они связаны с вступлением Болгарии в ЕС.

1 января 2007 года – дата, когда Болгария должна вступить в ЕС.

Проблемы коррупции.

НС проводит расследование, собирает комиссии для расследования коррупционных случаев.

Коррупция в Болгарии.

Случай с Морским Пароходством.

Здесь прослеживается существенная связка с Румынией.

2005 год – внесены изменения в ч. 3 ст. 4, где сказано, что Болгария участвует в деятельности ЕС. 2005 год – интересная статья 22, она хотя и допускает приобретение права собственности на землю, но надо было отказаться в пользу болгарских граждан при отчуждении.

Собственность на землю иностранцы фактически иметь не могли. Болгария рассталась с этой статьей.

Иностранцы и иностранные ЮЛ могут приобретать право собственности на землю, но если Болгария вступит в ЕС или ратифицирует МД по поводу права собственности на землю или путем наследования по закону.

Ратификация и опубликование МД.

Изменения, касающиеся порядка ратификации МД.

Закон о ратификации МД – надо 2/3 всех народных представителей.

Особое правило:

Режим земли определяется законом.

2005 год – изменения в ст. 25 Конституции: гражданин Болгарии не может быть выдан другому государству или международному суду с целью уголовного преследования, кроме случаев, прямо предусмотренных МД, ратифицированными, вступившими в силу и обнародованными.

Положения о необходимости избрания членов ЕвроПарламента.

Гражданам ЕС предоставлена возможность участия в выборах в органы МСУ.

2005 год – новая статья включена в регулирование статуса Правительства. Совет Министров информирует НС по вопросам, касающимся обязательств, существующих у Болгарии в связи с её вступлением в ЕС.

Совет Министров должен информировать НС о случаях, когда Болгария участвует в принятиях актов ЕС, должен давать отчет об этой своей деятельности.

Совет Министров информирует НС об обязательствах.

Обновлены полномочия Генерального Прокурора.

Появление в Болгарии такого органа, который во многих странах Восточной Европы уже был создан – омбудсмэн.

Ст. 70 – статус народных представителей, то есть депутатов НС.

Они не могут быть задержаны, и против них не может быть возбуждено уголовное преследование, кроме как за преступление общего характера.

Ранее – только за тяжкие преступления.

Разрешение на осуществление уголовного преследования может давать председатель. Но согласие не требуется, если представитель застигнут на месте совершения преступления. Надо немедленно известить об этом факте НС либо его председателя.

Ответственность депутатов (2006 год):

Разрешение на уголовное преследование не требуется при письменном согласии народного представителя на осуществление преследования. Ещё в 2002 году, когда только появилась надежда вступления в ЕС.

Тогда появились и 2 проекта изменений Конституции Болгарии.

Оппозиция предлагала 24 идеи, которые преобразуют Болгарию.

2-ой проект был правительственным.

Один пункт в них был общий: надо обеспечить контроль за деятельностью прокуратуры и независимое правосудие.

Контроль за деятельностью прокуратуры и судебных органов:

Ст. 81 – НС заслушивает и принимает ежегодные доклады верховного:

- кассационного суда

- административного суда

- главного прокурора Болгарии

Доклады о соответствии закону деятельности судов, прокуратуры и органов следствия.

Вроде бы законодательство предусматривало ответственность Главного прокурора, но эти положения носили формальный характер. Эти отчеты теперь обязательны.

Соотношение положений МД и внутреннего законодательства Болгарии.

Принцип приоритета МД над национальным законодательством – это базовое правило.

МД – это часть правовой системы.

Конституция Болгарии:

Заключение МД, который требует изменения Конституции невозможно до тех пор, пока эти изменения не будут произведены в порядке, предусмотренном Конституцией Болгарии.

Специфика содержания Конституции Болгарии.

Первые разделы Конституции Болгарии:

В Болгарии в главе 1 содержатся основные начала. Много моментов, которые отличают Болгарскую Конституцию от других, а ещё и особый порядок формирования Правительства, а ещё много таких моментов в основных конституционных правах.

НС Болгарии 40-ого созыва (выборы 25 июня 2005 года) столкнулось с проблемой формирования Правительства.

В НС есть 7 парламентских групп (это аналоги наших фракций).

Коалиция Заболгарие – 82 места

Сложная структура Парламента свидетельствует о действительной конкуренции политических сил. С другой стороны – рейтинг демократий. Исследование: политический атлас мира.

Страны, считающие себя демократическими, были систематизированы.



  1. индекс государственности (показатель суверенитета)

  2. индекс демократизма (если много партий борется за выборы в Парламент, то государство демократичное).

На предыдущих выборах:

Партия монарха Симеона

На этих выборах

Коалиция Атака (антицыганская и антитурецкая)

Колебания между:


  1. центристскими – Симеон

  2. левые

Партии в Парламенте:

  1. Коалиция «За Болгарию» - 82 места + Президент

  2. Национальное движение Симеона II – 53 места

  3. Движение правых свобод – 34 места

  4. Коалиция Атака – 21 место

И в Италии «Forca Italia» - Берлускони

В Польше – Лига Польских Семей

5) демократы за сильную Болгарию из предшествующего объединения демократических сил – 17 мест

6) Болгарский Народный Союз – 13 мест

7) Объединение демократических сил – 20 мест.

Правило: Парламентская группа может быть создана, когда есть 10 представителей.

Были затруднения при формировании Правительства.

Оно многоступенчатое.

Президент после консультации с Парламентской группой, получившей большинство, поручает кандидату в министры-председатели, рекомендованному наибольшей по численности парламентской группой, сформировать свой состав Правительства.

Если в 7-дневный срок этот кандидат в министры-председатели не сможет предложить состав Совета Министров, то Президент предлагает следующей по численности Парламентской группе выдвинуть своего кандидата в министры-председатели, и предлагает ему сформировать Правительство.

Если состав не будет предложен, то Президент предлагает следующей парламентской группе (любой) предложить кандидата в министры-председатели. Можно предложить и той парламентской группе, которая уже участвовала, хотя в Конституции явно написано «следующей».

Если успешно, то предлагаемая кандидатура из третьей группы назначает Правительство. Если нет, то Президент формирует служебное Правительство, распускает НС и назначает новые выборы.

2005 год – Премьером (министром-председателем) выбран Станишев (представитель социалистов).

На 2-ом этапе за него проголосовали 120 депутатов против 119. Формирование Правительства обратилось неразрешимой задачей.

Проблема: бывший министр-председатель Правительства Симеон II не хотел расставаться со своим креслом. На 1-ом этапе Станишеву поручено формирование Правительства. У него это не получилось. Правительству меньшинства сложно работать в неуравновешенной политической системе.

Симеон II: премьером должен быть только я.

Стояла угроза роспуска НС. Только на 52-ой день после выборов после длительных переговоров выбрали Станишева (167 – за, 67 - против).

Социалисты получили МИД и МВД, а также ведущий блок министерств в экономической и социальной сферах.

Симеон II получил ключевые посты для продолжения судебной и административной реформы, а также для продолжения курса европейской интеграции, ключевые посты в МинОбороны и во внешнеполитических министерствах.

Движение правых свобод получило министерство земледелия и лесов, а также Министерство окружающей среды.

«Независимый эксперт» получил Министерство Финансов.

Оно не принадлежит ни одной партии. Невозможно совмещать депутатский мандат и министерский портфель.

Прямой запрет императивного мандата.

Их всего 4.

Права и свободы человека и гражданина

1) никакая часть народа, политическая партия или другая организация, государственное учреждение или отдельная личность не могут присвоить себе осуществление народного суверенитета. – это ст. 1 Конституции. Обычно называются только политические партии.

Болгария – унитарная парламентская республика, в ней признается и закрепляется разделение властей. Это прямо зафиксировано в Конституции.

Ст. 2 – прямо закреплено запрещение создания автономного территориального образования.

Территориальная целостность неприкосновенна.

Унитаризм сочетается с МСУ.

Болгария – это унитарное государство с МСУ.

Болгария – это правовое государство.

Признаки правового государства:


  1. верховенство закона – управление осуществляется согласно Конституции и законам страны.

  2. Болгария гарантирует каждому гражданину жизнь, достоинство и права личности и создает условия для свободного развития человека и гражданского общества.

Жизнь и достоинство ставятся выше, чем остальные права.

Конституция имеет непосредственное действие.

Никто не может быть осужден за действие или бездействие, которое в момент его совершения не являлось преступлением. (закрепляется обратная сила закона, точнее то, что закон не может иметь обратной силы)

Государство отвечает за вред, причиненный незаконными актами и действиями его органов и должностных лиц.

Запрет государственной идеологии соседствует с указанием на то, что нельзя в Болгарии образовывать политические партии на этнической, расовой или религиозной основе, а также партии, целью которых является насильственный захват политической власти.

Основы политического плюрализма закреплены прямо в основных положениях, там же закреплена и многопартийность.

Свобода совести, отделение церкви от государства.

Ч. 3 ст. 13 – восточно-православное вероисповедание – это традиционное вероисповедание Болгарии.

Весьма детально регулируются вопросы собственности и предпринимательской деятельности (ст. 17 -19).

Ограничивается и по предмету, ранее – и по субъектам.

Закреплена та собственность, которая может принадлежать только болгарскому государству, а ранее болгарским гражданам.

Есть 2 группы собственности



  1. безусловно объекты исключительной собственности государства

  2. объекты, на которые может быть установлено право собственности государства (приоритетно).

Суверенные права на радиочастоты, континентальный шельф. Они идентичны содержанию права собственности.



Конкретные объекты

Государственная собственность установлена на:

  • подземные богатства

  • богатства прибрежной пляжной полосы

  • воды, леса и парки национального назначения

  • природные и археологические заповедники

  • республиканские дороги

Это объекты исключительной собственности государства.

Они обеспечивают возможность извлекать всю выгоду из географического положения государства.

Болгарское государство осуществляет суверенные права над континентальным шельфом и в особой экономической зоне по исследованию и разработке, использованию, охране и хозяйствованию в отношении биологических, минеральных и энергетических ресурсов этих морских пространств.

Это экономическая основа суверенитета государства.



Кроме того:

- в отношении спектра радиочастот:

- в отношении геостационарных орбит, расположенных на территории Болгарии в соответствии с международными соглашениями

Объекты возможной монополии государства.

Может быть установлена государственная монополия:

- на железнодорожный транспорт

- на национальные почтовые и телеграфные сети

- на использование ядерной энергии

- на производство радиоактивных продуктов, оружия, взрывчатых веществ, а также биологически сильнодействующих веществ

Законом должны регулироваться условия предоставления государством концессий и разного рода разрешений на деятельность, на эксплуатацию объектов. До 2005 года Конституция Болгарии ограничивала право частной собственности не только по объекту, но и по субъектам, например, право частной собственности на землю.

Иностранные ФЛ и ЮЛ не могли приобретать право собственности на землю, кроме наследования по закону. Но и в таком случае они должны произвести передачу собственности лицу, которое может обладать таким правом на землю в Болгарии (продать и т.п.).

Статус частной собственности.

Частная собственность признается. Подчеркивается социальная роль частной собственности.



Отчуждение собственности.

Принудительное отчуждение собственности для государственных и общественных нужд.



  1. осуществляется только на основании закона

  2. осуществляется, если эти нужды не могут быть удовлетворены другим способом

  3. осуществляется после предварительного и равноценного возмещения.

Государство говорит именно о предварительном возмещении.

Частная собственность – это основа для сельскохозяйственной инициативы. (ст. 19 Конституции)

Государство берёт на себя обязательство гарантировать правовые условия для хозяйственной деятельности, в том числе оно обязано предотвращать монополизм и недобросовестную конкуренцию, а кроме того государство обязано обеспечит защиту прав потребителя.

Коллективное право субъектов рынка – собственно защищать свои интересы.

Кооперативы и другие формы объединения граждан и юридических лиц.

Государство стремится не только установить равный правовой режим, но и создать равные правовые условия для того, чтобы граждане на различных территориях имели равные возможности для своего развития.

Создание условий для равномерного развития отдельных районов страны и обязательное оказание помощи территориальным органам в их финансово-предпринимательской и инвестиционной практике.

В Болгарии земля – это основное национальное богатство страны. Изменить предназначение сельскохозяйственных земель возможно только в порядке исключения, если доказать необходимость этого изменения в порядке закона.

Приоритетное православие. Христианская религия связана с социализмом и с социальным предназначением земли. Земля обрабатывается общиной, а православие поощряет общины. Особый режим земель связан с православием.

Права и свободы – потом.

Глава 3. Парламент.

Раздел «Права и свободы» подвергался критике со стороны Конституционного суда, как неструктуированный институт государства.

Глава 4. Президент Болгарии избирается в связке в Вице-Президентом.

Глава 5. Суды

Глава 6. Совет Министров

Глава 8. Конституционный Суд.

Конституционный Суд занимает особое место, он не объединен с другими судами. Конституционному Суду посвящена глава 8 Конституции, а остальным органам государственной власти – главы 3-6 Конституции.

Глава 7 – посвящена МСУ.

Законодатель, следуя итальянскому примеру, постарался подчеркнуть, что Конституционный Суд является отдельным органом власти и существует отдельно от 3-ёх ветвей власти; и он является арбитром в их отношениях.

Ещё одна структурная особенность Конституции Болгарии – это выделение в отдельную часть символики государства, глава 10 Конституции посвящена гербу, гину, печати, флагу и столице государства.

Это некоторая дань конституционно-правовой традиции социализма.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал