«Активизация исследовательской деятельности обучающихся второй и третьей ступени на основе системного подхода к преподаванию биологии»



Скачать 349,07 Kb.
Дата22.10.2016
Размер349,07 Kb.


Управление образования администрации

Старооскольского городского округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ ДПК (ПК)

«Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»

Активизация исследовательской деятельности

обучающихся второй и третьей ступени на основе системного

подхода к преподаванию биологии

Автор опыта : Сотникова

Валентина Анатольевна,

учитель биологии

МОУ «СОШ № 12 с углубленным

изучением отдельных предметов»


2010 год

Содержание :
Информация об опыте ----------------------------------------------3

Технология опыта----------------------------------------------------9

Результативность опыта------------------------------------------12

Библиографический список--------------------------------------15

Приложение к опыту-----------------------------------------------16

Тема: « Активизация исследовательской деятельности обучающихся второй и третьей ступени на основе системного подхода

к преподаванию биологии»

Информация об опыте

Условия возникновения опыта. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» расположено в микрорайоне Лебединец, в юго- западной части города Старый Оскол. Статус Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» школа получила в 1996 году. В связи с этим была создана особая система работы учительского и ученического коллектива. Углубленное изучение отдельных предметов осуществляется через обучение в профильных классах иностранного языка, физической культуры, истории, математики. Школа работает в одну смену. Режим работы обеспечивает занятость обучающихся по интересам в кружках и секциях во второй половине дня. Школьники имеют возможность заниматься футболом, легкой атлетикой, спортивной гимнастикой.

Школа имеет 2 спортивных зала, спортивную площадку, актовый зал, библиотеку, читальный зал, оборудованные мастерские, лингафонный кабинет, компьютерный класс, учебные кабинеты, а также школа оснащена современной видео- и аудиоаппаратурой. В 2007-2008учебном году был переоборудован и оснащен интерактивной доской, компьютерной техникой кабинет биологии.

В современном информационном обществе актуальным становится процесс не накопления знаний, а приобретения опыта самовыражения, в том числе опыта осознания собственной индивидуальности, ценности других людей, поиска личностных смыслов и мировоззренческих систем. Задачей современной школы является создание условий для приобретения индивидуального опыта.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе групповой, проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Сам по себе этот вопрос вовсе не нов. Он неоднократно поднимался в педагогической литературе.

Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребенка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Дети уже рождаются с врожденным поисковым рефлексом: Что? Где это? Зачем это? Какое это? У любого ребенка есть сильные стороны, свой дар, свое исследовательское поведение. Именно проектно- исследовательская работа, работа в творческих группах позволяет активизировать творческие способности обучающихся. А если не обращать на них внимания в детстве, это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребенка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.

Поэтому идея о том, что исследовательские способности содействуют полноценному развитию личности ребенка, остается актуальной.

Педагогическая деятельность автора связана с работой в классах 2 и 3 ступени. Активно внедряет свой опыт на протяжении 3-х лет в 10 «А» классе. В этом классе 28 обучающихся. Из них 10 мальчиков и 18 девочек. Двое обучающихся учатся на отлично,12 обучающихся на « 4» и «5», 4 обучающихся окончили 1 полугодие с одной или двумя тройками.

На начальном этапе работы ясно наблюдались слабо развитые исследовательские способности, обучающиеся испытывали затруднения в организации исследовательской деятельности. Требовалось развивать творческое мышление обучающихся, стремление к творческой самореализации. Главное было – заинтересовать ребенка, вовлечь в исследовательскую творческую деятельность.

Актуальность данного опыта определяется необходимостью создания специальных творческих условий для исследовательской деятельности обучающихся в филологических классах с одним часом биологии в неделю. В МОУ «СОШ №12» такие классы есть. Ученики филологического класса должны в совершенстве владеть навыками связной монологической речи, понимать правила и системы чудных законов языка. Обучающиеся этих классов должны быть эрудированными, обладать навыками публичной речи. Грамотно строить сообщения, доклады; уметь привлекать внимание слушателей; отбирать материал таким образом, чтобы он был интересным и содержательным.

Программа И.Н. Пономаревой по биологии гуманитарного профиля предусматривает проведение семинаров при прохождении каждого раздела, поэтому данный опыт актуален, он позволяет развивать эти способности обучающихся.



Противоречия:

- между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и необходимостью формирования исследовательских способностей обучающихся второй и третьей ступени;

- между привычным репродуктивным воспроизведением изученного учебного материала школьниками и современными требованиями к развитию личностно-ориентированное исследовательского потенциала всех обучающихся.

-между содержанием учебного материала, количеством учебного времени(1 час в неделю) и необходимостью системного подхода в изучении биологии. Как необходимое условие для развития целостной картины мира.

Ведущей педагогической идеей опыта стала активизация исследовательской деятельности обучающихся второй и третьей ступени на основе системного подхода к преподаванию биологии. В современном мире такие способности повышают будущую успешность человека.

Длительность работы над опытом. Работа по данной теме продолжается уже 7 лет, а в 10 «А» начата в 2007-2008 учебном году и закончена в 2009-2010учебном году .

I – ый этап 2007-2008учебный год включал в себя сбор и анализ материалов по теме исследования.

II – ой этап 2008-2009 учебный год представлял собой реализацию опыта.

III – ий этап 2009-2010 учебный год - это анализ результатов опыта и подведение итогов.



Диапазон опыта представлен единой системой « Урок – внеклассная работа».

Выявленные противоречия дают основания сформулировать проблему исследования: ориентация обучающихся второй и третьей ступени на организацию исследовательской деятельности посредством системного подхода к изучению биологии.



Теоретическая база опыта была основана на изучении различных технологий, направленных на создание механизма, способствующего личностному развитию обучающихся, стремлению к совершенствованию. В основе предлагаемого проблемно-исследовательского опыта использованы идеи выдающихся педагогов Ж.Ж.Руссо, Я. Коменского, Дж. Локка, В.А. Сухомлинского, И. Песталоцци и других, общая идея которых заключалась в следующем: одна из составляющих успешного обучения - это постоянно присутствующая поисковая активность, которая дает стимул к развитию способностей. Также были использованы высказывания Савенкова А.И. и Н.С. Криволап об основных составляющих исследовательской деятельности и создании оптимальных условий для развития исследовательских способностей, способствующих интенсивному развитию личности. Интерес вызвала статья А.И. Савенкова «Психология исследовательского поведения и исследовательские способности», в которой он затрагивает вопросы природы поисковой активности и исследовательского поведения.

В частности Александр Ильич утверждает, что исследовательские способности обнаруживаются в глубине, прочности овладения способами и приемами исследовательской деятельности, но не сводятся к ним. Причем очень важно понимать, что речь идет и о самом стремление к поиску, и о способности оценивать (обрабатывать) его результаты, и об умении строить свое дальнейшее поведение, ситуации, опираясь на них (смотри схему 1).


Схема 1.

В контексте данных рассуждений особую важность приобретает вопрос индивидуальных различий в исследовательском поведении и уровнях развития исследовательских способностей. Маленькие дети, как говорилось выше, рождаются исследователями, но стоит им немного подрасти, как по этому параметру их несложно дифференцировать, на тех, кто наиболее склонен и способен к активному исследовательскому поиску, и тех, кого это меньше привлекает и у кого это хуже получается.

Очень важна биологическая роль потребности в исследовательском поведении. Эта потребность является пружиной, движущей силой развития и саморазвития.

Уровень развития исследовательского поведения, исследовательских способностей также находится в прямой зависимости от уровня психической организации ребенка. Чем выше уровень развития потребности в исследовательском поведении, тем интенсивнее развивается организм со всеми его способностями.

Уровень исследовательских способностей естественно детерминирован и генотипом, и средой, но самое важное то, что уровень определяет индивидуальное комбинирование генотипических и средовых факторов.

Поэтому при определении создания условия для развития исследовательских способностей необходимо учитывать индивидуальные факторы развития и возможности каждого ребенка. Заключительным этапом исследовательской деятельности обучающихся является проектная деятельность. Именно она активизирует познавательный процесс обучающихся второй и третьей ступени. Благодаря проектной деятельности возможен охват широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. Метод проектов, известный также как метод решения проблем, возник еще в1920г. в США. Его связывают с идеями гуманистического направления в философии образования американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика В.–Х. Килпатрика. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании. В России идеи проектного обучения возникли практически одновременно с разработкой американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. Сегодня как в зарубежных, так и в отечественных школах метод проектов активно и весьма успешно развивается и приобретает всё большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Сама идея включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и давно назревшей. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности. Проектная деятельность как один из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения должна быть направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Она способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, приобщает школьников к необходимости решения жизненно важных проблем. Проектирование сегодня - важнейший фактор развития образования. Практика его организации многообразна.

Первое направление – проектирование и создание проектов в интенсивных формах (инновационные, продуктивные игры, проектировочные сборы, коллективная творческая деятельность по разборке конкретного проекта и т.д.).

Второе направление – пошаговое совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками. Проектирование - специфический индивидуально-творческий процесс, требующий от каждого участника оригинальных новых решений, и в то же время это процесс коллективного творчества.

Среди различных инновационных технологий проектное обучение обладает рядом преимуществ, а именно: позволяет ученику самостоятельно (при консультативной поддержке учителя) добавить знания, работая с многочисленными источниками информации, приборами и лабораторным оборудованием, и одновременно в деловом общении со сверстниками развивать коммуникативные умения и навыки. Для урока биологии наиболее оптимальна групповая форма работы над проектом, тогда как реализация индивидуальных проектов целесообразнее во внеурочной работе.

Структура учебного исследовательского проекта включает три основных этапа: подготовительный, основной и завершающий. На подготовительном этапе обсуждается тема исследования и возможности осуществления проекта, формулируются задачи, выдвигаются гипотезы и пути их решения. Основной этап предполагает реализацию исследовательской деятельности по проекту, которая включает: работу с дополнительной литературой и материалами средств массовой информации, выполнение практических и лабораторных работ по заданиям, подготовленным учителем, изучение карт, таблиц, видеоматериалов, проведение экскурсий по темам. После проведённой работы каждая группа обобщает и оформляет полученные результаты (пишет рефераты, оформляет журналы исследований в виде стендов), готовит коллективное выступление перед классом по определённому плану (сообщение причин возникновения проблемы, возможных последствий и способов их предотвращения). На завершающем этапе заслушивается отчёт групп в форме защиты проектов, конференции, осуществляется анализ, обсуждение и оценка результатов работы.

В психолого-педагогической литературе неоднократно поднимается вопрос о профессиональном мастерстве педагога. Учитель должен научить обучающихся, познакомить их с основами науки на современном уроке, научить хотя бы простейшим методам современных исследований, развивать способность получать новые знания самому. С точки зрения исследовательского обучения, важно то, что английский философ Джон Локк призывает обучать ребенка радостно, опираясь на его интересы и любознательность.

Ж.Ж.Руссо считал, что основной источник знаний о мире – опыт ребенка. Задача педагога – создание специальных ситуаций, способствующих обогащению этого опыта. Он считал самыми главными умениями, приобретенными детьми с помощью образования: умение искать, думать, включаться в решение проблем. И прежде чем приступить к изучению чего-либо, надо учителю пробудить этот интерес у ребенка.

Обучение обучающихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, внеурочную деятельность, защиту проектов и рефератов, поисково-творческую деятельность и научно-образовательную при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенностью организации групповой формы работы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные ученики, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.

Учитывая данные особенности организации групповой исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе, можно решать задачи развития творческих способностей, умений и навыков овладения новыми способами добывания знаний.

Новизна опыта характеризуется применением новейших методик, созданием системного подхода к формированию и развитию исследовательских способностей посредством использования различных педагогических приемов вовлечения обучающихся в групповую исследовательскую деятельность.

Объектом исследования является процесс развития творческих способностей обучающихся 2 и 3 ступеней. Предмет исследования – дидактические и методические приемы использования группового самостоятельного обучения с целью развития исследовательских способностей обучающихся.


Технология опыта
Решение данной проблемы ставит цель: развитие творческой личности обучающегося, обладающей высоким уровнем усвоения программного материала по биологии, умеющей адаптироваться к новым условиям учебной и внеурочной деятельности, постоянно стремящейся к самосовершенствованию.

Задачи:

  1. Создание условий для максимального развития исследовательских способностей школьников;

  2. Организация взаимодействия учителя и обучающихся в процессе исследовательской деятельности;

  3. Апробация системы уроков и внеурочных занятий по биологии, направленных на формирование творческих способностей каждого школьника.

Автор в своей педагогической деятельности на разных возрастных ступенях обучения применяет адаптивные технологии обучения (сочетание педагогических технологий, реализация которых в практике работы обеспечивает успешное конструирование адаптивной образовательной среды ученика). Комплекс адаптивных технологий автор конструирует с учётом основного вида деятельности, характерного для определённого возраста школьников, опираясь на возрастную периодизацию и основные виды деятельности, разработанные Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым.

Педагогическая деятельность автора связана с работой в классах II и III ступени. В подростковом возрасте проявляется « Я – концепция», происходит подчинение своих интересов нормам коллективной жизни. Отсюда основной вид деятельности – общение. В этот период оптимальные результаты могут быть достигнуты в процессе сочетания технологии коллективного самостоятельного обучения, группового самостоятельного обучения, коллективной творческой, исследовательской деятельности.

В юношеском возрасте формируется мировоззрение личности, наибольшее значение приобретает учебно-познавательный труд, эффективными становятся технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это такие технологии, как педагогическая мастерская, метод проектов, модульное обучение.

Технологию группового самостоятельного обучения автор успешно сочетает с преподаванием биологии учащимся III ступени. Учащиеся работают в разноуровневых группах постоянного состава. Они могут не меняться в течение 2-3 лет, пока сохраняется личностная симпатия, что определяет творческую работоспособность группы. Каждая группа работает под руководством ученика – лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса.

Результативность работы группы во многом зависит от умения лидера управлять познавательной самостоятельной деятельностью учащихся и выполнять организаторские функции в процессе учебного занятия.

При групповом самостоятельном обучении особую структуру и содержание имеют задания для учащихся. При конструировании важно учитывать следующие правила:

-количество заданий по изучению нового материала должно быть равно количеству учащихся в группе;

-в течение года каждый ученик выполняет разные виды заданий;

-в групповом задании сочетаются репродуктивные и творческие вопросы;

-количество вопросов и заданий репродуктивного и творческого характера изменяются в зависимости от цели, содержания урока и уровня познавательной возможности учащихся;

-при определении времени на выполнение группового задания учитывается время на «репетицию» и оформление ответа группы.

При моделировании уроков важно учитывать следующее:


  1. консультант получает тему с вопросами;

  2. групповая работа продолжается в течение двух уроков;

  3. объем учебного материала охватывает не менее двух параграфов учебного пособия;

  4. отчет групп осуществляется последовательно, не нарушая логики изучения содержания учебного материала;

  5. с целью организации активной деятельности школьников учитель каждому раздает специальный маршрутный лист, в котором содержатся контрольные задания по содержанию учебного материала, предлагаемого каждой группой, перед ответом у доски группа предлагает классу контрольные, а класс записывает в таблицу основные выводы;

  6. в конце учебного занятия учитель собирает маршрутные листы на проверку;

  7. по творческим вопросам проводится дискуссия.

Благодаря применению технологий проектного и группового самостоятельного обучения на протяжении ряда лет учащиеся прочно овладевают знаниями.

Представление учебных занятий

Модель системы уроков в десятом классе по программе и учебному пособию И. Н. Понамаревой по теме: «Биогеоценотический уровень жизни» состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Последовательность блоков предполагает усложнение деятельности обучающихся и изменение характера их взаимодействия внутри группы.

Каждая группа работает под руководством ученика - лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса.

I блок


Основная задача - научить учащихся разнообразным приёмам работы с текстом учебной статьи. Приложение №1

Тема урока: « Биогеоценоз как био- и экосистема»

II блок


Основная задача - научить учащихся планировать свою работу, управлять вниманием одноклассников в процессе ответа, развивать их ораторские способности. Приложение №2

Тема урока: «Биогеоценоз как био- и экосистема»

III блок


Основная задача - научить учащихся продуктивному взаимодействию в творческих парах. Приложение №3

Прочитайте текст учебника на стр. 97-101 §25, выполните задания, работая в парах (по выбору учащихся):
IV блок.

Основная задача – подготовить учащихся к самостоятельной работе.

В ходе уроков предполагается отработать приемы учебой деятельности с путеводителем (системой заданий для самостоятельной работы, отражающей по дидактической цели все звенья процесса обучения). Приложение №4

Система самостоятельной групповой работы включает пять усложняющихся от урока к уроку заданий


V блок.


Основная задача – подготовить школьников к самостоятельной работе в режиме проектного обучения. Приложение №5

Учащиеся организуются в творческие группы с учетом их интересов и возможностей, выбирают лидера и работают в течение одного учебного занятия. В начале уроков каждая группа выбирает одну из проблем, предложенных учителем.



Диаграмма модели системы уроков в 10 классе по программе и учебному пособию И.Н. Пономаревой по теме: «Биогеоценотический уровень жизни»

Результативность опыта

Для определения результативности опыта были выделены критерии:

-уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);

-отношение обучающихся к изучению биологии;

-уровень мотивации учения;

-уровень познавательной активации.

Изучение этих показателей проводилось на этапе обучения школьников в 8-10 классе с 2007-2008 учебного года.

Проведенный анализ уровня обученности за это время позволяет заключить, что при стабильной успеваемости уровень качества знаний обучающихся второй и третьей ступени повысился с 82% до 88%.



Таблица 1. Динамика уровня обученности учащихся 8а-10а класса за три года.

Учебный год

2007-2008

2008-2009

1 полугодие 2009-2010

Уровень успеваемости учащихся

100%

100%

100%

Уровень качества знаний

82%

86%

88%

Диаграмма «Динамика уровня обученности учащихся 8а-10а класса за три года» показывает, что уровень обученности учащихся за три года возрос на6%. Приложение №6

Диагностика изменения отношения учеников к предмету проводилась с помощью теста «Твоё отношение к уроку биологии». Результаты сведены в таблицу 2, из которой виден рост положительного отношения к биологии при сокращении нейтрального и отрицательного.



Таблица 2. Динамика изменения отношения к предмету биологии за три года.

Отношение

2007-2008 уч. год, 8 «А»

2008-2009 уч. год, 9 «А»

1 полугодие 2009-2010 уч. года, 10 «А»

Отрицательное

1%

1%

0%

Нейтральное

10%

9%

8%

Положительное

89%

90%

92%

Диаграмма «Динамика изменения отношения к предмету биологии за три года» показывает рост положительного отношения к биологии.Приложение №7

Диагностика мотивации учения учащихся 8а-10а классов по методикам: АС. Герасимова «Теория учебной мотивации отечественной психологии», А. К. Маркова « Формирование мотивации учения в школьном возрасте», Г.Ю.Айзенка - на основе данного тестирования рассчитывается индивидуальный коэффициент интеллекта или коэффициент умственного развития. М.Р. Гинзбург «Методика изучения мотивации обучения старших школьников». Сравнительный анализ уровня мотивации школьников показывает, что у обучающихся происходят значительные сдвиги в сторону позитивного отношения к учению. Изменение можно проследить в таблице 3.


«Динамика изменения уровня мотивации к учению»

Уровень мотивации

Характеристика уровня мотивации

2007-2008

2008-2009

I полугодие 2009-2010

1-ый уровень

Очень высокий уровень мотивации учения Продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему

42%

48%

50%

2-ой уровень

Высокий уровень мотивации учения Продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению

14,5%

40%

46%

3-ий уровень

Нормальный (средний) уровень мотивации учения средний уровень с несколько заниженной познавательной мотивацией

14,5%

10%

3%

4-ый уровень

Сниженный уровень мотивации учения сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению

2,5%

1%

1%

5-ый уровень

Низкий уровень мотивации учения Резко отрицательное отношение к учению

1,5%

1%

0%

Исследование ( с 8а по10а классах – в теч. 3 лет), проведенное с использование методик: Н.С.Лейтес «Умственные способности и возраст», З.И.Калмыкова « Проблемы диагностики умственного развития учащихся», наглядно показало рост уровня успешности обучения, что подтверждает активизацию познавательной деятельности старших школьников. (см. Таблица4.)

Таблица4. Уровень успешности


Класс

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

8 «А»-22чел

49%

42%

7%

2%

9 «А»-22чел

50%

45%

4%

1%

10 «А»-28чел

51%

47%

1%

0%
Анализ качественных показателей во время срезов, одним из которых была познавательная активность, выявил изменения, которые можно проследить в таблице5.

Уровень познавательной активности

2007-2008

уч.год:


8 «А»

2008-2009

уч.год:


9 «А»

I полугодие 2009

- 2010 уч.года

10 «А»


Высокая познавательная активность

37%

40%

42%

Средняя познавательная активность

54%

56%

57%

Низкая познавательная

9%

4%

1%

Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности реализуемых приемов и методов обучения, направленных на активизацию исследовательской деятельности обучающихся второй и третьей ступени на основе системного подхода к преподаванию биологии.

За последние три учебных года обучающимися были достигнуты высокие результаты на олимпиадах и конкурсах как на муниципальном, так и на региональном уровнях. Пакуш Снежана неоднократно награждалась дипломами:

2008-2009 уч. год диплом победителя муниципального этапа Всероссийской олимпиады, диплом призера регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

2009-2010 год призер муниципальной олимпиады по биологии, лауреат Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество».

Достигнуты положительные результаты во внеклассной работе: диплом III степени регионального этапа Всероссийской программы «Шаг в будущее», сертификат III муниципальной конференции юных исследователей «Неделя науки» Приложение №8

На основе анализа результатов проведенной работы были сделаны следующие выводы:

-активизация исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии в течение 3-х лет росла в геометрической прогрессии;

-применение группового самостоятельного обучения способствует достижению высоких результатов в развитии познавательной активности в процессе обучения;

-использование проектной формы обучения способствует активизации процессов саморазвития, самообразования школьников, позволяет добиться успешности каждого ученика в процессе изучения курса биологии.

-применение системного подхода к преподаванию биологии способствует повышению общей информационной культуры обучающихся, их профориентации.


Библиографический список




  1. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения// Биология в школе №1 с. 3-6 Бардин К.В. Как учить детей учиться. 1997 г.

  2. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работ школьников/ М. Бельфер// Литература: изд. дом Первое сентября. – 2006. - № 17. – С. 13-15.

  3. Бобылева Л.Д. Мониторинговые исследования учащихся в природе / Л.Д. Бобылева// Биология в школе. – 2006. № 3. – С. 48-55.

  4. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся/ А.А. Богомолова.

  5. Божович Е.Д. Питанова М.Е. Принцип и технология формирования групп для совместной работы школьников в классе// Психологическая наука и образовании (журнал № 3) 2002 г.

  6. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О.В. Брыкова, Т.В. Громова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – Б-чка («Первого сентября»). ISBN 5-9667-0230-6.

  7. Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование/ И.З. Гликман // Школьные технологии. -2006. - №3. – С. 91-95.

  8. Иванов Г.А. Интегративны основы организации научно- исследовательской деятельности учащихся / Г.А. Иванов // Педагогические технологии. -2006.-№1. – С. 22-28.

  9. Кальней В.М., Шилов С.Е. технологии мониторинга качества обучения в системе учитель- ученик. Методическое пособие для учителя// В.М. Кальней, С.Е. Шилов, М,: Просвещение, 1999-97 с.

  10. Кленова И. Наука становится ближе: опыт организации исследовательской деятельности учеников / И. Кленова// Учитель. – 2006. №5. – С. 23-24.

  11. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся : вопросы теории и практики / Е.В. Коротаева. – М. : Екатеринбург, 1995. – 84 с. – ISNB 5-7186-0100-3.

  12. Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / И.А. Кудрова// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2006. - № 5. – С. 14-21.

  13. Краткий тест творческого мышления. Пособия для школьного психолога // под редакцией Е.И. Щербановой, - М.: Интор, 1995. 48 с.

  14. Криволап Н.С. Исследовательская работа школьников // Н.С. Криволап, - М.: Просвещение, 2005.- 310 с.

  15. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности развития личности / В.С. Мухина // Школьные технологии. – 2006. - №2. – С. 19-31.

Приложение

1.Приложение №1.

I блок .Тема урока: « Биогеоценоз как био- и экосистема»

2.Приложение №2.

II блок. Тема урока: «Биогеоценоз как био- и

экосистема»

3.Приложение №3.

III блок. Тема урока: «Типы связей и зависимостей в биогеоценозе»

4.Приложение №4.

IV блок. Тема урока: «Приспособления организмов к совместной жизни обитания в биогеоценозах».

5.Приложение №5.

V блок. Тема урока: «Многообразие водных биогеоценозов и биогеоценозов суши».

6.Приложение №6



Диаграмма «Динамика уровня обученности учащихся 8а-10а класса за три года.»
7. Приложение №7

Диаграмма «Динамика изменения отношения к предмету биологии за три года.»

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

I блок


Основная задача - научить учащихся разнообразным приёмам работы с текстом учебной статьи. Приложение №1

Тема урока: « Биогеоценоз как био- и экосистема»

Задания:


1.Прочитайте текст учебника на стр. 90-92, рассмотрите таблицы по теме, видеофильм и выполните следующие действия.

2.Охарактеризуйте понятие биогеоценоз как структурный компонент биосферы.

3. Составьте схему «Структурные элементы биогеоценоза».

4. Подготовьте сообщение об основных процессах в биогеоценозе.

5. Сконструируйте 2-3 репродуктивных вопроса по тексту статьи и рисункам для взаимопроверки и продумайте свои варианты ответов.

6. Сконструируйте проблемное задание для групповой дискуссии (стр. 92, вопросы 1-3)



Приложение №2

II блок


Основная задача - научить учащихся планировать свою работу, управлять вниманием одноклассников в процессе ответа, развивать их ораторские способности. Приложение №2

Тема урока: «Биогеоценоз как био- и экосистема»

Задания для 1-й группы:


1. Прочитайте текст учебника на стр. 90-91, сравните понятия природное сообщество, биогеоценоз.

2. Что обеспечивает стабильный характер биогеоценозов (приведите известные вам примеры)?

3. Подготовьте сообщение о В.Н.Сухачёве.

4. Подготовьте сообщение об Артуре Джордже Тенсли.

5. Сопоставьте определения биогеоценоз и экосистема

Задание для 2-й группы:


Прочитайте текст на стр.91 о круговороте веществ, рассмотрите таблицы по теме и выполните следующее:

1. Подготовьте рассказ о круговороте веществ.

2.Ответьте на вопрос: «Какие организмы участвуют в биологическом круговороте веществ?»

3. Заполните схему: «Круговорот веществ»









4. Ответьте на вопрос: «Как круговороты веществ каждого биогеоценоза оказывают влияние на общий глобальный круговорот веществ и поток энергии в биосфере?».

5. Выберите конкретную экосистему. Поясните, какие организмы (продуценты, консументы, редуценты) для неё более значимы.

6. Поясните, какое значение для эволюции видов имеет их совместное существование в биогеоценозе.


Задание для 3-й группы:

Прочитайте текст на стр.92-97, рассмотрите рисунки и выполните следующие действия:


- подготовьте рассказ о пищевых или трофических связях;

- составьте схему цепи выедания (пастбищной);

- составьте схему цепи разложения (детритной);

- что такое трофический уровень?

- назовите что такое первичная и вторичная продукция?

Задание для 4-й группы:


Прочитайте текст на стр.93-97, рассмотрите рисунки 26, 27, 28, выполните следующие действия:
- охарактеризуйте правило 10-и процентов;

- расскажите об экологической пирамиде;

- расскажите о взаимодействии между видами в биогеоценозе - пространственно-территориальных связях;

- ответьте на вопрос: «Что такое экологическая ниша?»;

- подготовьте сообщение об экологе И.Т.Серебрякове;

- подготовьте сообщение о Д.Н. Кашкарове;

- сконструируйте 2-3 репродуктивных вопроса по тексту для взаимопроверки и продумайте свои варианты ответов

Приложение №3

III блок


Основная задача - научить учащихся продуктивному взаимодействию в творческих парах. Приложение №3

Прочитайте текст учебника на стр. 97-101 §25, выполните задания, работая в парах (по выбору учащихся):
1. Подготовьте выступление по содержанию учебной статьи и дополнительной литературе; разработайте опорный конспект (ЛОС) по содержанию выступления.

2. Сконструируйте проблемные задания, предложите свои варианты ответа (письменно).

3. Разработайте вариант творческого домашнего задания по теме урока.

В этом блоке проводится два варианта урока: первый - группы выполняют одинаковое задание по содержанию учебного материала; второй - группы выполняют разные задания.


Тема урока: «Типы связей и зависимостей в биогеоценозе»

Развивающая цель урока: научить школьников умениям характеризовать объекты; конструировать вопросы разного уровня сложности по тексту учебной статьи; устанавливать причинно-следственные связи по тексту учебной статьи.
Внутри группы формируются пары, которые выполняют одно задание.

Задание. Прочитайте текст учебника на стр.97-101, рассмотрите рисунки. Заполните таблицу.


Взаимополезные

(++)


Полезнонейтральные

(+0)


Полезновредные

(+-)


Взаимовредные

(- -)

Основной материал статьи запишите в тетрадь и подготовьте выступление о приспособлениях земноводных к водной среде обитания.

Сконструируйте 5-6 вопросов разного уровня сложности по содержанию выступления. Запишите их в тетрадь.

В конце урока заслушиваются ответы творческих пар. Учащиеся корректируют результаты работы в тетрадях. Затем каждая группа предлагает свои вопросы, учащиеся класса отвечают.

Приложение №4

IV блок.

Основная задача – подготовить учащихся к самостоятельной работе.

В ходе уроков предполагается отработать приемы учебой деятельности с путеводителем (системой заданий для самостоятельной работы, отражающей по дидактической цели все звенья процесса обучения). Приложение №4

Система самостоятельной групповой работы включает пять усложняющихся от урока к уроку заданий



Задание 1.

  1. Прочитайте текст на стр. 103-106, §26.

  2. Заполните путеводитель, предложенный учителем (учащиеся в группе работают с одним путеводителем, консультант распределяет работу и организует оформление отчета группы).

Задание 2.

  1. Прочитайте текст на стр. 107-110 §27.

  2. Заполните путеводитель, предложенный учителем (каждому ученику предлагается свой путеводитель, после выполнения организуется обсуждение ответов на вопросы и задания внутри группы, осуществляется самоконтроль и взаимоконтроль, один ученик делегируется для ответа у доски).

Задание 3.

  1. Прочитайте текст на стр. 110-113 §28.

  2. Сконструируйте свой вариант путеводителя по содержанию текста учебной статьи.

  3. Ответьте на вопросы путеводителя (каждый ученик, работая с текстом учебника, разрабатывает свой вариант путеводителя, готовые путеводители обсуждаются в группе, отбирается лучший из них либо конструируется новый по совокупности лучших идей в группе, один ученик делегируется для ответа у доски).

Задание 4.

  1. Прочитайте текст на стр. 114-117, §29

  2. Сконструируйте свой вариант путеводителя (два экземпляра). Один экземпляр передайте группе-партнеру, второй – используйте для разработки эталона ответа на вопросы и задания.

  3. Получите путеводитель, подготовленный группой-партнером; ответьте на вопросы путеводителя группы-партнера.

  4. Обменяйтесь путеводителями с целью проверки результата работы партнеров.

  5. Делегируйте одного ученика к доске для анализа результатов деятельности группы-партнера (результаты работы каждой группы вывешиваются на классной доске).

Задание 5.

  1. Прочитайте текст на странице 118-121, §30

  2. Сконструируйте путеводитель с целью участия в конкурсе творческих работ учащихся. Задание выполняется по желанию учащихся индивидуально, в творческих парах или малых творческих группах (три человека), которые формируются с учетом интересов и возможностей школьников.

  3. Подготовьте свой вариант на вопросы и задания путеводителя.

  4. Представьте творческую работу на конкурсе.

Условия конкурса: 1) путеводитель конструируется с учетом содержания всей учебной статьи по теме урока; 2) вопросы и задания разного уровня сложности должны отражать все этапы усвоения новой учебной информации: повторение учебного материала, получение новых знаний, закрепление новых знаний, формирование умений применять знания, проверка уровня усвоения знаний и умений; 3) в путеводителе должно быть оригинальное домашнее задание по тексту учебника и дополнительной литературе с целью расширения и углубления знаний, полученных на уроке; 4) путеводитель должен содержать приложение – авторский вариант ответов на вопросы и задания.

Тема урока: «Приспособления организмов к совместной жизни обитания в биогеоценозах».

Развивающая цель урока: научить школьников умениям устанавливать причинно-следственные связи по тексту учебной статьи; сравнивать и обобщать изучаемые объекты.

Путеводитель 1



  1. Прочитайте текст учебника на стр.103-104, рассмотрите рисунки.

  2. Заполните схему.

Приспособление организмов

мутуализм симбиоз паразитизм



  1. Заполните таблицу «Приспособленность организмов и ее относительность».



  2. Название вида

    Среда обитания

    Черты приспособленности к среде обитания

    Относительность приспособленности

  3. Ответьте на вопрос: «В чем заключается приспособительный характер эволюции?».

  4. Широко представленные в органическом мире примеры паразитизма являются одним из основных направлений эволюций. Можно ли это эволюционное направление считать биологическим регрессом? Ответ поясните.

Тема урока: «Механизмы устойчивости биогеоценозов».


Развивающая цель урока: продолжить обучение школьников умениям устанавливать причинно-следственные связи по тесту учебной статьи, сравнивать и обобщать изучаемые объекты.

Путеводитель 2.



  1. Прочитайте текст учебника на стр. 107-110, рассмотрите рисунки.

  2. Перечислите условия устойчивости биогеоценоза: а)…; б)…; в)…; г)….

  3. Продолжить фразы:

Устойчивость биогеоценоза – это…

Жизненное пространство – это…

Оптимальное для популяции расстояние – это…

Бедные сообщества неустойчивы потому, что…

Чем богаче, разнообразнее видовой состав биогеоценоза, тем больше в нем…


  1. Ответьте на вопрос: «Может ли один и тот же биогеоценоз бесконечно долго устойчиво существовать на какой–то конкретной территории?»


Приложение №5

V блок.


Основная задача – подготовить школьников к самостоятельной работе в режиме проектного обучения. Приложение №5

Учащиеся организуются в творческие группы с учетом их интересов и возможностей, выбирают лидера и работают в течение одного учебного занятия. В начале уроков каждая группа выбирает одну из проблем, предложенных учителем. Задание для самостоятельной работы группы конструируется по следующему алгоритму:

Задание 1 (фронтальная работа)


  1. Прочитайте текст учебника на стр. 118-125, §30-31.

  2. Выберите одну из проблем по теме урока.

  3. Скомплектуйте творческую группу.

Задание 2 (работа в творческой группе)



  1. Выберите один из информационных источников (дополнительную литературу по теме урока предлагает учитель), подготовьте свой вариант решения проблемы.

  2. Подготовьте ответ письменно, указывая источник информации, оформив цитаты, сделайте выводы.

  3. Предложите свой вариант решения проблемы для обсуждения в группе.

  4. Заслушайте ответы каждого участника групповой работы; выберите лучший ответ, дополните его сведениями из других источников.

  5. Подготовьте творческий отчет группы для публичного выступления; делегируйте одного выступающего для защиты творческой группы.

Защита творческой работы осуществляется в процессе дискуссии, в которой принимают участие заранее назначенные учителем эксперты, оппоненты, рецензенты. Учащиеся класса по ходу защиты творческой работы оформляют записи в рабочей тетради, коротко фиксируя информацию по решению каждой из предложенных проблем, предлагают вопросы уточняющего и дискуссионного характера. В конце урока выполняется контрольная работа, о которой учитель предупреждает учащихся заранее.
Тема урока: «Многообразие водных биогеоценозов и биогеоценозов суши».

Развивающая цель урока: научить школьников умениям реконструировать текст учебной статьи, выдвигать гипотезу и обосновывать логику доказательства своего предположения в процессе анализа текста.

Задания для групп:


  1. Отберите информацию из текста учебной статьи по теме урока.

  2. Отберите дополнительную информацию по теме урока из научно-популярной литературы. Сконструируйте новый (авторский) текст по изученным источникам.

  3. Подготовьте информационное сообщение по авторскому тексту.

  4. Разработайте структуру сайта (страницу в Интернете) по тем урока. Озаглавьте рубрики сайта и наполните их содержанием.

Сайт «Многообразие биогеоценозов, сохранение их разнообразия».

Проблемы:



  1. В чем заключается основное значение биогеоценозов для природы и для человека?

  2. Причины утраты биоразнообразия в биогеоценозах и проблема сохранения видов.

  3. Как согласуется с понятием «неисчерпаемые природные ресурсы» закон «ограниченности природных ресурсов» - все природные ресурсы Земли конечны (Н. Реймерс).

  4. Какие природные явления, свойственные биогеоценозу, отражены в цитате Эразма Дарвин из произведения «Храм природы»?

«Охотнице-сове средь ночи темной

Не жаль певца любви и неги темной,

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька;

Светляк же – ночи светоч оживленный,

Вползая вверх, цветок съедает сонный».

5) виды – индикаторы состояния водоемов

6) проблема восстановления тропического леса

Полезная информация:

В газете «Зеленый мир» №4 на 2005 год опубликована статья Ф. Непомнящего «Проблемы сохранения видов сильно преувеличены» «…На сегодняшний день имеют малые размеры, чувствительны к воздействию окружающей среды и в большинстве случаев их популяции немногочисленны. Эти виды и так не жильцы на нашей планете. Любая человеческая деятельность может принести им серьезный вред, и этого невозможно избежать.

Возьмем, например, многие уникальные виды фауны Байкала.

Среди них много рачков, моллюсков, рыбешек и других животных. Их исчезновение не может серьезно повлиять на состояние озера и уж тем более планеты в целом. Вымрут одни – их нишу займут другие. Везде найдутся свои эндемики, но насколько велика их роль в экосистеме?

Исчезновение видов неизбежно. Конечно, нужно сохранять какие-то из них – в основном те, которые особенно важны для жизни экосистемы в целом. Нет смысла заботиться о каждом червяке и пауке».

Для сохранения видов важно сохранить целостность мест обитания, не разрывать их на изолированные территории. Загрязнение среды, рост лесоразработок, освоение целинных земель ограничивают биоразнообразия. В ней отмечены следующие основные причины утраты биологического разнообразия:

- возрастающее народонаселение;

- рост потребления ресурсов;

- истребление видов и разрушение экосистем;

- неразумная политика использования ресурсов;

- негативное влияние мировой торговли;

- несправедливое распределение ресурсов;

- игнорирование значения биоразнообразия.

- биоразнообразие проявляется в разнообразии наследственного фактора организмов, разнообразия видов и экосистем. Утрата биоразнообразия нарушает устойчивость развития общества. Причина снижения биоразнообразия чаще всего – в деятельности человека.



Воздействие загрязняющих веществ на водные биогеоценозы обычно проявляется в изменении структуры сообществ и состава животных и растительных видов. Биоиндикаторами чистоты или загрязнения водных бассейнов служат доминантные виды, такие, как веснянки, поденки и ручейники, популяции которых уменьшаются при загрязнении водоема. Угроза эвтрофикации весьма актуальна не только для озер, но и для океана, морей и водохранилищ.

Приложение №6

Диаграмма «Динамика уровня обученности учащихся 8а-10а класса за три года.»




Приложение №7

Диаграмма «Динамика изменения отношения к предмету биологии за три года.»


Приложение №8

Дипломы, грамоты, сертификаты за три уч. года.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница