Аринушкина А. А. (г. Саратов) Борьба науки и лженауки в современном медиа-пространстве



Скачать 61,83 Kb.
Дата16.08.2017
Размер61,83 Kb.
Аринушкина А. А. (г. Саратов)

Борьба науки и лженауки в современном медиа-пространстве

«Высочайшее предназначение человека - постигать мир.

Единственным орудием этого является наука,

которая попутно создает и все блага цивилизации.»

Комиссия по борьбе с лженаукой и

фальсификацией научных исследований,

«В защиту науки. Бюллетень 1»

В последнее время в мире наблюдаются все нарастающие тенденции конфликта, возникающего между наукой и псевдонаукой, а так же между наукой и массами, которые предоставляемые им научные знания не понимают и не воспринимают. Проблема распространения лженаучных учений является достаточно острой, так как на данный момент, большое влияние оказывается на подрастающее поколение.

Что является знанием лженаучным, а что нет? Сущность лженаучных знаний сводится к ошибке или ошибочному утверждению, доведенному до обмана и акта мошенничества [1, с. 70] или, как трактует данный термин «Оксфордский словарь английского языка», лженаука - это совокупность убеждений о мире, ошибочно рассматриваемая как основанная на научном методе или как имеющая статус современных научных истин [2]. Из этих двух определений следует то, что в любых случаях лженаучных проявлений мы имеем ошибку или обман в качестве процедуры, процесса, заявления, обязательно претендующего на истинность. Чаще всего лженаучные тенденции несут коммерческий интерес, реже - являются следствием невежества и неверной интерпретации.

Неверная интерпретация (искажение информации ввиду ограниченности источников ее получения) – это следствие непонимания людьми, далекими от науки, того, чем занимаются ученые. Однако, потребность в обслуживании социального запроса на общедоступную, понятную и не требующую специальной профессиональной подготовки расшифровку «непрозрачных» явлений природы, культуры и общества есть, и потребность эту удовлетворяет лженаука.

Этот процесс можно охарактеризовать, опираясь на предложенное Жан-Франсуа Лиотаром понятие результативности («Состояние посмодерна», 1979). В данной работе Ж.-Ф. Лиотара разъясняется процесс выполнения социального запроса со стороны ученого, когда он должен предельно упрощать для людей свой процесс получения нового знания и предоставлять «в массы» только результаты своей работы, избегая подробностей [3, с. 1- 150]. В данном контексте можно сказать, что лженаука делает то, чего обычно не желает делать ученый – разжевывает и вкладывает упрощенную, сдобренную интересными подробностями информацию, которая предельно удовлетворяет потребность человека в объяснении мира. Ученые обычно предпочитают не заниматься профанацией своей деятельности, что приводит к снижению влияния науки на содержание общественного сознания.

Непонимание результатов деятельности ученых используется для создания псевдонаучных истин, фактов, открытий, носящих, как правило, сенсационных характер. Одним из негативных последствий псевдонауки является подверженность заблуждающихся масс манипуляции. Например, распространение различных «легенд» с целью напугать людей и тем самым обеспечить давление в направление запрета тех или иных исследований, как было с генетически-модифицированными растениями (далее будет употребляться термин ГМО) в сельском хозяйстве [4].

Такой эффект может быть достигнут, например, путем постоянного и неоднократного повторения одной мысли: «ГМО по определению не могут быть безопасны». По этому поводу писал Серж Московичи в своей работе «Век толп»: «Грамматика убеждения основывается на утверждении и повторении, на этих двух главенствующих правилах». С. Московчи уделял этому приему особое внимание, говоря что повторение - это второе условие пропаганды, придающее утверждениям вес дополнительного убеждения и превращающее их в навязчивые идеи. Будучи же навязчивой идеей, повторение принимает форму барьера против иных, отличающихся мнений [5, с. 30 - 40].

Что касается ГМО, то заблуждения на их счет настолько прочно укоренились сознании, что в другом контексте, кроме как в негативном, генно-модифицированные организмы не воспринимается, а сама отрасль генной инженерии больше, чем другие области, обрастает мифами. Источниками этих мифов является достаточно узкий круг людей, уровень знаний которых в данной области не пропорционален популярности у СМИ. Сами специалисты, занимающиеся непосредственно исследованиями в области генной инженерии, как было уже сказано выше, не тратят времени на опровержение лженаучных сведений [6, с. 6]. Однако потребность в этом есть.


В противовес лжеученым, потребность эту восполняют популяризаторы науки – учёные или научные журналисты, предоставляющие научную информацию в понятном и интересном виде обществу. В настоящее время развернута достаточно активная деятельность по борьбе с лженаучными знаниями: начиная с публичных, бесплатных выступлений ученых, заканчивая научно-просветительскими форумами, имеющими совсем другой охват аудитории. Популяризация науки и развенчивание лженаучных мифов становится легче благодаря Интернету – намного упрощается информирование аудитории о предстоящих научно-популярных событиях, становятся доступнее научные статьи, адаптированные специально для широких масс и понятные им.

На данный момент можно привести ряд самых популярных и активных ресурсов, популяризирующих науку. Часть располагается на такой социальной платформе, как сеть Вконтакте – это такие научно-популярные паблики, как Словарь Скептика: Энциклопедия Заблуждений, ANTROPOGENEZ.RU: эволюция человека из первых рук, Фонд «Эволюция», XX2 Век: открытия, технологии, тенденции, Учёные против лженауки и т.д.Специфика их заключается в публикации информации из мира науки, статьей из разных областей научного знания, формирование анонсов предстоящих мероприятий, непосредственно кооперация аудитории на данные мероприятия.

Исходя из количества подписчиков данных сообществ (от 16 000 до 30 000 человек) и их активности (минимум 50 лайков на каждый пост), можно сделать вывод, что борьба с лженаучными знаниями посредством социальных сетей достаточно эффективна. Примером подобной деятельности может служить научно-просветительский форум «Ученые против мифов», организаторами которой является портал Antropogenez.ru совместно с порталом XX2ВЕК, целевая аудитория которого предварительно формировалась на протяжении пяти лет. Сообщество ВК Антропогенез.ру было запущено в районе 1 января 2016 года. К лету оно собрало больше 10 тысяч активных подписчиков, количество которых постоянно увеличивается.

На базе уже сформировавшего положительную репутацию и популярного паблика Антропогенез.ру были созданы научно-популярные афиши. За четыре месяца полный охват ( учитываются пользователи, просмотревшие записи сообщества на стене или в разделе Мои Новости) аудитории вырос с нуля до 7 556 посетителей в день (показатели за 7 октября 2016), полный охват за прошлый месяц (сентябрь 2016) составляет 28 152 человека. Не маловажно количество уникальных пользователей (т.е. пользователей, не посещавших ранее данную страницу). Общее количество таких посетителей за последние 30 дней составило 3 206 человека. Отсюда следует вывод о том, что вероятность вовлеченности людей, ранее не интересовавшихся научно-популярными мероприятиями достаточно высока.



Так же научно-популярные мероприятия, подстраиваясь под новое время, меняют свой характер, форму, вид, становятся все более интерактивными, интересными и теперь можно говорить о возникновении у молодежи «моды» на «здоровую» науку. Создание таких площадок, как Geek Picnic (крупнейший научно-популярный фестиваль и open air Восточной Европы) становятся все более популярными и мейнстримными, вызывая не малый интерес. Как следствие, увеличение количества подобного рода мероприятий и активное информирование о них аудитории, посредством социальных сетей, привело бы к еще большему интересу к научному знанию. В целом же, исходя из анализа ресурсов, занимающихся популяризацией науки в интернет пространстве, можно говорить о исключительно положительных тенденциях как в борьбе с лженаукой, так и в приобщении к «здоровой» науке молодого поколения.
Список использованной литературы
1. Кувакин В. А. Лженаука: сущность и существование // Лженаука в современном обществе. Теоретико-методологические подходы и стратегии противодействия, С. 70
2. Оксфордский словарь, OxfordEnglishDictionary (OED) — definitionofpseudoscience // StanfordEncyclopediaofPhilosophy [Сайт]. URL: http://plato.stanford.edu/entries/pseudo-science/#NonUnPse ( Дата обращения: 10 сентября 2016 год).
3. Ж.-Ф. Лиотар «Состояние посмодерна», 1979 Издательство "Институт экспериментальной социологии", 1998 Издательство "Алетейя" (СПб), 1998 . Перевод Н.А.Шматко, 1998, 1- 50 стр.
4. Ренат Атаев " Как интернет лженауку одолел" // Cайт Newtonew - просветительский медиа-проект об образовании [Сайт]. URL: https://newtonew.com/discussions/web-vs-fake-science (Дата обращения: 10 сентября 2016 год).
5. Серж Московичи «Век толп», М.: 1996. Текст из хрестоматии Д. Я. Райгородского "Психология масс", 30-40стр.
6. Александр Панчин «Сумма биотехнологии. Руководство по борьбе с мифами о генетической модификации растений, животных и людей», ISBN: 978-5-17-093602-1, 6 стр.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница