Ануфриев Виктор Александрович Роль Русской Православной Церкви в формировании и развитии российской государственности. Выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению 021000



страница1/5
Дата16.07.2017
Размер1,61 Mb.
  1   2   3   4   5
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет географии и геоэкологии

Кафедра региональной политики и политической географии

Ануфриев Виктор Александрович

Роль Русской Православной Церкви в формировании и развитии российской государственности.
Выпускная квалификационная работа бакалавра

по направлению 021000 «География»

Научный руководитель:

к.г.н., стр. прпд. Богатуров Д.С.

________________________

«___»_____________2016


Заведующий кафедрой:

к.г.н., Каледин Н.В.

________________________

«___»_____________2016


Рецензент:
________________________

«___»_____________2016

Санкт-Петербург

2016


Содержание.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В СИСТЕМЕ РЕЛИГИЯ – ГОСУДАРСТВО - ОБЩЕСТВО………………………………………………………………...5

    1. Религия как социально-политический институт………………………………………….5

1.1.1. Влияние религии на социально-политические процессы в обществе……………..5

1.1.2. Модели государственно-церковных отношений……………………….………….10

1.2. Место Христианства в системе мировых религий…………………………….………...14

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ РПЦ НА ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОМ СРЕЗЕ…………………19

2.1. Становление Христианства на территории Древней Руси…………………………...…19

2.2. Автокефалии РПЦ и её развитие во времена Русского Царства………………………..23

2.3. Положение православия в период существования Российской империи……………...29

2.4. Конфронтация РПЦ и государства во времена существования СССР………....….…...33

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЙ ПОЛОЖЕНИЕ РПЦ В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ……….38

3.1. Статистические показатели роли РПЦ в субъектах федерации………………….……..38

3.1.1. Количество православных приходов на территории РФ……………….……..38

3.1.2. Доля православного населения в каждом из субъектов РФ…………………..42

3.1.3. Атеизм как главный противник православной клерикализации Российской Федерации………………… …………………………………………………………...46

3.2. Роль религии в региональной политике в современном мире, на примере Российской Федерации……………………………………………………………………………………...49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..........53

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………..…55

Введение.
Религиозный феномен волновал человечество на протяжении всего своего существования. В последнее время, в связи с активной политизацией религий этот интерес возрос ещё больше. Мне кажется, весьма интересным будет проследить историю становления православия на Руси, оценить современное положение РПЦ в субъектах Российской Федерации.

Объект исследования – православная религия.

Предмет исследования – географические и исторические факторы, повлиявшие на становление и развитие православия в России, которые привели к доминированию данной конфессии в нашем государстве.

Цель работы – оценка современного положения Русской Православной Церкви в субъектах Российской Федерации, анализ её роли в каждом из них.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить религиозный феномен с социальной точки зрения, оценить функционал этого явления.

2. Создать типологию государственно-церковных отношений в странах современного мира.

3. Провести историко-географический анализ выявления факторов, повлиявших на доминирующее положение православия в нашей стране.

4. Оценить современную роль РПЦ в субъектах Федерации, проведя статистический анализ разного рода религиозных показателей.

Успешность выполнения задач по написанию дипломной работы, напрямую зависит от методов, которые я буду использовать в своём исследовании. Мной были использованы следующие: историко-географический, сравнительно-сопоставительный, статистический. Для создания теоретической базы по данному вопросу – моделирование, анализ и синтез.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура моей работы: три главы, введение, заключение, список литературы и приложения.

В первой главе будет создана теоретическая база, которая позволит нам разобраться в функционале религиозного феномена и создать модель государственно-церковных отношений в странах современного мира.

Вторая глава будет представлять собой историко-географический анализ факторов, повлиявших на развитие православия в пределах нашей страны. Будут выделены основные исторические этапы, характеризующиеся особенностями государственно-церковных отношений в каждый из представленных периодов.

Третья глава оценит современное положение Русской Православной Церкви в субъектах нашей страны и объяснит те или иные закономерности в уровне её развития в каждом из регионов.

В заключении будут описаны выводы, которые я получил в результате проделанной мной работы, добившись цели своего исследования.

1. Теоретические основы взаимодействий в системе религия – государство – общество.

1.1. Религия как социально-политический институт.
Для того чтобы проводить какое-либо исследование, прежде всего нам нужно задать систему координат, в которой мы будем работать. Рассматривая религию как социально-политический институт, можно создать треугольную систему координат: религия – государство – общество (схема №1). Все эти три точки отсчёта тесно связаны между собой и находятся в состоянии постоянного взаимодействия.

Разбирать взаимоотношения государства и общества считаю ненужным, все мы прекрасно знаем, что любое правительство регулирует общественную деятельность законами, в ответ общество имеет возможность регулировать власть демократическими либо сепаратистскими механизмами.

Взаимоотношения государства и религии могут быть следующими: государство может влиять на религию конституционно, оно имеет право придать ей статус государственной, либо запретить какое-либо вероучение на своей территории. Религия же со своей стороны может влиять на настроения населения, в зависимости от отношений государства к своему институту.

Следующая и последняя грань системы координат: религия и общество. Всем известно, что изначально религия была создана специально на благо общества (объяснение непонятного, чудесного). Даруя людям смысл, прививая своё мировоззрение, она укреплялась в социуме. В ответ, получая многочисленное число последователей и ещё большее укрепление своей статусности.


      1. Влияние религии на социальные процессы в обществе.

Теперь поговорим, конкретно, о взаимоотношении общества и религии. Для характеристики роли религии в общественной жизни общества, существует две концепции. Концепция «функционализма», характеризующая, как правило, положительную роль религии в жизни общества, и концепция, созданная в рамках конфликтологии (теории конфликтов) – характеризует негативное влияние религии на общество.

Если рассматривать религию с точки зрения «функционализма», то можно увидеть большое количество закономерностей и повторяющихся особенностей в отношениях между ней и социумом. «Религия – часть общественной жизни, от которой не может быть изолирована, так хорошо она вплетена в ткань социальной жизни».1 И вправду, трудно не согласиться с этим высказыванием, ведь вклад религии во все социальные процессы и движения, попросту неоценим. В области религиоведения даже существует такое понятие как «социальные функции религии». «Функционализм настаивает, что любое социальное отношение или институт существует, поскольку выполняет определенную функцию в обществе, удовлетворяет его потребности. Применительно к религии функционализм подразумевает, что всякое религиозное верование является полезным для функционирования общественной системы, религия играет в обществе исключительно позитивную роль и незаменима с точки зрения выполняемых ею функций».2 В целом, с такой трактовкой религиозного функционала можно согласиться, однако не стоит забывать, что любое религиозное движение имеет в своем учении и негативные аспекты. Или, хотя бы, имеет такие тезисы, которые могут трактоваться двояко последователями данного культа, что и может привести к конфронтационным действиям или поступкам этих конфессиональных групп или отдельных её представителей. Также можно поспорить с позицией автора о «незаменимости» религии. В двадцать первом веке можно смело утверждать о том, что есть и другие, более мощные механизмы, которые способны помочь человеку выбрать «правильный путь», такие как «моральные устои» и «общественное мнение».

Из анализа прочитанной литературы, я сделал определённые выводы. Во-первых, социальные функции религии можно разделить на ведущие (которые выделяют почти все религиоведы) и на второстепенные (которые выделяют лишь некоторые исследователи, исходя из своих общественных и политических взглядов и собственного отношения, к такому феномену как религия). Во-вторых, учитывая, что религия имеет весьма высокую социальную направленность, то становится ясно, почему большинство «социальных функций» религии можно отнести и к общему функционалу этого явления.

Теперь более подробно остановимся на четырёх ведущих «социальных функциях» религии: мировоззренческая (смыслополагания), легитимизирующая, интегрирующая и регулирующая.

Начнём с мировоззренческой функции. «Само мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения».3 Мировоззренческую функцию или как её ещё называют – функция смыслополагания, выделяют все её философы и религиоведы (М. Вебер, Р. Белла, Э. Фромм, К.Г. Юнг). По названию можно догадаться, в чём заключается смысл этой функции. И вправду, религия является идеальным механизмом по приданию смысла человеческому существования. «Она рисует человеку картину мира, задаёт систему координат, в рамках которой выстраивается иерархия морально-нравственных норм и регулируемых ими социальных отношений».4 Также, на основании знаний о данной функции, можно выделить и своеобразную «целевую аудиторию» любого религиозного движения. В основном, это слабые, неуверенные в себе люди, нуждающиеся в наличии жизненного смысла и осознании грядущей справедливости, с целью расплаты за лишения, перенесённые ими за всю «земную» жизнь.

Продолжим анализом интегрирующей функции. Любая общественная система нуждается в социальном единстве, для стабильного существования и поступательного развития. И религия может предоставить такую возможность. Во все времена конфессиональный фактор играл весомую роль в процессах интеграции определённых групп общества. Но стоит отметить, что это правило работает и в обратную сторону. Доподлинно известно, что на протяжении всей истории человечества, около 70% военных конфликтов начиналось из-за религиозных разногласий. Также стоит отметить, что эта функция присуща не только религиозному фактору. Социальное единство, таки социальная конфронтация может происходить и по этническим, и по языковым признакам. Этим я хочу подчеркнуть не исключительное положение религии в этом процессе.

Весьма важна и регулирующая функция религии. «Религия мотивирует действия индивида, таким образом, чтобы они отвечали требованиям общества, служили целям его сохранения и упрочнения, чтобы интересы и предписания общества имели моральный приоритет по сравнению с желаниями и стремлениями индивида, человеческие потребности всегда уступали дорогу социально детерминированным общественным предписаниям. Культовая практика помогает людям совершенствоваться в самоотречении, терпении, послушании, без которых не может быть ни религий, ни общества».5 Но не стоит забывать и про отрицательное влияние этой функции на общество. Как я уже говорил, нередко можно встретить религиозных последователей, которые становятся жертвами неверной трактовки конфессиональных канонов, что нередко приводит к конфликтным ситуациям.

Ну и теперь, на мой взгляд, поговорим о важнейшей «социальной функции» религии. «Чтобы достичь комфортного поведения человека, подчинить его интересы интересам общества, необходим авторитет морального абсолюта. Моральные нормы, от выполнения которых зависит социальная стабильность, объявляются божественными заповедями, то есть укореняются в непреходящем и вечном».6 Это явление называется легитимирующей функцией религии. В этом эффекте то и заключается весь смысл существования религии в современном мире и обществе. В эпоху, когда уже практически всем образованным людям понятно, что «высшей силы», в формате, котором его преподносит любое из религиозных движений, существовать не может, единственным смыслом существования любой из конфессий становится возможность контролировать социальную стабильность, будь это отдельные страны или мировое пространство в целом.

Кроме этих четырёх основных «социальных функций» религии существует ещё большое количество функций, которые разные учёные выделяют, в зависимости от своего отношения к религии, своего мировоззрения. Все эти второстепенные функции стоит расценивать в рамках четырёх основных религиозных « социальных рычагов», о которых я говорил перед этим, так как ни одна из них не выходит в своём функционале за пределы четырёх главных «колонн», на которых держится социальная значимость религии.

Например, Карл Маркс, выделял компенсаторную функцию религии. Всем нам он известен как ревностный противник каких-либо проявлений теизма в обществе и политическом устройстве государства. Для Маркса религия является «иллюзорным восполнением социального бессилия личности; она подобна наркотическому веществу, облегчающему боль и уводящему от реальности в мир грёз и сновидений».7 Отсюда и пошло, известное каждому школьнику выражение – «Религия – опиум для народа». Что касается выделения данного явления в отдельную функцию, то я позволю себе не согласиться с Марксом, так как, по моему мнению, данная функция полностью лежит в области одного из краеугольных камней, тех самых, являющихся четырьмя «столпами» социального функционала религии. Эта та самая мировоззренческое назначение религии, о котором уже было рассказано выше.

А, например, французский философ Эмиль Дюркгейм выделял функцию религиозной трансляции. Её смысл, по мнению Дюркгейма, заключался в передаче социально значимой информации из поколения в поколение, под средством разнообразных религиозных ритуалов и традиций. На мой взгляд, очевидно, что это функция лежит на стыке интегрирующего и легитимирующего «столпов» религии. Посудите сами, становление и передача социально значимых постулатов (легитимация), с целью стабильно и «форматного» восприятия её в обществе (интеграция).

Можно долго перечислять второстепенные функции (социализации, эйфорическая, моторная), но надеюсь, всем стало ясно, что каждая из них лежит в области четырёх основных или на их пересечении, что позволяет говорить о широком разветвлении религиозного функционала и тесного переплетения всех конфессиональных функций, значимых для общества.

Все функции, которые мы обсуждали до этого момента, вытекают из концепции функционализма. Напрямую противостоит ей теория конфликтов из области конфликтологии. Согласно ей религия может нести в общество конфликты, а не интеграцию. Это явление получило название дезинтегрирующей функции религии. Не считаю нужным широко раскрывать вам здесь эту функцию. Каждый и сам должен понимать, что религия может порождать конфликты как внутри себя (межрелигиозные), так и связанные с её существованием в светском обществе («когда система религиозных ценностей противопоставляется системе светских ценностей как единственно заслуживающая уважение»8). Как первому явлению, так и второму найдётся масса примеров в истории. Это и крестьянская война в Германии в XVI веке под предводительством Томаса Мюнцера (реформация). Это и известная всем «охота на ведьм», как следствие борьбы религии с прогрессом светского общества.

Вторая функции в данной концепции – идеологическая. «С точки зрения этого учения (теории конфликтов), религия является надстроечным явлением, формой общественного сознания. Она сама по себе не может продуцировать те или иные общественные отношения, а лишь отражает их и интегрирует определённым образом».9 Все мы знаем, что религия, своим влиянием на общество, может оправдывать и узаконивать те или иные интересы отдельных общественных групп,, направленных на подавление мнения меньшинства или на сепаратистскую деятельность. Таким образом, большое количество социально опасных движений приобретает религиозную мотивацию. В связи с этим большинство национально-освободительных движений стран Африки, борьба негров за гражданские права в США имели религиозный окрас.


1.1.2 Модели государственно-церковных отношений.
Данный параграф будет посвящен религии как фактору, влияющему на политическое устройство государства. Взаимодействие религии и государства одна из древнейших и самых многогранных сфер общественной и политической жизни. На данном историческом этапе взаимоотношения этих «явлений» стоят особенно остро. Когда как не сейчас политика нуждается в моральном, этическом стабилизаторе, своеобразном «ручном тормозе», который способен остановить семимильные шаги агрессивных политиков в сторону необратимых изменений, которые раз и навсегда изменят жизнь на территории всей планеты (сохранят ли они вообще человечество?). По факту, сейчас, когда наука в своих изысканиях дошла до такого, во что не смог бы поверить человек, живший даже около ста лет назад (ядерное оружие, разные виды биологического оружия). Именно, «в этой связи возрастает воздействие религии на политику как этического фактора, выполняющего роль арбитра в борьбе политических сил».10

Так как религиозный фактор на протяжении всей человеческой истории играл весьма важную роль, всё острее и религиоведение, и политология нуждались в создании теоретической базы для дифференциации государственно-религиозных отношений по степени вовлечённости церкви в политическую жизнь общества (как самого важного индикатора) и т.д.

Проанализировав большое количество научной литературы, я пришёл к выводу, что до сих пор не существует единой системы, рассматривающей виды государственно-религиозных отношений. Каждый учёный, по-своему растолковывает данную проблему, создавая свою собственную модель видов этого «явления». Встречаются как архисложные (выделение более десяти видов таких взаимодействий), так довольно примитивные (два вида), выделяющие только крайние точки таких взаимодействий. Я решил создать свою модель, несколько усложнив её, сделав двухступенчатой, взяв за основу ситуацию «de-jure», то есть конституционное отношение к религии государства (1 ступень). Следом, для государств, где конституция обходит стороной религиозный вопрос, либо говорит о равенстве всех религиозных учений, я выделил подвиды «de-facto» (2 ступень), рассмотрев фактическое взаимодействие государства с церковью. Можно рассматривать ситуацию «de-facto» и для государств, где религиозные отношения регламентируются конституцией, однако, в своей модели я руководствуюсь принципом «верховенства закона». Получилось следующая картина, четыре большие группы:

1. «Теократия, которая существует в Иране, где произошло слияние духовной и государственной власти, при этом церковная иерархия выполняет функции государственного аппарата».11 Кроме Ирана, можно выделить ещё несколько государств, которые обладают теократическими чертами: Саудовская Аравия, Бахрейн. Особняком в этом списке стоит карликовое государство – Ватикан. Как вы поняли, под теократией подразумевается отождествление светской и духовной властей в государстве. Такая трактовка вызывает некоторые сомнения, на мой взгляд, данная форма правления, скорее подразумевает подмену светских ценностей духовными, во избежание конфликтов между этими двумя противоборствующими сферами общественной жизни. Существовали такие теократически государства и в истории. Например, являлась ей и Иудея, с V по I век до нашей эры, до римского владычества и появления христианства.

2. Наличие в государстве конституционно закреплённой официальной (государственной) религии. «Такое положение даёт ряд преимуществ, как-то: выполнение разных общественных и государственных функций, экономические и правовые преимущества».12 «По данным Гарвардского университета, в 2000 году ситуация была следующей: из 188 государств 75 стран признали то или иное вероучение официальным, а 113 стран не имели государственной религии».13 Вычтем из этого списка полдесятка стран, которые относятся к первой группе, и получим около 70 стран. Государственный статус религии, как правило, сложился в странах, где численный состав приверженцем доминирующей церкви более 50% от всего населения страны. И в тех государствах, где церковь на протяжении всего исторического развития государственности сыграла неотъемлемую роль и очень тесно вплелась во все сферы жизни населения страны.

В целом, в этой группе выделяется несколько стран со спорным характером государственного статуса религии. Например, в Израиле иудаизм технически не является официальной религией, однако, некоторые статьи конституции отдаю привилегированное положение в общественной жизни именно иудеям. В Грузии же признаётся исключительное положение Грузинской Православной церкви, однако, существующей отдельно от государства.

Говоря о государственной религии, не стоит забывать о существовании обратной стороны медали. Каким бы демократическим не было государство, каким бы не был его религиозный состав, установление официальной религии неизбежно приведёт к конфессиональным конфликтам и сепаратистским настроениям, в связи с полирелигиозным составом населения.

В качестве вывода, можно сказать, что данный механизм государственно-церковных отношений весьма опасен и подходит, скорее для консерваторского поступательного развития.

3. Атеистическое государство. Единственным таким примером с 1967 девяностые годы двадцатого века была Албания. Где Энвер Ходжа запретил любое отправление и развитие религиозных культов. Албания на более чем двадцатилетний срок стала первым в мире, и до нынешнего времени единственным, атеистическим государством.

4. Самая многочисленная группа в данной модели. Ситуация, когда церковь отделена от государства, то есть провозглашается светский характер общества. Либо конституция вообще обходит стороной религиозный вопрос. В последствие эта группа будет разделена мной ещё на три подгруппы. Как правило, такие отношения устанавливаются в странах с весьма разрозненным религиозным составом. С целью комфортного взаимопроживания различных конфессиональных групп. Как итог, возрастающая толерантность населения к любым проявлениям у индивида религиозной самоидентификации. Рассматривая далее подуровни этой группы, мы придём к выводу, что добиться устойчивого мультирелигиозного состояния в стране на долгий временной период невозможно. Теперь перейдём к более подробному описанию трёх видов («de-facto»), существующих внутри этой системы.

-



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница