Амир совершенствование врачебно-летной экспертизы авиационного персонала в исламской республике иран 14. 03. 08 авиационная, космическая и морская медицина



Скачать 465,66 Kb.
страница1/3
Дата17.10.2016
Размер465,66 Kb.
  1   2   3


На правах рукописи


НЕЗАМИ Асл сиси Амир

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВРАЧЕБНО-ЛЕТНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА

В ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ИРАН


14.03.08 – авиационная, космическая и морская медицина

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук

Москва – 2011
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор

Разсолов Николай Александрович
Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор,

Воронков Юрий Иванович

доктор медицинских наук

Чурилов Юрий Кириллович


Ведущая организация: Федеральное Государственное учреждение «7 Центральный военный клинический авиационный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации
Защита диссертации состоится «____» ____________ 2011 г. в ____ часов на заседании Диссертационного совета Д 002.111.01. при Государственном научном центре Российской Федерации - Институте медико-биологических проблем Российской академии наук (ГНЦ РФ - ИМБП РАН) по адресу: 123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, д.76 А.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГНЦ РФ – Института медико-биологических проблем РАН.
Автореферат разослан «____» ____________ 2011 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета,

доктор биологических наук М.А.Левинских

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы.

Одним из основных направлений медицинского обеспечения авиационных полетов является совершенствование врачебно-летной экспертизы (ВЛЭ). Условия профессиональной деятельности требуют от организма пилота высокой надежности в процессе выполнения полетного задания (Комендантов Г.Л., 1983; Рудный Н.М., 1986; Крапивницкая Т.А., 2006 и др.). Летная деятельность сопряжена с воздействием стрессогенных или экстремальных факторов как неустранимых элементов профессиональной среды, которые имеют реальную угрозу для здоровья и безопасности полетов. Стоимость подготовки авиационных специалистов очень высокая. Эти обстоятельства определяют важность, с одной стороны, отбора для летной специальности лиц, наиболее устойчивых к опасным условиям деятельности, с другой – раннего выявления риска возникновения психосоматических нарушений и их своевременной коррекции, а также профилактики развития состояний, угрожающих безопасности авиационных полетов (Ушаков И.Б., Хоменко М.Н., 2004; Разсолов Н.А., 2006 и др.). Врачебно-летная экспертиза выделилась в наиболее важное направление авиационной медицины для решения этих вопросов в целях обеспечения безопасности полетов в медицинском отношении.

Расписание болезней, определяющее требования к состоянию здоровья авиационного персонала, при некоторых заболеваниях и физических недостатках помимо оценок «годен» или «не годен» к тому или иному виду летной деятельности предусматривает индивидуальную оценку. Сущность принципа индивидуальной оценки заключается в том, что заключение о степени годности к летной работе выносится не только на основании наличия заболевания, но и с учетом целого ряда других данных, влияющих на трудовой прогноз. Наиболее важными из них являются выраженность функциональных нарушений, их стойкость и степень компенсации, возможность прогрессирования болезни при выполнении полетов, возраст, профессиональный опыт работы и характер предстоящей летной деятельности, мотивация освидетельствуемого к продолжению летной работы. Этот принцип в практике работы врачебно-летной экспертизы в России на протяжении многих лет оправдал себя и позволил сохранить на летной работе много опытных авиационных специалистов.

Особенностями врачебно-летной экспертизы, в значительной степени определяющими ее организацию и методы обследования, являются высокие требования, предъявляемые летной работой к состоянию здоровья, физической выносливости и психофизиологическим качествам пилота. Большинство лиц летного состава не имеют отклонений в состоянии здоровья. Поэтому основной задачей обследования обычно является исключение начальных форм латентно протекающих заболеваний и оценка функциональных возможностей организма для предстоящей деятельности. Это обусловливает необходимость особенно тщательного обследования и проведения (даже при отсутствии жалоб) ряда обязательных обследований, функциональных нагрузок, определяющих функциональные возможности организма.

История авиационной медицины гражданской авиации Ирана началась с 1955 г. Первый гражданский авиационный врач закончил короткий курс по авиационной медицине в США. При освидетельствовании авиационного персонала в настоящее время применяются требования Международной организации гражданской авиации (ИКАО). В гражданской авиации страны отсутствует четкая структура врачебно-летной экспертизы. Медицинское освидетельствование и экспертизу авиационного персонала осуществляет один врач. Специалисты-консультанты (кардиолог, невролог, хирург и другие) не имеют подготовки по авиационной медицине и мало осведомлены о требованиях к состоянию здоровья авиационного персонала. До настоящего времени в Иране нет национального нормативного правового акта по медицинскому освидетельствованию авиационного персонала гражданской авиации Ирана. Все это приводит к снижению качества врачебно-летной экспертизы и не обеспечивает безопасность полетов.

Цель исследования: научное обоснование медико-организационных мероприятий по врачебно-летной экспертизе авиационного персонала гражданской авиации Ирана для повышения безопасности авиационных полетов.

Задачи исследования.


  1. Изучить правовые основы медицинского освидетельствования авиационного персонала гражданской авиации (международные, европейские, государственные: России, США, Австралии, Ирана и других стран).

  2. Провести сравнительный анализ Медицинских требований к состоянию здоровья авиационного персонала гражданской авиации, принятых в 10 странах мира.

  3. Изучить заболеваемость и причины отстранений авиационного персонала гражданской авиации от профессиональной деятельности в Иране и России.

  4. Подготовить проект нормативно-правового акта по медицинскому освидетельствованию авиационного персонала гражданской авиации Исламской республики Иран.

Новизна полученных результатов.

Впервые разработаны требования по медицинскому освидетельствованию и врачебно-летной экспертизе авиационного персонала гражданской авиации Исламской Республики Иран. За основу взяты российские Федеральные авиационные правила: Медицинское освидетельствование летного состава, которые позволяют комиссионным способом осуществлять врачебно-летную экспертизу на более высоком качественном уровне. Одновременно были учтены Стандарты и Рекомендуемая практика ИКАО, а также опыт других стран (США, Пакистан, Арабские Эмираты, Южная Африка, Новая Зеландия, Австралия, Сингапур и Индия). При разработке национальных медицинских стандартов врачебно-летной экспертизы гражданской авиации Ирана учитывались медицинские, экономические, демографические, эпидемиологические особенности страны и обследуемого контингента.

Впервые изучена распространенность и нозологическая структура основных хронических заболеваний среди различных групп летного состава гражданской авиации Ирана, выявлены их особенности и зависимость от возраста и профессиональной деятельности. Показана роль и частота отдельных заболеваний среди медицинских причин негодности к летной работе пилотов гражданской авиации Ирана. Впервые изучены показатели качества врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации Ирана и разработана программа с предложениями по ее оптимизации.

Теоретическая значимость работы.

В теоретическом плане работа представляет важное значение, т.к. разработаны научные основы врачебно-летной экспертизы, приемлемые для введения в гражданской авиации Ирана. При этом необходимо учитывать медицинские, экономические, демографические и эпидемиологические особенности страны.. Проведенное исследование является научной базой для создания медицинской службы гражданской авиации Ирана.


Практическая значимость работы.

Изучение и анализ медицинского освидетельствования авиационного персонала гражданской авиации нескольких стран (Россия, США, Австралия и др.), Стандартов и Рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации, Европейских требований выявили наиболее важные принципы врачебно-летной экспертизы: проведение медицинского освидетельствования комиссией врачей-специалистов экспертов; необходимость иерархии контроля качества ВЛЭ; широкое использование современных методов обследования, функциональных нагрузок и психологического тестирования для оценки состояния здоровья лиц летного состава и прогнозирования их надежности и риска "отказов здоровья" при выполнении профессиональной деятельности; принятие решения о допуске к работе по индивидуальной оценке (принцип "гибкости" по ИКАО); наличие системы подготовки и усовершенствования врачей-специалистов экспертов и консультантов по авиационной медицине.

Применение для оценки качества врачебно-летной экспертизы в Иране принятых в других странах критериев позволило обосновать меры по ее совершенствованию. Эти результаты исследования и разработанные на их основе нормативный документ и рекомендации представлены в Министерство транспорта Ирана для рассмотрения вопроса об их внедрении в стране.

Положения, выносимые на защиту:

1. Проведенное исследование показало, что комиссионный способ медицинского освидетельствования авиационного персонала обеспечивает высокое качество врачебно-летной экспертизы и безопасность авиационных полетов в медицинском отношении.

2. Для оценки функциональных резервов организма пилотов, выявления ранних форм заболеваний и прогнозирования надежности при выполнении полетов необходимо в практике врачебно-летной экспертизы использовать современные методы обследования (психологические, ультразвуковые, радиологические, функциональные нагрузки) и стационарное обследование по возрасту.

3. Во врачебно-летную экспертизу авиационного персонала гражданской авиации Ирана следует внедрить принцип индивидуальной оценки, позволяющий принимать экспертное решение о допуске к профессиональной деятельности с учетом степени тяжести и течения заболевания, возникновения осложнений, а главное, обеспечения безопасности полетов.



Апробация работы. Основные результаты и положения диссертации докладывались и обсуждались: на Международном научно-практическом конгрессе Ассоциации авиационно-космической, морской, экстремальной и экологической медицины России "Человек в экстремальных условиях: человеческий фактор и профессиональное здоровье" (Москва, Россия, 13-17 октября 2008 г); 1-ой Иранской научно-практической конференции по авиационной медицине (Тегеран, 2006 г.); VI-ой Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию авиационной медицины в России и 70-летию кафедры авиационной и космической медицины РМАПО Росздрава (Москва, Россия, 18-19 ноября 2009 г.).

Диссертация апробирована на совместной научной конференции кафедры авиационной и космической медицины ГОУ ДПО «РМАПО Росздрава» и Центральной врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации (ЦВЛЭК ГА) 30 июня 2010 г.



Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 печатных работ, в том числе 1 статья в журнале, рекомендованном ВАК РФ.

Объем и структура диссертации

Диссертация состоит из введения, обзора литературы (глава 1), описания методов исследования (глава 2), результатов собственных исследований (глава 3), их обсуждения и заключения (глава 4), выводов и практических рекомендаций. Материалы изложены на 189 страницах и иллюстрированы 24 таблицами и 13 рисунками. Библиография содержит 131 наименование, из них 98 российских и 33 иностранных.



СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Объем и характеристика материала

Работа выполнена на кафедре авиационной и космической медицины ГОУ ДПО "Российская медицинская академия последипломного образования" по плану НИР кафедры; Центральной врачебно-летной экспертной комиссии Российского агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (ЦВЛЭК ГА) и Центральной клинической больницы гражданской авиации (ЦКБ ГА), а также на базе медицинских учреждений в Иране.

В работе проанализировано состояние и организация врачебно-летной экспертизы в 10 государствах мира, Стандарты и Рекомендуемая практика Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Европейские требования (JAR-FCL и EMCR 2006) (всего 30 документов), изучены результаты медицинского освидетельствования 1330 лиц авиационного персонала гражданской авиации Ирана и показатели качества ВЛЭ в России и Иране (см. табл. 1).

Таблица 1



Характеристика серий исследования

№ п/п

Наименование серий исследования

Количество

обследованных



лиц

Количество изученных медицинских документов

1

Обследование авиационного персонала, проведенное в Исламской Республике Иран

1030



1.1

курсантов летных училищ

329



1.2

пилотов, штурманов коммерческой авиации (самолет)

322



1.3

линейных пилотов, штурманов авиакомпаний

198



1.4

пилотов коммерческой авиации (вертолет)

151



1.5

других членов летного экипажа

30



2

Анализ причин негодности к летной работе в Иране

300 пилотов, признанных негодными



3

Изучение международных документов по врачебно-летной экспертизе (ИКАО) и европейских (JAR-FCL, EMCR)



3

4

Изучение национальных медицинских стандартов врачебно-летной экспертизы в странах: Россия, США, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африканская Республика, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Индия, Сингапур



9

5

Анализ результатов медицинского освидетельствования летного состава гражданской авиации России



18




Всего

1330

30

На первом этапе исследования были изучены опыт и материалы, касающиеся непосредственно медицинского освидетельствования авиационного персонала гражданской авиации (ГА) в России и Иране. Этот раздел работы проводился на базе кафедры авиационной и космической медицины ГОУ ДПО "РМАПО Росздрава", в отделении экспертизы и восстановительного лечения летного состава ЦКБ ГА, ЦВЛЭК ГА, а также в поликлинике ГА и авиакомпаниях Ирана.

Обследование пилотов в стационаре ЦКБ ГА включало данные опроса (анамнез жизни, жалобы, перенесенные заболевания, аллергологический статус, наследственность, сведения о физической активности, социально-бытовые условия), лабораторные и инструментальные методы обследования, осмотр врачей-специалистов экспертов ЦВЛЭК ГА (терапевт, невролог, хирург, отоларинголог, офтальмолог, психолог). По медицинским показаниям проводились консультации кардиолога, эндокринолога, уролога и других специалистов. На основании результатов обследования устанавливался клинический диагноз. Медицинское заключение о годности (негодности) летного состава к выполнению профессиональной деятельности принималось ЦВЛЭК ГА.

В работе, которую проводили в Иране, были получены материалы, собранные при медицинском освидетельствовании авиационного персонала по разработанной автором диссертации методологии, соответствующей задачам исследования, целью которого являлось изучение состояния здоровья авиационного персонала гражданской авиации Ирана, научное обоснование требований к состоянию здоровья для допуска к профессиональной деятельности и совершенствование системы врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации страны. Источниками информации о состоянии здоровья и заболеваемости авиационного персонала являлись документы, отражающие результаты медицинского освидетельствования; периодических медицинских осмотров; наблюдения за выполнением летной работы; госпитального обследования и лечения.

Объем статистической совокупности для изучения заболеваемости авиационного персонала гражданской авиации Ирана составил 1030 лиц наблюдения, 459 были в возрасте до 36 лет, а 571 - 36 лет и старше. У 572 лиц были выявлены заболевания. Прошли медицинское освидетельствование 329 курсантов летных училищ, 322 – пилотов и штурманов коммерческой авиации (самолет), 198 - линейных пилотов и штурманов авиакомпаний, 151 - пилотов коммерческой авиации (вертолет), 30 - других членов летного экипажа.

Кроме того, были изучены причины негодности к летной работе освидетельствованных автором 300 лиц летного состава гражданской авиации Ирана.

При статистической обработке материалов были использованы: расчеты относительных и стандартизованных показателей, стандартных отклонений и стандартных ошибок, доверительных интервалов, критериев достоверности (для параметрических методов - критерии t Фишера и Стьюдента, для непараметрических методов - критерий Крускала-Уоллиса и x2). В работе были использованы апробированные и широко известные статистические методы с применением пакета «Statistika-6» на персональном компьютере.



ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Изучение официальных международных документов ИКАО и JAR по медицинскому освидетельствованию авиационного персонала ГА показало, что медицинские заключения по Стандартам и Рекомендуемой практике ИКАО подразделяются на 3 класса. К 1-му классу относятся, в основном, пилоты линейной и коммерческой авиации, ко 2-му классу – пилоты-любители, к 3-ему классу – диспетчеры УВД. Поправка ИКАО № 167 от 2005 г. рекомендовала перевести из первого класса во второй бортинженеров и штурманов. Однако эту рекомендацию ИКАО ввели в национальные медицинские стандарты не все страны – члены ИКАО. В частности, ее не приняли Россия и страны СНГ.

Европейские стандарты предусматривают 2 класса медицинских заключений для членов летного экипажа, а для диспетчеров УВД имеется отдельный нормативный документ с медицинскими требованиями.

Имеются значительные различия между документами ИКАО и JAR по медицинским стандартам, касающимся допуска к профессиональной деятельности при аортокоронарном шунтировании, гипертонической болезни, снижении остроты зрения, депрессии и других заболеваниях; по процедурам медицинского освидетельствования и выдачи Медицинских сертификатов; срокам действия Медицинских сертификатов членов экипажа и диспетчеров УВД. Рассмотрение национальных медицинских стандартов 9 стран – членов ИКАО также выявило различия в организации медицинского освидетельствования авиационного персонала (рис. 1, 2).



Схемы медицинского освидетельствования

лиц летного и диспетчерского состава гражданской авиации

Россия

Рис. 1


Иран


Примечание: CAOIR – организация гражданской авиации Исламской республики Иран

Рис. 2

В США, европейских странах и других государствах врачебно-летную экспертизу осуществляют авиамедицинские экзаменаторы – АМЭ (семейные врачи и врачи общей практики). В России эту функцию выполняют врачи-специалисты эксперты врачебно-летных экспертных комиссий гражданской авиации (ВЛЭК ГА) в составе терапевта, хирурга, невролога, офтальмолога и отоларинголога, подготовленные по базовой врачебной специальности и авиационной медицине, а ВЛЭК ГА имеет государственную лицензию на медицинскую деятельность "Врачебно-летная экспертиза" и сертификат от Минтранса России на медицинское освидетельствование авиационного персонала гражданской авиации.



Медицинские стандарты отличаются в разных странах – членах ИКАО по объему клинических, лабораторных, функционально-диагностических и рентгенологических исследований, применению нозологических или анатомо-описательных принципов формулирования требований к состоянию здоровья. Например, в США допускаются к летной работе пилоты с ишемической болезнью сердца, после реабилитации по поводу синдрома наркотической зависимости. Подобный же либеральный подход ВЛЭ к заболеваниям в Австралии и ЮАР. Напротив, в России освидетельствование осуществляется по более строгим требованиям, и лица с психическими заболеваниями, сахарным диабетом типа 1, некоторыми заболеваниями сердца и сосудов признаются негодными к летной работе.

Особое значение для ВЛЭ имеет использование индивидуальной оценки или принципа "гибкости" по терминологии ИКАО. Ряд стран – членов ИКАО практически не применяет индивидуальную оценку (Иран, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты и др.). Принципом индивидуальной оценки широко пользуются экспертные комиссии России и благодаря этому сохраняют на летной работе опытнейшие летные кадры. При этом следует заметить, что комиссионный способ медицинского освидетельствования и широкое использование современных лабораторно-инструментальных методов обследования, функциональных нагрузок, позволяют минимизировать смертность летного состава и количество "отказов здоровья" (инфаркт, инсульт, эпилептический припадок и др.), угрожающих безопасности авиационных полетов.

На повышение качества врачебно-летной экспертизы оказывает влияние столетний опыт медицинского обеспечения полетов в России, включающий в себя предполетные медицинские осмотры, динамическое наблюдение лиц летного состава у врача летного отряда или авиакомпании, широкое использование лечебно-реабилитационных мероприятий. К сожалению, большинство стран мира – членов ИКАО в медицинском обеспечении полетов ограничивается только медицинским освидетельствованием авиамедицинским зкзаменатором (экспертом).

При разработке национальных медицинских требований к состоянию здоровья авиационного персонала ГА Ирана, определяющих допуск к профессиональной деятельности, использовались результаты настоящего исследования, посвященные изучению медицинских (заболеваемость летного состава и причины негодности к летной работе), экономических (возможность проведения определенного объема обязательных и дополнительных, в том числе дорогостоящих методов обследования и приобретения авиационной техники), демографических (возраст летного состава) и эпидемиологических особенностей страны и освидетельствуемого контингента лиц.

Анализ проведенной автором врачебно-летной экспертизы 300 пилотов гражданской авиации Ирана показал, что причинами признания негодными к летной работе в 76% случаев были заболевания сердечно-сосудистой системы (рис. 3): патология сердца (29%), атеросклеротическое поражение сосудов головного мозга (17%), атеросклероз со стенозом магистральных сосудов (22%), гипертоническая болезнь (8%); заболевания органов дыхания (6%); нервной системы (5%); желудочно-кишечного тракта (3%); ЛОР-органов (4%); онкологические заболевания (3%) и болезни глаз (2%). Распространенность факторов риска ИБС оказалась достаточно высокой. Это обстоятельство требует разработки программы по снижению заболеваемости сердечно-сосудистыми заболеваниями у летного состава гражданской авиации Ирана и использование во ВЛЭ современных методов диагностики ИБС, гипертонической болезни и заболеваний сосудов головного мозга.

При обследовании 1030 лиц летного состава (см. табл. 2), у 572 (55,5%) были выявлены заболевания, в том числе: хронические инфекционные заболевания – 85 лиц, заболевания желудочно-кишечного тракта – 82, заболевания ЛОР-органов – 72, миокардиодистрофия – 56, нейроциркуляторная дистония – 44, заболевания вегетативной нервной системы – 41, атеросклероз – 30, заболевания мочеполовых органов – 30, гипертоническая болезнь – 16, прочие – 24.



Рис. 3. Причины негодности к летной работе в Иране

Таблица 2



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница