Бизнес-планирование» Дисциплина «Бизнес-планирование»



Скачать 132,34 Kb.
Дата22.10.2016
Размер132,34 Kb.
Тема 1. Современная концепция бизнес-планирования

    1. 1. Предмет цикла «Бизнес-планирование»

    2. 2. Функции по осуществлению бизнес

планирования и его участники

    1. 3. Современное состояние бизнес-планирования



    1. 1. Предмет цикла «Бизнес-планирование»

Дисциплина «Бизнес-планирование», ее методы и средства позволяют:

  1. разработать и обосновать концепцию проекта;

  2. оценить эффективность проекта с учетом факторов риска и неопределенности;

  3. выполнить предварительное технико- экономическое обоснование проекта и разработать бизнес-план проекта;

  4. осуществить системное планирование проекта на всех фазах его жизненного цикла;

  5. разработать смету и бюджет проекта;

  6. подобрать исполнителей проекта через процедуру конкурсов (торгов);

  7. подготовить и заключить контракты на поставку;

  8. организовать оптимальную процедуру закупок и поставок;

  9. организовать реализацию проекта, в том числе подобрать так называемую «команду» проекта;

  10. обеспечить эффективный контроль и регулирование, а также управление изменениями, неизбежными в ходе реализации проекта;

  11. организовать эффективное завершение проекта;

  12. организовать системное управление качеством продукции проекта;

  13. в полной мере учесть так называемый

«человеческий фактор», оказывающий нередко решающее воздействие на эффективность проекта в целом.

На основе анализа определений и признаков можно сформулировать более общее определение понятия проекта, которое удовлетворяет основным признакам бизнес-планирования.



Проект - это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.

В соответствии с ранее данным системным определением проекта одним из центральных понятий, связанных с проектом, является понятие цель проекта.



Цель - желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени.

Цель проекта – это доказуемый результат и заданные условия реализации общей задачи проекта.

Для выявления и осознания целей, состава и содержания проекта, организации планирования и контроля процессов осуществления проектов необходимо определить и построить структуру проекта, под которой понимается совокупность взаимосвязанных элементов и процессов проекта, представленных с различной степенью детализации. На основе структуры проекта строятся различные структурные модели проекта и его окружения, используемые в процессе управления проектом на протяжении его жизненного цикла.



    1. 2. Функции по осуществлению бизнес

планирования и его участники

Состав участников проекта, их роли, распределение функций и ответственности зависят от типа, вида, масштаба и сложности проекта, а также от фаз жизненного цикла проекта.

Таким образом, постоянными являются функции по реализации проекта на протяжении его жизненного цикла, а состав участников, их роли, распределение ответственности и обязанностей могут меняться. Здесь не существует общепринятых жестких регламентов.

Неизменными можно считать следующие функции по осуществлению проекта.



  1. Проект должен быть осмыслен, продуман и инициирован, т. е. у него должен быть инициатор.

  2. Проект должен обрести главное заинтересованное лицо – организацию, которая является будущим владельцем и пользователем результатами проекта и несет за него ответственность.

Заказчик проекта – это его владелец (собственник),

часто в литературе по управлению проектами – клиент.



  1. Осуществление проекта требует привлечения инвестиций, т. е. у него должны быть инвесторы, т. к. средств заказчика обычно недостаточно.

  2. Проект нужно готовить и осуществлять, т. е. у него должны быть соответствующие исполнители.

У проекта должны быть производители, продавцы и потребители, которые, в конечном счете, и должны возместить все расходы по проекту и принести прибыль его участникам.

  1. Каждый проект, кроме того, может затрагивать интересы различных сторон: местных властей, общественных групп, населения и отдельных граждан, которые также считаются участниками проекта.

Очевидно, что для любого проекта принципиальный состав функций остается неизменным. Однако в простейшем случае (например, создание теплицы на дачном участке) все основные функции проекта могут осуществляться одним лицом. В другом случае (например, строительство новой очереди автозавода) мы сталкиваемся с полным набором участников с детальным разделением функций.

На практике же в большинстве случаев встречаются промежуточные структуры участников проекта.

Каково же распределение ролей и как связаны с проектом и между собой участники проекта?

Основные участники проекта и их функции


  1. Инициатор – сторона, являющаяся автором идеи

проекта, его предварительного обоснования и предложений по осуществлению проекта. В качестве инициатора может выступать практически любой из будущих участников проекта, но, в конечном счете,

деловая инициатива по осуществлению проекта должна исходить от заказчика.



  1. Заказчик – главная сторона, заинтересованная в осуществлении проекта и достижении его результатов. Он определяет основные требования и масштабы проекта, обеспечивает его финансирование за счет своих средств или средств инвесторов, заключает контракты с основными исполнителями проекта, несет ответственность по этим контрактам, управляет процессом взаимодействия между участниками проекта.

  2. Инвестор – сторона, вкладывающая инвестиции в проект, например, посредством кредитов. Цель инвесторов – максимизация прибыли на свои инвестиции от реализации проекта. В качестве инвесторов обычно привлекают банки, инвестиционные фонды и другие организации. Инвесторы вступают в контрактные отношения с заказчиком, контролируют выполнение контрактов и осуществляют расчеты с другими сторонами по мере выполнения проекта. Инвесторы являются полноправными партнерами проекта и владельцами всего имущества, которое приобретается за счет их инвестиций, пока им не будут выплачены все средства по контракту с заказчиком или кредитному соглашению.

  3. Руководитель проекта - юридическое лицо, которому заказчик и инвестор делегируют полномочия по руководству работами по осуществлению проекта: планированию, контролю и координации работ всех участников проекта до достижения определенных в проекте целей и результатов при соблюдении установленных сроков, бюджета и качества.

  4. Команда проекта – специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта. Задача команды проекта – осуществление функций управления

проектом до эффективного достижения его целей. Состав и функции команды зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта, однако во всех случаях этот состав должен обеспечить высокий профессиональный уровень выполнения всех возложенных на нее обязанностей. Основными участниками команды являются:

    • руководитель проекта;

    • инженер проекта,

    • административный руководитель;

    • бухгалтер проекта;

    • руководитель службы МТО;

    • координатор работ по эксплуатации и др.

  1. Проектировщик – юридическое лицо, выполняющее по контракту проектно-изыскательские работы в рамках проекта.

  2. Генеральный подрядчик – юридическое лицо, чье предложение принято заказчиком. Несет ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактом.

  3. Потребители конченой продукции – юридические и физические лица, являющиеся покупателями и пользователями конечной продукции, определяющие требования к производимой продукции или услугам, формирующие спрос на них.

Также участниками проекта являются: поставщики, лицензоры, органы власти, владелец земельного участка и другие участники проекта, как конкуренты, общественные группы и население, различные консалтинговые, инжиниринговые организации и другие юридические организации, вовлеченные в процесс осуществления проекта.

    1. 3. Современное состояние бизнес-планирования



Как уже отмечалось, бизнес – планирование или деловое планирование – это планирование изменений. Концентрированным выражением крупномасштабных изменений являются реформы. По глубине охватываемых процессов и их влиянию на окружающих мир проводимые реформы в России – это своеобразный эпицентр изменений в сегодняшнем мире.

По существу, эти реформы взаимосвязанная совокупность разнообразных по масштабам и сложности проектов: социальных, экономических, организационных, технических, в первую очередь инвестиционных, инновационных. Уже сегодня реформы породили новый рынок проектов в России.

Поскольку планирование является нормой любой предпринимательской деятельности, с развитием рынка в России необходимость планирования бизнеса стала очевидной. Уже в 1994 – 1995 гг. применение бизнес – планов стало обязательным. В январе 1995 г. московское правительство, в частности, опубликовало распоряжение, в котором рекомендовало использовать бизнес-план «в целях совершенствования методов расчета экономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций в проектирование и строительство объектов и градостроительных комплексов».

Инвестиционная политика отраслевых Министерств и ведомств направлена на решение следующих основных задач:



  1. содействие повышению эффективности и конкурентоспособности реального сектора экономики;

  2. вовлечение в инвестиционную сферу незадействованного финансового потенциала;

  3. формирование климата наибольшего благоприятствования;

  4. содействие созданию полноценных институтов инвестиционного рынка;

  5. повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов.

Для решения этих задач используются такие организационно-экономические рычаги, как:

      1. установление особых правовых режимов для отдельных групп хозяйствующих субъектов, реализация мер государственной поддержки эффективно работающих предприятий;

      2. государственная поддержка на конкурсной основе наиболее значимых инвестиционных проектов в виде бюджетных кредитов, компенсационных выплат процентной ставки по кредитам коммерческих банков, государственных гарантий под привлекаемые кредитные ресурсы;

      3. содействие расширению внутреннего спроса на продукцию местного производства путем введения системы госзаказа, лизинга, развитие инфраструктуры товарных рынков;

      4. вовлечение промышленных предприятий в процесс реформирования с целью оптимизации производства, технологий и методов управления;

      5. реализация федеральных и республиканских программ и другие экономические регуляторы.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница