3. Решение вступает в силу с момента официального опубликования



страница1/6
Дата26.10.2016
Размер1,02 Mb.
  1   2   3   4   5   6

03.06.2010 № 316


О Стратегии социально-экономического развития города Ярославля до 2020 года
Принято муниципалитетом

города Ярославля 02.06.2010


В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Ярославля муниципалитет

РЕШИЛ:


1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития города Ярославля до 2020 года (прилагается).

2. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию муниципалитета по экономике, муниципальной собственности и развитию города (Волков А.Н.).

3. Решение вступает в силу с момента официального опубликования.

Мэр города Ярославля В.В. Волончунас

Приложение к решению муниципалитета от 03.06.2010 № 316
Стратегия социально-экономического развития города Ярославля

до 2020 года

Введение
В городе Ярославле с 2002 года реализовывалась Стратегия развития города до 2010 года, утвержденная постановлением мэра города Ярославля от 29.03.2002 № 867. Главная цель Стратегии развития города определялась как создание качественной городской среды, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов.

В результате проведенного анализа выполнения Стратегии развития города следует отметить, что с 2002 по 2008 годы в городе были достигнуты значительные успехи, свидетельствующие об устойчивом экономическом росте. В условиях финансово-экономического кризиса произошло снижение показателей по некоторым направлениям. Но, несмотря на кризис, значительная часть планируемых показателей социально-экономического развития достигла прогнозного уровня 2010 года.

В условиях кризиса главной задачей, стоящей перед городом, является сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста, а также активизация внутреннего спроса на российские товары с последующим стимулированием внедрения инноваций и структурной перестройкой экономики.

В соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации политикой отечественная экономика в 2010 году должна переориентироваться именно на реальные потребности людей, а они сегодня, главным образом, связаны с обеспечением безопасности, улучшением здоровья и доступом к информации. Отсюда и выбор приоритетов модернизации экономики и технологического развития. Они являются ключевыми для выхода города и в целом Ярославской области на новый технологический уровень для обеспечения лидерских позиций среди регионов.

Для принятия эффективных решений по управлению городом как целостной социально-экономической системой особенно актуально наличие у города стратегических ориентиров развития. С учетом изменившейся в результате кризиса ситуации в рамках проводимой государственной политики возникла необходимость в разработке стратегии развития на долгосрочную перспективу.

Стратегия социально-экономического развития города Ярославля до 2020 года (далее - Стратегия) определяет долгосрочные цели, задачи и основные направления развития экономики и социальной сферы города. Стратегия является базовым документом, определяющим социально-экономическую политику органов городского самоуправления на долгосрочную перспективу.

Стратегия включает в себя:

1) анализ имеющегося потенциала развития города Ярославля, существующих проблем, препятствующих социально-экономическому развитию города, а также перспектив и рисков его развития;

2) постановку и обоснование стратегических целей и задач социально-экономического развития города Ярославля на долгосрочную перспективу, описание основных направлений их решения;

3) механизм реализации Стратегии.

Стратегия и принятые в ней направления развития основываются на Конституции Российской Федерации, Гражданском, Бюджетном, Налоговом, Земельном и других кодексах Российской Федерации, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы», Программе антикризисных действий Правительства Российской Федерации, Ярославской области, Социальном кодексе Ярославской области, Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, Уставе города Ярославля, и иных актах федерального, регионального законодательства, а также муниципальных нормативных правовых актах и сформулированы в соответствии с целями и приоритетами, определенными в стратегических документах развития Российской Федерации, Ярославской области.

При разработке Стратегии использованы материалы, характеризующие текущее социально-экономическое положение Ярославля и перспективы его развития, материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области и муниципального учреждения «Ярославский городской центр изучения общественного мнения и социологических исследований».

Стратегия социально-экономического развития города Ярославля до 2020 года разработана рабочей группой по определению и разработке приоритетных направлений социально-экономического развития города Ярославля. В ходе работы над разработкой Стратегии были созданы и активно работали отраслевые рабочие группы, в компетенцию которых входила детальная проработка вопросов развития отраслей на долгосрочную перспективу, проведен ряд социологических исследований мнения жителей города.

1. Аналитическая часть


    1. Социологическое исследование мнения жителей города

В целях выявления социальных прогнозов и приоритетов ярославцев относительно будущего своего города муниципальным учреждением «Ярославский городской центр изучения общественного мнения и социологических исследований» проведен ряд исследований:

- «Ярославцы о долгосрочной стратегии социально-экономического развития города»;

- «Социально предпочтительные векторы, ресурсы и возможности развития города: взгляд ярославцев»;

- «Ярославцы о наиболее острых социальных проблемах в жизни города и горожан: уровень приоритетности, содержание, предлагаемые пути решения».

Объем выборки составил 1340 человек.

Результаты исследования «Ярославцы о долгосрочной стратегии социально-экономического развития города» достаточно убедительно показали высокую социальную значимость выработки долгосрочной стратегии. 56,8% опрошенных полагают, что стратегия нужна, и основным аргументом сторонников долгосрочного планирования является поэтапное эффективное развитие города с учетом длительной перспективы, а не только на основе кратковременных задач.

Во взглядах на возможности получения прогноза развития ситуации в городе на долгосрочную перспективу подавляющее большинство ярославцев (78,6 %) считают, что будущее нашего города в принципе прогнозируемо, а в возможность достоверного прогноза на длительную перспективу (на срок до 10 лет) верят лишь 7,6 %. Жители города считают целесообразным основываться на обозримой перспективе планирования – то есть ограничиться периодом, не превышающим 3-5 лет.

Основной приоритет ярославцы отдают промышленному потенциалу: модернизация производства улучшит социально-экономическое положение в городе по мнению 41% опрошенных.

Жители города достаточно четко обозначили приоритеты совершенствования социальной инфраструктуры города: необходимо увеличивать количество мест в дошкольных учреждениях города, строить недорогое жилье, а также обратить особое внимание на повышение доступности качественных медицинских услуг и спортивно-оздоровительной среды для широких слоев населения.

В оценке современного курса развития города, деятельности городских органов власти более половины ярославцев (55%) полагают, что ситуация в нашем городе развивается в правильном направлении, полагая, что долгосрочную стратегию социально-экономического развития города Ярославля необходимо построить с учетом преемственности нынешнего курса управления, обязательно решив при этом текущие задачи и проблемы.

Ярославцы убеждены, что основой развития города должен стать человеческий потенциал его жителей: трудовой - 36,8%, интеллектуальный (творческий) - 24,8%.

Все больший социальный вес приобретает инновационный потенциал развития города Ярославля: 27% ярославцев, принявших участие в исследовании, считают, что в городе необходимо активнее внедрять новые технологии. Во многом это следствие четко позиционируемого и активно раскручиваемого в средствах массовой информации инновационного сценария развития российской экономики, где нанотехнологиям, информационным технологиям и другим новейшим научным разработкам отводится существенная, практически определяющая роль.

Далеко не приоритетные позиции в структуре ответов ярославцев занимает развитие малого бизнеса. На периферии социальных ожиданий в настоящее время находятся такие ресурсы, как потенциал сферы услуг, общественного питания и торговли.


При исследовании «Социально предпочтительные векторы, ресурсы и возможности развития города: взгляд ярославцев» горожанами были обозначены задачи на ближайшую перспективу, которые необходимо решить городским органам власти:

- в первую очередь жители города хотели бы получить помощь в решении жилищной проблемы, причем не только по ипотечной схеме, но и через предоставление бесплатного муниципального жилья;

- практически столь же значимой горожане считают задачу ограничения роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

- в тройке важнейших задач – расширение системы дополнительных мер по социальной поддержке слабозащищенных категорий граждан с финансированием из городского бюджета.

В ряд приоритетных выдвигаются задачи регулирования ситуации в сфере занятости: более четверти ярославцев (28,6%) указали на необходимость создавать привлекательные рабочие места с уровнем оплаты не ниже средней по городу;

- каждый четвертый (25%) высказал пожелание упорядочить ситуацию на крупных предприятиях города: ограничить произвол «хозяев», выработать систему «работающих» социальных гарантий для людей наемного труда.

В целом социальные ожидания ярославцев можно в значительной степени свести к формуле: получить более благоприятное соотношение между уровнем доходов и стоимостью жизни. Представители социально активных групп ярославцев связывают надежды на рост доходов с собственной трудовой деятельностью, горожане из нетрудоспособных социально зависимых категорий - с системой социальных гарантий с индивидуальным адресным подходом.
При исследовании «Ярославцы о наиболее острых социальных проблемах в жизни города и горожан: уровень приоритетности, содержание, предлагаемые пути решения» определено, что наибольшее беспокойство горожан вызывали:

- проблема роста цен, за которым не успевает повышение зарплаты и пенсии;

- неудовлетворительная работа жилищно-коммунального хозяйства при высоких тарифах на услуги и постоянном их росте.

Проблемой инфляции более других обеспокоены ярославские пенсионеры. Кроме того, рост цен вызывает тревогу среди работающих горожан, специалистов, служащих, рабочих, а также предпринимателей, занятых в малом бизнесе.

Основной проблемой нового времени является значительное повышение остроты и значимости безработицы: за последние полтора года она переместилась с десятого на четвертое место. Беспокоит эта проблема не только самих безработных, но и рабочих, специалистов и служащих, ощутивших угрозу потери работы, а также студентов и учащихся в связи с перспективами собственного трудоустройства по окончании учебного заведения.

Некоторые из указанных ярославцами проблем безусловно носят общегородской характер, порайонные колебания в уровне их остроты не выходят за пределы статистической погрешности - это проблема инфляции и низкого уровня доходов, проблема приобретения жилья, социальная защита малоимущих, бюрократизм и административные барьеры в органах власти, проблема поддержки развития малого бизнеса.




    1. Анализ состояния и основные проблемы социально-экономического развития города


Общая характеристика

Ярославль - древний город на Волге, административный центр Ярославской области. В 2010 году город отметит свой 1000-летний юбилей. Ярославль расположен на 57 параллели, в 282 километрах от города Москвы в живописном месте на слиянии рек Волги и Которосли. Площадь Ярославля – 20,6 тыс. га, общая протяженность дорог, проездов и набережных Ярославля – 758 км.

Сегодня Ярославль – крупнейший культурный и промышленный центр России, связанный со всеми регионами страны развитой сетью железных дорог и автомагистралей. Промышленность Ярославля представлена большим количеством видов экономической деятельности – это машиностроение, химическая и нефтехимическая, нефтеперерабатывающая, легкая, пищевая, деревообрабатывающая промышленность.

Ярославль – это важный транспортный узел и крупный речной порт, через который проходят миллионы тонн грузов. Ярославль является центром транспортировки нефти и газа: здесь проходят крупнейшие нефте- и газопроводы международного и федерального значения.

Город разделен на 6 административных районов: Дзержинский, Заволжский, Кировский, Красноперекопский, Ленинский, Фрунзенский.



Демографическая ситуация

С 2005 года население города увеличилось на 3,2 тысячи человек и по состоянию на 01.01.2010 составило 606,9 тысяч человек. На протяжении последних лет отмечается увеличение рождаемости и снижение смертности.






В городе сохраняется естественная убыль населения, увеличение численности жителей достигается за счет миграционного прироста. В среднем в течение года в Ярославль прибывает около 3 тысяч человек (мигрантов), в условиях кризиса в 2009 году отмечено снижение миграционного прироста населения.



Среди проблем в демографической ситуации следует отметить, что в последние годы в городе Ярославле происходит не только естественная убыль населения, но и деформация его возрастной структуры. Почти каждый четвертый житель города (23,8%) достиг пенсионного возраста, что ведет к уменьшению трудового потенциала. Кроме того, снижается удельный вес населения, занятого в экономике города в общей численности трудоспособного населения.



Трудовые ресурсы, занятость


Показатель

Ед.

изме­рения

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

Численность постоянного населения на конец года

тыс. человек

603,7

604

605,2

606,3

606,9

Численность постоянного населения в трудоспособном возрасте на начало года

тыс. человек

380,9

381,2

380,9

379,9

380,3

Моложе трудоспособного возраста

тыс. человек

82,9

81,4

81,3

82,2

82,3

Старше трудоспособного возраста

тыс. человек

139,6

141,0

143,0

144,2

144,3

Численность населения, занятого в экономике города

тыс. человек

337,2

344,6

345,2

350,5

340,6

Среднесписочная численность работников крупных и средних предприятий и организаций

тыс. человек

230,5

220,3

218,1

213,3

193,2

Численность официально зарегистрированных

безработных



человек

2355

2275

2022

2669

10396

Наличие свободных рабочих мест и вакантных должностей

кол-во

6582

6683

6570

6008

1686

Уровень безработицы на конец года

%

0,62

0,6

0,53

0,7

2,7

Преобладающая часть занятого в крупных и средних организациях населения города сосредоточена в организациях обрабатывающих производств – 27%, в области образования – 13,6%, здравоохранения и предоставления социальных услуг – 10,1%, транспорта и связи – 10,5%, государственного управления – 9,8%.

Распределение трудовых ресурсов по видам экономической деятельности

в крупных и средних организациях города

На протяжении последних 5 лет состояние рынка труда было стабильным: число населения, занятого в экономике города, постоянно росло, численность граждан, не занятых трудовой деятельностью, снижалась. Начиная с III квартала 2008 года, в условиях финансового кризиса ситуация на рынке труда значительно ухудшилась. В течение 2009 года наблюдалась тенденция постоянного сокращения числа работающих на крупных и средних предприятиях города и перераспределения их в малый бизнес, наибольший процент уволенных пришелся на обрабатывающие производства (число работающих сократилось на 22,3%). Кроме того, с начала текущего года ряд организаций города Ярославля заявили в службу занятости о переводе на сокращенную рабочую неделю работников и введении отпусков по инициативе администрации.

На конец 2009 года в службе занятости на учете состояло 10,4 тысячи официально зарегистрированных безработных, число безработных с начала года увеличилось в  3,9 раза. Количество вакансий сократилось в  3,6 раза и по состоянию на 01.01.2010 составило 1,7 тысячи рабочих мест.  Уровень регистрируемой безработицы достиг 2,7%.

Кроме того, среди основных проблем следует отметить рост негативных социальных явлений, таких как неуклонное сокращение количества имеющихся вакансий, структурный дисбаланс спроса и предложения. На рынке труда при наличии вакансий потребность в кадрах не может быть удовлетворена из-за несоответствия соискателей качественно новым требованиям работодателей.


Снижение напряженности на рынке труда

В целях снижения напряженности на рынке труда с 2009 года в городе реализуются областная целевая программа «Обеспечение мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Ярославской области» на 2009 год, ведомственная целевая программа «Содействие занятости населения города Ярославля» на 2009-2010 годы. Данные программы направлены на повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения, а также стимулирование сохранения и создания рабочих мест.

В 2010 году планируется продолжение реализации вышеуказанных целевых программ, в связи с этим принята региональная адресная программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Ярославской области на 2010 год. На реализацию программы город Ярославль планирует получить из федерального бюджета более 190 млн. рублей, в том числе на организацию общественных работ и стажировку выпускников образовательных учреждений в муниципальных учреждениях города 44 млн. рублей.

Оплата труда

На протяжении последних 5 лет наблюдался рост заработной платы в среднем на 20-23%, в условиях кризиса темпы роста значительно снизились, а в ряде отраслей было отмечено снижение уровня заработной платы относительно 2008 года. Среднемесячная заработная плата одного работника крупных и средних организаций города в 2009 году составила 17 941 рубль.



В настоящее время среди отрицательных моментов следует отметить: снижение темпов роста заработной платы, значительное различие в уровне оплаты труда между различными секторами экономики города (от 11596 рублей до 33899 рублей) и наличие в ряде организаций задолженности по заработной плате, образовавшейся в результате финансово-экономического кризиса.


Финансовая инфраструктура

Финансовая инфраструктура является активным участником процесса воспроизводства и обеспечивает потребности экономических объектов в финансовых ресурсах. В финансовой сфере работает более 5,1 тысячи человек, что составляет 2,6% от общей численности работающих в крупных и средних организациях города.

В городе действует 48 лизинговых компаний, около 100 консалтинговых, аудиторских фирм, более 20 страховых компаний.

Наиболее активным финансовым элементом данной инфраструктуры является банковский сектор. В настоящее время в городе функционирует более 40 банков (Северный банк Сбербанка России, ЯФ ОАО «Промсвязьбанк», ОАО «Регион», ООО КБ «Ярославич» и т.д.), в том числе более 30 филиалов региональных иногородних банков, в том числе филиалы Сбербанка России, ВТБ, Банка Москвы и др.

Сложившаяся ситуация в реальном секторе экономики города показывает возрастающее значение банков в решении существующих проблем. Банки осуществляют кредитование предприятий энергетики, нефтепереработки, строительства, лизинговых компаний. Так, доля Северного банка Сбербанка России, одного из лидеров региона, в 2009 году составила 46,2% на рынке кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей области.

Среди отрицательных тенденций в банковской сфере в условиях нестабильной экономической ситуации отмечается рост процентных ставок по кредитам, ужесточение условий их предоставления, сокращение сроков кредитования. В условиях кризиса в 2009 году средний уровень процентных ставок по кредитам в банках города составлял от 19% до 23% годовых, в настоящее время имеет место снижение уровня ставок.

В условиях кризиса значительно снизилась как возможность получения организациями города кредитных средств, так и сама активность предприятий в вопросах кредитования. Многие предприятия свернули свои программы технического перевооружения производства и отказались от программ инвестиционного финансирования. В 2009 году процент банковских кредитов в общей сумме заемных средств крупных и средних организаций города составил 12,5%.

Среди основных проблем, выявляющихся в ходе кредитования малого и среднего бизнеса, можно отметить минимальный опыт работы организаций, недостаточное наличие обеспечения (залога) либо его низкая ликвидность.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал