7 класс «Достопримечательности Южного Урала»



Скачать 451,03 Kb.
Дата19.11.2017
Размер451,03 Kb.

образования, скорректированный учебно-тематический план курса, требования к уровню подготовки обучающихся. В программе определена следующая структура изучения курса:

6 класс – «Введение в краеведение Южного Урала».

7 класс – «Достопримечательности Южного Урала».

8 класс – «История и культура народов Южного Урала».

9 класс – «Челябинская область – субъект Российской Федерации».

В 2010/2011 учебном году изучение интегрированного учебного предмета «Краеведение» осуществляется в следующем порядке:


  1. Преподавание учебного предмета «Краеведение» в 6-7 классах является обязательным для всех общеобразовательных учреждений.

  2. Преподавание учебного предмета «Краеведение» в 8-9 классах проводится по решению общеобразовательных учреждений по согласованию с учредителем при наличии соответствующих условий.

Для изучения учебного предмета «Краеведение» на ступени основного общего образования отводится 140 часов. В том числе: в VI классе – 35 часов из расчета 1 учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классе также по 35 часов в год.

Краеведческая проблематика может также изучаться и в составе элективных курсов – обязательных учебных предметов по выбору обучающихся (например, курсы «История Урала», «География Челябинской области», «Экология Южного Урала и т.п.). Опыт организации эколого-краеведческого образования МОУ СОШ № 112 г. Челябинска представлен в сборнике из серии «Педагогическая мастерская», подготовленном кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, О. А. Борисова). Особенно перспективными являются интегрированные элективные курсы, например, представленные в следующей публикации: Христолюбская Л.В. Планирование элективного курса «Урал промышленный – Урал полярный» // Проблемы географии Урала и сопредельных территорий. Материалы III межрегиональной научно-практической конференции. Челябинск: АБРИС, 2008. – С. 190 – 194.

Общеобразовательные учреждения вправе самостоятельно дополнить этот лимит учебного времени за счет занятий в сфере дополнительного образования и внеклассной работы. Так, предлагаемые в учебной программе по краеведению практические работы и экскурсии могут проводиться во внеурочное время.

Обзор действующих учебно-методических комплектов (УМК)

В нормативных документах подчеркивается необходимость обеспечения всех общеобразовательных учреждений новой учебной и методической литературой по краеведению. При формировании учебно-методического комплекса по краеведению администрации общеобразовательных учреждений и учителям необходимо учитывать, что разнообразные пособия и дополнительная литература должны проходить необходимую научно-педагогическую экспертизу. Издательством «АБРИС» подготовлен ряд пособий, выпущенных в серии «Познай свой край», основанной в 1995 г. В 2007 году вышла в свет книга для чтения «Южноральская панорама событий и достижений», имеющая гриф «Допущено Министерством образования и науки Челябинской области» (А. В. Драгунов, А. П. Моисеев, М. С. Гитис). Все издания имеют положительные экспертные заключения и рекомендованы кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО (приложение 1).

Основой учебно-методического комплекта для 6 класса является учебник «Краеведение. Челябинская область» (В. В. Дерягин, М. С. Гитис). Учебник соответствует учебной программе, включает методический и справочный аппарат, богато иллюстрирован. Рекомендуется также использовать справочник «Географическое краеведение» (сост. М. С. Гитис, А. П. Моисеев) и пособие «Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах» (М. С. Гитис). Планируется издание практикума для учащихся к учебнику (А. С. Маркова).

В 6 классе 1 час учебного времени в неделю отводится для преподавания начального курса географии, 1 час в неделю передан на изучение интегрированного учебного предмета «Краеведение». Местный материал, привлекаемый как дополнительные сведения по предмету, в силу своей значимости может стать основой для развития регионального компонента географического образования. Вместе с тем, краеведческий материал остается дополнительным источником формирования базовых географических понятий и представлений.



Практические работы из федерального компонента государственного стандарта по географии, которые необходимо проводить в курсе краеведения 6 класса:

  • организация наблюдений за температурой воздуха, видами осадков, облачностью, направлением ветра, другими явлениями; за высотой Солнца над горизонтом (в 20-х числах каждого месяца); за уровнем воды и замерзаемостью ближайшей реки или озера;

  • описание маршрута по плану местности; ориентирование (на местности) по плану своего населённого пункта или его ближайших окрестностей, компасу, солнцу и местным признакам; определения направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты точек; глазомерная съёмка небольшого участка полярным способом; изображение по памяти взаиморасположения нескольких объектов, находящихся около школы или дома ученика;

  • определение горных пород (осадочных, магматических, метаморфических) в первую очередь распространенных в своей области; изучение и обозначение на контурной карте Челябинской области форм поверхности, а также характера залегания пород; определение механического состава местной почвы;

  • определение изменений температуры воздуха и атмосферного давления при подъёме на различную высоту; определение высоты по разнице в атмосферном давлении; обработка и анализ метеорологических наблюдений учащихся (составление графиков хода температур воздуха за месяц, диаграммы осадков, розы ветров, диаграммы, показывающей зависимость облачности или осадков от направления ветров, описание погоды за сутки и месяц); предсказания погоды по местным признакам; составление характеристик климата отдельных пунктов Челябинской области;

  • ознакомление и описание по плану, обозначение на контурной карте Челябинской области объектов гидросферы своей местности.

Экскурсии, которые необходимо проводить в курсе краеведения 6 класса:

  • ознакомление с компонентами природы своей местности, выявление их особенностей, объяснение их взаимосвязей; определение высоты холма или другой формы рельефа (на глаз и с помощью нивелира); определение крутизны склона на глаз и с помощью эклиметра;

  • описание типичных природных комплексов своей местности; объяснение причин их различий; определение последствий влияния хозяйственной деятельности на разные компоненты рассматриваемых природных комплексов; маршрутная глазомерная съёмка.

В 2008 году издательством «АБРИС» начато издание новой серии пособий «Уроки краеведения + CD». Для преподавания краеведения в 6 классе рекомендуются пособия «Мир удивительных растений. Челябинская область» (Н. П. Строкова, С. Е. Коровин) и «Промысловые животные Челябинской области» (А. С. Матвеев), «Недра» (Т. И. Таранина, А. А. Зейферт). На компакт-дисках к пособиям представлен богатый визуальный ряд – фотографии растений и животных Южного Урала. Пособие А. С. Матвеева является приложением к зоогеографической карте Челябинской области, выпущенной в двух вариантах – настольном (для каждого ученика) и настенном (для оформления кабинета и фронтальной работы на уроке). Методические рекомендации по использованию данных пособий разработаны учителем краеведения и биологии МОУ СОШ № 112 г. Челябинска С. Н. Коплик. Указанные справочники и пособия могут быть использованы также на уроках краеведения в 7-9 классах, во внеурочной работе и преподавании других предметов – географии, биологии и т. д.

Для курса краеведения 7 класса «Достопримечательности Южного Урала» в 2009 году издан учебник под ред. Г.С.Шкребня. Методический аппарат учебника разработан на основе принципов проблемно-развивающего обучения и позволяет организовать курс как систему познавательных задач. В качестве учебно-наглядного пособия рекомендуется использовать настенную карту «Челябинская область. Туристские ресурсы», которая сопровождается официальными символами Челябинской области и муниципальных образований с их краткой характеристикой, справочные материалы с иллюстрациями о достопримечательностях Южного Урала – Ильменском заповеднике и Аркаиме, национальных парках «Таганай» и «Зюраткуль», множестве других памятников природного и историко-культурного наследия. В издательстве «Абрис» издан краткий справочник «Историческое краеведение» (Н. Б. Виноградов, М. С. Гитис, В. М. Кузнецов). В серии «Уроки краеведения + CD» планируется также издание пособий «Пещеры» (С. М. Баранов) по спелеологическому краеведению и «Беречь завещано» о памятниках историко-культурного наследия (посвящено памяти М. С. Гитиса).

Для курса 8 класса «История и культура народов Южного Урала» готовятся к изданию учебник и методическое пособие для учителя в серии «Уроки краеведения + CD» (под ред. В. М. Кузнецова). В качестве иллюстрированных краеведческих пособий по этнографии и декоративно-прикладному искусству рекомендуется использовать книги «Народное художественное творчество Южного Урала (Е. И. Артюшкина и др.), «Традиционные художественные ремесла и промыслы Южного Урала» (Н. М. Шабалина), и библиографический указатель «Костюм народов Южного Урала» (И. А. Бывалова). В качестве дополнительной литературы рекомендуются новые литературно-художественные издания для среднего и старшего школьного возраста «Легенды Южного Урала» и «Мастера изумрудного края» (сост. И.А.Кириллова).

По курсу 9 класса «Челябинская область – субъект Российской Федерации» используются учебник «География Челябинская области» (М. А. Андреева и А. С. Маркова) и методическое пособие («Уроки по изучению географии Челябинской области» (А. С. Маркова, Т. Н. Малышева, Н. М. Чистякова). Методическое пособие к учебнику состоит из 10 тем (уроков), все темы имеют одинаковую структуру изложения, состоящую из 12 типовых пунктов. Предлагаемая структура пособия и выделение в нем основного и дополнительного материала позволят учителю более глубоко и дифференцированно работать с учащимися, учитывать их индивидуальные особенности.



Для изучения исторического краеведения в 10 – 11 классах рекомендуется использование УМК по истории Урала. В комплект входит программа и методическое пособие (Н. Н. Алеврас, Л. Д. Ибрагимова, В. М. Кузнецов, М. С. Салмина), учебник «История Урала в XI – XVIII в.» (Н. Н. Алеврас, А. И. Конюченко), учебное пособие «История Урала XIX в. – 1914 г. » (Н. Н. Алеврас, Т. А. Андреева, А. И. Конюченко, И. В. Нарский).

Особенно необходимо отметить, что для ряда муниципальных образований изданы и успешно проходят апробацию «Тетради юных краеведов» - учебно-методические пособия нового жанра по комплексному изучению района (города). Они включают исторические очерки, справочные материалы о природе, экономике и культуре территории, познавательные задания и контурные карты. Помимо ранее изданных пособий «Варненский район», «Брединский район», «Еткульской район», «Карталинский район», «Каслинский район», «Пластовский район», «город Усть-Катав», «Чесменский район», «Южноуральский городской округ», в 2009 г. изданы «Верхнеуральский район» (вторая редакция), «Озерский городской округ», «Троицкий район». В 2010 г. планируется издание тетради юного краеведа «Златоуст». Тетради выпускает издательство «АБРИС» с привлечением местных краеведов и педагогов. Эта работа будет более плодотворной при поддержке администраций муниципальных образований и местной общественности.



Особенности преподавания краеведения в 2010/2011 учебном году

Появление новых вызовов времени закономерно определяет необходимость дальнейшей модернизации системы образования. В Послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ 2009 года большое внимание уделяется вопросам образования. В своем обращении к парламентариям глава государства привел слова известного экономист Василия Леонтьева: «Образование удовлетворяет одну из самых важных человеческих потребностей и представляет собой социальное инвестирование, ведущее к росту материального производства в будущем». В Послании Президента РФ определены ключевые направления формирования современной модели образования, положенные в основу национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков) совместно с кафедрой этнополитологии и социально-политических процессов в субъектах РФ ЧелГУ (А. А. Пасс) подготовлены методические рекомендации по изучению президентских Посланий на учебных занятиях по предметам общественно-гуманитарного цикла.

Новые задачи, стоящие сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение государственных образовательных стандартов. Особенностью 2010/2011 учебного года является последовательная подготовка к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты «второго поколения». Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 утверждены и вводятся в действие новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. Одна из функций стандартов связана с обеспечением гарантий государства в отношении условий, при которых возможно достижение планируемых результатов. В структуре стандартов появились требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ (материально-техническим, информационно-методическим, организационным, кадровым и др.). Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образования.

Обращаем внимание руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений на необходимость оборудования предметных кабинетов для учебно-методического обеспечения краеведческого образования. Например, для преподавания курса краеведения в 7 классе учителям рекомендуется использовать фильмы о достопримечательностях Южного Урала. Прежде всего, это серия фильмов телеканала «ОТВ» «Чудеса Урала», фильм по сценарию М.С.Гитиса «Верхнеуральску – 275 лет», фильм Л.Парфенова «Хребет России».

Издательством «АБРИС» подготовлен комплект портретов и настенных карт по краеведению, например зоогеографическая карта Челябинской области. Необходимо также отметить комплект интерактивных наглядных пособий по истории и географии России издательства «Дрофа» (в том числе представлен материал по Уральскому региону). Пособия предназначены для предметных кабинетов, оборудованных мультимедийными проекторами с экранами или интерактивными досками. Эти пособия могут применяться как для занятий в классе, так и для организации самостоятельной работы учащихся. Главные из преимуществ пособий состоят в том, что они обеспечивают возможность:


  • увеличения отдельных участков карты для более подробного изучения;

  • отображения на картах отдельных исторических эпизодов – планов, схем, фотографий или картин;

  • рисовать на карте и наносить на неё надписи, что позволяет успешно использовать эти инструменты как для изучения нового материала, так и для проверки знаний учащихся.

Рекомендации по составлению рабочих программ по краеведению

В соответствии со статьей 32 (п. 7) Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ (п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами. В законе (п. 5.2) указано, что примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности включают в себя базисный учебный план и примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Разработка примерных учебных программ является компетенцией органов исполнительной власти РФ, а в части наполнения содержания программ региональной спецификой – органами исполнительной власти субъекта Федерации.

Следовательно, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных учебных программ. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей. Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных стандартов основного общего образования, на основе которого разработаны примерные программы основного общего образования.

Стандарты и примерные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart), а также в различных печатных сборниках, например:



  • Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 443 с.

  • Современное образование. История. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008. С. 87–157.

Кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин разработана и апробирована примерная учебная программа интегрированного учебного предмета «Краеведение» (6 – 9 классы), рекомендованная Министерством образования и науки Челябинской области. Примерная программа по краеведению направлена на реализацию Концепции краеведческого образования в Челябинской области, сохраняя при этом условия для вариативного построения учебных курсов и проявления творческой инициативы учителей. Примерная программа является ориентиром для составления вариативных (авторских) учебных программ. При этом авторы вариативных учебных программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных примерной программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и навыков, способов деятельности, развития и социализации учащихся. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой. Принципы построения вариативной части курса определяются самостоятельно учителем. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения. В 2010 году издательством «АБРИС» опубликованы рабочая программа учебного курса краеведения 6 класса «Введение в краеведение Челябинского Южного Урала» учителя географии МОУ Кассельская СОШ Нагайбакского района А. И. Бажина и рабочая программа учебного курса краеведения 7 класса «Достопримечательности Челябинского Южного Урала» учителя истории МОУ СОШ № 59 г.Челябинска М. С. Салминой. В 2011 г. планируется издание рабочих учебных программ курсов краеведения 8 и 9 класса по итогам областного конкурса методических проектов.

Организация воспитательной и внеклассной работы по краеведению

В Послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ 2009 года определяется главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В своем обращении к парламентариям глава государства подчеркнул, что школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.

В соответствии с концепцией Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, на первый план выходит важнейшая социальная деятельность – обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Важнейшее значение приобретают социальные эффекты, производимые образованием,  эффекты консолидации общества и формирования российской идентичности (этнокультурной, региональной, национальной, общечеловеческой), снижение рисков социально-психологической напряженности между различными этническими и религиозными группами населения, эффекты социального «лифта» и социального «миксера», достижения социального равенства отдельных личностей с разными социальными возможностями.

Согласно письму Министерства образования и науки Челябинской области «Об использовании методических рекомендаций и Интернет-ресурсов при проведении информационно-разъяснительной работы в ходе подготовки к Всероссийской переписи населения 2010 г.» от 30 ноября 2009 г. № 14/5507 для организации этой работы в образовательных учреждениях рекомендуется использовать следующие материалы:



  • Методические рекомендации для учителей истории, граждановедения, обществознания по включению в содержание учебных программ вопросов значимости переписи населения / Сост. Л. Д. Ибрагимова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2001. – 66 с.

  • Методические рекомендации по изучению итогов Всероссийской переписи населения 2002 года в общеобразовательных учреждениях. – М.: ЗАО «Компания развития общественных связей», 2003. – (Всероссийская перепись населения 2002 года). – 48 с.

  • Методические рекомендации для организаторов внеклассной и внеурочной деятельности обучающихся, педагогов дополнительного образования по организации и проведению игрового проекта «Детская перепись» / ГУОиН Челябинской области, Челябинскстат. Челябинск, 2002.

Перечисленные материалы будут размещены на сайте Челябинскстата — www.chelstat.ru. Для получения более полной и интересной информации о предстоящей переписи населения Росстатом создан Интернет-портал «Всероссийская перепись населения 2010 года», адрес которого - www.perepis-2010.ru. На сайте можно найти исчерпывающую информацию о законодательной базе и программе переписи, анонсы и отчеты о проводимых мероприятиях, разнообразные справочные материалы, а также интересные факты об истории переписей населения в России и СССР, о зарубежном опыте проведения переписей. В подразделе «Перепись и личная безопасность» рассматриваются вопросы, связанные с опасениями по поводу попадания личных данных в чужие руки. Здесь же даются ответы на наиболее частые вопросы по поводу переписи, почему она необходима, как часто и кем проводится, сколько времени занимает процесс заполнения анкеты переписного листа.

Посетители сайта могут зарегистрироваться на форуме и обмениваться мнениями по всем вопросам, связанным с переписью. В дальнейшем планируется подготовка, выпуск и размещение на сайте интерактивной компьютерной игры по теме переписи с использованием технологии «флеш», проведение викторин и других мероприятий. Планируется обмен информацией с другими Интернет-ресурсами. Посетители смогут воспроизводить аудио и видеоматериалы прямо на сайте, а при желании скопировать ссылки на них.

Кроме того, уже работают: официальный блог федерального пресс-центра «Перепись» perepis-2010.livejournal.com, а на сайте информационного агентства РИА «Новости» создана специальная рубрика с новостями о переписи -http://www.rian.ru/trend/population census12112009/.

Материалы предыдущих переписей населения в Челябинской области отражены в следующих публикациях:



  • Маркова А.С. Население Челябинской области: Численность населения. Размещение населения. Естественное движение населения. Национальный и языковой состав населения // Челябинская область: энциклопедия / гл. ред. К.Н.Бочкарев. – Челябинск: Каменный пояс, 2008. – С. 505 – 509. – (соавт. О.А.Лосева, М.М.Чернышова);

  • Челябинская область. 75 лет: прошлое и настоящее: стат. сб. / Правительство Челяб. обл. [ред. совет: Н.М.Рязанов и др.]. – Челябинск, 2008. – 328 с.

В 2010/2011 в общеобразовательных учреждениях были проведены «Депутатские уроки», посвященные 15 летнему юбилею регионального парламента – Законодательного Собрания Челябинской области. Программа мероприятия включала знакомство с передвижной выставкой о деятельности Законодательного собрания, дискуссию старшеклассников о месте и роли парламента в жизни региона, встречу с депутатом. Кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО планируется издание сборника методических разработок проведенных «Депутатских уроков» с тем, чтобы такие мероприятия стали традиционными.

В программу интегрированного учебного предмета «Краеведение» включен раздел «История и культура народов Южного Урала». В 2009/2010 г. кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин были проведены семинары для учителей краеведения совместно с Челябинским еврейским общинным домом, областным немецким координационным национальным центром «Возрождение» и МОУ гимназией № 96 г. Челябинска. В 2010/2011 учебном году планируется продолжение серии семинаров «История и культура народов Южного Урала» совместно с Ассоциацией татар Челябинской области и другими национально-культурными центрами.

Для краеведения характерна большая, чем у других предметов, направленность на средовое образование. Программа по краеведению предусматривает знакомство школьников в форме очных и заочных экскурсий с памятниками историко-культурного наследия Челябинской области: областной заповедник «Аркаим» (Брединский район), Челябинский областной краеведческий музей, городские и районные музеи, Национальные парки «Таганай» и «Зюраткуль», Башня-колокольня (г. Златоуст), Экскурсия «Купола над городом» (по местным культовым местам), Челябинский областной музей искусств.

Прежде всего, учителям краеведения, других учебных предметов, классным руководителям рекомендуется включить в план работы с учащимися посещение Челябинского областного краеведческого музея, в котором действует специальная детская экспозиция, рассчитанная на учащихся 1-6 классов. В музее открыты залы постоянной экспозиции, посвященные природе, археологии и истории народов Южного Урала. Регулярно проводятся различные тематические выставки, в том числе с экспонатами из фондов других музеев и хранилищ, частных собраний. На базе музея проводятся экскурсии и учебные занятий по следующим темам: «Природа Южного Урала», «Древние жители Южного Урала», «Культура и быт народов Южного Урала», «Горнозаводской Урал», «Дореволюционный Челябинск».

Учителя краеведения всех территорий Челябинской области активно используют возможности местных учреждений культуры в проведении учебных занятий (уроков-экскурсий) и в организации внеклассной работы по предмету. Наиболее системно эта работа организована в общеобразовательных учреждениях Брединского и Карталинского муниципальных районов, Верхне-Уфалейского, Магнитогорского и Трехгорного городских округов.

В школах Брединского района, на территории которого расположена археологическая сенсация XXI века – укрепленное поселение бронзового века «Аркаим», существует традиция – ученики выпускных 11-х классов начинают учебный год с обязательного посещения 1 сентября этого музея-заповедника. Школьники также ежегодно участвуют в фольклорно-этнографических фестивалях на Аркаиме. В школьных библиотеках, кабинетах истории оформлены стенды о заповеднике, организованы музейные кружки и лекторские группы.

В Верхне-Уфалейском городском округе школы сотрудничают с городским историко-краеведческим музеем, городской библиотекой, муниципальным театром «Вымысел» и Дворцом культуры. В городском музее для школьников разработана и реализуется специальная экскурсионная программа, которая включает музейные уроки, краеведческие беседы и игры «Урал в его живом слове», «В гостях у Хозяйки Медной горы», «Подземная кладовая», «Художники нашего города», «Декоративно-прикладное искусство Урала».

В музеях образовательных учреждений Карталинского района и ЗАТО «Локомотивный» в сотрудничестве с лабораторией народной культуры разработана и реализуется программа по изучению родного края на всех ступенях общего образования, начиная с расширения образовательного пространства предмета «Окружающий мир» музейными средствами» в начальной школе.

В г.Магнитогорске разработана и реализуется с 2008 г. комплексная программа «Культура». Программа предусматривает посещение каждым учащимся из 1-11 классов не менее трех учреждений культуры в течение учебного года: драматического театра им. А.С.Пушкина, театра оперы и балета, театра кукол и актера «Буратино»; музеев: краеведческого, ОАО «ММК», имени Б.А.Ручьева; картинной галереи, городской филармонии, Дома музыки, Дома дружбы народов, Дома кино «Современник», кинотеатра «Мир». Для каждой возрастной категории детей составлен репертуарный план, и календарный график, разработаны тематические занятия, театральные уроки на основе принципа преемственности. Большое внимание уделяется организации экскурсий во внеурочное время. Разработаны и систематически проводятся экскурсии по городу: «Город Металлургов», «Памятники рассказывают», «О простом и вечном», «Здесь история живет», «Всё – для фронта, всё – для Победы!». Организуются также загородные поездки по родному краю: «Город-музей под открытым небом» (Верхнеуральск), «Древний город» (Аркаим), «Край наш Уральский» (с.Париж и с.Фершампенуаз Нагайбакского района).

В Трехгорном городском округе центром работы по духовно-нравственному воспитанию школьников является МУК «Центральная городская библиотека», специалисты которой работают в тесном сотрудничестве учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования и классными руководителями. В библиотеке проводятся беседы, классные часы, музыкально-литературные композиции, устные журналы, библиографические обзоры и выставок новинок литературы, краеведческие игры и викторины, библиотечные Дни Семьи, работает клуб «Юный читатель».

Краеведческая деятельность учащихся не должна быть ни академически отвлеченным штудированием, ни игрой «в работу», а приносящей реальную пользу деятельностью по улучшению среды обитания. При реализации средового подхода в краеведческом образовании практическая работа учащихся по предмету становится реально полезной (не просто изучили родник, а прочистили его и взяли под постоянный контроль и т.п.). При этом практические работы являются не одноразовыми акциями, а началом целого цикла действий или постоянной работы. Поэтому учителю краеведения необходимо составлять программу краеведческой деятельности исходя из того, какие местные объекты нуждаются в поддержании, уходе, улучшении, создании и т.п., а затем «привязывать» к этой программе учебные практические работы. Школьники активно включаются в работу по охране памятников природы, истории и культуры, в реставрационную деятельность.

Учителя краеведения активно принимают участие в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 422. Указом Президента РФ В. В. Путина в 2007 г. утверждена программа подготовки к празднованию 200-летия Победы в Отечественной войне 1812 г. В журнале «Юный краевед» публикуются материалы, посвященные юбилейной тематике. В 2010/2011 учебном году рекомендуется провести конкурсы «Символы России» и «Гроза 12-го года» с использованием цифровых образовательных ресурсов.

14 мая 2010 г. широко отмечалось 90 лет со времени организации Ильменского государственного заповедника (Миасский городской округ). 14 июля исполняется 100 лет со дня пуска первого в россии ферросплавного завода, работающего на энергии гидроэлектростанции на реке Большая Сатка, ныне природно-исторического комплекса «Пороги». Учителям краеведения рекомендуется включить в план работы проведение учебных занятий и внеклассных мероприятий о памятниках природного и историко-культурного наследия Южного Урала.

В настоящее время в образовании повышается интерес к исследовательской деятельности обучающихся как к эффективной образовательной технологии, позволяющей решить указанные задачи воспитания, социализации и развития школьников. Отмечается рост количества конференций и конкурсов исследовательских работ учащихся и студентов разного уровня – от семинара в классе до Всероссийских научно-практических конференций детей и молодежи. Масштабы этой работы в стране требуют системной общественной поддержки. В 2007 году, по инициативе ведущих ученых и педагогов из Москвы и ряда регионов России, была создана некоммерческая организация – Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь» (Свидетельство о регистрации №1077799022070). В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 27 июня 2008 г. № 03, перед Движением ставятся задачи развития сетевого взаимодействия образовательных и научных учреждений, педагогов и ученых в области реализации исследовательских проектов различного уровня; развития системы повышения квалификации и переподготовки руководителей исследовательских работ школьников и студентов; информационно-методической поддержки проектно-исследовательской деятельности. Программа работы Движения на 2010 – 2011 гг. и текущая информация о его деятельности размещается на официальном сайте (http://www.oodi.ru). Движение имеет отделения в 50 субъектах Российской Федерации. Руководителем организационного комитета Челябинского регионального отделения Движения творческих педагогов «Исследователь» является зав. кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО, канд. ист. наук, доцент, руководитель и учитель высшей категории В. М. Кузнецов. Проведение отчетно-выборной конференции регионального отделения и обучающего семинара по вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся планируется 27 сентября 2010 г.

Краеведение представляет богатые возможности для интеграции с другими учебными предметами и реализации воспитательного потенциала при организации дополнительного образования и внеклассной работы. В 2010/2011 учебном году планируется проведение традиционных мероприятий краеведческой направленности для учащихся общеобразовательных учреждений Челябинской области (Приложение 1), что позволит старшеклассникам составить представительный и выигрышный «портфолио» («портфель учебных достижений»), получить навыки исследовательской деятельности. Лучшие этнографические работы участников детского областного конкурса «Уральская слободка» публикуются в печатных сборниках.
Организация оценивания уровня подготовки обучающихся по краеведению

Система оценки качества краеведческого образования продолжает разрабатываться. У многих учителей краеведения по-прежнему вызывает затруднения определение конкретных планируемых результатов обучения. В программно-методическом пособии «Краеведение. Челябинская область», вышедшей в свет в 2010 г. в издательстве «АБРИС», опубликованы контрольно-измерительные материалы для проведения годовых контрольных работ по курсу краеведения в 6 и 7 классах, предполагающие выбор ответа, краткие и развернутые ответы, с включением проверки регионального и местного содержания образования. Кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин (В. М. Кузнецов, Е. В. Кузнецова, У. А. Алимова) также подготовлены контрольно-измерительные материалы для проведения годовых контрольных работ по курсу краеведения в 8 классе (Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 13 мая 2010 г. № 322).

В качестве практических результатов инновационной деятельности по разработке содержания и учебно-методическому обеспечению интегрированного предмета можно рассматривать разработки учителей, присланные на областной конкурс методических проектов по курсу краеведения (6-8 классы). Наиболее активное участие в конкурсе приняли участие педагоги Нагайбакского района и Верхне-Уфалейского городского округа. Итоги конкурса ежегодно подводятся в приказе Министерства образования и науки Челябинской области. На основе отредактированных и дополненных разработок победителей конкурса подготовлены к изданию методические пособия по краеведению для учителей 6 и 7 классов. Материалы победителей конкурса, активных и творческих учителей краеведения будут размещаться на официальном сайте ГОУ ДПО ЧИППКРО в разделе «Виртуальный методический кабинет». Конкурс будет продолжен в 2010/2011 учебном году в сроки с 1 января по 30 марта.
Подготовка учителей краеведения

Краеведение могут вести преподаватели географии, истории и другие учителя-предметники, имеющие документы о соответствующей квалификации. Подготовку учителей краеведения осуществляет кафедра общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов) в разнообразных формах:



  1. межкурсовая подготовка без отрыва от производства – модульные курсы (1-3 дня, 6-8 – 24 часа) – сертификат на право преподавания курса краеведения сроком на 1 год;

  2. краткосрочные курсы (2 недели, 72 часа) – удостоверение с правом преподавания курса краеведения сроком на 3 года;

  3. профессиональная переподготовка (2 года, 540 часов) – свидетельство с правом преподавания учебного предмета "Краеведение" (6-9 классы) и организации краеведческого образования сроком на 5 лет.

Межкурсовая подготовка педагогов по краеведению без отрыва от производства предусматривает обучение на модульных курсах в течение одного-трех дней (6, 8 – 24 часа). Чаще всего такие семинары проводятся непосредственно в территориях Челябинской области по согласованию с муниципальными органами управления образованием на бюджетной и хозрасчетной основе. В 2009 – 2010 учебном году были проведены семинары для педагогов Верхне-Уфалейского, Карабашского, Магнитогорского, Снежинского городских округов, Ашинского, Верхнеуральского, Кунашакского, Нагайбакского, Нязепетровского, Октябрьского муниципальных районов, в которых приняли участие более почти 200 человек. Центральной частью таких семинаров становится презентация учебно-методического пособия для школьников нового жанра – «Тетради юного краеведа».

Традиционными стали областные семинары педагогов-краеведов, которые проводятся в ГОУ ДПО ЧИППКРО дважды в год. Количество участников таких модульных семинаров обычно составляет 75 – 100 человек. Семинары приурочены к знаменательным датам регионального календаря – Дню основания города Челябинска (13 сентября) и Дню образования Челябинской области (17 января). 15 января 2010 г. была проведена отчетно-выборная конференция, на которой выбрали новый состав Совета Челябинского областного общества краеведов (Приложение 2). Председателем Совета избран ректор Челябинского государственного педагогического университета В. В. Латюшин, его заместителями стали Г. С. Шкребень, В. М. Кузнецов и А. П. Моисеев. Решением областного совещания учителей краеведения определены основные направления инновационной деятельности по реализации Концепции краеведческого образования в Челябинской области в 2010 году (Приложение 3). Материалы конференции и семинара опубликованы в «Краеведческом вестнике». Программа семинара-совещания 10 сентября 2010 г. включает информационные сообщения об особенностях изучения краеведения в предстоящем учебном году и презентацию новинок краеведческой литературы с участием авторов – разработчиков учебно-методического комплекта «Краеведение. Челябинская область».

Особенностью подготовки учителей краеведения является проведение выездных модульных курсов с целью непосредственного знакомства педагогов с природным и историко-культурным наследием Южного Урала и методикой его изучения. Программа такого модульного курса включает разнообразные экскурсии, посещение краеведческих и школьных музеев, знакомство с опытом работы местных учителей краеведения и педагогов дополнительного образования. В организации таких курсов принимают участие ученые классического и педагогического университетов, академии культуры и искусства, специалисты областного центра дополнительного образования детей, краеведческого музея и центра народного творчества, экскурсоводы турбюро «Спутник».

В 2009 – 2010 гг. были проведены модульные курсы «Методика изучения достопримечательностей Южного Урала» (гг. Верхний Уфалей, Копейск, озеро Тургояк и остров Веры). Совместно со специалистами Челябинского областного суда был проведен семинар «Челябинская область – субъект РФ». Материалы семинаров – разработки уроков, фотоколлекции и мультимедийные презентации распространяются в электронном виде на компакт-дисках, а также размещаются на сайте «Сеть творческих учителей» по адресу (http://www.org@it-n.ru). В 2010/2011 учебном году планируется проведение подобных выездных семинаров в г. Троицке, Пласте и Коркино (17-18 сентября) и в Катав-Ивановском районе с посещением Игнатиевской пещеры (1 – 2 октября).

По результатам обучения на модульных курсах участникам вручаются сертификаты о прохождении межкурсовой подготовки с правом преподавания курса краеведения сроком на 1 год. Более 50 педагогов, регулярно принимавшие участие в семинарах по теории и методике краеведческого образования, организованных ЧИППКРО в 2006-2010 гг., получили удостоверения о повышении квалификации по модульно-накопительной системе в объёме 72 ч.

Кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО разработана и лицензирована программа дополнительного профессионально-педагогического образования «Содержание и технологии преподавания географии и краеведения в условиях модернизации и стандартизации общего образования». Образовательная программа краткосрочных курсов повышения квалификации рассчитана на 72 часа аудиторных учебных занятий. Программа курсов включает следующие разделы: «Современные нормативно-правовые основы общего образования», «Теоретико-методологические и психолого-педагогические основы профессиональной деятельности учителя-предметника», «Содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности учителей краеведения»; «Прикладные аспекты решения актуальных проблем профессиональной деятельности учителей краеведения». Курсы обогащают учителя новым содержанием образования. Выездные практические занятия проводятся на базе кабинетов краеведения МОУ СОШ № 59 г.Челябинска (учитель М.С.Салмина), МОУ лицея № 142 г.Челябинска (учитель А. А. Зейферт), Челябинского областного краеведческого музея. Программой предусматривается равное соотношение теоретических и практических форм реализации образовательной программы. На заключительном занятии проводится итоговая аттестация (междисциплинарный экзамен) слушателей в форме презентации методического проекта учебного занятия (внеклассного мероприятия) по краеведению. По результатам итоговой аттестации слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации с правом преподавания курса краеведения сроком на 5 лет. На краткосрочных курсах повышения квалификации в январе 2010 г. прошли обучение 29 педагогов. В 2011 году также планируется набор одной группы слушателей на бюджетной основе.

С 2006 г. успешно реализуется программа профессиональной переподготовки учителей краеведения «Теория и методика краеведческого образования». Программа рассчитана на двухгодичный курс обучения по очно-заочной системе (540 часов). Содержание образовательной программы включает три блока учебных дисциплин: общеобразовательные дисциплины, специальные дисциплины, дисциплины по выбору слушателей. В первый раздел включены две учебные дисциплины: «Возрастная психология и педагогика» и «Теория и технология опытно-экспериментальной работы в школе». Второй раздел предусматривает освоение слушателями следующих специальных учебных дисциплин: «Методика преподавания краеведения», «География Южного Урала», «История Южного Урала», «История краеведения», «Этнография народов Южного Урала», «Искусство и литература Южного Урала», «Музееведение и экскурсоведение Южного Урала». Третий раздел позволяет организовать изучение краеведческих курсов по выбору слушателей: «Вспомогательные (специальные) исторические дисциплины», «Источниковедение» или «Архивоведение». Итоговая аттестация слушателей осуществляется в форме защиты аттестационной работы. По результатам итоговой аттестации выпускники программы профессиональной переподготовки получают диплом о присвоении дополнительной квалификации.

В январе 2010 г. с большим успехом прошла публичная лекция научного сотрудника Центра историко-культурного наследия г.Челябинска, известного историка и краеведа В.С. Боже для педагогической общественности. В 2010/2011 учебном году программа публичных лекций будет продолжена.

Теоретические проблемы и вопросы разработки содержания краеведческого и этнокультурного образования, различные модели культуросообразного образования, культурологический подход в преподавании общественных и гуманитарных предметов, инновационный педагогический опыт обсуждаются на ежегодной научно-практической конференции, которую традиционно организует кафедра общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО. Материалы конференции опубликованы в семи сборниках «Проблемы культурного образования» под редакцией кандидатов ист. наук Г. П. Сусловой и В. М. Кузнецова. Следующая конференция будет проводиться 27 ноября 2010 г., в ней могут принять участие все желающие учителя-предметники и педагоги дополнительного образования туристско-краеведческой направленности. Опыт разработки инновационного учебного предмета «Краеведения будет также представлен на Всеуральских Бирюковских чтениях 20-21 сентября 2010 г.

В 2010/2011 учебном году муниципальным методическим службам, городским и районным методическим объединениям учителей краеведения рекомендуется:



  • спланировать систему работы по мониторингу апробации интегрированного учебного предмета «Краеведение» и распространению опыта лучших учителей-предметников и педагогов дополнительного образования краеведческой направленности в территории;

  • в рамках подготовки рабочих учебных программ провести экспертизу используемых в общеобразовательных учреждениях учебно-методических комплектов и календарно-тематических планов на соответствие указанным в настоящем письме требованиям, обратив особое внимание на использование «Тетрадей юного краеведа», на проведение практических работ (6 класс), на разделы «Местные достопримечательности» (7 класс), «Традиционная культура народов Южного Урала» (8 класс) и «Экономика Челябинской области» (9 класс);

  • провести выездные научно-методические семинары по изучению местных достопримечательностей и практикумы по методике преподавания краеведения с использованием современных образовательных технологий, с обязательным участием дипломированных выпускников курсов профессиональной переподготовки по образовательной программе «Теория и методика краеведческого образования», местных краеведов и преподавателей кафедры общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО.

Работа по реализации Концепции краеведческого образования призвана стать весомым вкладом в модернизацию общего и дополнительного образования и гражданско-патриотическое воспитание учащихся общеобразовательных учреждений Челябинской области. Особенности преподавания краеведения в 2010/2011 учебном году будут рассмотрены в рамках модульного курса 10 сентября 2010 г. в ЧИППКРО.

Кузнецова Елена Валерьевна

(351)2634371

kraeved_74@mail.ru
Приложение 1
Мероприятия краеведческой направленности

для учащихся общеобразовательных учреждений Челябинской области

в 2010/2011 учебном году



п/п

Наименование мероприятия

Сроки

Организатор,

Координатор



Конкурс «Челябинск – наш дом»

Сентябрь

ОУ Челябинска



Конкурс «Гроза 12-года»,

посвященный дню воинской славы России – годовщине Бородинской битвы



Сентябрь

МОУО



Конкурс школьных краеведческих музеев

В течение года

МОиН

ОЦДОД




Конференция туристско-краеведческого движения «Отечество»

Ноябрь

МОиН

ОЦДОД




Конкурс «Символы России», посвященный дню Конституции

Декабрь

МОУО



Конференция «Шаг в будущее»

Декабрь

Координационный центр



Конференция «Отечество»

Февраль

МОиН

ОЦДОД




Конкурс «Старые фотографии рассказали»

Февраль

МОиН

ЧИППКРО




Конференция научного общества учащихся

Апрель

Совет НОУ



Конференция детских исследовательских и творческих работ «Уральская слободка»

Май

ГОЦНТ

ЧИППКРО



Приложение 2

СОСТАВ

Совета Челябинского областного общества краеведов,

избранного на 8-ой отчетно-выборной конференции краеведов


  1. Андреева Таисия Анатольевна, зав. кафедрой дореволюционной истории России ЧелГУ, кандидат исторических наук, доцент.

  2. Артюшкина Елена Ивановна, зав. отделом областного центра народного творчества.

  3. Астафьева Лариса Васильевна главный библиограф отдела краеведения ЧОУНБ.

  4. Балакин Виктор Сергеевич, зав. кафедрой ЮУрГУ, доктор исторических наук, профессор.

  5. Баскакова Наталья Александровна, заведующая отделом краеведения Государственного учреждения дополнительного образования детей «Областной Центр дополнительного образования детей».

  6. Боже Владимир Стейгонович, старший научный сотрудник Центра историко-культурного наследия г. Челябинска.

  7. Вернигоров Александр Михайлович, заведующий отделом культуры администрации Верхнеуральского района.

  8. Вахрушева Нина Афанасьевна, директор музейного комплекса ЧГПУ, кандидат педагогических наук, доцент.

  9. Гитис Михаил Самуилович, директор издательства «Абрис», кандидат технических наук.

  10. Голованов Игорь Анатольевич, доцент кафедры литературы и МПЛ, кандидат филологических наук.

  11. Захаров Сергей Геннадьевич, доцент кафедры географии и МПГ, председатель Географического общества, кандидат географических наук.

  12. Иванова Надежда Оттовна, заместитель директора по научной работе Челябинского областного краеведческого музея.

  13. Козлов Александр Вениаминович – краевед, г. Златоуст;

  14. Конарева Лариса Константиновна, сотрудник Копейского городского краеведческого музея.

  15. Корецкая Татьяна Леонидовна председатель правления Центра детско-юношеского туризма «Наследие».

  16. Красуцкий Борис Викторович, доктор биологических наук, доцент кафедры практической биологии, экологии и МПБ ЧГПУ.

  17. Кузнецов Вячеслав Михайлович, заведующий кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО, кандидат исторических наук.

  18. Лагунов Александр Васильевич, заведующий биологическим отделением Ильменского заповедника, кандидат биологических наук.

  19. Латюшин Виталий Викторович, ректор ЧГПУ, профессор.

  20. Моисеев Александр Павлович, краевед (г. Челябинск).

  21. Новиков Игорь Александрович, декан исторического факультета ЧГПУ, кандидат исторических наук, доцент.

  22. Овчинникова Наталья Владимировна, проректор по воспитательной работе ЧГАКИ, кандидат исторических наук, доцент.

  23. Приходько Надежда Юрьевна, директор муниципального учреждения культуры «Златоустовский городской краеведческий музей».

  24. Потемкина Марина Николаевна, доктор исторических наук, профессор Магнитогорского гос. Университета.

  25. Рейх Александр Федорович, краевед, предприниматель (г. Челябинск).

  26. Салмина Марина Сергеевна, учитель истории и краеведения МОУ СОШ № 59 г. Челябинска.

  27. Сидоренко Надежда Семеновна, заведующая кафедрой отечественной истории, председатель координационного комитета Бирюковских чтений, доктор исторических наук, профессор.

  28. Турова Елена Павловна, зав. отделом публикаций и научного использования документов ОГАЧО.

  29. Тюрина Елена Александровна, главный специалист Министерства образования и науки Челябинской области.

  30. Шишов Кирилл Алексеевич, директор Челябинского областного «Фонда культуры»; кандидат технических наук.

  31. Шкребень Георгий Сергеевич, проректор по учебной работе ЧГПУ, кандидат исторических наук, доцент.

  32. Юрин Владимир Иванович – краевед, г. Челябинск.

Приложение 3



Основные направления инновационной деятельности

по реализации Концепции краеведческого образования в Челябинской области

в 2010/2011 учебном году

Направления деятельности

Планируемые результаты

1. Отбор и апробация содержания учебного предмета «Краеведение» в 6-9 классах

1.1. Массовое внедрение учебной программы по краеведению в 6-7 классах

1.2. Завершение апробации учебной программы по краеведению в 8-9 классах

Календарно-тематический план по предмету с включением местного материала.

Поурочные разработки по предмету.



Рекомендации для составителей по корректировке учебной программы.

2. Опытная проверка элементов учебно-методического комплекта

по краеведению в 6-9 классах

2.1. Апробация учебников «Краеведение. 6 класс» / В.В.Дерягин, М.С.Гитис (2-е изд.), «Краеведение. 7 класс» / ред.Г.В.Шкребень. Челябинск: АБРИС, 2009 и «Краеведение. 8 класс» / ред. В.М.Кузнецов. Челябинск: АБРИС, 2010.

Поурочные разработки по предмету.

Рекомендации для авторов учебников.

2.2. Апробация книги для чтения «Южноуральская панорама событий и достижений» / А.П.Моисеев, А.В.Драгунов, М.С.Гитис. Вып. 1. Челябинск: АБРИС, 2006.

Поурочные разработки по предмету с использованием книги, пособия и справочника.

Рекомендации для авторов-составителей книги и пособий.

2.3. Апробация пособий «Недра», «Мир удивительных растений. Челябинская область» и «Промысловые животные Челябинской области» / Н.П.Строкова, С.Е.Коровин, А.С.Матвеев. Челябинск: АБРИС, 2009.

2.4. Апробация справочника «Историческое краеведение» / Н.Б.Виноградов, М.С.Гитис, В.М.Кузнецов. 2-е изд. Челябинск: АБРИС, 2009.

2.5. Апробация книги для чтения «Челябинск. История моего города» / Под ред. В.С.Боже, Г.С.Шкребня. – 2-е изд. Челябинск: АБРИС, 2006.

Поурочные разработки по предмету с использованием книги и тетрадей с включением местного материала.

Рекомендации для авторов-составителей книги и тетрадей.

2.6. Апробация «Тетради юного краеведа» (г.Усть-Катав, Озерск, Южноуральск, Брединский, Варненский, Верхнеуральский, Еткульский, Карталинский, Каслинский, Пластовский, Троицкий и Чесменский районы).

2.7. Апробация атласа «Челябинская область» / Под ред. В.В.Латюшина. Челябинск: АБРИС, 2010.

Поурочные разработки практических работ по предмету.

Рекомендации для авторов-составителей атласа и справочника.

2.8. Апробация справочника «Географическое краеведение. Челябинская область» / Под ред. М.С.Гитиса. АБРИС, 2009.

3. Разработка педагогического мониторинга учебных достижений

учащихся 6-9 классов по краеведению



3.1 Критерии и показатели учебных достижений учащихся 6-9 классов по краеведению.

Требования к уровню подготовки учащихся 6-9 классов по краеведению.

Рекомендации для авторов-составителей учебной программы.



3.2. Методы и приемы изучения учебных достижений учащихся 6-9 классов по краеведению. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

Разработки оценочных практических работ по предмету.

Контрольно-измерительные материалы (в т.ч. с использованием ИКТ-технологий) по предмету.

Модель портфолио в системе оценки учебных достижений учащихся по краеведению.


4. Отработка модели интеграции

общего и дополнительного краеведческого образования



Использование потенциала учреждений дополнительного образования и культуры в краеведческом образовании

Разработки экскурсионных занятий по краеведению.

Сценарии внеклассных и внешкольных мероприятий краеведческой направленности.



Программы собеседований с местными старожилами, знаменитыми людьми, краеведами и учеными.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница