№4: Действия работников организаций при угрозе и возникновении на территории организации чрезвычайных ситуаций техногенного характера и пожаров



страница1/8
Дата29.10.2016
Размер1,4 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
УТВЕРЖДАЮ

______________________________ (директор департамента, начальник управления, кафедры, отдела)

_______________________________

«___» ___________________ 2015г.


ПЛАН – КОНСПЕКТ

проведения занятия с сотрудниками __________________________________________

(департамента, управления, кафедры, отдела)

в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера


Тема занятия № 4: Действия работников организаций при угрозе и возникновении на территории организации чрезвычайных ситуаций техногенного характера и пожаров.

Время проведения: 3 часа

Место проведения: аудитория.., класс…, большой кабинет.

Учебные вопросы:

1. Основные требования охраны труда и соблюдение техники безопасности на рабочем месте.

2. Понятия об аварии и катастрофе.

3. Действия работников при оповещении об аварии на радиационно-опасном объекте с выбросом радиоактивного вещества.

4. Действия работников при оповещении об аварии на химически опасном объекте с выбросом химически опасного вещества.

5. Действия работников при оповещении об аварии на пожаровзрывоопасном производстве.

6. Действия работников при оповещении об аварии на гидродинамически опасном объекте.

7. Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте. Противопожарный режим организации.

8. Обязанности работников по соблюдению требований пожарной безопасности и ответственность за их нарушение.

9. Действия при обнаружении задымления и возгораний, а также по сигналам оповещения о пожаре, аварии и катастрофе на производстве.

10. Первичные средства пожаротушения. Порядок и правила их применения и использования.

Литература:

а) нормативно-правовые акты


  1. Федеральный закон РФ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 № 69-ФЗ (с изм. от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 25.11.2006 № 172-ФЗ).

  2. Федеральный закон РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008. № 123-ФЗ.

  3. Закон Республики Татарстан «О пожарной безопасности» от 18 мая 1993 № 1866-XII (с изм. от 23 июня 2008 г.).

  4. Постановление Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 г. «О противопожарном режиме» (с изм. от 17 февраля 2014 г. N 113).

  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. от 1.10.2006).

  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 30.06.2006 № 90-ФЗ).

  3. Постановление Правительства РФ № 820 от 21.12.2004 «О государственном пожарном надзоре».

  4. Нормы пожарной безопасности НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях».

  5. Федеральный закон РФ "О гражданской обороне" от 12.02.1998 № 28-ФЗ (с изм. от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ).

Учебный вопрос № 1. Основные требования охраны труда



и соблюдение техники безопасности

на рабочем месте.

Логикой жизни и законодательством Российской Федерации определено, что вся непосредственная работа по охране труда работников, по обеспечению безопасности и безвредности учебного процесса на здоровье обучающихся и/или воспитанников, а также по обеспечению безопасности имущества образовательного учреждения возложено на само образовательное учреждение, все обязанности которого выполняют его работники. За всю эту работу отвечает, в первую очередь, руководители учреждения, особенно первый руководитель.

Руководитель, занятый основной деятельностью образовательного учреждения, сталкивается с постоянно сопутствующими ей проблемами обеспечения безопасности этой деятельности, от которых, с одной стороны, он никак не может отмахнуться, а с другой стороны, и разрешить их один до конца не в состоянии. Дело в том, что абсолютной безопасности не существует, и всегда есть опасность получения производственной травмы или профессионального заболевания работником, т.е. «невыполнение» требований охраны труда.

Кроме того, поведение работника (пострадавшего/жертвы) в 80% всех несчастных случаев оказывается либо случайно ошибочным, либо намеренно рискованным, а руководитель не может быть «нянькой» всем своим работникам постоянно и одновременно!

Всё это доказывает, как важно, для всех сотрудников, соблюдать инструкции по охране труда на каждом рабочем месте!

Естественно, что рабочие места, в соответствии с видами выполняемых сотрудниками работ, имеют значительные отличия и особенности. Отделом охраны труда, Департамента по обеспечению внутреннего режима, гражданской обороны и охраны труда, в разделе - инструкции по охране труда, опубликованы 33 утвержденные инструкции.

Для примера рассмотрим инструкцию по охране труда для педагогических работников (научно-педагогических работников) структурных подразделений ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»:

1.1 Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция устанавливает требования охраны труда при выполнении должностных обязанностей педагогическим (научно-педагогическим) работником структурных подразделений ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (далее – педагогический работник) на рабочем месте.

1.2. К работе педагогическим работником допускается лицо, прошедшее:

- вводный инструктаж по охране труда, пожаро и электробезопасности;

- первичный инструктаж на рабочем месте;

- повторный в процессе работы (1 раз в 6 мес.), внеплановый, целевой инструктажи по охране труда.

Педагогический работник должен проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры. К работе допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний.

1.3. Педагогический работник обязан:

- знать и соблюдать Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», санитарные правила и нормы (при работе с компьютером, при работе с копировально-множительной техникой и др.);

- соблюдать Устав КФУ, Правила внутреннего трудового распорядка, приказы, распоряжения ректора и руководителей структурных подразделений, инструкции по охране труда и другие нормативно-правовые документы по безопасности образовательного процесса;

- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ в течение первого месяца работы, проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в три года;

- разрабатывать инструкции по охране труда по каждому виду работ (пересматривать 1 раз в 5 лет);

- проводить инструктажи по охране труда с обучающимися, с оформлением их в контрольных листах или журнале соответствующей формы (1 раз в 6 месяцев или по необходимости);

- выполнять правила безопасной эксплуатации при работе с электрооборудованием, изложенные в инструкциях к оборудованию;

- выполнять требования пожарной безопасности, уметь применять первичные средства пожаротушения;

- уметь оказывать первую помощь при ожогах, отравлениях, поражениях электрическим током и других травмах, и действовать согласно инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях для студентов и работников КФУ;

1.4. При работе на педагогического работника могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы: 

- физические факторы (ионизирующее излучение, неионизирующее излучение, недостаточная освещенность рабочей зоны и др.);

- химические факторы (воздействие химических веществ);

- биологические факторы (ферментные препараты, микроорганизмы (растения, животные) и др.)

- психофизиологические факторы (умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение голосового аппарата и др.);

1.5. Педагогический работник, занятый на работах с вредными условиями труда, должен быть обеспечен спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, в соответствии с действующими нормативами.

1.6. Не допускать проведение учебных занятий в непредназначенных для этих целей помещениях.

1.7. Педагогический работник должен исключить нахождение в помещении для занятий любых предметов, не применяемых во время учебного процесса, которые могут отрицательно сказаться на здоровье обучающихся.

1.8. Внешний вид педагогических работников должен соответствовать общепринятым в деловом мире нормам и правилам. Одежда педагогического работника должна быть выдержана в строгом, деловом стиле, поддерживающем имидж КФУ. Обувь не должна быть на чрезмерно высоком каблуке (не более 5 см).

1.9. Своим внешним видом и поступками педагогический работник должен укреплять дисциплину обучающихся, пропагандировать соблюдение корпоративного стиля и этики всех участников образовательного процесса вне зависимости от должности, вида деятельности, материального и социального положения.

1.10. Педагогический работник может вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий труда и по проведению образовательного процесса для включения их в коллективный договор, соглашение по охране труда, в план мероприятий по улучшению условий труда.
1.2. Требования охраны труда перед началом работы.

2.1. За 10-15 минут до начала занятий:

- проверить соответствие рабочих мест для обучающихся нормам охраны труда, требованиям безопасности и санитарии;

-при использовании электрооборудования, инструментов, приспособлений проверить их исправность внешним осмотром, наличие защитных средств, отсутствие травмоопасных признаков;

-внешним осмотром проверить корпуса и крышки электрических выключателей, розеток на отсутствие сколов и трещин, а также оголенных контактов проводов.

2.2. В случае неисправности приборов, оборудования, инвентаря запретить его эксплуатацию, не пытаться самостоятельно устранить неисправность, не приступать к работе (занятию) до исправления неполадок квалифицированными специалистами (электриком, инженером и др.).

2.3. Поставить в известность заведующего кафедрой (отделения) или соответствующие должностное лицо кафедры (отделения) о причинах задержки, отмены занятий.

2.4. При проведении лабораторных, научных или практических работ с использованием химических, биологических веществ, специальных приборов и оборудования, при проведении спортивных занятий не допускать до занятий обучающихся, не прошедших инструктаж по технике безопасности при работе с используемыми в работе веществами (кислотами, щелочами и др.), специальным оборудованием и инструментом; без средств индивидуальной защиты (где это необходимо); без медицинской справки о состоянии здоровья.

2.5. Проверить наличие допуска к использованию учебного оборудования, спортивного инвентаря (оформленные акты) в работе с обучающимися.

2.6. При необходимости надеть спецодежду и другие средства индивидуальной защиты.


1.3. Требования охраны труда во время работы.

 3.1. Педагогический работник должен контролировать обстановку во время занятий и обеспечить безопасное проведение образовательного процесса.

3.2. Во время занятий должна выполняться только та работа, которая предусмотрена расписанием и планом занятий.

3.3. Количество обучающихся, одновременно выполняющих свои работы в помещениях (лабораториях, спортивных комплексах), не должно превышать число рабочих мест. Каждый должен работать на закреплённом за ним рабочем месте.

3.4. Все работы должны проводиться в соответствии с безопасными методиками и правилами безопасной работы.

3.5. Запрещается оставлять обучающихся во время проведения занятий без педагогического работника.


1.4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

4.1. Аварийными ситуациями являются:

- выход из строя системы отопления и водоснабжения, электроснабжения, вентиляции и др.;

- возникновение стихийных бедствий, пожара.

- выход из строя электрооборудования, утечка опасных и вредных химических веществ, распростанение вредных биологических факторов и др.;

4.2. При возникновении пожара необходимо прекратить занятия, вызвать пожарную охрану, отключить оборудование от электросети, оповестить о пожаре находящихся поблизости людей, принять меры к эвакуации людей из опасной зоны и принять участие в тушении пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения, а при невозможности ликвидировать пожар покинуть опасную зону, действуя согласно инструкциям по пожарной безопасности и планам эвакуации.

4.5. При прочих аварийных ситуациях (поломка систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и др.), препятствующих проведению занятий, прекратить занятия и сообщить об этом вышестоящему руководителю. Вывести обучающихся из опасной зоны (при необходимости). Принять участие в ликвидации создавшейся аварийной ситуации, если это не представляет угрозы для здоровья или жизни. Не приступать к работе до полного устранения аварийной ситуации.

4.6. При несчастных случаях (травмировании, отравлении, ожогах, поражении током, внезапном заболевании и т.д.) оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызвать скорую помощь на место происшествия.

4.7. Немедленно сообщить своему непосредственному руководителю и в отдел охраны труда по телефону 292-74-80 о происшедшем несчастном случае.
1.5. Требования охраны труда по окончании работы.

5.1. После занятия внимательно осмотреть помещение. Убедиться, что все обучающиеся привели в порядок рабочие места и покинули аудиторию (лабораторию, спортзал).

5.2. Привести в порядок своё рабочее место. Убрать применяемые в работе химические вещества, биологический материал, приборы и т.д. в установленное место.

5.3. Отключить оборудование от источников питания.

5.4. Если при проведении занятий в течение дня педагогический работник заметил какие-либо нарушения по охране труда, обязательно сообщить о них заведующему кафедрой (отделением).

5.6. Закрыть окна, форточки, выключить свет, закрыть помещение и сдать ключи на вахту.



Контроль и ответственность

Контроль и ответственность за выполнение данной инструкции возлагается на педагогического работника и руководителя структурного подразделения.

Педагогические работники несут персональную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время учебно-воспитательного процесса.

Нарушение требований данной инструкции рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет за собой, в зависимости от нарушений, дициплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.


Инструкцию разработал отдел охраны труда КФУ.
Основные требования по охране труда повторяются во многих других инструкциях (общих - 31, по профессии - 127, по видам работ - 157), но каждая инструкция, в обязательном порядке, содержит специальные требования.

Вопросы охраны труда в образовательных учреждениях переплетаются с проблемами обеспечения безопасности обучающихся, что еще раз подтверждает важность соблюдения всех требований инструкций в образовательных учреждениях.


Учебный вопрос № 2. Понятие об аварии и катастрофе.



Чрезвычайные ситуации и их классификация

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносятся ущерб имуществу населения, объектам экономики и окружающей природной среде.

Источник ЧС – опасное природное явление, авария, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных растений и животных, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть ЧС. Каждый источник ЧС имеет поражающие факторы.

Авария – опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.

Катастрофа – крупная авария, как правило, с многочисленными человеческими жертвами, значительным материальным ущербом и другими тяжелыми последствиями.

Опасное природное явление - стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

Стихийное бедствие - катастрофическое природное явление (или процесс), который может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Опасностью в ЧС называется состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника ЧС на население, объекты экономики и окружающую природную среду в зоне ЧС.

Классификация ЧС по виду и масштабу

Виды ЧС:

природные, связаны с проявлением стихийных сил природы (землетрясения, вулканы, цунами, бури и т.д.);

техногенные, связаны с техническими объектами (пожар, взрывы, обрушение зданий, выброс радиоактивных веществ, т.д.);

экологические, связаны с аномальными изменениями биосферы и природной среды (опустынивание, деградация почвы, загрязнение среды, разрушение озонового слоя, т.д.);

биологические - связаны с распространением инфекционных заболеваний людей, животных и поражением сельскохозяйственных растений (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии и т.д.);

социальные - связаны с общественными событиями (терроризм


, бандитизм, массовые беспорядки, погромы, войны, т.д.).

В настоящее время по природе выделяют два вида ЧС: природные и техногенные.



Ч С природного характера

Ч С техногенного характера

Геофизически опасные явления

(землетрясения, извержения вулканов)



Транспортные аварии и катастрофы

Геологически опасные явления

(оползни, обвалы, сели, лавины)



Пожары, взрывы и угрозы взрывов

Метеорологические и агрометеорологические опасные явления

(бури, ураганы, смерчи, засухи, заморозки)



Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ

Морские гидрологические опасные явления (тайфуны, цунами)

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ

Гидрологические опасные явления

(наводнения, заторы, зажоры)



Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ

Гидрогеологические опасные явления

(низкие и высокие уровни грунтовых вод)



Внезапное обрушение зданий и сооружений

Природные пожары

(лесные, степные, торфяные)



Аварии на электроэнергетических системах

Инфекционная заболеваемость людей

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения

Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных)

Аварии на очистных сооружениях

Поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями

Гидродинамические аварии

Кроме того, важной является классификация чрезвычайных ситуаций, отражающая их масштабы и тяжесть последствий. Эта классификация учитывает такие показатели, как количество пострадавших людей, количество людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размеры материального ущерба, границы зон действия поражающих факторов.

Согласно постановлению Правительства РФ от 21 мая 2007 года № 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, размера материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов ЧС, и подразделяются на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные.

К локальной относится ЧС, в результате которой территория, на которой сложилась ЧС и нарушены и нарушены условия жизнедеятельности людей (зона ЧС), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей.

К муниципальной относится ЧС, в результате которой зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера.

К межмуниципальной относится ЧС, в результате которой зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 5 млн. рублей.

К региональной относится ЧС, в результате которой зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей

К межрегиональной относится ЧС, в результате которой зона ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.

К федеральной относится ЧС, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

На территории Республики Татарстан наиболее вероятны чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера, связанные с:

техногенными пожарами и взрывами;

крупными транспортными авариями;

опасными природными явлениями (весеннее половодье, лесные пожары, засуха, маловодье, комплекс неблагоприятных метеорологических явлений).

Согласно статистическим данным, наибольшее количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера приходится на зимние месяцы, ЧС природного характера более характерны для теплого периода года.



Краткая характеристика. Республика Татарстан расположена в центре Российской Федерации на Восточно-Европейской равнине, в месте слияния двух крупнейших рек — Волги и Камы. Площадь – 68 тыс. км2. Территория республики представляет собой равнину в лесной и лесостепной зоне с небольшими возвышенностями на правобережье Волги и юго-востоке республики. 90 % территории лежит на высоте не более 200 м над уровнем моря. Население – 3,8 млн. чел. Административный центр – г.Казань (с населением 1,2 млн.чел.). Кроме этого, в составе республики 21 город, 20 поселков городского типа и 897 сельских советов.

В силу физико-географического положения Республики Татарстан наиболее вероятными ЧС природного характера являются опасные гидрометеорологические явления (шквалистые усиления ветра, сильная метель, сильные морозы, гололедно-изморозевые отложения, сильные ливни, засуха, маловодье), повышение уровня воды на водных объектах в результате весеннего снеготаяния, лесные пожары, почвенная засуха, а также, опасные геофизические и геологические явления (землетрясения, оползни, просадки земной поверхности).


Стихийные бедствия геофизического, геологического характера.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница