Ананда к. Кумарасвами (1877-1947) как историк и теоретик искусства



Скачать 359,93 Kb.
страница1/2
Дата31.07.2017
Размер359,93 Kb.
  1   2
На правах рукописи

Коротчикова Полина Викторовна
АНАНДА К. КУМАРАСВАМИ (1877-1947) КАК ИСТОРИК И ТЕОРЕТИК ИСКУССТВА

Специальность – 17.00.04 –

изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва 2016

Работа выполнена в ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания» Министерства культуры Российской Федерации, в Секторе искусства стран Азии и Африки Отдела изучения региональных культур.


Научный руководитель:

Багратиони фон Брандт Елена Анатольевна, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, доцент кафедры всеобщей истории искусства Исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.


Официальные оппоненты:

Ванина Евгения Юрьевна, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Центра индийских исследований Института Востоковедения Российской академии наук.

Торопыгина Марина Юрьевна, кандидат искусствоведения, старший преподаватель Всероссийского Государственного Института Кинематографии им. С.А. Герасимова

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина»

Защита состоится 14 апреля 2016 года в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 210.004.02 в Государственном институте искусствознания по адресу: 125009, Москва, Козицкий пер., д. 5.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного института искусствознания и на сайте института: http://sias.ru/research/dissovets/

Автореферат разослан «........» ............................ 2016 года.


Ученый секретарь



диссертационного совета,

кандидат искусствоведения А.И. Струкова


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность темы

Научная деятельность индолога, историка искусства Ананды Кентиша Кумарасвами (1887–1947) протекала в годы формирования и расцвета науки об индийском искусстве. Немногие специалисты могут сравниться с ним по объему, глубине и качеству написанного. Более того, Кумарасвами по сути принадлежит заслуга создания индийской школы истории искусства, формирования ее идейной и методологической базы. Работы Кумарасвами, его подход к описанию памятников и исследования восточной эстетической теории стали своеобразной школой для целой плеяды ученых второй половины XX века.

Редкое исследование по истории искусства Индии не имеет ссылок на труды Кумарасвами, его имя и работы находятся в центре дискуссии в Европе, США и Индии. Однако, несмотря на фундаментальность личности ученого, ни в отечественной, ни в европейской науке не существует комплексного труда, посвященного анализу его наследия в области истории и теории искусства.

Более того, хотя в США и Индии за последние десятилетия было переиздано множество эссе, сборников и монографий Кумарасвами, они по-прежнему остаются не переведенными на русский язык и известны только узкому кругу специалистов.


Объект и предмет исследования

Объект исследования – научная деятельность А.К. Кумарасвами, имеющая ключевое значение для истории изучения искусства Востока в силу многоплановости материала и разработанных ученым подходов и оценок.

Предметом исследования являются труды, научные открытия и методологические разработки ученого, которые относятся к области истории и теории искусства, преимущественно восточного (чаще всего – индийского), пути и механизмы их влияния на современные Кумарасвами научные изыскания и последующее развитие востоковедной мысли.
Степень научной разработанности темы

Тенденции индийского искусствознания, так же, как и очередной европейской «переоценки» духовного состояния общества с неизбежным обращением к метафизике, привели к тому, что имя Кумарасвами и его труды находятся в центре дискуссии как в Европе и США, так и в Индии. Тем не менее, помимо биографической работы Р. Липси1, а также полной библиографии трудов ученого, составленной Дж. Кроучем2, практически не существует работ, посвященных непосредственно научной деятельности Кумарасвами.

Интересны такие редкие исключения, как монография Р. Ливингстона – «Традиционная теория литературы»3 и диссертация Эдварда Крукса, посвященная композитору Джону Кейджу и тому влиянию, которое на него оказали некоторые положения теории Кумарасвами («Связь теории Джона Кейджа с идеями Кумарасвами»4). Но оба автора концентрируются только на разработанной Кумарасвами теории традиционной эстетики, оставляя за скобками весь прочий материал. Работы являются наглядным подтверждением тезиса, что в европейском сознании личность ученого стойко ассоциируется с философией и эстетикой, а не с историей искусства.

Среди трудов европейских ученых, в которых Кумарасвами уделено центральное или одно из ключевых мест, особую нишу занимают издания, посвященные теме традиционализма как философской концепции. Правда, многие из них имеют тон миссионерских или проповеднических сборников, что существенно занижает их научный уровень. Исключениями можно считать труды библиографического характера, посвященные первым мастерам традиционной школы. (Сборник «Свет с Востока»5, труды У. Куина6, М. Паллиса7).

Некоторые авторы строят исследование на обращении к достаточно радикальным политическим взглядам Кумарасвами, преувеличивают его деятельность на этом поприще до масштабов подпольного политического противостояния существующей системе (А. Антлифф8).

Еще одно направление, получившее развитие в последние годы, исследует феномен влияния традиционалистских идей Кумарасвами на искусство модернизма, опровергая распространенную точку зрения о непримиримой конфронтации ученого с идеями современной ему художественной среды (Л. Кройц 9).

Для индийских специалистов наибольшее значение представляет ранний период творчества Кумарасвами, прошедший под знаменем Бенгальского Возрождения. В оценке его творчества преобладает тенденция воспринимать ученого как «борца», «первопроходца», «создателя идеи Великой Индии»10. Политический и эмоциональный аспект здесь также доминируют над критической оценкой трудов ученого как историка искусства.

Имеет место и другое направление, обращенное именно к методологии Кумарасвами, к его иконографическим и иконологическим опытам. Сборник 2011 г. «Индийская история искусства: смена перспектив»11, выпущенный по результатам конференции, – самое яркое подтверждение актуальности обращения к творчеству Кумарасвами на индийском материале. В нем впервые собраны статьи, которые предлагают осмысление «методологии в индологических исследованиях». Особенно интересно, что оценка вклада Кумарасвами дана представителями национальной школы искусствознания (Парул Пандья Дхар, Капила Вайтсьяян, Ратан Париму, Девангана Десай, Химаншу Прабха Рай и др.).

В отечественном искусствознании первую оценку научного творчества ученого дал С.Ф. Ольденбург, обратившись к его ранним статьям и достаточно критически оценив их содержание. Востоковед, отдав должное идее, отметил у Кумарасвами и его единомышленников излишнюю напористость, недостаточное знание памятников и источников12. Т.к. Ольденбург затрагивал только самые ранние статьи Кумарасвами, его замечания справедливы и обоснованы.

Поздние, зрелые концепции ученого оцениваются лишь в работе И.И. Шептуновой «Очерки истории эстетической мысли в Индии в новое и новейшее время»13, которая предлагает общую картину развития эстетической теории Индии в зависимости от политико-культурной ситуации в стране, что позволяет проследить схему взаимовлияний, происходивших в среде индийской интеллигенции, в которой Кумарасвами обладал безусловным авторитетом.


Даже краткий историографический обзор показывает своевременность исследования, которое бы максимально широко и разнопланово осветило наследие ученого, в силу ряда причин:

  1. Индийская школа, несмотря на всю заинтересованность в данном вопросе, имеет тенденцию пере- или недо- оценивать те или иные труды автора, делать упор только на одной стороне его деятельности. Эта ситуация обусловлена исторически сложившейся вовлеченностью в проблемы колониализма, национализма, патриотизма и ориентализма, с особой остротой воспринимаемые национальным сообществом.

  2. Европейская научная мысль, напротив, переживает всплеск интереса к традиционализму как философско-культурному процессу, а также к наследию XX в. В результате исследователи делают упор на философско-эстетические труды автора, в то время как он считал их не «открытиями», а скорее комплексным и критическим изложением концепций традиционных мыслителей.

  3. На фоне этого появляется материал, включающий и индийские, и международные исследования, посвященные отдельным аспектам наследия Кумарасвами, что говорит об актуальности вопроса. Одним из наиболее «свежих» примеров может быть секция «Влияние А. Кумарасвами на искусство XX века» на конференции 2010 г. в Чикаго и Конференция азиатского искусства и культуры, посвященная А. Кумарасвами, проходившая в сентябре 2012 г. на Шри-Ланке.


Цель исследования: комплексно и максимально полно рассмотреть научное наследие Кумарасвами именно в области истории и теории искусства, доказав его значимость для востоковедческой мысли вплоть до настоящего времени.
Задачи исследования:

- Рассмотреть картину развития науки об индийском искусстве начиная с XIX в. (появления направления как отдельной дисциплины) и до 2-й половины XX века (времени наивысшего ее развития); определить основные проблемы, подходы, оценки, ошибки и находки исследователей, оказавшие наибольшее влияние на формирование индологии.

- Обосновать причины и оценить результаты революционного характера ранних трудов ученого по сравнению с предшествующей научной традицией, выражающиеся в полемике с общепринятыми на тот момент европоцентристскими тезисами.

- Представить максимально полный обзор работ ученого, посвященных истории искусства (не только Индии, но традиционного искусства в целом); в частности, обратиться не только к знаменитым трудам Кумарасвами, но и к малоизвестным или забытым монографиям и эссе, а также письмам и докладам, анализ которых необходим для создания полной картины его научного наследия.

- Вычленить ряд тем, впервые введенных Кумарасвами в научный оборот, коснувшись их развития в трудах последователей.

- Проследить эволюцию методологических подходов, используемых ученым в разные периоды работы, определить причины смены подходов в тот или иной период.

- Определить суть новаторской деятельности Кумарасвами для истории искусства, причины и результаты произведенной им «революции».

- Доказать приоритетное значение истории искусства для научного творчества ученого как в ранних критических, так и в поздних метафизических статьях.

- Проследить влияние идей, открытий, методов Кумарасвами на художественную среду и эстетическую мысль, а также на исследования в области истории искусства в Индии и на Западе, проанализировать оценку его деятельности современным научным сообществом.

- Принимая во внимания весь комплекс задач, представленных выше, определить актуальность предложенной Кумарасвами методологии, подходов, а также тем исследования для современной истории искусства.


Методология исследования:

Используемые методы во многом задаются самим характером рассматриваемого материала. Т.к. предметом исследования становятся не столько сами памятники, сколько примененные к ним описательно-оценочные действия, то их критическое рассмотрение предполагает погружение в уже заданное методологическое пространство, владение основами историографического, иконологического методов, а также их анализ с позиций современного этапа развития науки. Предпринята попытка расширить историографический обзор до междисциплинарного исследования, предполагающего обращение к историческим и социологическим реалиям наравне с религиозно-философской теорией и художественной практикой. Стремление к объективной оценке материала позволит выделить как достоинства, так и недостатки рассматриваемых трудов и концепций.


Теоретическая и практическая значимость исследования:
Проведенная работа привлекает внимание к богатому и разноплановому наследию одного из основоположников истории искусства Индии, вводит в научный оборот его труды, многие из которых неизвестны отечественным специалистам, предлагает периодизацию его научного творчества.

Т.к. метод работы Кумарасвами носил междисциплинарный характер и предполагал обращение к языку, религии и философии наравне с историей и искусством, результаты исследования имеют значение для широкого круга специалистов-востоковедов из разных областей знания. Некоторые темы, над которыми работал Кумарасвами в последние годы жизни, только начинают получать осмысление в научной литературе и могут стать плодотворной почвой для новых актуальных разработок.

Анализ методологии, разработанной ученым, выделение основных теоретических категорий, критическая характеристика конкретных приемов имеют практическое значение для современных востоковедческих изысканий, т.к. разработанные Кумарасвами механизмы призваны обогатить и углубить прикладные исследования, расширить их границы.

В работе комплексно рассматриваются оценки научного наследия Кумарасвами в контексте современной ему эпохи и вплоть до настоящего момента, аналогичным образом прослеживается цепь влияний его творчества на последующую научную мысль. Собранный материал позволяет реконструировать путь развития истории искусства Индии как отдельной дисциплины с конца XIX века до последнего времени. Широкий историографический обзор, включающий и анализ ошибок первых индологов, и новые идеи и тенденции современности, имеет практическую ценность для специалистов, часто испытывающих трудности ориентации в многообразии разнопланового материала.


Основные положения, выносимые на защиту:

Деятельность Кумарасвами исключительна по многим направлениям. Его можно считать как первопроходцем в развитии ряда тем истории индийского искусства (раджпутская живопись, декоративно-прикладное искусство Индии, аниконическое буддийское искусство и т.д.), так и создателем той методологической структуры, которая до настоящего момента является основой для специалистов-востоковедов.

Он был первым, кто в начале XX века разработал новую систему оценки индийского искусства через призму духовной и сакральной значимости его содержания, первым, кто провел различие между археологией и историей искусства. Обратившись к литературной традиции Индии, Кумарасвами обогатил распространенное в индологии понятие «иконография», понимавшееся лишь как перечисление внешних атрибутов божеств. Более того, он сформировал понятие «традиционного искусства», занимаясь, в частности, социологическими аспектами его развития.

В поздние годы Кумарасвами постепенно разработал комплексный иконологический метод, применение которого для работы с восточным искусством позволило объединить этимологические, лингвистические, иконографические изыскания, одновременно обращаясь к эстетической теории и религиозно-метафизической практике. Большинство исследователей так или иначе используют этот комплекс или его аспекты, часто не отдавая себе отчета в их авторстве. Привычно считается, что только европейское искусствознание достигло этого этапа восприятия (Панофский, Варбург, Зедельмайр), и что применение его может увести исследователя далеко от сути, т.к. располагает к «додумыванию». Но именно в востоковедческой области, в анализе «иного» искусства, в той вариации, которая была предложена Кумарасвами, иконология раскрывает практические научные качества. Перспективы применения метода прекрасно иллюстрируются редкими работами ученого, увидевшими свет лишь в последние десятилетия: «История и теория ранней индийской архитектуры» и «Стражи солнечной двери».


Апробация результатов исследования.

Диссертация прошла обсуждение на заседаниях Сектора искусства стран Азии и Африки Государственного института искусствознания. По теме диссертации сделаны доклады на научных конференциях («Восточное искусство в отечественной науке» в Музее Востока, «История востоковедения: традиции и современность» в Институте Востоковедения РАН, «Современное искусство Востока» в ММОМА и др.). Результаты исследования нашли отражение в статьях и сборниках докладов.



Структура работы

Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения.

Научная деятельность Кумарасвами протекала по нескольким направлениям: «реабилитация» восточного (в первую очередь индийского) искусства в глазах Запада, научная деятельность в качестве историка искусства Индии; труды в области теории и философии традиционного искусства, тесно связанные с экзегезисом и этимологией.

Творчество Кумарасвами для решения задач диссертации целесообразнее разделить на три этапа, которые практически совпадают с ключевыми моментами его биографии и соответствуют первым трем главам. Каждая имеет биографическое вступление и небольшой анализ культурной и идейной среды, без которого был бы неясен контекст и подтекст исследований Кумарасвами в каждый указанный период.

Четвертая глава призвана окончательно суммировать основные достижения Кумарасвами в контексте общего развития истории искусства Индии, проанализировав его влияние на искусствоведческую индологическую мысль и развитие индийской художественной практики. Отдельный раздел посвящен более сложным и разноплановым влияниям теории ученого на европейскую научную мысль и область искусства.

Список литературы для удобства разбит на две части: первая включает источники, вторая – исследования.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Глава I - «Путь от первых статей (1908) до «Раджпутской живописи» (1916). Становление ученого» задана границами с первых публикаций Кумарасвами (1908) до переезда в США на фоне сложной культурной ситуации в Индии и Англии. Этот этап ознаменован попытками Кумарасвами донести до широкой интеллектуальной публики Европы значимость классического индийского искусства, предложив новые методы его оценки. Первые три раздела главы призваны очертить идейно-историческую среду, в рамках которой происходило формирование Кумарасвами как ученого, и одновременно определить его место и роль в процессе развития индологической науки.

Изучение истории и искусства Индии никогда не было процессом внутренним, привилегией одной страны и одной цивилизации, замкнутой в себе. Исторически сложилось, что у истоков индологии стояли представители европейской культуры с уже устоявшимися методологическими схемами, многие из которых были бессильны перед лицом настолько своеобразной художественной традиции. Первыми исследователями стали в основном англичане, которые безусловно внесли огромный вклад в сохранение индийского художественного наследия, а также в формирование первых методологических подходов и искусствоведческих оценок (Александр Каннингэм, Джеймс Фергюссон, Винсент Смит). Постепенно к ним присоединились и другие европейские исследователи (Альбер Фуше, Людвиг Баххофер), чьи труды до сего дня считаются классикой индологии.

Но европейские ученые, воспитанные на работах Винкельмана, подходили к культурной и художественной среде Индии с готовыми критериями оценки, не задумываясь о неправомерности их использования. Удивительным образом сформировавшаяся индологическая школа в результате этих выводов не включала, а исключала Индию из мирового культурного и художественного процесса. Одновременно в стране внедрялась новая система профессионального художественного образования, основанная на европейской академической модели.

Оба процесса не могли не вызвать реакцию, тем более что к концу указанного периода «выросла» целая плеяда мыслителей и художников-индийцев, сочетавших в себе европейское образование с обостренным национальным самосознанием.

Кумарасвами, получивший геологическое образование в Англии, вернулся на свою первую родину уже сложившимся специалистом в возрасте 25 лет. Очень скоро заинтересованность в культуре региона, осознание разрушительных для искусства и ремесел результатов экономической политики Британии стали для него важнее геологических исследований.

И в Англии, и в Индии Кумарасвами попадает в круг передовых, но по-своему радикально настроенных представителей культуры. В Европе это антикапиталистическая община Ч.Р. Ашбе, лидера английского движения «Искусств и ремесел», в которой Кумарасвами становится последователем идей Рескина и социально-трудовой реформы В. Морриса. В Индии он живет в семье Тагоров и оказывается в центре бенгальских политических и культурных движений.

Для Кумарасвами увлечение ремеслами вновь обретенной родины стало началом настоящей идеологической «миссии на Восток». Ученым завладела цель – вернуть Индии чувство гордости за свое искусство, утвердить его автономность, обусловленную непрерывающейся культурной традицией, подтвердить своеобразие индийских памятников.

Одной из основных целей главы является доказательство первостепенной роли и значения в становлении Кумарасвами-ученого истории искусства как ведущей дисциплины. Оспаривается распространенная точка зрения, что ученый на этом этапе скорее радикально настроенный публицист, борец за национальные свободы и самоопределение Индии, одновременно недостаточно сформировавшийся именно как специалист-искусствовед. Напротив, несмотря на некоторое поступательное развитие, которое можно уловить в его трудах, поражает цельность концепции и новаторство приемов. Уже в первой работе – «Средневековое Сингальское искусство» (1908) – Кумарасвами предлагает метод изучения, тесно связанный с экономическими, социальными и политическими особенностями общества, активно используемый в последнее десятилетие в индологической науке об искусстве.

Деятельность ученого развивалась на «переломе», в момент, когда стала очевидна несостоятельность старой системы и появилась необходимость основания новой. Не будет ошибкой сказать, что он был главным «рычагом» этого процесса.

Кумарасвами считал необоснованным смешение таких понятий, как «археология» и «история искусства», считая первую отдельной дисциплиной, а не исчерпывающей заменой второй. Отдавая должное фундаментальным исследованиям Каннингема, Фергюсона, Берджесса и других, ученый критиковал саму мысль о достаточности описательного перечисления практически «добытых» фактов при создании исследования по истории искусства. Кумарасвами – первый, кто задумался о необходимости разделить изучение истории искусства Индии между взаимообогащающими смежными дисциплинами, каждая из которых должна решать свои задачи, не претендуя на исключительность.

Он считал также неправомерным утверждение, что достаточно вычленить стилистические особенности, характерных для той или иной группы памятников, руководствуясь религиозными и расовыми характеристиками. При подобном подходе основным и единственным необходимым условием становился лишь визуальный материал, в то время как существовавшее мнение об отсутствии в Индии литературной традиции исключало обращение к источникам.

Анализ и характеристика памятников – та область, вести полемику в которой просто не приходило никому в голову, т. к. система оценки существовала, была привычна, и необходимость менять ее в зависимости от географического региона казалась излишней. Археология, проблемы датировки, внимание к смене стиля и подход к форме как отражению исторической хронологии, – все это в каком-то смысле избавляло исследователей от необходимости искать особые пути восприятия «чужого».

Кумарасвами понимал необходимость кардинальной смены «видения», которая бы позволила решить все эти проблемы. «Ключ» был найден Э.Б. Хейвеллом, который обратился к поиску «идеи» и «духовного наполнения» памятников, но был более эмоционален, чем убедителен, что позволяло оппонентам находить «научные» контраргументы и жестко критиковать его позицию.

Кумарасвами в своем стремлении противопоставить европейскому взгляду о пассивной позиции индийского искусства по отношению к греческим и прочим заимствованиям не просто словесную полемику, а весомую и значимую систему аргументов, постепенно создал новую методологию. Взяв за основу тезис об индийском искусстве как глубоко символичной системе, где каждый непривычный образ, жест, иконографический прием имеет внутреннюю сакральную обусловленность, ученый стал одним из первых, кто обратился за доказательствами к многовековой философской, эстетической, литературой традиции Индии.

Кумарасвами вернул искусству Индии его сакральный контекст, его смысл, настаивая, что традиционное искусство всегда строится в первую очередь на задачах метафизических, имеет конкретное назначение и применение.

В эти годы уже оформился тот спектр положений и тезисов, которые станут главными пунктами его исследований в последующие годы, как то: сакральная обусловленность традиционного искусства, необходимость оценки памятников через призму мировоззрения и мотивов их творцов; неправомерность разделения «высокого» и «прикладного» искусства; первичность смысла по отношению к форме и другие.

Последний раздел главы посвящен монографии «Раджпутская живопись» (1916), в которой гармонично соединились новизна темы, глубина методологических приемов и поэтический анализ визуальных характеристик памятников, суммирующий идеи Кумарасвами, ранее разрозненно присутствовавшие в многочисленных эссе. До этой работы наука знала лишь могольскую живопись, и все известные раджпутские памятники причислялись к ней. Кумарасвами не только выделил стиль Раджпутаны как отдельную тему истории искусства Индии, но и провел ее систематизацию и классификацию на школы. «Раджпутская живопись» внесла вклад в область открытий индологии первой половины XX века, повлияв на все последующее развитие науки.

Особой заслугой автора стоит считать применение для работ по искусству Индии сформулированного Дворжаком принципа «истории искусства как истории духа», который обеспечил им необходимую глубину и полноту. Возможно, именно благодаря подобному подходу его труд не потерял своей значимости, несмотря на колоссальный объем дальнейших исследований, многие из которых имели прикладной характер, концентрируясь на отдельном регионе и направлении. Таким образом, в обращении Кумарасвами к раджпутской живописи новаторством можно считать не только сам выбор темы, но и подход автора, стремившегося пылкостью и красочностью повествования передать на бумаге живописное своеобразие этой миниатюры; дать читателю возможность прочувствовать духовную и музыкальную атмосферу, созданную художниками; проникнуть в глубинную суть религиозного мистицизма. «Раджпутская живопись» прославила ученого и одновременно стала наиболее ярким примером феномена непреходящей значимости и актуальности его творчества.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница