Ассоциация Адвокатов России за Права Человека доклад о пытках, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания, насильственном и недобровольном исчезновении



страница1/5
Дата11.10.2016
Размер1,16 Mb.
  1   2   3   4   5


Ассоциация Адвокатов России за Права Человека





ДОКЛАД

О ПЫТКАХ, ДРУГИХ ЖЕСТОКИХ, БЕСЧЕЛОВЕЧНЫХ ИЛИ УНИЖАЮЩИХ ДОСТОИНСТВО ВИДАХ ОБРАЩЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ, НАСИЛЬСТВЕННОМ И НЕДОБРОВОЛЬНОМ ИСЧЕЗНОВЕНИИ, ВНЕСУДЕБНЫХ КАЗНЯХ НА УКРАИНЕ

В ПЕРИОД

НОЯБРЬ 2013 – ОКТЯБРЬ 2014

Москва

2014

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение________________________________________________________3

  2. Список сокращений______________________________________________5

  3. Глоссарий специализированных терминов__________________________6

  4. Соответствие доклада статьям Конвенции ООН против пыток, жестоких и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания___________________________________________________________7

  5. Критерии отбора информации_____________________________________8

  6. Справочная информация Часть I. Общие сведения, историческая справка_10

Часть II. Международное право и законодательство Украины. Практика применения_________________________________________________________15

  1. Пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания______________________________________________22

  2. Насильственное и недобровольное исчезновение________________________48

  3. Внесудебные казни___________________________________________________54

  4. Безнаказанность и отсутствие независимого расследования. Эффективные меры правовой защиты, компенсация жертвам пыток________________________72

  5. Выводы и рекомендации_____________________________________________75



  1. Введение

Ассоциация Адвокатов России за Права Человека является независимой правозащитной организацией, которая в течение 10 лет осуществляет в России и за рубежом мониторинг соблюдения прав и свобод человека. Такой мониторинг проводится независимыми специалистами Ассоциации – адвокатами, юристами, правозащитниками, общественными деятелями.

В феврале 2014 года в рамках Ассоциации Адвокатов России за Права Человека была объявлена правозащитная кампания, направленная на защиту прав населения на Украине в связи с участившимися обращениями о нарушении прав и свобод человека.

В апреле 2014 года специалистами Ассоциации Адвокатов России за Права Человека был подготовлен промежуточный доклад о нарушении прав и свобод человека на Украине, включивший данные мониторинга Ассоциации в период с февраля по апрель 2014 года.

Промежуточный доклад был опубликован на сайте www.rusadvocat.com, в средствах массовой информации и направлен в государственные структуры Украины.

Указанный доклад содержал информацию о текущей на момент публикации доклада ситуации по соблюдению прав и свобод человека на Украине и актуальную информацию, динамику и качественные изменения нарушений прав и свобод человека. Также доклад включал рекомендации по устранению допущенных нарушений прав и свобод человека.

В связи с тем, что сообщения о пытках и бесчеловечном обращении носили массовый и системный характер, специалисты Ассоциации с учетом принципов, содержащихся в Конвенции ООН против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и Факультативном протоколе к Конвенции, принятом Резолюцией 57/199 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2002 года, а также положений Женевской конвенции от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны, Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) от 8 июня 1977 г. приняли решение о подготовке настоящего доклада.



Специалисты отмечают, что в период его подготовки было выявлено массовое и системное нарушение ст. 5 Всеобщей декларации прав человека, гарантирующей, что «никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию», а также Конвенции ООН против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и Факультативного протокола к Конвенции, принятого Резолюцией 57/199 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2002 года.

В рамках мониторинга и подготовки доклада специалисты Ассоциации осуществляли мониторинг соблюдения Украиной ст.5 Всеобщей декларации прав человека, Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Факультативного протокола к Конвенции, принятого Резолюцией 57/199 Генеральной Ассамблеи ООН 18 декабря 2002 года, о чем неоднократно сообщали средства массовой информации и информационные ресурсы НПО.

Специалисты неоднократно подчеркивали, что цель мониторинга не может рассматриваться как вмешательство во внутренние дела Украины и имеет исключительно правозащитный характер и т.о. не претендует на решение каких-либо политических целей. Его основная задача – соблюдение прав и свобод человека.

Специалисты акцентировали внимание на том, что жалобы на пытки принимаются от любых политических сил, гражданских организаций, обычных граждан независимо от их политических взглядов и принадлежности, национальных, языковых, культурных, религиозных отличий, сексуальной ориентации и иных отличий.

Все жалобы и сообщения были проанализированы специалистами на степень достоверности и обоснованности, получили объективную оценку независимых специалистов, факты, имеющие объективное подтверждение, включены в настоящий доклад, посвященный соблюдению ст. 5 Всеобщей декларации прав человека, Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Факультативного протокола к Конвенции, принятого Резолюцией 57/199 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2002 года.

Специалисты Ассоциации Адвокатов России за Права Человека обращают особое внимание, что настоящий доклад составлен независимыми экспертами, специалистами в своей области, которые не преследуют никаких политических целей, не имеют никаких личных симпатий или неприязненных отношений к лицам, организациям, упоминаемым в настоящем докладе. Излагаемая информация объективна и непредвзята.

Настоящий доклад подготовлен в соответствии с Руководящими принципами относительно формы и содержания первоначальных докладов, которые в соответствии с их статьей 19 должны быть представлены государствами-участниками Конвенции против пыток, утвержденными Комитетом ООН против пыток () г., а также в соответствии с выводами и рекомендациями и решениями Комитета ООН против пыток по жалобам и докладам в рамках Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и Факультативного протокола, принятого резолюцией 57/199 Генеральной Ассамблеи ООН 18 декабря 2002 года.



  1. Список сокращений

АТО: Антитеррористическая операция

КПП: Комитет против пыток

МПГПП: Международный пакт о гражданских и политических правах

НПО: неправительственная организация

ООН: Организация Объединенных Наций

КООНПП: Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания

УНИАН: Украинское независимое информационное агентство новостей

ГСЧС: Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям

ХПГ: Хельсинская правозащитная группа

СИЗО: Следственный изолятор

ОГА: Областная государственная администрация

УМВД: Управление Министерства внутренних дел

УСБУ: Управление службы безопасности Украины

СБУ: Служба безопасности Украины



СММ: Специальная мониторинговая миссия

  1. Глоссарий специализированных терминов




Заявление (о случае пыток)

Заявление (которое не доказано и не опровергнуто) о том, что имел место случай применения пыток.

Сообщение

Письмо (или другая форма представления информации), направленное на рассмотрение в какую-либо международную организацию. Этот термин часто используется в ООН для заявлений в рамках процедуры индивидуальной жалобы. Человек, написавший сообщение, обычно называется автором сообщения.

Подтверждение

Доказательство, подтверждающее или опровергающее истинность какого-либо заявления.




Вступление (соглашения) в силу

Момент начала действия обязательств соглашения.

Внесудебный (например, внесудебная смертная казнь)

Не установленное судьей или не являющееся следствием судопроизводства.

Тяжкие нарушения прав человека

Особо тяжкие формы нарушения прав человека, такие, как применение пыток, незаконное умерщвление и пр..

Выполнение (обязательств)

Способ, посредством которого осуществляется выполнение или соблюдение обязательств, или меры, направленные на достижение этого.

Безнаказанность

Избежание наказания за незаконное или нежелательное поведение.

Мониторинг

Поиск и получение информации с целью составления доклада по поводу какой-либо ситуации или дела.

Ратификация

Процесс, посредством которого государство соглашается выполнять условия договора в обязательном порядке.

Рекомендация

Предлагаемый образ действия. Рекомендация не является юридически обязательной.

Компенсация

Меры, направленные на возмещение причиненного ущерба.

Оговорка

Обязуясь выполнять условия договора, государство может зарегистрировать оговорку – заявление, которое видоизменяет каким-либо образом обязанности в рамках договора.

Резолюция

Официальное решение международного органа, часто принимаемое в ходе голосования. Обычно это рекомендация, юридически необязательная.




  1. Соответствие доклада статьям Конвенции ООН против пыток, жестоких и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

При составлении настоящего доклада специалисты НПО «Ассоциация Адвокатов России за Права Человека» руководствовались тем, что деятельность Комитета против пыток осуществляется в соответствии со статьей 20 Конвенции, и в частности:

  1. В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Конвенции, если Комитет получает достоверную информацию, которая, как представляется, содержит вполне обоснованные данные о систематическом применении пыток на территории какого-либо государства-участника, Комитет предлагает этому государству-участнику сотрудничать в рассмотрении этой информации и с этой целью представить свои замечания в отношении данной информации.

  2. Составителям доклада известно о том, что согласно правилу 75 правил процедуры Комитета Генеральный секретарь доводит до сведения Комитета информацию, которая представлена или считается представленной для рассмотрения Комитетом в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Конвенции.

  3. Составителями доклада учтено условие, что Комитет не принимает никакую информацию, если она касается государства-участника, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Конвенции при ратификации Конвенции или присоединении к ней заявило, что оно не признает компетенцию Комитета, предусмотренную в статье 20, если только это государство-участник впоследствии не сняло свою оговорку в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Конвенции.

  4. Составителям доклада известно, что в соответствии с положениями статьи 20 и правилами 78 и 79 правил процедуры все документы и материалы Комитета, касающиеся его деятельности по статье 20 Конвенции, носят конфиденциальный характер и все заседания, посвященные его деятельности во исполнение этой статьи, являются закрытыми. Вместе с тем в соответствии с пунктом 5 статьи 20 Конвенции после консультаций с соответствующим государством-участником Комитет может принять решение о включении краткого отчета о результатах этой работы в свой годовой доклад, который представляется государствам-участникам и Генеральной Ассамблее.

Согласно ст. 20 Конвенции в настоящем докладе содержатся информация и утверждения, касающиеся широко распространенной практики применения пыток, общей обстановки безнаказанности за совершение актов пыток и отсутствия в национальном законодательстве положения, предусматривающего уголовную ответственность за применение пыток.

Изложение фактов, событий, информации, приведенной в настоящем докладе, отвечает требованиям ст. 22 Конвенции.

Так, в соответствии с п.1 ст. 22 настоящий доклад содержит сообщения о применении пыток, о наличии жертв примененных пыток на территории Украины. Согласно п.2 ст.22 настоящий доклад не является анонимным, настоящий доклад не представляет собой злоупотребления правом на представление сообщений о пытках. В соответствии с п.3 ст.22 составители настоящего доклада учитывают то, что любое сообщение, предоставленное Комитету в соответствии со ст.22 Конвенции, Комитет доводит до сведения Государства-участника настоящей Конвенции, более того, специалисты приветствуют полномочия Комитета, позволяющие рассматривать письменные объяснение или заявления, уточняющие вопросы и любые меры, которые могли быть приняты этим Государством. Составители доклада представили информацию и сообщения таким образом, чтобы Комитет мог реализовать п.4 ст. 22 Конвенции.

Настоящий доклад отвечает требованиям п.5 ст.22 Конвенции, и изложенный в материалах доклада вопрос не рассматривался и не рассматривается по какой-либо другой процедуре международного расследования или урегулирования, а внутренние меры правовой защиту неэффективны в отношении лиц, являющихся жертвами нарушений Конвенции.




  1. Критерии отбора информации

Анализируя поступивший в Ассоциацию Адвокатов России за Права Человека объем информации, специалисты использовали методологию, соответствующую международному контексту и не зависящую от процессуальных норм той или иной правовой системы. Данный подход к анализу информации отвечает подходу к разработке и применению стандартов анализа в соответствии с “Approach to, and Standard for, Analysis, Observations, Principal Arguments and Recommendation” (http://www.un.org/en/sc/ombudsperson/approach.shtml)

При анализе информации, сообщений о событиях на Украине в период с ноября 2013 года по октябрь 2014 года, связанных с применением пыток, или жестоким, бесчеловечным или унижающем его достоинство обращении и наказании, специалисты руководствовались определенными критериями и стандартами.

Каждая единица информации оценивалась, среди прочего, на предмет ее актуальности, конкретности и достоверности. При этом важно отметить, что оценивая надежность/достоверность информации, специалисты учитывали степень ее детализации, ее особенности, источники, а также дополнительные или подтверждающие данные и наличие аналогичной информации из других источников. В каждом конкретном случае специалистами была исследована вся совокупность обстоятельств и те выводы, которые напрашиваются с учетом собранной и обобщенной информации.

При анализе информации специалисты учитывали такие международно-правовые документы, как Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (10 декабря 1984г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.); Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (предтеча Конвенции против пыток) и пр.

При анализе информации и составлении настоящего доклада специалисты исходили из следующего понимания критериев и определений.

Достоверность определяется как наличие подтверждения из множества источников, ее сопоставимость с другой информацией, знание источника и его мотивов, авторитет источника, свойства канала передачи информации, в том числе, насколько представленное описание соответствует действительности.

Актуальность определяется как степень соответствия информации текущему моменту времени.

Относительно изложенных в настоящем докладе сообщений специалистами указывается максимально детализированная информация в каждом конкретном случае:



  1. полное имя жертвы (а), если имеется информация;

  2. дата (по крайней мере месяц и год), на которую имели место случаи применения пыток;

  3. место, где указанное лицо было задержано (город, провинция и т.д.), и место, в котором были применены пытки (если это известно);

  4. описание лиц, якобы совершивших это нарушение (включая занимаемую должность и/или принадлежность к тому или иному государству);

  5. описание формы, в которой была применена пытка, и любых нанесенных увечий или же изложение причин, которые позволяют предположить наличие угрозы применения пыток в отношении данного лица;

  6. личность человека или название организации, представивших сообщение (имя/название и адрес, которые будут сохранены в тайне).

Кроме того, специалисты различают сообщения, когда идет речь о нарушениях со стороны отдельных лиц или групп (а не государственных должностных лиц), и представили в настоящем докладе информацию, которая может свидетельствовать о том, что правительство оказалось не в состоянии осуществить действия для предотвращения, расследования, наказания и обеспечения компенсации жертвам этих нарушений. Со стороны специалистов в настоящем докладе отражены в доступном объеме ответы на вопросы:

а) существует ли закон, предусматривающий наказание за такое нарушение;



  1. отказ или неспособность властей регистрировать или расследовать данный случай и другие аналогичные случаи;

  2. неспособность властей привлечь к ответственности виновных в данном случае и в других аналогичных случаях;

  3. статистика и другие данные, касающиеся распространенности данного вида нарушения, о котором идет речь в сообщении.



  1. Справочная информация


Часть I. Общие сведения, историческая справка

Процесс становления Украинского государства начался в годы Первой Мировой Войны. В 1917 году Центральная Рада Украины издала Третий Универсал, в котором провозгласила создание Украинской Народной Республики. Идеологами создания Украинского государства стали Михаил Грушевский, Симон Петлюра, Владимир Виниченко, гетман Скоропадский и другие; также была использована философская концепция Михаила Драгоманова. В украинской идеологической концепции преобладала социал-демократическая политическая платформа при построении независимого Украинского государства. Однако слабое правительство привело к крушению Украинской Народной Республики; затем с приходом большевиков на большей части Украины в 1922 г. была образована Украинская Советская Социалистическая Республика. Часть территорий Украины перешла под юрисдикцию Польши, Чехословакии и Румынии. На территории Украины, которая была подконтрольна Польше, в 1929 году была создана Организация Украинских Националистов (ОУН), объединившая радикалов - недовольных умеренной политикой других политических сил, не стремившихся к созданию независимого Украинского государства. Радикалы обвиняли социалистические и либеральные силы в поражении Украинской Народной Республики в 1917-1920гг. В то время в Европе усиливалось влияние националистической идеологии, которая и стала основой указанной радикальной организации. ОУН отмечала важность формирования сильной элиты, национальной солидарности: так появилась идеология нациократии, одной из ветвей нацизма. Для достижения целей ОУН за основу взяла методы революционной и террористической борьбы. Идеологами ОУН выступили Евгений Коновалец, Степан Бандера, Андрей Мельник. ОУН были осуществлены ряд террористических актов и убийств в отношении польского населения, политиков, интеллигенции, а также политиков других стран. После убийства одного из идеологов ОУН – Евгения Коновальца – ОУН раскололась на две организации: ОУН-М, так называемые мельниковцы, которые придерживались идеи активного сотрудничества с Гитлером без создания независимого Украинского государства, и ОУН-Б, так называемые бандеровцы, которые придерживались идеи сотрудничества с Гитлером в части использования сил нацистской Германии для создания независимой Украины. Однако несмотря на вражду между данными организациями их объединяла идеология – нациократия и выступление на стороне фашистской Германии против Советского Союза, обе организации участвовали в начале вторжения в Советский Союз на стороне фашистской Германии. Однако в последующем во время Второй Мировой Войны при попытке создания независимого Украинского государства ОУН-Б подверглась массовым арестам, как и сам идеолог Степан Бандера, попавший в концлагерь Заксенхаузен.



ОУН-М отмежевалась от поддержки бандеровцев и продолжила воевать на стороне Гитлера и, в частности, участвовала в этнических чистках евреев, русских, украинцев и т.д. Отряды ОУН-М представляли по сути единую организацию с казаками Дона под предводительством генерала Петра Краснова и кубанскими казаками под предводительством Андрея Шкурко ( фактически речь идет о военных подразделениях нацистской Германии). В свою очередь оставшаяся часть ОУН-Б ушла в подполье и начала войну против Гитлера. При наступлении СССР ОУН-Б фактически объединилась снова с ОУН-М и получила поддержку от гитлеровской Германии в проведении диверсионных и карательных операций на территориях, освобожденных Советским Союзом – на Западной Украине и в Галиции. Указанные военные отряды получили название Украинской Повстанческой Армии (УПА). После ликвидации УПА и одного из ее лидеров – Романа Шухевича, ОУН-М и ОУН-Б стали существовать автономно, однако, после гибели Степана Бандеры ОУН-Б прекратила свое существование, а мельниковцы – продолжили свою деятельность. В последующем, в конце 1980-х годов приверженцы ОУН-М стали основой для формирования ряда националистических партий и организаций на территории Украины, которые получили новую жизнь в период возрождения независимого Украинского государства. Национальными героями Украинского государства согласно идеологии ОУН-М стали Евгений Коновалец, Андрей Мельник, Степан Бандера, Роман Шухевич и ряд других лиц, активно принимавших участие на стороне гитлеровской Германии в годы Второй Мировой Войны. Идеологией созданных на базе ОУН-М организаций являлась и является нациократия; при этом социалистические идеи, идеи либерализма, идеи интернационализма, прав и свобод человека, политического плюрализма и демократии на идеологическом и официальном уровне данными силами осуждались и осуждаются, а сторонники этих идей подвергались преследованию со стороны нациократов. С 1991 года указанные силы представлены на Украине во многих структурах и органах власти на всех уровнях.

Начиная с 1991года, при государственной поддержке нациократы активно проводили политику по развенчанию подвигов борцов с фашизмом во времена Второй Мировой войны, направленную на пропаганду героизации фашисткой Германии. В украинских СМИ распространялась информация, заведомо искажающая события времен Второй Мировой войны, где в отношении советских солдат, борцов с фашизмом звучала клевета, дискредитировался образ воина-освободителя; при этом замалчивались факты преступлений фашистов, например, события в Бабьем Яре, массовое уничтожение евреев на Украине и активное участие в этом подразделения ОУН-М; в учебниках истории давалась информация о событиях на Украине во времена Второй Мировой войны в пользу оправдания и героизации фашизма. Националистическими организациями осуществлялось вовлечение молодежи в свою деятельность, проводилась молодежная политика, ориентирующая молодежь на неонацизм, плодом которой стал рост неонацистских настроений среди украинской молодежи и пополнение за ее счет рядов неонацистских группировок, включая вовлечение несовершеннолетних. Результатом деятельности неонацистских организаций стало появление на Украине множества молодежных группировок, придерживающихся неонацистских взглядов, используемых разными националистическими силами для достижения своих политических целей. При этом неонацистские организации активно пропагандировали идею этнического и генетического превосходства жителей Украины над другими восточными народами. На многих информационных ресурсах, сайтах националистических организаций, в научной и образовательной литературе пропагандировалась идея генетической отсталости восточных народов и особенно народов Азии, также пропагандировалась идея ненависти в силу генетического отличия по отношению к русскоязычному населению, которое неонацисты называли неславянским народом, а финно-угорским, и в силу этого якобы отсталым и подлежащим уничтожению наряду с другими якобы генетически отсталыми народами. Оскорбительные термины в отношении русскоязычного населения и жителей России – «кацап», «москаль» и т.д. стали общепринятыми, и их употребление не осуждалось на официальном уровне. Носители русского языка не имели возможности ввиду влияния неонацистов и других праворадикальных сил на государственную политику добиться права использовать свой язык официально. Также под давлением националистов на Украине усилились антисемитские настроения и риторика, нетерпимость по признаку какого-либо отличия, выходящего за рамки неонацистской идеологии. В результате общепринятыми стали шовинистская, ксенофобская риторика на официальном уровне, дискриминация по национальному признаку, религиозному, сексуальной ориентации, гендерному отличию.

Рост неонацистских настроений достиг своего пика после начала политического кризиса, вызванного ситуацией неподписания Украиной Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, разделившего общество на евроинтеграторов и евроскептиков.

В свою очередь сторонники евроинтеграции раскололись на умеренных, придерживающихся мирного протеста, и на радикалов, представленных неонацистскими силами и политиками, которые рассматривали только силовой вариант по свержению правительства, не подписавшего Соглашение об ассоциации с Евросоюзом.

Раскол привел к объединению различных неонацистских сил в единую политическую силу под названием «Правый Сектор», который в свою очередь стал активно вести протестное движения в сторону силового развития событий.

Неонацистское объединение «Правый Сектор» оказало силовое сопротивление в ответ на требования властей прекратить протест, в результате чего протест перерос в столкновения и беспорядки, которые в свою очередь переросли в военные столкновения между протестующими и представителями правительства. Несмотря на достигнутое политическое соглашение между различными общественными силами об отставке правительства и выборах президента, столкновения не прекратились, а усилились. В результате 22 февраля 2014 года власть в Киеве была захвачена протестующими, среди которых ключевую роль играли неонацистские силы.

В последующем неонацистские силы начали вести борьбу с инакомыслящими – в первую очередь с противниками неонацизма и фашизма, с социалистами, либералами, коммунистами, демократами; стали проводить рейды и карательные операции, наблюдались захваты и изъятие имущества, расправы и запугивание сторонников интеграции Украины с Россией или признания русского языка официальным на Украине.

В результате запугивания и террора населения Украины (несмотря на активное участие неонацистов в свержении правительства) в целом неонацистские настроения на Украине вызвали страх в обществе, что спровоцировало сепаратистские настроения на востоке Украины среди русскоязычного населения. Результатом стал выход Крыма из состава Украины в марте 2014 года. Одновременно с этим разгорелся политический кризис на востоке Украины, где русскоязычное население стало подвергаться запугиванию и преследованиям со стороны «Правого Сектора», который начал осуществлять адресные карательные операции в отношении своих наиболее активных противников. Волна репрессий также прокатилась по Западной Украине в отношении русинов. В результате политика неонацистов заменила официальную, что стало причиной усиления политического кризиса и раскола Украины на русскоязычную часть ( восток) и украиноязычную ( центр-запад), ставших началом военного противостояния и самопровозглашения независимости республик Новороссии – Донецкой народной республики, Луганской народной республики.

В результате проведенных киевской властью карательных операций в ряде регионов удалось подавить сепаратистские настроения, однако в Луганске и Донецке противостояние переросло в крупномасштабный военный конфликт с применением регулярной армии, артиллерии, авиации и т.д.

Специалисты отмечают, что данный конфликт имеет все признаки военного конфликта немеждународного характера. Однако, несмотря на военные действия, власти в Киеве отказываются признавать это, объявив военное противостояние антитеррористической операцией (АТО), чтобы иметь основания ссылаться на то, что нормы международного гуманитарного права, в том числе и регулирующие механизм защиты гражданского населения, а также прочие гарантии международного права для конфликтов такого характера, не распространяются на конфликт на востоке Украины.

Специалисты отмечают, что тем самым украинские власти создали все условия для нарушения ими норм международного гуманитарного права, способствовали массовому нарушению прав и свобод человека и преступлениям против человечности – пыткам, убийствам и т.д. По сведениям специалистов, разгоревшийся конфликт с ноября 2013 по октябрь 2014 года привел к множеству сообщений о пытках, убийствах, применении запрещенного оружия, военных преступлениях, преступлениях против человечности (этнических чистках), и как следствие - огромному числу беженцев. Таким образом имеют место преступления, требующие всестороннего независимого полного международного расследования. После наступившего перемирия, объявленного в связи с Минскими соглашениями, с востока Украины стали активно поступать сообщения о массовых захоронениях и пытках в отношении гражданского населения, инакомыслящих, людей, преследуемых по политическим и иным отличиям.

Специалисты отмечают, что эскалация конфликта на Украине, многочисленные жертвы среди гражданского населения, инакомыслящих, людей, преследуемых по какому-либо признаку отличия, пытки, бесчеловечное обращение стали результатом неспособности выстроить диалог в украинском обществе между его различными политическими силами, и следствием усиления неонацистских сил и настроений на Украине, приведшим к ее фактическому расколу по национальному, культурному, языковому и религиозному признакам.

Специалисты также указывают, что при оценке событий на Украине необходимо принять во внимание тот факт, что в ходе рассмотрения преступлений нацистской Германии на Нюрнбергском процессе по различным политическим и историческим причинам в полной мере не была дана оценка деятельности нацистов на Украине – ОУН-Б, ОУН-М, УПА; не было проведено расследование в отношении преступлений указанных организаций; виновные не понесли наказания, а преступления не были осуждены, что привело к появлению последователей Гитлера на Украине в современной истории в виде неонацистов. Специалисты отмечают, что произошедшему возрождению неонацистских настроений на Украине и совершенным преступлениям должна быть дана надлежащая оценка, проведено расследование, а в случае подтверждения – последовать осуждение и наказание. Необходимо довести до украинского общества и всего мира, до будущих поколений, что нацизм в каких бы то ни было формах и проявлениях – преступление, а преступники должны и будут наказаны.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница