А. В. Мендель A. V. Mendel Независимая оценка качества чтения и понимания текста учащимися школы: социологический анализ



Скачать 227,4 Kb.
Дата08.09.2017
Размер227,4 Kb.
УДК 316
Мендель Анастасия Викторовна – аспирант Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС (г. Хабаровск). E-mail: MendelAnastasia@gmail.com
А.В. Мендель

A.V. Mendel
Независимая оценка качества чтения и понимания текста учащимися школы: социологический анализ
В статье представлен социологический анализ результатов исследований процесса изучения текстов и особенностей их понимания учащимися начальных классов школ Хабаровского края. Автором выделяются факторы и условия, обуславливающие качество чтения и понимание текста младшими школьниками. Среди них: ресурсы семьи, отношение родителей к чтению, занятия в дошкольном возрасте, посещение детского сада, отношение учащихся к чтению, демографические характеристики учителей. Результаты независимой оценки качества чтения в школах региона сравниваются с данными международного сравнительного исследования по исследуемой проблеме. Предлагается перечень научно-практических рекомендаций, которые можно использовать для повышения читательской грамотности у младших школьников.
Independent evaluation of the quality of reading and understanding

the text by the pupils: sociological analysis
The article presents the results of sociological analysis of the research process of studying texts and features of their understanding by the primary school pupils of the Khabarovsk territory schools. The author points out the factors and conditions that having an impact on the quality of reading and understanding text by the junior schoolchildren. Among them: family resources, parental attitude to reading, classes for the preschool age children, kindergarten attendance, pupils attitude to the reading, teachers demographic characteristics. The results of the independent education quality evaluation in the region is compared with the international comparative research results on the researched topic. It also offers a list of scientific and practical recommendations that can be used to increase the younger pupils reading literacy.
Ключевые слова: независимая оценка качества образования, социологический анализ, чтение и понимание текста, начальная школа, международные исследования, Хабаровский край.

Keywords: independent education quality evaluation, sociological analysis, reading and understanding of the text, primary school, international studies, the Khabarovsk territory.
Одной из приоритетных задач реформирования отечественного образования является внедрение механизмов его независимой оценки как необходимого условия повышения качества деятельности образовательных организаций и эффективности использования ими бюджетных средств. В соответствии с «майскими указами» Президента РФ, Правительству РФ поручено «… обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности» [1]. Независимая оценка качества образования «… направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ» [2].

Независимая оценка качества подготовки обучающихся может осуществляться специальными организациями в соответствии с установленными ими формами и методами, а также «… в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций» [2].

В качестве объекта вторичного анализа рассмотрим результаты независимой оценки качества подготовки обучающихся, полученные в международном сравнительном исследовании Progress in International Reading Literacy Study (далее – PIRLS). Данное исследование проводится с 2001 года с периодичностью один раз в 5 лет и позволяет сравнивать уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в разных странах мира, а также выявлять различия в национальных системах образования.

Авторский интерес обращения к этим результатам международных исследований связан с тем, что его основная задача по независимой оценке качества чтения и понимания текста сопоставима с требованиями к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в России. Речь идет об овладении школьниками навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров и умении осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменной формах [3].

В 2016 г. в 50 странах мира проводился очередной цикл PIRLS, и в настоящее время происходит обработка и анализ результатов. В этой связи в настоящей статье будут использованы результаты предыдущего цикла международных исследований (2011 г.). Сопоставимость результатов независимой оценки качества чтения и понимания текста учащимися третьих классов Хабаровского края1 (2014 г.) с данными PIRLS (2011 г.) позволяет выделить основные факторы и условия, обуславливающие успешность процесса чтения и понимание его младшими школьниками.

Целью регионального проекта является осуществление независимой оценки читательской грамотности третьеклассников, которая достигается ответами на вопросы: «Насколько хорошо читают третьеклассники в школах региона?», «Как семья и школа способствуют развитию читательской грамотности?», «Какие факторы определяют достижение наивысших уровней читательской грамотности?» и др.

Для выявления факторов и условий, влияющих на успешность третьеклассников региона в чтении текстов и их понимании, было проведено анкетирование учителей, учащихся и их родителей. Его результаты представлены следующими субъективными показателями:


  1. Ресурсы семьи для поддержки уровня читательской грамотности.

Данный показатель включает три основных параметра: образование родителей, род занятий (работа) родителей, количество детских книг в доме. Так, по результатам опроса 24% семей третьеклассников края имеют значительный уровень ресурсов, 59% – средний, 17% – незначительный.

Результаты исследования показали положительную связь между уровнем ресурсов семьи и уровнем читательской грамотности. Успешность учащихся из семей со значительным уровнем ресурсов составила 75%, со средним – 70%, с незначительным – 54%.

Анализ данных показал и положительную корреляцию между уровнем образования родителей (особенно матери) и успешностью учащихся в чтении (см. табл. 1).

Таблица 1
Связь между результатами по чтению учащихся и образованием их родителей (в % от числа опрошенных)


Образование родителей

Число учащихся

Успешность

Высшее образование

40

74

Начальное или среднее профессиональное образование

40

69

Среднее образование

9

68

Основное образование

7

63

Незаконченное начальное или начальное образование

1

63

Источник: составлено автором.

2. Отношение родителей к чтению.

По данным международного исследования PIRLS-20112 дети из читающих семей становятся лучшими читателями и имеют более высокие результаты. Эту закономерность подтвердили и третьеклассники края. Дети, чьи родители любят читать и читают для собственного удовольствия практически каждый день, продемонстрировали успешность 75%. Учащиеся, родители которых по-разному относятся к чтению, читают для собственного удовольствия 1 – 2 раза в месяц, справились с работой на 71%. Самый низкий результат (59%) показали школьники из семей, где родители не любят читать или редко читают для собственного удовольствия (см. табл. 2).

Полученные результаты подтверждают тот факт, что именно семья руководит процессом становления ребенка как компетентного читателя.
Таблица 2
Связь между результатами по чтению учащихся и отношением родителей к чтению (в % от числа опрошенных)


Любят читать и читают для собственного удовольствия практически каждый день

По-разному относятся к чтению, читают для собственного удовольствия 1 – 2 раза в месяц

Не любят читать, редко читают для собственного удовольствия

Число родителей

Успешность детей

Число родителей

Успешность детей

Число родителей

Успешность детей

6

75

71

71

23

59

Источник: составлено автором.
Стоит обратить внимание на достаточно низкий процент принимавших участие в анкетировании родителей, которые любят читать (6%). Это ниже, чем результаты исследования PIRLS-2011 в среднем по России (23%) и по международным данным (32%). Учитывая закономерность: «… чем больше родители любят читать, тем выше уровень читательской грамотности у детей», данные результаты позволяют сделать не самые оптимистичные прогнозы.


  1. Занятия в дошкольном возрасте, способствующие успешному овладению чтением.

По результатам исследования, проведенного в Англии в 2008 году, было доказано, что сочетание данных по семи переменным (чтение ребенку книг, посещение с ним библиотеки, игры с числами, занятия живописью и рисованием, обучение счету, разучивание песен/стихов/игры с рифмами) обладает большей прогностической силой в успешности обучения счету и чтению, чем другие параметры, включая социально-экономический статус семьи, образование родителей и т. д. (Melhuish et al., 2008). Именно поэтому в анкету для родителей были включены вопросы, отражающие данные по перечисленным выше параметрам.

В результате обработки социологических данных учащиеся были распределены на три условные группы:



  • «… часто занимались ранними видами деятельности, влияющими на владение чтением»;

  • «… иногда занимались ранними видами деятельности, влияющими на владение чтением»;

  • «… никогда или почти никогда не занимались ранними видами деятельности, влияющими на владение чтением».

Исследованием выявлена связь частоты занятий родителей с детьми до школы с успешностью учащихся в исследовании (табл. 3).

Таблица 3
Связь между результатами по чтению учащихся и частотой занятий родителей с детьми до школы (в % от числа опрошенных)


Часто

Иногда

Никогда или почти никогда

Число учащихся

Успешность

Число учащихся

Успешность

Число учащихся

Успешность

22

73

64

70

15

54

Источник: составлено автором.
Данные социологического опроса родителей третьеклассников края указывают на то, что большинство родителей (86%) в той или иной степени (часто и иногда) занимались с детьми до школы, что подтверждают их высокие результаты. Таким образом, подтверждается положительная связь между занятиями видами деятельности, которые обеспечивают готовность к овладению навыками чтения в дошкольном возрасте и успешностью детей как читателей в будущем.

4. Посещение детского сада.

Данные международного исследования PIRLS-2011 указывают на положительную связь между посещением детьми дошкольных образовательных учреждений и уровнем грамотности чтения. Это подтверждают и краевые результаты (табл. 4).



Таблица 4
Связь между результатами по чтению учащихся и посещением детского сада (в % от числа опрошенных)


Посещали детский сад 3 года и более

Посещали детский сад меньше 3-х лет, но больше 1-го года

Посещали детский сад 1 год или меньше

Не посещали детский сад

Число учащихся

Успешность

Число учащихся

Успешность

Число учащихся

Успешность

Число учащихся

Успешность

69

72

20

70

2

68

9

66

Источник: составлено автором.
5. Отношение учащихся к чтению.

Данный показатель включает три параметра: отношение учащихся к процессу чтения, мотивация к чтению, читательская самооценка учащихся.



Данные по этим параметрам были получены из анкет для учащихся (см. табл. 5 – 7).

Таблица 5
Связь между результатами по чтению учащихся и их отношением

к процессу чтения (в % от числа опрошенных)


Очень нравится

В целом нравится

Не нравится

Число учащихся

Успешность

Число учащихся

Успешность

Число учащихся

Успешность

2

77

96

71

2

65

Источник: составлено автором.
Отметим, что всего 2% третьеклассников любят читать и каждый день читают для собственного удовольствия (по результатам PIRLS-2011 в России эта группа составляет 26%), и имеют высокие результаты по чтению. Такая же доля школьников (2%) не любят читать и редко читают для собственного удовольствия, и, как следствие, показывают более низкие результаты. В этой связи необходимо обратить особое внимание родителей и учителей на формирование положительного отношения к чтению у младших школьников.

Таблица 6
Связь между результатами учащихся по чтению и мотивацией к чтению (в % от числа опрошенных)


Мотивированные к чтению

Неопределившиеся со своими мотивами

Немотивированные

Число учащихся

Успешность

Число учащихся

Успешность

Число учащихся

Успешность

54

72

45

69

1

62

Источник: составлено автором.
Результаты анкетирования отображают прямую зависимость между мотивацией учащихся к чтению и их успешностью: три четверти (72%) у высокомотивированных и две трети (62%) у немотивированных учеников. Более половины учащихся школ Хабаровского края мотивированы к чтению и всего 1% не имеет такой мотивации (по результатам PIRLS-2011 в России 83% – мотивированы к чтению, 2% – немотивированы).
Таблица 7
Связь между результатами по чтению учащихся и их читательской самооценкой (в % от числа опрошенных)


Высокая

Средняя

Низкая

Число учащихся

Успешность

Число учащихся

Успешность

Число учащихся

Успешность

9

79

85

70

6

60

Источник: составлено автором.
Всего один из десяти (9%) третьеклассников края имеет высокую читательскую самооценку. Для сравнения отметим, что количество российских школьников с высокой самооценкой, участвовавших в PIRLS-2011 составило более четверти (28%).

Однако разница между группами учащихся с высокой и средней читательской самооценкой не столь велика (79% и 70%, соответственно), что может говорить о заниженной самооценке школьников. Важно учитывать тот факт, что неадекватность самооценки учащихся не способствует их успешному обучению.



6. Демографические характеристики учителей.

В завершение рассмотрим социально-демографические характеристики учителей и возможности их влияния на успешность чтения и понимания текстов учащимися. По результатам анкетирования учителей начальных классов (n=200) видно, что с увеличением возраста учителя начальной школы учащиеся показывают более высокие результаты (табл. 8). При этом, необходимо обратить внимание на то, что количество молодых учителей составляет всего 4%. Распределение учителей Хабаровского края, принимавших участие в анкетировании, подтверждает результаты, полученные в международном исследовании PIRLS. Учитывая тенденцию, отраженную в циклах PIRLS-2001, PIRLS-2006, PIRLS-2011, в ближайшие годы количество учителей старше 40 лет будет увеличиваться.


Таблица 8
Связь между результатами по чтению учащихся и возрастом

их учителей


Возраст учителей

Успешность учащихся

Менее 25 лет

67%

25-29 лет

63%

30-39 лет

68%

40-49 лет

71%

50-59 лет

71%

60 лет и более

78%

Источник: составлено автором.
Ответы на вопрос: «Ваш полный педагогический стаж к концу этого учебного года?» – соответствуют данным о возрасте учителей: большая часть педагогов (88%) имеет педагогический стаж более 11 лет. Средний педагогический стаж учителей – 24 года.

Данные анкеты демонстрируют прямую зависимость между успехами учащихся и педагогическим стажем учителя: чем опытнее педагог, тем успешнее его ученики. Поэтому необходимо оказывать поддержку молодым учителям, имеющим небольшой опыт работы.


Таблица 9
Связь между результатами по чтению учащихся и педагогическим стажем их учителей


Стаж (полных лет)

Успешность учащихся

0-3 года

66%

4-10 лет

64%

11-25 лет

70%

26-40 лет

72%

Свыше 40 лет

77%

Источник: составлено автором.
Большинство учителей, принимавших участие в анкетировании, имеют первую квалификационную категорию (47%), примерно равное количество соответствуют второй категории и занимаемой должности (21% и 20%, соответственно), 8% – имеют высшую категорию и всего 1% относится к «молодым специалистам». Отметим, что 4% учителей ответили, что не имеют категории.

Результаты исследования отражают положительную связь между квалификационной категорией учителя и результатами учащихся в чтении. При этом, результаты по категории «молодой специалист» не являются статистически значимыми, так как составляют всего 1%. (табл. 10).


Таблица 10
Связь между результатами по чтению учащихся и квалификационной категорией их учителей


Категория

Успешность учащихся

Высшая

76%

Первая

71%

Вторая

71%

Соответствие занимаемой должности

69%

Молодой специалист

79%

Нет категории

66%

Источник: составлено автором.
По данным исследования выявлено, что более высокие результаты по чтению показали учащиеся начальной школы, где учителя имеют среднее профессиональное образование (табл. 11).

Таблица 11
Связь между результатами учащихся по чтению и образованием их учителей


Образование

Успешность учащихся

Среднее специальное

73%

Высшее образование

70%

Два высших образования, ученая степень

68%

Источник: составлено автором.
Таким образом, демографические характеристики учителей, аккумулирующие их опыт и профессионализм, оказывают прямое влияние на успешность учащихся в чтении и понимании текстов. При этом, в Хабаровском крае довольно низкий приток молодых кадров в начальную школу, что может спровоцировать в ближайшее время острый недостаток квалифицированных учителей. И в то же время, те молодые специалисты, которые уже работают в школах, нуждаются в постоянной поддержке более опытных коллег, в том числе в формировании мотивации к чтению и понимания текстов.

В завершение отметим, что почти все учителя, принявшие участие в опросе, довольны своей профессией, им нравится быть учителем в своей школе. Но тревожным является тот факт, что большая часть педагогов имели больший энтузиазм, когда начинали работать, нежели теперь (см. табл. 12).



Таблица 12
Результаты опроса учителей относительно удовлетворенности своей профессией (в % от числа опрошенных)


Насколько Вы согласны со следующими высказываниями?

Полностью согласен

Скорее согласен

Скорее не согласен

Полностью не согласен

Я доволен своей профессией учителя

54

44

2

1

Мне нравится быть учителем в этой школе

59

36

4

1

Я могу назвать других учителей в школе, довольных своей работой

45

48

6

1

У меня было больше энтузиазма, когда я начал работать, нежели теперь

46

23

22

9

Я приношу пользу как учитель

65

35

0

0

Источник: составлено автором.
Таким образом, результаты регионального социологического исследования читательской грамотности третьеклассников и их сравнительный анализ с данными международных опросов позволили выделить факторы и условия, обуславливающие успешность/неуспешность учеников. К ним относятся: ресурсы семьи, отношение родителей к чтению, занятия в дошкольном возрасте, посещение детского сада, отношение учащихся к чтению, демографические характеристики учителей.

В качестве научно-практических рекомендаций по повышению читательской грамотности среди младших школьников могут выступать:

- организация целенаправленной работы по независимой оценке качества чтения и понимания текстов обучающимися в начальной школе;

- организация внутришкольной системы социологического мониторинга учебных достижений младших школьников в части формирования универсальных учебных действий, а именно, навыков смыслового чтения и работы с информацией;

- популяризация чтения среди родителей и детей посредством проведения совместных внеклассных мероприятий (книжные клубы, театрализованные постановки и пр.);

- вовлечение младших школьников во внеклассную работу (подготовка информационных стендов, плакатов, совместная подготовка тематических классных часов и пр.);

- охват детей дошкольным образованием (реализация данной меры возможна на уровне муниципалитета, региона);

- привлечение в образовательные организации молодых специалистов и обеспечение их профессиональной поддержкой;

- организация курсов повышения квалификации учителей начальных классов по теме «Формирование навыков смыслового чтения, работы с информацией как важного ресурса повышения качества образования»;

- проведение семинаров (перекрестных, кустовых) с целью распространения педагогического опыта по формированию навыков смыслового чтения, работы с информацией у младших школьников.


Литература и источники:
1. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» –.– URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129344/ (дата обращения: 12.11.2016).

2. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.06.2016) –.– URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.11.2016).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (ред. от 31.12.2015) –.– URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ (дата обращения: 12.11.2016).



4. Краевое государственное казенное учреждение «Региональный центр оценки качества образования». Мониторинг соответствия уровня учебных достижений обучающихся 3-х классов требованиям Федерального государственного образовательного стандарта –.– URL: http://rcoko.khb.ru/oko/monitoring/noo/3-grade/ (дата обращения: 12.11.2016).

5. Центр оценки качества образования. Аналитический отчет «Основные результаты международного исследования читательской грамотности PIRLS-2011» –.– URL: http://centeroko.ru/pirls11/pirls11_pub.htm (дата обращения: 12.11.2016).

1 Исследование «Изучение качества чтения и понимания текста» проводилось в мае 2014 г., разработчик и исполнитель регионального проекта Краевое государственное бюджетное учреждение «Региональный центр оценки качества образования», участники проекта – школьники 3-х классов образовательных организаций Хабаровского края. Всего в исследовании участвовали 12387 учащихся 3-х классов из 332 образовательных организаций 19 муниципальных образований края (информация об исследовании представлена на сайте КГКУ РЦОКО. URL: http://rcoko.khb.ru/oko/monitoring/noo/3-grade/ (дата обращения: 12.11.2016 г.).

2 Центр оценки качества образования. Аналитический отчет «Основные результаты международного исследования читательской грамотности PIRLS-2011». URL: http://centeroko.ru/pirls11/pirls11_pub.htm (дата обращения: 12.11.2016).



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница