Боевой путь 6 одбп (6-й отдельный дивизион бронепоездов) с 22. 06. 41 г. 6 отдельный дивизион бронепоездов



Скачать 133,01 Kb.
Дата22.10.2016
Размер133,01 Kb.
Боевой путь 6 ОДБП
(6-й отдельный дивизион бронепоездов)

с 22.06.41 г. - 6 отдельный дивизион бронепоездов
с 28.11.41 г. - 55 отдельный дивизион бронепоездов
с 31.12.41 г. - 6 отдельный дивизион бронепоездов (2-ого формирования)
Командир - капитан Ф. И. Лобынцев (в 1941-43гг.), майор П. М. Бойко (???), С. К.Ананьев (в 1943-46г.г.)
Замполит, военком - политрук А. Е. Локшин (на 1941 г.).

Состав:

    • Тяжелый БЕПО № 46 - с 08.41 г.

Командир - капитан В. К. Немазанников.

    • Легкий БЕПО № 50

Командир - лейтенант Заболоцкий.

    • Легкий БЕПО № 51

Командир - старший лейтенант Ананьев.

    • Тяжелый БЕПО № 52

Командир - лейтенант Колокольцев.

Кадр дивизиона сформирован в 1939 г. при расформировании 2-го полка в Брянске. Содержался при 4-м дивизионе БЕПО. Развернут как дивизион «скрытого» развертывания с 22 по 27 июня 1941 г. в Брянске. 27 июня дивизион убыл в Гомель.



01 - Тяжелый БЕПО № 52 6-го ОДБП с бронеплощадками типа военскада № 60 выпуска 1931-1932 гг., разбитый в бою с немецкими войсками. Июль 1941 г. Слева от орудия видна шаровая пулеметная установка, на борту передней бронеплощадки различим камуфляж в виде пятен неправильной формы.

С 29 июня по 7 июля дивизион действовал на участках Гомель—Калиниковичи-Старушки и Рабкор-Бобруйск. БЕПО № 50 поддерживал наступление, а затем и отход 63-го стрелкового корпуса комкора Петровского. 4 июля попал под сильный артобстрел и подвергся атаке танков. Ответным огнем БЕПО № 50 заставил замолчать немецкую артиллерию и подбил 18 танков.
6 июля, прикрывая отход 117-й стрелковой дивизии от Бобруйска, БЕПО № 50 уничтожил и рассеял несколько десятков пехотинцев. За мостом через Днепр железнодорожный путь оказался взорван. Пользуясь этим, немцы стали расстреливать его из орудий, повредив паровоз и одну бронеплощадку. Огнем второй было уничтожено 2 орудия и повреждено 3 танка. Экипаж вел огонь до тех пор, пока не стали рваться снаряды на второй горящей площадке. Остатки команды отошли вместе с частями 117-й стрелковой дивизии, командир которой объявил экипажу БЕПО № 50 благодарность за помощь в боях.



02-03-04 - Легкий БЕПО № 50 (2-ого формирования) 6-го ОДБП (с бронеплощадкой ПЛ-35 и паровозом ПР-35), уничтоженный в бою с немецкими танками. Август 1941 г.

БЕПО № 51 и БЕПО № 52 в июле вели бои, взаимодействуя с отрядом полковника Курмашева, в районе ст. Старушки, ст. Рабкор, Ратмировичи. В период с 29 июня по 17 июля они, по неполным данным, уничтожили и подбили 10 танков, 9 танкеток, 2 бронемашины, 72 мотоцикла и 50 автомобилей, а зенитный расчет Климова и Михалевского сбил два самолета. Отряд Курмашева к исходу 22.07 вел бой в окружении в районе ст. Рабкор, так что дивизион сдерживал противника практически без пехотной поддержки.

21 июля дивизион был передан в состав 3-й армии, а БЕПО № 50 получил новую матчать. Здесь бронепоезда действовали совместно с 75-й стрелковой дивизии и 18-м погранотрядом.

В ходе последующих боев БЕПО № 52 был отрезан противником со стороны Бобруйска. Несмотря на это, он до 30 июля действовал на линии Рабкор - Заполье, после чего был разбит немецкой авиацией. Но через некоторое время команда при помощи железнодорожников Гомеля построила блиндированный поезд, который вошел в состав дивизиона под тем же № 52.

В это время БЕПО № 50 и БЕПО № 51 поддерживали наши части в районе Коржевка-Концевичи, до 6 августа уничтожив до 13 орудий, 3 танкетки и штаб пехотного полка, где были захвачены документы и знамя.

Вплоть до конца августа дивизион активными действиями оказывал большую помощь частям 45-й и 47-й кавалерийских дивизий и 66 ск на участках Птичь-Коржевка, Холодники-Остаповичи, Холодники - Горочицы.

18 августа 1941 г. авиация противника вывела из строя БЕПО № 50, команде удалось вывести из боя только одну бронеплощадку. 21 августа ее с командой бронепоезда отправили в Конотоп для изготовления недастоющей матчасти.

В последних числах августа в ходе боев на Черниговщине в районе ст.Щорс в состав дивизиона был включен БЕПО № 46 (бывший тяжелый бронепоезд 4-го дивизиона, разбитый в бою 17 августа у станции Журбин и восстановленный в Брянске). 

3-5 сентября БЕПО № 51 и БЕПО № 52 поддерживали части 217-й стрелковой дивизии в районе Низовка-Мена. На следующий день, 6 сентября, в 15.00 в результате в результате авианалета противника путь впереди и сзади бронепоездов был разбит. Командир дивизиона пытался отремонтировать путь и оттянуть бронепоезда назад, но командир 217-й стрелковой дивизии этого не разрешил и приказал продолжать вести огонь. В 19.00 авиация вновь совершила налет на бронепоезда, одновременно по обеим сторонам железной дороги появилось до 20 немецких танки. Пытаясь прорваться к своим, паровоз, бронеплощадка и контрольные платформы БЕПО № 51 сошли с рельс и наклонились. БЕПО № 52 в это время вел бой, маневрируя на участке в 600-700м. Попытка связаться с 217-й стрелковой дивизией не увенчалась успехом. В результате огнем танков обе бронеплощадки и паровоз БЕПО № 51 были разбиты, БЕПО № 52 также получил несколько прямых попаданий. В 21.00 команды бронепоездов отдельными группами стали отходить на станцию Дочь.

БЕПО № 46 так же был разбит (предположительно, в районе ст.Макошино).

Оставшийся личный состав 6-го ОДБП вывели на доукомплектование в Москву.

В первые месяцы войны о действиях 6-го дивизиона бронепоездов писали "Правда", "Красная Звезда", а так же газеты Западного фронта, 21-й и 3-й армий. Военный совет 3-й армии представил дивизион к ордену Боевого Красного Знамени, но награждение не было утверждено.


    • БЕПО № 1 "Истребитель фашизма", с 26.12.42 г. - БЕПО № 646

Командир – капитан С. К. Ананьев


    • БЕПО № 2 "Уничтожим врага", с 26.12.42 г. - БЕПО № 662

В конце ноября 1941 года в Москве 6-й ОДБП получил новую матчасть – БЕПО № 1 "Истребитель фашизма" и БЕПО № 2 "Уничтожим врага". В дальнейшем дивизион предполагалось переформировать - он стал именоваться 55-м дивизионом бронепоездов.

БЕПО № 1 "Истребитель фашизма" строился в Сталинских мастерских локомотивного депо станции «Москва-Пассажирская» (Ленинградский вокзал) Октябрьской жд (бронепаровоз) и в депо «Москва» Казанской жд (две бронеплощадки); паровозная бригада во главе со старшим машинистом В. И. Виноградовым (впоследствии - Герой Социалистического Труда), сформирована в депо станции «Москва-Пассажирская» Октябрьской жд. БЕПО состоял из бронепаровоза Ов № 4748 с башней ПВО (толщина некаленой брони 12—15 мм) и двух бронеплощадок – двухосной с двумя 45-мм пушками в башнях танков Т-26 (толщина бортов 45 мм) и двухосной с башнями от танка Т-28 (пулеметные и орудийная; толщина бортов 17 мм).

БЕПО № 2 "Уничтожим врага" строился в депо Люблино (Курское направление) и депо им.Ильича (Белорусский вокзал) Западной жд. [так же есть данные, что БЕПО № 2 "Уничтожим врага" построен на Коломенском паровозостроительном заводе] БЕПО состоял из бронепаровоза Ов с башней ПВО (толщина некаленой брони 30-40 мм), четырехоснуой бронеплощадки (толщина брони 30 мм) с башнями от танка Т-28 и двухосной бронеплощадки (броня 30 мм) с двумя 45-мм пушками в танковых башнях.



05 - БЕПО № 1 "Истребитель фашизма" 6-го ОДБП, построенный в ноябре 1941 года. На переднем плане бронеплощадка с зенитными орудиями 76- и 45-мм, за ней бронеплощадка с корпусом и башнями танка Т-28.





07 - БЕПО № 1 "Истребитель фашизма" 6-го ОДБП на огневой позиции. Декабрь 1941 года. На переднем плане бронеплощадка с 76-мм зенитным орудием 3-К, за ней - площадка с корпусом и башнями танка Т-28.

08 - БЕПО № 1 "Истребитель фашизма" 6-го ОДБП. Декабрь 1941 года. На переднем плане бронепаровоз, за ним бронеплощадка с двумя башнями от танков Т-26 и платформа ПВО.

БЕПО № 2 "Уничтожим врага" строился в депо Люблино (Курское направление) и депо им.Ильича (Белорусский вокзал) Западной жд. [так же есть данные, что БЕПО № 2 "Уничтожим врага" построен на Коломенском паровозостроительном заводе] БЕПО состоял из бронепаровоза Ов с башней ПВО (толщина некаленой брони 30-40 мм), четырехоснуой бронеплощадки (толщина брони 30 мм) с башнями от танка Т-28 и двухосной бронеплощадки (броня 30 мм) с двумя 45-мм пушками в танковых башнях.

При строительстве бронеплощадок на них устанавливали корпуса танков, которые затем обваривались бронелистами. Такая конструкция создавала неудобство для орудийных и пулеметных расчетов. 45-мм и 76-мм орудия были сильно изношены, что потребовало их замены (в декабре 1941 года - 45-мм, и в июне 1942 года - 76-мм).

Для усиления вооружения бронепоездов силами личного состава дивизиона в октябре-ноябре 1941 года было изготовлено еще четыре бронеплощадки (по две на каждый БЕПО). Две из них были двухосными открытыми с бортами из 24 мм брони, на которых стояло по одной 37-мм зенитной пушке. Две другие строились на базе четырехосных платформ и были также открытыми (только в центре крытый каземат) с бортами из 18-30 мм брони. Их основное вооружение состояло из 76-мм зенитных пушек 3К обр. 1931 года (по одной на площадку), а также бортовых пулеметов Максима. На бронеплощадке, включенной в состав БЕПО № 1 "Истребитель фашизма", кроме 76-мм, стояла еще и 45-мм зенитка.

Дивизион входил в состав МВО (на 1.12.41), Западного фронта (на 1.01.42), 20-й армии ЗапФ (на 1.02.42), 33-й армии ЗапФ.

26 ноября 1941 дивизион прибыл на ст. Лобня Савеловской жд с задачей поддерживать огнем действия 331-й сд 20-й армии Западного фронта в районе Хлебниково-Лобня-Красная Поляна и прикрывать переезд на Рогачевском шоссе от возможного танкового прорыва, а так же защищать жд станцию от налетов авиации противника.

В ночь на 27 ноября дивизион вывел эшелон с оборудованием местной фабрики, предназначенный к эвакуации. Противник открыл минометный огонь, но было уже поздно - эшелон вышел из полосы обстрела.

Утром 27 декабря дивизион атаковала группа бомбардировщиков. Самолеты сделали десять заходов, но плотный огонь бронепоездных зениток и умелое маневрирование помогли бронепоездам выйти из этой схватки неповрежденными.

Воспоминания комиссара 6-ого ОДБП майор в отставке А. Е. Локшина: "Каждый боевой день по напряженности и тяжести походил на предыдущий. Отражали налеты вражеской авиации, в радиорубке то и дело раздавались просьбы пехотных командиров: «Борис Петрович, помоги - дай фашистам прикурить!» И тогда один из бронепоездов спешил на помощь пехоте. Другой же постоянно дежурил у транспортного переезда на станции Лобня. В этом месте фашисты неоднократно стремились прорвать нашу оборону.



2 декабря у переезда нес свою нелегкую вахту бронепоезд «Уничтожим врага!». Вдруг по нему открыла огонь вражеская артиллерия. Крепость на колесах ответила. Завязалась дуэль. Мы поняли, что надо ждать атаки. И действительно, через пять минут появились немецкие танки. Бронепоезд стал бить прямой наводкой. Три танка запылали, остальные отступили. В том, что на участке Красная Поляна — Лобня гитлеровцам не удалось продвинуться ни на шаг, есть заслуга и 6-го ОДБП."

Воспоминания старшего машиниста БЕПО № 1 «Истребитель фашизма» В. И. Виноградова: «Выехали из депо «Москва» Казанской железной дороги. Двигались ночью. На коротких стоянках не было даже возможности определить, какие это станции, — все было затемнено. Наконец, на станции Бескудниково Савеловской железной дороги остановились. Сюда же прибыл еще один бронепоезд.



К паровозу подошли военные. Один из них протянул мне руку и сказал:

— Будем знакомы, капитан Ананьев — командир вашего бронепоезда № 2. — И тут же добавил: — Держим путь на Дмитров, товарищ сержант.



Затем Ананьев сказал, что нам, добровольцам, присвоили воинские звания, поставили нас на военное довольствие, выдадут военную форму.

Время двигалось к утру. Около станции Яхрома мы увидели большое зарево. Остановились. Капитан Ананьев сообщил, что мост через канал Москва — Волга взорван, на Дмитров не проедем. Стало рассветать. И тут налетели фашистские самолеты. Мы получили распоряжение: поездам отправиться к лесу и укрыться от вражеских самолетов. Для лучшего маневрирования при налетах расстояние между поездами держать один километр. Я ответил, что нам это знакомо еще по «гражданке» — все будет в порядке, не подведем.

Первым двинулся бронепоезд № 1, за ним — наш. Отъехали немного от станции Яхрома, выбрали хорошее место. С двух сторон полотна железной дороги стоял высокий лес. Но фашистские стервятники продолжали охотиться за нами и снова пытались бомбить.

Командир нашего бронепоезда капитан Ананьев расположился в будке, возвышавшейся над тендером паровоза. Высота будки — полтора метра. Сварена она была гранями, и в каждой грани — щель для наблюдения. Отсюда командир бронепоезда вел наблюдение и отдавал распоряжение командирам бронеплощадок и нам, машинистам.

Около десяти заходов на бронепоезда сделали вражеские самолеты, но наша броня оказалась неуязвимой. Поезда не получили повреждений. Людских потерь также не было. Все это происходило в конце ноября 1941 года, в период ожесточенных боев под Яхромой и Лобней.

Вскоре раздался первый залп орудий нашего бронепоезда по вражеским танкам в районе станции Лобня. Вот как это было.

В 14 часов, получив команду к выступлению, мы двинули свои поезда на Лобню. Здесь у транспортного переезда, соединяющего Рогачевское шоссе с Дмитровским, остановились.

Бронепоезда было приказано поставить так, чтобы держать под прицелом переезд. При появлении на переезде вражеских танков стрелять по ним и не пропускать на Дмитровское шоссе. Бронепоезд № 1 должен был закрыть собой выходные стрелки и держать под огнем Рогачевское шоссе. Расстояние между поездами — 150 метров.

Только мы заняли свои позиции, вдруг с левой стороны, от станции, где из леса выходило Рогачевское шоссе, послышались автоматные очереди. Спустя несколько минут по первому бронепоезду, стоявшему на выходных стрелках, грянул залп из пушек. Бронепоезд ответил. Начался огневой бой. Не прошло и пяти минут, как на переезде появились вражеские танки. Завязался бой.

С нашей бронеплощадки из первой башни прямым попаданием был подбит первый танк врага. Тут же последовал меткий выстрел второй башни. Был подбит и второй танк. Затем наши артиллеристы дали еще несколько выстрелов по этим подбитым танкам. Еще более интенсивный огонь вел бронепоезд № 1, простреливая Рогачевское шоссе. К 18 часам бой прекратился. Враг был задержан. Мы получили приказ отступить,

Наш бронепоезд отошел к платформе Шереметьево, где он должен был охранять Дмитровское шоссе. А бронепоезд № 1 отправился в сторону Бескудникова — охранять железнодорожный мост. Не успели мы укрыть свой бронепоезд, как налетели фашистские самолеты. Но бронепоезд открыл такой огонь из пушек, что гитлеровцы быстро повернули обратно.

Воспользовавшись недолгим затишьем, капитан Ананьев вызвал к себе всех командиров и меня и сообщил, что мы должны готовиться к наступательным операциям.

Готовился наш бронепоезд усиленно. Подвозили снаряды, патроны, дорожные мастера осмотрели путь и мостик, идущие к станции Лобня. Мне и Умникову в это время был дан отдых. Отдыхали мы в теплушке, не раздеваясь, по-солдатски. Но поспать как следует не пришлось. Летали вражеские самолеты, бомбили передовые линии.

Приближалось время наступления — 15 часов. Мы подъехали к выходным стрелкам станции Лобня и заняли позицию, указанную командиром бронепоезда.

Ровно в 15 часов капитан Ананьев скомандовал:

— По заданной цели — огонь!



Открыли огонь и артиллеристы передовой линии обороны. Словно ураган пронесся над лесом. Потом в бой вступила пехота. Застрочили пулеметы, автоматы. Могучее «ур-а-а!» прокатилось по полю боя. Бой длился три часа. К 18 часам стрельба утихла. Попытка врага прорваться к Москве между Красной Поляной и Лобней провалилась. Доблестные войска Западного фронта нанесли здесь серьезный удар немецко-фашистским захватчикам.

После боев у станции Лобня мы получили приказ: оба поезда поставить на станции Долгопрудная Савеловской железной дороги и охранять мост через канал Москва — Волга. Как дозорный, стоял здесь наш бронепоезд «Истребитель фашизма». Зенитчики отгоняли вражеские самолеты, укрывая мост от бомбежек."

31 декабря 1941 года командир 55-го ОДБП получил приказ генерал-лейтенанта Я. Федоренко, в котором говорилось, что "для сохранения боевых традиций оставить за вверенным Вам дивизионом прежнее наименование - 6-й отдельный дивизион бронепоездов".

С 21 января по 23 февраля 1942 года дивизион находился в резерве.

Весной 1942 года в состав обоих БЕПО дивизиона дополнительно включили по одной двухосной площадке ПВО, также сооруженных силами дивизиона. Их вооружение состояло из счетверенной установки Максимов и 37-мм пушки (БЕПО № 1 "Истребитель фашизма") и двух пулеметов ДШК (БЕПО № 2 "Уничтожим врага").

В марте 1942 г. дивизион вошел в состав 3-й армии Брянского фронта.

09 - БЕПО № 1 "Истребитель фашизма" 6-го ОДБП, Лето 1942 года.



10 - Бронеплощадка БЕПО № 1 "Истребитель фашизма" 6-го ОДБП, лето 1942 года.

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 5 декабря 1942 года бронепоезда дивизиона получили новые номера: БЕПО № 1 стал БЕПО № 646, а БЕПО № 2 стал БЕПО № 662.

До начала 1943 года дивизион действовал в составе 33-й армии, поддерживая действия 53-й, 160-й и 222-й сд в районе разъезда Угрюмово.

С 1 января по 1 марта 1943 года дивизион поддерживал части 33-й армии, наступавшие в направлении Вязьмы, уничтожив за этот период два дома с немецкими солдатами, два блиндажа, три ДЗОТа, подавил огонь трех артиллерийских и минометной батарей, рассеял до роты пехоты.

Весной 1943 года БЕПО № 646 получил новую матчасть типа БП-43 (бронепаровоз Оп № 485, артиллерийские бронеплощадки № 42-629, 42-630, 42-631 и 42-632 и площадку ПВО-4), а с 1 марта дивизион поступил в распоряжение 50-й армии.

31 марта 1943 года, поддерживая части 277-й сд, БЕПО № 646 из-за разбитого немецкой артиллерией железнодорожного полотна лишился маневра. В результате получил повреждения бронепаровоз ОВ № 485 и четыре артиллерийских бронеплощадки. После эвакуации состав направили на ремонт в Калугу.

06 - Расчет зенитной бронеплощадки БЕПО № 646 6-го ОДБП. Лето 1943 года. На заднем плане видна база дивизиона - платформа с бронемашиной БА-20жд, 4-осные крытые вагоны и вагон-мастерская ДМ.

В декабре 1943 года дивизион, входивший в состав 49-й армии, сосредоточился на станции Рославль. Здесь он находился до 25 мая 1944 года, после чего вошла в состав 33-й армии 2-го Белорусского фронта. К этому времени БЕПО № 662 также получил новую матчасть типа БП-43.

8-24 июня 1944 года дивизион действовал в районе Чаусы-Веремеки с частями 154-го укрепрайона (в этих боях было израсходовано 1305 снарядов), а 25 июня 1944 года сосредоточился на станции Кричев с задачей ее прикрытия от атак с воздуха.


В сентябре 1944 года бронепоезда дивизиона взаимодействовали с 8-м гвардейским стрелковым корпусом, а с 10 октября по 20 ноября поддерживали части 65-го стрелкового корпуса в районе Ванино-Эйдкунен. С 20 ноября 1944 года по 9 мая 1945 года дивизион в составе 5-й армии действовал в районе Шталлупенен-Инстребург, обеспечивая охрану этого участка, а также участка Велау-Кенигсберг. 28 сентября 1945 года дивизион убыл в Москву, а затем в состав Барановичского военного округа.

6 ОДБП был расформирован не ранее 1946 года.

Всего за годы войны, по данным штаба 6 ОДБП, его бронепоезда уничтожили 41 танк, 16 бронемашин и бронетранспортеров, 31 орудие, 25 минометов, 38 пулеметов, 3 реактивных миномета, 134 автомашины, сбили 6 самолетов. За этот же период было награждено орденами и медалями 192 человека из личного состава дивизиона, из них: орденом Боевого Красного Знамени - 6 человек, орденом Александра Невского – 1 человек, орденом Отечественной войны — 10 человек, орденом Красной Звезды — 30 человек, медалью "За отвагу" – 63 человека.


Использованные материалы

«6-й отдельный дивизион бронепоездов» (http://mechcorps.rkka.ru)

«6-й отдельный дивизион бронепоездов» (http://www.kray32.ru/stat20_02_03.html)

«Битва за Москву. Воспоминания и мемуары» (Москва, Московский рабочий, 1966)

«Бронепоезда Великой Отечественной» Коломиец М. (Москва, ЭКСМО, 2010)

«Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941-1945» Ефимьев А.В., Манжосов А.Н., Сидоров П.Ф. (Москва, Транспорт, 1992)

«Бронепоезда Красной Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 1» Коломиец М. (Фронтовая иллюстрация, №7, 2007)

«Бронепоезда Красной Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 2» Коломиец М. (Фронтовая иллюстрация, №8, 2007)

«Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941-45гг.» п/р Конарева Н.С. (Москва, Транспорт, 1987)

«Крепость на колесах» Лаборенко А.Б. (http://kostyukovichi.ru)

«Крепости на колесах: История бронепоездов» Дроговоз И.Г. (Минск: Харвест, 2002)

Фотографии 01-04 - из книги Коломиец М. «Бронепоезда Красной Армии 1930-1941 гг.» (Фронтовая иллюстрация, №3, 2004).


Фотография 05 - из книги Коломиец М. «Бронепоезда Красной Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 1» (Фронтовая иллюстрация, №7, 2007).
Фотографии 06-08 - из книги Коломиец М. «Бронепоезда Красной Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 2» (Фронтовая иллюстрация, №8, 2007).
Фотографии 09-10 — интернет.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница