А. В. Федоров Медиаобразование и медиакомпетентность: анкеты, тесты



страница1/11
Дата06.09.2017
Размер2,47 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



А.В.Федоров


Медиаобразование и медиакомпетентность:

анкеты, тесты, контрольные задания

А.В.Федоров
Медиаобразование и медиакомпетентность:

анкеты, тесты, контрольные задания


Таганрог
Издательский центр Таганрогского государственного педагогического института


УДК 316.77:001.8

ББК 74.202.4

Ф 33
ISBN 978-5-87976-579-3
Печатается по решению редакционно-издательского совета

Таганрогского государственного педагогического института


Рецензенты:

доктор искусствоведения, профессор Л.В.Усенко,

кандидат педагогических наук, профессор В.В.Гура
Федоров А.В. Медиаобразование и медиакомпетентность: анкеты, тесты, контрольные задания. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та, 2009. 136 c.
В сборнике приведены тексты анкет, тестов, контрольных заданий, использовавшихся в ходе работы Всероссийской научной школы для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность» (научный руководитель проекта - профессор, доктор педагогических наук, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, главный редактор журнала «Медиаобразование» А.В.Федоров).

Для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, учителей. Особую ценность данное издание имеет для студентов педагогических и гуманитарных вузов, обучающихся в рамках специализации № 03.13.30. «Медиаобразование», утвержденной и зарегистрированной в 2002 году учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации.



Fedorov, Alexander. Media Education and Media Competence: questionnaires, tests, control tasks. Taganrog: Taganrog State Pedagogical Institute, 2009, 136 p.
This is the book of media education questionnaires, tests and control tasks for students. Editor is Prof. Dr. Alexander Fedorov - president of Russian Association for Film & Media Education (http://edu.of.ru/mediaeducation), Editor of Russian Journal 'Media Education' (http://edu.of.ru/medialibrary/default.asp?ob_no=34437)
Сборник “Медиаобразование и медиакомпетентность: анкеты, тесты, контрольные задания» подготовлен и издан при поддержке при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» (Мероприятие 2.1. «Организация и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ») Федерального агентства по науке и инновациям Министерства образования и науки РФ. Научный руководитель проекта «Организационно-техническое обеспечение проведения Всероссийской научной школы для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность» – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров. ГК № 02.741.11.2096.

© Федоров Александр Викторович, 2009.

© Alexander Fedorov, 2009.
Оглавление


  1. Основные цели блоков контрольных вопросов и творческих заданий для выявления ровней медиакомпетентности аудитории……………………. 5

  2. Конкретное содержание блоков контрольных вопросов и творческих заданий для выявления уровней медиакомпетентности аудитории…………….. 10

  3. Классификация показателей медиакомпетентности личности: таблицы……21

  4. Классификация показателей медиакомпетентности современного педагога: таблицы. ………………………………………………………………………27

  5. Структурный анализ медиатекстов на учебных занятиях………………….30

  6. Сюжетный/повествовательный анализ медиатекстов на учебных занятиях…35

  7. Анализ медийных стереотипов на учебных занятиях…………………….42

  8. Анализ культурной мифологии медиатекстов на учебных занятиях……..49

  9. Анализ персонажей медиатекстов на учебных занятиях……………………..56

  10. Автобиографический (личностный) анализ медиатекстов на учебных занятиях……………………………………………………………………….64

  11. Иконографический анализ медиатекстов на учебных занятиях………………71

  12. Семиотический анализ медиатекстов на учебных занятиях………………77

  13. Идентификационный анализ медиатекстов на учебных занятиях……….81

  14. Идеологический и философский анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на учебных занятиях……………………88

  15. Этический анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на учебных занятиях…………………………………………97

  16. Эстетический анализ медиатекстов на учебных занятиях……………….102

  17. Культивационный анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на учебных занятиях………………………………………..109

  18. Герменевтический анализ культурного контекста процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на учебных занятиях………………………………………………………………………116.

Литература……………………………………………………………………129

Приложение…………………………………………………………………..134



I.Основные цели блоков контрольных вопросов и творческих заданий для выявления уровней медиакомпетентности аудитории

Обоснование логики вопросов

При составлении блоков вопросов и заданий была намеренно избрана закрытая форма анкетирования/тестирования (где после конкретного вопроса следовали несколько вариантов ответов, из которых нужно было выбрать один или несколько). Это было связано с тем, что в силу своей структурированности анкеты закрытого типа требуют значительно меньшего времени на заполнение, чем аналоги открытого типа, и легче поддаются итоговой обработке.

Констатация уровней медиакомпетентности аудитории основывается на разработанной [Федоров, 2007] классификация показателей медиакомпетентности (развития аудитории в области медиакультуры). В соответствие с ней аудитории предлагается 5 основных блоков вопросов и заданий:

1)блок вопросов (анкета закрытого типа) для выявления уровней мотивационного показателя медиакомпетентности аудитории (жанровые, тематические, психологические, терапевтические, эмоциональные, гносеологические, моральные, интеллектуальные, творческие и эстетические мотивы по которым осуществляется контакт аудитории с медиатекстами);

2)блок вопросов (анкета закрытого типа) для выявления уровня контактного показателя (частоты контактов с различными видами медиа) медиакомпетентности аудитории;

3)блок вопросов (тест закрытого типа) для выявления уровня информационного показателя (знаний терминологии, истории и теории медиакультуры) медиакомпетентности аудитории;

4)блок аналитических заданий для выявления уровня интерпретационного/оценочного показателя медиакомпетентности аудитории (основанного на уровнях перцептивного показателя медиаграмотности);

5)блок творческих заданий для выявления уровня креативного показателя медиакомпетентности аудитории;

6)блок заданий для выявления уровня операционного показателя медиакомпетентности аудитории.

Структура блоков вопросов и заданий была выбрана по следующим соображениям:



Блок № 1. Выявление уровней мотивационного показателя медиакомпетентности аудитории
Цель констатирующего эксперимента по блоку № 1: выявить наиболее популярные у аудитории мотивы (жанровые, тематические, психологические, терапевтические, эмоциональные, гносеологические, моральные, интеллектуальные, творческие и эстетические) контакта с медиатекстами; полученные данные помогают учесть реальные предпочтения аудитории, обратить внимание на конкретные произведения, жанры и темы, мотивы, которые пользуются успехом у данной аудитории, а, следовательно, оказывают максимальное воздействие (нравственное, психологическое и т.д. Полученные результаты нужны для сопоставления их с материалами письменных, творческих работ, устных бесед, чтобы точнее констатировать самооценку аудиторий причин своих предпочтений и их подлинную подоплеку, выявленную в результате всего исследования.

Практическая реализация. Аудитории предлагается список жанров и тем различных видов медиа (прессы, радио, телевидения, Интернета, видео/компьютерных игр), из которых нужно выбрать предпочитаемые темы и жанры; Респондентам предлагается также список психологических, терапевтических, эмоциональных, гносеологических, моральных, интеллектуальных, творческих и эстетических мотивов контакта с медиатекстами. Из данного списка нужно также выбрать предпочитаемые конкретным респондентом мотивы.

Зная медийную жанровую и тематическую направленность, выбранную респондентом, с большой долей вероятности можно предположить тип наиболее важных для него иных мотивов контактов с медиа. К примеру, если человек предпочитает развлекательные, зрелищные жанры медиатекстов, то, скорее всего, в качестве основных мотивов его контакта с медиа будут названы стремление к развлечению, к рекреации, к острым ощущениям и т.п.


Блок № 2. Выявление уровней контактного показателя (частоты контактов с различными видами медиа) медиакомпетентности аудитории
Цель констатирующего эксперимента по блоку № 2: выявить частоту контактов аудитории с различными видами медиа; полученные результаты во многом показывают степень приобщенности респондентов к медиакультуре, приоритетность выбора тех или иных видов медиа.

Каждому респонденту предлагается выбрать характерный для него вариант частоты контактов с различными видами медиа (прессой, телевидением, радио, Интернетом, компьютерными/видеоиграми) из нескольких вариантов.

Понятно, что на содержание такого рода контактов будут оказывать влияние уровни мотивационного показателя медиакомпетентности. Однако, согласно нашей гипотезе, это влияние не является прямым: то есть наличие широкого спектра мотивов для контакта с медиа вовсе не означает, что эти контакты будут слишком частыми и наоборот.

Блок № 3. Выявление уровней информационного показателя (знаний терминологии, истории и теории медиакультуры) медиакомпетентности аудитории
Цель констатирующего эксперимента по блоку № 3: выявить знания аудиторией терминологии, истории и теории медиакультуры. Результаты данного блока, с одной стороны, будут свидетельствовать о существенных пробелах в области терминологии, теории и истории медиакультуры у многих респондентов в контрольной группе опрошенных, а с другой стороны – об эффективности проведенных занятий медиаобразовательного цикла в экспериментальной группе.

Практическая реализация. Особенность этой части тестирования в том, что респонденту предлагается ответить на вопросы трех разделов блока, которые рассчитаны на выявление знаний терминологии (10 вопросов), истории (10 вопросов) и теории (10 вопросов) медиакультуры.

За правильный ответ на каждый из вопросов респондент получает 1 балл. Таким образом, максимальное число баллов равно 30. При этом мы условились считать, что высоким уровнем информационного показателя медиакомпетентности обладают респонденты, правильно ответившие на 80% -100% вопросов (то есть набравшие от 24 от 30 баллов). В таком случае, респондентов, верно ответивших на 50% - 79% вопросов (набравших от 15 до 23 баллов), можно квалифицировать как обладающих средним уровнем информационного показателя медиакомпетентности. А на получивших менее 15 баллов (менее 50% верных ответов) – низким.

Конечно, между уровнями контактного, мотивационного и информационного показателей медиакомпетентности существует определенная связь. Понятно, что человек, не имея медийных контактов и мотивов, не может обладать информацией о медиакультуре. Однако, согласно нашей гипотезе, высокий уровень контактного и мотивационного показателей медиакомпетентности вполне может совмещаться в человеке с низким/средним уровнем информационного показателя и наоборот.

Вполне понятно, что тестирование, основанное на выборе одного правильного варианта из нескольких предложенных, всегда сопровождается элементом случайного/интуитивного правильного ответа, не основанного на подлинных знаниях. Кроме того, не исключена ситуация «помощи соседа по парте». Однако результаты такого рода тестирования можно всегда проверить/дополнить циклом индивидуальных аналитических, творческих заданий, собеседований.


Блок № 4. Аналитические задания для выявления уровней интерпретационного/оценочного показателя медиакомпетентности аудитории
Цель констатирующего эксперимента по блоку № 4: выявить уровни интерпретационного/оценочного показателя медиакомпетентности аудитории (высокий уровень: анализ медиатекста на основе способности к медиавосприятию, близкому к «комплексной идентификации» (отождествления с автором медиатекста), способность к анализу и синтезу пространственно-временной формы медиатекста, понимание, интерпретация (трактовка) и оценка авторской концепции в контексте структуры произведения, умение соотнести эмоциональное восприятие с понятийным суждением, перенести это суждение на другие жанры и виды медиакультуры, связать медиатекст со своим опытом и опытом других людей и т.п.); средний уровень: на основе «вторичной идентификации» (отождествления с персонажем/ведущим медиатекста) умение дать характеристику поступкам и психологическим состояниям персонажей медиатекста на основе фрагментарных знаний, способность объяснить логику последовательности событий в сюжете, умение рассказать об отдельных компонентах медиаобраза, отсутствие интерпретации авторской позиции (или примитивное ее толкование); низкий уровень - на основе «первичной идентификации» (наивно-реалистического восприятия фабулы медиатекста) - «безграмотность», то есть незнание языка медиа, неустойчивость, путаность суждений, подверженность внешнему влиянию, отсутствие интерпретации позиции героев и авторов медиатекста, умение пересказать фабулу произведения).

Практическая реализация. Аудитории предлагается на выбор 3 темы письменных работ:

a. аудиовизуальный медиатекст, который произвел на меня особенно сильное впечатление.

b. аудиовизуальный медиатекст, который повлиял на мое отношение к себе и к окружающим

c. анализ одного эпизода из запомнившегося аудиовизуального медиатекста.

Респондентам нужно выбрать только одну тему и написать письменную работу объемом 3-4 страницы.
Блок № 5. Творческие задания для выявления уровней креативного показателя медиакомпетентности аудитории
Цель констатирующего эксперимента по блоку № 5: выявить уровни креативного показателя медиакомпетентности аудитории (высокий уровень - ярко выраженное творческое начало человека в различных видах деятельности (перцептивной, игровой, художественной, исследовательской и др.), связанной с медиа; средний уровень - творческие способности человека проявляются лишь в отдельных видах деятельности, связанной с медиа, при этом они не носят ярко выраженного характера» низкий уровень - творческие способности человека выражены слабо, фрагментарно, либо отсутствуют вообще).

Практическая реализация. Аудитории предлагается выполнить ряд творческих заданий на медийном материале, связанных с описанием кадра из аудиовизуального медиатекста, который выражает образное обобщение, оставшееся после просмотра; с предложением своего визуального варианта образного обобщения авторской концепции медиатекста в виде плаката или коллажа; с образным обобщением авторской концепции аудиовизуального медиатекста строчками из известного стихотворения; с составлением рассказа от имени персонажа медиатекста; монолога или письма от имени одного из представителей дифференцированной (с различными возрастными, социальными, профессиональными, образовательными и иными данными, с различными уровнями медиавосприятия) аудитории.

Эти задания рассчитаны на выявление уровней креативного показателя медиакомпетентности аудитории, которые можно будет соотнести с уровнями других показателей, прежде всего – с уровнями интерпретационного/оценочного показателя медиакомпетентности.

При этом мы предполагаем, что наличие высокого уровня креативного показателя медиакомпетентности может сочетаться с низким/средним уровнем интерпретационного/оценочного показателя и наоборот.
Блок № 6. Задания для выявления уровней практико-операционного показателя медиакомпетентности
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровни практико-операционного показателя медиакомпетентности аудитории (высокий уровень: практические умения самостоятельного создания медиатекстов различных видов и жанров; средний уровень: практические умения создания медиатекстов с помощью консультаций педагогов/специалистов; низкий уровень: отсутствие практических умений создания медиатекстов или нежелание их создания).

Практическая реализация. Аудитории предлагается выполнить ряд занятий практического характера, рассчитанных на создание медиатекстов (видео/фотосъемка, макетирование стенной газеты и т.д.).

Эти задания рассчитаны на выявление уровней практико-операционного показателя (практического/технологического умения создавать медиатексты различных видов и жанров) медиакомпетентности аудитории, которые можно будет соотнести с уровнями других показателей, прежде всего – с уровнями креативного, интерпретационного/оценочного показателя медиакомпетентности.

При этом мы предполагаем, что наличие высокого уровня практико-операционного показателя медиакомпетентности может сочетаться с низким/средним уровнем креативного, интерпретационного/оценочного показателей и наоборот.

II.Конкретное содержание блоков контрольных вопросов и творческих заданий для выявления уровней медиакомпетентности аудитории
Гендерная преамбула. Ваш пол: a.женский b.мужской
1.Блок вопросов для выявления уровня мотивационного показателя медиакомпетентности аудитории
1.1.Мотивы, по которым осуществляется контакт с медиатекстами
1.1.1.Жанровые мотивы контактов с медиатекстами
1.1.1.1.Какие жанры привлекают вас в прессе?

(нужно выбрать от одного до нескольких вариантов ответа)

a. информационные (заметка, отчет, интервью, репортаж и т.п.)

b. аналитические, публицистические (статья, рецензия, обозрение, очерк, портрет, памфлет и т.п.)

c. литературные (роман, повесть, рассказ, новелла, стихотворение и т.п.)

d. игры/конкурсы (кроссворды и т.д.)

e. реклама

f. никакие
1.1.1.2.Какие жанры привлекают вас в радиопередачах?

(нужно выбрать от одного до нескольких вариантов ответа)

a. информационные (отчет, интервью, репортаж и т.п.)

b. аналитические, публицистические (обозрение, рецензия, очерк, портрет, памфлет и т.п.)

c. литературно-драматические (радиопьесы различных жанров, рассказ, новелла, стихотворение и т.п.)

d. музыкальные (в передачах с классической музыкой)

e. музыкальные (в передачах с джазовой музыкой)

f. музыкальные (в передачах с фольклорной музыкой)

g. музыкальные (в передачах с поп-музыкой музыкой)

h. игры/конкурсы

i. реклама

j. никакие


1.1.1.3.Какие жанры привлекают вас в телепередачах?

(нужно выбрать от одного до нескольких вариантов ответа)

a. информационные (отчет, интервью, репортаж и т.п.)

b. аналитические, публицистические (обозрение, рецензия, очерк, портрет, памфлет, ток-шоу и т.п.)

c. литературно-драматические, кинематографические (телевизионные пьесы, фильмы, сериалы, реалити-шоу различных жанров, развлекательные шоу и т.п.)

d. музыкальные (в передачах с классической музыкой)

e. музыкальные (в передачах с джазовой музыкой)

f. музыкальные (в передачах с фольклорной музыкой)

g. музыкальные (в передачах с поп-музыкой музыкой)

h. игры/конкурсы

i. реклама

j. никакие
1.1.1.4.Какие жанры привлекают вас в интернет-сайтах?

(нужно выбрать от одного до нескольких вариантов ответа)

a. информационные (заметка, отчет, интервью, репортаж и т.п.)

b. аналитические, публицистические (статья, рецензия, обозрение, очерк, портрет, памфлет и т.п.)

c. литературные (роман, повесть, рассказ, новелла, стихотворение и т.п.)

d.телевизионно-кинематографические (файлы с фильмами, сериалами, развлекательными шоу, реалити-шоу различных жанров и т.п.)

литературные (повесть, рассказ, новелла, стихотворение и т.п.)

e. музыкальные (в файлах с классической музыкой)

f. музыкальные (в файлах с джазовой музыкой)

g. музыкальные (в файлах с фольклорной музыкой)

h. музыкальные (в файлах с поп-музыкой музыкой)

i. игры/конкурсы

j. реклама



k. никакие
1.1.1.5.Какие жанры привлекают вас в фильмах/телесериалах?

(нужно выбрать от одного до нескольких вариантов ответа)

1

вестерн

11

притча

2

водевиль

12

сатира

3

детектив

13

сказка

4

драма

14

трагедия

5

комедия

15

триллер

6

мелодрама

16

фантастика

7

миф

17

фильм катастроф

8

мюзикл

18

фильм ужасов

9

оперетта

19

синтез жанров

10

пеплум

20

никакие


1.2.Тематические мотивы контактов с медиатекстами
1.2.1.Какие темы привлекают вас в прессе, радио/телепередачах, интернет-сайтах, компьютерных играх?

(нужно выбрать от одного до нескольких вариантов ответа)

1

военная

11

политическая

2

историческая

12

приключенческая

3

космическая

13

производственная (бизнеса)

4

криминальная

14

психопатологическая

5

любовная

15

религиозная

6

мистическая

16

современная

7

молодежная

17

спортивная

8

научно-техническая

18

экологическая

9

нравственная

19

эротическая

10

педагогическая

20

никакие


1.3.Психологические, терапевтические, эмоциональные, гносеологические, моральные, интеллектуальные, творческие и эстетические мотивы контактов с медиатекстами
1.3.1.Назовите основные мотивы ваших контактов с медиа (прессой, телевидением, кинематографом, радио, Интернетом и т.д.)

(нужно выбрать от одного до нескольких вариантов ответа)

1

стремление к развлечению

11

стремление к философскому/

интеллектуальному спору/

диалогу с создателями

медиатекста



2

стремление к идентификации

(к сопереживанию, к

отождествлению себя с

персонажем/ведущим

медиатекста


12

стремление научиться

создавать медиатексты

самому, изучая конкретные

примеры творчества

профессионалов


3

стремление получить новую информацию

13

стремление просто

занять свободное время



4

стремление к компенсации

(к виртуальному получению

чего-либо, недостающего в

реальной жизни)



14

поиск материалов для

учебных, научных,

исследовательских целей


5

стремление к рекреации,

отдыху (к виртуальному

уходу от проблем реальной

жизни)


15

стремление к подтверждению

собственной компетентности

в различных сферах жизни и

медиакультуры



6

стремление к острым,

стрессовым ощущениям

в время контакта с

динамичным, медиатекстов

активного действия (action)


16

стремление

услышать любимую музыку



7

стремление к эстетическим

впечатлениям (к наслаждению

мастерством авторов медиатекста)


17

стремление прочесть/увидеть/услышать произведение любимого

автора


8

стремлению к извлечению

нравственных уроков из

медиатекста


18

стремление увидеть/

услышать любимого актера/ведущего



9

стремление к

психологическому «лечению»

(к терапевтическому

избавлению от

психологического

дискомфорта в процессе

контакта с медиатекстов)


19

нет никаких мотивов для

контактов с медиатекстами



10

стремление к «разоблачению»,

критике содержания

медиатекста, позиции его

авторов


20

иные мотивы контактов с

медиатекстами.

какие именно?




2.Блок вопросов для выявления уровня контактного показателя медиакомпетентности аудитории
2.1.Частота контактов с произведениями медиакультуры
2.1.1. Как часто вы читаете прессу?

(нужно выбрать один вариант ответа)

а. ежедневно

b. несколько раз в неделю

c. несколько раз в месяц

d. редко

e. никогда


2.1.2. Как часто вы слушаете радио?

(нужно выбрать один вариант ответа)

а. ежедневно

b. несколько раз в неделю

c. несколько раз в месяц

d. редко

e. никогда


2.1.3. Как часто вы смотрите телевизор?

(нужно выбрать один вариант ответа)

а. ежедневно

b. несколько раз в неделю

c. несколько раз в месяц

d. редко

e. никогда



2.1.4. Как часто вы используете Интернет?

(нужно выбрать один вариант ответа)

а. ежедневно

b. несколько раз в неделю

c. несколько раз в месяц

d. редко

e. никогда


2.1.5. Как часто вы играете в видео/компьютерные игры?

(нужно выбрать один вариант ответа)

а. ежедневно

b. несколько раз в неделю

c. несколько раз в месяц

d. редко

e. никогда


3.Блок вопросов для выявления уровня информационного показателя медиакомпетентности аудитории
3.1. Знания терминологии медиакультуры

Выберете верное окончание следующих фраз:


3.1.1.Медиатекст - это…

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. cсубтитры.

b. конкретный результат медиапродукции – сообщение в любом виде и жанре медиа.

c. текст, нанесенный на поверхности корпусов медиатехники в виде знаков и символов.

d. текст, содержащийся в инструкциях по использованию медиатехники.
3.1.2.Медийный монтаж – это…

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. сборка отдельных блоков медиааппаратуры.

b. удобное размещение медиатехники в интерьере любого помещения.

c. процесс создания медиатекста путем «сборки»/«склейки» единого целого из отдельных частей.

d. техническое устройство для мультимедийных спецэффектов.
3.1.3.Категории медиа – это…

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. различные виды и формы медиааппаратуры.

b. различные градации стоимости медиатехники.

c. различные по структуре медиаагентства.

d. различные виды, формы и жанры медиатекстов.

3.1.4.Медиатека – это…

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. магазин, торгующий медиатехникой.

b. структурное подразделение учреждения, включающее в себя информационные и мультимедийные средства разных видов, доступные для тех или иных категорий пользователей.

c. прокатный пункт компьютерных дисков, видеокассет и DVD.

d. терапевтический центр медитации.
3.1.5.Медиакультура – это…

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакультура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.

b. способность человека культурно вести себя в медиатеке.

c. способность культурного человека к медитации.

d. культура продажи медиатехники различных форм и видов.
3.1.6.Медиавосприятие – это…

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. выявление технического качества медиатехники.

b. восприятие объектов окружающей действительности в процессе медитации.

c. восприятие медиатекстов любых видов и жанров.

d. усвоение медицинских терминов различной степени сложности.
3.1.7.Язык медиа – это…

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. дизайн медиааппаратуры различных видов.

b. разговор во время медитации.

c. параметры медианы.

d. комплекс средств и приемов выразительности, используемых при создании конкретных медиатекстов.
3.1.8.Медиакомпетентность – это…

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. способность человека к восприятию («чтению»), интерпретации, оценке, созданию и передаче медиатекстов различных видов и жанров.

b. способность человека разбираться в технических параметрах медиааппаратуры различного уровня сложности.

c. способность человека к грамотной медитации в пространстве виртуального мира.

d. способность человека к бережному обращению с медиатехникой разных видов.

3.1.9.Фабула медиатекста – это…

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. пересказ сюжета медиатекста вслух

b. часть медиатекста без пролога и эпилога

c. цепь событий в сюжете медиатексте, сюжетная схема медиатекста

d. изобразительный ряд медиатекста
3.1.10.Медиарепрезентация – это…

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. презентация нового медиатексте на рынке

b.разнообразные виды и формы представления, переосмысления реальности в медиатексте через систему знаков, символов

c.презентация авторов нового медиатекста в средствах массовой информации.

d.презентация новых технологий создания медиатекста.
3.2.Знания истории медиакультуры
3.2.1.Кто из перечисленных ниже режиссеров активно работал в 20-х годах XX века?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. С.Бондарчук

b. С.Эйзенштейн

c. Н.Михалков

d. Э.Рязанов
3.2.2.Когда появилась на телеэкранах игра КВН?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. 70-е годы ХХ века

b. 90-е годы ХХ века

c. 60-е годы ХХ века

d. 80-е годы ХХ века
3.2.3.Когда изобрели радио?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. 20-е годы ХХ века

b. 30-е годы ХХ века

c. конец ХIХ века

d. 40-е годы ХХ века
3.2.4.Кто из перечисленных ниже деятелей медиакультуры получил известность как комедиограф?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. А.Тарковский

b. А.Боровик

c. Г.Александров

d. В.Познер

3.2.5.«Монтаж аттракционов» родился в:

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. в России

b. в США

c. во Франции

d. в Италии
3.2.6.Какое из следующих ниже утверждений является верным?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. в России в годы второй мировой войны не транслировались радиопередачи и не снимались фильмы.

b. «эпоха оттепели» началась с полной отмены цензуры во всех видах медиа.

c. фильм «Летят журавли» по сей день остается единственным российским фильмом, получившим «Золотую пальмовую ветвь» в Канне.

d. А.Масляков был лучшим ведущим телепередачи «Кинопанорама».
3.2.7.Продолжите фразу: «Эффект Кулешова» был разработан для…

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. телевидения

b. радио

c. интернета

d. кино
3.2.8.Кто из этих мастеров медиакультуры прославился своей деятельностью в прессе?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. М.Кольцов

b. Н.Сванидзе

c. А.Каплер

d. С.Сорокина
3.2.9.Какой из перечисленных ниже фильмов принадлежит А.Тарковскому?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. Детство Тёмы

b. Алешкина любовь

c. Иваново детство

d. Детский мир.
3.2.10.Неореализм – течение, зародившееся в:

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. во Франции

b. в Германии.

c. в Италии

d. в США

3.3. Знания теории медиакультуры
3.3.1.Какая из нижеследующих теорий медиакультуры основана на изучении знаковых систем?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. эстетическая

b. протекционистская

c. семиотическая

d. идеологическая
3.3.2. Какое из приведенных ниже слов не имеет отношения к теории медиакультуры?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. репрезентация

b. аудитория

c. категория

d. медиана
3.3.3. Какой из данных ученых впервые обосновал теоретическую концепцию «глобальной деревни» по отношению к медиа?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. Дж.Гербнер

b. М.Маклюен

c. Г.Лассуэл

d. У.Эко
3.3.4. В какой из приведенных ниже 4-х фраз содержится ошибка?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. аудиовизуальное мышление – творческая деятельность, основанная на эмоционально-смысловом соотнесении и образных обобщениях частей экранного текста.

b. коллаж – использование разностильных объектов и фактур в одном медиатексте.

c. агентство медиа – совокупность технических средств, людей, создающих и распространяющих медиатексты.

d. все средства массовой коммуникации всегда отражают точку зрения государственной власти на социокультурные процессы.
3.3.5. Расположите приведенные ниже виды фазы создания аудиовизуального медиатекста в порядке логической последовательности этапов.

a. заявка

b. съемочный процесс

c. сценарий

d. замысел
3.3.6. Какая из приведенных ниже функций НЕ имеет отношения к медиакультуре?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. терапевтическая

b. информационная

c. развлекательная

d. вегетативная
3.3.7. Какие из приведенных ниже умений НЕ имеют отношения к медиакультуре?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. перцептивные

b. селективные

c. кинологические

d. аналитические
3.3.8. В какой из приведенных ниже 4-х фраз содержится ошибка?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. теория «потребления и удовлетворения» в области медиакультуры предполагает, что аудитория активно отбирает для себя медиатексты, которые удовлетворяют тем или иным ее запросам.

b. средства массовой коммуникации – технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ею между агентством (источником информации) и массовой аудиторией.

c. экранные искусства – аудиовизуальные искусства, основанные на экранной форме воспроизведения действительности.

d. критическая автономия в области медиакультуры – абсолютная независимость критических суждений о медиатексте, ни в чем не совпадающая с суждениями других людей.
3.3.9. Какая из нижеследующих теорий медиакультуры основана на предположении о сильном и прямом воздействии любого медиатекста на аудиторию, вызывающем немедленную ответную реакцию.

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. культурологическая

b. инъекционная

c. социокультурная

d. эстетическая
3.3.10. Продолжите фразу: Манипулятивное воздействие произведений медиакультуры – это …

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. система способов и приемов аудиовизуального монтажа.

b. система манипуляций при создании медиатехники.

c. система способов и приемов воздействия на сознание аудитории с целью навязывания каких-либо идей и/или введения в заблуждение.

d. система медитационных движений при контакте с произведениями медиакультуры.
4.Блок аналитических заданий для выявления уровня интерпретационного/оценочного показателя аудиовизуальной медиакомпетентности аудитории
4.1. Перед вами 3 темы письменных работ. Вам нужно выбрать только одну тему и написать письменную работу объемом 3-4 страницы.

a. аудиовизуальный медиатекст, который произвел на меня особенно сильное впечатление.

b. аудиовизуальный медиатекст, который повлиял на мое отношение к себе и к окружающим

c. анализ одного эпизода из запомнившегося аудиовизуального медиатекста.


5.Блок творческих заданий для выявления уровня креативного показателя аудиовизуальной медиакомпетентности аудитории
5.1. опишите кадр из аудиовизуального медиатекста, который выражает образное обобщение, оставшееся у вас после просмотра.

5.2. предложите свой визуальный вариант образного обобщения авторской концепции аудиовизуального медиатекста в виде плаката или коллажа.

5.3. передайте образное обобщение авторской концепции аудиовизуального медиатекста строчками из известного стихотворения, образно-эмоциональное содержание которого частично перекликается (или совпадает с ней) с темой данного медиатекста.

5.4. составьте рассказ от имени персонажа медиатекста (с сохранением особенностей его характера, лексики и т.п.).

5.5. составьте монолог или письмо от имени одного из представителей дифференцированной (с различными возрастными, социальными, профессиональными, образовательными и иными данными, с различными уровнями медиавосприятия) аудитории.
6.Блок заданий для выявления уровней операционного показателя медиакомпетентности аудитории

6.1. съемка 3-х минутного документального видеофильма на заданную тему.

6.2. съемка 3-х минутного игрового видеофильма на заданную тему.

6.3. составление макета стенгазеты;

6.4. съемка фоторепортажа;

6.5. монтаж видеофрагментов.




III. Классификация показателей медиакомпетентности личности: таблицы
Медиакомпетентность личности это совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-операционный/деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме (Федоров, 2007).



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница