Анализ зарубежного опыта по формированию условий для развития институтов оформления независимой оценки качества образования



страница1/10
Дата18.10.2016
Размер1,13 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Анализ зарубежного опыта по формированию условий для развития институтов оформления независимой оценки качества образования.


Совершенствование системы управления качеством образования является важнейшей частью национальной политики в развитых и многих развивающихся странах. Из опыта мирового опыта можно выделить основные тенденции этого процесса: передача полномочий по принятию решений от центрального уровня к местному, формирование непрерывной национальной системы образования, повышение эффективности функционирования всех ее звеньев через координацию и кооперацию их усилий, введение многоуровневого обучения и модернизация содержания образования, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, а также формирования механизмов контроля качества образовательных услуг1.

Поскольку международная активность в высшем образовании становится все более экономически привлекательной, концепция качества образования все более и более становится вовлеченной в межинституциональную конкуренцию. Однако национальная природа процедур обеспечения качества образования приводит к запутывающему разнообразию стандартов и критериев. В большой степени системы высшего образования, включая механизмы оформления оценки качества образования, остаются вложенными в национальные структуры, которые не прозрачны и не удобочитаемы в других странах. В тот самый момент, когда интернационализация высшего образования требует больше прозрачности рынка, имеется серьезная нехватка процедур проверки качества, которые могут быть применены для определения стандартов в международном масштабе.

В мировой практике применяются различные подходы к оценке качества работы вузов: репутационный, результативный и общий. Репутационный подход использует экспертный механизм для оценки качества профессиональных образовательных программ и учебных заведений в целом. Результативный подход основан на измерении количественных показателей деятельности вуза. Общий подход базируется на принципах «всеобщего управления качеством» (Total Quality Management, TQМ) и требований к системам менеджмента качества Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO).

Исторически сформировались «английская модель», в основе которой лежит внутренняя самооценка вузовского академического сообщества, «французская модель», основанная на внешней оценке вуза с точки зрения его ответственности перед обществом и государством, а также различные их комбинации. «Американская модель» оценки качества деятельности образовательных учреждений и качества образовательных программ представляет собой сочетание идей «английской» и «французской» моделей.

В процессе формирования национальных систем обеспечения качества высшего образования широкое распространение получила внешняя оценка качества: 80% вузов подвергаются ее процедурам. Причем более часто – вузы, осуществляющие подготовку в сфере бизнеса, экономики, инженерии и технологий. При внешней оценке новых типов квалификаций, новых типов вузов и частных учебных заведений акцент делается на соответствии. По мере развития оценки качества наблюдается переход от «оценки соответствия» к стратегиям совершенствования. Определились цели внешнего оценивания: подотчетность вузов; повышение качества образования; обеспечение прозрачности; достижение национальной и международной сопоставимости; ранжирование образовательных учреждений. К типам оценивания и контроля качества стали относить: оценивание предмета; оценивание программы; программную аккредитацию; институциональную аккредитацию; институциональный аудит; эталонное сравнение предмета; эталонное сравнение программы.2

В настоящее время нет общепринятого определения аккредитации в высшем образовании, частично из-за разнообразия событий и методов в национальных системах высшего образования. Обычно под аккредитацией понимается своего рода формальное признание программы или учреждения внешним органом, на основе оценки его деятельности, и приводящее к определенному статусу относительно присваиваемой степени, к признанию этих степеней третьими лицами, к передаче кредита другим аккредитованным учреждениям, к прямому или косвенному финансированию и к другим внешним эффектам. В большинстве случаев аккредитация - результат оценки или проведения иной внешней процедуры проверки качества, определяющей отвечает ли программа или учреждение академическим или профессиональным стандартам органа аккредитации. Процесс аккредитации приводит к формальному решению, которое может быть уверенным, условно уверенным или отрицательным. Вообще, аккредитованный статус предоставляется на определенный промежуток времени. В конечном счете, отрицательное решение может быть пересмотрено переаккредитацией по истечении определенного промежутка времени.

Хотя в различных странах системы аккредитации и проверки качества развивались параллельно, в настоящее время аккредитация вообще видится как определенный результат внешних процедур проверки качества. Посредством аккредитации орган аккредитации – который может быть добровольной ассоциацией как в США, государственной организацией или организацией уполномоченной государством, конференцией ректоров, межинституциональной сетью, профессиональной организацией и т.п. – орган, заинтересованный охраной прав и интересов студентов, предпринимателей или академического сообщества, гарантирующий третьим лицам, что аккредитованная программа или учреждение являются «заслуживающими доверия» относительно качества ее продукции. Понятие качества может иметь различный смысл и значение. Во многих случаях, в процедурах аккредитации смысл сходится к соответствию стандартам, установленным органом аккредитации и, по крайней мере, в случае добровольной аккредитации, принятой учреждением, ищущим аккредитованный статус. Эти стандарты могут быть установлены на минимальном уровне, типа стандартов установленных в большинстве управляемых правительством процедур аккредитации, или на довольно высоком уровне, где аккредитация означает выполнение стандартов превосходства, как в некоторых примерах аккредитации проводимых профессиональными организациями или академическими сетями. В некоторых случаях аккредитация имеет длинную историю, предшествуя развитию проверки качества, как в США, тогда как в других частях мира, например в Европе, аккредитация трактуется как дальнейшее развитие или даже усиление внешних процедур проверки качества, делая их более эффективными и мощными. В последнем случае, аккредитация часто развивается в ответ на критику схем проверки качества, подчеркивающей, что определенные схемы не приводят к ясным решениям или испытывают недостаток выраженные в явно эталонном тестировании.

Внешние эффекты и выгоды от аккредитации имеют многочисленные проявления. Для студентов аккредитованный статус означает, что качество учреждения или его программы, отвечают минимальным стандартам. Аккредитация гарантирует, что степень, предоставленная учреждением, может быть признана третьими лицами, в частности предпринимателями. Для правительства аккредитация является средством установления прозрачности рынка и сравнимости степеней. Особенно в европейских странах государство имеет намерение гарантировать, что степени в определенной области, полученные от различных учреждений сопоставимы. Поэтому управляемая государством аккредитация часто приводит к решениям связанным с формальным лицензированием учреждения или с порядком и объемом финансирования учреждений. В некоторых случаях аккредитация, таким образом, может стать инструментом протекционизма на рынке образовательных услуг, а в ряде случаев аккредитация дает возможность для новых участников войти в рынок и получить формальное признание с определенным финансированием или без него.

Прозрачность образовательного рынка имеет большое значение для предпринимателей, так как они часто не имеют возможность изучить претендентов. Поэтому они используют степени как отражающие механизмы и таким образом должны быть уверенным относительно качества программ и учреждений, предоставляющих степени. В элитарной системе высшего образования, достаточны неофициальные механизмы, чтобы гарантировать определенное доверие. Однако в массовой системе высшего образования рынок требует формальные процедуры, гарантирующие минимальные качественные уровни диплома. В отличие от правительств, организации предпринимателей не удовлетворены однородностью и стандартизацией относительно качественных показателей и все более и более призывают к дифференцированию рынка степеней и документов об образовании, чтобы удовлетворить разнообразные потребности. Именно поэтому, особенно в конкурентоспособных и прибыльных секторах рынка высшего образования, типа программ управления, профессиональные организации развивают процедуры аккредитации, основанные на стандартах превосходства (например EQUIS). В некоторых секторах аккредитации программ или учреждений профессиональными организациями необходимы, для признания дипломов и степеней, национальные или международные соглашения.

Конечно, аккредитация дает важные преимущества и для учреждений и программ непосредственно. Она приводит к формальному внешнему признанию качества, которое важно не только относительно признания кредитов, степеней и финансирования, но также и в приобретении легитимности и статуса в системе высшего образования среди других учреждений, предпринимателей, студентов и общественности. Поскольку учреждения все более и более получают автономию, внешняя аккредитация является подтверждением автономной способности учреждений. Правительства во всем мире предоставляют больше автономии учреждениям, заслужившим доверие процедур проверки качества. Аккредитация, таким образом, становится фокусом новых отношений государственных учреждений. Все более и более, учреждения видят аккредитацию как компонент их взаимных отношений. Во многих странах, аккредитация осуществляется на межинституциональном уровне. В этом контексте смысл аккредитации состоит во взаимном признании качества и разделенной ответственности в поддержке стандартов. Это становится все более важным с ростом студенческой и преподавательской мобильности. Кредиты, полученные в других учреждениях, должны быть признаны и утверждены в собственных программах. По этой причине межинституциональные сети аккредитации могут стать важным явлением в глобальной системе высшего образования будущего.3

Говоря о методиках оценивания качества высшего образования в мире, следует отметить, что основными акторами в данном процессе с европейской стороны являются Европейская Ассоциация Университетов, Европейская Сеть по Обеспечению Качества Высшего Образования, Европейская Комиссия, Национальный Союз Студентов Европы, а также национальные агентства и ассоциации, университеты и министерства. В Америке основная роль отводится самим университетам, причем во многих есть собственные оценочные центры, и независимым оценочным организациям. В Америке данный вид оценивания развит очень сильно, существует целая серия журналов, посвященная только оцениванию высшего образования.

Главными целями структур, проводящих оценку качества высшего образования, являются следующие. Во-первых, обеспечение качества высшего образования в различных контекстах: экономическом, социальном и культурном. Во-вторых, поддержание и оказание поддержки высшим учебным заведениям в применении мер по улучшению качества преподавания и обучения. В-третьих, стимулирование взаимного обмена информацией по вопросам обеспечения качества образования.

Основными методами оценивания являются оценка, аккредитация, аудит и ранжирование. «Оценка» - в глобальном смысле термин обеспечения качества, однако, довольно часто она рассматривается параллельно другим методам, таким как, например, аудит. Рассмотрим несколько видов оценки, наиболее распространенных на Западе. Первой можно выделить «оценку предмета» - она акцентируется на качестве определенного предмета, как правило, по всем программам, где этот предмет преподается. Второй тип оценки – «оценка программы» - она фокусируется на деятельности в рамках учебной программы. Третий – «оценка учебного заведения» - здесь изучается качество работы ВУЗа, его организация, финансовые вопросы, управление, материально-техническая база, а также преподавательская и исследовательская работа. Последний вид – «оценка темы» - изучает качество или практику конкретной образовательной темы, например, консультации студентов. Наиболее распространенными оценками, используемыми и в Европе, и в США, являются оценка программ и учебного заведения. Связано это с тем, что два других типа более частные и требуют больше усилий для оценивания, тогда более востребованные виды оценок позволяют довольно быстро дать представление о состоянии университета.

Как отмечалось выше, одним из наиболее общеупотребимых типов оценивания и контроля качества является аккредитация. С конца 1990-х годов ХХ века в Европе резко возрос интерес к аккредитации как к инструменту оценки качества университетов и их программ. Этому способствовали такие факторы, как развитие общества, основанного на знаниях, влияние интернационализации и глобализации, более активное, чем раньше проникновение рыночных факторов в систему высшего образования – и не на последнем месте стоят процессы поиска совместимости систем высшего образования, заданные Болонской Декларацией.

Системы аккредитации на основе существующих схем обеспечения качества (или как новые системы) были созданы в Германии, Австрии, Швейцарии, Нидерландах, Бельгии (Фландрии), Норвегии и Испании. Во многих других странах Западной Европы появляются механизмы частичной аккредитации. Согласно одному из исследований ENQA в 1998 году из 21 стран Западной и Восточной Европы году только 6 (почти все – страны Центральной и Восточной Европы) имели какую-либо схему аккредитации образовательных учреждений. Однако уже спустя 5 лет картина существенно меняется: у всех стран, кроме двух (Дания и Греция), к 2003 году уже существовала та или иная процедура аккредитации. Это означает, что аккредитация в Европе развивается как обособленная форма оценки качества образования, однако на практике она часто связана или интегрирована в существующие мероприятия по обеспечению качества. Чтобы способствовать развитию процесса совместимости, в данные момент рассматривается идея о создании Европейского Консорциума по Аккредитации (European Consortium for Accreditation /ECA), включающего агентства по аккредитации из 8 стран Западной Европы. Такие организации, как Международная сеть агентств по обеспечению качества высшего образования (INQAAAHE) и ряд региональных объединений, уже функционируют.

Большинство национальных аккредитационных структур (агентств, бюро) основывают свою работу на следующих принципах: 1) независимость от государства и вузов и привлечение внешних экспертов, 2) первичную оценку проводят сами вузы или программы, 3) внешняя оценка включает в себя посещения вузов и совместную экспертизу, 4) публикация отчетов. Поэтому постепенный и добровольный переход на унифицированные правила представляется лучшим (и, похоже, является самым популярным) путем развития агентств по аккредитации и обеспечению качества. Конечно, разработка общих, международных стандартов будет делом тонким, требующим всестороннего учета культурной и нормативно-правовой специфики каждой из стран.

По мере диверсификации услуг в сфере высшего образования появляются и новые форматы аккредитации. Государственные органы аккредитации и обеспечения качества сохраняют большой вес в этой сфере, однако появляются и узкоспециализированные организации, занимающиеся аккредитацией учебных курсов по самым разным направлениям – от бизнеса до ветеринарии, от бухгалтерского учета до машиностроения. Европейские и американские организации, в частности Ассоциация развития университетских школ бизнеса (AACSB), Инженерно-технический аккредитационный совет (ABET) и Европейская система повышения качества (EQUIS), начинают развивать свою деятельность в других регионах.

Что касается сути аккредитации, то она, как правило, имеет двойную направленность: на образовательные программы (программная, специализированная аккредитация) и на вузы (институциональная аккредитация). Отношения между обоими типами аккредитации в различных образовательных системах выстраиваются неодинаково. В последние годы отмечается смягчение напряжения между ними, а также тенденция их растущего совмещения. Идет поиск нужного баланса, поскольку простое институциональное оценивание не достигает базовых составляющих деятельности вуза, а программное оценивание оборачивается для вузов излишним административным бременем.

В США, странах Центральной и Восточной Европы механизм экспертной аккредитации образовательных программ в вузах развивается с 1990-х годов. В зависимости от типа программы, для нее назначается специальная комиссия, состоящая из представителей других вузов и профессиональных ассоциаций, или просто «престижных» экспертов не из университетского сообщества. Комиссия анализирует отчет представителей данной образовательной программы «о самих себе» и, в случае необходимости, запрашивает дополнительную информацию.4

Наиболее важной частью оценки является визит комиссии в вуз, т.н. «fact-finding visit», посещение для сбора фактов. Во время такого визита проверяются данные, указанные самим вузом в отчете (ср.: в России данные, указанные самими вузами для составления рейтинга (существовавшего до 2007 года), не проверяются). Комиссия проверяет соответствие специальности государственным и общественным стандартам, беседует с преподавателями и студентами, чьи мнения принимаются в расчет. Комиссия также дает рекомендации по улучшению положения, затем составляет собственный отчет о программе и обсуждает его с администрацией. На основе самостоятельного отчета вуза и отчета комиссии составляется заключение, которое затем обсуждается в ряде инстанций, каждая из которых может дать рекомендации, а конечная (например, Национальный комитет) принимает решение об аккредитации программы, обсуждая его с профессиональными ассоциациями. Особенно хорошо этот процесс поставлен, что неудивительно, в аккредитации программ подготовки медиков, инженеров и архитекторов.

Списки экспертов для комиссий есть в специальных Национальных комитетах. Комиссия для визитов по каждой программе состоит из 3-5 экспертов (иногда их число доходит до 15), выбранных согласно их компетенции, и присутствует в вузе, как правило, 2 дня (в сложных случаях – до 5 дней) 5.

Однако не всегда такой механизм аккредитации уместен, поскольку его обновления иногда не успевают за наукой. Так, от некоторых инженерных специальностей поступают жалобы, что такая система сродни «парализованной руке», которая препятствует процессу инноваций и исполнению заказов со стороны бизнеса6.

В России также начата деятельность по внедрению внешней аккредитации образовательных программ. Существует ряд организаций, занимающихся такой аккредитацией: Международная академия наук, информации и информационных процессов и технологий, региональная общественная организация «Общественный совет содействия повышению качества высшего образования» и др.

В 2005 году в России был создан Координационный совет по общественно-профессиональной аккредитации «для координации деятельности различных аккредитационных независимых центров, их взаимосвязи с Министерством образования и науки РФ (в данном случае - УМО) и для обеспечения более эффективных международных контактов». Учредителями выступили как работодатели, так и различные ассоциации представителей высшей школы: международная Академия наук высшей школы, международная Академия менеджмента, Ассоциация инженерного образования России, Ассоциация технических вузов, Российский союз промышленников и предпринимателей, Союз научных инженерных обществ и организаций, Ассоциация технических университетов России.

Так же как и на Западе, в России создаются Аккредитационные независимые центры в нескольких областях (пока известно только о Центре по экономическим специальностям). Итогами общественной аккредитации вузов в России, в идеале, должны стать востребованные потребителями образовательных услуг и образовательных результатов рейтинги специальностей, а также рекомендации по построению учебного процесса7.

Несмотря на общность многих процессов в обеспечении качества образовательных результатов и общей тенденции к использованию инструментов аккредитации, существуют некоторые национальные различия создаваемых для развития институтов оформления независимой оценки качества образования условий.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница