Богословская комиссия при Священном Синоде Русской Православной Церкви



Скачать 112,77 Kb.
Дата16.07.2017
Размер112,77 Kb.

Богословская комиссия при Священном Синоде

Русской Православной Церкви

Российская академия образования

Московская духовная академия

Православный Свято-Тихоновский государственный университет

Центр педагогических исследований «Покров»

Московский государственный открытый педагогический

университет им. М.А. Шолохова

Институт экспертизы образовательных программ

и государственно-конфессиональных отношений

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА



Концепция государственной программы, примерное содержание образования, учебные программы, библиография, конкурс



Богословская комиссия при Священном Синоде

Русской Православной Церкви

Российская академия образования

Московская духовная академия

Православный Свято-Тихоновский государственный университет

Центр педагогических исследований «Покров»

Московский государственный открытый педагогический

университет им. М.А. Шолохова

Институт экспертизы образовательных программ

и государственно-конфессиональных отношений

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА




Концепция государственной программы, примерное содержание образования, учебные программы, библиография, конкурс

Москва, 2005

Концепция государственной программы «Православные традиции в образовании и культуре России»



Культурная основа образовательной стратегии России


К неотъемлемым правам человека и народа относится право на образование, обеспечивающее свободный доступ к национальному и мировому культурному и духовному наследию. При этом важнейшей составной частью и ядром культурного наследия народов являются культурообразующие конфессии, составляющие основу цивилизационного многообразия современного мира. Воспитание уважительного отношения к этнокультурной и конфессиональной идентичности – одна из важнейших задач народного образования, предпосылка устойчивого развития и интеграции в мировое культурное пространство, основа мирного сосуществования народов мира.

В соответствии с международными нормативными и законодательными документами, в частности "Конвенции о правах ребенка", ратифицированной Российской Федерацией 15.09.1990, детям гарантировано право получать образование, способствующее воспитанию уважения к "культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной" (Ст. 29).

Достижение поставленной цели возможно при условии ориентирования отечественного образования на ценности православной традиции. Такое ориентирование полностью соответствует действующему законодательству нашего государства (см. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях") и призвано обеспечить осуществление права наших соотечественников и тем более подрастающего поколения на историческое и культурное наследие своей страны. Социальная значимость такого расширения спектра общего образования обусловлена прежде всего тем, что основную часть населения современной России составляют наследники великой русской культуры и православной цивилизации, культивировавшей в течение столетий уважительное отношение к представителям иных культур и верований.

Стратегия народного образования направлена не только на то, чтобы дать человеку определенный образовательный минимум, соответствующий его возрасту и интересам общества, но также создать условия для духовного становления личности и обеспечить возможность культурной и конфессиональной самоидентификации, гарантирующей сохранение и восстановление преемственных связей между поколениями. Доступность тысячелетнего духовного наследия России и нравственного опыта поколений не может быть привилегией какой-либо одной социальной или возрастной группы – священнослужители, прихожане православных храмов и насельники монастырей или слой людей, получивших православно ориентированное образование. Те препятствия, которые ныне существуют на пути приобщения нашего общества к культурным и нравственным традициям России, остались нам в наследство от иных времен и носят искусственный и даже предвзятый характер. Необходима большая и многолетняя работа по духовному просвещению народа, которое призвано компенсировать «пустоты», возникшие в массовой культуре и нравственном самосознании народа после долгих лет принудительного атеистического воспитания. Эта работа должна проводиться в логике непрерывного образования, трактуемого как процесс непрерывного становления личности на протяжении всей жизни человека, в которую на определенном этапе включаются разнообразные образовательные учреждения, начиная с дошкольных, кончая постдипломными. В соответствии с этой логикой будет совершенствоваться вся система народного образования в России.



Принципы согласованной политики ведущих государств мира в вопросах долгосрочного развития национальных систем образования четко определены, в частности, в Кельнской хартии "Цели и задачи обучения на протяжении всей жизни», которая намечает контуры мирового культурного и образовательного пространства. В хартии отмечалось, что «вызов, с которым в настоящее время сталкиваются все страны, состоит в том, как стать обществом непрерывного образования». Современная Россия, наряду с другими европейскими государствами, стоит перед необходимостью модернизации национальной системы образования в связи с постепенным переходом на модель обучения на протяжении всей жизни, что требует особого внимания к внедрению непрерывного гуманитарного образования и духовного просвещения. Как отмечается в хартии, при определении основополагающих подходов к образованию следует исходить из признания самоценности национальных культур: «образовательные системы обладают ярко выраженными национальными чертами и играют очень важную роль в развитии культурного образования».
Для реализации целевой программы необходимо всемерное развитие социального партнерства Русской Православной Церкви, органов государственного управления, в первую очередь Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерства образования и науки РФ, культурных, благотворительных, общественных организаций, предприятий и учреждений в целях духовно-нравственного оздоровления молодежи России.


  • Практическое исполнение конституционных и других законодательных актов в области образования, нацеливающих на приоритетность духовно-нравственного воспитания в образовании и утверждающих культурообразующий для России характер традиции Православия.

  • Восстановление преемственности и целостности государственных традиций и государственной жизни народов России.

  • Восстановление исторической преемственности национального образования, нацеленного на воспитание типа личности, выработанного в отечественной исторической традиции, в основе которого лежат творческая энергия, совестливость, доброделание, трудолюбие, почитание старших и начальствующих, чувство долга, жертвенное служение, патриотизм.

  • Установление многообразных связей с другими культурами и странами на основе национальной культурной традиции народа.

  • Преодоление инерции социально-политической системы и стереотипов мышления, сформированных в атеистический период отечественной истории, в русле нормативно-правовой формулы об отделении Церкви от государства, Церкви от школы и школы от Церкви, которых в современном российском законодательстве нет. Конституционная формула светскости государства не означает принудительного отделения народа – наследника великой культуры, от своего наследия.

  • Создание условий для того, чтобы все граждане России, желающие этого, могли восполнить многие серьезные пробелы образования, полученного в рамках ныне действующих образовательных стандартов, в соответствии с которыми человек никогда, в том числе и в период учебы в вузе, не получает доступ к целым областям знания (основы теологии, национальная художественная и нравственная культура, теория культуры и т.п.) Но именно эти области знания имеют самое прямое отношение к становлению личности и ее способности пользоваться культурными богатствами своего народа и народов мира.



Цели, задачи и содержание работы


Стратегической целью сотрудничества является восстановление единой государственной школы универсального и трудового характера, опирающейся на культуро- и государствообразующий фундамент Православия, а также на традиции других народов России.

Задачей сотрудничества является построение в течение ближайших лет системы вузовского, поствузовского, школьного и дошкольного обучения и воспитания на основе целостного органического миросозерцания, сложившегося в русле восточно-христианской цивилизации.


Предлагаемые решения




В системе образовательных учреждений





  1. Министерству образования и науки обеспечить в образовательных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования, в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей ориентацию учащихся на освоение традиционных духовно-нравственных ценностей, выработанных в процессе исторической жизни народа. С этой целью ввести на всех ступенях образовательной системы предметы и факультативные курсы, имеющие своим содержанием культурно-исторические основы Православия.

  2. Учитывая, что учреждения образования, находящиеся в ведомстве Министерства культуры и массовых коммуникаций (учреждения высшего и среднего профессионального образования, музыкальные, художественные школы и школы искусств, библиотечные системы и другие структурные подразделения), являются составной частью единого образовательного пространства, основополагающее значение православные ценности должны иметь и здесь. При этом целесообразно сохранить сложившуюся структуру ведомственной принадлежности вышеназванных учреждений образования, поскольку это обеспечивает сохранность сложившихся научных и научно-педагогических традиций и школ, глубину и фундаментальность художественного образования.

  3. разнообразие типов школ должно складываться на основе разнообразия культурных традиций России. Для каждого типа школ необходимо сохранение универсального трудового характера на базе традиционных православных ценностей (национальные культуры изучаются в рамках углубленного изучения культурных традиций России).

  4. соблюдение принципа единого общего образования во всех учреждениях образования, включая высшую школу, что предполагает:

  • все типы школ должны обеспечивать единый образовательный уровень для всех выпускников школ, гарантирующий возможности дальнейшего продолжения образования на всех ступенях системы для учащихся любого типа школ,

  • законодательное закрепление типов школ с углубленным изучением православной культуры, православных гимназий и православных образовательных учреждений высшего и среднего специального образования.



В образовательных стандартах и образовательных программах


  1. В целях ликвидации серьезных пробелов в ныне действующих образовательных стандартах, в соответствии с которыми человек никогда, в том числе и во время учебы в вузе, не получает доступа к целым областям знаний, значимых для становления его личности и развития ее способностей пользоваться культурными богатствами своего народа и народов мира, Министерству образования и науки, Министерству культуры и массовых коммуникаций совместно с Московским Патриархатом необходимо разработать и внести соответствующие изменения и дополнения в действующие государственные стандарты общего и специального образования на всех ступенях.

  2. На всех ступенях и для всех типов школ сохранить структуру образовательных областей, позволяющую обеспечить становление способности к целостному восприятию мира.

  3. Обеспечить системное включение традиционных православных представлений о мире, человеке, обществе во все базовые образовательные области (естественнонаучные, антропологические, историко-филологические, художественно-эстетические, обществоведческие).

  4. Разработать образовательную область православной культуры, интегрируемой в систему образовательных областей, обеспечивая ее целостность. В пределах области разработать предмет православной культуры, ориентирующий учащихся на освоение ценностей, созданных в процессе исторической жизни народа.

  5. систематизировать школьный курс «Основы православной культуры», для чего:

    • определить корпус основных понятий,

    • подготовить рабочий проект типовой учебной программы, что предусматривает систематизацию корпуса понятий с выделение блоков по их предметной области и сложности, а также по возрастным группам, классам,

    • подготовить блок методического обеспечения, включающего в себя универсальный словарь-справочник по всему курсу (для учеников всех ступеней и учителей), хрестоматию и типовые учебные пособия.


В управлении образованием


  1. Министерству образования и науки, Министерству культуры и массовых коммуникаций разработать межведомственный комплекс мер, обеспечивающий создание системы непрерывного духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи, включающих образовательные программы и учебные планы для ведомственных образовательных учреждений; проведение на федеральном и региональном уровнях празднований государственно-религиозных праздников, детских фестивалей духовной (религиозной) музыки, выставок детских и юношеских творческих работ; межведомственную подготовку педагогических кадров всех уровней.

  2. Создать Координационный совет Министерства образования и науки, Министерства культуры и массовых коммуникаций и Московского Патриархата по взаимодействию и сотрудничеству в сфере духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи.

  3. Провести совместное заседание коллегий Министерства образования и науки, Министерства культуры и массовых коммуникаций с участием представителей Московского Патриархата по выработке единой политики в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи на основе традиционных ценностей.

  4. Разработать и принять нормативно-правовую базу на федеральном уровне, на основании которой будут разрабатываться нормативно-правовые документы регионов по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодежи.

  5. Открыть Координационный центр (с условным названием «Координационный центр православного образования»), в функции которого будут входить:

  • синхронизация междисциплинарных исследований православной культуры;

  • институционализация новых научных направлений и вузовских курсов, обеспечивающих подготовку кадров по православной культуре;

  • издание базового комплекта учебно-методической литературы по всем аспектам православной культуры и стратегии непрерывного образования для вузов и школ.

  1. Создать разветвленную систему региональных центров в ведущих вузах России, тесно связанных с Координационным центром и обеспечивающих координацию работы на местах.



В системе подготовки кадров


  1. Обеспечить подготовку педагогических кадров в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, способных осуществлять преподавание образовательных программ духовно-нравственного содержания (в том числе «Основы православной культуры», «Православие в истории Отечества» и др.). С этой целью в Государственный стандарт высшего педагогического образования внести соответствующее дополнение по разделу гуманитарных и культурологических дисциплин; в примерные учебные планы высшего педагогического образования внести курсы по выбору и учебные предметы духовно-нравственного, этно-конфессионального содержания; в педвузах, университетах, академиях и консерваториях создать соответствующие кафедры и начать разработку программно-методического обеспечения.

  2. В учреждениях среднего педагогического образования (педколледжи, педучилища, музыкальные и художественные училища) организовать подготовку учителей и воспитателей детских садов, готовых осуществлять духовно-нравственное воспитание и образование детей на основе традиционных этно-конфессиональных ценностей. С этой целью ввести в перечень специализаций среднего педагогического образования подготовку специалиста «Преподаватель основ православной культуры».

  3. Выстроить систему переподготовки педагогических кадров через систему дополнительного профессионального образования (институты усовершенствования учителей, повышения квалификации и т.д.). С этой целью создать в данных учреждениях кафедры культурологии и основ православной (традиционной) культуры; разработать примерную образовательную программу на 500 часов по переподготовке учителей по основам православной культуры.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница