Блок 1 (вводный)



Скачать 156,56 Kb.
Дата01.06.2018
Размер156,56 Kb.
Эскиз учебной программы курса

(В исходном и сокращенном вариантах с разбивкой на блоки, соответственно моим приездам в Москву.



Рабочую программу подготовлю в течение недели)

Блок 1 (вводный)

1

Введение.

opt

min







лек.

пр.

лек.

пр.

1.1.

Современная ситуация в сфере инженерных практик. От единичных изолированных объектов к глобальным системам с неопределенными границами. От дисциплинарности к полидисциплинарности. От технических объектов к техноприродным и человеко-машинным системам. Техносфера и инфосфера.

2

2

2

2

1.2.

Мифология научно-технического прогресса. Технические утопии и антиутопии. Героика инженерной профессии.

2

0

2

0

1.3.

История инженерии, как пространство самоопределения

2

0

2

0

2

Предыстория инженерии–1

0

0

0

0

2.1.

Контуры исторического тела инженерии во времени и пространстве. Экспозиция. Великое переселение народов. Гибель Римской империи и империи Хань. Темные века.

2

0

2

0

2.2.

Движение ислама. Сухопутные и морские, военные и торговые предприятия. Научные и технические предприятия ислама. Левантийская торговля. Южный путь арабского серебра.

2

0

2

0

2.3.

Монашеское движение. Монастырь и орден. Отшельничество и общежитийность. Ирландские монахи и бенедиктинцы. Умное делание. Агрикультура и ремесла. Скриптории и монастырская ученость.

2

0

2

0

2.4.

Движение викингов. Драккар и вик. Походы никуда и регулярные маршруты. Северный путь арабского серебра. Трансконтинентальные инфраструктуры обмена. Кругозор.

2

0

2

0

 

Итоги блока. Рефлексия блока и темы для самостоятельной работы.

0

4

0

4




лекционных/практических часов

14

6

14

6

блок 2

2

Предыстория инженерии–2

opt

min







лек.

пр.

лек.

пр.

2.5.

Эволюция северных и южных протогородов Европы. Бурговые города на севере — перспектива Ганзейского союза. «Колониальные» империи итальянских городов. Складывание городских ремесел и торгово-ремесленные корпорации. Расширение внутриевропейской торговли.

2

0

2

0

2.6.

Каролингский и Оттоновский Ренессанс. Карл и Алкуин. Оттон и Герберт. Светская ученость. Семь свободных искусств. Ученая латынь. Shola externa как протоуниверситет.

2

0

2

0

2.7.

Аграрная и строительная революции XI века. Распашка пустошей. Строительство дорог, мостов, рынков и соборов.

2

0

2

0

2.8.

Европа и ислам. Крестовые походы. Иерусалимское королевство и Королевство обеих Сицилий. Реконкиста на Иберийском полуострове. Военно-монашеские ордена и их предприятия.

2

0

2

0

2.9.

Триада «Двор–Цеховые ремесла–Университет». Малые и большие игры обменов.

4

0

2

0

2.10.

Идеальный цех и реальная эволюция ремесел. Идеальный университет и реальная эволюция ученых занятий. Институционализация и деинституционализация. Кризис цеховых ремесел и университетов.

2

0

2

0

 

Итоги блока. Рефлексия блока и темы для самостоятельной работы.

0

4

0

4




лекционных/практических часов

14

4

12

4

блок 3

3

Ранняя инженерия

opt

min







лек.

пр.

лек.

пр.

3.1.

За пределами ремесел — военное, морское и горное дело. Порох и пушки. Фортификация, ирригация, каналы и шлюзы. Рудники и металлургия. Ранние мануфактуры.

2

0

2

0

3.2.

Эпоха великих географических открытий. Предприятия торговых колониальных компаний XVI–XVIII вв. Рождение бирж.

4

0

2

0

3.3.

Механики. Брунулески, Альберти, Чекка, Леонардо, Агрикола. Рисунок и чертеж. Макет и модель. Проект и картина мира. «Театры машин». Perpetuum mobile.

4

0

2

0

3.4.

Натуральная магия Пико дела Мирандола. Астрология и алхимия. Мистическое и рациональное в инженерии.

2

0

2

0

3.5.

Ученые. Бекон, Галилей, Кеплер, Мерсенн, Декарт, Паскаль, Гюйгенс, Бойль. Гук. Натуралисты. Линней. Систематика. Возникновение Академий. Иезуитские коллежи, новые университеты.

4

0

2

0



Врезка. Естественнонаучный эксперимент.

2

2

2

0



Врезка. Навигация и картография. Плавание в незнакомых водах как метафора инженерии и как «инженерная» практика.

2

2

2

0

 

Итоги блока. Рефлексия блока и темы для самостоятельной работы

0

4

0

4




лекционных/практических часов

20

8

14

4

блок 4

4

Классическая инженерия

opt

min







лек.

пр.

лек.

пр.

4.1.

Промышленная революция. Мануфактура и фабрика. «Огораживание». Аграрные, военные и школьные реформы. Работные дома и государственные мануфактуры. Опиумные войны и «черные корабли» коммодора Перри. «Вскрытие» Востока. Борьба за рынки.

4

0

2

0

4.2.

Паровая машина. Уголь. Паровоз. Пароход. Расчеты в строительстве и в машиностроении. Модели и моделирование.

4

0

2

0

4.3.

Эпоха Просвещения. Энциклопедисты. Ламарк и Кондорсе о прогрессе в природе и обществе.

4

0

2

0

4.4.

Военно-инженерные школы. Французская Политехническая школа и Классический немецкий университет. Французский университет. Английский университет. Русская техническая школа. Технические науки.

4

0

2

0

4.5.

Электрофизика и электротехника. Химия и химические технологии. Промышленная селекция и теории естественного отбора. Дарвин. Уоллес.

4

0

2

0



Врезка. Типы знаний и эпистемические «машины» в классической инженерии.

2

2

2

0

 

Итоги блока. Рефлексия блока и темы для самостоятельной работы.

0

4

0

4




лекционных/практических часов

22

6

12

4

блок 5

5

Постклассическая инженерия-1

opt

min







лек.

пр.

лек.

пр.

5.1.

Мировые войны и Всемирные революции. Теория и практика революций и переворотов.

4

0

2

0

5.2.

Науки о природе и науки о культуре. Психология, социология, этнография и др. Бихевиоризм. Психоанализ. Кружок Эранос. Конструктивизм. Структурализм.

2

0

2

0

5.3.

Индустриализация. Тейлор и Форд. Нефть. Организационная наука и научная организация труда. Унификация и стандартизация. Образование научных и проектных институтов. Проектирование

4

0

2

0

5.4.

Большие хозяйственные военные и научно-технические проекты и программы. Создание радара. Манхэттенский проект. Военно-космические программы.

4

0

2

0

5.5.

Социальные технологии, психотехнологии и computer sciences. Грегори Бейтсон. Норберт Винер. Маргарет Мид. Курт Левин. Милтон Эриксон. Психологические войны. Программы модификации поведения. МК-ULTRA и BLUEBIRD. Тевисток и Эсален. Реклама. PR. Маркетинговые войны. Технологии образа жизни. Технологии суррогатов. Эпоха «одноразовых стаканчиков».

4

2

2

2

 

Итоги блока. Рефлексия блока и темы для самостоятельной работы.

0

4

0

4




лекционных/практических часов

18

6

10

6

блок 6 (итоговый)

 

Постклассическая инженерия-2

opt

min







лек.

пр.

лек.

пр.

5.6.

Дизайн. Методы проектирования. Групповые и партисипативные методы. Игровые методы.

2

2

2

2

5.7.

Глобализация и глобальное прогнозирование. Римский клуб. «Фабрики мысли». Тренды, как «самореализующиеся пророчества». Биотехнологии и генная инженерия. Нанотехнологии. Информационные технологии. Системы искусственного интеллекта. Базы знаний и экспертные системы.

2

0

2

0

5.8.

Сетевые инженерные системы. Глобальные сети связи и интернет. Транспортные сети. Исчезновение расстояний и времени. Стратегическое управление большими и глобальными системами.

2

0

2

0



Врезка. Мегамашины. Возникновение. Создание. Проектирование.

2

2

2

2



Врезка. Типы организованностей и специфика обменов в постклассической инженерии.

2

2

2

0

5d

Врезка. СМД методология и практика ОДИ.

2

2

2

2

 

Итоги блока. Итоговая рефлексия курса.

0

4

0

4




лекционных/практических часов

12

12

12

10




всего лекционных/практических часов

100

42

74

34


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница