Академик и. Г. Ушачев: проблемы продовольственной безопасности в условиях глобализации доклад члена Президиума ран, директора Всероссийского нии экономики сельского хозяйства академик ран и. Г



страница1/2
Дата20.08.2017
Размер0,5 Mb.
  1   2
АКАДЕМИК И.Г. УШАЧЕВ: ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Доклад члена Президиума РАН, директора Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства академик РАН И.Г. Ушачева выступил на Международном бизнес-форуме по вопросам глобальной продовольственной безопасности (сессия «Экспортный потенциал АПК Евразийского экономического союза»). Милан, 3 июня 2015 года.

Дефицит продовольственных ресурсов в мире, рост цен на важнейшие виды продукции, превышение спроса над предложением, которые усугубляются глобальным потеплением климата, недостатком углеводородного сырья, спекуляцией и политизацией коммерческих сделок – все это требует принятия мировым сообществом совместных усилий по оказанию продовольственной помощи, укреплению систем социальной защиты населения, инновационному развитию сельского хозяйства на основе расширения масштабов инвестиций.

Обеспечение продовольственной безопасности в контексте глобального партнерства, по-видимому, следует начинать с рассмотрения ее глобального уровня, который является одним из основных компонентов состояния национальной безопасности каждого конкретного государства.

Как показывают наши исследования, мировой агропродовольственный комплекс в настоящее время функционирует в условиях нарастания следующих основных тенденций: ускорение роста спроса на продукты питания в быстроразвивающихся экономиках Юго-Восточной Азии; непрерывное расширение масштабов голода в мире и рост численности голодающих; повышение уровня цен на продукты питания при продолжающейся их волатильности, что ведет к росту доли расходов на питание до 70% бюджета беднейшего населения планеты; увеличение площадей под посевы культур, предназначенных для производства биотоплива; недостаточный уровень инвестиций в мировое сельское хозяйство.

Вот почему, несмотря на происходящие в последние десятилетия существенные позитивные изменения в области современных сельскохозяйственных технологий, вышеуказанные тенденции развития мирового продовольственного рынка, к сожалению, не позволяют прогнозировать высокие темпы прироста производства продовольствия в мире.

Рассматривая на таком высоком уровне проблемы национальной и коллективной продовольственной безопасности в условиях глобализации, мы исходим из того, что в мировом сообществе действует целый ряд профессиональных организаций (Международный валютный фонд, Всемирный банк, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, Всемирная продовольственная программа, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Рабочая группа высокого уровня по продовольственной безопасности, Комитет по продовольственной безопасности, Конференция ООН по торговле и развитию), на которые возложены задачи по обеспечению глобальной продовольственной безопасности, включая: содействие борьбе с голодом и недоеданием; повышение продуктивности и устойчивости сельского хозяйства; сокращение масштабов нищеты в сельской местности; обеспечение эффективности сельскохозяйственных и продовольственных систем.

Наиболее значимой в мире международной гуманитарной организацией по оказанию безотлагательной продовольственной помощи жертвам стихийных бедствий и вооруженных конфликтов, несомненно, является Всемирная продовольственная программа. При этом Россия участвует во всех видах ее деятельности. Задача Всемирной продовольственной программы – оказать продовольственную помощь в 75 странах мира.

По данным этой организации, на начало 2015 г. в мире голодают свыше 805 миллионов человек или каждый девятый. На сегодняшний день в 63 развивающихся государствах уже снижена доля голодающих в два раза с 1992 по 2015 годы. В 2014 год основными донорами этой программы являлись США (1,9 млрд. долл.), Великобритания (364 млн.), Канада (320 млн.), ЕС (306 млн.), Германия (225 млн.), Саудовская Аравия (164 млн.).

Что касается России, то в прошлом году объем оказанной ею продовольственной помощи, составил 51,7 млн. долл. При этом 29% этой помощи было оказано вновь присоединившимся к Евразийскому экономическому союзу государствам – Армении и Киргизии.

На этом фоне одним из основных стратегических направлений аграрной политики Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) в современных условиях должно стать обеспечение коллективной продовольственной независимости и импортозамещения. Под коллективной продовольственной независимостью мы понимаем обеспечение основными видами продовольственных продуктов всего населения государств нашего регионального интеграционного формирования за счет их внутреннего производства.

В процессе многолетнего сотрудничества государств ЕАЭС в рамках СНГ и ЕврАзЭС для проведения согласованной аграрной политики и обеспечения коллективной продовольственной безопасности и независимости была последовательно создана определенная правовая база: утверждена Концепция продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества, подписано Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, одобрена Концепция согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств-членов Евразийского экономического союза и др. Все это позволяет более системно двигаться к обеспечению коллективной продовольственной безопасности государств ЕАЭС.

Если говорить в целом о ЕАЭС, то уровень продовольственной независимости по таким товарным группам, как зерно, картофель, сахар и растительное масло уже сейчас превышает 1. Что касается мясной продукции, то к 2020 г. ЕАЭС может выйти на полное самообеспечение, и лишь по молочным продуктам и фруктам уровень коллективной продовольственной независимости останется ниже нормативной потребности (табл. 1).



Таблица 1 – Обеспечение уровня продовольственной независимости ЕАЭС по основным продовольственным товарам

Вид продовольствия

Годы

2013

2015

(прогноз)*



2020

(прогноз)*



Растительное масло

1,48

1,68

2,32

Зерно

1,42

1,29

1,30

Картофель

1,06

1,11

1,24

Яйца

1,00

1,01

1,02

Овощи

0,99

1,04

1,14

Молоко и молокопродукты

(в пересчете на молоко)



0,87

0,85

0,82

Мясо и мясопродукты

(в пересчете на мясо)



0,82

0,86

1,01

Фрукты

0,34

0,32

0,32

* прогноз выполнен с использованием программно-прогнозирующего

комплекса Far-Food-Area

Рассчитана на основе данных Евразийской экономической комиссии.

Присоединившиеся к ЕАЭС с 2015 года Республика Армения и Республика Киргизия имеют экспортный потенциал по овощам, фруктам, винограду и картофелю, а складывающийся в настоящее время дефицит в зерне, мясе, растительном масле и сахаре может быть покрыт за счет поставок из государств ЕАЭС.



В части экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из государств ЕАЭС в третьи страны прослеживается тенденция их специализации на определенной группе товаров таких, как: кукуруза, ячмень, пшеничная мука, молоко, мороженая рыба, сахар, подсолнечное и рапсовое масло и др. Это создает условия для разработки и заключение специального торгового соглашения о согласованном увеличении экспортных поставок продовольствия за пределы таможенной территории (табл. 2).

Таблица 2 – Структура приоритетных экспортных позиций государств ЕАЭС*



* по 5 важнейшим экспортным позициям для каждого государства

Составлено на основе данных Евразийской экономической комиссии.

Что же касается пшеницы и табачных изделий, то во избежание неоправданной конкуренции по ним требуется предварительная проработка специального соглашения с установлением соответствующих размеров согласованных квот. Несомненно, часть поставок в третьи страны может быть ориентирована на оказание продовольственной помощи в счет международных обязательств государств ЕАЭС.

Рассматривая вопросы коллективной продовольственной безопасности и формирования скоординированных экспортных потоков в рамках ЕАЭС, по нашему мнению, целесообразно одновременно предусмотреть механизмы и экономические инструменты, обеспечивающие сбалансированность внутренних рынков, с тем, чтобы не создавать трудности у сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые будут увеличивать объемы производства за счет освоения научно-технических достижений.

Это тем более важно потому, что эти положения предусмотрены в утвержденной Концепции согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств-членов Евразийского экономического союза и др. Для реализации согласованной аграрной политики, с нашей точки зрения, целесообразно создание перспективной институциональной структуры агропромышленного сегмента ЕАЭС (рис. 2).





Рис. 2. Предлагаемая институциональная структура агропромышленного сегмента Евразийского экономического союза

Одним из важнейших механизмов формирования интеграционных отношений является



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница