Банковская система США становление банковской системы США



страница1/5
Дата16.09.2017
Размер1,77 Mb.
  1   2   3   4   5


Тема 2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА США

1. Становление банковской системы США

К 1875 г. практически все страны уже имели централизованную систему банковского бизнеса. Дискуссии о целесообразности такого шага прекратились. Более того, декларированное превосходство централизованной системы превратилось в обыкновенную догму без сколько-нибудь ясного понимания природы ее преимуществ. Однако среди крупнейших экономических держав оставалась одна, где все еще не существовало централизованной организации банковского дела, — Соединенные Штаты Америки.



' Банковская структура Соединенных Штатов состояла из огромного множества мелких независимых банков, сфера деятельности каждого из которых ограничивалась весьма небольшой территорией — как правило, в пределах населенного пункта, в котором этот банк располагался. В 1913 г, таких банков было свыше 20 тыс.: около 7 тыс, из них были эмиссионными национальными банками, остальные же, действуя в рамках законов тех штатов, где они располагались, а не общенационального банковского законодательства, не имели права на эмиссию банкнот. Само по себе наличие большого числа различных банков не означает наличия банковской системы. Поэтому до момента образования общенациональной Федеральной резервной системы говорить о банковской системе США именно как о системе не вполне корректно. Историю развития и деятельности коммерческих банков США можно разделить на несколько периодов:

  • колониальный период, во время которого финансовые институты и рынки были немногочисленными и выполняли элементарные функции;

  • ранний период национального развития от Американской революции до Гражданской войны (1863 г.), когда были созданы многие из существующих до настоящего времени финансовых институтов и стали развиваться финансовые рынки;

  • банковское дело с 1863 по 1913 гг., когда произошло резкое увеличение активов и операций американских финансовых институтов и рынков; банковское дело с 1913 по 1934 гг.-период, когда закладывались основы Федеральной резервной системы;

  • банковское дело с 1935 по 1945 гг., когда усилилось государственное регулирование;

  • банковское дело после 1945 г., когда в полной мере развернулось государственное регулирование и дерегулирование, возникла интернационализация банковского дела, увеличилось количество финансовых продуктов, возникли скандальные истории и банковское дело стало более сложным и конкурентоспособным. Этот период продолжается и сегодня.

В колониальный период в Северной Америке не было коммерческих банков. Первый акционерный коммерческий банк в Новом Свете открылся в Филадельфии 7 января 1782 г., через неделю после того, как континентальный Конгресс выдал постоянную лицензию Банку Северной Америки. Один из деятелей Конгресса назвал его «основным столпом американского кредита», который «будет способствовать управлению финансами в Соединенных Штатах».-В 1791 г. Федеральный Конгресс выдал лицензию Первому банку Соединенных Штатов (The First Bank of the United States) с капиталом 10 млн долларов. Позднее банку было выдано разрешение на обслуживание потребностей Казначейства в федеральном депозитарии и деятельность финансового агента для перевода средств и осуществления платежей. Банк получил разрешение осуществлять эмиссию надежных векселей. Этот банк США можно назвать первым Центральным банком в США. В этот же период был организован и первый сберегательный институт— Филадельфийское общество сберегательного фонда. В 1817'гч создана Нью-Йоркская фондовая биржа. В различных штатах и городах быстрыми темпами создавались провинциальные банки. В 1838 г. в Нью-Йорке был принят Закон о свободной банковской деятельности (Free Banking Act), В соответствии с этим Законом отвечавшие определенным критериям инвесторы имели право объединяться для совместной банковской деятельности. Минимальный размер капитала был установлен в объеме 100 000 долларов. Этот Закон положил начало свободной банковской деятельности в США. В 1840 г. введен в действие Закон о независимом Казначействе. В 1842 г, в банковских законах штата Луизиана впервые указано требование по созданию резерва в золотых и серебряных слитках по депозитным обязательствам (в размере одной трети суммы выпущенных банкнот и привлеченных депозитов).

В 1853 г. создана Нью-Йоркская ассоциация клиринговых палат (New York Clearing House Association).

К началу Гражданской войны (1861 г.) в США существовала представленная большим количеством банков развитая банковская система, однако общенациональной денежной единицы не было — каждый банк по соглашению с правительствами штатов самостоятельно выпускал банкноты, которые обменивались на золото и серебро. В военный период, когда были приостановлены платежи в золотых и серебряных слитках, бумажные деньги представляли собой неконвертируемые банкноты, напечатанные обеими воюющими сторонами для финансирования войны. После окончания войны в 1863 г. был принят Закон о национальных деньгах {National Currency Act), позднее переименованный в Закон о национальных банках (1884 г.). Это означало создание национальной банковской системы, которая оставалась неизменной до декабря 1913 г. и обеспечивала федеральное регулирование и лицензирование банков. На базе этого Закона сложилась банковская система из коммерческих банков, лицензируемых как на штатном, так и на федеральном уровнях, что сохранилось до настоящего времени.

Банковская система США XX в. нередко рассматривается как пример практического воплощения принципов свободы банковского бизнеса. Действительно, любой человек либо группа лиц, подчиняясь ряду требований, могли учредить эмиссионный банк, а банковский бизнес был открыт для всех на одинаковых условиях. Однако толкование банковской свободы «по-американски» существенно отличалось от более общей ее трактовки в континентальной Европе: американские банки были практически лишены всякой возможности построения системы отделений: положение большинства банков, действовавших вне крупных городов, в той или иной степени приблизилось к положению местных монополий; общенациональное банковское законодательство, в рамках которого функционировали «свободные» банки, предписывало конкретную эмиссионную систему, основанную на государственных облигациях: банк мог произвести эмиссию в объеме 90% стоимости купленных облигаций. Практически любые тенденции развития системы отделений, ставшие в других странах частью естественной эволюции банковского бизнеса, были однозначно исключены в США. До принятия общенационального банковского законодательства банки находились под юрисдикцией соответствующих штатов. Банковская фирма, учрежденная в одном штате, не имела никакой возможности распространить свои операции за его пределы — ни через открытие отделения в другом штате, ни каким-либо другим способом.

Ситуация с открытием отделений внутри штата в разных штатах была различной. Некоторые штаты, главным образом южные, допускали создание банковских отделений; в других же были приняты законы, запрещавшие их создание. Принятие Национального закона о банках не изменило ситуацию. В нем однозначно заявлялось, что учрежденный в соответствии с ним банк не имел права вести бизнес где-либо еще, кроме территорий, указанных в его учредительных документах. Закон сохранил право на деятельность отделений лишь за теми банками штатов, которые вошли в состав общенациональной банковской системы, уже имея свои отделения.

Эти ограничения на развитие банковской деятельности, сохранявшиеся почти до конца XX в., означали, что банковская система США на деле была лишена преимуществ как централизованной, так и свободной банковской системы.



Банки, как правило, открывались на основе чартера, приобретение которого давало банку все преимущества ограниченной ответственности {contingented liability). В большинстве случаев такой чартер лимитировал депозитные операции и эмиссию банкнот суммой, кратной капиталу акционеров; наиболее распространенным правилом было ограничение выпускаемых в обращение банкнот двумя капиталами банка, однако подобные границы на практике оказывались чисто номинальными. В некоторых штатах допускалось учреждение банков без чартера, что означало неограниченную ответственность. Однако такие банки были немногочисленны, и их учреждение и последующая деятельность сопровождались значительно более жесткими ограничениями.

Чрезвычайно серьезной проблемой на всем протяжении истории банковского бизнеса в США вплоть до образования Федеральной резервной системы было отсутствие отлаженной системы взаимного погашения (клиринга) банкнот различных банков. Банки штата не имели отделений в других штатах, у многих не было и корреспондентов, однако никакой системы аккумуляции банкнот с последующим предъявлением их к платежу не существовало. Эту функцию на первых порах, причем довольно успешно, взял на себя Первый банк Соединенных Штатов, однако впоследствии он обанкротился — не в последнюю очередь и вследствие выполнения этой функции.



Худшей чертой сформировавшейся в тот период американской банковской системы, как, впрочем, и европейских банковских систем, было чрезвычайное добродушие при объявлении банкротства банков или прекращения ими платежей. Например, в штате Нью-Йорк выданные до 1828 г. чартеры предусматривали прекращение операций банка, который задерживал платежи в среднем на 3 месяца. Однако если после изучения его текущего состояния определенным должностным лицом штата вынесен вердикт о продолжении деятельности, он подлежал ликвидации лишь в случае невозобновления платежей еще втечение года. Чартеры, выданные после 1828 г., сократили разрешенный срок приостановки выплат до 10 дней. Однако в 1837 г. все эти меры утратили силу, поскольку законодательное собрание штата приняло Закон о приостановке выплат (The Suspendion Act), который разрешал банкам автоматически продолжать свою деятельность еще в течение года после приостановки выплат, не обращаясь за специальным разрешением к названному должностному лицу.

Аналогичные законы, схожие или даже худшие по своему эффекту, приняли и другие штаты. Практически ежегодно банки разных штатов прекращали платежи. В 1839 г. выплаты были приостановлены в Пенсильвании и штатах к югу и западу от нее. Пенсильвания приняла закон, разрешавший банкам задерживать выплаты в обмен на предоставление займа штату. В соответствии с этим законом денежные выплаты должны были быть восстановлены через год, однако взятые банками кредитные обязательства фактически не позволяли возобновить выплаты, и в результате был принят еще один закон, который позволил банкам не выплачивать денег в течение всего периода погашения такого займа.

В 1873 г. произошел первый в послевоенный период крупный финансовый кризис, когда были приостановлены выплаты по депозитам. Аналогичные кризисы происходили впоследствии в 1884, 1890, 1893, 1895, 1907 и 1914 гг. Кризис 1907 г. был особенно тяжелым по своим масштабам и последствиям. В качестве основной причины кризисов назывались отсутствие системы взаимного погашения банкнот разных банков, а также избыточный выпуск банкнот одними банками при непроведении эмиссии другими, что и приводило к системному кризису.



Главный недостаток американской системы эмиссии — неэластичность. Эта система оказалась неспособной реагировать на колебания сезонного и кризисного спроса. Приостановки выплат были спровоцированы спросом вкладчиков, пытавшихся получить свои депозиты наличными, - банки заявляли, что их неплатежеспособность является прямым следствием проблем с выпуском дополнительных банкнот. Приостановки выплат, с такой точки зрения, объяснялись просто невозможностью денег изменить свою форму — с чековых счетов на банкноты. Это было учтено при попытке поправить ситуацию: в 1900 г. был принят закон, разрешающий банкам выпускать банкноты на все 100% номинальной суммы обеспечения вместо 90%. Кроме того, в период после 1900 г. в качестве обеспечения вновь разрешалось использовать ценные бумаги не только федерального, но и муниципального уровня/Одновременно был снижен налог на эмиссию - г с 1 до 0,5%, с тем чтобы снизить затраты банков.

Но все эти меры привели только к росту объема денежной массы, который составил в 1900—1907 гг. 90%, что породило инфляционный бум. Кризис 1907 г, наглядно показал, что и такая система бесполезна в кризисные моменты — неплатежи в этом году продлились 2 месяца. Столь же неудачными были и попытки создания системы резервирования. В обществе и банковской сфере нарастало стремление к созданию организации, способной предоставить резервные средства в условиях паники. Власти склонялись к организации центрального эмиссионного резервного учреждения, однако даже после банковского кризиса 1907 г. оппозиция федеральному централизму была все еще очень сильна. В результате в 1908 г. в соответствии с принятым компромиссным Актом Олдрича-Риланда (Aldrich-ReelandAct of 1908) банкам разрешалось использовать в качестве обеспечения дополнительной эмиссии любые ценные бумаги, включая коммерческие векселя — с тем, однако, чтобы все банки несли как индивидуальную, так и солидарную ответственность за погашение этой дополнительной эмиссии. •

Этим же законом была учреждена Национальная комиссия по денежному обращению, призванная следить за ходом начавшегося процесса реформирования банковской системы. Комиссия просуществовала четыре года и провела углубленное изучение банковской системы не только Соединенных Штатов, но и основных европейских стран. Опубликованные комиссией материалы послужили основой создания постоянно действующей централизованной организации, которая выпускала бы бумажные деньги на основе залога коммерческих обязательств, действовала бы в качестве кредитора в последней инстанции и, кроме того, контролировала бы денежный рынок через ставку процента и операции на открытом рынке. Эти предложения были реализованы в 1913 г. при создании Федеральной резервной системы. По своей структуре она значительно отличалась от центральных банков европейских стран. В ее состав входили двенадцать региональных федеральных резервных банков, за которыми были закреплены определенные федеральные резервные территории. Все национальные банки должны были в обязательном порядке вступить в ФРС. Федеральным резервным банкам, деятельность которых координировалась Федеральным резервным советом, были переданы функции эмиссии банкнот и хранения резервов банков — членов ФРС, а также межбанковская кредитная деятельность через размещение среди банков — членов ФРС своих капиталов.



Подобно банковским системам всех развитых стран банковская система США является двухуровневой; первый уровень составляют двенадцать Федеральных резервных банков, второй уровень — коммерческие банки — члены федеральной резервной системы. Часть банков не являются членами ФРС, но подлежат регулированию на тех же принципах, что и члены ФРС.

Банковская система США, по мнению самих же американских специалистов банковского дела, отнюдь не является образцом для подражания прежде всего вследствие сложности взаимоотношений внутри системы. Однако законодательная база всей финансовой и, в частности, денежно-кредитной системы не может не вызывать уважения. За последние 140 лет в сфере банковской деятельности принято более 100 федеральных законов, большая часть из которых действует (с изменениями и дополнениями) до настоящего времени. Федеральные законы дополняются законами штатов, инструкциями и разъяснениями контролирующих органов, и весь этот объем директивных указаний обеспечивает достаточно устойчивое функционирование банковской системы США на протяжении последних 65 лет.

В то же время возможность двойного подчинения (федеральным или штатным органам регулирования), чрезмерная зарегулированность деятельности оказывают отрицательное воздействие на банковскую деятельность как способ ведения бизнеса, обеспечивая рост, развитие и огромное влияние американского банковского сектора в мире в основном через общее экономическое влияние США как мировой державы. Тем не менее принижать роль банковской системы в развитии национальной экономики и укреплении позиций США в мировой экономике также невозможно. Банковская система США сложилась в специфических национальных условиях, учитывает и в полной мере отражает национальные особенности и традиции.



2. Банковская система США и принципы ее построения

Банковскую деятельность в США регулирует множество законов. Кроме уже упомянутых, значительное влияние на банковское дело оказали:

  • Закон о реальной процентной ставке и условиях ссуды, простых для понимания;

  • Закон об упрощениях и реформировании закона о реальной процентной ставке и условиях ссуды, простых для понимания;

  • Закон о слиянии банков I960 г.;

  • Закон о секретности банковских операций.

Законы о реальной процентной ставке и простых для понимания условиях ссуды представляли собой законодательные акты, направленные на защиту потребителей от махинаций кредиторов. Банки были обязаны контролировать соответствие своих действий требованиям закона. Закол о слиянии банков принимался в качестве поправки к Закону о федеральном страховании депозитов. Он давал законодательное право соответствующим регулирующим ведомствам санкционировать или отклонять банковские слияния. Министерству юстиции отводилась роль консультанта по оценке соответствия слиянии антимонопольному законодательству. По Закону о слиянии от банков требовалось ведение финансовых записей и отчетов о нестандартных, необычных финансовых операциях и валютных переводах. Такие отчеты должны были быть использованы в ходе уголовных, налоговых и регулирующих расследований или процедур. В США банком считается любая организация, выполняющая одну или все из следующих банковских операций: получение, инкассирование, перевод, оплату, кредитование, инвестирование, расчетные операции, обмен и обслуживание (безопасное хранение, доверительное управление, агентское представительство, попечительство) денег и заявок на деньги как внутри страны, так и за ее пределами.

При подобном всеохватывающем определении слова «банк» в американской банковской системе этот термин применим к таким институтам, как Банки для кредитования кооперативов (Banks for Cooperatives), Центральный банк для кооперативов (Central Bank for Cooperatives), Экспортно-импортный банк (Export-Import Bank), федеральные банки посреднического кредита (Federal Intermediate Credit banks), федеральные земельные банки (Federal Land banks), промышленные банки, инвестиционные и ипотечные банкирские дома.

В более узком смысле термин «банк» применим к институтам, предоставляющим возможности депонирования средств для широких слоев населения. Такие институты могут быть объединены в две большие группы:



  • коммерческие банки;

  • некоммерческие банковские институты.

Во вторую группу входят такие институты, как сберегательные банки и

кредитные союзы, целью которых не является получение прибыли. Их часто

называют сберегательными институтами, хотя коммерческие банки также

имеют сберегательные счета и срочные депозиты.

Банковская система США включает в себя следующие депозитные

институты;

двенадцать федеральных резервных банков, выполняющих функции

центрального банка;



  • национальные банки, имеющие разрешение на федеральном уровне от Контролера денежного обращения, которые обязаны быть членами ФРС;

  • банки штатов и трастовые компании штатов, созданные штатами для обеспечения услуг коммерческого банковского дела и объединенного банковского дела и трастовых услуг. По желанию они могут присоединиться к ФРС;

  • трастовые компании, созданные различными штатами с уставными полномочиями на обеспечение трастовых услуг, но которые в большинстве своем переключились на предоставление коммерческих банковских услуг;

  • различные штатные институты меньшей значимости, такие как частные банки, промышленные банки, имеющие банковские уставы или имеющие разрешение на прием депозитов (например, кооперативные биржи в Арканзасе и депозитарии наличности в Южной Каролине). Банковские законы штатов разрешают:

' ведение банковской деятельности на базе подразделения — банк действует только на одной территории;

  • ведение банковской деятельности на базе филиалов по всей территории штата — банк может иметь свои отделения и осуществлять через них свою деятельность на территории штата;

  • ограниченное ведение банковской деятельности на базе отделений — банк может открывать филиалы только в пределах специально ограниченного географического района внутри штата;

  • внутриплатные мультибанковские холдинговые компании — собственность или контроль ряда банков внутри штата;

холдинговые компании банков, действующие на территории нескольких штатов, — банковские холдинговые компании, действующие за пределами штата.

Крупнейшей системой некоммерческих банковских институтов, принимающей депозиты, является Система Федеральных банков жилищного кредита (СФБЖК). Она была создана в 1932 г. для обеспечения источников кредитования национальных институтов жилищного кредита. Система связывает ипотечные кредитные институты с рынками капитала путем выпуска консолидированных облигаций и дисконтированных векселей крупного достоинства. Она служит источником вторичной ликвидности для своих членов для удовлетворения потребности в больших или неожиданных выплатах.



Закон требует, чтобы все застрахованные на федеральном уровне ссудо-сберегательные ассоциации входили в состав СФБЖК. Членство в Системе открыто для штатных взаимных ссудосберегательных ассоциаций и фондов, сберегательных банков, взаимных сберегательных банков и компаний по страхованию жизни. Они могут добровольно вступить в Систему, если ведут ипотечные кредитные операции. В группу сберегательных депозитных институтов входят и Кредитные союзы, зарегистрированные как на федеральном уровне при Национальном управлении кредитных союзов, так и на уровне штата. Происходящие в банковской сфере США процессы дерегулирования имеют следующие проявления.

Ранее специализировавшиеся на кредитовании коммерческой деятельности коммерческие банки перешли на операции, формально относящиеся к области сбережений, — сберегательные и срочные депозиты, ипотечное кредитование и другие формы финансирования жилищного кредита (потребительские ссуды, включая индивидуальные ссуды), на чем прежде специализировались финансовые компании; на операции с ценными бумагами, до этого запрещенные им по Закону Гласса — Стиголла, а также трастовые операции и другие услуги по индивидуальному финансированию. В свою очередь сберегательные учреждения получили право проводить операции в областях, ранее монопольно принадлежавших коммерческим банкам:

  • до 20% активов федеральной ссудосберегательной ассоциации могут состоять из потребительских ссуд, коммерческих бумаг и корпоративных долговых ценных бумаг;

  • федеральные ссудосберегательные ассоциации могут выпускать кредитные карточки;

  • федеральный ссудосберегательный банк может принимать депозиты до востребования, связанные с подтоварными, корпоративными ссудами и ссудами нефинансовым предприятиям;

  • федеральные ссудосберегательные ассоциации могут проводить трастовые операции и хранение ценностей;

  • федеральные взаимные сберегательные банки могут вкладывать до 5% своих активов в коммерческие, корпоративные ссуды и ссуды предприятиям (при условии, что эти кредиты выдаются только на территории штата, где расположен банк, или на расстоянии не более 75 миль от головной конторы банка);

  • федеральные кредитные союзы могут выдавать ссуды под залог семейной недвижимости (дома), жилищным кооперативам;

  • федеральные ссудосберегательные ассоциации могут вкладывать средства в акции и сертификаты открытых инвестиционных компаний, зарегистрированных в Комиссии по ценным бумагам и биржам (КЦББ). ' Банки, первоначально организованные как специализированные национальные или штатные банки и трастовые компании, достаточно быстро расширили круг предоставляемых банковских продуктов и предлагают полный ассортимент банковских и связанных с ними услуг. Полное банковское обслуживание включает в себя выполнение разнообразных функций:

  • прием депозитов до востребования и оплата чеков клиентов, предоставление и обслуживание банкоматов (ATM);

  • прием срочных и сберегательных депозитов, выдача платежных приказов с использованием средств со сберегательного счета клиента (Nows) и выплата процентов по этим счетам, предоставление услуг по автоматизированному переводу средств (ATS) со сберегательных счетов на покрытие чеков;

  • учет векселей, акцептов и переводных векселей;

  • предоставление кредитов с обеспечением или без него предпринимательским фирмам, выдача аккредитивов и акцепт векселей, выставленных под них;

  • перевод денег внутри страны и за рубежом;

  • инкассирование и проведение операций с валютой;

  • выставление тратт, чеков кассира, платежных поручений и удостоверение чеков;

  • предоставление сейфов для хранения ценностей;

  • предоставление услуг по хранению и распоряжению ценными бумагами и другими ценностями;

  • предоставление ссуд отдельным лицам и обслуживание кредитных карточек граждан; кредитование или дисконтирование выплат в рассрочку задолженности клиента продавцу;

  • выступление в качестве доверенного лица частных лиц, создание общих трастовых фондов;

предоставление корпоративных трастовых услуг (агент по трансферту акций, регистратор акций, выплата процентов и дивидендов по поручению и за счет компании, условное депонирование денежной суммы у третьего лица на чье-либо имя, доверенное лицо по контракту между держателем акций и компанией, их выпускающей);

  • факторинг, лизинг оборудования;

  • осуществление сделок с государственными ценными бумагами и подписание обязательств общего характера в отношении штатных и муниципальных ценных бумаг;

  • инвестирование в государственные и другие долговые ценные бумаги;

  • исполнение функций налогового агента или депозитария для правительства США, штатов и подразделений штатов;

  • страхование;

оказание прочих услуг:

размещение приказов клиента на ценные бумаги; действия п качестве страхового агента, если это связано с банков­скими операциями, услуги посредника для сведения покупателя и про

услуги коммивояжера и выпуск дорожных аккредитивов и дорожных чеков;

обслуживание сметой Рождественского клуба и других счетов специального назначения;

услуги агента по юридическому процессу, если он связан с нормальным ведением банковского дела;

услуги кассира, выдающего заработную плату;

создание благотворительных фондов;

инвестирование в корпорации, инвестирующие: малый бизнес, и в корпорации, обслуживающие банки;

проведение валютообменных операций;

покупка и продажа золотых слитков по лицензии Казначейства и иностранных монет;

корреспондентские банковские услуги как внутри страны, так и за рубежом и т.д.

Существенной частью банковской системы США являются иностранные банки. На территории США иностранные банки осуществля­ют свою деятельность через отделения, агентства, коммерческие бан­ки у инвестиционные компании штата Нью-Йорк и корпорации Эджа, Корпорации Эджа создаются ФРС для проведения международных операций. Штатные и федеральные банки, являющиеся филиалами иностранных банков, обследуются и подлежат надзору со стороны фе­деральных и штатных банковских властей на тех же условиях и прин­цип ал, что и другие федеральные и штатные банки. Деятельность ино­странных банков на территории США регулируется Законом о между­народных банковских операциях 1978 г.



Участие государства в банковской деятельности

Ведущую роль в реализации государственных программ играет федеральная кредитная помощь — прямые ссуды и страхование или гарантии по частным ссудам. Перечислим основные правительственные программы:

  • по улучшению жилищных условий и поощрению домовладения;

  • по развитию сельского хозяйства и природных ресурсов;

  • помощи экономическому развитию и военной боеготовности за границей;

  • поддержания коммерческой деятельности (прежде всего экспорта, транспортных перевозок и малого бизнеса в целом);

  • восстановления народонаселения и экономики в регионах;

  • помощи системе высшего образования. Административно-бюджетное управление Правительства США

полагает, что лучший показатель уровня федеральных кредитных программ за ряд лет достигается за счет общего объема прямых и гарантированных ссуд.

Модель регулирования банковской деятельности

- Впервые в истории развития финансовой деятельности в США Закон о денежном регулировании 1980 г. требует от всех депозитных институтов (коммерческих банков, ссудосберегательных ассоциаций, сберегательных банков и кредитных союзов) поддерживать прямо или косвенно определенный уровень отношения обязательных резервов к текущим счетам, нау-счетам, счетам тратт и срочным депозитам, по которым могут осуществляться автоматизированные и телефонные переводы средств, а также к наличным срочным депозитам в банках — членах ФРС для облегчения контроля за денежным агрегатом со стороны Совета управляющих ФРС. Этот закон требует, чтобы такие резервы формировались в форме остатков на счетах в федеральных резервных банках, но также (с согласия Совета управляющих) в форме наличности в расходной кассе. Не члены ФРС могут держать свои остатки на счетах у корреспондентов Федерального банка жилищного кредита, в Системе центральной ликвидности Национальной администрации кредитного союза, если у этих институтов имеются остатки на счетах в федеральных резервных банках.



В соответствии с Законом о дерегулировании депозитных учреждений и денежно-кредитном контроле 1980 г. был создан Комитет по дерегулированию депозитных институтов, который получил право предписывать правила выплаты процента и от которого требовалось на основании закона исполнять свои полномочия для обеспечения постепенного снижения, а затем и полного снятия «потолков» для ставок процента и дивиденда, выплачиваемых депозитными институтами, и для увеличения всех этих ставок до уровня рыночных по мере возможности в течение шести лет, начиная с 31 марта 1980 г.

Надзор за национальными банками — членами ФРС и другими банками с застрахованными депозитами осуществляется Контролером денежного обращения, Советом управляющих ФРС и Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД). Национальные и штатные банки — члены ФРС являются автоматически застрахованными в силу своего статуса, и их регулирование осуществляется главным образом через Контролера денежного обращения для национальных банков и Совет управляющих ФРС для штатных банков — членов ФРС. ФКСД также выполняет регулирующие функции вследствие осуществления страхования депозитных счетов.

Под юрисдикцию различных штатных управлений по делам банков подпадают штатные банки, трастовые, ипотечные компании, компании страхования права собственности, сберегательные банки, зарегистрированные на уровне штата ссудо-сберегательные корпорации (или строительные и ссудные ассоциации), компании по хранению ценностей, промышленные банки, зарегистрированные на уровне штата кредитные союзы, компании по предоставлению мелких ссуд частным лицам и брокеры, лицензированные ростовщики, ссужающие деньги под заклад, и частные банки. Кроме депозитных банковских институтов сюда также относятся такие организации, как инвестиционные банкирские дома, брокеры фондовых бирж, дилеры и брокеры внебиржевого рынка, дилеры по коммерческим бумагам и банковским акцептам, вексельные дилеры, валютные брокеры, вексельные дома и инвестиционные компании. Законы «голубого неба» могут требовать регистрации фирмы, сотрудников и ценных бумаг, распространяемых на территории штата некоторыми из них. Федеральная модель регулирующих мер по отдельным аспектам операций в этих областях включает в себя Закон о ценных бумагах 1933 г., Закон об обмене ценными бумагами 1934 г., Закон об инвестиционной компании 1940 г. и Закон о советниках по инвестициям 1940 г. Страховой фонд сберегательных ассоциаций обеспечивает страхование депозитов ссудосберегательных ассоциаций на тех же условиях, что и ФКСД.

Созданные по законам штатов взаимосберегательные банки могут быть членами ФРС, могут застраховать свои депозиты в ФКСД и могут быть членами Федеральной системы банков жилищного кредита: В отдельных штатах взаимосберегательные банки имеют свои собственные коллективные организации.

В штате Нью-Йорк институты сберегательного банка включали трастовую компанию сберегательного банка, центральную банковскую организацию для взаимосберегательных банков; институциональную корпорацию ценных бумаг, ипотечный банковский институт, оказывающий услуги по ипотеке и недвижимости; Институциональный взаимный фонд инвесторов, взаимный фонд для участия в капитальных инвестициях, разрешенных сберегательным банкам.



Кредитные союзы могут создаваться на федеральном уровне (по Закону от 10 марта 1970 г. — Национальное управление кредитных союзов; ранее — Бюро федеральных кредитных союзов Министерства здравоохранения, просвещения и социального обеспечения) или на уровне штата. Федеральные и штатные кредитные союзы получили разрешение на страхование долей (паев) от Национального управления кредитных союзов, аналогичное страховым программам ФКСД и Федеральной корпорации страхования ссудосберегательных ассоциаций.

Главные законодательные акты, снижающие ограничения на географическое расширение банков и банковских холдинговых компаний, были приняты самими штатами. Последним основным федеральным законодательным актом, касающимся географической экспансии банков, явились поправки к Закону о дерегулировании депозитных учреждений 1982 г. и к Закону Гарна — Сен-Жермена. Этот закон разрешал межштатную банковскую деятельность в ограниченном объеме через разрешение на приобретение крупных разорившихся банков банковскими организациями из других штатов. Ослабление ограничений на межштатную экспансию многобанковских холдинговых компаний позволило банковским организациям расширяться в различные штаты через образование отдельных банков, контролируемых одной холдинговой компанией. Исторически изменения в структуре банковской индустрии на местном уровне были ограничены антитрестовскими законами. В течение 80-х гг. исполнение этих законов было изменено в связи с принятием законодательства, снизившего различия между коммерческими банками и небанковскими финансовыми фирмами.

Законодательство, позволившее небанковским депозитным институтам более открыто конкурировать с банками, изменило влияние антитрестовских законов. Конгресс США расширил инвестиционные права сберегательных институтов и также разрешил им открывать текущие счета, которые функционально эквивалентны депозитам до востребования. В настоящее время ссудосберегательные и сберегательные банки предлагают многие из операций, традиционно осуществляемых через коммерческие банки. Федеральное и штатное законодательство также уменьшило различия между банками и различными недепозитными финансовыми фирмами.Ma федеральном уровне отменены «потолки» процентных ставок по большинству банковских счетов и по всей стране введены процентные текущие счета. В 1982 г. банкам было разрешено открывать депозитные счета денежного рынка с застрахованными депозитами с выплатой процента по ставкам, размеры которых могли конкурировать со ставками взаимных фондов денежного рынка.



В течение 1980-х гг. законодательные и регулирующие изменения вынудили банковские организации значительно увеличить их географическое распространение и разнообразие предлагаемых продуктов.

Банковскую систему США можно характеризовать как высокомонополизированную сферу экономики, определяющую роль в которой на национальном уровне играет небольшая группа крупнейших коммерческих банков и банковских холдингов. В то же время на региональном уровне банки США представлены большим числом мелких и средних банков, поддерживающих основной сектор экономики — малый и средний бизнес. Если крупные банковские корпорации являются фасадом, локомотивом американской финансово-кредитной системы и представляют ее во внешнем мире, то мелкие и средние банки создают представление об американских банках в глазах миллионов внутренних потребителей банковских услуг. Подавляющее большинство населения обслуживается не в «Ситикорп» или «Чейз Манхэттэн», а в Первом национальном банке какого-либо небольшого города, открытом в XIX в. и имеющем штат в два десятка служащих.



3. Функции Федеральной резервной системы США

Образование ФРС

Проблемы нестабильности банковской системы.США, жестокий финансовый кризис 1907 г. усилили настроения в обществе в пользу учреждения центрального банка страны. Нестабильность банковской сферы усугубляла экономические кризисы и в определенной степени провоцировала их В 1908 г. Конгресс США принял закон Олдрича-Риланда (Aldrich-Vreeland Act), в соответствии с которым была создана Национальная комиссия по денежному обращению, которая должна была разработать проект организации центрального эмиссионного банка страны. Комиссия провела ряд слушаний по исследуемому вопросу, организовала широкие специальные исследования банковского дела как в США, так и в зарубежных странах (Англия, Франция, Германия и др.). Исследования продолжались более трех лет и итоговый отчет комиссии составил 23 увесистых тома.

Выводы комиссии о необходимости организации Центрального эмиссионного банка страны были однозначны, однако сохранялась определенная оппозиция этой идее, вызванная нежеланием усиления центральной власти.

Тем не менее 23 декабря 1913 г. Президент США Вудро Вильсон подписал Закон о Федеральной резервной системе, основной целью создания которой было образование «банков Федерального резерва, обеспечение устойчивой денежной системы, получение средств переучета ценных бумаг, создание более эффективного надзора за банковским делом в Соединенных Штатах». В основе Закона лежала идея равноправного плодотворного сотрудничества федерального правительства, банковских учреждений, бизнесменов, предпринимателей и рядовых потребителей в области банковского дела. В компетенцию ФРС не входил контроль за величиной банковского кредита, предложением денег и нормой процента: в условиях золотого стандарта (Закон о золотом стандарте {Gold Standard Act) принят в 1900 г.) предполагалось, что золотые резервы в банках сами регулируют объем денежной массы.

Организация ФРС началась с создания организационного комитета, наделявшегося широкими полномочиями. Организационный комитет включал трех главных членов: министра финансов, министра сельского хозяйства и контролера денежного обращения. Организационный комитет должен был определить не. менее восьми и не более двенадцати городов Федерального резерва, где размещались бы главные конторы банков Федерального резерва. Такие округа, как указывалось в законе, не должны были обязательно вписываться в границы штатов, но непременно должны отражать обычный порядок ведения дел.

Закон предусматривал возможность последующего изменения округов Федерального резерва, городов, отделений Федеральных резервных банков (ФРБ), контор. Изначально были созданы двенадцать ФРБ, определены двенадцать городов и округов Федерального резерва. Границы округов менялись, но незначительно, а города остались те же до настоящего времени. Федеральные резервные банки располагаются в Нью-Йорке, Бостоне, Ричмонде, Филадельфии, Атланте, Далласе, Сент-Луисе, Миннеаполисе, Канзас-Сити, Сан-Франциско, Кливленде и Чикаго. Федеральный резервный банк представляет собой корпорацию, т.е. юридическое лицо, созданное в форме акционерного общества. Все банки Федерального резерва создавались с капиталом не менее четырех миллионов долларов паевого подписного капитала. Среди первоначальных пайщиков ФРБ было правительство Соединенных Штатов, однако впоследствии, когда надобность в государственной финансово-политической поддержке отпала, акции правительства были проданы.

Членами Федеральных резервных банков могут быть любые физические и юридические лица, В обязательном порядке акционерами (пайщиками) Федеральных резервных банков являются банки — члены ФРС соответствующего округа, Пакет акций небанковской организации или физического лица не может превышать 25 тыс. долл. Права голоса они не имеют.

Первоначально законом о ФРС не предусматривалась детальная разработка взаимоотношений между двенадцатью Федеральными резервными банками и Федеральным резервным советом (переименованным в 1935 г. в Совет управляющих Федеральной резервной системы). С 1914 по 1922 гг. официальные представители двенадцати Федеральных резервных банков периодически проводили консультационные встречи и совещания, на которых разрабатывались направления развития денежно-кредитной политики и принимались соответствующие решения. До Великой депрессии отношения внутри ФРС оставались напряженными, господствовала идея изоляции правительства от основных финансовых рынков и в целом преобладала Тенденция противодействия управлению финансовой системой страны из единого центра. Федеральные резервные банки удерживали главенствующую роль в ФРС, и контроль за деятельностью Федеральной резервной системы был сосредоточен в ФРБ Нью-Йорка, а отнюдь не в Вашингтоне.

До тридцатых годов непрерывный конфликт и конфронтация разъедали отношения между Федеральным резервным советом в Вашингтоне, округ Колумбия, и двенадцатью Федеральными резервными банками. В рамках общего разработанного плана каждый банк действовал самостоятельно и в интересах своего округа. Эти действия нередко имели противоположное направление и не только не улучшали ситуацию на банковском рынке, а напротив, ухудшали ее. Постепенно Совет управляющих Федеральной резервной системы стал решающей и наиболее авторитетной структурой в этой организации.


Организационная структура ФРС

Федерал ышя резервная система состоит из рабочих орт к о к трех уровней — Сонета управляющие ФРС; двенадцати Федеральных резерв­ных банков и банков членов ФРС. Кроме того, составной частью ФРС являются два комитета: Федеральный комитет открытого рынка (ФКОР) и Федеральный консультационный совет (ФКС) (рис, 2.1)+

Рис. 2.1. Организационная структура ФРС



То есть Федеральная резервная система — это не центральный банк, а группа банков, двенадцать из которых наделены особыми пра­вами регулирования в отношении других членов группы.

Более того, н количественном отношении членами ФРС являются менее 40% бннков США и доля их сокращается.

Однако на долю банков — членов ФРС приходится более 85% активов банковской системы США. Именно это и превращает управляющий системой Федеральный резерв (The Fed) в центральный банк.

Совет управляющих Федеральной резервной системы (СУ) состоит из 7 членов, назначаемых Президентом США на срок 14 лет. Это единственные должностные лица ФРС, назначаемые президентом. Совет возглавляю председатель и его заместитель.

Председатель Совета управляющих является одновременно (по должности):



  • членом Национального совещательного Совета по международным и денежным проблемам при правительстве США;

  • заместителем представителя США в Международном Валютном Фонде. Основные функции Совета управляющих ФРС: 4 определение денежно-кредитной политики;

  • установление по представлению Совета директоров Федеральных резервных банков уровня обязательных резервов;

  • совместное с Федеральными резервными банками определение уровня учетных ставок;

  • осуществление общего руководства Федеральными резервными банками.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница