А. Г. Быстрицкий 200 г



Скачать 134,71 Kb.
Дата27.08.2017
Размер134,71 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Министерство экономического развития и торговли
Российской Федерации












ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ –

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ


 

Факультет прикладной политологии



Отделение деловой и политической журналистики


Программа дисциплины



«Дизайн СМИ»

 

для направления 030600.62 «Журналистика» подготовки бакалавра


Автор программы преподаватель О.А. Тимофеева



Рекомендовано секцией УМС

Секция ___________________

Председатель

___________________________

«____»______________200 г.





Одобрено на заседании кафедры

Медиа-менеджмента и медиа-бизнеса



Зав. кафедрой____________________

А.Г.Быстрицкий

«____»______________200 г.

Утверждено УС факультета

прикладной политологии

___________________________

Ученый секретарь
___________________________

«____»______________200 г.









Москва, 2008



Пояснительная записка

Учебный курс «Дизайн СМИ» - дисциплина по выбору, рассчитанная на студентов 4 и 5 курсов и предполагает знание студентами ряда базовых дисциплин, изучаемых на уровне бакалавриата Отделения деловой и политической журналистики. Среди них «информационные технологии подготовки печатных и электронных СМИ», «Выпуск учебной газеты (радио_, телепередачи)», «Техника и технология печатных изданий, радиовещания и телевидения», «Информационные технологии в СМИ», «Web-дизайн».

Развитие средств массовой информации как бизнеса и развитие конкуренции за аудиторию СМИ требует особых усилий по формированию устойчивого облика, образа (в том числе визуального, концептуального) канала СМИ с целью привлечения и удержания аудитории и, соответственно, роста и поддержания рекламных доходов.

В этом смысле актуальность данной дисциплины для студентов, оканчивающих обучение по специальности «журналистика», несомненна, так как позволит сформировать у них, как у будущих создателей медиасодержания, понимание и ключевые компетенции их собственного вклада в формирование образа и репутации средства массовой информации.

Целями курса являются:


  • Знакомство студентов с основными формами, образующими облик канала и их взаимосвязями с потребительским поведением;

  • Формирование понимания основных законов восприятия продуктов СМИ и способов их оценки.

  • Формирование компетенций, связанных с оценкой визуального облика СМИ, навыков разработки визуального облика в соответствии с концепцией СМИ, ориентация облика СМИ на аудиторию.

В курсе предполагается знакомство с психологическими закономерностями и подходами восприятия изображений, критериями визуальной и концептуальной гармонии бренда, основными эстетическими формами медиасодержания и основными концептуальными технологиями создания визуального облика СМИ.

Изучение курса проводится в форме лекций-презентаций с использованием технического оборудования (проектор и компьютер) и предполагает освоение знаний на конкретных визуальных и аудиовизуальных примерах.


1. Формы организации учебного процесса:


  • проведение лекционных занятий;

  • самостоятельная работа слушателей по освоению теоретического материала.

Контроль знаний студентов осуществляется с учетом нескольких позиций, а именно:

  • зачет в устной форме;

  • самостоятельная работа студента;

  • посещаемость занятий.

Форма сдачи зачета – разбор дизайна конкретного СМИ, либо конкретного компонента бренда СМИ. Итоговая оценка по курсу выставляется в виде записи «зачет» либо «незачет».
2. Тематический план учебной дисциплины




Наименование темы

Всего часов

Аудиторные часы


Самостоятель-ная работа

Лекции

Сем. и практич. занятия

1

Дизайн и бренд СМИ, их взаимосвязь

10

4

0

6

2

Теория восприятия изображений и символов. Ее значение для дизайна

12

4

0

8

3

Дизайн и тенденции в дизайне печатных СМИ

14

6

0

8

4

Дизайн электронных СМИ, эфирный промоушн

10

4

0

6

5

Дизайн интерактивных СМИ

8

2

0

6




Итого

54

20

0

34




Зачет















3. Основная литература по курсу
Базовые учебники.

  1. Волкова В.В., Газанджиев С.Г., Галкин С.И., Ситников В.П. Дизайн газеты и журнала – М.: Аспект-пресс, 2003.

  2. Ли Хант Основы телевизионного брэндинга и эфирного промоушн. – М.: Галерия, 2001.


Основная литература.

  1. Когнитивная психология / учебник под ред. Дружинина В.Н. и Ушакова Д.В., М.: Пер Се, 2002.

  2. Глазычев В. Дизайн как он есть / М.: Европа, 2006.

  3. Тулупов В.В. Дизайн периодических изданий. Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. – 224 с.

  4. Фрост К. Дизайн газет и журналов. – М.: Издательский дом «Университетская книга», 2008. – 231 с.

  5. Галкин С.И. Художественное конструирование газеты и журнала: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2007 – 215 с.

  6. Розенсон И.А. Основы теории дизайна. – СПб.: Питер, 2007. – 218 с.

  7. Познин В.Ф. Изобразительное решение аудиовизуального произведения. Курс лекций. – СПб.: 2007.

  8. Формируя будущее газет / Доклад по газетным стратегиям, М.: ГИПП, Айрекс, 2005.

  9. http://www.electrobook.ru/pressa063.htm

  10. http://altblog.ru/5-more-principles-of-effective-web-design/

  11. http://www.w3school.ru/blog/usability/10-principles-of-effective-web-design.html


4. Содержание программы
Тема 1. Дизайн и бренд СМИ. Их взаимосвязь.

Тезисы.

Понятие бренда. Бренд как совокупность ожиданий и совокупность впечатлений. Дизайн как компонент бренда. Бренд как субъективное явление. Основные функции бренда. Особенности бренда для СМИ. Изменчивость медиабренда. Дизайн и четыре составляющие медиабренда: имидж, инструкция по использованию, настройка, упаковка.

Основные тенденции изменения медиапотребления и значение бренда в новых условиях. Новые задачи дизайна и промо в условиях фрагментации и перераспределения аудитории. Смена форматов печатных СМИ как реакция на изменения медиапотребления.

Значение миссии медиакомпании в дизайне СМИ, связь между миссией, целями и задачами, бизнес-планом, организацией работы и дизайном в редакции. Издательская инструкция и графическая модель газеты. Компоненты успешного дизайна. Облик телеканала в сознании зрителя. Дизайн как форма.


Литература.

  1. Ли Хант Основы телевизионного брэндинга и эфирного промоушн. – М.: Галерия, 2001.

  2. Волкова В.В., Газанджиев С.Г., Галкин С.И., Ситников В.П. Дизайн газеты и журнала – М.: Аспект-пресс, 2003.

  3. Розенсон И.А. Основы теории дизайна. – СПб.: 2007.

  4. Тулупов В.В. Дизайн периодических изданий. Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008.

  5. Фрост К. Дизайн газет и журналов. – М.: Издательский дом «Университетская книга», 2008.


Тема 2. Теория восприятия изображений и символов. Ее значение для дизайна

Тезисы.

Основные теории восприятия, вклад разных наук в теории восприятия. Понятия восприятия и перцепции. Семиология и семиотика как способ анализа визуального образа. Понятие знака. Концепции знака Де Соссюра и Пирса. Ролан Барт и его вклад в семиологию. Бартовское понятие семиологии. Три уровня текста у Барта. Ролан Барт о фотографии: студиум и пунктум. Общие характеристики структурализма и его связи с визуальным образом.

Бихевиоризм в анализе изображений. Гештальт-теория изображений: анализ прототипов. Основные законы Гештальта. Перцептивная сегрегация в Гештальте. Узкие места Гештальт-психологии. Экологическая психология восприятия. Восприятие глубины и удаленности объектов. Критерии красоты и гармонии. Теория модульного восприятия фигур. Комбинаторность теории образа и теории модульного восприятия. Константность восприятия. Автоматические и осознанные процессы обработки изображения. Нейрофизиология и анализ изображений. Теория привилегированных углов.

Дизайн как направление культурологии. Дизайн и капитализм: связь между понятиями. Герберт Рид и концепция «промышленного дизайна». Джон Глоаг и дизайн как «придание практичности». Дизайн как удовлетворение тяги к разнообразию. Удобство и утилитарность в дизайне.

Постмодернизм и уход от концепции стиля в дизайне. Принципы постмодернизма в дизайне. Дизайн как объект моды. Дегуманизация дизайна и навязчивость дизайна.

Дизайн и его функция в обществе потребления. Жан Бодрийяр и представление о предметах, как о «статусах». Дизайн как коммуникация знака предмета. Иррациональность дизайна.


Литература.

  1. Когнитивная психология / учебник под ред. Дружинина В.Н. и Ушакова Д.В., М.: Пер Се, 2002.

  2. Барт Р. Мифологии / М.: Академический проспект, 2008.

  3. Де Соссюр Ф. Курс общей лингвистики / М.: УРСС Комкнига, 2006.

  4. Пирс Ч. С. Логические основания теории знаков / Перевод с английского В.В. Кирющенко, М.В. Колопотина, послесловие Сухачева В.Ю., СПб.: Лаборатория Метафизических Исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000.

  5. Кирия И. В., Матье Ж.-П. Влияние некоторых углов и фигур на поведение потребителя рекламных сообщений СМИ / Меди@альманах, № 2, 2006.

  6. Глазычев В. Дизайн как он есть / М.: Европа, 2006.

  7. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака / М.: Библион – Русская книга, 2006.


Тема 3. Дизайн и тенденции в дизайне печатных СМИ.

Тезисы.

Шрифты, виды шрифтов, их роль в дизайне печатных СМИ. Изменение функций дизайна печатных СМИ. Принципы дизайна печатных СМИ. Дизайн как элемент разъяснения. Дизайн и редакционное планирование: взаимосвязь. Роль шаблонов в дизайне печатных СМИ. Стандартные элементы дизайна. Приемы легкого доступа. Понятие «гибкого времени» и его проявление в дизайне печатных СМИ. Заголовки, их функции, виды, правила размещения на полосе. Фотографии и приемы их использования. Фотографические штампы. Правила размещения рекламы, оценка эффективности размещения рекламы в печатных СМИ. Принципы рекламной коммуникации в дизайне. Переформатирование газет.


Литература.

  1. Галкин С.И. Художественное конструирование газеты и журнала / Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2007.

  2. Тулупов В.В. Дизайн периодических изданий. / Учебник, СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008.

  3. Фрост К. Дизайн газет и журналов. / М.: Издательский дом «Университетская книга», 2008.

  4. Волкова В.В., Газанджиев С.Г., Галкин С.И., Ситников В.П. Дизайн газеты и журнала – М.: Аспект-пресс, 2003.

  5. Формируя будущее газет / Доклад по газетным стратегиям, М.: ГИПП, Айрекс, 2005.


Тема 4. Дизайн электронных СМИ, эфирный промоушн.

Тезисы.

Особенности дизайна и бренда электронных СМИ. Функции бренда электронных СМИ и их отличие от функции бренда печатных. Понятие случайного зрителя и дизайн как способ его удержания. Элементы телевизионного дизайна. Облик канала и радиостанции. Система маркетинговых коммуникаций эфирных СМИ. Обещание телеканала/радиостанции как обещание бренда. Ожидания зрителя. Анализ обещаний. Нишевый маркетинг телеканалов. Виды ниш и встраивание телеканалов в них. Ниша, позиционирование и бренд.

Средства формирования облика телеканала/радиостанции. Дизайн как часть промоушна. Принципы маркетинга СМИ и роль промо в маркетинге. Составляющие промоушна телеканала. Виды промоушна, их отличия и различия функций. Оформление эфира как компонент промоушна. Виды промо роликов. Упаковка телеканала/радиостанции. Правила телевизионного дизайна. Принципы размещения промо в программе. Виды программирования и роль промоушна.
Литература.


  1. Ли Хант Основы телевизионного брэндинга и эфирного промоушн. – М.: Галерия, 2001.

  2. Познин В.Ф. Изобразительное решение аудиовизуального произведения. Курс лекций. – СПб.: 2007.

  3. Открой свой облик телеканала / материалы конкурса на DVD, Евразийская гильдия телевизионных дизайнеров и промоутеров, 2005.



Тема 5. Дизайн интерактивных СМИ.

Тезисы.

Роль изображений в интерактивных медиа. Понятие интерактивных сред. Пользователь и потребитель: сходства и различия. Виды интерактивного чтения. Анализ интерактивности и степени интерактивности. Образ сайта и его решения средствами дизайна. Дизайн сайта и формирование ментальных представлений. Интерактивный текст и процесс интерактивного чтения. Основные принципы дизайна интернет-сайта: удобство и содержание. Основные компоненты интерфейса. Основные ошибки онлайнового дизайна. Правила «юзабилити». Правила Шнайдермана. Психология «юзабилити». Атрибуты сайта. Значение шрифта. Цветовые решения в дизайне сайта.


Литература.

  1. Галкин С.И. Художественное конструирование газеты и журнала: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2007.

  2. Волкова В.В., Газанджиев С.Г., Галкин С.И., Ситников В.П. Дизайн газеты и журнала / М.: Аспект-пресс, 2003.

  3. http://www.electrobook.ru/pressa063.htm

  4. http://altblog.ru/5-more-principles-of-effective-web-design/

  5. http://www.w3school.ru/blog/usability/10-principles-of-effective-web-design.html


5. Список рекомендованной литературы
Базовые учебники.

  1. Волкова В.В., Газанджиев С.Г., Галкин С.И., Ситников В.П. Дизайн газеты и журнала – М.: Аспект-пресс, 2003.

  2. Ли Хант Основы телевизионного брэндинга и эфирного промоушн. – М.: Галерия, 2001.


Основная литература.

  1. Когнитивная психология / учебник под ред. Дружинина В.Н. и Ушакова Д.В., М.: Пер Се, 2002.

  2. Глазычев В. Дизайн как он есть / М.: Европа, 2006.

  3. Тулупов В.В. Дизайн периодических изданий. Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. – 224 с.

  4. Фрост К. Дизайн газет и журналов. – М.: Издательский дом «Университетская книга», 2008. – 231 с.

  5. Галкин С.И. Художественное конструирование газеты и журнала: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2007 – 215 с.

  6. Розенсон И.А. Основы теории дизайна. – СПб.: Питер, 2007. – 218 с.

  7. Познин В.Ф. Изобразительное решение аудиовизуального произведения. Курс лекций. – СПб.: 2007.

  8. Формируя будущее газет / Доклад по газетным стратегиям, М.: ГИПП, Айрекс, 2005.

  9. http://www.electrobook.ru/pressa063.htm

  10. http://altblog.ru/5-more-principles-of-effective-web-design/

  11. http://www.w3school.ru/blog/usability/10-principles-of-effective-web-design.html



Дополнительная литература.

  1. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака / М.: Библион – Русская книга, 2006.

  2. Барт Р. Мифологии / М.: Академический проспект, 2008.

  3. Де Соссюр Ф. Курс общей лингвистики / М.: УРСС Комкнига, 2006.

  4. Пирс Ч. С. Логические основания теории знаков / Перевод с английского В.В. Кирющенко, М.В. Колопотина, послесловие Сухачева В.Ю., СПб.: Лаборатория Метафизических Исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000.

  5. Кирия И. В., Матье Ж.-П. Влияние некоторых углов и фигур на поведение потребителя рекламных сообщений СМИ / Меди@альманах, № 2, 2006.

  6. Павлов, Т. В. Электронное издательство на основе программ QuarkXPress и Adobe PageMaker / М.:Альянс Пресс, 2003.

  7. Петров, М. Н. Photoshop CS. / СПб.: Питер, 2004.

  8. Самолетов, С. А. Дизайн современной газеты. / СПб: Изд-во СПб. гос. ун-та, 1997.

  9. Феличи, Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. / Спб: БХВ-Петербург, 2004.

  10. Открой свой облик телеканала / материалы конкурса на DVD, Евразийская гильдия телевизионных дизайнеров и промоутеров, 2005.



6. Вопросы для оценки качества усвоения курса.


  1. Понятие дизайна. Цель дизайна. История теории дизайна.

  2. Дизайн и бренд: их функции.

  3. Дизайн как часть бренда медиа. Особенные медиабрендов.

  4. Функции и принципы дизайна медиа в связи с изменением тенденций развития СМИ.

  5. Бренд медиа и его коммуникация.

  6. Принципы коммуникации бренда и роль дизайна.

  7. Дизайн как нематериальное явление. Дизайн как идеология бренда.

  8. Миссия, цели и задачи медиабизнеса и их взаимосвязь с брендом и дизайном.

  9. Теории дизайна.

  10. Теории восприятия изображений и символов.

  11. Психологические и психо-физиологические теории восприятия.

  12. Лингвистические и структуральные теории восприятия.

  13. Философские теории восприятия.

  14. Функции дизайна печатных СМИ в современных условиях.

  15. Основные компоненты дизайна печатных СМИ.

  16. Принципы дизайна печатных СМИ.

  17. Роль инфографики в дизайне печатных СМИ.

  18. Изменение функции дизайна печатных СМИ.

  19. Функции дизайна электронных СМИ.

  20. Дизайн и бренд электронных СМИ.

  21. Дизайн электронных СМИ как часть системы маркетинговых коммуникаций.

  22. Маркетинг СМИ и место дизайна в нем.

  23. Промоушн в электронных СМИ и его виды.

  24. Правила размещения промо в эфире.

  25. Облик электронного СМИ: основные компоненты и принципы.

  26. Функции, задачи и принципы оформления интернет-сайтов.

  27. Особенности интерактивного дизайна.

  28. Правила интерактивного дизайна.

  29. Шрифты и их роль в печатных, электронных и онлайновых СМИ.

  30. Заголовок и заголовочный комплекс: его значение в дизайне печатных и онлайновых СМИ.

  31. Макетирование и его принципы.

  32. Цвета и колористика, роль цветов и цветовых сочетаний в разных СМИ.

  33. Правила размещения рекламы

  34. Правила размещения изобразительных материалов.

  35. Современные издательские программные комплексы.


Автор программы преподаватель О.А.Тимофеева
Каталог: data -> 2010
2010 -> Программа дисциплины Подготовка многостраничного текста эссе и его презентация на компьютере для направления 080100. 62
2010 -> Отчет подготовлен в рамках проекта проон "Поддержка реформ в государственном секторе"
2010 -> Основы ипотечного кредитования
2010 -> Science First Hand (Наука из первых рук) t-comm Телекоммуникации и Транспорт terra economicus «Пространство экономики» Turcologica / тюркологический сборник
2010 -> Кто будет родину защищать?
2010 -> К европейскому пространству высшего образования: перемены и реформы от болоньи к праге. «Тенденции ii»
2010 -> Тезисы доклада В. А. Красильщиков


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал