Атлас муниципальных практик Агентства стратегических инициатив Ольга Курилова, Руководитель Представительства ано «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»



Скачать 61,18 Kb.
Дата18.10.2016
Размер61,18 Kb.
Атлас муниципальных практик Агентства стратегических инициатив
Ольга Курилова,
Руководитель Представительства АНО
«Агентство стратегических инициатив
по продвижению новых проектов» в ДФО

Вопрос о вовлечении муниципалитетов в работу над инвестиционным климатом стал подниматься с первых же месяцев работы над региональным Стандартом. Причем запрос шел как со стороны органов власти, так и со стороны бизнеса. Ряд регионов самостоятельно разработали определенные требования к деятельности муниципалитетов и ведут работу по их внедрению. Естественно Агентство стратегических инициатив не могло остаться в стороне. Агентством был сформирован сборник лучших практик, направленных на поддержку и развитие предпринимательства на муниципальном уровне - Атлас муниципальных практик.

Именно с целью систематизации работы по выявлению успешных практик, на площадке Агентства была сформирована рабочая группа, в состав которой вошли представители федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, а также ведущих бизнес-объединений «Деловая Россия» и «Опора России», представители институтов развития и финансовых институтов.

Всего при подготовке Атласа был проанализирован опыт 65 муниципальных образований, представляющих 35 субъектов Российской Федерации, показавших по итогам 2013 года высокие темпы роста в области инвестиционной деятельности и развития предпринимательства.

По своему содержанию описание успешных практик, вошедших в Атлас, осуществлено по трем направлениям:



Первое направление - Институциональная среда. В рамках данного направления объединены практики, описывающие принципы, подходы и инструменты, необходимые для формирования благоприятной предпринимательской среды и привлечения инвестиций. В какой-то степени, они дублируют практики Регионального инвестиционного стандарта.

Например:

- Разработка документа стратегического планирования в области инвестиционной деятельности на территории муниципального образования;

- Разработка и размещение в открытом доступе инвестиционного паспорта муниципального образования;

- Принятие комплекса нормативных актов, устанавливающих основные направления инвестиционной деятельности и развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании;

- Формирование прозрачной системы отбора инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств муниципального бюджета;

- Создание специализированного интернет-ресурса муниципального образования об инвестиционной деятельности;

- Создание общественного совета по улучшению инвестиционного климата и развитию предпринимательства при главе муниципального образования.

Эти практики были включены именно потому, что они являются основой – фундаментом начала работы, которую необходимо провести и на муниципальном уровне. Обоснованность их включения в сборник в том числе связана с тем, что многие регионы уже самостоятельно начали работу по их внедрению в муниципальных образованиях.

Второе направление - Система взаимодействия с институтами развития. В рамках данного направления объединены практики, описывающие наиболее эффективные способы сотрудничества муниципальных образований с институтами развития и финансовыми институтами как федеральными, так и региональными в сфере оказания форм поддержки субъектов предпринимательской деятельности.

К примерам практик относятся:

- Обеспечение присутствия на территории муниципального образования институтов развития и финансовых организаций;

- Взаимодействие с институтами развития в целях привлечения финансирования на строительство инфраструктуры индустриальных парков на территории муниципального образования.

Третье направление - Оптимизация административных процедур. В рамках данного направления объединены практики, описывающие способы и механизмы устранения в муниципальных образованиях излишних административных барьеров в области ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Наиболее яркими примерами среди них являются:

- Сокращение сроков прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства при реализации инвестиционных проектов;

- Сокращение финансовых издержек инвесторов на государственную регистрацию договоров аренды муниципального имущества за счет подачи документов на регистрацию органами местного самоуправления;

- Утверждение регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна»;

- Включение в перечень услуг, предоставляемых на базе МФЦ, услуг, связанных с разрешительными процедурами в предпринимательской деятельности, а также в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- Формирование земельных участков, которые могут быть предоставлены субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Также в приложении к «Атласу муниципальных практик» представлены перспективные успешные практики. К перспективным отнесены практики, рекомендованные Агентством, несмотря на то что по ним еще не накоплено достаточного опыта успешной реализации в муниципальных образованиях.

Формат описания каждой из успешных практик, вошедших в Атлас муниципальных практик, содержит примеры реализации успешной практики в нескольких муниципальных образованиях и сводные рекомендации, включающие минимально необходимый набор мер для эффективной реализации данной успешной практики.


Успешные практики, представленные в Атласе, могут быть рекомендованы к внедрению во всех муниципальных образованиях, независимо от типа муниципальных образований, поскольку возможность их реализации подтверждена действующими примерами.

Остается вопрос процессуального характера. Мы знаем по опыту, что эффективность реализации предлагаемых инициатив возможно оценить по результатам их внедрения. При этом от модели внедрения зависит 90 % успеха.


Во-первых, считаем необходимым провести апробацию тех практик, которые включены в Атлас. Мы ставим перед собой задачу сделать набор именно эффективных и масштабируемых решений, имеющих результатом изменение бизнес-среды и рост предпринимательской активности. Решения не отвечающие этим требованиям будут исключаться по результатам апробации.

Во-вторых, хотелось бы заметить, что внедрение практик, включенных в Атлас, будет происходить лишь при абсолютной заинтересованности как глав субъектов, так и глав муниципальных образований. Работа по внедрению и, главное, оценке будет достаточно плотной и требующей постоянной связи.

В третьих, считаем безусловно важным участие предпринимателей в оценке результатов внедрения практик. При этом мы понимаем, что прямое копирование модели внедрения Регионального стандарта невозможно хотя бы исходя из числа муниципальных образований. Однако предприниматели будут вовлечены в данный процесс как посредством создания и участия в деятельности экспертных или иных групп, так и в рамках, вероятно, онлайн взаимодействия и участия в опросах.

В четвертых, полагаем возможным на пост-пилотной стадии интеграцию Атласа в систему Национального рейтинга инвестиционной привлекательности. Основные цели рейтинга – оценка усилий региональных команд и обеспечение распространения лучших практик.

И, потенциально, в пятых, по итогам проведения пилотной апробации, Агентство готово выйти с инициативой о внесении изменений в Постановление Правительства РФ № 1317 от 17.12.2012 года «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», в части дополнения Перечня дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов новым разделом «Поддержка предпринимательства», включив в него показатели характеризующие деятельность органов местного самоуправления, связанную с финансовой поддержкой предпринимательства на местах, развитием инфраструктуры поддержки инвестиций и предпринимательской деятельности, а также работу, связанную с устранением административных барьеров, сокращением сроков и количеством процедур при предоставлении государственных услуг.



В завершение хотелось бы отдельно отметить, что число муниципальных образований, где будет осуществляться пилотирование Атласа, будет ограничено. В то же время мы как Агентство понимаем важность данного процесса и безусловно готовы оказывать методическую поддержку внедрения для всех заинтересованных сторон.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница