2 часа (желательно, чтобы часы не были разбиты)



Скачать 158,62 Kb.
Дата24.10.2016
Размер158,62 Kb.
«Серебряный век русской поэзии»
Количество часов на тему: 2 часа (желательно, чтобы часы не были разбиты)
Цели:

- указать предпосылки литературного явления;

- дать общую характеристику русской литературы рубежа XIX-XX веков;

- показать своеобразие и значение периода в литературном процессе;

- обобщить полученные ранее знания о поэзии Серебряного века;

- углубить представление учащихся о литературных направлениях – символизме, акмеизме, футуризме.


Методические приемы: лекция учителя, сообщения учеников (заранее обработанные и дополненные учителем), выразительное чтение учеников.
Оформление доски (либо использование слайдовой презентации, содержащей следующие материалы):

- число;
- тема урока;


- портреты поэтов Серебряного века, рассортированные по принадлежности к тому или иному направлению модернизма;

- выставка книг поэтов этого периода.


Бог дал огонь их сердцу,

свет уму, и чувства в них

восторженны и пылки.

В.К.Кюхельбекер


Учитель:
Эпиграфом к нашей сегодняшней теме стали слова друга А.С.Пушкина, В.К.Кюхельбекера, которые достаточно полно отражают то, что представляли собой представители Серебряного века: люди с пылающими сердцами, светлым умом и избытком чувств.

Серебряный век – особое явление русской духовной жизни, которое затронуло все стороны жизни человека.

Термин «серебряный век» впервые появился в работах философа Н.А.Бердяева, но окончательно оформление получил лишь в 60-е годы ХХ века, когда критик С.К.Маковский ввел его в литературный оборот. Сложная судьба этого понятия определила нечеткость его значения как в плане временных рамок, так и в плане круга конкретных авторов. Обычно, без особых оговорок, серебряным веком называют литературу русского модернизма (включая весь спектр имен от Бальмонта, Брюсова, Блока и Белого до Гумилева, Ахматовой, Мандельштама. См. портреты на доске). Сюда же иногда включают и авторов русского зарубежья, чье творчество также рассматривают в русле модернизма. Есть и другой подход, стремящийся рассматривать всю порубежную эпоху как единое целое, в сложной взаимосвязи не только разных литературных направлений, но и всех явлений культурной жизни этого периода (искусства, философии, религиозных и политических течений). Такое представление о «серебряном веке» распространено в последние десятилетия как в западной, так и в отечественной науке.

Границы периода определяются разными исследователями по-разному. Хронологические рамки остаются спорными до сих пор. Если в определении нижней границы серебряного века ученые достаточно единодушны – это явление рубежа веков (80-90-е годы ХIХ века), то верхняя граница – конец этого периода – вызывает бурные споры. Она может быть отнесена и к 1917, и к 1921 годам. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом гражданской войны серебряный век прекратил свое существование, хотя в 20-е годы еще были живы те, кто собственно это явление своим творчеством и породил. Другие считают, что период прервался в год смерти А.А.Блока или расстрела Н.С.Гумилева, что сдвигает временные рамки окончания серебряного века на 30 лет.

В современном употреблении выражение «серебряный век» или не имеет оценочного характера, или несет налет поэтизации (серебро как благородный металл, лунное серебро, особая одухотворенность). Первоначальное употребление термина было скорее негативным, так как серебряный век, наступающий после золотого, подразумевает спад, деградацию, декаданс. Это представление восходит к античности, к Гесиоду и Овидию, выстраивавшим циклы человеческой истории в соответствии со сменой поколений богов. Достаточно вспомнить мифы Древней Греции, где при титане Кроне-Сатурне был золотой век, сменившийся при его сыне Зевсе-Юпитере серебряным. Поэтому выражение «серебряный век» должно было указывать на понижение качества явления, его регресс. При таком понимании русская литература серебряного века (модернизм) противопоставлялась «золотому веку» Пушкина и его современников как «классической» литературе.

Что же стало причиной декаданса в сознании русских людей и нового возрождения в литературе?


Ученик:
Как показывает нам история, рубеж веков является переломным, когда на смену устаревшей, расшатанной системе ценностей приходит новая, основанная на последних достижениях науки и мысли. Тоже самое происходило и на рубеже ХIХ-ХХ веков. Поэзия серебряного века отразила в себе сложный и противоречивый процесс социально-политического, духовно-нравственного и культурного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной и особенно страшной войной внутренней – гражданской.

Ощущение кризиса как в жизни, так и в искусстве, были связаны с распространением в России идей Шопенгауэра, Ницше и Шпенглера, с одной стороны, и с предвосхищением новых революций, с другой. Часть будущих направлений зафиксировали состояние хаоса, связанное с осознанием «конца» (экспрессионизм), часть призывала к обновлению и указывала на будущее, которое уже приближается. Эта обращенность к будущему породила идею «нового человека»: ницшеанского сверхчеловека и андрогина символистов (андрогин, греч. - «обоеполый» — мифическое существо, обладающее признаками обоих полов, реже — бесполое), Нового Адама акмеистов, «будетлянина» футуристов (обращенность в будущее; «будетлянин» - житель будущего).



(Выступление ученика сопровождается демонстрацией портретов, картин, произведений)

Учитель:

Итак, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что причин было много, и выделить одну самую важную не представляется возможной, так как именно вкупе они дали такой импульс для развития литературы и всего искусства вообще, причем как в России, так и за рубежом. Модернистскими в литературоведении принято называть прежде всего три литературных течения, которых мы уже коснулись – символизм, акмеизм и футуризм. Теперь давайте более подробно рассмотрим каждое из этих направлений.



Ученик:

Символизм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х годах и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства.

Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme», — опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro». Манифест провозглашал, что символизм чужд «простым значениям, заявлениям, фальшивой сентиментальности и реалистическому описанию».

В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений.



Учитель:

Чтобы не быть нам голословными, давайте проанализируем одно из произведений искусства, относимых к символизму. Перед нами репродукция картины Карлоса Швабе «Смерть и могильщик». Первое, что мы замечаем с вами – это отсутствие какой-либо описательности: это ни натюрморт, ни прекрасно выполненный портрет, ни пейзаж. Перед нами нечто иное – символическое изображение. Его можно трактовать по-разному. Давайте попытаемся истолковать его.



Ученик:

Мне кажется, что художник пытается показать нам, что все в этом мире равны перед ликом смерти. Могильщик, который погребает тела умерших, сам оказывается бессильным перед этой силой. Мы видим деву, которая опутывает своими крылами старика-могильщика – явный признак того, что она пришла за ним.



Учитель:

Это была одна из возможных трактовок этой картины. Я уверен, что найдется много людей, готовых нам оппонировать, что как раз и раскрывает сущность символизма – многозначность и многоплановость изображаемого.



Ученик:

Началом символизма в России считается публичное чтение лекции Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» в 1892 году (работа опубликована в 1983 году). В ней автор оценивает состояние литературы как упадок и возлагает надежды на «новые течения». Основными элементами лекции Д.С.Мережковского являются такие понятия как мистическое содержание (символическое содержание), символы (как создатели это содержания) и расширение художественной впечатлительности (как характеристика создателя произведения).

Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха, наполнив его новыми яркими и выразительными образами, и лишь иногда, пытаясь добиться оригинальной формы.

Учитель:

Сущность символизма хорошо выразил В.С.Соловьев :

Все, видимое нами,

Только отблеск, только тени

От незримого очами.

Принято различать «старших» и «младших» символистов. «Старшие» (В. Брюсов. К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус), пришедшие в литературу в 90-е годы, период глубокого кризиса поэзии, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев) на первый план выдвигали философские и теософские искания. Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты. Если к этому добавить изысканную образность, музыкальность и легкость слога, становится понятной устойчивая популярность поэзии этого направления.

А теперь давайте обратимся к примеру.
Ученик:
К.Бальмонт «Фантазия» (1894)
Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,

Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;

Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск Луны приемлет

И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.

Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,

В мягкой бархатной постели им отрадно почивать,

Ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная,

Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать.


Чьи-то вздохи, чье-то пенье, чье-то скорбное моленье,

И тоска, и упоенье, — точно искрится звезда,

Точно светлый дождь струится,— и деревьям что-то мнится,

То, что людям не приснится, никому и никогда.

Это мчатся духи ночи, это искрятся их очи,

В час глубокой полуночи мчатся духи через лес.

Что их мучит, что тревожит? Что, как червь, их тайно гложет?

Отчего их рой не может петь отрадный гимн Небес?


Все сильней звучит их пенье, все слышнее в нем томленье,

Неустанного стремленья неизменная печаль,—

Точно их томит тревога, жажда веры, жажда Бога,

Точно мук у них так много, точно им чего-то жаль.

А Луна все льет сиянье, и без муки, без страданья,

Чуть трепещут очертанья вещих сказочных стволов;

Все они так сладко дремлют, безучастно стонам внемлют,

И с спокойствием приемлют чаты ясных светлых снов.



Учитель:

Давайте теперь посмотрим на проявление в этом стихотворении признаков символизма.

Создаваемые образы утрачивают вещественность, приобретают летучую невесомость.
Этому способствует пристрастие поэта к нанизыванию многочисленных эпитетов, в цепочке которых тонет определяемое ими существительное. Излюбленный ритмический ход Бальмонта – повторы разных типов, прежде всего лирические повторы.

По сути дела, содержанием стихотворения становится мозаика мимолетных, рожденных фантазией поэта образов. Внутренняя выразительность стихотворения – в преображении статичной картины застывшего леса в динамичный, беспрерывно меняющий поток образов.

Другая заметная в стихотворении особенность бальмонтовской поэтики – музыкальность. Для большей наглядности этой художественной особенности творчества символистов звучит «Фантазия» (музыка А.Юрасовского, мелодекламация в сопровождении скрипки и виолончели).

Завершает разговор о символизме презентация картин символистов, сопровождающаяся музыкой А.Н. Скрябина.



Ученик:
К 1910 году, по словам Н.С.Гумилева, «символизм закончил свой круг развития», его сменил акмеизм.

Акмеизм (от греч. — высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора) — литературное течение, противостоящее символизму. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.

Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральной фигурой которого являлся организатор акмеизма Н. С. Гумилёв. Современники давали термину и иные толкования: Владимир Пяст видел его истоки в псевдониме Анны Ахматовой, по-латыни звучащем как «аkmatus», некоторые указывали на его связь с греческим «acme» — «острие».

Термин «акмеизм» был предложен в 1912 году Н.С.Гумилевым и С. М. Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идёт направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений. Название для литературного течения, по свидетельству А. Белого, было выбрано в пылу полемики и не являлось вполне обоснованным: об «акмеизме» и «адамизме» в шутку заговорил Вячеслав Иванов, Николай Гумилёв подхватил случайно брошенные слова и окрестил акмеистами группу близких к себе поэтов.

К акмеистам принадлежат также А.Ахматова, О.Э.Мандельштам, М.А.Кузьмин и другие.
Учитель:
Теперь познакомимся с примером стихотворения этого направления.
Ученик:
А.Ахматова «Слаб голос мой…» (1913)
Слаб голос мой, но воля не слабеет,

Мне даже легче стало без любви.

Высоко небо, горный ветер веет,

И непорочны помыслы мои.


Ушла к другим бессонница-сиделка,

Я не томлюсь над серою золой,

И башенных часов кривая стрелка

Смертельной мне не кажется стрелой.


Как прошлое над сердцем власть теряет!

Освобожденье близко. Все прощу,

Следя, как луч взбегает и сбегает

По влажному весеннему плющу.


Учитель:
Любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном пребывании. Чувство, само по себе острое и необычайное, получает дополнительную остроту и необычность, проявляясь в предельном кризисном выражении – взлета или падения. Это признак акмеизма с точки зрения темы стихотворения. Также в этом стихотворении мы видим психологические наблюдения, сюжетную динамику (чего нет в символизме: все предметы статичны, но динамизм достигается за счет множества образов), афористичность, лаконизм.

Ученик:
В это же время (с акмеизмом) в России появляется еще одно течение – футуризм. Футуризм — направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века. Oтвoдя ceбe poль пpоoбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo.

Автором слова и основоположником направления является итальянский поэт Филиппо Маринетти. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль», отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию и словотворчество, скорость и ритм. Словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоенной техническим прогрессом. (В качестве девиза этого направления можно взять следующте слова: Мотоцикл более совершенное творением нежели скульптуры Микеланджело).


Учитель:
Теперь обратимся к картине Умберто Боччони «Под перголой в Неаполе». Мы видим с вами совершенно отличающееся представление о мире, чем у реалистов, романтистов… Это полное переосмысление мира, когда используются новые подходы в передаче окружающего нас бытия: цвета, композиция, выбор самих предметов, угловатость, особая манера мазка – это только явные, видимые признаки.
Ученик:
В.В.Маяковский «О дряни» (1920-1921)

Слава, Слава, Слава героям!!!

Впрочем,

им

довольно воздали дани.



Теперь

Поговорим

о дряни.
Утихомирились бури революционных лон.

Подернулась тиной советская мешанина.

И вылезло

из-за спины РСФСР

мурло

мещанина.


(Меня не поймаете на слове,

я вовсе не против мещанского сословия.

Мещанам

без различия классов и сословий



мое славословие.)
Со всех необъятных российских нив,

с первого дня советского рождения

стеклись они,

наскоро оперенья переменив,

и засели во все учреждения.
Намозолив от пятилетнего сидения зады,

крепкие, как умывальники,

живут и поныне

тише воды.

Свили уютные кабинеты и спаленки.
И вечером

та или иная мразь,

на жену,

за пианином обучающуюся, глядя,

говорит,

от самовара разморясь:

«Товарищ Надя!
К празднику прибавка —

24 тыши.


Тариф.

Эх,


и заведу я себе

тихоокеанские галифища,

чтоб из штанов

выглядывать,

как коралловый риф!»

А Надя:


«И мне с эмблемами платья.

Без серпа и молота не покажешься в свете!

В чем

сегодня


буду фигурять я

на балу в Реввоенсовете?!»

На стенке Маркс.

Рамочка ала.

На «Известиях» лежа, котенок греется.

А из-под потолочка

верещала

оголтелая канареица.


Маркс со стенки смотрел, смотрел...

И вдруг


разинул рот,

да как заорет:

«Опутали революцию обывательщины нити.

Страшнее Врангеля обывательский быт.

Скорее

головы канарейкам сверните —



чтоб коммунизм

канарейками не был побит!»


Учитель:
Я думаю, что вы все смогли прочувствовать разницу в слушаемых сегодня стихотворениях и в этом особенно. В стихотворении Маяковского мы сразу замечаем особый ритм стиха, особое его визуальное представление, особую грамматику и лексику.
Главным «героем» в стихотворении является обыватель с мещанскими интересами, интересами мелкими и ничтожными. Весь их быт полон советской символики. Это и портрет Маркса в красной рамке, и газета «Известия». Даже отношения между ними стали советскими («Товарищ Надя!» – обращается муж к жене). На основе только этих фактов, на первый взгляд, можно сделать вывод о том, что «герой» стихотворения глубоко советский человек. Но это не так. На нём лишь оперенье советского человека, а на самом деле он мещанин, и многие мещанские признаки налицо: пианино, самовар. Маяковский видит опасность в таких людях: они втираются в государственный аппарат, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений. Обыватель, порождённый революционной эпохой, может только испортить и опошлить революционные представления, а значит и коммунистические. Для усиления этой мысли В. Маяковский в конце стихотворения рисует почти фантастическую картину: Карл Маркс оживает и призывает свернуть шеи «канареицам», то есть мещанам.

Поэт употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что является одним из признаков иронии, он заменяет нейтральные слова на эмоциональные, а порой даже откровенно грубые. Всё это усиливает ироническое звучание стихотворения, выражая публицистический характер сатиры В. Маяковского.

Далее звучат сохранившиеся записи чтения своих стихов В. Маяковским.
На этом мы завершаем наш разговор о серебряном веке как периоде в русской литературе. На последующих занятиях мы перейдем непосредственно к изучению творчеств представителей этих трех течений.

В завершении нашего урока я хотел бы показать вам, что поэзия серебряного века больше чем поэзия и что вы все с ней когда-нибудь сталкивались. Многие стихотворения были положены на музыку и стали популярнейшими песнями: Матюхин Александр Борисович «Ах, дверь не запирала я» (на стихи А.Ахматовой), Алла Борисовна Пугачева «Мне нравится, что Вы больны не мной» (на стихи М.И.Цветаевой), Группа «Сплин» «Маяк» (на стихи В.В.Маяковского).


Источники:

  1. Материалы сети Интернет (www.wikipedia.ru, www.krugosvet.ru)

  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе для 11 класса

  3. Школьный справочник 5-11 классы под ред. Соколовой О.Л.

  4. Библиотека электронных наглядных пособий «Литература»

  5. ИИСС «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства».

  6. ИИСС «Серебряный век»



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница