А. В. Клемина А. И. Мартьянов безопасность жизнедеятельности



страница1/21
Дата26.10.2016
Размер1.73 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Национальный исследовательский университет


А.В. Клемина

А.И. Мартьянов




БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-методическое пособие

Рекомендовано методической комиссией радиофизического факультета
для студентов ННГУ, обучающихся по направлениям подготовки
03.03.03 «Радиофизика» и 02.03.02 «Фундаментальная информатика и информационные технологии»

Нижний Новгород

2015

УДК 614.8 (075.8) + 504.61 (075)

ББК У9 (2) 248 + Н6 (я73-4)
К48

К48 Клемина А.В., Мартьянов А.И. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2015. – 120 с.

Рецензент: доктор биол. наук, профессор кафедры экологии ИББМ А.Я.Моничев

В настоящем учебно-методическом пособии (УМП) приводится необходимые сведения по охране труда, звание которых необходимо специалистам, работающим на предприятиях электротехнической, радиотехнической и электронной промышленности. Курс «Безопасность жизнедеятельности» состоит из четырех разделов. В первом разделе рассматриваются социально-экономические, правовые и организационные вопросы охраны труда; во втором техника безопасности при работе на электроустановках; в третьем вопросы производственной санитарии; в четвертом вопросы обеспечения пожарной безопасности.

Настоящее УМП предназначено для бакалавров радиофизического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского направленностей «Радиофизика» и «Фундаментальная информатика и информационные технологии». Работа выполнена при поддержке базовой части государственного задания по теме 2014/134, проект 1822.

Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии радиофизического факультета ННГУ,

к.ф.-м.н., доцент Н.Д. Миловский

зам. председателя методической комиссии радиофизического факультета ННГУ, д.ф.-м.н., профессор Е.З. Грибова


УДК 614.8 (075.8) + 504.61 (075)

ББК У9 (2) 248 + Н6 (я73-4)


© Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ




ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1. Охрана труда. Трудовой кодекс Российской Федерации 7

Глава 2. Основы электробезопасности 25

2.1. Действие электрического тока на организм человека 26

2.2. Электрическое сопротивление тела человека 30

2.3. Факторы, влияющие на исход поражения электрическим током 31

2.4. Классификация помещений по степени опасности поражения людей 35

электрическим током 35

2.5. Анализ опасности поражения током в различных электрических сетях 37

2.6. Возможные схемы включения человека в цепь электрического тока 38

2.7. Сеть с заземленным проводом (заземленной нейтралью) 39

2.8. Защитное заземление 40

2.9. Зануление 42

2.10. УЗО: устройство защитного заземления 43

2.11. Организация безопасной эксплуатации электроустановок 45

2.12. Квалификационные группы по электробезопасности 45

2.13. Средства защиты, применяемые в электроустановках 46

2.14. Первая помощь пострадавшим от электрического тока 55

Глава 3. Основы производственной санитарии 58



3.1.Основные санитарные требования к размещению предприятий и планировке его территории 58

3.2.Защита от вредных веществ 59

3.3.Влияние неблагоприятных метеорологических условий на организм человека 64

3.4.Производственное освещение 65

3.5.Защита от вибраций 69

3.6.Защита от акустического шума 71

3.6.1.Инфразвук 75

3.6.2.Ультразвук 76

3.7.Электромагнитные поля и излучения. Защита от ЭМП 77

3.8.Лазерное излучение и защита от него 84

3.9.Защита от ионизирующего излучения 88

Глава 4. Обеспечение пожарной безопасности 98



4.1. Процессы горения и взрыва 98

4.2. Показатели пожаро- и взрывоопасных веществ 100

4.3. Причины и последствия пожаров и взрывов 101

4.4. Способы предотвращения пожаров и взрывов 103

4.5. Молниезащита 104

4.6. Меры пожарной безопасности при строительстве и проекте промышленных предприятий 106

4.7. Способы и средства тушения пожаров 107

Литература 111





ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей целью любого цивилизованного общества является превращение труда в первейшую жизненную потребность человека. Это возможно только в случае, если труд человека протекает в благоприятных условиях, способствующих развитию его способностей и обеспечивающих высокую производительность труда. Проблемами, связанными с обеспечением здоровых и безопасных условий труда, занимается охрана труда. Охрана труда – это система законодательных, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Охрана труда – это наука, наука непрерывно развивающаяся. Новые технологии, новые химические соединения необходимо требуют анализа их влияния на человека. В погоне за экономической эффективностью люди порой начинают забывать о своем здоровье, чаще конечно о здоровье других. Потеря квалифицированного работника стоит гораздо дороже, чем материальные затраты на обеспечение безопасных условий труда

В России впервые Ломоносов М.В. (1711-1765 гг) описал мероприятия по безопасности в горнорудном деле и сформулировал требования к спецодежде [1]. В 1882 г. на съезде русского технического общества в Москве были прочитаны 2 доклада по технике безопасности. Проводился анализ причин травматизма, среди которых «собственная неосторожность» была поставлена на последнее место. В 1881-1884 гг вышли в свет три тома первого капитального труда по вопросам техники безопасности (профессор Л.А. Пресс). В 1907 году врачи М.С. Уваров и Л.М. Лялякин выпустили книгу «Охрана жизни и здоровья работающих», где были изложены вопросы промышленной гигиены и техники безопасности.

Начало преподавания в ВУЗах курса техники безопасности положено инженером, в последствии профессором, И.А. Шевалевым, который прочел в 1904 году в Петербуржском технологическом институте курс лекций. Курс «Техника ограждения машин» в 1910 году был прочитан в Политехническом институте, в том же году вышел первый учебник по технике безопасности. В 1913 году в Петербурге была организована выставка по гигиене труда, экспонаты которой описаны в отдельной книге.

В 1990 г на коллегии Гособразования СССР рассматривался вопрос «О первоочередных мерах по перестройке образования по вопросам охраны труда и гражданской обороны». В результате был издан приказ, по которому во все учебные планы вместо дисциплин «Охрана труда» и «Гражданская оборона» введена новая дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). В центре внимания новой дисциплины – человек – как самоцель развития общества. В то время как в дисциплине «Охрана труда» человек рассматривается только в условиях производства, а в «Гражданской обороне» - в чрезвычайных ситуациях, в БЖД человек рассматривается в любых условиях его обитания.

Для защиты от неблагоприятных воздействий биосферы и для достижения ряда целей человек создал среду обитания – техносферу. Техносфера – среда обитания, возникшая с помощью прямого или косвенного воздействия людей и технических средств на природную среду (биосферу) с целью наилучшего ее соответствия социально-экономическим потребностям человека. Современное негативное воздействие техносферы нужно анализировать поэтапно. На первом этапе оценивается воздействие техносферы на человека, на втором – на обитателей городов, промышленных зон, на третьем – на биосферу и население всей планеты Земля.

Уровни показателей безопасности производственной, городской и бытовой техносферы часто оказываются далекими от допустимых для человека значений. В условиях производственно деятельности не всегда достигнут необходимый комфорт. Всего в некомфортных условиях в России трудятся около 18% работающих. К сожалению, статистика для России не утешительна. Уровень смертельного травматизма в России в 2,5 раза больше, чем в США, в 7 раз больше, чем в Японии, в 9 раз, чем в Англии.

Анализ несчастных случаев в промышленности, сопровождающихся временной утратой трудоспособности пострадавшими показывает, что количество травм, вызванных электрическим током, сравнительно невелико и составляет 0,5 – 1 % общего количества несчастных случаев на производстве. В электроэнергетике, где большая часть работающих связана с эксплуатацией электрооборудования, удельный вес элетротравм в общем количестве несчастных случаев несколько выше – 3 - 3,5 %. Из общего же количества несчастных случаев со смертельным исходом на производстве 20 – 40 % (а в энергетике до 60 %) происходит в результате поражения электрическим током. Вторая часть методички будет посвящена вопросам электробезопасности.

В последние годы человечество озабочено экологической безопасностью, причем экология касается не только здоровья работников, но и здоровья людей, находящихся в экологически неблагоприятных условиях, непосредственно не связанных с вредным производством. Об этом в разделе «Производственная санитария».

Отдельный раздел посвящен вопросам пожарной безопасности. В нем приводятся краткие сведения о горючести и взрывоопасности некоторых веществ и смесей, а также способы тушения различных пожаров.

Таким образом, реальность современной жизни такова, что созданная руками человека техносфера, призванная максимально защитить его от естественных опасностей, в результате сама стала основным источником опасностей на Земле.

Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой. Объектами науки о БЖД являются человек. Предмет исследований в науке о БЖД – это опасности и их совокупности, а также методы и средства защиты от опасностей.

Аксиомы БЖД:



  1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

  2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие ее максимальной эффективности.

  3. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.

  4. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

  5. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований безопасности к техническим системам и технологиям.




Каталог: books -> met files
met files -> Н. Н. Чернышова Основные понятия
met files -> А. А. Потехин А. Ю. Чурин С. В. Оболенский измерение вольт-амперных характеристик Полупроводникового Диода
met files -> Н. И. Лобачевского Р. И. Орлова русь, россия: исторические персоналии для студентов I курса по дисциплине «История» Учебное пособие
met files -> Учебно-методическое пособие по курсу «программирование (язык си)»
met files -> Для управления работой страховой компании важную роль играют математи-ческие модели, ставящие своей целью описание разных видов деятельности страховой компании
met files -> Учебно-методическое пособие содержит поурочные разработки, табличный материал, упражнения, диалоги, оригинальные и адаптированные тексты, тестовые задания, предназначенные для аудиторной и самостоятельной работы на занятиях по русскому языку иностранных
met files -> Борисова И. И., Буянова Л. Е. «Общественно-профессиональная аккредитация как инструмент оценки деятельности вуза»
met files -> Н. И. Лобачевского С. В. Сидоренко Ю. Е. Францева И. М. Швец Использование активных методов обучения в курсе «Концепции современного естествознания» Учебно-методическое пособие


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал