Администрации 200 г



Скачать 290.13 Kb.
Дата23.10.2016
Размер290.13 Kb.
ТипГлава

Приложение 12


УТВЕРЖДАЮ

Глава администрации


«___» __________ 200 __ г.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТА (ОРГАНИЗАЦИЙ) В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
Устойчивость функционирования объекта в чрезвычайных ситуациях – это способность объекта выполнять свои функции (планы, программы) в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, применения противником современных средств поражения, террористических актов и восстанавливать нарушенное производство в минимально короткие сроки.

Каждый объект экономики в зависимости от характеристики технологических процессов, вида и объемов выпускаемой продукции, месторасположения и других особенностей имеет свою специфическую структуру. Однако практически в состав каждого объекта входит целый ряд общих основных элементов

К таким основным элементам относятся:


  • комплекс административных и производственных зданий и сооружений;

  • сооружения топливно-энергетического хозяйства;

  • коммунально-энергетические и технологические системы и сети связи;

  • отдельно стоящие технологические установки;

  • складское хозяйство.

При возникновении ЧС возможен выход из строя одного или нескольких элементов объекта, что, в свою очередь, оказывает влияние на всю деятельность объекта.

Наиболее опасными поражающими факторами для производственного комплекса объекта является ударная волна, образующаяся при взрывах газовоздушной, паровоздушной смесей, ядерном взрыве или взрывах обычных ВВ, световое излучение, образующееся при взрывах, а также тепловое воздействие при пожарах..

Устойчивость функционирования объекта зависит от следующих основных факторов:


  • проведения мероприятий по предотвращению (предупреждению) ЧС;

  • рационального размещения зданий, сооружений, коммунально-энергетических и технологических коммуникаций на территории объекта;

  • обеспечения защиты персонала объекта;

  • физической стойкости основных зданий, сооружений и инженерно-технического комплекса объекта к поражающим факторам ЧС и современных средств поражения;

  • обеспечения надежности управления производством;

  • возможности возникновения вторичных поражающих факторов;

  • наличия надежных производственных связей и состояния материально-технического снабжения;

  • подготовки перевода объекта на аварийный режим работы и упрощенные для военного времени технологии;

  • подготовки к восстановлению нарушенного производства.

Мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования объекта предусматриваются на стадии проектирования объекта и включаются в состав проектно-сметной документации.

Эти мероприятия разрабатываются согласно требованиям Федеральных руководящих и нормативных документов, в т.ч. СН и П 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия ГО», и ведомственных нормативных документов.

В соответствии с требованиями руководящих и нормативных документов мероприятия по устойчивости функционирования городов, населенных пунктов и объектов предусматривают:


  • рациональную застройку и размещение объектов экономики на территории субъектов Федерации, города, а также размещение зданий и сооружений на территории объекта;

  • обеспечение защиты населения и персонала объектов;

  • повышение надежности работы коммунально-энергетических и инженерно-технологических систем городов и объектов,

  • исключение или ограничение возможности образования вторичных факторов поражения (пожаров, взрывов и т.д.);

  • обеспечение надежности систем управления городов и объектов,

  • обеспечение надежных производственных связей и материально-технического снабжения;

  • подготовку перевода коммунально-энергетичских и инженерно-технологических систем городов и объектов экономики на аварийный режим работы и упрощенные технологии для военного времени

  • подготовку к восстановлению застройки и коммунально-энергетических систем городов, а также нарушенного производства на объектах.

Все эти мероприятия, как уже отмечалось, должны быть предусмотрены в проектном решении на строительство, реконструкцию или расширение городов и объектов.

Ответственность за выполнение мероприятий по устойчивости функционирования территорий и объектов несут соответствующие руководители.

По истечении определенного промежутка времени или в связи с каким-либо изменениями необходимо предусматривать проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования городов и объектов при ЧС мирного и военного времени..

Повышение устойчивости функционирования объекта (ПУФ) в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени – это комплекс организационных, инженерно-технических и специальных технологических мероприятий, осуществляемых на объекте с целью снижения риска возникновения ЧС, защиты персонала объекта, снижения ущерба от их возникновения, от применения противником средств поражения и террористических актов, а также восстановления нарушенного производства в сжатые сроки.

Повышение устойчивости функционирования (далее по тексту -ПУФ) объекта включает комплекс следующих мероприятий:


  • организационные мероприятия, включающие планирование выполнения мероприятий по ПУФ объекта, разработку соответствующих нормативных документов;

  • инженерно-технические мероприятия, включающие мероприятия по защите персонала объекта и населения в прилегающей к объекту застройке, инженерно-технического комплекса объекта, коммунально-знергетических и технологических сетей и сооружений;

  • специальные технологические мероприятия, включающих мероприятия по подготовке объекта к работе при угрозе возникновения ЧС и его восстановления.

Основными путями ПУФ объекта:

  1. Заблаговременное проведение мероприятий по ПУФ объекта, т.е. при повседневной готовности объекта;

  2. Проведение мероприятий по ПУФ объекта при угрозе возникновения ЧС мирного и военного времени;

  3. Подготовка объекта к восстановлению после ликвидации последствий ЧС.

Мероприятия по ПУФ объекта должны проводиться по следующим основным направлениям:

        • рациональное размещение зданий, сооружений, коммуникаций на территории объекта;

        • защита персонала объекта и населения в прилегающей застройке;

        • защита инженерно-технического комплекса объекта от поражающих факторов ЧС, современных средств поражения и повышение их стойкости к их воздействиям;

        • перевод объекта на современные безопасные технологии и внедрение систем контроля и управления производством;

        • организация надежных производственных связей и материально-технического снабжения на объекте;

        • подготовка объекта к переводу на аварийный режим работы;

        • подготовка к восстановлению нарушенного производства;

        • обеспечение технологической дисциплины, маскировки и охраны объекта.

Решение всего комплекса задач обеспечения устойчивости функционирования объекта осуществляется под руководством органов управления, которые создаются согласно требованиям постановления Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федерального закона от 12.02.1998г. № 28 «О гражданской обороне».

В состав этих органов входят:


  • координационный орган управления – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС) объекта;

  • постоянно действующий орган управления – структурное подразделение (штаб по делам ГОЧС, отдел, сектор и т.п.) или работники, специально уполномоченные на решение задач по ГОЧС;

  • орган повседневного управления – дежурно-диспетчерская служба (ДДС).

Все указанные органы управления и должностные лица назначаются приказом руководителя объекта и полномочия определяются специальными Положениями.

Для обеспечения целенаправленной деятельности по решению задач повышения устойчивости функционирования объекта в ЧС решением руководителя объекта создается комиссия по повышению устойчивости функционирования объекта (комиссия по ПУФ).

В ряде случаев создается подкомиссия КЧС, занимающаяся проблемами устойчивости или эти задачи возлагаются на одно из структурных подразделений объекта.

Комиссия по ПУФ объекта (подкомиссия КЧС) является постоянно действующим органом. Она создается приказом руководителя предприятия из числа наиболее подготовленных и опытных специалистов и возглавляется главным инженером объекта (далее комиссия по ПУФ).

Комиссия по ПУФ объекта работает под общим руководством председателя КЧС в мирное время, а в военное время – руководителя ГО объекта.

Непосредственно возглавляет комиссию главный инженер объекта или должностное лицо ему соответствующее.



Основными задачами комиссии по ПУФ являются:

  1. Организация разработки и планирования мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта.

  2. Организация и проведение исследовательских работ по оценке уязвимости производства на объекте от ЧС мирного и военного времени.

  3. Координация выполнения мероприятий по ПУФ на территории объекта.

  4. Осуществление контроля за проведением мероприятий по ПУФ в структурных подразделениях объекта.

  5. Организация подготовка руководящего состава и персонала объекта по вопросам ПУФ.

  6. Организация и проведение учений и тренировок с персоналом по ПУФ на объекте.

Структура и состав комиссии по ПУФ зависит от специфических особенностей объекта. Примерная структура комиссии по ПУФ объекта следующая:

Председатель комиссии – главный инженер объекта;

Заместитель председателя комиссии – заместитель руководителя объекта по производству;

Члены комиссии:

заместитель руководителя объекта по экономическим вопросам (главный экономист);

заместитель руководителя объекта по коммерческим вопросам (материально-техническому снабжению);

заместитель руководителя объекта по капитальному строительству;

главный технолог объекта;

главный механик объекта;

главный энергетик объекта;

руководитель структурного подразделения по делам ГОЧС объекта;

начальник отдела охраны труда и технической безопасности;

начальник пожарной охраны объекта.

Одной из главных задач комиссии по ПУФ объекта является организация проведения исследования устойчивости функционирования объекта при ЧС мирного и военного времени.



Исследования устойчивости функционирования объекта при ЧС мирного и военного времени должны проводиться не реже одного раза в пять лет.

Главной целью проведения исследований устойчивости является прогнозирование возникновения ЧС мирного времени и военного характера на 5-10 лет, характер их воздействия на объект в целом, выявление наиболее уязвимых элементов во всех системах и структурных звеньях объекта.

. На основании материалов исследований разрабатывается комплекс организационных, инженерно-технических, специальных технологических мероприятий по ПУФ объекта.

Проведение исследования устойчивости функционирования объекта организует комиссия по ПУФ с привлечением, при необходимости, научно-исследовательских и проектных организаций.

Исследование может проводиться и силами объекта. В этом случае оно проводится, как правило, в три этапа: 1 этап – организационный, 2 этап – исследовательский, 3 этап – разработка и планирование мероприятий по повышению устойчивости работы объекта.

На первом этапе проводятся мероприятия, направленные на организацию исследований. С этой целью определяется цели исследований, объемы исследовательских работ, необходимые силы и средства для их выполнения.

Создаются расчетно-исследовательские группы на базе служб и подразделений объекта. Эти группы возглавляются главным инженером, главным механиком, другими главными специалистами и руководителями служб и подразделений объекта.

Исследованием устойчивости работы цехов и других подразделений руководят их начальники, которые в свою очередь включаются в группу руководителя исследований, возглавляемую главным инженером объекта- председателем комиссии по ПУФ.

Проведение исследований регламентируется внутриобъектовыми документами, которые разрабатываются комиссией по ПУФ, техническими службами и отделами (секторами), а также специально назначенными лицами по ГО и ЧС, как правило, работниками штаба ГО и ЧС объекта. К таким документам относятся: приказ руководителя объекта, план проведения исследований и задания расчетно-исследовательским группам.



В приказе руководителя объекта должно быть отражено:

  • цель исследований и сроки их проведения,

  • объем предстоящих работ (перечень структурных подразделений, систем и элементов объекта, устойчивость функционирования которых подлежит исследовать),

  • состав расчетно-исследовательских групп по направлениям исследований (группа руководителя, начальника отдела капстроительства, главного механика, главного технолога и т.д.),

  • вид отчетности и сроки ее представления,

  • контроль за проведением исследований.

План проведения исследований должен содержать перечень всех мероприятий, проводимых в ходе исследований с указанием сроков их проведения, ответственных исполнителей и вида отчетности.

Задания расчетно-исследовательским группам выдается каждой исследовательской группе. Оно должно охватывать перечень вопросов, подлежащих исследованию с указанием сроков выполнения по промежуточным этапам, а также возможные максимальные значения поражающих факторов, возникающих при ЧС.

Организационный этап заканчивается проведением руководителем объекта совещания с исполнителями, на котором исполнители получают основные указания о порядке предстоящих исследований, изучении методики оценки устойчивости, проведении инженерных расчетов и разработке мероприятий по повышению устойчивости элементов и систем объекта.



На втором этапе расчетно-исследовательские группы или комиссия по ПУФ определяют факторы, влияющие на устойчивость работы объекта, и оценивают устойчивость объекта в целом и устойчивость работы отдельных элементов и систем объекта.

В ходе второго этапа производится оценка устойчивости функционирования объекта при чрезвычайных ситуациях по следующим направлениям:



  • определение вероятности и причин возникновения ЧС и оценка их влияния на жизнедеятельность объекта;

  • оценка физической устойчивости основных технологических элементов объекта;

  • оценка надежности защиты персонала объекта;

  • определение устойчивости системы управления;

  • оценка надежности материально-технического снабжения и производственных связей;

  • определение готовности объекта к восстановлению;

  • прогноз устойчивости функционирования объекта в целом.

Рассмотрим порядок исследования устойчивости функционирования объекта в ЧС мирного и военного времени.

  1. При оценке вероятности возникновения ЧС на объекте или вблизи его и влияние ЧС на жизнедеятельность объекта определяются:

  • виды ЧС, которые могут возникнуть на объекте или вблизи его, причины возникновения и их возможный характер, параметры поражающих факторов и продолжительность их воздействия;

  • прогноз возможного ущерба производству, застройке объекта и технологическому процессу;

  • прогноз последствий воздействия поражающих факторов на людей;

  • общее влияние ЧС того или иного вида на функционирование объекта.

  1. При оценке физической устойчивости объекта определяются:

  • элементы объекта, чувствительные к воздействию данного поражающего фактора (составляется перечень элементов объекта с краткой их характеристикой), и заносятся в таблицу оценки устойчивости объекта;

  • степени разрушения элементов объекта при различных параметрах поражающего фактора, заносятся в таблицу оценки устойчивости объекта и устанавливается показатель устойчивости этих элементов, т.е. максимальное значение поражающего фактора, при котором устойчивость работы объекта не нарушается;

  • наиболее уязвимые элементы, существенно влияющие на работу объекта (по данным таблицы оценки устойчивости объекта);

  • технически возможный и экономически целесообразный предел повышения устойчивости слабых элементов объекта;

  • возможности объекта выполнять производственные задачи (планы,. программы);

  • инженерно-технические мероприятия, направленные на повышение устойчивости наиболее важных элементов объекта (путем соответствующих расчетов) и сравнительная оценка их технико-экономической эффективности.

  1. При оценке уровня защиты персонала объекта определяется:

  • количество защитных сооружений и различных сооружений, которые могут быть использованы для укрытия персонала объекта, и их защитные свойства;

  • общая вместимость рассматриваемых сооружений с учетом возможного переуплотнения;

  • максимальное количество персонала, которое может оказаться на объекте в момент укрытия;

  • количество недостающих мест в защитных сооружениях и в сооружениях, которые могут быть использованы для укрытия персонала;

  • возможность использования верхних этажей зданий для укрытия людей от некоторых видов ЧС,

  • возможность быстрого вывода людей из рабочих помещений в случае возникновения ЧС, в т.ч. по сигналу «ВТ»;

  • определение Косл зданий и сооружений, в которых будут находиться люди в ходе выполнения своих обязанностей и на отдыхе;

  • обеспеченность рабочего персонала и членов их семей СИЗ;

  • состояние системы питьевого водоснабжения и возможности обеспечения персонала объекта продовольствием;

  • наличие на объекте средств для оказания первой медицинской помощи пострадавшим при возникновении ЧС;

  • подготовленность помещений, в т.ч. ПРУ, для размещения отдыхающих смен в загородной зоне.

В показателях защиты людей должно быть указано:

а) по защите персонала на объекте:



  • процент укрытия в защитных сооружениях и процент укрытия в приспосабливаемых помещениях;

  • процент обеспеченности персонала объекта СИЗ;

б) по защите в загородной зоне:

  • процент укрытия рабочих, служащих и членов их семей в существующих ПРУ и приспосабливаемых помещениях;

  • процент обеспеченности рабочих служащих и членов их семе СИЗ.

  1. При оценке устойчивости системы управления объекта определяется:

  • наличие, качество, защищенность и готовность пунктов управления и узлов связи;

  • наличие плана замещения руководящего состава объекта при потерях.

  1. При оценке надежности материально-технического снабжения и производственных связей определяется:

  • запасы сырья, топлива, комплектующих изделий и других материалов, обеспечивающих автономную работу объекта;

  • неразрывность существующих связей с поставщиками комплектующих изделий и потребителями готовой продукции;

  • наличие и реальность планов перевода производства на использование местных материалов.

  1. При определении готовности объекта к восстановлению нарушенного производства устанавливается:

  • наличие планов и графиков восстановления объекта при получении им слабых и средних разрушений;

  • наличие технической документации для проведения восстановительных работ;

  • обеспеченность восстановительных работ материалами, оборудованием, строительными конструкциями;

  • наличие и подготовленность сил и средств для проведения восстановительных работ.

На основании материалов исследования устойчивости функционирования объекта разрабатываются инженерно-технические мероприятия силами расчетно-исследовательских групп под общим руководством объектовой комиссии по повышению устойчивости с возможным привлечением специализированных организаций или отдельных специалистов.

К числу инженерно-технических мероприятий относятся:

- обеспечение безаварийной работы инженерно-технического комплекса объекта, с учетом его состояния как возможного источника возникновения ЧС;

  • обеспечение энергоснабжения объекта от двух независимых источников или устройство двух вводов электросетей с различных направлений;

  • обеспечение защиты трансформаторных подстанций (устройство дополнительных кирпичных или железобетонных стен, их обвалование грунтом и т.п.);

  • заглубление в грунт кабельных электросетей;

  • приобретение и подключение к энергосистеме объекта передвижных электростанций;

  • обеспечение подачи воды на объект от двух независимых источников, один из которых целесообразно иметь подземным;

  • обеспечение закольцевания сетей водоснабжения объекта;

  • заглубление в грунт водопроводных сетей и резервуаров для питьевой воды;

  • герметизация артезианских скважин;

  • размещение пожарных гидрантов на незаваливаемой территории;

  • обеспечение подачи газа на объект от двух независимых источников;

  • заглубление в грунт газовых сетей;

  • обеспечение закольцевания газовых сетей на объекте;

  • установка на газовых сетях автоматических устройств, срабатывающих от перепада давления, а также запорной арматуры с дистанционным управлением;

  • обеспечение защиты резервуаров путем устройства железобетонных казематов и их обвалование грунтом.

Все эти и другие мероприятия должны выполняться в мирное время при новом строительстве или реконструкции объекта или его отдельных участков.

По завершению второго этапа расчетно-исследовательские группы подготавливают предложения по проведению организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости объекта и его элементов.

На третьем этапе работниками комиссии по ПУФ и штаба по делам ГО и ЧС объекта обобщаются материалы исследования, проведенного в ходе второго этапа, организуют разработку мероприятий по ПУФ объекта, составляется отчет о проведенных работах и планируются мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта при ЧС мирного и военного времени.

Основным документом, разрабатываемым в ходе третьего этапа, является проект плана мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта.

В этом плане и в приложениях к нему дается перечень мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования объекта, их объемы, перечень потребных материалов и оборудования. Необходимые силы и средства, привлекаемые для выполнения работ и ответственные исполнители, сроки выполнения работ, стоимость выполнения работ.
2. Основные направления и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению устойчивости функционирования объекта.
На основании проведения исследований устойчивости осуществляется разработка мероприятий по повышению устойчивости функционирования в условиях ЧС и планирование их выполнения..

В результате планирования составляется План мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта. Этот план фактически состоит из двух самостоятельных разделов (частей):

1. Плана основных инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта на установленный период;

2. Плана-графика наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта при угрозе возникновения ЧС.



План основных инженерно-технических мероприятий разрабатывается на установленный период (текущий год или перспективу).

Мероприятия, предусматриваемые планом, должны выполняться в при повседневной готовности объекта, т.е. в мирное время, в ходе выполнения на объекте работ по капитальному строительству, ремонту и т.д..

В Плане основных инженерно-технических мероприятий мероприятия группируются по следующим основным направлениям ( разделам):


  1. Защита персонала объекта и населения в прилегающей застройке от ЧС мирного и военного времени.

  2. Новое строительство и реконструкция зданий и сооружений, коммунально-энергетических сетей с учетом современных требований.

  3. Перевод работы объекта на современные безопасные технологии.

  4. Мероприятия по защите инженерно-технического комплекса объекта..

  5. Повышение устойчивости коммунально-энергетических и технологических систем объекта.

  6. Повышение устойчивости работы систем управления производством, связи и оповещения.

  7. Организация надежных производственных связей.

  8. Подготовка объекта к переводу на аварийный режим работы.

  9. Совершенствование системы маскировки и охраны территории объекта..

10.Подготовка объекта к восстановлению.

.

Для реализации каждого их этих направлений проводятся организационные, инженерно-технические и специальные мероприятия.



Организационные мероприятия, регламентирующие заблаговременное планирование и нормативное обеспечение действий органов управления, сил и средств, а также всего персонала объекта при угрозе возникновения и непосредственно при ЧС. К ним относятся:

  • прогнозирование последствий возможных ЧС и разработка планов действий на мирное время, включая подготовку и проведение мероприятий по всем направлениям повышения устойчивости функционирования объекта;

  • подготовка руководящего состава к работе в ЧС;

  • создание и организация работы комиссии по ПУФ;

  • создание и оснащение центра аварийного управления объектом и локальной системой оповещения;

  • разработка инструкций (наставлений, руководств) по снижению опасности возникновения аварийных ситуаций на объекте, безаварийной остановке производства, локализации аварий и ликвидации последствий, а также по организации восстановления нарушенного производства;

  • обучение персонала объекта соблюдению мер безопасности и способам действий при возникновении ЧС, локализации аварий и пожаров, ликвидации последствий и восстановлении нарушенного производства;

  • подготовка сил и средств объекта для проведения мероприятий по ликвидации последствий аварийных ситуаций и восстановлению производства;

  • установление размеров опасных зон вокруг потенциально опасных объектов;

  • подготовка проведения эвакуации персонала объекта и населения из опасных зон;

  • создание и содержание в постоянной готовности систем оповещения и управления при ЧС;

  • организаций медицинского наблюдения и контроля за состоянием здоровья лиц, получивших различные дозы внешнего и внутреннего облучения.

Инженерно-техническими мероприятиями, обеспечивающие повышение физической устойчивости зданий, сооружений, технологического оборудования, инженерных коммуникаций и в целом производства, а также создание условий для его быстрого восстановления, повышения степени защищенности людей от поражающих факторов, возникающих при ЧС.

Инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта разрабатываются в соответствии с требованиями норм проектирования инженерно-технических мероприятий ГО (СНиП 2.01.51-90), ведомственных норм, соответствующих государственных норм и стандартов.

К числу инженерно-технических мероприятий относятся также и технологические мероприятия, проводимые в целях повышения устойчивости инженерно-технического комплекса объекта.

Специальные технологические мероприятия, обеспечивающие создание условий для перевода работы объекта на аварийный режим работы и обеспечения всех видов защиты и спасения людей, попавших в зоны ЧС, и быстрой ликвидации ЧС и ее последствий. К ним относятся:

- перевод объекта на аварийный режим работы;



  • подготовка объекта к восстановлению после ликвидации ЧС;

  • создание на химически опасных объектах запасов материалов для нейтрализации разлившихся сильно действующих ядовитых веществ, дегазации местности, зараженных строений, транспортных средств, одежды и обуви;

  • разработка и внедрение автоматизированных систем нейтрализации выбросов АХОВ;

  • обеспечение герметизации помещений в жилых и общественных заданиях;

  • разработка и внедрение в производство защитной тары для обеспечения сохранности продуктов и пищевого сырья при перевозке, хранении и раздаче продовольствия;

  • разработка и внедрение новых высокопроизводительных средств дезактивации и дегазации зданий, сооружений, транспорта и специальной техники;

  • разработка и внедрение мероприятий по маскировке территории объекта, в т.ч. светомаскировки;

  • разработка и внедрение мероприятий по охране территории объекта;

  • разработка и внедрение мероприятий по антитеррористической защите территории объекта;

  • накопление средств индивидуальной и медицинской защиты.

Перевод объекта на аварийный режим работы включает следующие мероприятия :

  • перераспределение персонала объекта по сменам;

  • обеспечение защиты наибольшей работающей смены;

  • подготовка к безаварийной остановке производства;

  • подготовка к отключению цехов (участков и др. подразделений), прекращающих работу;

  • введение системы круглосуточного управления производством;

  • введение в действие системы оповещения;

  • проведение мероприятий по сохранению необходимой документации;

  • проведение мероприятий по маскировке объекта, в т.ч. светомаскировке;

  • усиление охраны территории объекта.

Подготовка объекта к восстановлению включает следующие основные мероприятия:

  • разработку проекта восстановления объекта;

  • создание страхового фонда документации (СФД), необходимой для восстановления объекта и выпуска запланированной продукции;

  • подготовку рабочей силы и техники, необходимой для проведения восстановительных работ;

  • планирование материально-технического снабжения.

План-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта разрабатывается:

  • на случай возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (приложение к Плану действий на объекте по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);

  • на случай нападения противника с применением ядерного оружия, обычных средств нападения и действий диверсионных групп (приложение к Плану гражданской обороны объекта).

В План-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта при угрозе возникновения ЧС включаются мероприятия, не требующие больших капитальных вложений, трудоемкости и продолжительности выполнения работ, а также мероприятия, которые нецелесообразно выполнять в мирное время.

Мероприятия, включаемые в план-график, группируются по следующим основным направлениям (разделам):

  1. Наращивание мероприятий по защите персонала объекта;

2. Защита хранилищ легко воспламеняющихся и горючих жидкостей, пожароопасных, взрывоопасных, химически опасных материалов и веществ;

3. Защита высоких малоустойчивых сооружений и установок (опор ЛЭП, вышек, подъемных кранов и т.д.);



  1. Защита оборудования внутри производственных зданий и сооружений;

5.Защита технологических и коммунально-энергетических сетей и сооружений;

6.Обеспечение резервного водоснабжения объекта;

7.Обеспечение резервного энергоснабжения объекта;

8. Обеспечению пожарной безопасности объекта;

9.Обеспечение маскировки и охраны объекта.

10. Подготовка объекта к восстановлению

Все эти разделы включают организационные, инженерно-технические и специальные мероприятия.

План-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта разрабатывается на случай возникновения ЧС:



  • мирного времени, включая ЧС природного и техногенного характера;

  • военного времени, включая ЧС, возникающие на объекте при ядерном нападении противника, с применением современных средств поражения; при действиях диверсионно-разведывательных групп.

План-график, предусматривающий выполнение мероприятий при возникновении ЧС мирного времени, включается в состав Плана действий на объекте по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

План-график, предусматривающий выполнение мероприятий при возникновении ЧС военного времени, включает мероприятия, проводящиеся на случай возможного нападения противника, современных средств поражения, а также действий диверсионно-разведывательных групп.

План-график, предусматривающий выполнение мероприятий при возникновении ЧС военного времени включается в состав Плана гражданской обороны объекта.

Разработку планирующих документов организует комиссия по ПУФ объекта совместно со штабом по делам ГО и ЧС объекта. К работе по планированию должны привлекаться объектовые комиссии, службы, в т.ч. службы ГО, подразделения и отдельные специалисты.

Общее руководство разработкой плана осуществляет председатель КЧС (руководитель ГО) объекта.

Согласно требованиям Федерального закона от 21.12.94 г. № 68 (ст. 14) организации (объекты) обязаны:



  • планировать и осуществлять меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС;

  • планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС;

  • финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС.

Согласно требованиям Федерального закона от 12.02.98 г. № 28 (ст.9) организации в пределах своих полномочий проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.

Планирование и выполнение мероприятий по повышению устойчивости функционирования в ЧС мирного и военного времени объекты должны осуществлять независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.


3. Декларирование промышленной безопасности объекта.

В целях установления готовности объекта к функционированию в условиях ЧС природного и техногенного характера и ЧС военного характера составляются:



  • Паспорт техногенной безопасности объекта или Декларация промышленной безопасности;

  • Паспорт антитеррористической защищенности потенциально опасного объекта;

  • План охраны потенциально опасного объекта.

Паспорт техногенной безопасности разрабатывается на потенциально опасных объектах, т.е. на объектах , на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро-взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.

На объектах, которые в соответствии с критериями, определенными Федеральным законом от 21.07. 1997г. № 116 разрабатывается Декларация промышленной безопасности.



Паспорт техногенной безопасности объекта является информационно-справочным документом, определяющим готовности объекта к предупреждению и смягчению ЧС, включая и диверсионного характера.

Перечень предприятий, подлежащих паспортизации, утверждается Правительством субъекта РФ.

Разработку Паспорта техногенной безопасности производит объект с привлечением специалистов и с учетом рекомендаций надзорных органов. Он согласовывается с главным управлением МЧС России по субъекту, управлением ФСБ и утверждается руководителем объекта. Разработка паспорта производится за счет средств объекта.

Регистрация паспорта производится в реестре потенциально опасных объектов.

Паспорт техногенной безопасности объекта составляется по состоянию на начало января текущего года и дополняется, корректируется по мере необходимости, с внесением изменений во все экземпляры.

Переоформление паспорта производится через 5 лет.

Переоформление паспорта производится также в следующих случаях:



  • изменения условий функционирования объекта, влияющие на его безопасности;

  • изменения требований по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС.

Паспорт техногенной безопасности составляется в 3-х экземплярах. Один экземпляр паспорта находится на объекте, а остальные направляются в администрацию муниципального образования и орган, специально уполномоченный для решения задач в области ГОЧС субъекта РФ.

Паспорт техногенной безопасности объекта состоит из следующих разделов:

Раздел 1. Общие сведения об объекте (реквизиты объекта, перечень руководящего состава, профиль деятельности потенциально опасного объекта, сведения о местоположении объекта);

Раздел 2. Персонал предприятия (численность персонала – общая на критические ситуации, наибольшая работающая смена);

Раздел 3. Анализ безопасности объекта (характеристика опасных веществ, в том числе меры и средства защиты; данные о технологии и аппаратном оборудовании; анализ риска аварий, в том числе сведения о известных авариях, анализ условий возникновения и развития аварий; оценка риска аварий, в том числе ситуации диверсионно-террористического происхождения);

Раздел 4. Обеспечение безопасности функционирования объекта и противоаварийной устойчивости (сведения по защите персонала объекта; мероприятия по ПУФ объекта в ЧС, сведения о системах связи и оповещения, сведения о материальных и финансовых резервах; сведения о подготовке персонала объекта к действиям при ЧС; сведения о силах и средствах объекта для его охраны; сведения о наличии сил и средств для ликвидации ЧС и проведения АСДНР; сведения о декларировании безопасности объекта);

Раздел 5. Выводы (обобщенная оценка уровня безопасности с указанием факторов, оказывающих влияние на показатели риска; перечень требований, необходимых для повышения безопасности объекта; планируемые и реализуемые объектом мероприятия по предупреждению ЧС);

Раздел 6. Ситуационные планы (графически отработанные планы объекта с нанесенными зонами ЧС и обстановкой, создаваемой под воздействием поражающих факторов ЧС).

Некоторые промышленные объекты в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997г № 116, а также объекты гидротехнического назначения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997г. № 117 должны разрабатывать Декларацию промышленной безопасности.

Промышленный объект, для которого разрабатывается Декларация промышленной безопасности, - это субъект предпринимательской или иной деятельности, имеющий в своем составе одно или несколько производств повышенной опасности, расположенных на одной площадке. Такие производства называются особо опасным производством.

Особо опасное производство – это участок, установка, цех, хранилище, склад, станция или другое производство, на котором одновременно используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют взрывоопасные или опасные химические вещества в количестве, равном или превышающем предельные значения.

Опасными производственными объектами являются промышленные объекты, указанные в ст.2 и приложении 1 Закона РФ от 21.07.1997 г. №116.

К таким объектам относятся:


  1. Объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются легковоспламеняющиеся, горючие, взрывчатые и токсические вещества.

  2. Объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,7 кгс/см2 (0,07 МПа) или при t0 нагрева воды более 1150С.

  3. Объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.

  4. Объекты, на которых получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов.

  5. Объекты, на которых ведутся горные работы, а также работы в подземных условиях.

К опасным объектам относятся также объекты, использующие в технологических процессах аварийно-химически опасные вещества (АХОВ), предельное количество которых соответствует значениям, определяемых по таблице 1 (приложение 2 к Закону РФ от 21.12.1997 г. №116).

В соответствии со ст.2 Закона РФ от 21.12.1997 г. №116 опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре. Регистрация производится в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 24.11.1998г .№ 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов».

В соответствии с требованиями Закона РФ от 21.12.97 г. №116 и постановления Правительства РФ от 01.07.1997г. № 675 устанавливается обязательность разработки Деклараций промышленной безопасности для опасных производственных объектов.

Декларации безопасности разрабатываются также для гидротехнических сооружений, хвостохранилищ и шламонакопителей I – Ш классов, на которых возможны гидродинамические аварии.

Разработка Декларации промышленной безопасности предполагает:


  • всестороннюю оценку риска аварий и связанной с нею угрозы;

  • анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности организаций к эксплуатации опасного производственного объекта, а также к локализации и ликвидации последствий аварий;

  • разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии.

Декларация промышленной безопасности разрабатывается в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению Декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта, утвержденному постановлением Госгортехнадзора России от 02.02.2000 г. №23.

Содержание Декларации промышленной безопасности определено Положением о порядке оформления Декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней, утвержденному постановлением Госгортехнадзора России от 07.09.1999 г. №66 (зарегистрировано Минюстом РФ от 07.10.1999 г. №1926).

Декларация промышленной безопасности включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист;

2. Аннотацию;

3. Оглавление;

4. Раздел «Общая информация»;

5 .Раздел «Анализ безопасности промышленного объекта»;

6. Раздел «Обеспечение готовности промышленного объекта к локализации и ликвидации ЧС»;

7. Раздел «Информирование общественности»;

8. Приложение «Ситуационный план объекта»;

9 Приложение «информационный лист»;.

10. Приложение «Сведения о выводе промышленного объекта (особо опасного производства) из эксплуатации»;

В декларации должны быть отражены следующие данные:



  • сведения о месторасположении объекта, природно-климатических условиях, численности персонала;

  • о характеристике технологических процессов и производимой продукции;

  • анализ риска возникновения ЧС природного и техногенного характера;

  • сведения о системах оповещения персонала объекта и населения о возникновении ЧС;

  • сведения о мероприятиях по защите персонала объекта и технологического оборудования;

  • сведения о проведенных мероприятиях по ПУФ объекта.

Разработка декларации безопасности опасного производственного объекта осуществляется силами организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, или специализированной организацией, имеющей лицензию, по соответствующему договору.

Порядок представления Декларации и сроки ее разработки утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.05.1999 г. № 526 и Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 г. № 142.

Разработанная Декларация направляется на экспертизу в установленном порядке.

В соответствии со ст.13 Закона РФ от 21.07.1997 г. .№ 116 экспертизе промышленной безопасности подлежат:



  • проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;

  • технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;

  • здания и сооружения на опасном производственном объекте;

  • декларация промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

Целью экспертизы промышленной безопасности является установление соответствия объекта предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности.

Экспертиза проводится организацией, включенной в Перечень организаций, имеющих право экспертизы декларации. Не допускаются к экспертизе организации, участвовавшие в разработке декларации.

Правила проведения экспертизы промышленной безопасности утверждены Постановлением Госгортехнадзора России от 06.11.1998 г. № 64 (зарегистрированы Минюстом РФ от 08.12.1998 г. № 1656).

Утверждение заключения экспертизы производится в соответствии с Положением о порядке утверждения заключения экспертизы промышленной безопасности, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 14.07.1999 г. № 51.

Декларация утверждается руководителем организации, в состав которой входит промышленный объект после проведения экспертизы.

Декларация предоставляется в МЧС, Федеральный горный и промышленный надзор России, орган местного самоуправления, на территории которого расположен декларируемый объект и территориальный орган управления по ГОЧС.

Первый экземпляр декларации хранится в организации, утвердившей декларацию.

Декларация должна уточняться при изменениях требований безопасности, определяемых действующими руководящими и нормативными документами, или сведений о промышленном объекте, приведенных в декларации, но не реже, чем раз в пять лет.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 г. №68 органы государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст. 11) обязаны содействовать устойчивому функционированию организаций в ЧС, осуществлять финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС. Этим же Законом РФ Федеральные органы исполнительной власти (ст. 13) обязаны разрабатывать и осуществлять организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в ЧС.

В свою очередь, организации (ст. 14) обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС, а также финансировать эти мероприятия.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 12.02.1998 г. №28 одной из основных задач гражданской обороны является разработка, и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

В соответствии со ст.8 Закона РФ от 12.02.1998 г. №28 органы исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления должны проводить мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время.



В свою очередь, организации в соответствии со ст. 9 должны проводить мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.



Каталог: UserFiles -> orgs
orgs -> Общий вид передвижного выставочно-лекционного комплекса ОАО «ржд» Бригада, обслуживающая пвлк интерьеры передвижного выставочно-лекционного комплекса ОАО «ржд» Вагон «Инновационное развитие ОАО "ржд"»
orgs -> Доклад о деятельности
orgs -> Рабочая программа по предмету География
orgs -> Закон чувашской республики о стратегии социально-экономического развития чувашской республики до 2020 года принят
orgs -> Предельные (максимальные) индексы
orgs -> Методические рекомендации о порядке оформления и представления документов
orgs -> Абрамов Арнольд Валерьянович


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал