3 Обзор текущего состояния и особенности государственной инновационной политики 3



Скачать 431,51 Kb.
страница1/3
Дата16.09.2017
Размер431,51 Kb.
  1   2   3



Периодический обзор инновационной деятельности стран Европы, Америки, Азии и Африки, СНГ

6



Июль 2012 г.

Содержание

Аннотация 3

1.Обзор текущего состояния и особенности государственной инновационной политики 3

Колумбия 4

США 5

Вьетнам 9

Республика Азербайджан 11

Республика Армения 13

Республика Молдова 13

Республика Казахстан 15

Республика Таджикистан 18

Туркменистан 18

Республика Узбекистан 19

Украина 20

2.Текущие состояние развития отдельных технологических направлений 21

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 21



США 21

Республика Молдова 24

Республика Таджикистан 24

КОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ 25



Канада 25

США 25

Таиланд 26

Республика Таджикистан 26

Киргизская Республика 27

Украина 27

МЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА И ФАРМАЦЕВТИКА 28



США 28

Япония 28

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ 29



Италия 29

Канада 31

США 31

Республика Корея 33

Российская Федерация 33

Заключение 34

Аннотация


В обзоре проведен анализ международного опыта инновационного развития в иностранных государствах. В первом разделе рассматривается текущее состояние инновационного развития стран СНГ, США, Колумбия, Вьетнам, а также представлен обзор особенностей проводимой государственной инновационной политики.

Второй раздел посвящен текущему состоянию развития четырех приоритетных технологических направлений: стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, энергоэффективность, космические технологии и телекоммуникации, медицинская техника и фармацевтика.

Обзор составлен на основании материалов, полученных от торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах за период с января по май 2012 г.

  1. Обзор текущего состояния и особенности государственной инновационной политики


В современной глобальной экономике положение государства на международной арене становится все более зависимым от его общей конкурентоспособности. Тем не менее, очевидно, что конкурентоспособность государства напрямую зависит от структуры и эффективности его инновационной системы. Именно инновационная система государства обеспечивает ему возможность занять определенную нишу в системе международного разделения труда и приобрести определенный вес и статус в системе международных отношений, а также обеспечить высокий уровень благосостояния населения.

Несмотря на всеобщую приверженность основополагающим принципам инновационного развития, которых в основном придерживаются многие страны, в то же время каждая страна имеет свои особенности, которыми определяется ее инновационная политика. В большинстве рассматриваемых стран принимаются специализированные программы, нацеленные на развитие определенных аспектов системы. В некоторых странах создаются специфические инструменты поддержки инноваций, связанные с конкретными особенностями развития этих стран.


Колумбия


Колумбийское руководство с целью решения задач структурной модернизации национального хозяйства, увеличения информационной емкости производства, насыщения и расширения инновационной составляющей, уделяет значительное внимание развитию научно-технического сектора. Правительство страны активно способствует формированию необходимой нормативно- правовой базы, стремится обеспечить необходимые объемы экономических ресурсов для создания благоприятных условий реализации научных проектов, как национальных, так и в рамках межгосударственных отношений.

В качестве одного из путей повышения эффективности деятельности наукоемких отраслей промышленного производства руководство Колумбии рассматривает возможность организации совместных с иностранными компаниями инновационных проектов. При этом предпочтение отдается тем из них, которые основываются на прорывных фундаментальных и прикладных исследованиях.

Важнейшими центрами научных исследований в области естествознания и техники в Колумбии являются университеты. Необходимость развития национальной промышленности привела к созданию специализированных университетов: Промышленного университета в департаменте Сантандер, где ведутся научные исследования в области химии, энергетики, металлургии, горнодобывающей промышленности и Технологического университета в г. Перейра.

Научные исследования ведут также академии, в том числе Колумбийская академия точных, физических и технических наук, Национальная академия медицинских наук и др., ряд институтов, в том числе географический - «Агустин Код ас си», Колумбийский институт технических стандартов, технологических исследований, сельскохозяйственный, ядерных исследований и др. Имеются ассоциации и научные общества по различным отраслям естественных наук.

Однако следует отметить, что научные исследования часто ведутся без определенных планов и лишены прочной финансовой базы. Координацию научной работы частично осуществляют Колумбийский фонд научных исследований и Колумбийская ассоциация университетов. В финансировании научно-исследовательских учреждений значительную роль играют государственные и частные организации США (Национальный научный фонд, фонды Форда, Рокфеллера, Келлога и др.), которые часто определяют и направление исследований.

В области общественных наук исследования сосредоточены в ряде институтов, подведомственных университетам, в частности университету Хавьеряна, университету Анд и др.

На сегодняшний день наиболее перспективными направлениями научно- технического сотрудничества для Колумбии являются: аэрокосмическая область, биотехнологии, охрана окружающей среды, информатика и вычислительная техника, связь, фармакология, медицина и ряд других.

Серьезное внимание Богота уделяет расширению межгосударственных контактов в области науки и технологий со странами Американского континента. Наиболее динамично отношения в данной сфере развиваются у Колумбии с США, Бразилией, Мексикой и Аргентиной.

Таким образом, направленность государственной политики в области науки, технологий и инноваций свидетельствует о серьезной заинтересованности колумбийского руководства в модернизации научно-технического сектора страны, как одного из важнейших инструментов диверсификации национальной экономики.

США


Администрация США продолжает работу на законотворческом уровне по обеспечению дальнейшего развития инновационной деятельности в США. Так, 5 апреля 2012 г. Президент США Б.Обама подписал Публичный закон № 112-106 «О поддержке стартап-компаний в США» (Jumpstart Our Business Startups Act of 2012), направленный на стимулирование финансирования субъектов малого бизнеса, в том числе за счет ослабления некоторых норм регулирования финансового рынка.

Предполагается, что положения данного Закона будут способствовать увеличению финансирования субъектов малого бизнеса, прежде всего инновационного, и соответственно положительно влиять как на создание новых рабочих мест, так и экономический рост в целом.

На международном уровне Администрация Президента США также уделяла существенное внимание вопросам инноваций. Так, в ходе визита в США Президента Бразилии Д.Руссеффа, который состоялся 9-10 апреля 2012 г., президенты двух стран договорились о создании Стратегического энергетического диалога, основной акцент в деятельности которого будет сделан на развитии сотрудничества в сфере газодобычи, производства биотоплива, развития «чистой» энергетики, повышения энергоэффективности производств (потребительских продуктов и технологий), а также содействия развитию ядерной энергетики.

В свою очередь, 14 апреля 2012 г. Президент США Б.Обама принял участие в шестом саммите стран Америки в г. Картахена, Колумбия. В ходе саммита было объявлено о ряде инициатив инновационной направленности, а именно:

– расширения сотрудничества по линии малого бизнеса, в частности в рамках инициативы «Small Business Network of the Americas», направленной на налаживании взаимодействия между 2 тыс. национальных центров по поддержке малого бизнеса, прежде всего инновационной направленности (в США действуют около 1 тыс. подобных центров), клиентами которых являются более 2 млн. компаний по всему региону;

– создания Агентством США по международному развитию Инновационного фонда для стран Америки, основной задачей которого будет финансирование инновационных проектов, направленных на решение приоритетных проблем международного развития (речь идет, прежде всего, о проектах в сфере «зеленой» энергетики и защиты окружающей среды, безопасности граждан, образования, а также демографических вызовов);

– укрепления партнерства в сфере энергетики и окружающей среды, направленного на продвижение «чистой» энергетики и обеспечение бесперебойных поставок энергоресурсов в США;

– расширение сотрудничества в сфере образования, в частности, в рамках национальной программы США «100.000 Strong in the Americas», которая ставит целью увеличение студенческих обменов между США и странами Латинской Америки до 100 тыс. человек в год в каждом направлении;

– обеспечение в максимальной степени широкополосного доступа к сети Интернет в странах региона в целях ускорения их экономического развития и повышения конкурентоспособности региональных экономик.

14 мая 2012 г. Министерство торговли США и Агентство по охране окружающей среды объявили о начале реализации совместной инициативы, направленной на поддержку экспорта «зеленых» технологий, продуктов и услуг на внешние рынки. Одной из принципиальных составляющих реализации данной инициативы будет создание (запуск планируется осенью 2012 года) интерактивного информационно-консультационного портала, который будет предоставлять детализированную информацию об оказываемых органами государственной власти (или при их участии) услугах по поддержке экспорта, включая проведение маркетинговых исследований, осуществление научного и технического анализа, предоставление сведений о мерах нетарифного регулирования и способах подтверждения соответствия, а также о предоставляемых мерах финансовой поддержки экспорта.

В целях реализации упомянутой инициативы Министерство торговли США совместно с Аппаратом торгового представителя США осуществляет разработку стратегии продвижения «зеленых» технологий, товаров и услуг на внешние рынки, а также определение целевой аудитории для американских товаров, услуг и технологий, которые пользуются устойчивым спросом за рубежом. Предварительным этапом данной работы стало определение нескольких технологий, приоритетных для ряда внешних рынков. Так, технологии в области контроля состояния степени загрязнения воздуха, а также его очистки были определены приоритетными для экспорта в ФРГ, Испанию, Китай, Казахстан, Великобританию, Чехию, Нидерланды, Польшу. В свою очередь, технологии водоочистки были определены приоритетными для экспорта в Австралию, Германию, Францию, Китай, Испанию, Бельгию, Россию, Австрию, Польшу и Канаду.

Оптимизация условий для коммерческого внедрения инноваций признается американской Администрацией в качестве основополагающей функции государства в формировании механизма всеобъемлющего вовлечения частного бизнеса в инновационную деятельность. При этом решающее значение придается продвижению американской высокотехнологичной продукции на внешнем рынке. В этой связи существенной составляющей механизма поддержки инновационной деятельности в США является организация торговых миссий, имеющих своей целью содействие продвижению инновационных американских технологий, товаров и услуг на внешние рынки. Так, в отчетном периоде состоялись следующие торговые миссии, имеющие инновационную направленность:



  • Саудовская Аравия - энергоэффективность и возобновляемая энергетика;

  • Мексика - высокотехнологическая медицина;

  • Канада - миссия аэрокосмических поставщиков.

Национальный институт стандартов и технологий Министерства торговли США объявил о планах по запуску новой программы «Национальная сеть производственных инноваций» (National Network for Manufacturing Innovation), которая будет основана на реализации принципа частно-государственного партнерства. В рамках реализации данной инициативы будет создано до 15 институциональных технических центров, которые будут предоставлять ресурсную, техническую, методологическую и консультационную помощь инновационным компаниям. Администрирование данной инициативы будет совместно осуществляться Министерством торговли, Министерством энергетики и Министерством обороны США. Объем заявленного бюджетного финансирования федерального уровня (в рамках бюджетной заявки на 2013 финансовый год) единовременно составит 1 млрд. долл. Дальнейшие инвестиции по поддержанию устойчивого функционирования упомянутых центров будут осуществляться бизнес-сообществом США при участии региональных бюджетов. Данная инициатива призвана стать одной из важных мер, направленных на преодоление «разрыва» в функциональной цепочке на этапе между получением перспективной разработки и ее внедрением в коммерческий оборот.

Вьетнам


Стратегический курс развития Вьетнама предполагает переход к 2020 году из категории стран аграрных в категорию промышленных. С этой целью разработан и проводится комплекс широкомасштабных мероприятий по модернизации национальной экономики и индустриализации страны. По планам Правительства СРВ, уже к 2015 году доля промышленности в структуре экономики должна составить 41,7-42%1. Серьезными проблемами на этом пути для Вьетнама остается необходимость импорта сырья для производства промышленной продукции, недостаточная техническая оснащенность предприятий, слабо развитая технологическая база, низкая подготовка инженерно-технического состава и рабочих кадров. В этой связи для успешного выполнения намеченных задач выбраны три ключевых направления: создание и развитие парков высоких технологий, образование и запуск промышленных зон, а также строительство индустриальных кластеров. Принимая во внимание недостаток практического опыта работы в данной области, руководители Вьетнама наладили взаимодействие с представительством UNIDO в г. Ханое. Считается, что эта структура ООН с 15-летним опытом создания промышленных зон и кластеров более чем в 30 странах мира способна оказать Вьетнаму реальное содействие.

Правовой основой работы по индустриализации страны стали Постановление Правительства СРВ № 105/2009/QD-TTg от 19 августа 2009 года о создании индустриальных кластеров, а также Постановление Правительства СРВ № 1914/QT-TTg от 19 октября 2010 года о повышении конкурентоспособности национальной экономики, в котором дается поручение Министерству планирования и инвестиций разработать проект развития промышленных зон и кластеров с привлечением зарубежных технологий и инвестиций.



Парки высоких технологий

На начало марта 2012 г. во Вьетнаме функционируют три Парка высоких технологий по одному в каждом из трех географических регионов: на севере - это парк «Хоалак» в пригороде Ханоя; в центральной части страны парк разместили в г. Дананге, а на юге в пригороде Хошимина находится «Сайгонский Парк высоких технологий». Правительство СРВ держит деятельность таких парков под особым контролем. В стране принята и действует Национальная программа развития высоких технологий. Контроль за ее выполнением в правительстве возложен на заместителя Премьер-министра СРВ Нгуен Тхиен Няна. Одной из главных задач технопраков является поиск передовых технологий по всему миру, приобретение их совместно с Министерством планирования и инвестиций, и быстрое внедрение в отечественное производство. Для финансирования программ внедрения высокотехнологичных проектов также создаются специальные инвестиционные фонды. При этом наибольшая заинтересованность проявляется к технологиям в следующих областях:

1. Информационные технологии.

2. Средства связи и телекоммуникации.

3. Биотехнологии.

4. Микроэлектроника

5. Прецизионные станки и механизмы.

6. Новые материалы.

7. Нанотехнологии.

8. Источники возобновляемой энергии.

9. Робототехника и электронно-механические устройства.

10. Ресурсосберегающие технологии.

11. Технологии защиты окружающей среды.

Для привлечения в технопарки иностранных высокотехнологичных компаний разработан Перечень льгот и преференции.



Индустриальные кластеры

Индустриальные кластеры в СРВ строятся на основе Постановления Правительства СРВ № 105/2009/QD-TTg от 19 августа 2009 года, которое предполагает до 2020 года образовать 1864 кластера на площади 85 381 га в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. По состоянию на начало 2012 года работа по образованию промышленных кластеров была выполнена примерно на 45%. Начали функционировать или получили лицензии 835 кластеров на площади 33 880 га, из которых 240 созданы на средства коммерческих структур. Еще 500 кластеров согласовали и зарегистрировали инвестиции для осуществления 8 000 проектов, реализация которых позволит трудоустроить дополнительно 250 тысяч человек.

Особенностью индустриальных кластеров СРВ является объединение на одной ограниченной территории разнопрофильных предприятий из разных отраслей. Другой особенностью является ограниченность выделяемых под кластеры площадей. Постановление № 105/2009/QD-TTg, например, предписывает строить кластеры на земельных участках площадью до 50 га с возможностью последующего расширения до 75 га при успешном развитии дела. С учетом отсутствия конкретной специализации, а также размещения кластеров на небольших площадях многие эксперты не находят разницы между вьетнамскими промышленными зонами и индустриальными кластерами.

Республика Азербайджан


В 2009 году был принят закон «О создании в Азербайджанской Республике специальных экономических зон» и соответствующий Указ Президента по его применению, призванные заложить правовую базу для расширения инновационной деятельности, модернизации различных отраслей экономики, увеличения экспортного потенциала страны. Предполагается путем создания специальных экономических зон (СЭЗ) и технопарков повысить уровень активности предпринимательства, научно-технических разработок, за счет внедрения инновационных элементов хозяйствования, осуществления других мероприятий способствовать росту эффективности экономики Азербайджана.

Формирование технологических парков реализуется в рамках проекта создания в республике региональной инновационной зоны (РИЗ), который предусматривает развитие малого и среднего инновационного предпринимательства, создание региональной базы по производству и экспорту электронного оборудования и программного обеспечения, превращение страны в эффективный транзитный информационный центр, подготовку и развитие людских ресурсов для формирующегося информационного общества, внедрение информационных технологий в разных отраслях. По прогнозам, объемы доходов от реализации проектов в РИЗ к 2020 году достигнут 12 миллиардов долларов США.

Примером успешно реализуемого проекта в этой области является Сумгаитский технопарк (СТП), на 16 заводах которого на основе современнейших технологий предусмотрено производство различной продукции для электроэнергетики и машиностроения. В настоящее время введены в эксплуатацию 8 предприятий, выпускающих различные типы кабелей, трансформаторов, труб из пластических материалов и прочее оборудование.

В ближайшие 2-3 года в Сумгаите планируется создать новый технопарк, в котором будет размещаться ряд заводов по производству химической продукции. Данная программа реализуется ПО «Азерихимия», являющимся структурным подразделением ГНКАР. Согласно разрабатываемой программе через несколько лет в химической промышленности Сумгаита будет открыто около 10 тыс. рабочих мест.

Кроме того, в Сумгаите начинается строительство энергетического технопарка под патронажем Агентства по альтернативной энергетике при Минэнерго АР, включающего в себя два сегмента: солнечная и ветряная энергетика.

Республика Армения


В Армении наблюдается динамика в развитии процессов объединения производителей или разработчиков схожих видов продукции (услуг) в группы по номенклатурному признаку (кластеризации). Наибольшего развития достигли следующие виды кластеров:

  • нефтехимический;

  • обработки алмазов и изготовления ювелирных изделий;

  • добычи и обработки металлов.

К числу формирующихся и набирающих «критическую массу» объединений отнесены потенциальные армянские инновационные кластеры:

  • фармацевтический;

  • онкологических услуг.

Создаются новые кластеры по информационным технологиям, предоставляющие услуги на основе аутсорсинга. Большую поддержку кластерам оказывают как правительство, торгово-промышленные палаты, деловые ассоциации, так и армянская диаспора, которая активно помогает финансовыми ресурсами и содействует трансферу новых технологий.

В последние годы большую активность проявляет армянский фармацевтический кластер, уникальностью которого является расширение производства медикаментов из целебных трав (выпуск натуральных лечебных средств достиг 24% от всего объема производимых кластером медикаментов).



Республика Молдова


По уровню «глобального индекса инноваций», ежегодно устанавливаемому международной бизнес-школой INSEAD, Молдавия в июле 2011 года заняла 39 место в ряду самых инновационных стран мира, опередив Румынию, Россию и Украину, которые заняли соответственно 50-е, 56-е и 60-е места. Как утверждается в исследовании INSEAD, столь высокое место Республика Молдова заняла благодаря «динамичной системе защиты интеллектуальной собственности, а также экспорту креативных ценностей».

Инновационную деятельность в республике Молдове координирует созданное в рамках АНМ в конце 2004 года Агентство по инновациям и технологическому трансферу (АИТТ), в задачи которого входит скорейшее внедрение инноваций (прежде всего - в промышленном секторе) и приближение стандартов Республики к стандартам Евросоюза, где инновации уже объявлены основой социально-экономического прогресса. В соответствии с положением об АИТТ на Агентство возложены следующие основные задачи:



  • проведение государственной политики в области инноваций и трансфера технологий;

  • разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в области инноваций и трансфера технологий;

  • определение стратегических направлений деятельности в области инноваций и трансфера технологий, которые отражаются в программах и проектах всех уровней;

  • участие в осуществлении партнерства организаций в области науки и инноваций, высших учебных заведений и производственных предприятий;

  • определение объема финансовых ассигнований, необходимых для поддержки программ и проектов в области инноваций и трансфера технологий;

  • организация государственной регистрации и учета программ и проектов в области инноваций и трансфера технологий;

  • координация процесса создания инфраструктуры в области инноваций и трансфера технологий;

  • оказание специализированной помощи в области инноваций и трансфера технологий;

  • организация выставки достижений в области инноваций и трансфера технологий.

Молдавия принимает участие в реализации Седьмой рамочной программы по научным исследованиям и технологическому развитию Евросоюза (FP7), рассчитанной на 2007-2017 годы и располагающей бюджетом более 50 млрд. евро. «Национальные контактные пункты», созданные в ряде стран для поддержки потенциальных кандидатов на участие своими проектами в FP7, действуют в Молдавии под эгидой АНМ и АИТТ.

В порядке применения зарубежного опыта в Молдавии начали создаваться инновационные инкубаторы и научно-технологические парки, которые призваны повышать эффективность внедрения результатов научных исследований и ускорять доведение конкурентоспособной промышленной продукции до потребителя.

В настоящее время существуют 3 научно-технологических парка и один инновационный инкубатор:


  • научно-технологический парк «Academica» - универсальная специализация, 26 резидентов;

  • научно-технологический парк «Inagro» - специализируется на интенсивном и экологическом сельском хозяйстве, 17 резидентов;

  • научно-технологический парк «Micronanoteh» - специализируется на микроэлектронике и нанотехнологиях - объявлен конкурс на отбор резидентов;

  • инновационный инкубатор «Inovatorul» - универсальная специализация, 7 резидентов.



Республика Казахстан


9 января 2012 года Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подписал Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности».

Закон принят в соответствии с пунктом 37 Плана мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2010 года № 302, и пунктом 5 Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2011 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2010 года № 1467. Данный нормативный правовой акт направлен на повышение конкурентоспособности национальной экономики на основе стимулирования развития приоритетных секторов экономики.

Закон предусматривает создание благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного индустриально-инновационного развития национальной экономики; стимулирование развития индустриальной деятельности, внедрение высокотехнологичных, наукоемких, экологически чистых и конкурентоспособных производств; формирование индустриально- инновационного малого и среднего бизнеса; обеспечение комплексного и рационального индустриально-инновационного развития регионов республики, увеличение производительности и производственных мощностей; внедрение управленческих технологий; уточнение и конкретизация принципов и задач поддержки индустриально-инновационной деятельности и определение меры ее государственной поддержки.

Государственная поддержка субъектов индустриально-инновационной деятельности в рамках законопроекта включает в себя:



  1. финансирование, включая софинансирование, индустриально- инновационных проектов, лизинговое финансирование;

  2. предоставление гарантийных обязательств и поручительств по займам;

  3. кредитование через финансовые институты;

  4. субсидирование ставки вознаграждения по кредитам, выдаваемым финансовыми институтами и купонного вознаграждения по облигациям;

  5. осуществление инвестиций в уставные капиталы;

  6. гарантированный заказ;

  7. предоставление инновационных грантов;

  8. обеспечение квалифицированными кадровыми ресурсами;

  9. обеспечение инженерно-коммуникационной инфраструктурой;

  10. предоставления земельных участков и прав недропользования;

  11. поддержка на внутреннем рынке;

  12. привлечение инвестиций;

  13. продвижение и развитие экспорта.

Принятие государством мер, направленных на стимулирование осуществления индустриально-инновационной деятельности, является важным условием для дальнейшего наращивания и укрепления социально-экономического потенциала и фундамента Республики Казахстан.

В качестве взаимодействия с Россией на уровне квазигосударственных структур можно отметить партнерство в области космоса и энергетики, включая атомную, однако они используются Казахстаном в интересах привлечения в республику российских ресурсов и опыта.

Отдельно стоит отметить, что в Республике Казахстан ведется активная работа по формированию и развитию специальных экономических зон (СЭЗ) как инструмента для привлечения инвестиций в отечественное производство с высокой добавленной стоимостью. К концу 2011 года уже зарегистрировано более 300 участников СЭЗ, рост - в 3 раза. В 2011 году Министерство индустрии и новых технологий решило изменить работу шести специальных экономических зон и создать до конца года еще три новые. Разработан и в июле 2011 года принят новый закон «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан», который предусматривает принципиально новые подходы к эффективности работы СЭЗ. Новыми специальными экономическими зонами станут СЭЗ «Хоргос Восточные ворота» - развитие транспортно-логистического потенциала, СЭЗ по нефтехимической промышленности в Павлодарской области - развитие химической и нефтехимической отраслей промышленности и СЭЗ «Сары Арка» в Карагандинской области - развитие металлургии и металлообработки.

Законом «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» предусмотрен ряд норм, устанавливающий льготный и преференциальный режим по вопросам налогообложения, таможенного регулирования и привлечения иностранной рабочей силы. Реализация нового закона позволит реализовать стратегические задачи по развитию СЭЗ, улучшить инвестиционный климат в стране.


Республика Таджикистан


Республика Таджикистан на сегодняшний день по уровню инновационной активности, удельному весу высокотехнологической продукции в структуре производства и экспорта, развитию инновационной инфраструктуры существенно отстает от экономически развитых стран мира. Ее научный потенциал пока еще не сконцентрирован в должной мере на решении приоритетных проблем социально- экономического развития страны, в связи с чем на текущий момент действующих инновационных программ по модернизации экономики в Республике Таджикистан нет.

В соответствии с Программой экономического развития Таджикистана на период до 2015 года, приоритетными направлениями развития экономики республики являются:



  • развитие энергетического комплекса, при этом основные перспективные проекты связаны с развитием гидроэнергетики и освоением нефтяных и газовых месторождений;

  • развитие инфраструктуры;

  • разработка и добыча полезных ископаемых (золото, серебро, драгоценные камни и т.д.);

  • развитие сельскохозяйственной отрасли с ориентацией на повышение экспортного потенциала республики.

Реализация программ по указанным направлениям осуществляется в основном за счет внешних льготных долгосрочных кредитов и грантов.

Туркменистан


По приоритетным направлениям модернизации, в том числе с учетом перечня технологических платформ, в Туркменистане в настоящее время осуществляется планирование и постановка задач технологического развития отраслей. В этой связи технологическое лидерство может принадлежать только отдельным научным коллективам и структурам Академии наук Туркменистана, подготавливающим предложения для инновационной стратегии экономики страны. Наиболее проработанными, совпадающими с технологической платформой «Перспективные технологии возобновляемой энергетики», являются технологии, разрабатываемые научно-производственным объединением «Гюн», которое является лидером в своей сфере деятельности.

Институт «Гюн» является научно-производственным объединением, самофинансируемым предприятием, осуществляющим научно-технические исследования по практическому использованию нетрадиционных источников энергии (солнце, ветер), по проблемам физики, химии, теплотехники, химическим и теплотехническим технологиям и внедрения научных разработок в народное хозяйство. В институте ведется также разработка научных основ и создание технологических процессов переработки минерально-сырьевых ресурсов, получения новых импортозамещающих продуктов и материалов на основе местного сырья, эффективного использования водных ресурсов, создания новых химических препаратов для сельского хозяйства. Результаты вышеперечисленных научных разработок служат источником финансирования Института «Гюн» при их реализации отечественным потребителям.



Республика Узбекистан


Регулирование модернизации узбекской экономики осуществляется в рамках соответствующих госпрограмм. Основной упор при этом делается на производство конкурентоспособной продукции с высокой долей добаленной стоимости.

В 2010 году была принята Программа «О приоритетах развития промышленности Республики Узбекистан в 2011-2015 годах» (утверждена постановлением Президента Республики Узбекистан от 15 декабря 2010 г. № 1442). Она включает 519 инвестиционных проектов, вовлекающих инвестиции на сумму около 25,7 млрд. долл. США.

Также 20 мая 2011 года было издано постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по укреплению материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинальному улучшению качества подготовки высококвалифицированных специалистов», нацеленное на создание условий для подготовки компетентных специалистов по инженерно-техническим направлениям.

Кроме того, реализуется комплекс мер государственного стимулирования модернизации. Применяется ряд фискальных, кредитных, административных льгот и преференций. Также используются кредитные инструменты стимулирования модернизации, бюджетная поддержка предприятий- экспортеров, меры содействия в продвижении узбекской продукции на внешние рынки.

В число приоритетных отраслей экономики включены: энергетика, нефтегазохимическая, химическая, текстильная и легкая промышленность, цветная металлургия, машино- и автомобилестроение, фармацевтика, качественная и углубленная переработка сельскохозяйственной продукции, а также производство строительных материалов.

В настоящее время основными движущими силами модернизации в Узбекистане выступают государственные компании и ассоциации. В ряде подобных структур (НАК «Узбекнфтегаз», ГК «Узкимесаноат» и т.д.) созданы специальные подразделения, отвечающие за внедрение инновационных технологий и модернизацию в соответствующих отраслях промышленности.



Украина


Анализ программ Украины по модернизации экономики страны показывает, что к наиболее важным проектам в указанном направлении, прежде всего, можно отнести проекты в ядерной энергетике и в направлении «Космос и телекоммуникации».

Относительно сведений о технологических лидерах Украины следует отметить, что к высокотехнологическим отраслям Украины эксперты прежде всего относят авиационную и ракетно-космическую отрасли, а технологическими лидерами, действующими в этих секторах экономики Украины, являются следующие.

Авиационная промышленность: ГП «Антонов», Научно-исследовательский институт (НИИ) «Аэроупругих систем», Киевское производственное объединение (ПО) им. Артема, ОАО «Мотор Сич», ГП «Ивченко-Прогресс», Харьковское агрегатное конструкторское бюро (КБ), Жулянский машиностроительный завод.

Ракетно-космическая промышленность: НИИ «Аэроупругих систем», НИИ «Квант», Межотраслевой НИИ проблем механики «Ритм», Государственное КБ «Южное» им. Янгеля, Днепропетровский завод «Южмаш», ПО «Топаз», ПО «Коммунар», Украинский НИИ технологии машиностроения, Центральное КБ «Арсенал», Харьковское научное ПО «Хартрон».





  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница