Аналитическая сравнительная характеристика Технопарков в Москве и мо



Скачать 165,5 Kb.
Дата18.10.2016
Размер165,5 Kb.

Аналитическая сравнительная характеристика Технопарков в Москве и МО

В настоящее время в мире существует большое множество разнообразных форм технопарковых структур:

научные парки, технологические и исследовательские парки, инновационные, инновационно-технологические и бизнес-инновационные центры, центры трансферта технологий, инкубаторы бизнеса и инкубаторы технологий, виртуальные инкубаторы,технополисы и другие.

Между некоторыми из этих форм существуют принципиальные отличия, связанные с различным функциональным предназначением, спецификой организационной формы, спектром решаемых задач, в то время как между другими технопарковыми структурами отличие носит скорее терминологический характер, иногда связанный с особенностями развития инновационной инфраструктуры в определенной стране.

Но наибольшее распространение получили три группы технопарковых структур: инкубаторы, технополисы, технопарки (научные и технологические парки).

Разница между научными и технологическими парками в том, что первые “более тесно связаны с НИИ и (или) университетами”, а вторые требуют интеграции усилий общественных научно-исследовательских институтов, исследовательских отделов крупных концернов, малых и средних предприятий и новых инновационных фирм. Но в центре внимания все равно находятся фирмы, поскольку технологические парки не создаются лишь для того, чтобы содействовать развитию науки и техники.

Многие не разделяют научные и исследовательские парки, считая, что ведущий принцип их деятельности состоит в “локальной агломерации технологических знаний и “ноу-хау”, а также концентрация усилий на определенной технологии, так как движущей силой технологических парков является успешное развитие бизнеса и увеличение занятости в регионе или городе. Де-факто же, давно принято писать слова научный, исследовательский, технологический парк именно так, через запятую. Ну а в России чаще парки называют “технологическими” или “научно-технологическими”. Может быть, этим подчеркивая их практическую направленность. Думается, не стоит придираться к словам, гораздо важнее разделить так называемые “технопарковые структуры” по функциональному признаку, по решаемым ими задачам.

Начало технопаркам было положено в США в начале 50-х годов, когда был организован научный парк Стэнфордского университета (штат Калифорния). Университет нашел применение пустующему участку земли, который находился в его владении. Земля и помещения стали сдаваться в аренду автономным малым предприятиям и действующим компаниям, бурно развивающимся за счет военных заказов федерального правительства, для размещения ими своих подразделений, работающих в области высоких технологий. Арендующие фирмы имели тесные рабочие контакты с университетом.

Потребовалось 30 лет, чтобы завершить строительство, формирование инфраструктуры и сдать в аренду всю свободную землю научного парка. Этот проект являлся долгосрочным, требующим терпения и преданности делу, и результаты — этот научный парк прославился феноменальными достижениями в развитии наукоемкого сектора промышленности. В технопарке начинали свою жизнь такие теперь известные фирмы как “Хьюлетт-Паккард”, “Поляроид”. Этот технопарк положил начало знаменитой Кремниевой долине.

Объективности ради следует отметить, что в СССР в 1956 был создан Новосибирский научный городок (Академгородок), до сих пор остающийся образцом научного поселения, который претворял в жизнь некоторые существенные принципы инновационных технологий 21 века, и, кстати, который после знакомства в 1971 году американских журналистов с его Золотой Долиной, повлиял на название “Кремниевая долина”.

В Европе технопарки появились в начале 70-х годов. Одними из первых были Исследовательский парк Университета Хэриот-Уатт в Эдинбурге; научный парк Тринити колледж в Кембридже; Левен-ла-Нев в Бельгии; София-Антиполис в Ницце и Зона научных и технических нововведений и производства (ZIRST) в Гренобле. Они повторили раннюю модель технопарков США, особенность которой — наличие одного учредителя, а основной вид деятельности — сдача земли в аренду собственникам наукоемких фирм.

Такой подход разочаровал энтузиастов технопарков, поскольку дело шло медленно. Поэтому в технопарках все чаще стали строить так называемые “инкубаторы технологического бизнеса” — здания для размещения многих малых начинающих инновационных фирм. Инкубаторы предоставляли перспективным предпринимателям производственные помещения, обеспечивали набором услуг, связью с местным университетом или научным центром, а также с финансовыми кругами.

В конце 80-х — начале 90-х годов начинается формирование первой волны российских технопарков. Большая часть их организуется в высшей школе. Эти технопарки не имели развитой инфраструктуры, недвижимости, подготовленных команд менеджеров. Они часто создавались и рассматривались как одно из подразделений вуза. В своем большинстве они не представляли собой реально действующие структуры, инициирующие, создающие и поддерживающие малые инновационные предприятия. Это, по сути, была пока еще лишь заявка на создание технопарка.

В 1990 году формируется и начинает реализовываться Госкомитетом СССР по народному образованию программа создания и развития технопарков. Правопреемником этой программы стало Минобразования Российской Федерации.

Тогда же создается и начинает свою работу Ассоциация “Технопарк” (См. справку). Главным направлением ее деятельности на этом этапе были: изучение и адаптация к российским условиям зарубежного опыта создания технопарков, разработка концепции создания в России технопарков, пропаганда и разъяснение сущности технопарка как наиболее эффективной формы обеспечения развития малого инновационного предпринимательства, подготовка кадров для технопарков и малых инновационных фирм, в том числе с привлечением ведущих зарубежных специалистов, интенсивная работа в регионах. В немалой степени благодаря усилиям Ассоциации “Технопарк” в эти годы наблюдается бурный рост числа организованных и зарегистрированных технопарков (1990 г. — 2, 1991 г. — 8, 1992 г. — 24, 1993 г. — 43). Первый технопарк в Российской Федерации — “Томский научно-технологический парк” был создан в 1990 году. Сейчас по количеству технопарков Россия занимает пятое место в мире, более 60 технопарков номинально действуют в 35 ее регионах.

Следует все-таки отметить, что в России технопарков пока очень мало, их количество, а главное, материальная и финансовая база не обеспечивают реализацию даже имеющегося интеллектуального потенциала и спроса на инновационную продукцию.

Фактом является и то, что для развития технопарков необходимо существенное внимание государственных и местных органов власти. Технопарк не является организацией, приносящей немедленную прибыль (кроме социальной). Отдача от вложений получается от фирм, выращенных в технопарке, а срок становления фирм обычно равен 3—4 годам. Без существенных финансовых инвестиций и другой материальной помощи реализовать технопарковую технологию весьма сложно.

На территории Москвы и Московской области можно выделить несколько крупных технопарков, более-менее активно позиционирующих себя следующим образом:


Зеленоградский научно-технический парк.

Зеленоградский научно-технологический парк (ЗНТП) располагается на площадях МИЭТ (ТУ). При этом 100 м2 занимает дирекция, 250 м2 обслуживающие фирмы инфраструктуры и 1000 м2 инновационные фирмы. В составе парка в настоящее время работает 38 малых компаний, производящих научно-техническую продукцию. Часть этих предприятий расположена на территории парка, а часть на площадях МИЭТ. Зарегистрирован в июне 1991 года в виде ассоциации предприятий г. Зеленограда. Учредителями парка выступили: Московский государственный институт электронной техники (Технический университет) , Префектура, ряд государственных и коммерческих предприятий г. Зеленограда. Зеленоградский научно технологический парк основное внимание в течении девяти лет своего существования уделял развитию и совершенствованию сферы услуг для малых фирм, работающих в научно технической сфере. В ходе реализации проектов НОУ-ХАУ фонда правительства Великобритании (2 проекта 250.000 ф. ст. 1991 1992 г., 80.000 ф. ст. 1992 - 1993 г.), Европейского банка Реконструкции и развития программы ТАСИС-ЕС (1993 - 94, 1.2 млн. экю), Агентства международного развития США ( 1995 - 1996, 75.000 $ ), фонда Евразия ( 1995 - 1996, 50.000 $ ), Программы ТАСИС ЕС ( 1996 - 98 г. 4,5 млн. экю), были привлечены и активно сотрудничали с ЗНТП десятки зарубежных экспертов и специалистов в области наукоемкого бизнеса, которые совместно с менеджерами ЗНТП провели значительное число консультаций, семинаров по самым актуальным проблемам малого бизнеса.

В структуру парка входят три отдела, три Центра, инновационный фонд и лицензионно-патентное агентство.



Рис. 1. Структура Зеленоградского научно-технологического парка

В функции международного отдела входит:



  • организация переговоров с зарубежными партнерами;

  • организация приема международных делегаций;

  • обеспечение коммуникаций с зарубежными партнерами;

  • сопровождение международных проектов;

  • выполнение устных и письменных переводов.

В функции центра трансферта технологий входит:

  • поиск и отбор перспективных проектов для совместного выполнения с зарубежными партнерами;

  • оформление проектов инновационных фирм парка в соответствии с международными стандартами;

  • поиск зарубежных потенциальных потребителей продукции фирм парка или партнеров для совместной реализации;

  • участие в проведении переговоров и составлении договоров фирм парка с потенциальными партнерами;

  • разработка совместно с фирмами парка рекламной компании их продукции;

  • поиск дистрибьюторов и предоставление собственных дистрибьюторских услуг;

  • обеспечение участия продукции фирм парка на международных выставках и исследовательских программах.

В функции отдела технического обслуживания входит:

  • прием и обработка корреспонденции;

  • тиражирование и брошюрование документации;

  • оформление и печать черно-белых и цветных документов, содержащих текст, графики, таблицы и рисунки;

  • изготовление слайдов для проекционных аппаратов (кодоскопов);

  • компьютерный набор и верстка текстов, изготовление оригинал-макетов;

  • изготовление визиток, буклетов, рекламных листов;

  • разработка фирменных знаков и логотипов.

Информационно-консалтинговая служба

Основной целью информационно-консалтинговой службы является предоставление консультационных услуг, в том числе с привлечением зарубежных консультантов и экспертов, в различных сферах бизнеса малым фирмам парка, сопровождающих их создание и дальнейшее развитие, помощь в планировании бизнеса, составлении и анализе бизнес-планов проектов фирм парка.

Кроме того, парк обеспечивает формирование инфраструктуры фирм, находящихся в его среде путем:


  • Сдачи в аренду помещений для размещения в них офисов, лабораторий, мастерских.

  • Предоставление во временное пользование оборудованного конференц-зала для проведения семинаров, презентаций, переговоров, совещаний.

  • Предоставления доступа к средствам телекоммуникации и связи.

  • Предоставления доступа к оргтехнике коллективного пользования.

  • Предоставления в аренду средств вычислительной техники.

Научный парк МГУ.

Научный парк МГУ – один из первых в России научно-технологических парков - был создан в 1992 году по инициативе ректора МГУ, академика Садовничего В.А. и при активном содействии Миннауки России.

Предыстория Научного парка восходит к началу 90-х годов, когда немало ученых вынуждены были переключиться на новую для них форму деятельности: создавать на базе разработок высокотехнологичный продукт, который затем был бы востребован на рынке. Университет передал Научному парку в аренду территорию рядом с Ботаническим садом, где было начато строительство двухэтажных корпусов. Сейчас здесь работает 45 коллективов, завоевавших это право на конкурсной основе.

Цель Научного парка - способствовать тому, чтобы на базе университетских разработок создавался новый продукт, который потом востребуется рынком. Тем самым Парк дает ученым и возможность зарабатывать дополнительные деньги, используя то знание и умение, которое они приобрели во время учебы или в ходе своей профессиональной деятельности. Парк в этом смысле служит своего рода интерфейсом между научной лабораторией и потребностями рынка, позволяя оптимальным образом коммерциализировать результаты научного труда.

В Научном парке работают люди, сохраняющие связь с университетом. Встречаются ситуации, когда до 90% прибыли компания, работающая в Парке, направляет в свою «родную» лабораторию, поскольку нуждается в новых идеях, новых разработках. Кроме того, малые предприятия Научного парка уже сами выступают заказчиками университетских исследований, на эти цели уходит до 20% от оборота компаний.

Научный парк не имеет права рассчитывать на бюджетные средства, предназначенные университету. Но благодаря существующим в РФ специальным программам поддержки инновационной деятельности, НП имеет возможность получать средства на развитие собственной инфраструктуры и на реализацию инновационных проектов фирм Парка на возвратной основе.

С 1996г. успешно действует Межведомственная программа по Активизации Инновационной деятельности в РФ, инициаторами которой являются Миннауки, Минобразования, Фонд Содействия, РФТР.

До 1999г. в Научном парке МГУ работало более тысячи постоянных сотрудников и около пятисот совместителей, из них свыше 60% - студенты и аспиранты университета, занятые по своей специальности. Это помощь Парка учебному процессу, поскольку молодежь получает дополнительный стимул к знаниям.

В 1997 году было начато строительство нового Центра Информационных технологий, по окончании которого (в 1999 году) в Научном Парке МГУ разместилось 45 компаний, при этом число рабочих мест достигло 1855.

Преимущества, предоставляемые фирме Научным парком, можно разделить на три основные категории. Первая из них – это так называемый технический сервис, включающий в себя аренду помещений, организацию связи, помощь с проведением переговоров.

Ко второй категории можно отнести финансово-юридические консультационные услуги (в большинстве своем – на платной основе), а также различные маркетинговые исследования. Немалую роль играет и помощь в поиске льготных источников финансирования. Дирекция парка имеет прямые контакты с Миннауки и Минобразования, которые могут быть использованы для помощи в продвижении какого-либо инновационного проекта. Перечисленные услуги оказываются либо на коммерческой основе, либо за участие научного парка в том или ином крупном проекте в качестве акционера.

Третья категория преимуществ, получаемых фирмами от работы в парке, - это стимуляция так называемого синергетического взаимодействия фирм, работающих на его территории. Иными словами, парк помогает коллективам, работающим независимо друг от друга, объединить усилия и создать новый продукт, который каждый по отдельности не смог бы освоить.

Так же в Научном парке МГУ представлено много компаний занимающихся именно Интернет-технологиями. До 70% работников в НП трудятся в компаниях, занимающихся областью Интернет-технологий или Программного обеспечения. Например компания «СТЕК», старейший Интернет-провайдер, с 1991 года представляет частным и корпоративным пользователям услуги по подключению к Сети. Имеет партнерские отношения с ведущими операторами каналов связи и провайдерами Интернет в Московской области. Одной из разработкой компании является информационно-поисковая система Rambler, что дает возможность научному парку позиционировать себя перед весьма обширной аудиторией в самом привлекательном свете и без особенных затрат.

Технопарк МЭИ.

Технопарк предполагалось создать на базе стадиона в непосредственной близости от гостиничного комплекса «Измайлово». Отсюда и первоначальное название технопарка. Идея создания технопарка была столь привлекательна, что после специально для этих целей организованного визита в МЭИ проф. Шукшунова В.Е. и решения Гособразования СССР участвовать в финансировании проекта, в качестве учредителей изъявили желание выступить Минэнерго СССР, Минтопэнерго РСФСР, ГКНТ СССР, Правительство г. Москвы в лице АО «Регион». Бизнес партнером выступала компания «Контакт-XXI»- динамично- развивающаяся фирма, занимающаяся производством систем спутникового телевидения и импортозамещающих электронных приборов, а так же «Академия менеджмента и рынка», «Промрадтехбанк» и банк «СБС-Агро». Прилегающая к стадиону территория общей площадью 18 га позволяла освоить не только уже имеющиеся здания и сооружения, но и рассматривать будущее развитие технопарка по классическом сценарию.

Следующим шагом стало создание инновационно-технологического центра Научного парка МЭИ в рамках Межведомственной программы «Активизация инновационной деятельности в научно-технической сфере». Эта программа была инициирована Минобразования, Миннауки, Российским фондом технологического развития и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, именуемом чаще всего Фондом И.М. Бортника по имени его генерального директора. В рамках программы предполагалось создание восьми инновационно-технологических центров в крупных научно-промышленных центрах: три в Москве, два в Санкт-Петербурге, один в Екатеринбурге, один - в Новосибирске, один - в Казани. Технопарк МЭИ был выбран в качестве одного из таких центров. Особенность этого инновационно-технологического центра заключалась в том, что он был продолжением развития Научного парка МЭИ, создавался в непосредственной близости от университета на части площадей опытного завода МЭИ, что предполагало тесную кооперацию завода и фирм ИТЦ, а также сотрудничество с кафедрами и лабораториями МЭИ.
Научно-технологический парк «Технопарк в Москворечье».

Международный научно-технологический парк «Технопарк в Москворечье» был создан в марте 1993 г. Московским государственным инженерно-физическим институтом (техническим университетом) – МИФИ, Ассоциацией «Технопарк», малыми наукоемкими предприятиями, учрежденными сотрудниками университета. В конце 1999 г. к ним присоединилась Префектура Южного Административного округа г. Москвы. Технопарк с момента возникновения функционирует как некоммерческая организация – ассоциация.

При образовании технопарка преследовались следующие основные цели:


  • сохранение научного потенциала базового вуза-учредителя;

  • формирование рынка идей, научно-технических проектов и инноваций;

  • создание среды поддержки начинающих предпринимателей, работающих в области высоких технологий;

  • развитие международных научно-технических связей, трансферт отечественных технологий на зарубежный рынок;

  • всесторонняя поддержка студенческих инициатив в области наукоемкого предпринимательства.

В составе МНТП «Технопарк в Москворечье» было сформировано пять подразделений, охватывающих основные направления инновационной деятельности технопарка: Технологический Центр, Бизнес-центр, Учебный центр, Центр студенческих инициатив и Центр сертификации качества материалов. Действующие службы, центры и производственные участки технопарка располагаются в уже готовых помещениях, выделенных для этой цели МИФИ. Для размещения Бизнес-инкубатора малых наукоемких фирм МИФИ предоставил технопарку в оперативное управление отдельно стоящее 3-х этажное здание на территории института общей площадью 1750 м2.

Эффект от партнерского взаимодействия малых наукоемких фирм технопарка, работающих в области создания и обработки новых материалов, экологии и медицины, информатики и телекоммуникаций, приборов для научных исследований и учебного оборудования, обеспечивает в технопарке плодотворную предпринимательскую атмосферу.

МНТП «Технопарк в Москворечье» сотрудничает более чем с 20 научно-технологическими парками России, состоит членом Московской торгово-промышленной палаты и Международной Ассоциации научных, технологических парков и инкубаторов бизнеса «Технопарк», имеет тесные связи с научными парками и бизнес-инновационными центрами Великобритании, Германии и Голландии.

Большинство действующих производственных участков технопарка располагаются в помещениях, выделенных базовым университетом. Общая площадь, занимаемая производственными и обслуживающими фирмами технопарка, составляет около 2750 м2. Данные помещения технопарк и его малые наукоемкие фирмы занимают на условиях ежегодно обновляемых договоров аренды. При этом арендная плата за пользование площадями взимается с фирм технопарка и вносится на счет МИФИ.

В плане обеспечения социально-бытовых условий МИФИ предоставляет право участникам технопарка пользоваться услугами своих обслуживающих подразделений (столовая, мастерские, медицинское обслуживание, спортивные базы, общежитие, профилакторий и т.п.) и обеспечивает охрану территории.
Все вышеперечисленное позволяет сделать выводы, что рекламная деятельность и позиционирование услуг столичных технопарков, в основном направлены на привлечение новых Российских и зарубежных партнеров и арендаторов. И наибольшая часть подающейся рекламы составляют информация в СМИ и банерно-информационная реклама в сети интернет. Также для привлечения новых, потенциально заинтересованных сотрудничестве организаций используются личные связи на уровне местных и федеральных органов управления. Наиболее объемная рекламная компания и наиболее интересные предложения подаются в начале. В дальнейшем работает принцип частного информирования и распространения информации в определенных кругах привлеченными фирмами, новыми партнерами. С дальнейшим развитием заинтересованность в широкой рекламе падает. Остаются направления позволяющие привлечь наиболее выгодного партнера и обеспечить необходимой рекламно-полиграфической продукцией фирм арендаторов.

Справка

Ассоциация "Технопарк" была образована в 1990 году для координации деятельности по созданию и развитию технопарков, разработки научно-методического и информационного обеспечения формирования технопарков в России, подготовки для них специалистов. Она является некоммерческой общественной организацией, объединяющей на добровольных началах трудовые коллективы и специалистов научных и технологических парков, инкубаторов бизнеса, инновационных центров, научных и учебных заведений, организаций, учреждений, предприятий и общественных объединений, занимающихся вопросами инновационной деятельности.

Ассоциация "Технопарк" представляет собой межрегиональную общественную организацию Российской Федерации, объединяющую свыше 90 российских и зарубежных членов, в том числе, Ассоциацию университетских исследовательских парков Северной Америки, Ассоциацию научных парков Великобритании, Национальную ассоциацию инкубаторов бизнеса США, Ассоциацию технопарков Германии, Международную ассоциацию научных парков.

Одним из приоритетных направлений деятельности Ассоциации является подготовка кадров для технопарков, инкубаторов бизнеса, малых инновационных предприятий и фирм. Работа в этом направлении в Ассоциации началась практически с момента ее создания.

Большая помощь в области подготовки кадров была оказана зарубежными партнерами Ассоциации из Великобритании, США, Канады, Германии и т.д. При их поддержке и участии в течение шести лет (3-4 раза в год) проводились семинары, направленные на решение теоретических и практических задач становления технопарков. В 1993-1996 годах был реализован Международный проект "Подготовка команд менеджеров и преподавателей-консультантов для российских технопарков". Исполнителями этого проекта были Ассоциация "Технопарк" (Россия) и Научный парк Варвикского университета (Великобритания). В рамках этого проекта подготовлено около 100 специалистов для 8 наиболее развитых технопарков России.

Еще одним направлением деятельности Ассоциации "Технопарк" является разработка научно-методических основ создания, функционирования и управления технопарками. За пятилетний период (1990-1995гг.) Ассоциацией, с учетом мирового опыта, была сформулирована и отработана на практике концепция создания технопарковых и иных инновационных структур на территории России и в странах СНГ.

В настоящее время в 25 регионах Российской Федерации действует свыше 50 технопарков, 25-30% из них это стабильно функционирующие структуры. Учредителями российских технопарков являются университеты, научные центры, промышленные предприятия, негосударственные фирмы, органы власти, банки, общественные организации.

Российские технопарки организованы как акционерные общества открытого или закрытого типов, общества с ограниченной ответственностью, а также как государственные предприятия, некоммерческие хозяйственные организации и др.

В технопарках России размещено около 1000 малых инновационных предприятий; действует около 150 малых предприятий сервисного назначения; организовано более 10000 новых рабочих мест.

Российские технопарки производят продукцию и оказывают услуги 24 отраслям промышленности и социальной сферы, в том числе наиболее часто в сферах науки, научного обслуживания, экологии, машиностроения, топлива, энергетики, информатики, здравоохранения и образования. Основными потребителями продукции и услуг технопарков являются государственные предприятия, частный сектор, высшие учебные заведения и зарубежные потребители.

В ряде регионов (Москва, Санкт-Петербург, Томская, Саратовская, Самарская, Тюменская области, Республики Башкортостан и Татарстан и др.) крупные региональные технопарки играют значительную роль в формировании территориальной инновационной системы.

Некоторые наиболее развитые технопарки получили признание не только в России, но и за рубежом: Томский международный деловой центр "Технопарк", Уфимский технопарк "Башкортостан", Научный парк МГУ, Зеленоградский научно-технологический парк, Саратовский технопарк "Волга", "Технопарк в Москворечье", Поволжский научно-технологический парк "Авиатехнокон" и др.



Ассоциация "Технопарк" работает в тесном контакте с федеральными и региональными органами управления Российской Федерации, международными и зарубежными национальными организациями по практической реализации программ создания технопарков, инкубаторов бизнеса и инновационных центров в целях сохранения инновационного потенциала страны.

Ассоциация успешно работает в течение вот уже почти десяти лет, имеет все возможности решать сложный комплекс проблем, связанных с созданием, становлением, развитием, функционированием и управлением технопарками, инкубаторами бизнеса и инновационными центрами.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница