Анкета до пилотажа 17 5 Пилотаж 24 6 Анкета после пилотажа 26



страница1/12
Дата16.07.2017
Размер1,18 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет социологии
Кафедра методов сбора и анализа социологической информации


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему «Влияние социальных факторов на православную самоидентификацию и ритуальную пассивность россиян»

Студент группы № 432

Бурыгин Евгений Владимирович

Руководитель ВКР

доцент кафедры Общей социологии

Сорвин Кирилл Валентинович

Москва, 2013

Содержание




Введение. Проблема и актуальность исследования 3

Глава 1. Обзор литературы по проблемной области исследования. 5

1.1 Разрыв между официальной принадлежностью, самоидентификацией и религиозность. Их операционализация. 5

1.2 Критерии религиозности. Соотношение с ритуальными практиками. 8

1.3 Зачем россиянам православие? 10



Глава 2. Методология исследования 14

2.1 Определение цели и задач исследования 14

2.2 Выдвижение гипотез 15

2.3 Характеристика метода сбора данных и анализа данных 16

2.4 Анкета до пилотажа 17

2.5 Пилотаж 24

2.6 Анкета после пилотажа 26

2.7 Выборка и полевой этап 34



Глава 3. Анализ полученных данных 35

Задача 1. Зафиксировать наличие разрыва между религиозной самоидентификацией и ритуальной пассивностью 36

Задача 2. Выявить основные мотивы религиозной самоидентификации у православных россиян 41

Задача 3. Выявить взаимосвязь между оценкой респондентами необходимости соблюдать предписанные ритуалы и наиболее принципиальными для них аспектами религии. 51

Задача 4. Выделить группы респондентов на основе особенностей их ритуальной активности, оценок собственной религиозности и отношений к институту РПЦ. 54

Задача 5. Выяснить, имеются ли различия в частоте посещений церкви в зависимости от социальных характеристик респондента, особенностей религиозной жизни и мотивов религиозной самоидентификации. 61



Основные выводы и заключение 63

Список литературы 66




Введение. Проблема и актуальность исследования


В наши дни все больше внимания как профессиональных исследователей или ученых, так и всевозможных публицистов или журналистов притягивают к себе вопросы индивидуальной и общественной активности человека, его участия в различных сторонах социальной жизни. В качестве одной из фундаментальных сторон социальной жизни, представляющей огромный интерес для общественности и профессиональных кругов, в последнее время выступает религиозная активность людей, их приверженность тем или иным религиозным институтам, и, разумеется, их собственная позиция относительно господствующих в обществе религиозных настроений. В частности, в истории российского общества религия, в частности, православие всегда являлось и является до сих пор неотъемлемой частью социальной жизни и тесно связано с общественными настроениями.

Однако, что для современного россиянина значит быть православным? Означает ли его официальная принадлежность к этой религии свидетельством того, что он выстраивает свою жизнь в соответствии с православными предписаниями и догматами, или же эта принадлежность несет в себе какой-либо иной социальный смысл? Как показывают данные российских социологических опросов, охватывающих период с конца 90-х годов и вплоть до наших дней, далеко не все россияне, считающие себя православными, хоть как-то следуют православному образу жизни, участвуют в религиозных мероприятиях или даже читают Библию. Так, по состоянию на конец 2012 года1 в России около 74 % населения официально являются православными верующими, однако численность россиян, знакомых со священными текстами или регулярно посещающих церковь не составляет и 10 %. Однако, как показывают результаты некоторых социологических исследований, которые будут упомянуты позднее, такой отказ от соблюдения ритуалов может быть свойственен не только формально числящимся православным (кого, к примеру, могли крестить в детстве родители, но кто во взрослой жизни больше не считает себя верующим), но и тем, кто со всей серьезностью идентифицирует себя как православного верующего.

В научной литературе этот феномен называется «ритуальной пассивностью» - в сочетании с религиозной самоидентификацией означающий отказ респондента от соблюдения всех необходимых ритуалов, несмотря на сохранение при этом у него статуса «верующего». И именно он лег в основу проблематики данного исследовательского проекта – главной проблемой данного исследования является наличие разрыва между религиозной самоидентификацией, с одной стороны, и реальным участием респондента в жизни церкви и церковных общин, с другой. В целом, это явление является интересным и актуальным социальным феноменом, который уже частично изучался применительно к российскому обществу на протяжении последних 50 лет. Однако, несмотря на это, в социологии до сих пор не существует общего понимания социальных причин, которые могли бы вызывать противоречие между самоидентификацией и реальным участием в религиозной жизни.

Таким образом, в ходе данного исследования будет предпринята попытка объяснения подобного теоретического разрыва через всестороннее исследование различных социальных явлений и причин, которые, так или иначе, могли бы быть связаны с данным феноменом. Иными словами, главной целью исследования выступит детальное изучение социальных факторов, взаимосвязанных и коррелирующих с религиозной самоидентификацией и ритуальной пассивностью русского православного населения. Основной упор будет сделан на решение следующих исследовательских задач:



  1. Фиксацию и подтверждение существования феномена ритуальной пассивности.

  2. Выявление основных мотивов религиозной самоидентификации у православных россиян и их возможной взаимосвязи с ритуальной пассивностью.

  3. Выяснение наличия взаимосвязи между оценкой необходимости соблюдать предписанные ритуалы и наиболее принципиальными аспектами веры у православных.

  4. Выделение возможных групп православных, различающихся между собой по степени религиозной активности и религиозному мировоззрению.

  5. Выявление влияния социальных факторов на частоту посещений церкви православными.

Предметом исследования будут выступать явные и латентные настроения православных верующих относительно религиозных практик. Объектом исследования, соответственно, будут являться жители г. Москвы в возрасте 16-65 лет, идентифицирующие себя с православием.

Но прежде чем приступать непосредственно к планированию исследования, необходимо детально ознакомиться и изучить основные научные публикации, литературные статьи и исследования, которые уже, так или иначе, касались изучения данного феномена.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница