Австралийский союз и новая зеландия во внешней политике японии



страница1/3
Дата17.10.2016
Размер0,85 Mb.
  1   2   3
На правах рукописи

ПУЗЫНЯ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ




АВСТРАЛИЙСКИЙ СОЮЗ И НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ

ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ЯПОНИИ

(50-е – 80-е годы ХХ века)

Специальность 07.00.03. – Всеобщая история




Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук





Иркутск – 2012

Работа выполнена на кафедре мировой истории и международных отношений исторического факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет»




Научный консультант: Доктор исторических наук, профессор

Кузнецов Сергей Ильич (ФГБОУ ВПО «ИГУ»)




Официальные оппоненты: Доктор исторических наук, профессор

Грудзинский Владимир Викторович (ФГБОУ

ВПО «ЧелГУ»)

Доктор исторических наук, профессор

Николаев Эдуард Афанасьевич (ФГБУН

«ИМБТ» СО РАН)

Доктор исторических наук, профессор

Кузьмин Юрий Васильевич (ФГБОУ ВПО

«БГУЭП»)


Ведущая организация: Сибирский Федеральный Университет

Защита состоится 25 октября 2012 г. в 10.00 на заседании Диссертационного совета Д 212.074.05. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет» по адресу: 664003, г. Иркутск, ул. К.Маркса, 1.

С диссертацией можно ознакомиться в региональной Научной библиотеке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет» по адресу: Иркутск, бульвар Гагарина, 24.

Автореферат разослан «___» _______________ 20___ г.


Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат исторических наук, доцент Г.В. Логунова


Общая характеристика работы
Актуальность исследования. В конце XX – начале ХХI века наступил период коренной трансформации международных отношений, как системы экономических, политических, дипломатических, военных, культурных и других связей между субъектами этих отношений. Главными действующими лицами, основными международными акторами, субъектами международного права являются государства, а формами их международной деятельности – стратегия и дипломатия. Взаимоотношения между государствами на международной арене регулируются внешней политикой, в соответствии с принципами и целями, определенными направлениями и способами деятельности государственной власти одной страны в сношениях с другими странами.

Межгосударственные взаимодействия представляют собой важнейшую, определяющую часть всех видов международных отношений: политико-дипломатических, которые осуществляются преимущественно в рамках официальных правительственных структур; экономических, являющихся материальной основой всей системы международных отношений; культурных и других. Это определяет важность дипломатии – мирной деятельности правительственных органов и их представительств за рубежом по осуществлению задач внешней политики государства.

Вышесказанное определяет значимость и актуальность изучения внешней политики и дипломатии государств, влияющих на состояние и направления трансформации современных международных отношений.

Характерной особенностью формирования современного миропорядка, отмечаемой многими исследователями, является неуклонное возрастание значения Азиатско-Тихоокеанского региона в глобальной системе международных отношений. Причем эта тенденция усиливается, в том числе и для России. Исчезновение биполярной системы международных отношений в начале 90-х годов открыло беспрецедентные возможности для осуществления отдельными странами самостоятельной внешней политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который длительное время находился под строгим контролем лидеров соперничавших блоков. Именно тогда в регионе начала формироваться структура, которую можно охарактеризовать как многополярную систему. Одним из основных показателей этого сложного процесса, наряду с некоторым ограничением доминирующего положения США, резким уменьшением веса России по сравнению с распавшимся СССР, и быстрым повышением экономических и военных возможностей Китая, стало выдвижение Японии на более активные наступательные позиции во внешней политике. Цель – по­высить свой статус в качестве субъекта международных отношений для обретения страной политического влияния, в большей мере соответствующего ее вкладу в мировую экономику

В динамично менявшейся обстановке и другие страны региона, проявляя стремление к равноправным отношениям в международных делах, существенно укрепили свой авторитет, начали играть значительную роль в региональных политических и экономических взаимодействиях. Специалисты-международники отмечают, что на баланс сил в АТР в немалой степени оказывает геополитическая ориентация средних держав данной части мира. К этим странам, в первую очередь, необходимо отнести Австралийский Союз и Новую Зеландию.

Видимо, указанные тенденции будут господствующими в ближайшем будущем. Это, несомненно, ускорит процесс перехода к многополярной системе международных отношений. Поэтому своевременный анализ выделенной проблемы позволит сформулировать положения, которые могут быть использованы как на стадии разработки теоретических положений внешнеполитической стратегии РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и при их воплощении на практике.

В начале нового столетия в Российской Федерации начался процесс переосмысления приоритетов российской внешней политики. Целью внешнеполитической практики определено участие не только в реализации международной повестки дня, но и в ее формировании.1 Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, ее статусом одного из ведущих государств мира и постоянного члена Совета Безопасности ООН. Решающим для России становится вопрос о том, сможет ли она достичь заявленной цели в отстаивании своих национальных интересов в качестве «ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений».2

Недооценка значимости поворота политики России в сторону стран АТР может привести к потере позиций в регионе. В сложившейся ситуации определения и доработки путей и способов реагирования на подчас неожиданные последствия политических процессов, сопровождающих развитие данного региона, российская дипломатия вынуждена корректировать свою позицию в соответствии с основными приоритетами внешней политики в отношении, прежде всего, стран с передовой экономикой, к которым относятся Япония, Австралийский Союз и Новая Зеландия.

В Москве позитивно восприняли обозначенный в «Голубой книге по внешней политике Японии» за 2012 год настрой правительства этой страны на поступательное развитие отношений с Россией. МИД РФ заявил, что продвижение российско-японских связей не только отвечало бы стратегическим интересам обоих государств, но и способствовало бы стабильности и процветанию в Азиатско-Тихоокеанском регионе.3 А во время визитов в Австралию и Новую Зеландию министр иностранных дел России С.В.Лавров в январе 2012 года заявлял о заинтересованности России налаживать сотрудничество со странами в юго-западной части Тихого океана. В ходе переговоров констатировалось обоюдное стремление к развитию и укреплению двусторонних отношений во всех областях.4 За этими шагами просматривается стремление РФ найти новых партнеров для взаимовыгодного участия в региональных интеграционных проектах. Австралия и Новая Зеландия представляются оптимальным выбором. Именно в этой связи важен тщательный анализ взаимоотношений между странами, стоящими в авангарде развития межгосударственных и региональных связей в такой значимой части мира как АТР, прежде всего, таких как Япония, Австралия и Новая Зеландия.

Таким образом, актуальность проблематики диссертации подчёркивается поиском Россией своего места в современной архитектуре международных взаимодействий в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Внешняя политика Японии, безусловно, является важным фактором региональных международных отношений. Значительно возросла внешнеполитическая активность Австралийского Союза и Новой Зеландии. Влияние этих стран становится все более заметным не только на региональном уровне, но и на глобальном. Актуально всестороннее рассмотрение отношений между этими странами не только на современном этапе, но и в их историческом развитии. Исследование развития политики Японии в отношении Австралийского Союза и Новой Зеландии отвечает задачам углубленного изучения и осмысления состояния международных отношений в АТР, роли в этом регионе Японии, Австралии и Новой Зеландии. Именно поэтому опыт политических, экономических, культурных и других взаимоотношений Японии с Австралийским Союзом и Новой Зеландией представляет, несомненно, большой интерес.

Исходя из вышеизложенного, выбор темы для исследования представляется вполне оправданным как с научной точки зрения, так и в плане возможного использования полученных результатов в сфере практической политики.



Степень разработанности проблемы. В рамках проблемы исследования в историографии Советского Союза, затем Российской Федерации, а также за рубежом имеется целый ряд работ, в которых дается анализ внешней политики Японии, однако контактам с Австралийским Союзом и Новой Зеландией в этих работах уделено недостаточно внимания. Внешняя политика Австралии и Новой Зеландии также анализировалась учеными в советский и постсоветский период, но о связях с Японией говорилось крайне лаконично. В незначительном числе работ (в основном австралийских и новозеландских исследователей) затрагиваются некоторые аспекты проблемы, либо дается анализ японского внешнеполитического курса сквозь призму геополитического подхода. Это позволяет сделать вывод о том, что в целом данные вопросы нельзя считать достаточно разработанными в научной литературе. До настоящего времени и в российской и в зарубежной историографии не проводилось специальных комплексных исследований, посвященных изучению роли Австралийского Союза и Новой Зеландии во внешнеполитической стратегии Японии в 50-е – 80-е годы ХХ века. Таким образом, правильнее будет говорить о характеристике научных публикаций по ряду направлений в рамках обозначенной проблемы. Использованная литература помогла создать основы авторской концепции.

В советской и российской историографии, в работах, посвященных рассмотрению истории международных отношений, внешней политики Японии, Австралии и Новой Зеландии, можно встретить некоторые сведения о межгосударственных отношениях. Однако это была, как правило, фрагментарная информация. Она сопровождала анализ событий, считавшихся важными для понимания позиции Советского Союза, а затем и России, по коренным проблемам международной жизни, в решении которых принимали участие Австралийский Союз, Новая Зеландия и Япония: создание и расширение ООН, других международных организаций, военные конфликты и войны, участие в военно-политических союзах, проблемы мира и разоружения.

В советский период наиболее заметными исследованиями в области новейшей истории международных отношений, внешней политики Японии указанного времени являлись работы таких учёных как Д.И. Гольдберг, Л.Н. Кутаков, И.А. Латышев, Д.В. Петров, коллективный труд «Очерки новейшей истории Японии».5 Чуть позже к рассмотрению вопросов внешней политики Японии обратились С.И. Вербицкий, С.К. Игнатущенко, А.М. Шарков, была написана «История Японии. 1945-1975».6 В 90-е годы российские учёные-японоведы О.Я. Бондаренко, С.И. Кузнецов, Б.Н. Славинский заострили своё внимание на изучении отношений между Россией и Японией на основе привлечения впервые открытых архивных материалов.7

Важно отметить, что, если обратиться к рассмотрению истории внешней политики Японии на других направлениях, то явно бросается в глаза острый дефицит в новых исследованиях. За последние десятилетия учёными подготовлено (если исключить написанные по теме японо-американских связей) немногим более десяти работ, в которых анализировались политические, торгово-экономические и гуманитарные контакты Японии с другими странами, либо группами государств. Среди авторов этих работ Ч.М. Абасов, А.Д. Богатуров, И.В. Волкова, И.В. Выхухолев, В.О. Кистанов, Р.И. Кравцевич, С.И. Кузнецов, А.П. Марков, М.Г. Носов, А.В. Семин, Д.А. Стапран, Э. Е. Усубалиев, Ю.М. Черевко, В.И. Шипаев.8 Неудивительно, что при таком положении вещей в современном российском японоведении проблемы японо-австралийских и японо-новозеландских отношений удостоились внимания в крайне ограниченном числе работ специалистов-японоведов.9

В основном предметом рассмотрения научных изысканий являются вопросы истории внешней политики Японии, её курс в Тихоокеанском регионе, поэтому там встречаются, в частности, некоторые разделы, касающиеся отношений с Австралией и Новой Зеландией. Анализу основных направлений японской внешней политики и ее особенностей в АТР на различных этапах, включая отдельные аспекты взаимоотношений с Австралийским Союзом и Новой Зеландией, отводится большое место в работе Д.В. Петрова «Япония в мировой политике», в коллективном труде под редакцией Я.А.Певзнера.10 Дипломатическая деятельность Японии, особенно с момента возвращения её в мировое сообщество в качестве самостоятельного актора после второй мировой войны, освещается в книге А.Н. Панова.11 Комплексным специальным исследованием по теории и практике внешней политики Японии в 70-х – начале 80-х годов, имеющим большое концептуальное значение, стала монография известного японоведа Р.Ш.-А. Алиева.12 В ней подробно рассматриваются проблемы формирования и выработки внешней политики в Японии, процесс принятия внешнеполитических решений, внешнеполитические доктрины и концепции указанного периода. В книге делается вывод о том, что ожидает своей очередности для изучения очень важная тема – отношения Японии с Австралией и другими странами региона.

Если же говорить об отношениях Японии со странами юго-западной части Тихоокеанского бассейна, то в последнее время исследовательские работы на этом направлении в российской историографии, к сожалению, практически отсутствуют. В некоторой мере восполнить этот пробел помогает работа В.О. Кистанова «Япония в АТР: анатомия экономических и политических отношений».13 В ней одна из глав посвящена анализу проблем и особенностей взаимодействия Японии со странами южной части Тихого океана.

Проблемы истории, политики и экономики Австралии исследовали в своих работах В.М. Андреева, А. Бобров, Э.Л. Вартумян, Б.Я. Дорофеев, В.И. Иванов, И.А. Лебедев, Н.П. Летова, К.В. Малаховский, А.И. Мартынов, О.К. Русакова, Б.Б. Рубцов, А.В. Торкунов, А. А. Углов. В них можно почерпнуть и сведения, касающиеся японо-австралийских отношений.14

Обзор внешней политики и экономических связей Австралии со странами АТР, оценка состояния японо-австралийских отношений в послевоенный период встречается в работах «История Австралии» К.В. Малаховского.15 «Внешняя политика Австралии» А. Боброва,16 «Внешняя политика Австралии (1939-1974)» И.А. Лебедева,17 «Австралия в международных отношениях ХХ века» А.И. Мартынова и О.К. Русаковой.18 В них исследуется трансформация внешней политики независимого государства, значимого субъекта региональных и глобальных международных отношений. Уделяется внимание установлению и развитию связей с таким важным партнером в АТР, как Япония.

Немаловажное значение имели статьи в справочных и периодических изданиях. В связи с этим заслуживают упоминания работы В.Б. Амирова, И.И. Василевской, Г.И. Каневской, А.Я. Массова, В.П. Николаева и других учёных, в которых исследовались содержание и основные направления внешней политики Австралии в АТР.19 Их изучение позволяет существенно расширить представление о ситуации в регионе, особенно если учесть наличие достаточно многих сходных черт, которыми характеризуется подход к построению отношений с партнерами, в частности с Японией.

В то же время приходится констатировать, что за последнее десятилетие ХХ века крайне мало выходило работ, в чем-то касавшихся проблематики японо-австралийских отношений. Такое незначительное количество работ, как представляется, обусловлено, прежде всего, тем, что окончание «холодной войны» и распад СССР повлекли за собой существенные изменения в мире. Поэтому исследование стран, не оказывавших непосредственного влияния на только проходящую этап становления российскую внешнюю политику, были поставлены во вторую очередь.

Отрадно, что в начале нового столетия положение постепенно стало меняться в лучшую сторону. Здесь в первую очередь следует назвать работы В.Я. Архипова. Наиболее значимой среди них является монография «Австралия в мировой экономике».20 В монографии подчеркивается, что в 80-е годы, с началом активного исполь­зования международной торговой дипломатии, одним из главных партнеров страны была определена Япония.

В отсутствии в советской и российской историографии специальных работ, освещающих дипломатическую деятельность высших руководителей Австралии и министерства иностранных дел страны, представляется полезной книга известного советского дипломата и ученого-историка В.И. Попова.21 В ней приводятся некоторые интересные сведения о становлении австралийской дипломатической службы в 50-е – 60-е годы ХХ века.

Следует отметить, что основные события японо-австралийских отношений, в том числе в 50-е – 80-е годы ХХ века, не получили должной оценки у российских учёных. Можно констатировать их недостаточную изученность, а также отсутствие обобщающих работ.

В немногочисленных работах советского периода по проблемам истории, политики и экономики Новой Зеландии можно почерпнуть некоторые сведения, касающиеся японо-новозеландских отношений. Краткий обзор внешней политики и экономических связей Новой Зеландии с Японией в 70-е годы дается в одной из глав «Истории Новой Зеландии» К.В. Малаховского.22 В книге В.А. Богомолова «Экономика и политика Новой Зеландии» приводятся некоторые факты японо-новозеландского сотрудничества в 60-е – 70-е годы в торгово-экономической и финансовой сфере. Отмечаются примеры усиления взаимодействия правительств двух стран в региональных, политических и экономических организациях.23 Общее представление о Новой Зеландии, ее внешней политике и экономическом сотрудничестве со странами АТР, в частности с Японией, в середине второй половины XX века позволяет получить книга Б.Б. Рубцова «Новая Зеландия».24 В ней японо-новозеландское сотрудничество рассматривается с учётом возрастания роли государств Азиатско-Тихоокеанского региона в мировых делах. Наконец, в одном из самых серьезных исследований – монографии Л.Г. Стефанчук «Новая Зеландия: трудные годы» – упоминаются некоторые стороны японо-новозеландского экономического сотрудничества в 70-е – 80-е годы прошлого века.25

Единственной специальной работой, посвященной вопросам внешней политики Новой Зеландии на протяжении всей истории существования страны, является совместный труд А.И. Мартынова и О.К. Русаковой.26 В нем проведен серьезный анализ эволюции формирования внешнеполитического курса островного государства – с момента создания колонии до становления независимого государства, субъекта региональных и глобальных международных отношений. Основное внимание уделяется периоду после второй мировой войны, в том числе установлению и развитию связей с таким важным партнером в АТР, каким являлась Япония.

Ряд статей, касавшихся новозеландской тематики, был опубликован в 70-е – 80-е годы в сборниках Отдела южно-тихоокеанских исследований Института востоковедения АН СССР (среди авторов – В.А. Богомолов, И.В. Ковлер, В.П. Николаев, В.П. Олтаржевский, О.К. Русакова, Л.П. Савельева, Т.А. Степанова, Л.Г. Стефанчук).27

События японо-новозеландских отношений, в том числе в 50-е – 80-е годы, также не получили соответствующей оценки у российских учёных. Таким образом, подтверждается вывод о недостаточной изученности темы, имеющей большой простор для исследования.

Особое место в ряду работ, касающихся проблематики внешней политики южно-тихоокеанских государств, занимают два исследования. О создании первых региональных объединений в Южно-Тихоокеанском субрегионе, развитии отношений Австралии и Новой Зеландии со странами-партнерами, и в их числе с Японией, говорится в труде О.К. Русаковой и А.В. Торкунова.28 Отмечается, что интересы Австралийского Союза и Новой Зеландии всё более становились связанными с Японией, но в межгосударственных отношениях имелись свои трудности.

В работе В.Н. Тимошенко «Южно-Тихоокеанский регион на пороге ХХI века: проблемы внешней политики и безопасности» исследуются проблемы внешней политики стран, среди которых Австралия и Новая Зеландия, в 80-е – 90- е годы ХХ века.29 Автор привлекает для анализа значительное количество источников и специальной литературы, что позволяет проследить трансформацию внешней политики на интереснейшей стадии коренного изменения сложившейся системы международных отношений. Удостоены внимания и некоторые аспекты отношений Австралии и Новой Зеландии с их важнейшим партнером по АТР – Японией.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в заключительные десятилетия века двадцатого и в начале нынешнего века в Иркутске, традиционно являющимся центром изучения востоковедной тематики, продолжалась исследовательская работа ученых, относящаяся к Японии, Австралии и Новой Зеландии. В частности, проблемы японской внешней политики стали сферой интересов востоковедов, работа которых в Иркутском госуниверситете велась под руководством профессора С.И. Кузнецова.30 Проблемы внешней политики Австралии и Новой Зеландии, рассматривались в работах ученых Центра Азиатско-Тихоокеанских Исследований ИГУ, возглавляемого профессором В.П. Олтаржевским. Результаты многолетней работы позволяют утверждать, что в Иркутске созданы школы исследователей истории Японии, Австралии и Новой Зеландии.31

Подводя итог краткого обзора материалов советской и российской историографии по теме исследования, необходимо подчеркнуть, что за рамками достижений ученых-востоковедов осталось полномасштабное изучение внешней политики Японии в отношении Австралийского Союза и Новой Зеландии. Интерес к данной теме не случаен. Он продиктован, не только стремлением дополнить новыми сведениями имеющуюся систему знаний о соседях России по АТР, но и необходимостью на основе комплексного анализа, с учетом, по возможности, всех важнейших факторов, составить представление об опыте построения отношений между ведущими странами региона на современном этапе развития международных отношений.

Обратимся к исследованиям зарубежной историографии. При изучении японской научной литературы можно отметить значительное количество работ по истории внешней политики Японии. Японскими специалистами накоплен немалый опыт в исследовании отношений Страны восходящего солнца с партнерами в мире, прежде всего с соседями по АТР. Согласно данным «Каталога литературы по истории международных отношений» и библиографическому указателю «Международные исследования в Японии» за послевоенный период в Японии было издано более 200 работ, в которых исследовались вопросы истории, экономики, политики, культуры Австралии, и около 150 работ по Новой Зеландии, а также японо-австралийским и японо-новозеландским отношениям.32

Подавляющее большинство из них написано в последние десятилетия ХХ века. Активно работают учёные Центра Азиатско-Тихоокеанских исследований Японского института международных отношений (г. Токио), в японских университетах Сонода (г. Амагасаки), Гумма (г. Маэбаси), Дайто Бунка (г. Токио), Квансэй Гакуин (г. Нисиномия), в Академии Национальной Обороны, Японском обществе исследований Австралии, Японском обществе исследований Новой Зеландии, других учебных и научно-исследовательских заведениях. Результаты научных исследований докладываются на конференциях, семинарах, публикуются в журналах.33

Но если говорить о японо-австралийских и японо-новозеландских отношениях 50-х – 80-х годов, то изучению их некоторых аспектов посвящено небольшое количество трудов. Одними из первых таких работ стали – исследования сотрудника «Общества Япония – Австралия» Каваи Тацуо и Питера Драйсдэйла.34 Серьезное внимание развитию связей со странами АТР, и в частности Южно-Тихоокеанского субрегиона, изучению этих стран, японское внешнеполитическое ведомство стало уделять лишь в 60-х – начале 70-х годов.35 Наиболее объективным представляется взгляд современных исследователей. В качестве примера трудов по проблематике экономической дипломатии послевоенной Японии можно взять работу Такасэ Хирофуми, где в основу монографии положены материалы докторской диссертации, защищенной в Университете Хитоцубаси.36 Автор рассматривает значение экономических методов в преодолении Японией преград на пути становления в качестве полноправного члена международного сообщества в послевоенное время, а также анализирует первые попытки налаживания качественно новых международных контактов с соседями по региону.

Среди обобщающих работ, в которых анализировались основные направления японской внешней политики, внешнеполитические концепции, их эволюция, практическая деятельность по решению международных вопросов того периода, коллективный труд «Тридцать лет японской внешней политики: послевоенные направления и перспективы: 1952-1982»,37 подготовленной группой исследователей Общества изучения послевоенной дипломатии Японии, монография «Основные моменты послевоенной внешней политики Японии», автор Э. Хара,38 работа под редакцией Ватанабэ Акио.39 В них не обойдены вниманием и связи со странами АТР, в том числе с Австралией и Новой Зеландией, которые постепенно становились важнейшими партнёрами Японии. Особенно в вопросах регионального сотрудничества, которое определялось в качестве одного из главных направлений приложения усилий японского внешнеполитического ведомства. Среди других работ можно отметить исследования К. Мусако, М. Ириэ, К. Умэдзу, К. Ихара, К. Китагава, Т. Аруга и др.40

Достаточно активно японские исследователи включились в научную дискуссию, развернувшуюся в конце 70-х – начале 80-х годов. Она была посвящена поиску нового места Японии в системе международных отношений. Важнейшими проблемами, которые обсуждались в ходе этой дискуссии политиками-практиками и учёными-теоретиками, стали: поиск Японией необходимого баланса в самостоятельном внешнеполитическом курсе и основные направления его реализации. Большинство участников соглашались с тем, что активизация внешней политики Страны восходящего солнца должна основываться на прочном союзе с традиционными партнерами и учитывать изменения, происходившие в мире в то время.41 Речь, конечно же, шла, прежде всего, о высокоразвитых индустриальных странах. Такими странами, наряду с США, Канадой, были Австралия и Новая Зеландия.42

При определении направления приложения основных усилий мнения не были столь однозначными. Многие считали, что в силу ряда причин Японии предначертано проводить активную внешнюю политику именно в Азиатско-Тихоокеанском регионе.43 И здесь необходимо было опираться на сотрудничество с надежными государствами, среди которых на первом месте называлась Австралия.44 Некоторые авторы, напротив, приходили к выводу о том, что на том этапе Япония вообще не могла похвастаться наличием определенной региональной политики. Поэтому, в сложившихся условиях, необходимо больше внимания уделять проблемам региональной и национальной безопасности.45 Приоритеты внешней политики Японии в Азии и бассейне Тихого океана, её роль в АТР, в области многостороннего сотрудничества в тот период основательно изучены в сочинениях Х. Кобаяси и А. Фукусима.46

Неоднократно этой проблеме посвящались работы, подготовленные группами исследователей в интересах министерства иностранных дел Японии. Так в середине 80-х годов по указанию премьер-министра Накасонэ был подготовлен доклад общества по изучению проблем мира.47 В нем отмечалось, что Токио намерен уделять больше внимания развитию сотрудничества со странами АТР.48 При этом, расширяя круг партнеров в регионе и мировом сообществе в целом, японское руководство рассчитывало на понимание другими странами стремления Японии к тому, чтобы играть более значимую роль в формировании, поддержании и руководстве новым миропорядком.49 Ещё одной из самых основательных работ по данной теме можно также считать прогнозный обзор об отношениях между Японией и Австралией в 80-е годы ХХ века.50 В исследовании констатируется, что за несколько десятилетий после второй мировой войны между двумя странами сложились уникальные отношения, особенно в сфере экономической. Наряду с этим, авторы приходят к выводу, что двум странам предстоит еще большая работа по решению многих обозначаемых в работе проблем в различных сферах межгосударственных взаимодействий.

В указанный период между Японией, с одной стороны, и Австралией, с другой, имело место самое активное экономическое и политическое взаимодействие, налаживались тесные контакты в области безопасности. Среди японских ученых проблемы азиатской безопасности наиболее плодотворно разработаны Иногути Такаси, который является автором и редактором ряда исследований, по внешней политике Японии, где в частности затрагиваются и отношения с Австралией.51

Ямада Тэйсукэ, членом редакционной коллегии авторитетной экономической газеты «Санкэй симбун», в начале 90-х годов ХХ века была выпущена монография под названием «Очарование Новой Зеландии. Британия южного полушария».52 В ней, наряду с рассказом об истории страны, рассмотрением проблем социально-экономического развития Новой Зеландии, дан обзор японо-новозеландских отношений с 60-х по конец 80-х годов прошлого века.53 Автор подробно проанализировал внешнеполитический курс правительств, начиная со времени руководства премьер-министра К. Холиока до прихода к власти кабинета Дж. Болджера. Указал на приоритетные направления сотрудничества Новой Зеландии с Японией, такие как торговля, гуманитарные контакты, взаимодействие в международных и региональных организациях.54

Профессором университета Сонода (г. Амагасаки) Танабэ Макото было опубликовано серьезное исследование, посвящённое Новой Зеландии.55 В нём рассказывалось о самых важных моментах истории страны, в том числе о тех, которые относятся к японо-новозеландским отношениям: война на Тихом океане и проблема военнопленных, участие новозеландских войск в оккупации Японии, налаживание первых контактов в послевоенное время. Особое внимание автор уделил послевоенным японо-новозеландским связям.56

В коллективном труде под редакцией Ф. Такахаси с неожиданным названием «Воссоздание Японии в XXI веке. Учиться у Новой Зеландии» были обстоятельно рассмотрены торгово-экономические и финансовые аспекты политики новозеландского правительства на протяжении двух десятилетий – с начала 80-х годов до конца столетия.57 Проанализированы причины, ход и результаты экономических реформ, которые осуществляло новозеландское руководство, в том числе и во внешнеэкономической области.58 Не были обойдены вниманием некоторые проблемы в японо-новозеландских отношениях того периода: торговый дефицит, «рыбный диспут» 80-х годов и др. Сделан вывод о полезности для Японии изучения и заимствования опыта преобразований в далекой южно-тихоокеанской стране.

Японские ученые изучали австралийскую и новозеландскую историю, политику, экономику привлекая для этого переводы трудов своих коллег из южно-тихоокеанских стран. Примерами могут служить переводы с английского языка работ А. Троттер, Р.Г. Мулгана, П. Дэлзила, Д. Камиллэри, С. Б. Майер, Р. Раттимора, К. Синклера, М. Сэйгэл.59 Монография Р.Г. Мулгана особенно интересна большим количеством справочного материала по социально-политическим аспектам.60 А в работе П. Дэлзила и Р. Раттимора большое место уделено изучению проблем внешней торговли Новой Зеландии, начиная с 1961 года.61

Говоря об экономической составляющей японо-австралийского сотрудничества нельзя не отметить работы одного из лидеров экономической мысли Японии того времени профессора Кодзима Киёси. Основной идеей Кодзима было формирование организации, в которую вошли бы, наряду с США и другими развитыми государствами региона, Япония и Австралия, отказавшиеся от системы тарифов во взаимной торговле, но сохранившие её в отношениях с другими странами.62 Окончательное оформление взгляды японского учёного получили в монографии «Япония и тихоокеанская зона свободной торговли».63 Идеи Кодзима поддержал австралийский ученый П. Драйсдэйл.64 Они предло­жили создать межправительственный орган, который должен был стать промежуточным звеном на пути к «тихоокеанской зоне свободной торговли», иметь консультативный характер и заниматься вопросами выработки и согласования единой политики стран региона в области торговли, инвестиций и помощи развивающимся странам.65 Итогом совместной работы стало исследование, подготовленное по заказу правительств Австралии и Японии ещё двумя крупными экономистами Окита Сабуро и Дж. Кроуфордом.66

Зарубежная историография австралийской и новозеландской внешней политики имеет небольшие традиции. Если говорить об этих странах, то это можно объяснить, прежде всего, сравнительно скромным, по историческим меркам, опытом независимой внешнеполитической деятельности. Как известно, Вестминстерский статут, по которому Австралия и Новая Зеландия получили право на самостоятельность в международных делах, был подписан в 1931 году, ратифицирован австралийским парламентом в годы второй мировой войны, а новозеландский парламент утвердил его только в 1947 году. Поэтому солидные научные труды австралийских и новозеландских специалистов-международников, в которых анализируется внешняя политика Австралийского Союза и Новой Зеландии, появились в конце 40-х и в 50-х годах.

За вторую половину XX века увидели свет многие работы австралийских ученых и практиков, посвященные различным аспектам эволюции внешней политики государства, в том числе вопросам многостороннего сотрудничества с Японией. Несомненно, важными являются работы, касающиеся военно-политических аспектов непростого периода во взаимоотношениях Австралии и Японии – участия Австралийского Союза в оккупации Японских островов.67 Прежде всего, такого автора как Уильям Макмагон Болл, бывшего представителем Австралии в Союзном Совете для Японии. Все время своего пребывания в Совете он выделялся независимой позицией, неоднократно осуждал американских партнеров за отказ от согласованной союзниками линии и слишком мягкую политику в отношении Японии.68

Интереснейшим исследованием, в котором анализируются политико-дипломатические стороны австралийско-японских отношений в период оккупации, стала монография представителя американской научной школы Р. Роузкранса «Австралийская дипломатия и Япония. 1945-1951».69 Американский ученый попытался найти ответ на новый для науки о международных отношениях того времени вопрос о содержании и формах сотрудничества между великими державами и малыми странами.

Конечно, серьезнейшим трудом, посвященным эволюции внешней политики Австралии в первые десятилетия после второй мировой войны, стала книга Алана Уатта.70 Особую значимость работе придает личность автора – директор австралийского института международных отношений, в прошлом посол Австралии в Японии, высокопоставленный сотрудник министерства иностранных дел. В книге анализируются развитие внешней политики Австралийского Союза и концепции, лежащие в её основе.

Австралийско-японские отношения в послевоенный период рассматриваются в книге А. Рикса «Австралийско-японское политическое сближение. С 1952 года до наших дней».71 В отличие от многих работ, в которых концентрируется внимание на экономической составляющей двусторонних связей, в этой книге значительное место уделено истории военно-политического сотрудничества двух стран, в особенности вопросам обеспечения национальной и региональной безопасности.

В положительном ключе рассматривались отношения между двумя странами в работах, исследовавших экономические связи Австралии и Японии, их участие в региональном сотрудничестве в конце 60-х и 70-е годы ХХ века. Особое место среди работ занимают исследования Питера Драйсдэйла, почетного доктора Австралийского Национального университета, многолетнего руководителя центра изучения австралийско-японских связей.72 В ряде трудов других ученых обоснованно указывалось на значительное увеличение объема торговли между странами, важность расширения взаимовыгодного сотрудничества, развивались идеи о передовой роли обеих стран в развитии региональной интеграции.73

В Новой Зеландии, на протяжении длительного времени даже после ратификации Вестминстерского статута внешнеполитическое ведомство страны не проявляло особой активности. Как отмечают исследователи, еще долгое время в политическом руководстве велись дискуссии о целесообразности проведения самостоятельной внешней политики.74 Поэтому по-настоящему значимые работы, посвященные различным аспектам внешней политики Новой Зеландии, в том числе вопросам многостороннего сотрудничества с Японией, увидели свет преимущественно в последние десятилетия XX века.75

Говоря об изучении истории внешней политики Новой Зеландии, нельзя не упомянуть первого новозеландского историка международных отношений и внешней политики Фредерика Л. Вуда. В одном из своих самых известных и часто цитируемых произведений – монографии «Новозеландский народ в войне. Внешняя и внутренняя политика» – он даёт детальное описание первых шагов молодого южно-тихоокеанского государства на внешнеполитической арене. Одна из частей книги посвящена участию новозеландских войск в войне на Тихом океане и оккупации Японии.76 Стоит также отметить труды Л.У. Броклебэнка, М.П. Лиссингтона, И. Милнера, А. Троттер, Д.У. Хорсли, которые исследовали процесс формирования приоритетов новозеландской внешней политики на Дальнем Востоке, в частности в отношениях с Японией.77 Представляет интерес коллективный труд под редакцией К. Синклера, а также его монография, посвященные отдельным страницам новозеландской истории и позволяющие взглянуть на некоторые аспекты внешней политики страны, в том числе и в 50-е – 80-е годы.78

Краткий обзор политических и торгово-экономических отношений Новой Зеландии и Японии даётся в некоторых главах монографии Ричарда Кеннауэя «Внешняя политика Новой Зеландии 1951-1971».79 В девяностых годах вышел в свет трехтомник исследований «Новая Зеландия в мировых делах», изданный Институтом международных отношений Новой Зеландии. В нём представлены статьи учёных, политиков, дипломатов, экономистов, в которых всесторонне анализируются основные положения и направления эволюции новозеландской внешней политики.80 Интересны труды специалистов по внешней политике Новой Зеландии И. Кеннеди и С. Хоудли. В работе И. Кеннеди «Новая Зеландия и Япония: добавленная стоимость» рассматриваются двусторонние связи, прежде всего в области экономической: финансы и инвестиции японских предприятий в экономику Новой Зеландии, в том числе в период 70-х – 80-х годов.81 Профессор Оклендского университета С. Хоудли в своём «Справочнике по новозеландской внешней политике» анализирует торгово-экономические отношения Новой Зеландии с её основными партнёрами, среди которых и Япония. Объект исследования – изменение соотношения экспорта и импорта, причины и последствия такого изменения в двусторонних контактах.82

В монографии М. Маккиннона – «Независимость и внешняя политика: Новая Зеландия в мире с 1935 года» – рассматривается, наряду с другими проблемами, деятельность внешнеполитического руководства страны по преодолению трудностей, связанных с изменениями начала 70-х годов, некоторые моменты взаимоотношений Новой Зеландии с Японией.83 Особо отмечается взаимная выгода для стран-партнёров от установления полномасштабных торгово-экономических связей.84 В то же время констатируется появление антиазиатских настроений у части новозеландцев, которые с большой настороженностью встретили усиление позиций выходцев из стран Азии в экономике страны. Заметным событием в изучении японо-новозеландских отношений стал выход в свет книги под редакцией Р. Перена «Япония и Новая Зеландия: 150 лет».85 Эта книга является первым совместным проектом, по-своему уникальным, предпринятым за всю историю отношений между двумя странами. В ней проведено выборочное исследование различных аспектов японо-новозеландских отношений за полтора века.



Таким образом, можно отметить, что российская и зарубежная историография накопила некоторый опыт в исследовании истории отношений Японии с Австралийским Союзом и Новой Зеландией. Однако приходится констатировать, что большинство работ либо ограничивается фрагментарным рассмотрением отдельных частных вопросов, либо дает их общую характеристику. Комплексное исследование состояния отношений между этими государствами на важнейших этапах их развития до сих пор остаётся вне сферы специального внимания исследователей, что позволяет наметить направление и содержание работы.

Объект исследования – японская внешняя политика в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом и его Южно-Тихоокеанском субрегионе в частности. Исходя из этого, а также степени изученности темы в исторической литературе, автор определил предмет, цель и основные задачи диссертационного исследования.

Предмет исследования – деятельность государственных органов Японии по определению целей и задач внешней политики, её реализации в отношении Австралийского Союза и Новой Зеландии в политико-дипломатической, торгово-экономической, военной, гуманитарной и других областях отношений в 50-е – 80-е годы ХХ века.

Хронологическими рамками исследования являются 50-е – 80-е годы ХХ века – период, на протяжении которого происходило формирование основных черт современной политики Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Именно в начале 50-х годов внешняя политика Японии начала приобретать основные отличительные черты – прочный союз с США и взаимодействие с развитыми капиталистическими странами – в ходе подготовки Сан-Францисского мирного договора, который был подписан на довольно выгодных для Японии условиях. Договор вступил в силу в апреле 1952 года и позволил японскому руководству открыть новую страницу в истории внешней политики Страны восходящего солнца в системе международных отношений биполярного мира. Спустя десятилетия, на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века, с завершением «холодной войны» принципиально перестраивалась вся существовавшая система международных отношений, детерминированная биполярной конфронтацией. И для Японии наступило время переосмысления концептуальных положений внешней политики, поиска новых путей её осуществления, исходя из изменившихся роли и национальных интересов. Именно тогда в регионе начала формироваться структура, которую можно охарактеризовать как многополярную систему. Японии представился шанс привести свой международный статус в соответствие с экономическим весом в мире. Тем самым обозначилась возможность отхода от приверженности «доктрине Ёсида», постулировавшей умеренную международную роль страны при тесном безусловном союзе с США. В сложившейся ситуации японское руководство предпочло опереться на проверенную многими десятилетиями сформировавшуюся систему двусторонних связей с ведущими странами региона – Австралийским Союзом и Новой Зеландией.

Территориально работа ограничена рамками Азиатско-Тихоокеанского региона,86 в котором находятся Япония, Австралийский Союз и Новая Зеландия. Это позволило не только рассмотреть основные моменты отношений между странами, но и проанализировать влияние региональной обстановки на состояние межгосударственных связей. Одновременно, опираясь на имевшиеся факты, автор постарался выявить то общее и особенное, что было характерно для отношений между странами региона в целом на тот период.

Целью диссертации является комплексный анализ эволюции политики Японии в отношении Австралийского Союза и Новой Зеландии, как отражение процесса трансформации внешнеполитической стратегии Японии, подчинённой национальным интересам страны.

Для осуществления этой цели были поставлены следующие задачи:



  • исследовать концептуальную сущность японской внешней политики в 50-е – 80-е годы ХХ века с точки зрения ее основных элементов: геополитической характеристики, принципов проводимой политики в отношении ведущих стран региона, взаимовлияния внутренней и внешней политики, модели внешнеэкономической деятельности;

  • проследить становление внешнеполитического курса Японии и показать роль Австралии и Новой Зеландии в японской внешнеполитической практике в историческом развитии, проанализировать задачи, которые стремилось решить японское руководство, развивая контакты с этими государствами;

  • изучить главные приоритеты Японии в процессе формирования внешней политики Японии в отношении Австралии и Новой Зеландии в первые послевоенные десятилетия;

  • рассмотреть эволюцию внешней политики Японии в отношении Австралии и Новой Зеландии в 70-е – 80-е годы ХХ века в рамках её поступательного развития в АТР: от экономического присутствия к политическому влиянию;

  • проанализировать влияние доктрин правительственных кабинетов, механизма политической власти и процесса принятия решений на политику Японии в отношении Австралийского Союза и Новой Зеландии на различных этапах;

  • на основе анализа развёртывания экономического сотрудничества выявить степень зависимости Японии от экономик Австралии и Новой Зеландии, место в региональном экономическом взаимодействии, дать оценку совместных действий в рамках региональных организаций;

  • исследовать, как экономические кризисы сказались на структурной перестройке экономики Японии и роль в этом торгово-экономических отношений с Австралией и Новой Зеландией;

  • изучить экспортно-импортный фактор сотрудничества с Австралией и Новой Зеландией в аспекте внутренней экономической ситуации в Японии;

  • определить характер политики Японии в регионе в 50-е – 80-е годы ХХ века, роль и место отношений с Австралией и Новой Зеландией в общей системе взаимосвязей между государствами АТР.

Методологическая и теоретическая база исследования. Методологическая основа исследования заключается в использовании комплексного подхода к изучению всех источников и литературы по обозначенной проблеме. При этом автор опирается на фундаментальные положения теории научного познания и руководствуется основными принципами исторической науки – историзмом, объективностью, комплексностью изучения, достоверностью, которые позволяют при анализе явлений и процессов как феноменов данного исторического периода видеть исторические процессы в их реальном развитии и взаимосвязи, проводить всесторонний анализ и оценку исторических фактов. Принцип историзма – традиционный принцип любого исторического исследования. Он предполагает изучение общественных явлений в их эволюции, во всестороннем анализе связей и взаимосвязей каждого из этих элементов с другими. Принцип объективности позволяет осмыслить основные исторические ценности и рассмотреть их позитивные и негативные стороны в ходе развития исторического процесса. В ходе исследования автор критически подходит к первоисточникам, придерживается принципа обязательности использования достоверной и возможно полной информации. Любой исторический факт, рассмотренный в диссертации, оценивается в развитии, на фоне конкретно-исторической ситуации, что предполагает, в том числе использование метода сравнительно-сопоставительного анализа. Широко применяются общенаучные методы – дедуктивный и логический, специально-исторические методы – проблемно-хронологический, описательно-повествовательный и динамический (исторический), изложенные и обоснованные в трудах отечественных ученых по методологии исторического познания.

Применяемый в работе междисциплинарный подход к изучению проблем формирования баланса сил, противоречий и столкновения внешнеполитических интересов ведущих игроков, примирения и сотрудничества между ними позволил автору использовать также методы исследований в области безопасности.

В ходе проведения исследования применялись концепции отечественных и зарубежных специалистов в области теории и истории международных отношений, теории процесса формирования внешней политики и дипломатии, региональной и национальной безопасности: Р.Ш.-А. Алиева87, А. Д. Богатурова88, Г. Киссинждера89, В.И. Попова90, А. В. Торкунова91, Ф. Фукуяма92, С. Хантингтона93, П. А. Цыганкова94 и др.

Документальная база исследования. Документальной базой исследования является большое количество опубликованных источников, в основном на японском и английском языке. Среди них можно выделить: законы и нормативные акты; международные соглашения и договоры; официальные документы и материалы правительств; бюллетени ведомств по иностранным делам и торговле; сборники и отчёты статистических ведомств, а также данные международной статистики; речи и интервью государственных и политических деятелей; материалы периодической печати, мемуары. Значимость указанных источников состоит, прежде всего, в том, что они помогают раскрыть основные приоритеты внешней политики Японии, которые вне зависимости от смены кабинетов и партийных коалиций в парламенте, определяли и определяют политический стиль и стратегию Японии на международной арене, определить в ней роль и место южно-тихоокеанских партнеров.

Важнейшей группой источников являются Конституции государств, законы, другие нормативные правовые акты, составляющие правовую базу и регулирующие деятельность государственных органов в сфере внешней политики, определяющие роль и место субъектов внешнеполитической деятельности, а также международные договоры и соглашения, заключенные на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

В следующую группу источников включены официальные обзоры внешнеполитических ведомств. Самым важным японским источником для исследования автора была «Синяя книга по внешней политике» – официальный ежегодный сборник министерства иностранных дел Японии.95 В нем публикуется итоговый обзор важнейших событий, произошедших в мире и оказавших влияние на расстановку сил на мировой арене, в регионе. В обзоре обосновывается реакция на них японского внешнеполитического ведомства, отражающая официальную позицию руководства страны. Подробно анализируются состояние и перспективы развития отношений Японии со многими странами и регионами. Приводится многообразная статистика по основным направлениям многостороннего и двустороннего сотрудничества, участию Японии в работе международных и региональных организаций. Ежегодно сборник издается с обзора событий 1956 года, первый номер вышел в начале 1957 года. Дополняют «Синюю книгу» документы из сборника официальных публикаций МИД Японии.96

Аналогичное значение имеют австралийский источник – официальный журнал министерства иностранных дел Австралии «Австралийское внешнеполитическое обозрение»97 и новозеландский источник – официальный журнал министерства иностранных дел Новой Зеландии «Новозеландское внешнеполитическое обозрение».98 В них отражена официальная точка зрения руководства Австралии и Новой Зеландии по вопросам внешней политики стран. Содержание номеров составляют заявления и выступления руководителей государств. Публикуются статьи, освещающие основные события в мире и регионе, обзоры по ключевым вопросам международных отношений и внешней политики государств. Значительное внимание уделяется отношениям Австралии и Новой Зеландии с наиболее значимыми странами-партнерами и регионами, постоянно размещается информация о деятельности представителей южно-тихоокеанских государств в Организации Объединенных Наций, других международных и региональных организациях. Особый интерес представляют официальные документы, заявления МИД, итоговые документы встреч, договоры и т.д. Начиная с конца 60-х годов, практически в каждом номере даются сведения об отношениях с Японией. Эта тематика, ставшая приоритетной, отражает истинное положение дел в межгосударственных связях, ставших для Австралийского Союза и Новой Зеландии жизненно необходимыми. Полезным для получения информации о состоянии внешней политики Новой Зеландии в начале 60-х годов ХХ века было также изучение «Внешнеполитического обозрения».99

Состояние межгосударственных отношений характеризуется, прежде всего, масштабами торгово-экономического сотрудничества, для анализа которого послужила ещё одна группа источников – статистических. Они немаловажны также для оценки состояния экономики государств, таких важных аспектов как социальный, политический, демографический, культурный и другие.

Уникальным собранием разнообразных сведений о состоянии и динамике развития торгово-экономических связей с другими странами является двухтомная «Белая книга по внешней торговле», которую ежегодно издает министерство внешней торговли и промышленности Японии.100 Как правило, в первом томе дается краткий обзор состояния двусторонних отношений в сфере внешней торговли и экономического сотрудничества со многими странами мира, а второй том представляет информационное приложение, снабженное всевозможными таблицами, графиками и диаграммами, наглядно отражающими важнейшие статьи и направления двусторонних связей.

Существенным подспорьем в изучении торгово-экономических контактов Японии с Австралией и Новой Зеландией явились материалы, издаваемые японским Министерством внешней торговли и промышленности, а также статистические сборники и ежегодники.101 В них представлены данные по международному сотрудничеству, в том числе и в экономической области. Публикуются и статистические данные по Японии в целом и отдельно по экономике страны. Особый интерес вызывает сборник документов, подготовленный к 30-летию японской полугосударственной компании ДЖЕТРО, призванной содействовать японским производителям в налаживании контактов с потенциальными инвесторами, завоевании возможных рынков сырья, и сбыта готовой продукции.102

Австралийской и новозеландской статистическими службами, отвечающими самым высоким требованиям, ежегодно издаются сборники самых разнообразных, подробнейших сведений о странах – «Официальный ежегодник Австралийского Союза»103 и «Новозеландский официальный ежегодник».104 В них представлены разделы, в цифрах отражающие динамику развития сельского хозяйства, промышленности, финансов, иллюстрирующие состояние социальной, политической и других сфер жизни общества. Публикуются обзорные и аналитические материалы, касающиеся отдельных проблем внутренней и внешней политики страны, истории, культуры, традиций народа.

Важная информация по исследуемой проблеме содержится в документах и материалах официальных бюллетеней правительственных ведомств, прежде всего, иностранных дел, посольств.105 Весьма интересные сведения содержатся также в отчетах о заседаниях парламентов, о визитах правительственных и парламентских делегаций.106

Отдельный блок источников по теме диссертационной работы составляют официальные заявления, выступления и речи руководящих деятелей Японии, Австралии и Новой Зеландии, произнесенные в парламентах государств, а также в ходе официальных встреч и на разных международных форумах.107

Большую роль в исследовании межгосударственных контактов сыграли материалы периодической печати: японской, австралийской и новозеландской. Наиболее предпочтительным представлялось использование самых авторитетных и информированных в области международных отношений: в Австралии – «Острэлиен», «Острэлиен Файнэншл Ревью», в Новой Зеландии – «Доминион», «Нью Зиланд Геральд», в Японии – «Асахи симбун», «Ёмиури симбун», «Джэпэн Таймс». В них представлены не только статьи, отражающие официальную позицию по различным вопросам внешней политики и сотрудничеству между странами, но и достаточно критические авторские материалы. Полезными для исследования были подборки материалов по внешней политике Японии, подготовленные Хирано Минору, сотрудником «Дэйли Ёмиури».108 В них использованы статьи и заметки, впервые появившиеся на страницах газеты. Привлекались и материалы из других средств массовой информации. Например, периодические обозрения, подготавливаемые в Японском институте международных отношений, Австралийском институте международных отношений, Новозеландском институте международных отношений.109

В работе были использованы документы, которые в последнее время активно размещают на сайтах в Интернете различные – официальные и негосударственные – организации: правительственные учреждения, региональные объединения, учебные и научно-исследовательские центры. Интересна для анализа договорная серия, подготовленная секретариатом Организации Объединенных Наций. Документы расположены в ней в хронологическом порядке и воспроизводятся по архивным подлинникам, многие из которых анализируются в нашей исторической науке впервые.110 Также в сетевом ресурсе оперативно получать информацию по вопросам внешней политики Японии позволяет электронный аналог «Синей книги» – Diplomatic Bluebook.111 Для изучения состояния дел в Австралии использовался сайт Австралийского бюро статистики.112

Богатыми и разнообразными являются источники по теме диссертации, опубликованные министерствами иностранных дел, как в Японии, так и в Австралии и Новой Зеландии. Содержащиеся в них документальные материалы, посвящены различным аспектам политики Японии в отношении южно-тихоокеанских государств, в том числе и в рамках исследуемого периода. Они расположены, соответственно, на сайтах Министерства иностранных дел Японии и Министерств иностранных дел и торговли Австралии и Новой Зеландии. Весьма информативными являются сайты японских полугосударственных организаций Japan External Trade Organization и Japan Information Network, способствующих налаживанию торгово-экономических связей японских предпринимателей с партнёрами из других стран.113 Достаточно интересные сведения по организации регионального сотрудничества, в том числе с участием Японии, Австралии и Новой Зеландии можно получить на сайте форума АТЭС и его Секретариата в Сингапуре.114

Привлеченный круг источников был изучен, осмыслен и критически проанализирован, что позволило сформулировать научную позицию, решить поставленные в данном исследовании задачи, раскрыть исследуемую тему и определить возможные перспективы дальнейших исследований в данном направлении.



Научная новизна исследования заключается в том, что:

- на основе использования широкого круга ранее не включенных в отечественный научный оборот документов и статистических материалов впервые в российском востоковедении предпринята попытка определить место Австралийского Союза и Новой Зеландии во внешнеполитической практике Японии;

- в результате проведенного сравнительного исторического исследования выявлены особенности процесса формирования внешней политики и дипломатии Японии в отношении Австралии и Новой Зеландии, внешние и внутренние факторы, обусловившие его своеобразие;

- проанализировано влияние доктрин правительственных кабинетов, механизма политической власти и процесса принятия решений на политику Японии в отношении Австралийского Союза и Новой Зеландии на различных этапах;

- проведен комплексный анализ взаимообусловленности экономической и политической стратегии Японии в отношении двух развитых стран АТР, исследованы основные составляющие (внешняя торговля, экспорт капитала, сырьевой фактор и т.д.) в рамках концептуальных основ внешней политики Японии, показана степень экономической обусловленности японской внешней политики;

- исследована эволюция внешней политики Японии в отношении Австралии и Новой Зеландии в 50-е – 80-е годы ХХ века, определены качественные этапы в рамках её поступательного развития в АТР: от экономического присутствия к политическому влиянию;

- определены роль и место отношений с Австралией и Новой Зеландией в политике Японии в регионе в 50-е – 80-е годы ХХ века, в общей системе взаимосвязей между государствами АТР;

- на основе анализа развёртывания экономического сотрудничества определена степень зависимости Японии от экономик Австралии и Новой Зеландии, согласованности совместных действий в экономическом взаимодействии в рамках региональных организаций.



Положения, выносимые на защиту:

1.Выводы по результатам исследования отношений Японии с Австралийским Союзом и Новой Зеландией: политический, торгово-экономический и региональный аспекты.

2.Оценка влияния фактора взаимодействия с Австралийским Союзом и Новой Зеландией на внешнюю политику Японии.

3.Результаты анализа тенденций в развитии отношений Японии с Австралийским Союзом и Новой Зеландией и перспективы трансформации взаимоотношений с учетом изменений в системе международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе.



Практическая значимость работы состоит в следующем:

Диссертация представляет собой первое комплексное исследование важной научной проблемы, восполняющее существующий пробел в изучении внешней политики Японии в ХХ веке. Полученные результаты являются основой для дальнейшего изучения отношений с Австралийским Союзом и Новой Зеландией на новом исторически переходном этапе японской внешней политики.

Результаты исследования могут быть использованы:

– в научно-исследовательской работе, связанной с изучением внешней политики Японии в АТР, международных отношений в Южно-Тихоокеанском субрегионе, связей Японии со странами данного субрегиона;

– в учебно-педагогической работе для проведения лекционных и семинарских занятий по курсу истории международных отношений, а также для разработки методических пособий;

– в качестве теоретической базы при разработке конкретных направлений и шагов в деятельности организаций, занятых в сфере внешней политики.

Выводы, содержащиеся в труде, могут быть полезны для научной ориентации заинтересованных учреждений и организаций при подготовке специалистов-международников.

Результаты исследования позволяют использовать фактические данные при разработке проблем новейшей истории Японии, Австралии и Новой Зеландии, при написании книг и научных трудов по истории зарубежных стран, геополитике и международным отношениям.



Апробация научных результатов исследования.

Основные положения и оценки исследования темы диссертации отражены в публикациях общим объемом 50 п.л. Диссертантом были подготовлены 3 монографии, 8 статей в ведущих рецензируемых научных изданиях и журналах, рекомендованных ВАК: «Вестник Челябинского Государственного университета», «Россия и АТР. Научный журнал: Гуманитарные проблемы стран Азиатско-Тихоокеанского региона», «Журнал Сибирского Федерального университета. Серия «Гуманитарные науки», «Вестник Иркутского государственного технического университета». Результаты исследования докладывались на международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях, а также были положены в основу учебного пособия с грифом УМО «Международные отношения и внешняя политика государств Восточной Азии». Апробация соответствующих частей и результатов диссертации была проведена во время чтения курсов лекций по дисциплинам: «История и теория международных отношений», «Процесс формирования внешней политики и дипломатия», «Международные отношения и внешняя политика стран региона (Восточной Азии)», «Внешняя политика Китая, государств Корейского полуострова и Японии», «Политика России в Азиатско-Тихоокеанском регионе», «Региональная и национальная безопасность» на факультете региональной экономики в Сибирской Академии Права, Экономики и Управления.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний, списка использованной литературы, а также приложения.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница