«Актуальные проблемы предварительного археологического обследования территорий, подлежащих хозяйственному освоению»



Скачать 163,62 Kb.
Дата24.10.2016
Размер163,62 Kb.
А.М. Жульников (доцент ПетрГУ, к.и.н.)

«Актуальные проблемы предварительного археологического обследования территорий, подлежащих хозяйственному освоению»
Объекты археологического наследия (стоянки, селища, могильники, петроглифы и т.п.) являются единственным источником исторической информации о материальной культуре, хозяйстве, мировоззрении древних жителей Карелии, начиная с момента ее заселения и заканчивая эпохой средневековья. Сохранение и уважительное отношение к «первобытным архивам» и могилам далеких предков является важнейшей частью государственной политики во многих странах мира. Археологические памятники невидимыми нитями связывают нас с родным краем, создавая чувство сопричастности к его истории, формируя уважительное отношение к своей родине и культуре. И видимо, не случайно, что страны Европы, наиболее активно занимающиеся вопросами сохранения и использования памятников культурного наследия, имеют и наиболее высокие показатели в уровне социально-экономического развития (Финляндия, Норвегия и т.д.).

К сожалению, в период бурного технического прогресса объекты археологического наследия, будучи, как правило, скрытыми под землей, оказались весьма уязвимыми, в основном из-за активного воздействия на них строительных или земляных работ.

В России повреждение или разрушение объектов археологического наследия в результате антропогенного воздействия происходит в настоящее время в основном на территориях, активно вовлеченных в хозяйственный оборот (окрестности населенных пунктов, берега водохранилищ, существующие трассы линейных объектов, берега крупных рек и озер и т.п.), или на земельные участках, предоставляемых для строительных и земляных работ (автомобильные дороги, линии электропередачи, газопроводы, ГЭС, дачная застройка, вышки и линии связи, дачное строительство и т.д.)

Основные факторы, приводящие к повреждению или разрушению объекта археологического наследия на территориях, вовлеченных в активный хозяйственный оборот на территории Карелии:

- несанкционированные свалки мусора;

- проезд тяжелой техники, например, при замене опор ЛЭП;

- противопожарные канавы;

- незаконное строительство (гаражи, сараи, подъездные дороги и т.п)

- карьеры для несанкционированной добычи песка;

- подмыв берегов водохранилищ;

- распашка.

Возможные способы предотвращения разрушения культурного слоя выявленных или состоящих на государственной охране объектов археологического наследия (далее по тексту - ОАН):

- Организация мониторинга ОАН на территориях, где существует наибольшая опасность их разрушения;

- регулярное (раз в три – пять лет) проведение инвентаризации всех ОАН, находящихся на территории Республики Карелия, с внесением необходимых поправок в учетную документацию;

- проведение работ по установлению границ ОАН;

- заключение охранных обязательств с определением технического состояния ОАН.

Количественные показатели таких работ и объемы их финансирования, видимо, должны быть отражены в соответствующих нормативных документах, региональных и федеральных программах сохранения объектов культурного наследия.

Как мне представляется, сохранение объектов археологического наследия на земельные участках, испрашиваемых юридическими или физическими лицами для строительных или земляных работ, необходимо вести по следующим основным направлениям:

1. Сохранение выявленных или состоящих на государственной охране объектов археологического наследия

Возможные мероприятия:

- согласование земельных отводов уполномоченным государственным органом сохранения объектов культурного наследия - Министерством культуры Республики Карелия;


  • своевременное внесение сведений об ОАН в государственный реестр, документацию землеустроительного профиля;

  • включение в проект земляных или строительных работ раздела по сохранению ОАН в случае его наличия на территории испрашиваемого земельного участка.

2. Проведение предварительного археологического обследования земельных участков, вовлекаемых в хозяйственное освоение.

Большая часть земельных участков, которые в настоящее время выделяются для хозяйственного освоения на территории Карелии, не обследована в археологическом отношении. На территории таких участков могут располагаться объекты археологического наследия, что требует проведения предварительного археологического обследования, в том числе путем организации историко-культурной экспертизы участков, подлежащих хозяйственному освоению.

В этой связи, следует отметить наличие противоречий между ФЗ № 73 от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», содержащим пункт (статья 30), что одним из объектов государственной историко-культурной экспертизы являются земельные участки, и Положением о государственной историко-культурной экспертизе (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года №569), где не предусмотрена экспертиза земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению. В тоже время, Министерство культуры РФ в настоящее время продолжает аттестацию государственных экспертов по направлению: «земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению».

В соответствии с Земельным и Градостроительным кодексом Российской Федерации в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия для территорий городских и сельских поселений должны быть разработаны документы градостроительного планирования. На картах территориального устройства и зонирования поселений должны быть обозначены границы земельных участков, занятых объектами культурного наследия и границами их зон охраны. Однако, учитывая то, что до настоящего времени никогда не ставилась задача целенаправленного историко-культурного (археологического) обследования территорий городских и сельских поселений, имеющаяся информация является далеко не полной. Например, известные в настоящее время памятники археологии, находящиеся в границах поселений, открыты либо случайно, либо в ходе выборочных научных исследований.

В ситуации достаточно быстрого социально-экономического развития некоторых территорий Республики Карелия, активного жилищного строительства и хозяйственного освоения территорий муниципальных образований, информация об отсутствии или наличии объектов культурного наследия является одним из основных обоснований при согласовании органом, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, решений органов местного самоуправления и исполнительной власти о предоставлении земель и изменении их правового режима. В соответствии с действующим законодательством земельный участок, подлежащий хозяйственному освоению, является объектом историко-культурной экспертизы, которая заключается в обследовании участка и определении наличия или отсутствия на нем объектов культурного наследия. При обнаружении объектов культурного наследия на осваиваемом участке, он ограничивается в обороте. В этой связи, процедура выделения земельного участка может затянуться на длительный период времени, а в ряде случаев испрашиваемый земельный участок может оказаться непригоден для осуществления планируемой деятельности, что приведет к необоснованным материальным затратам инвестора.

Для сокращения сроков согласования землеустроительной документации, эффективного экономического развития территорий сельских и городских поселений необходимо заранее обладать достоверной и полной информацией о наличии или отсутствии на территории поселений объектов культурного наследия, а также о территориях, где возможно выявление объектов археологического наследия.

Эффективным решением обозначенных выше проблем должна стать программа поэтапного историко-культурного обследования территорий муниципальных образований Республики Карелия с учетом динамики их социально-экономического развития, путем организации и проведения научных историко-культурных изысканий по выявлению объектов культурного наследия и внесение данных по обнаруженным или уже известным объектам в имеющиеся информационные базы ГИС, в градостроительные регламенты, схемы территориального планирования муниципальных районов, градостроительные планы и правила землепользования и застройки поселений. В этой связи актуальной является разработка методики проведения поэтапного историко-культурного обследования территорий муниципальных образований Республики Карелия.

В целях поиска наиболее оптимального способа организации предварительного археологического обследования территорий, подлежащих хозяйственному освоению, ПетрГУ в 2012 году был реализован научно-исследовательский проект: «Разработка методики поэтапного историко-культурного (археологического) обследования территорий муниципальных образований Республики Карелия». Заказчиком научно-исследовательских работ выступило Министерство экономического развития РК.

Цель проекта – выработка научно-обоснованной методики поэтапного историко-культурного обследования территорий муниципальных образований Республики Карелия путем организации научных изысканий по выявлению объектов археологического наследия и внесения полученных данных в имеющиеся информационные базы ГИС, в градостроительные регламенты, схемы территориального планирования муниципальных районов, градостроительные планы.

Исследование было выполнено на примере сельских поселений Прионежского района Республики Карелия, так как данный район в силу его активного хозяйственного освоения требует принятия первоочередных мер по организации натурного археологического обследования территорий населенных пунктов.

В ходе исследования были проведены следующие работы:

- анализ перспектив и основных направлений социально-экономического развития муниципальных образований на примере сельских поселений Прионежского района Республики Карелия;

- выявление зон наиболее активного хозяйственного освоения территорий на территории Прионежского района Республики Карелия;

- анализ динамики земельных отводов на территории сельских поселений Прионежского муниципального района;

- анализ картографических материалов и данных земельного кадастра по Прионежскому району Республики Карелия;

- анализ имеющейся информации по объектам культурного наследия на рассматриваемых территориях и выявление закономерностей их расположения;

- анализ действующей нормативной и правовой базы и инструктивно-методической документации по методике проведения обследования археологического объектов археологического наследия;

- разработка методических рекомендаций по поэтапному историко-культурному (археологическому) обследованию территорий муниципальных образований Республики Карелия;

- апробирование методических рекомендаций по историко-культурному (археологическому) обследованию территорий муниципальных образований Республики Карелия путем организации археологического обследования территория ряда сельских поселений Прионежского района;

- разработка предложений и формы предоставления документации по подготовке первичных сведений по выявленным археологическим объектам для постановки их на учет в государственном органе охраны объектов культурного наследия.

Основная идея предлагаемой методики состоит в выработке рекомендаций по определению населенных пунктов (на территории муниципальных образований Республики Карелия), которые требуют первоочередного археологического обследования во избежание разрушения и повреждения культурного слоя невыявленных пока объектов археологического наследия, с учетом перспектив социально-экономического развития сельских поселений. На основе формирования групп населенных пунктов (сельских поселений) с разной степенью угрозы разрушения ОАН могут быть определены этапы очередности археологического обследования сельских поселений и муниципальных образований Республики Карелия. Это, в свою очередь, позволит максимально эффективно расходовать бюджетные и внебюджетные средства, выделяемые на сохранение археологического наследия, обоснованно направлять разведочные археологические работы научных и музейных организаций на территории Республика Карелия. Полученные данные могут стать основой для формирования республиканской программы археологического обследования муниципальных образований Республики Карелия.

Отдавая приоритет в определении степени угрозы разрушения ОАН на территории сельских образований археологическим данным, при определении этапов их первоочередного археологического обследования представляется необходимым учитывать показатели уровня экономической активности на территории того или иного населенного пункта.

Предлагаемые методические рекомендации поэтапного историко-культурного (археологического) обследования территорий муниципальных образований Республики Карелия основаны на следующей концептуальной модели: одновременный учет не только данных о степени археологической изученности и значимости тех или иных сельских поселений (населенных пунктов), но и различий в динамике их социально-экономического развития.

Разделение сельских поселений (населенных пунктов) на группы должно происходить на основе независимых, доступных, объективных показателей, в определенном порядке, определяемым настоящим исследованием.

Разделение сельских поселений по перспективам социально-экономического положения образований необходимо проводить по следующим этапам:

1. Сравнение основных показателей, характеризующих основные направления социально-экономического положения и выявление их среднегодовой динамики. Данные основные показатели характеризуют несколько направлений: местный бюджет, розничная торговля и общественное питание, социальное обслуживание населения, здравоохранение, образование, спорт, строительство жилья и пр.). Динамика изменения данных показателей позволяет выявлять в первом приближении наиболее динамично развивающиеся территории и ранжировать их.

2. Вторым этапом рассматриваются оставшиеся показатели, общее наличие которых, а также их количество и изменение по времени позволяет откорректировать ранжируемые территории (сельские поселения). Данные показатели являются дополняющими и развивающими ранжирование сельских поселений. На этом шаге территории целесообразно выделять в группы по перспективности уровня социально-экономического развития.

3. Основываясь на документах планирования развития (программа социально-экономического развития Республики Карелия, генеральные планы развития сельских поселений) на основе выделенных выше благоприятных факторов внешней и внутренней среды можно выделить приоритетные хозяйственные сферы и сектора экономики, на которых будет основано развитие сельских поселений, что позволяет осуществить перевод сельского поселения в соответствующую группу по перспективности уровня социально-экономического развития.

4. В качестве дополнительной шкалы для ранжирования сельских поселений по перспективности уровня социально-экономического развития необходимо проведение количественного и качественного анализа структуры земельных отводов по муниципальным районам минимум за последние три года.

5. Итоговое проведение SWOT-анализа муниципального района, позволяющее осуществить итоговое формирование сельских поселений по группу по перспективности уровня социально-экономического развития.

Для определения степени вероятности обнаружения ОАН на территории населенного пункта необходимо учитывать два основных показателя:


  1. Степень археологической изученности населенного пункта;

  2. Возможность нахождения на территории населенного пункта археологического памятника определенного типа.

Порядок проведения работ по определению степени археологической изученности населенного пункта состоит из следующей последовательности обязательных исследовательских процедур:

- определение границ населенного пункта на основе общедоступных в Интернете данных земельного кадастра;

- архивно-библиографические изыскания с использованием всех данных о результатах, объеме и направленности археологических исследований на территории населенного пункта;

- проведение примерной оценки площади обследованной территории по отношению к общей площади населенного пункта;

- проведение оценки площади обследованной территории населенных пунктов к общей площади сельского поселения.

Порядок оценки возможности нахождения на территории населенного пункта археологического памятника определенного типа:

- составление перечня типов археологического наследия, которые возможно выявить на территории того или иного муниципального образования. Данная работа проводится на основе изучения археологической литературы по всему региону, где располагается муниципальное образование;

- изучение письменных источников и данных топонимики, указывающих на вероятность обнаружения объектов археологического наследия и их локализацию в пространстве на территории всего муниципального образования;

- сбор количественных данных по типам памятников на территории муниципального образования для оценки степени вероятности их обнаружения на территории конкретного населенного пункта;

- определение основных закономерностей в расположении ОАН определенного типа по отношению к основным топографическим рубежам, в высоте объекта над уровнем водоема, по возможному удалению археологического памятника от берега водоема, вероятности залегания культурного слоя под песчаными или иными наносами. Эта часть исследования осуществляется на основе учета данных, полученных при археологических исследованиях, как раскопках, так и разведках на территории муниципального образования и, по возможности, на прилегающих территориях

При распределении поселений по группам целесообразно их деление на подгруппы путем количественной оценки вероятности обнаружения на них объектов археологического наследия любых типов.

При выделении групп поселений в зависимости от потенциала роста уровня их экономического развития, необходимо руководствоваться минимально необходимым перечнем источников, определяемых настоящим исследованием. Так как археологические объекты неотделимы от земельных участков, то среди показателей экономической активности одними из основных должны быть данные по количеству и площадям земельных отводов на территории населенных пунктов и сельских поселений. Количество выделяемых групп с различным уровнем потенциала социально-экономического развития может быть различно в зависимости от конкретной экономической ситуации на территории муниципального образования.

Выделенные по степени археологической изученности и значимости группы сельских поселений (населенных пунктов, муниципальных образований) могут быть сопоставлены (путем построения турнирной таблицы) с группами сельских поселений (населенных пунктов, муниципальных образований), разделенных в зависимости от потенциала роста уровня их экономического развития. Пример построения такой турнирной таблицы для сельских поселений Прионежского района показывает эффективность предлагаемой модели, наглядно демонстрируя возможность объективного выявления территорий, где существует разная степень угрозы разрушения объектов археологического наследия. В результате проведенного анализа были выделены следующие подгруппы сельских поселений, различающиеся по степени угрозы разрушения объектов археологического наследия:

1. Сочетание высокой степени вероятности обнаружения ОАН на большей части населенного пункта при высоком потенциале роста уровня социально-экономического развития.

2. Сочетание высокой степени вероятности обнаружения ОАН на большей части населенного пункта при среднем потенциале роста уровня социально-экономического развития.

3. Сочетание вероятности обнаружения ОАН на части населенного пункта при высоком потенциале роста уровня социально-экономического развития.

4. Сочетание вероятности обнаружения ОАН на части населенного пункта при среднем потенциале роста уровня социально-экономического развития

5. Сочетание вероятности обнаружения ОАН на части населенного пункта при среднем потенциале роста уровня социально-экономического развития.

6. Сочетание низкой вероятности обнаружения ОАН при высоком, среднем или низком потенциале роста уровня социально-экономического развития.

Апробирование в полевых условиях предлагаемой концептуальной модели и основанных на ней методических рекомендаций, показало эффективность предлагаемых решений. Так, при сплошном археологическом обследовании территории поселка Мелиоративный (подгруппа 4), была найдена только одна древняя стоянка Мелиоративный II. Напротив, в ходе выборочного археологического обследования, проведенного на территории в районе поселка Шуя и деревни Косалма (подгруппа 1), где было вероятно выявление большого числа неизвестных ОАН, было открыто восемь древних поселений и два средневековых селища. На территории поселка Шуя было также повторно обследовано пять ОАН, что позволило уточнить их границы. Показательно, что восемь из 15 обследованных или выявленных ОАН на территории Шуйского сельского поселения оказались в той или иной степени затронуты существующими или планируемыми земельными отводами: для размещения садоводческого товарищества (2 объекта), лодочной станции (1 объект), музыкальной школы (1 объект), дачного или жилищного строительства (6 объектов). На территории и у границы с.Деревянное нами было выявлено 20 ОАН, повторно обследовано 2 древних поселения. В ходе проведения разведочных работ на данной территории было установлено, что большая часть ОАН в той или иной степени затронута или может быть в ближайшее время затронута хозяйственной деятельностью (по сведениям, полученным в администрации местного самоуправления села Деревянное) – противопожарные канавы (17 объектов), противопожарный разрыв вокруг села Деревянного с планируемой дорогой для подъезда пожарной техники (6 объектов), свалка мусора (1 объект). Кроме того, нами был выявлен факт выемка песка и складирования мусора на территории древнего поселения Деревянное III, находящегося на государственной охране. Подтвердился прогноз, о наличии на территории данного населенного пункта и у его границ значительного числа неучтенных ОАН.

В итоге, полученные на основе предлагаемых и апробированных в полевых условиях методических рекомендаций подгруппы сельских поселений (населенных пунктов, муниципальных образований), различающихся по степени угрозы разрушения и повреждения ОАН, позволяют выделить приоритеты (этапы) в организации их археологического обследования.

Из 39 выявленных или повторно обследованных ОАН оказались в той или иной степени подвержены угрозе разрушения или повреждения культурного слоя 29 памятников археологии. Это требует принятия скорейших мер по их сохранению. В связи с активной разработкой генеральных планов сельских поселений в настоящее время необходимо также оперативное информирование администраций местного самоуправления о наличии на их территориях ОАН. Кроме того, в ближайшие годы необходимо активизировать работы по уточнению границ и проведению межевания ОАН на территории Прионежского района с целью внесения данных в государственный реестр.



В последние году Петрозаводский госуниверситет регулярно оказывал содействие Министерству культуры Республики Карелия в проверке состояния объектов археологического наследия. Так, в 2013 году ПетрГУ по заказу Министерства культуры РФ был реализован проект «Мониторинг состояния и использования объектов археологического наследия – группы стоянок «Оровнаволок» в Медвежьегорском районе Республики Карелия. Цель работы – проведение обследования объектов археологического наследия с целью уточнения сведений о них и планирования мероприятий по обеспечению их сохранности. В ходе натурного обследования было изучено современное состояние стоянок, составлены инструментальные топографические планов 14 стоянок, выполнено описание границ стоянок, уточнены границы ОАН, получены сведения об использовании территорий стоянок, проведена их фотофиксация. Выполнено формирование первичной учетной документации на 14 обследованных объектов. Мониторинг стоянок группы «Оровнаволок» выявил аварийное состояние культурного слоя четырех древних стоянок. Причины повреждения культурного слоя – осыпание бортов карьера и противопожарные канавы. Полученные в ходе выполнения работы результаты будут использованы государственным органом охраны культурного наследия в целях сохранения, учета и использования объектов археологического наследия.

Подводя итоги, отмечу, что одним из основных способов сохранения объектов археологического наследия на данный момент является совершенствование имеющейся законодательной базы на федеральном и региональном уровне, своевременная разработка и корректировка нормативно-правовых документов, включая программу сохранения, использования и популяризации объектов археологического наследия Республики Карелия. В качестве первоочередных шагов в этом направлении считаю необходимым предусмотреть ежегодное выделение финансовых средств на проведение мониторинга и инвентаризации памятников археологии из бюджета Министерства культуры Российской Федерации, как наиболее многочисленной группы объектов культурного наследия. Актуальным является внесение изменений в ФЗ № 73 от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» об обязательном проведении предварительного археологического обследования территорий (земельных участков), подлежащих хозяйственному освоению, при получении соответствующего заключения государственной историко-культурной экспертизы. Необходимо также привести в соответствие с ФЗ № 73 от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Положение о государственной историко-культурной экспертизе.
Каталог: images -> cms -> data
data -> Рабочая программа по истории для учащихся 7-11 классов Составители: Кузнецов А. К. Богачев В. В. 2013-2014 учебный год москва
data -> Миссия школы и портрет студента
data -> Статья 51. Выдача разрешений на строительство
data -> Ведущие образовательные технологии, методы и приемы обучения и воспитания Технология проектно-исследовательской деятельности
data -> Памятка для туристов, посещающих Кубу Правила таможенного контроля
data -> Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю). Учебно-методический комплект включает в себя
data -> Предками данная мудрость народная. Славься страна! Мы гордимся тобой! Предок
data -> Память как особый психический процесс


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал