Боевые танцы античности



Скачать 207,55 Kb.
Дата19.10.2016
Размер207,55 Kb.


Глава 5. Боевые танцы античности


В литературе, когда хотят обратиться к далёкому прошлому, или аргументировано сослаться на опыт истории, то, прежде всего, обращаются к Древней Греции1. Античность ассоциируется с самой далёкой древностью, с зарёй человечества. Несмотря на то, что есть периоды человеческой истории, удалённые от нас на тысячи и даже десятки тысяч лет дальше, с искусством которых мы имели возможность познакомиться выше. Со времён же Гомера прошло около трёх тысяч лет. Это по историческим меркам совсем немного.

Обращение к античности оправдано тем, что там была письменность, осветившая все стороны общественного и частного быта. Образцов античной литературы сохранилось достаточно много, они подробно изучены и постоянно цитируются.
Античная культура – это системное, эстетически целостное явление, охватывающее разнообразные социокультурные феномены и модификации. Именно античная наука и культура заложили рациональное понимание мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие. Стройная научная логика и поиск индивидуального своеобразия при решении практических и теоретических проблем – вот характерные черты мышления «по способу греков». Синкретические мусические искусства, слово, танец и музыка играли главнейшую роль в культурной жизни древнегреческих полисов.

При всем многообразии исследований античности, дансологическая проблематика остается в числе наименее исследованных. Изучение древнегреческих танцев, выявление их истоков и культурологических основ позволяет расширить наши представления об античной культуре в целом и, вместе с тем, – уточнить наше понимание процесса становления современной культуры. Пополнение наших знаний о роли мусических искусств в общественной жизни, их практическом вкладе в процесс эволюции человечества, в систему воспитания, в военное дело позволяет более объективно представить и оценить общие закономерности целостной системы античной культуры. Решение этих задач актуально для понимания процессов современной культуры – ведь многоликая современная европейская культура базируется на эстетических достижениях древнегреческой культуры.

В книге используются свидетельства античных писателей, поэтов, историков, философов о танцевальной культуре античности, как компонент общей культуры. Это труды Гомера, Лукиана. Пифагора, Протагора, Дамона, Сократа, Платона, Аристотеля и других авторов.

Древнегреческая танцевальная культура, особенно воинские танцы не получила достойного фундаментального исследования в современной научной литературе. При декларируемом признании главенства мусических искусств, в древнегреческом искусстве, особенно в период архаики, в трудах культурологов и философов последующих эпох утвердилось обедненное мнение о древнегреческих танцах. Такие исследователи не включают танец в список основных ценностей античной культуры. Часто они бывают убеждены, что основное предназначение танца в древнегреческом обществе – быть украшением пиров. При этом они ссылаются на Гомера. Гомер упоминает в одном ряду пиры, танцы, музыку, одежды, теплую ванну и отдых. Соответственно, задачу поэзии он видел в том, чтобы быть украшением пиров. С другой стороны, когда я знакомлюсь с памятниками архитектуры, живописи, скульптуры, прикладного искусства, читаю труды древнегреческих философов, историков, поэтов, драматургов, то вижу необычайное разнообразие изображаемых и описываемых танцев, завидную техническую оснащённость исполнителей, продуманное многолетнее музыкально-танцевальное образование, включаемое в обязательные школьные программы. Возникает ощущение, будто в Древней Греции искусство составляло главную цель жизни человека, музыка, театр, танцы, спорт, празднества были с ним постоянно. Поэтому согласиться с обеднённой оценкой танцев, да и всего искусства античности я не могу. Танцевали древние греки на отдыхе, на пирах и праздниках. Но невозможно представить без танцев и религиозные праздники, шествия, мистерии. Например – Дионисии (рис. 310). Плясали на многочисленных спортивных соревно­ваниях. В Древней Греции явно знали законы классического танца, даже владели пальцевой техникой. На иллюстрациях можно увидеть несколько примеров (рис. 203, 312). Танец был обязательным предметом в древне­греческой школе и в военных эфебиях.




Роль танца в культуре древних греков нельзя рас­сматривать в отрыве от всей системы образования в античных государствах. Афинское образование в V в. до н. э., как уверяет один из авторитетнейших исследователей античности Поль Гиро, состояло из трех частей: словесности, музыки и гимнастики. Первой обучались у грамматистов, второй - у кифаредов, третьей - у педотрибов. «Весьма вероятно, что ребенок от семи до четырнадцати лет делил свое время между словесными науками и музыкой, но после четырнадцати лет он занимался преимущественно гимнастикой, не отказываясь, однако же, и от умственной жизни» [25, с. 63].

Меня, прежде всего, интересовало танцевальное и музыкальное образо­вание. Оно было очень солидное, если не забывать расширительную античную трактовку гимнастики и борьбы как составной части танцевального искусства. Об этом неоднократно писали Платон, Плутарх, Ксенофонт, Лукиан.



Соседство музыки и гимнастики упоминается постоян­но. В этом свете совершенно иначе можно читать надпись в Теосе, относящуюся к III в. до н. э., которая сообщала о зарплате государственных учителей. «Самую меньшую зарплату получали учителя фехтования, стрельбы из лука и метания дротика. Первый - 300 драхм, а второй - 250. "Два учителя гимнастики получали по 500 драхм. Три учителя литературы назначались ежегодно народным собранием. Они получали 500, 550 и 600 драхм» [25, с. 62]. Самую высокую зарплату платили учителю музыки, который получал 700 драхм.

Учителя танцев здесь не названо. На мой взгляд, специального учителя и не было, именно потому, что танец входил одной из главных составляющих практически во все предметы. Ведь выше я говорил о неразрывности гимнастики и танца и, соответственно – музыки и танца. Учитель музыки получал самую высокую зарплату. Это не могло было быть случайным. Учитель гимнастики получал не самую высокую зарплату, зато этих учителей было двое.

Известный советский балетовед Валерия Уральская считала, что пляске как делу государственному была посвящена специальная наука – оркестика. Ей как части философских наук обучались в гимназии. Уж сегодня никто не причислил бы танец к философии. Но для древних греков танец отождествлялся не только с гимнастикой и борьбой, но и казался частью философских наук! Это интереснейшая тема. К сожалению, я вынужден ее пока отставить, тем более, что философии танца посвящена почти вся первая глава книги. Сейчас же, эта тема может далеко увести от предмета анализа.



5.1. Список античных танцев С.Н. Худекова.

Сергей Николаевич Худеков (1837–1927), русский журналист, критик и историк балета, драматург, беллетрист собрал уникальную коллекцию рисунков, фотографий и документов по русской и западноевропейской хореографии XVII–XIX веков (более 15 тыс. экспонатов). В своей грандиозной энциклопедии «История танцев всех времен и народов» Сергей Николаевич посвятил почти весь первый том танцам Древней Греции. С. Н. Худеков считал, что танцы – первая глава человеческой культуры. Он был убеждён, что речь появилась после танца: «Из мимических движений вообще и из символической мимики в частности родилась членораздельная речь человека» [95, с. 9].

С. Н. Худеков опубликовал список названий и кратких описаний древнегреческих танцев, сохранившихся до его времени – до конца XIX века. Можно предположить, что в этом списке представлена лишь часть многообразия танцевальной культуры античности, существовавшего на два-три тысячелетия ранее составления списка. Количество танцев поражает даже в этом, явно неполном списке.

1. Абратис – танец рабынь.

2. Алетер (Правда) – в Аркадии его называли Кидарис или Диадема, потому что на головах танцоров были надеты короны. Считался домашним.

3. Алопес – танец лисицы.

4. Альфитон-энхузис – танец веселый, с опрокинутой мукой.

5. Анапали – воинственный; по другим источникам, детский.

6. Анасеи – в память Кастора и Поллукса.

7. Андрогинеи – в честь Миноса.

8. Ангрисмэн – танец в честь Афродиты.

9. Анжелика – танец домашний. Танцовщик одевался в костюм вестника (ангела).

10. Акосма – танец цветов, распространенный в Афинах. При его исполнении повторяли странный припев: «где вы розы, где фиалки, где ты, чудная петрушка

11. Апокинос – танец в честь Афродиты, один из самых страстных, чувственных на частных пирах.

12. Апокрилис – танец домашний, спокойный, выражающий расставание.

13. Апосеизис – танец в честь Афродиты. В Итаке исполнялся на пирах. Сладострастный.

14. Апоклезис – танец детский.

15. Апоклезис дейнос – танец с серьезным характером.

16. Апутерии – танец в честь Афины.

17. Асклепсис – танец священный в честь Эскулапа.

18. Асколиазум – танец древний, состоящий в искусстве прыгать на одной ноге по мехам с вином.

19. Асколиасмос – танец сельский, в честь Вакха. Его называли так потому, что танцовщики должны были скакать по винным, надутым воздухом, мехам. Вариант предыдущего танца.

20. Афродитио – танец чувственный в честь Афродиты.

21. Аякс – танец воинственный.

22. Бакике – танец в честь Вакха.

23. Бактриасмос – танец сладострастный для горячих темпераментов.

24. Баларита – танец состоял из непристойных поз женщин. Хотя поэт Гораций не отличался особой строгостью нравов, но, тем не менее, и он признавал этот танец слишком чувственным.

25. Баллисмос – танец шумный, под звуки кимвалов, барабанов и других громких инструментов.

26. Банкисмос – танец очень древний, изобретенный танцовщиком Банкисом.

27. Баримина – танец домашний, по имени изобретателя.

28. Бере кикстаке – танец священный в честь Кибеллы.

29. Бетормос – танец с благородной поступью.

30. Битазис – танец конкурсный для получения приза на школьных экзаменах. Надо было несколько раз прыгнуть, ударяя пятками ниже спины. Под этим названием был и другой общественный танец, не имеющий ничего общего со школьным.

31. Биллике – лакедемонянская пляска.

32. Боцисмус – танец куртизанок.

33. Бриллиха – танец в честь Аполлона и Артемиды.

34. Бриамекта – лакедемонянская пляска.

35. Бридалигмос – танец неприличный, в котором мужчины танцевали в женских масках.

36. Брискисмата – танец домашний во Фригии.

37. Буколические – общее название сельских танцев.

38. Буколон – буколические. Вариант предыдущих.

39. Вакхические – танцы священные в честь Вакха-Диониса. Общее название.

40. Гедион – танец с пением непристойных строф.

41. Гераклеи – танец в память 12 подвигов Геракла.

42. Гераклеи-Меноменос – танец, изображающий гнев Геракла.

43. Гермен – танец в честь Меркурия.

44. Гераспос-журавль – танец, учрежденный, по преданию, Тезеем в память выхода из Лабиринта.

45. Гинграс – танец в честь Адониса, назван по имени резкой флейты Гингры, под которую исполнялся этот танец. Некоторые ошибочно называют Гинграс – похоронные танцы.

46. Гимнопедия – с обнаженными ногами ряд танцев, а также танец в честь победы Спартанцев над Аргийцами.

47. Гинонес – с палками.

48. Гипорисматика – обязательно подчиняться ритму сопровождающих песен.

49. Гораи – танец, символизирующий времена года, назван, вероятно, по имени празднеств, носивших то же название.

50. Гормос, или танец очищения, исполнялся мужчинами и женщинами, которые, однако, танцевали отдельными группами.

51. Дактилой – танец, переделанный из легендарного танца Куретов.

52. Деймаления – свирепый танец Лакедемонян.

53. Диподия – в честь Зевса Лакедемонян. Диподиями назывались и празднества в честь главы Олимпа. Существование этого специального танца Диподия – сомнительно.

54. Дипли – танец вдвоем.

55. Дионисиакос – танец в честь Вакха-Диониса.

56. Диаподисмос – лакедомский танец.

57. Динос – танец медленного темпа.

58. Диа-Мастиголис – танец в честь Артемиды, с бичеванием.

59. Диарикнустан или Риннустаке – танец непристойный, состоящий из движений бедрами.

60. Доктамике – танец под флейту этого названия в честь Артемиды.

61. Зифисмос – танец с обнаженными плечами.

62. Игдисмос – танец неприличный (ступка).

63. Иппогинес – танец женщин на лошадях.

64. Иппогипона – танец, в котором участвовали старики, опирающиеся на палки.

65. Иссорио – танец в честь Артемиды.

66. Ионический – танец священный, жертвенный в честь Артемиды. Его исполняли среди ваз и ковшей.

67. Калабрисмос.

68. Кантерион – танец домашний.

69. Калабис – танец пурпурный, священный в честь Артемиды, его танцевали в пурпурных одеждах.

70. Калаеинос – танец с корзинками, сплетенными из ивовых веток.

71. Калеистес – танец домашний, под звучание одних флейт. По мнению других – танец воинственный, с вазами на головах, доходивший до бешенства.

72. Каллихорея – танец женский с пением, вокруг колодца того же названия.

73. Калликес – танец сладострастный женщин по приглашению в частных домах.

74. Каллимахи – в честь победы Геракла над Цербером.

75. Каприа – танец кабана.

76. Карпеа-Корпийя – танец воинственный.

77. Кариатис – священный танец в честь Дианы, благородного, девственного характера. Его танцевали лакедонские девушки, гордившиеся тем, что танец этот им был показан Поллуксом.

78. Кастопелон – танцевали спартанцы перед вступлением в битву.

79. Кидарис – танец, распространенный в Аркадии, неприличный. Этим же именем назывался и другой, вполне приличный, домашний танец.

80. Кинада – танец театральный, судя по вазовой живописи.

81. Киреон-Апокопс – это был собственно не танец, а ритмические жесты с постукиванием ногой для того, чтобы подаваемое мясо разрубалось слугами в такт.

82. Кернофыерос – свирепый танец с вазами на головах исполнителей.

83. Кибестезис – критский воинственный танец.

84. Киллинокос – в честь Геракла-победителя.

85. Клопея – танец вора; исполнялся на улице с подражанием сельскому празднику.

86. Кнопия – танец о. Крит.

87. Кноссия – юноши и девушки танцевали, держась за руки, извивались в составленной ими цепи, в память победы Тесея в Лабиринте Кносии. Его смешивают с Гермосом.

88. Кола – воинственный танец.

89. Комастике – танец воинственный.

90. Колга – названный так по движениям живота во время скачков.

91. Косметике – танец волос. Женщины танцевали с распущенными волосами. Уличный танец.

92. Комос – танец древний, его называют Трикомос, когда участвуют в нем жители трёх селений, и Тетракома – четырех. Некоторые считают Комос пасторалью. Словом «Комос» обозначались также танцы групп с пением.

93. Конисалос – танец сатирический и вместе с тем непристойный.

94. Кордакисмос – танец непристойный по имени сатира Кордакса. Именем Кордакса называлась целая группа плясок с неприличными движениями, типичного, своеобразного сатирического характера.

95. Контомонобалон – воинственный танец с дротиками.

96. Корибантес – танец Куретов.

97. Космос Экигурозис – танец с фабулой о Фаэтоне.

98. Крингон – хороводный танец.

99. Критике – танец домашний на о. Крит.

100. Кринон – танец хороводный.

101. Крусиферон – танец с пением.

102. Ксефисмос – воинственный танец с обнаженными мечами.

103. Лаконийский – танец изображал прошедшее, настоящее и будущее человека, исполнялся тремя поколениями.

104. Лампротера – танцевался обнаженными исполнителями и под пение самого непристойного содержания.

105. Лапифы – танец пиршественный, изображали лапифов (кентавров), очень трудный для исполнения.

106. Леон – танец льва, очень уважительный.

107. Люгисмос – танец матросский.

108. Магоди – танец чувственный.

109. Мактер – танец непристойный.

110. Македонский – уверяют, что Птолемей и его солдаты убили Александра, брата Филиппа, исполняя этот танец. Не следует, однако, забывать, что всякие военные эволюции греков назывались танцами, поэтому постоянно встречается выражение, что греки шли в бой с неприятелем, танцуя.

111. Мактрисмос – танец сладострастный женский.

112. Мантиниаке – танец домашний по имени города в Аркадии.

113. Мардаде – танец сладострастный.

114. Мамиктерия – танец, посвященный Зевсу, сомнительный.

115. Медиаподисмос – танец священный в честь Зевса.

116. Менее – танец по имени изобретателя.

117. Моггас – свирепо-воинственный танец.

118. Молоссике – танец самый простой домашний, по одним источникам, по другим – воинственный.

119. Морфасмос – общее название танцев, в которых исполнители подражали животным.

120. Мовок – танец исполнялся рабами крайне неприлично.

121. Нибодисмос – танец Фригийский с подражанием прыжкам коз.

122. Нимфея – танец культовый в честь нимф.

123. Нифисмос – танец разновидность Эвмелейи.

124. Окласмос – танец домашний, исполнялся с согнутыми коленями; его смешивают с критским танцем Орситес.

125. Орситес – танец на о. Крит.

126. Оплопайя – воинственный танец с оружием.

127. Орситес-Гласия – танец совы.

128. Падифан – танец куртизанок в масках быка и коровы.

129. Панакидес – танец маленькие столы.

130. Парайниос – танец в Ионии.

131. Парбиной-Гетара – танец четыре угла.

132. Пасифон – танец куртизанок на пирах.

133. Персикон – танец заимствован у персов.

134. Пинакис – танец домашний под звуки флейты.

135. Пифагорике – танец трагический.

136. Пеон – общее название песен с танцами в честь Аполлона.

137. Пефигма – собственно не танец, а ритмический бег.

138. Пирриха – танец.

139. Подисмос – танец. Надо было несколько раз прыгнуть, ударяя пятками ниже спины.

140. Поносхолон – танец домашний.

141. Полемикос – воинственный танец под звуки флейты.

142. Прилида – воинственный танец.

143. Примес – танец, его смешивают с Пиррическим.

144. Риктерион – танец общественный.

145. Рикнустан – танец, построенный на движении бедер. Тот же, что и Диарикнустан.

146. Саллюкис – танец домашний. Другие же заверяют, что этот танец имел резкий характер, перенятый от варваров.

147. Сатерон – танец лаконический, считавшийся одним из труднейших, исполнители надевали козлиные шкуры, а на голову маску из вывороченного наружу меха.

148. Сибаритике – танец должен был изображать изнеженность сибаритов в пьяном состоянии.

149. Скифеям – воинственный танец.

150. Соккинос – общее название танцев с определенным комическим, веселым характером.

151. Сикиннотирбе – танец домашний.

152. Силенои – танец лаконический. Танцовщик изображал Силена.

153. Сихтихарис – танец из Ливии, один из любимых домашних.

154. Скитос-элкеен – танец хороводный, исполнители волочили ноги, почти не отделяя их от земли.

155. Скрпейма – танец ночной, танец коршунов.

156. Скопос – танец с закрытыми глазами, исполнители прикрывали глаза рукой.

157. Сабас – танец гордый.

158. Стойхейа – танец Стихий.

159. Соробилос – танец непристойный.

160. Споронисмос – воинственный танец.

161. Тамласис-Аплесис – танец исполняется под звуки флейт.

162. Телесиас – воинственный танец.

163. Терманстрис – танец резкий, по имени чаши, которую употребляли золотых дел мастера.

164. Тетракомос – танец в честь Гименея. Под тем же именем был и священный танец в честь Геракла.

165. Тирбасия – танец дифирамбический.

166. Трахелесмос – танец с резкими движениями шеи и головы.

167. Тректрос – воинственный танец.

168. Трезенеаке – танец домашний в Трезене.

169. Турбасиа-Катеноплион – в честь Афины-Паллады.

170. Фалликос и Эпифилос – танцы с пением в честь Диониса.

171. Фаллический – танец исполнялся во время оргий в честь Диониса.

172. Фикпостан – танец согбенный.

173. Фортикон – танец тяжелый.

174. Ферманстрис – самый свирепый воинственный танец.

175. Фракиос – воинственный танец.

176. Хирономия – воинственного характера танец, но не пиррический.

177. Хореос – танец с пением.

178. Хитопояс – танец от имени одежды – хитона в честь Артемиды.

179. Хрисотирон – танец золотые ворота.

180. Хронос – суд.

181. Эвмелея – танец религиозный, трагического характера, благородного, возвышенного настроения. Именем «Эвмелея» называется вообще вся группа танцев, сдержанного стиля с плавными, изящными жестами и движениями.

182. Эдион, Эдикмос – танец веселый, неприличный, под пение непристойных песен.

183. Экатерис – танец тот же, что и Катерис. Упражнялись преимущественно одними руками.

184. Эклактисмос – танец женский, во время которого пятки должны были ударять по лопаткам. Очень неизящный танец, скорее гимнастические упражнения.

185. Эпакинисмос – танец, во время исполнения которого танцовщики ударяли себя локтями по ребрам. Отсюда и название танца.

186. Эндимата – танец Аркадийский.

187. Экатерис – танец преимущественно руками.

191. Эномия – пиррический танец.

192. Эноплия – танец один из редких пиррических.

193. Эпибима – танец групп.

194. Эпизефирос – танец Локрийский.

195. Эпиленнос – танец во время сбора винограда. В этом танце прославился искусный его исполнитель.

196. Эпикридиос – воинственный танец критян.

197. Этигепиос – танец виноградарей при съеме винограда.

198. Эфибема – танец хоровой.

199. Ялкаде – танец с чашами лаконийский, детский.

200. Ямбический – танец священный, исполнялся сиракузянами в честь бога Арея.

201. Фирокопикон – танец с пением.

202. Фриниос – заимствованный из Фригии.

203. Фракиос – воинственный, заимствованный из Фракии [95, с. 130–136].
В каталоге С. Н. Худекова есть деление на большие и малые группы, виды. Часто встречается деление по географическому признаку – лакедемонский, аркадийский, критский, сиракузский. Танцы различаются по государственному и территориальному признаку. Бриамекта – лакедемонянская пляска, Диаподисмос – лакедемонский танец, Кидарис – танец, распространенный в Аркадии, Кибестезис – критский воинственный танец, Кнопия – танец о. Крит, Нибодисмос – танец Фригийский, Орситес – танец на о. Крит, Парайниос – танец в Ионии. Персикон – танец заимствован у персов. Силенои – танец лаконический. Сихтихарис – танец из Ливии. Худеков завершает свой список напоминанием: «Известны Аркадийские, Критские, персидские, Низийские, Фракийские, Фригийские и другие танцы» [95, с. 136].

Характеристика первого танца списка говорит о делении по социальной принадлежности исполнителей. Абратис – танец рабынь. Под номером 120 еще один танец рабов – Мовок.

Интересна группа домашних танцев. Например, второй в списке Алетер. Его название переводится – Правда. Интересно было бы узнать подробнее содержание и лексику этого танца. Всего домашних танцев С. Худеков называет 18 (№ 2, 9, 12, 27, 36, 68, 71, 79, 99, 112, 118, 124, 134, 140, 146, 151, 153, 168).

Подражательные танцы делились на подражательные тем или иным животным или растениями, они даже имели общее название Морфасмос (119). Алопес – танец лисицы (3), Каприа – танец кабана (75), Лапифы (105) – изображали лапифов (кентавров), Леон – танец льва (106), Нибодисмос – танец с подражанием прыжкам коз (121), Орситес-Гласия – танец совы (127), Падифан – в масках быка и коровы (128), Сатерон – надевали козлиные шкуры, а на голову маску из вывороченного наружу меха (147), Скрпейма – танец коршунов (155), Акосма – танец цветов (10).

Несмотря на прошедшие тысячи лет, сохранились не только некоторые названия, но и краткие характеристики, которые дают представление о том или ином танце.

Огромное количество танцев может быть отнесено к виду военных, воинственных, боевых. Таких танцев в списке более 70.

В названиях и описаниях есть сведения для классификаций. Есть танцы, посвященные тому или иному герою, божеству, танцы мужские и женские, с оружием и без оружия. Интересно деление на общественные и воинственные танцы. Последние, очевидно, ассоциировались у греков с пиррическими. Иначе, зачем было подчеркивать – воинственный, но не пиррический. Были также воинственные свирепые, самые свирепые и не свирепые. Из характеристик можно почерпнуть ёмкие и точные сведения о движениях: «пятки должны ударять по лопаткам», «локти ударяют о ребра», «собственно не танец, а ритмический бег», «совершаются движения живота во время скачков», «танцуется преимущественно руками» и т. д.,

Отмечены в каталоге С. Худекова обрядовые, религиозные, магические танцы. Здесь много танцев в честь нимф, божеств – Афродиты, Артемиды, Афины, Геры, Зевса, Аполлона, Гермеса, Вакха-Диониса и многих других.

Роль лечебных танцев в Древней Греции – тема, еще не нашедшая своего исследователя. Существовал даже танец Асклепсис – танец священный в честь Эскулапа. Боевые военные Пеаны – самые распространенные и часто исполняемые песенно-танцевальные произведения Древней Греции первоначально также являлись магическими врачующими танцами.


Есть группа дифирамбических танцев, посвященных тем или иным легендарным героям: Поллуксу, Курбетам, Гераклу и т. д.

Есть в списке С. Худекова много детских и взрослых, женских и мужских, хоровых, пиршественных танцев на частных и официальных пирах. Очень популярны были, судя по каталогу С. Худекова, неприличные танцы.

Сегодня неприличные танцы делили бы на эротические и порнографические, на стриптизные танцы. Последние, в Древней Греции не считались неприличными, так как обнажённость была обычным явлением на большинстве игр и соревнований.

Например, дорийцы, завоевавшие в XI в. до н.э. весь Пелопоннес и основавшие город-государство Спарта, больше думали не о том, какой одеждой прикрыть свое тело, а о том, как укрепить и развить его. Они систематически занимались гимнастикой, заботились о телесной красоте и гармонии движений, это доставляло им эстетическое наслаждение. Забота о своем теле поддерживала в них привычку ходить нагими. Ионийцы тоже занимались гимнастическими упражнениями, но эти занятия никогда не приобретали у них такого национально-политического значения, как у спартанцев. У ионийцев, как и у дорийцев, не считалось зазорным показаться нагишом, однако их понятия о нравственности несколько отличались. Тогда как в Афинах даже в искусстве долго оставалось не принятым изображать развитое женское тело без одежды, а гимнастике в общественных гимназиях обучали только мужчин. В Спарте вся молодежь без различия пола собиралась вместе для гимнастических упражнений.

Г.Вейс писал: «Сообразно с эстетическими взглядами дорийцев на красивое человеческое тело как на предмет, прекрасный сам по себе и потому не нуждающийся в искусственном украшении, а также из-за обычая закаляться с детства дорийская одежда обоих полов была крайне проста и служила для необходимого прикрытия тела, а не для украшения» [19, с. 259].

Меня могут упрекнуть, что я не рассматриваю театральные танцы, или недостаточно внимателен к ним. Специально театральные танцы в списке С. Худекова не выделены, но там есть трагические и комические танцы.

Напомню некоторые из них.

Пифагорике – танец трагический.

Эвмелея – танец религиозный, трагического характера.

Конисалос – танец сатирический и вместе с тем непристойный.

Кордакисмос – танец непристойный по имени сатира Кордакса.

Соккинос – общее название танцев с определенным комическим, веселым характером.

Все эти танцы имеют некое отношение к театру.

В Древней Греции театр был одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя тем самым разнообразные слои населения городов и деревень. Первоначально театр служил наиболее торжественным видом чествования божества Вакха, или Диониса. Сценические игры, составлявшие часть Дионисовых празднеств, были предметом забот государственных властей. Самый большой театр в Афинах назывался Дионисовским и был сооружен на юго-восточном склоне Акрополя, на том участке земли, где находились два храма Диониса Освободителя. Актёры в Афинах и других местах составляли в более позднее время общества под названием «дионисовских мастеров».

Собственно Театр (греч. θέατρον) – как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство только в классический период античности. Первые театры состояли из одной переносной сцены, которую перевозили на телеге с места на место. Затем уже в классический период стали строить постоянные дощатые сцены довольно большого размера (таким был первый театр в Афинах). Наибольшее развитие театральные представления получили в Афинах со времени прочного установления демократии, то есть с начала V в. до н. э. Первый каменный театр был заложен при Перикле в Афинах; по его образцу стали устраивать театры и в других городах.

Драматические пьесы – трагедии и комедии – исполнялись актёрами и хором. Число актёров не превышало трёх, так что одному и тому же актёру приходилось играть иногда несколько ролей. Женские роли исполнялись мужчинами. Драматические представления были состязаниями, составлявшими обычную принадлежность греческих празднеств. Наблюдение за представлениями лежало в Афинах на высших должностных лицах – архонтах. Распределение актёров между авторами производилось архонтом с помощью жребия. Архонт выбирал поэтов для состязания, одобрял или не одобрял пьесы. Из государственной казны шло вознаграждение актёров; выбор судей по жребию был также под наблюдением архонта; доставление и содержание хоров составляло государственную повинность (хорегия); записи о составе драматических состязаний и о победителях (дидаскалии) имели официальный характер; на счет государства чествовались победители. Представления давались под открытым небом, при дневном свете, в течение 3 или 4 дней.

Театральные представления были доступны и часто даже обязательны к посещению для всех граждан государства. Первоначально они были открыты для всякого желающего бесплатно; впоследствии, неизвестно когда, установлена была входная плата за место в театр. Со времени Перикла народу из государственной казны выдавались деньги на посещение театра, а в IV в. была образована по предложению Евбула особая зрелищная касса, пополнявшаяся из остатков от расходов на государственные нужды: неприкосновенность этой кассы для других целей была установлена законом, сохранявшим свою силу до 339 г. до н. э.


Актёры при исполнении трагических ролей использовали котурны – обувь на толстой подошве. Они увеличивали рост актёра, придавали величественность его фигуре. С эллинистического времени высота подошвы постоянно увеличивается. В императорскую эпоху Рима подошва котурна в некоторых случаях была высотой в локоть, так что котурны стали напоминать ходули.

Поэтому всерьёз говорить о трагических танцах нельзя. Актёры в такой обуви не могли и помыслить о танце. Правда, в драматических представлениях был ещё хор. И есть свидетельства, что хор достаточно много двигался.

Можно говорить о танцах в комедиях. Актёры комедии выступали без котурн и много танцевали, тот же кордак (или кордакс). Его непристойный характер подчеркива­лся всеми писателями античности. Кордак исполнялся исключи­тельно на сцене, если только не совершенно пьяным и поте­рявшим к себе уважение человеком.

Коль мы уже начали говорить об акробатических танцах, то следует отметить, что таковыми были не только неприличные танцы. Акробатические танцы – это огромный самостоятельный отряд танцев, которые имеют огромную историю и существовали задолго до античности. Я постоянно занимаюсь палеохореографическими исследованиями. Для меня большой неожиданностью была встреча с палеолитической статуэткой, которая, казалось бы, является неоспоримой иллюстрацией кордака (рис. 295 – 305). Возраст этой статуэтки был не три тысячи лет, а намного больше – двадцать четыре тысячи пятьсот лет. Впрочем, об этом писалось в предыдущей главе.

Сведения о древнегреческих танцах, есть не только в списке С. Н. Худекова.

Античность оставила множество иконографических свидетельств о танцах того времени. И в исследовании этого богатейшего материала нельзя не отметить заслуг М. Эммануэля. Французский композитор и музыковед М. Эммануэль в конце XIX сто­летия решил сложнейшую задачу, нашел способ доступного представления техники ряда движений античного танца [104]. Судя по многочисленным упоминаниям, М. Эммануэль, в отличие от прочих, писавших о танце и полагавших основой исторических изысканий материал словесный, построил свое исследование на изучении памятников изобразительных – скульптуры и особенно – вазовой живописи. Основным и очень убедительным способом исследования стало сравнение. Рядом с античными изображениями М. Эммануэль помещал рисунки подобных движений из арсенала классического танца. Этот прием оказался очень эффективным.

Я достаточно часто обращаюсь к методу, который разработал Эммануэль. Сколько бы мы не писали о танце, этого будет недостаточно. Здесь верна половица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!» Большую возможность подстегнуть воображение дают рисунки и схемы, этим я стараюсь пользоваться, как только есть возможность.

В античной културе уникальную возможность понять, проверить образность, знаковость, модельность или символичность того или иного примера иконографии дают многочисленные письменные свидетельства того времени.






1 Гре́ция (Эллада) – государство на юге Европы, на Балканском полуострове.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница