3 Педагогическая психология как наука



страница1/7
Дата06.08.2017
Размер1,01 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

3.1. Педагогическая психология как наука


Основное содержание темы: предмет, задачи, проблемы педагогической психологии, структура педагогической психологии, этапы становления педагогической психологии, методы исследования в педагогической психологии.

Предмет, задачи, проблемы, структура педагогической психологии

Педагогическая психология – пограничная, комплексная область знания, которая занимает определенное место между психологией и педагогикой. Педагогика исследует сущность обучения и воспитания, разрабатывает теории и технологии обучения и воспитания, определяет их принципы, содержание, формы, методы. Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств обучения и воспитания.



Педагогическая психология изучает проблемы обучения и воспитания детей, психологические основы педагогической деятельности учителей, воспитателей. Это междисциплинарная, самостоятельная отрасль знания, основанная на данных общей, возрастной, социальной психологии, персонологии, теоретической и практической педагогики.

Объектом педагогической психологии, как и в возрастной психологии, является развивающийся человек. Но психология развития изучает динамику психики человека и ее особенности на различных возрастных этапах, а педагогическая психология рассматривает факторы и условия возникновения психических новообразований под воздействием обучения и воспитания.

Предметом педагогической психологии выступают факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человека, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса (И.А. Зимняя).

Задачами педагогической психологии являются:

- раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

- определение механизмов и закономерностей освоения обучающимися социокультурного опыта, его структурирования в индивидуальном сознании

обучаемого и использования в различных ситуациях;

- выявление закономерностей связи между уровнями интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения) и др.

В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний: проблема соотношения обучения и развития; проблема соотношения обучения и воспитания; проблема учета сенситивных периодов развития в обучении; проблема обучения, воспитания одаренных детей; проблема психологической готовности детей к школьному обучению и др.

Традиционно педагогическая психология рассматривается в составе трех разделов: психология обучения; психология воспитания; психология педагогической деятельности и личности педагога. Каждый из них имеет свой предмет и задачи.

На современном этапе педагогическая психология все более дифференцируется и представлена тремя направлениями: психология высшей школы (высшего образования); педагогическая психология школьного обучения; психология профессионального образования.



Этапы становления педагогической психологии

Понятие «педагогическая психология» вошло в научный оборот с появлением книги Петра Федоровича Каптерева «Педагогическая психология» (1876). Он считается основателем педагогической психологии.

Выделяют три этапа становления педагогической психологии (И.А. Зимняя).

Первый этап (середина 17 в.- конец 19 в.)

Может быть назван общедидактическим с «ощущаемой необходимостью психологизировать педагогику» по мнению И.Г. Песталоцци. Этот период представлен именами педагогов Я.А.Коменского (1592-1670), И.Г.Песталоцци (1746-1827), И. Гербарта (1776-1841), А. Дистервега (1790-1866). К.Д. Ушинского (1824-1870). П.Ф. Каптерева (1849-1922).



Второй этап (конец 19 в. – начало 50-х гг.20 в.)

В этот период педагогическая психология начала оформляться как самостоятельная отрасль.

Исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов этого периода создали базис педагогической психологии. Это работы А.П. Нечаева, Э. Меймана, Г. Эббингауза, Ж. Пиаже, Б. Скиннера, Л.С. Выготского, П.П. Блонского, и др. Следом за работой П.Ф. Каптерева появляются труды американского психолога Э.Торндайка (в 1903 г.) и Л.С. Выготского (в 1926 г.), также озаглавленные «Педагогическая психология». Период характеризуется формированием особого психолого-педагогического направления – педологии. В исследованиях (Дж. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.) комплексно, на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических, социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики развития.


Третий этап (50-е гг.20 в.- наши дни)

Выделяется на основании создания ряда психологических теорий обучения.

В 1954 г. Б.Ф. Скиннер наряду с Дж. Уотсоном на основе психологической теории бихевиоризма выдвинул идею программированного обучения. В 1960-х гг. Л.Н. Ланда сформулировал теорию алгоритмизированного обучения. Десятилетием позднее В. Оконь, М. Махмутов построили систему проблемного обучения. В 1960-1970-х гг. П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина разработали основные положения теории поэтапного формирования умственных действий. В этот период получили экспериментальное обоснование два основных направления развивающего обучения: в 1950-1960-х гг.– дидактико-методическая система Л.В. Занкова, в 1970-х гг. – теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Концепция экстериоризации знаний разрабатывалась Н.А. Менчинской, Д.Н. Богоявленским. Появилась концепция суггестопедии Г.К. Лозанова, метод активизации резервных возможностей личности Г.А. Китайгородской, теория группового сплочения и групповой динамики в процессе обучения А.В. Петровского, Л.А. Карпенко.

На современном этапе происходит теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обучения – учебной деятельности, развития способностей и личности учащегося. Формируются предпосылки перехода педагогической психологии на новую стадию развития в связи с внедрением компьютерной техники. Информатизация системы образования превращает обучающегося в свободного пользователя и созидателя новых информационных технологий, обеспечивает ему свободу действий в информационном пространстве. При этом существенно меняется и роль педагога: среди его функций все большую значимость приобретает организация самостоятельной деятельности учащихся по поиску знаний. Изложение же готового материала и обучение действиям по заданному образцу все меньше отвечают требованиям сегодняшнего дня.



Методы исследования в педагогической психологии

В педагогической психологии используются различные классификации методов психолого-педагогического исследования, которые делятся на основные (наблюдение, эксперимент) и вспомогательные (опрос, тестирование, анализ результатов деятельности, профессиография и др.). Методы могут быть разделены и на такие группы: субъективные (наблюдение, опрос, тест), объективные (эксперимент, тест) и моделирования. Наиболее распространенной и чаще всего используемой является схема классификации методов психолого-педагогического исследования, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на 4 группы: организационные; эмпирические; по способу обработки данных; интерпретационные.

Основные методы педагогической психологии представлены в таблице1.

Таблица 1.



Характеристика основных методов педагогической психологии

Методы

Общая характеристика

Особенности

Основные требования

Наблю­дение


Целенаправленное, преднамерен­ное, фиксируемое восприятие ис­следуемого объекта с целью его последующего анализа и объясне­ния

Виды:


сплошное – охватываются иссле­дуемые процессы от их начала до завершения;

выборочное – фиксируется какая-либо сторона исследуемого объ­екта или явления;

включенное – исследователь сам является непосредственным уча­стником событий

Непосредствен­ная связь на­блюдаемого объекта или яв­ления и наблю­дателя;

невозможность повтора наблю­дения;

пристрастность наблюдения


Четко поставленные цели (избирательность); необхо­димо наблюдать исключи­тельно внешние факты; фиксируемые явления должны быть описатель­ными, а не объяснитель­ными (разработанность способов фиксации резуль­татов);

возможность проведения на протяжении длитель­ного отрезка вре­мени, а также в разнообразных ситуациях (систематичность);

исключение субъективных влияний при оценках в наблюдении (объективность).


Беседа

Диалог между людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого; в частности, педагогические беседы дидактического или воспитательного процесса

Целенаправленная попытка исследователя войти во внутренний мир субъектов учебного процесса

Наличие четкого плана беседы; постановка вопросов в корректной и удобной форме для исследуемого; возможность педагога использовать сложившуюся ситуацию

Анкетирование

Получение информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету в соответствии с основной задачей

Виды о проведению: устное; письменное; индивидуальное; групповое;

по типу анкет: открытые (необходимо самостоятельно создавать ответ);

закрытые (выбор из совокупности заранее подготовленных вариантов ответов)


Возможность массового сбора материала с использованием анкет

Четкость, ясность при формулировке вопросов анкеты; возможность количественной и качественной обработки материала анкетирования

Анализ продуктов деятельности

Анализ текстов устных и письменных сообщений учащихся, сочинений и других, в т.ч. материальных, продуктов его деятельности

Содержание, формы подобных сообщений способствуют пониманию педагогом индивидуальности учащихся

Необходимость обобщения данных, полученных в разных условиях, при изучении личности в различных видах деятельности (метод обобщения независимых переменных)

Тестирование

Фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий. Тест – основной инструмент, с помощью которого осуществляется психологический диагноз. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Объективность, надежность, точность, экономичность измерений, возможность автоматизации

Четкие знания принципов тестирования; типов тестов, области их применения; критерии качества теста (валидность, надежность); этическая сторона проведения исследования.

Эксперимент

Виды: 1) по форме проведения: лабораторный (исследование в преднамеренно созданных условиях) и естественный (исследование в обычных условиях обучения и воспитания);

2) по количеству переменных: одномерный (выделение и исследование одной зависимой и одной независимой переменной); многомерный (анализ связей между множеством изучаемых признаков, выявление структуры этих связей, ее динамика под влиянием обучения и воспитания);

3) по стратегии исследования: констатирующий (установление наличного состояния уже имеющихся явлений), формирующий (метод прослеживания изменений психики человека в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого) и контрольный.


Активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование факторами и регистрация сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта

Направленное создание или подбор таких условий, которые обеспечивают надежное выделение изучаемого фактора; фиксирование изменений, связанных с воздействием изучаемого фактора; наличие экспериментальной и контрольной групп; возможность изменять условия проведения опыта по усмотрению исследователя и наблюдать последствия такого изменения

Всякое психолого-педагогическое исследование включает как минимум четыре основных этапа:

  • подготовительный (знакомство с литературой, постановка целей, выдвижение гипотез на основе изучения литературы по проблеме исследования, планирование);

  • собственно исследовательский (например, экспериментальный и социометрический);

  • этап качественного и количественного анализа (обработки) полученных данных;

  • этап интерпретации, собственно обобщения, установления причин, факторов, обусловливающих характеристики протекания исследуемого явления.

Контрольные вопросы по теме:

  1. Что является предметом педагогической психологии?

  2. Каковы задачи и проблемы педагогической психологии?

  3. Чем отличается предмет педагогическая психология от предмета психологии развития?

  4. Какие ученые внесли вклад в развитие педагогической психологии?

  5. Какие разделы выделяются в педагогическая психология? Назовите из задачи.

  6. Каковы методы педагогической психологии? В чем их специфика?

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.

2. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. М., 1992.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов н/Д. 1997.

4. Мандель Б.Р. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы Ростов н/Д, 2007.

5. Педагогическая психология / под ред. Н.М. Трофимовой. Воронеж, 2010.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница