Актуальность работы



страница1/7
Дата28.10.2016
Размер1,19 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Эффективное взаимодействие ВУЗов и работодателей является необходимым условием полноценного развития системы высшего образования и трудовых отношений в России. Стимулирование данного взаимодействия подразумевает согласованность действий всех заинтересованных сторон, следовательно, наличие взаимопонимания между ними и стремления к выработке общего видения ситуации [8].

Кадровый вопрос занимает устойчивое третье место среди проблем, с которыми сталкиваются предприятия – таково мнение большинства работодателей. По значимости эта проблема уступает лишь двум другим, напрямую определяющим экономическое положение предприятия, – инвестициям и сбыту продукции. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что данная позиция по степени значимости кадровой проблемы сохраняется для предприятий различных типов собственности и не меняется в зависимости от экономического положения предприятия [4].

Актуальность поставленной проблемы возрастает в связи с финансовым кризисом, который не только предъявляет новые требования и ставит задачи перед системой образования, но и в корне меняет приоритеты кадровой политики работодателей.

Региональный рынок труда, являясь частью национального рынка труда, одновременно может рассматриваться как относительно самостоятельная сложная социально-экономическая система. Рынок труда как система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и ее использование, является неотъемлемой составной частью рыночной системы.

Для детального исследования вопроса взаимодействия ВУЗов и работодателей был выбран Южно-Уральский регион, который с одной стороны имеет ряд особенностей в вопросе взаимодействия, с другой отражает ситуацию в целом по стране для индустриальных регионов в вопросе разработки образовательных программ по техническим направлениям подготовки.

Цель работы: Разработка теоретических положений и методов усиления взаимодействия технических ВУЗов и предприятий

Постановка цели исследования обусловила необходимость решения следующих задач теоретического характера:



  1. Изучить существующий теоретический материал, связанный с развитием взаимодействия технических ВУЗов и предприятий в целом и в частности при разработке образовательных программ;

  2. Определить особенности рынка труда и кадрового потенциала предприятий для промышленно-ориентированных регионов;

  3. Исследовать отношение работодателя к качеству профессиональной подготовки выпускников технических ВУЗов;

  4. Конкретизировать требования работодателя к компетенциям работника технических направлений подготовки для различных видов деятельности;

  5. Выявить существующие формы взаимодействия технических ВУЗов и предприятий на примере Южно-Уральского региона;

  6. Разработать модель взаимодействия технических ВУЗов и предприятий, опирающиеся на существующие формы с учетом требований работодателей;

  7. Сформулировать новые формы и методы эффективного взаимодействия технических ВУЗов и предприятий на основе модели;

  8. Дать рекомендации по осуществлению инновационной программы взаимодействия технических ВУЗов и предприятий при разработке и последующей корректировке образовательных программ в Южно-Уральском регионе.

Объектом исследования выступают образовательные программы для технических направлений подготовки Южно-Уральского региона.

Предметом исследования являются процессы взаимодействия работодателей с научно-преподавательским сообществом ВУЗов при разработке образовательных программ.

Идея исследования. Повышение качества взаимодействия ВУЗов и работодателей обеспечивается за счет усиления воздействия требований работодателей на образовательные программы технических ВУЗов с учетом экономических ограничений, количественных оценок работодателя и экспертов (ППС), отражающих потребность в той или иной компетенции выпускника.

Научная новизна. Математическая модель взаимодействия технических ВУЗов и работодателей при формировании образовательных программ, отличающаяся включением согласно-параллельной коррекции, позволяющей совместно разрабатывать и своевременно корректировать образовательные программы с учетом требований, предъявляемых федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), а также с учетом требований работодателей к компетенциям специалистов.

Предложенные факториальные модели, решающие задачу линейной оптимизации на основе полученных от респондентов данных с учетом имеющихся ограничений, позволяют:

– давать количественные оценки работодателя и экспертов (ППС);

– своевременно корректировать образовательные программы.



Практическая значимость. Разработанные на основе модели рекомендации позволяют внедрить новые формы и повысить эффективность взаимодействия технических ВУЗов и работодателей в промышленно-ориентированных регионах.

Методология исследования. Теория автоматического регулирования социально-экономическими процессами; системный анализ; факторный анализ; социологические методы исследования В качестве методологии проведения смешанного исследования был выбран метод «Case research», позволяющий учесть особенности подготовки технических специалистов в промышленно-ориентированном регионе. Выбор методов обусловлен целями и задачами исследования, спецификой технических специальностей и характером изучаемых проблем. Используемые методы позволяют произвести проблемно-ситуационный анализ по вопросам взаимодействия работодателей и технических ВУЗов с целью разработать модели и обоснования управленческих решений, позволяющих улучшить процесс взаимодействия.

Структура исследования включала 8 этапов:

1 этап представляет собой компетентное изучение ФГОС третьего поколения по техническим направлениям подготовки с целью выявления унифицированных требований к выпускнику, определяемых стандартами.

2 этап связан с определением респондентов среди работодателей Южно-Уральского региона, занятых в промышленной сфере экономики. На данном этапе осуществлялась проработка кейсов.

3 этап – составление вопросов к работодателям для анкетирования или интервьюирования.

4 этап – проведение интервью и/или анкетирования респондентов. С целью получения информации о качестве подготовки выпускников и их требований относительно необходимых компетенций и приемлемых для них форм взаимодействия.

5 этап – определение сложности и стоимости формирования той или иной компетенции и обозначение роли, которую должны играть работодатели в процессе формирования у студентов соответствующих компетенций.

6 этап – создание модели, позволяющей повысить эффективность взаимодействия работодателей и системы высшего образования

7 этап – анализ и интерпретация результатов математического моделирования

8 этап – представление результатов, выводов, рекомендаций по организации взаимодействия с работодателями на примере взаимодействия с конкретными предприятиями Южного Урала.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, изложенных на 108 страницах машинописного текста, содержит 12 рисунков, 17 таблиц, список используемой литературы из 53 наименований.

Постановка задачи исследования. Южно-Уральский регион представляет собой мощный индустриальный, экспортно-ресурсный комплекс с исторически сложившейся устойчивой производственной структурой и является одним из наиболее развитых регионов в России по объему промышленного производства, развитию производственной базы, численности промышленно-производственного персонала. Урал представляет собой старейший в стране район горнорудной промышленности, черной и цветной металлургии. Здесь производится четверть продукции черной и цветной металлургии России. На Урале развиты машиностроение, химическая, топливная промышленность и энергетика. Район производит значительную долю продукции лесной, горнодобывающей промышленности, строительные материалы. Здесь также хорошо развиты легкая, пищевая промышленности, сельское хозяйство. Занятость населения в промышленном секторе согласно отраслевому классификатору видов экономической деятельности на 2006-2007 года составляла 31%, что на 10 % выше данного показателя в среднем по стране [15].

На Урале развиваются энергопроизводственные циклы выплавки черных и цветных металлов, а также машиностроительный, нефтегазохимический, горно-химический, лесопромышленный циклы. Тесная взаимосвязь этих циклов – особенность уральской промышленности. Черная и цветная металлургия, опирающиеся на горнодобывающую промышленность, создают базу для машиностроения, на отходах развиваются химические производства. А машиностроение обеспечивает машинами горную, химическую и металлургическую отрасли. В Южно-Уральском регионе обработка цветных и черных металлов ведется на разных уровнях сложности вплоть до пятого уровня передела. Широко ведется модернизация и автоматизация производства при участии как региональных и Российских организаций, так и зарубежных компаний.

Данная ситуация безусловно требует качественной подготовки высококвалифицированных работников технических специальностей, с набором необходимых компетенций, удовлетворяющих требованиям работодателей и позволяющих эффективно осуществлять профессиональные виды деятельности, что задает вектор совместной работы высших учебных заведений и работодателей. Необходимо участие работодателей в разработке требований по всем уровням профессионального образования – начального, среднего, высшего профессионального образования, программ переподготовки различного уровня. Работодателю необходимо четко сформулировать требования к профессиональным характеристикам работников, которые должны быть отражены в образовательных программах [4, 10, 29].

На сегодняшний день существует противоречие между необходимостью взаимодействия системы высшего образования с работодателями и неготовности большинства российских работодателей и ВУЗов осуществлять эффективное взаимодействие в процессе разработки образовательных программ. Данное противоречие обусловлено расплывчатостью требований к компетенциям работников и отсутствием разработанных форм и методов ведения интерактивного диалога между сторонами. Как и для других регионов Российской Федерации, для Южно-Уральского региона пути эффективного взаимодействия, удовлетворяющие как работодателей, так и высшую школу, неопределенны.

Актуальность исследуемого вопроса поддерживается и буквой закона, так федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения содержат требования к результатам освоения основных образовательных программ, основанные на компетентностном подходе. Согласно ФГОС выпускник должен обладать рядом общекультурных и профессиональных компетенций, отвечающих требованиям ФГОС, учитывающих запросы работодателей и интересы образующихся, что позволит выпускнику успешно выполнять определенные виды профессиональной деятельности [41, 42].

Уровень интеллектуализации труда, требующего креативного и профессионального отношения к результатам работы и принимаемым решениям, неуклонно растет, особенно это характерно для промышленных регионов. Рост интеллектуализации труда связан с модернизацией и автоматизацией производства. На сегодняшний день существует острая необходимость в подготовке технических специалистов, способных разрабатывать и обслуживать сложное оборудование. Подготовка специалистов в достаточно узких областях и специальностях уже не отражает современных запросов реального сектора экономики, где сейчас динамично меняется структура заказов и ощущается потребность в профессиональной мобильности специалистов, обладающих хорошей фундаментальной подготовкой.

Иными словами, к факторам и условиям, обуславливающим актуальность поставленной проблемы, можно отнести:

– динамичные изменения экономической ситуации;

– изменения кадровой политики работодателей;

– наличие противоречия между необходимостью взаимодействия и неготовностью его осуществлять;

– расплывчатость требований работодателей;

– отсутствие форм и методов эффективного взаимодействия;

– появление ФГОС третьего поколения, основанных на компетентностном подходе;

– повышение уровня интеллектуализации труда;

– наличие потребности в специалистах, обладающих профессиональной мобильностью и фундаментальной подготовкой.

Таким образом, при формировании и выполнении образовательного заказа учебные заведения должны учитывать конъюнктуру рынка труда и требования работодателей, последним необходимо выдвигать требования к профессии и активно участвовать в разработке образовательных программ для подготовки по техническим специальностям. В этих условиях становится принципиально важными разработка и использование в системе высшего образования новых методов и форм эффективного взаимодействия ВУЗов и работодателей, позволяющих готовить профессионалов, способных реализовать устойчивое и динамическое развитие соответствующих производств, в том числе и на основе наукоемких технологий. Тем не менее, при подготовке профессионалов нельзя забывать, что задачей высшего профессионального образования является не столько формирование навыков и умений, сколько объяснение как именно и почему происходят те или иные процессы, выявление сути явлений и развитие любознательности студентов [43, 44].

В качестве теоретических оснований целесообразно проанализировать российский опыт (работы О.Я. Дымарской, Г.А. Лукичева, А.Н. Лымарь, Е.М. Авраамовой, Н.И. Шевченко, М.Н. Вандышевой, Т.И. Заславской) и опыт других стран, добившихся значительных результатов в этом вопросе: Великобритания, Ирландия, Германия и др. (работы С.Ю. Алашеева, Г.А. Лукичева, Jay Cross, А. Lauren, материалы семинара Болонского процесса и др.). Существующие исследования в основном посвящены вопросам оценки эффективности работы ВУЗов со стороны работодателей и проблемам осуществления взаимодействия в целом, но имеющиеся материалы не раскрывают проблему взаимодействия при разработке образовательных программ. Более того недостаточно внимания уделено собственно техническим направлениям подготовки, а тем более с конкретизацией исследовательских вопросов относительно Южно-Уральского региона. Чтобы дать ответ на поставленные исследовательские вопросы и добиться цели исследования целесообразно провести смешанного исследование с помощью метода «Case research», где в качестве кейсов выступают промышленные предприятия Южно-Уральского региона.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ

В качестве теоретических оснований для проведения магистерского исследования были рассмотрены исследовательские проекты, реализованные под руководством к. соц. наук О.Я. Дымарской в 2008-2009 годах: «Перспективы развития взаимодействия работодателей и ВУЗов в контексте тенденций развития системы высшего образования в России» и «Направления взаимодействия ВУЗов и работодателей в представлениях заинтересованных сторон» [8]. Данные исследовательские проекты содержат комплексное изучение мнений заинтересованных сторон о проблемах и тенденциях взаимодействия работодателей и ВУЗов. Результаты, полученные в рамках проектов, использовались в качестве концептуальной и теоретической основы взаимодействия сторон, заинтересованных в развитии высшего образования в России, при проведении магистерского исследования. Данная основа позволила обеспечить единую согласованную интерпретацию перспектив сотрудничества работодателей и ВУЗов и может быть использована при формировании партнерства между ними в процессе разработки образовательных программ для технических направлений подготовки Южно-Уральского региона.

В рамках магистерского исследования был проанализирован опыт других стран в вопросе взаимодействия ВУЗов и работодателей, так как поиски и развитие новых форм взаимодействия экономики и образования необходимо вести с учетом положительного опыта зарубежных стран [30]. Так, по мнению Г.А. Лукичева [30], наиболее заметных результатов в обеспечении взаимодействия образования и бизнеса добилась Великобритания (наряду с Ирландией). В этой стране ежегодно публикуется «Заявление о требованиях к квалификациям высшего образования», которое разрабатывается совместно академическим сообществом, представителями работодателей и профессиональных организаций, а также соответствующих правительственных структур. В этом документе в максимальной степени учитываются изменения требований рынка труда. «Заявление» служит ориентиром для ВУЗов при разработке и реализации стратегий пригодности выпускников к занятости. В этой связи предпринимается целый комплекс мер, направленных на преодоление имеющихся несоответствий между реальными кадровыми потребностями отраслей экономики и подготовкой в университетах по многим направлениям и на сближение деятельности бизнеса и университетов в сфере инновационной деятельности [21-27].

Для выделения особенностей кадрового рынка Южного Урала были изучены данные территориальных органов федеральной службы государственной статистики по Челябинской, Курганской, Свердловской и др. областям [31]. Проанализированы основные экономические и социальные показатели на 2011 и 2012 года: индекс промышленного производства, среднесписочную численность работников организаций, численность незанятых трудовой деятельностью граждан, численность официально зарегистрированных безработных и другие показатели.

Особый интерес представляют показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы, такие как оценка численности населения, среднесписочная численность работников организаций, фонд заработной платы и средняя заработная плата всех работников организаций. Так показатель среднесписочной численности работников организаций для Челябинского городского округа, занятых в сфере обрабатывающего производства, на январь-март 2012 года составил 111368 человек, что значительно превышает тот же показатель для других видов деятельности, например, в сфере образования занято 45636 человек.

Высшие учебные заведения всегда работают на перспективу, поэтому для прогноза тенденций будущих лет на рынке труда, полезно сопоставить основные экономические и социальные показатели 2011-2012 годов с аналогичными показателями за 2006-2010 года. Интересным представляется сравнение статистических данных Южно-Уральского региона с общероссийскими показателями [32], социально-экономическими сведениями для других регионов [33] и международными характеристиками [34].

На Южном Урале как в целом по России основной формой подготовки специалистов является обучение в средних профессиональных и высших учебных заведениях. При изучении взаимодействия системы высшего образования и работодателей как активных игроков на кадровом рынке, эффективным видится обращение к государственной статистической отчетности в сфере профессионального образования и рассмотрение системы показателей государственной статистической отчетности деятельности высших учебных заведений, включающей следующие показатели:

– состав и количество учебных заведений;

– число и состав образовательных организаций; численность и состав учащихся;

– результат набора по конкурсу и распределение обучаемых по определенным формам обучения и различным курсам;

– трудоустройство выпускников, а также распределение по специальностям;

– количество обучаемых на контрактной основе.

Можно выделить следующие показатели педагогических кадров:

– их численность;

– педагоги различаются уровнем образования, стажем работы, возрастом, занимаемыми должностями и окладами, по всем этим категориям производится распределение;

– количество преподавателей с учеными степенями докторов либо кандидатов наук.

Среди показателей материально-технического обеспечения в образовательных организациях можно выделить следующие:

– имеющиеся учебные и лабораторные здания, помещения;

– наличие учебных мест, которые оборудованы компьютерами;

– места в столовых, общежитиях и библиотеках для студентов [35].

Чтобы глубже проанализировать кадровый рынок целесообразно обратится к характеристикам действующей статистической отчетности в сфере высшего профессионального образования, т.е. рассмотреть следующие формы федеральной и региональной государственной статистической отчетности: Форму № 3-НК "Сведения о государственном и муниципальном высшем учебном заведении", Форму № 1-ВУЗ (распределение) "Сведения о направлении на работу выпускников, окончивших высшее профессиональное учебное заведение по дневной форме обучения" и Форму № 76-КД "Сведения о результатах приема студентов в государственное высшее учебное заведение на очную форму обучения" [36]. Более подробно будут исследованы статистические данные для ВУЗов Южно-Уральского региона, в том числе для Южно-Уральского государственного университета, уделяя особое внимание техническим специальностям.

Изучены опубликованные в [37] результаты социологического исследования, проведенного с целью изучения требований работодателей к профессиональной подготовке рабочей силы в январе-феврале 2005 года. Исследование содержит полезную информацию об оценке работодателями выпускников последних лет, принятых на предприятия, сведения об оценке уровня профессиональных знаний выпускников ВУЗов разных лет и оценку руководителями нынешних работников по группам предприятий с разной общеэкономической ситуацией. Были учтены мнения и материалы [3, 4, 7, 8].

Практический интерес представляет исследование Вандышева М.Н. и Петровой Л.Е. «Работодатели: ожидания от выпускников ВУЗов» (2006 год), в котором были проведены 15 полуформализованных интервью с экспертами, представляющими основные заинтересованные стороны:


  1. Специалисты рынка труда (директор рекрутингового/кадрового агентства, руководитель центра занятости г. Екатеринбурга, экономист и руководитель службы занятости г. Асбест Свердловской области);

  2. Руководители органов управления образованием (специалист Министерства общего и среднего образования Свердловской области, руководитель управления образования г. Екатеринбурга, специалист по методической работе и специалист по кадровой работе управления образования г. Асбеста Свердловской области);

  3. Руководители учреждений образования (директор средней общеобразовательной школы, директор лицея г. Екатеринбурга);

  4. Работодатели вне сферы образования (директор СМИ, замдиректора машиностроительного завода-1, начальник отдела кадров машиностроительного завода-2, начальник управления мотивации и социального развития машиностроительного завода-3, ведущий специалист по кадрам металлургического завода.

Отчет об исследовании содержит не только анализ полученных материалов, но и вопросы, которые задавались экспертам [38].

Основываясь на полученных результатах и используемых методах в указанных исследованиях для определения отношения работодателей к качеству профессиональной подготовки выпускников технических ВУЗов и конкретизации требований работодателей к компетенциям работника технических специальностей, было проведено заочное анкетирование и интервьюирование руководителей предприятий Южно-Уральского региона.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница