Болонский процесс. Болонский процесс в Казахстане. Болонский процесс



Скачать 211,29 Kb.
Дата31.10.2016
Размер211,29 Kb.
Болонский процесс. Болонский процесс в Казахстане.

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация.

Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан — первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства.

Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени – наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в вузах системы перезачёта кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому. Это также находится в тесной связи с реформированием учебных планов.



История

Начало Болонского процесса можно отнести к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования.

В 1998 году министры образования четырёх европейских стран (Франции, Германии, Великобритании и Италии), участвовавшие в праздновании 800-летия Парижского университета, сошлись во мнении, что сегментация европейского высшего образования в Европе мешает развитию науки и образования. Ими была подписана Сорбоннская декларация (англ. Sorbonne Joint Declaration, 1998). Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.

Цели Сорбонской декларации были подтверждены в 1999 году при подписании Болонской декларации, в которой 29 стран выразили свою готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования, подчёркивая необходимость сохранения независимости и самостоятельности всех высших учебных учреждений. Все положения Болонской декларации были установлены как меры добровольного процесса согласования, а не как жёсткие юридические обязательства.



Основные цели Болонского процесса

Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу даёт новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран.



Основные положения Болонской декларации

Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит семь ключевых положений:

Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

Введение двухциклового обучения: предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трёх лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

Внедрение европейской системы перезачёта зачётных единиц трудоёмкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав её накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

Существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путём зачёта периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.

Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей.

Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.



Присоединение к Болонскому процессу

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;

до 2010 года реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.



Участники Болонского процесса

Основная статья: Европейское пространство высшего образования

Участниками Болонского процесса являются 47 стран (2011 год) и Европейская комиссия. Таким образом, Монако и Сан-Марино — единственные члены Совета Европы, не участвующие в процессе. Все страны — члены Европейского союза задействованы в процессе.

Конференции министров

Один раз в два года в рамках Болонской декларации проводятся конференции министров, на которых министры выражают свою волю посредством коммюнике.

В Пражском коммюнике от 2001 года число стран-членов было увеличено до 33, и там же произошло расширение целей для достижения повышения привлекательности и конкурентоспособности европейского пространства высшего образования в условиях непрерывного образования. Кроме того, министры взяли на себя обязательства обеспечить дальнейшее развитие национальных квалификационных структур и качества обучения. Эта цель была дополнена положениями о непрерывном обучении как одном из важных элементов высшего образования, которые должны быть приняты во внимание при создании новых образовательных систем. Тема общественного контроля процесса обучения также впервые была поднята в Пражском коммюнике.

Следующая конференция на уровне министров состоялась в Берлине в 2003 году; Берлинское коммюнике увеличило число стран, участвующих в Болонском процессе до 40. Основные положения этого коммюнике рассматривают расширение целей, с точки зрения объединения связей Европейского пространства высшего образования в Европейское научное пространство (англ. European Research Area), а также меры по содействию получения качественного обучения. Другой важный вопрос, который рассматривался в Берлинском коммюнике — создание новых структур, поддерживающих процессы, инициированные в рамках двух конференций на уровне министров. На основании этого были созданы Болонская группа, Болонский Совет и Секретариат. В этом коммюнике министры также согласились, что должны быть созданы соответствующие национальные структуры в каждой из стран-участниц.

В 2005 году состоялась конференция министров в Бергене. Итоговое коммюнике подчеркнуло важность партнёрских связей, в том числе заинтересованных сторон — студентов, ВУЗов, преподавателей и работодателей, а также дальнейшего расширения научных исследований, особенно в отношении третьего цикла — докторантуры. Кроме того, это коммюнике подчеркивает важность обеспечения более доступного высшего образования, а также повышения привлекательности Европейского пространства высшего образования в других частях мира.

В Лондонском коммюнике 2007 года число участвующих стран было расширено до 46. Это коммюнике сосредоточено на оценке прогресса, достигнутого к тому времени, поднимаются вопросы о мобильности, структурах степеней, уровне признания Болонской системы в целом, квалификационных структурах (как общих и национальных), непрерывном обучении, обеспечении качества образования, общественном контроле процесса обучения, а также поставлены множество приоритетных задач на 2009 год, основные из которых: мобильность, социальный контроль, который был предложен в Пражском коммюнике и впервые определён здесь, сбор данных и учёт, возможность трудоустройства. Было подчеркнуто, что существует необходимость дальнейшего сотрудничества, рассматривая его как возможность переформирования систем ценностей и концепций образовательного процесса.

В 2009 году конференция состоялась в бельгийском городе Лёвен (Louvain-la-Neuve — Новый Лёвен); основные рабочие вопросы касались планов на следующее десятилетие, с акцентом на: общественный контроль, непрерывное обучение, трудоустройство, методы донесения до студента целей образования. Также рассматривались вопросы международной открытости, мобильности обучающихся, образования в целом, научных исследований и инноваций, вопросы сбора данных, финансирования и разнообразных инструментов и методов обеспечения прозрачности образовательного процесса. Все эти вопросы были отражены в итоговом коммюнике, показывая новое направление Болонского процесса — более глубокое реформирование, которое обеспечит завершение процесса реализации Болонского процесса. Ещё одно изменение касается внутренних механизмов, связанных с председательством в Болонском Совете. Если раньше Болонский процесс был под председательством страны, председательствующей в ЕС, то теперь процесс будет проходить под председательством двух стран: как страны, председательствующей в ЕС, так и не входящих в ЕС стран по очереди в алфавитном порядке.

Следующая конференция министров состоялась в марте 2010 года в Будапеште и Вене; конференция являлась юбилейной — десятилетие Болонского процесса. В честь юбилея состоялось официальное объявление о создании европейского пространства высшего образования, что означает, что цель, поставленная в Болонской декларации, была выполнена. Кроме того, начиная с этой конференции Европейское пространство высшего образования было расширено до 47 стран.



Форумы

Совместно с конференциями министров в рамках Болонского процесса проводятся организационные форумы.

Первый организационный Болонский форум проходил в Лёвене в 2009 году. В нём приняли участие 46 членов Болонского процесса, а также широкий спектр третьих стран и неправительственных организаций. Основными вопросами, обсуждаемыми в рамках форума были: ключевая роль в развитии общества высшего образования, основанного на непрерывном образовательном процессе и возможности всех слоев общества получать образование. Рассматривалась важность государственных инвестиций в высшее образование, несмотря на экономический кризис, важность межнациональных обменов в сфере высшего образования, необходимость сбалансированного обмена преподавателями, исследователями и студентами между странами с целью содействия справедливому и плодотворному «обмену мозгами» как альтернатива «утечке мозгов».

Второй организационный Болонский форум состоялся в Вене в марте 2010 года; в нём приняли участие 47 стран и восемь консультативных членов, а также третьи страны и неправительственные организации. Основными темами обсуждения были следующие вопросы: как системы высшего образования и учреждения реагируют на растущие потребности и ожидания, обеспечение баланса между сотрудничеством и конкуренцией в международном высшем образовании. Также большинство участников признали необходимость создания контактных методов для каждого из участников процесса, таких как назначение ответственных контактных лиц для каждой участвующей страны, которые будут выступать в качестве связующего звена, помогут улучшить обмен информацией и координацию совместных действий, в том числе подготовку следующего организационного Болонского форума. Также была признана необходимость способствовать и развивать глобальный диалог между студентами всех стран.

Вот уже несколько лет казахстанские высшие учебные заведения выходят на "финишную прямую" реформы образования - во многих университетах начался так называемый "Болонский процесс".

Теперь за три-четыре года можно будет получить диплом о высшем образовании и степень бакалавра, а тем, кто захочет более глубокой специализации или пойти в науку - откроется дорога в магистратуру.

Самые жаркие споры о плюсах и минусах диковинного процесса ведут сограждане, ностальгирующие по советской системе образования, весьма и весьма неплохо себя некогда зарекомендовавшей, и "западники", уверенные, что все иностранное - это хорошо.

Кроме того, главным плюсом нововведения последние называют тот факт, что подтверждать свой диплом, переезжая из страны в страну, не придется, потому что учебные планы повсюду станут одинаковыми, (как и система оценок и перечень дисциплин) благодаря системе кредитов. Кроме того, введение тестирования как главной экзаменационной формы делает систему более прозрачной и позволяет эффективно бороться с вузовской коррупцией. Отечественные аналитики пока не сошлись в своих оценках и очень осторожны и называют Болонский процесс скорее даже социальной "ломкой", нежели образовательной.

Четыре плюс два равно…

Марат, аналитик из "Казахстанского агентства прикладной экологии", рассказал о своем опыте обучения в Казахском национальном университете (бывшем КазГУ) по новой системе:

- Мое поступление в ВУЗ совпало как раз с переходом Казахстана на двухуровневую систему образования - мы были вторым таким выпуском. А нововведение простое. Вместо того, чтобы все студенты учились 5 лет, сделали так, чтобы 100% училось 4 года, а потом 20% училось еще 2 года.

Получалось, что магистр посильнее будет прежнего выпускника, а бакалавр - послабее. По идее, раз бакалавр - это "недоучка" (так как сократились именно спецпредметы, которые давали два года после третьего курса, а теперь на них оставили только 1 год), то основной упор должен был быть сделан на методах научных исследований, чтобы человек мог сам доучиться. Однако упор пошел в другую сторону - начали пихать кучу маленьких предметов, идущих по одной паре в неделю целый семестр. То есть, опять "растекаться по древу", без всякой глубины.

К счастью, нам задавали кучу всяких курсовых и рефератов - народ из библиотек не вылезал. Таким образом, у нас была хоть какая-то компенсация: учились самостоятельной работе. Кроме того, рейтинг ставился за каждую работу, а общая оценка по предмету представляла собой сумму баллов. Ситуация, когда весь семестр ничего делал, а потом перед экзаменом подучил и получил "пятерку" была невозможна в принципе - при недостатке баллов тебя просто не допускали до экзамена.

Конечно, "полета творчества" не было, а была "трудовая рутина", но к последующей работе она приучала хорошо. А потом пришел новый ректор и рейтинговую систему отменил. Поэтому из КазГУ точно стали выходить недоучки, потому как ни тебя не учат, ни сам не учишься...

Я не буду говорить про коррупцию, отток преподавателей, снижение качества абитуриентов, снижение критериев отбора студентов, снижение процента отчисляемости - об этом и так все знают. Главная ошибка была именно в выборе направленности образования бакалавров. Плоды этого мы будем пожинать еще долгие годы. В целом, можно сказать, что уровень средний выпускников ВУЗов снизился автоматически сразу - в силу построения системы.

Часов меньше, дисциплин - больше

С введением кредитной системы нагрузка среднестатистических преподавателей практически не изменилась: 900 часов в год. Дисциплин же, которые нужно вести, чтобы эту ставку "отработать", стало в три раза больше. Поскольку обучение сократилось на год, все предметы теперь нужно уместить в три или четыре года. К примеру, часы зарубежной литературы у студентов-журналистов сократились с 160 до 18…

Много прежде аудиторных часов перекинули на практические занятия и самостоятельную работу студента... В итоге один преподаватель начал "тянуть" подчас совершенно неродственные предметы, чтобы "добрать" урезанные часы до размера ставки.

Чем и была хороша прежняя традиция: один человек преподает две-три дисциплины, в рамках которых ведет активную научную работу - подробно знакомится с литературой, готовит лекции и пишет статьи, защищает диссертацию, потом докторскую, постепенно собирает уникальные материалы, становится экспертом в своей области.

Казахстанские же преподаватели отныне ведут 10-15 дисциплин, вместо прежних 3-4. Как вы считаете, способен ли один человек, пусть даже самый наигениальнейший теоретик с огромным стажем преподавания и множеством заслуг уместить в своей голове самые различные направления научной деятельности?

Ни в одной стране мира нет такого хаотичного разброса, как у нас. Специализация - это требование времени, поскольку объем информации и знаний достиг того предела, когда невозможно быть, подобно гениям Возрождения, энциклопедичным, универсальным ученым, давно минули те средневековые времена.

Кстати, средняя годовая ставка у европейского профессора - около 200 часов. У казахстанского - минимум в три раза больше. Зарплаты сравнивать не будем, дабы не огорчиться окончательно.

Что еще настораживает. Заморская система подразумевает, что предметы специализации студенты смогут выбирать самостоятельно. Для отечественных университетов это пока невозможно. Маленькие группы (от 2 до 6 человек) и нехватка преподавателей не позволяют "развернуться" - и в итоге студентам преподают те дисциплины, которые утвердит факультет. Выбор остается на бумаге, а не происходит в жизни.

Кембридж и МГУ против

Надо отметить, что европейские элитарные вузы (Кембридж, Парижский институт политических наук и т.д.) тактично отказались участвовать в Болонском процессе. Ведущие московские вузы пока тоже не спешат присоединиться (Россия подписала болонскую декларацию в 2003 году), потому как считают его положения неприменимыми по отношению к своим учебным планам: все самые важные предметы специализаций идут именно на пятом курсе, и никакая индивидуальная магистратура не заменит этот год. Кроме того, дипломы этих университетов и так котируются за рубежом без каких бы то ни было нострификаций и подтверждений.

Быть или не быть?

На одном из научно-практических семинаров голландец Николас Хэренс, занимающийся защитой интересов студентов в Европейской студенческой ассоциации, ответил на вопрос российских журналистов: "Легко ли найти работу после окончания бакалавриата в Голландии?" следующим образом:

- Голландия ввела двухступенчатую систему образования только три года назад. Поэтому на данный момент рынок труда не очень знаком с дипломом бакалавра. С другой стороны, большинство студентов не видят причин останавливаться по получении степени бакалавра и поступают в магистратуру. Наконец, всем понятно, что диплом бакалавра - это что-то не слишком фундаментальное. Вы получаете какие-то знания, навыки, но очевидно, их недостаточно для того, чтобы претендовать на хорошую работу. Сейчас предпринимается попытка сделать бакалавриат более ориентированным на рынок труда, работодателям предлагается участвовать в подготовке будущих специалистов. Но пока... нет, пока что бакалавр в Голландии может найти хорошую работу лишь с трудом.

Бакалавр, по идее, человек, получивший высшее образование, полноценный профессионал. Магистр - это интеллектуальная элита, будущие ученые. Все встанет на свои места, когда ажиотаж вокруг высшего образования закончится, и специалистов начнут оценивать не по дипломам, а по реальным знаниям. Пока же даже с продавцов сотовых телефонов требуют "корочку".

Болонский процесс - это проверка на прочность не только для всей образовательной структуры, это испытание для современной молодежи и нынешних преподавателей. Смогут ли и те, и другие в сжатые сроки изменить свою психологию? Студентам предстоит научиться самостоятельному обучению, понять, чего они хотят от жизни и профессии.

Преподавателям предстоит осознать, что ежечасно и ежесекундно появляется все новая и новая информация и нужно уметь ее перерабатывать и использовать, чтобы готовить конкурентоспособные кадры. Время покажет, как справится Казахстан с "рифами" этой реформы

Рассмотрим обязательные параметры Болонского процесса и оценим их реализацию в Казахстане (таблица 1).

Из таблицы видно, что реализация в настоящее время в республике проводится целенаправленная, последовательная работа по сближению казахстанской системы высшего образования с образовательными системами стран-участниц Болонского процесса.

Таблица 1 – Сравнительный анализ на сопоставимость параметров Болонского процесса



Обязательные параметры Болонского процесса

Реализация параметров  Болонского процесса в Казахстане

Трёхуровневая система высшего образования;

Успешно реализовывается вузах РК

Академические кредиты ECTS

В вузах республики внедрена кредитная  технология обучения.

Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов;

Находится на стадии разработки. Одной из проблем внедрения академической мобильности в вузах является ее финансовая сторона.

Европейское приложение к диплому;

Реализуется только в некоторых вузах РК.

Контроль качества высшего образования.

Успешно внедряется и практикуется.

Создание единого европейского исследовательского пространства.

Разрабатываются проекты по вхождению в единое европейское исследовательское пространство.

В соответствии с принятыми обязательствами, Казахстан должен до 2020 года осуществить ряд мероприятий:

– обеспечение «прозрачности», максимальной сравнимости за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов;

– введение единой системы образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций и их взаимного признания;

– формирование развитых структур по обеспечению качества подготовки специалистов и др.

В условиях практической реализации основных принципов Болонского процесса в Казахстане возникла необходимость создания структуры, координирующей деятельность вузов и осуществляющей мониторинг эффективности проводимых реформ. В связи с этим, по инициативе МОН РК в рамках функционирования НЦОКО создан Институт Болонского процесса.

В результате анализа основных направлений модернизации системы управления высшими учебными заведениями выявлены слабые и сильные стороны высшей школы Казахстана:

Положительные результаты реформы системы образования:

– предполагается, что из бакалавров будет формироваться основная масса работников, а из магистров – интеллектуальная элита. Обучение бакалавров нацелено на широкую область профессиональной деятельности, магистров – на овладение узкопрофильными знаниями и особенностями конкретных профессий. Бакалавриат удовлетворит возросший спрос на получение высшего образования;

– Болонская система даст возможность комбинировать знания: можно стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру закончить по другой. Отпадет неудобная и расточительная по деньгам и времени практикующаяся в настоящее время система получения платного второго высшего образования;

– двухступенчатая система образования как нельзя лучше подходит в наше время, когда знания имеют свойство быстро устаревать. Новая система образования предусматривает «пожизненное» образование, заключающееся в программах дополнительного образования для выпускников;

– академическая мобильность дает большие возможности и преимущества в пополнении знаний в других вузах, особенно за рубежом. Дипломированный специалист будет больше востребован на мировом рынке труда.

Отрицательные результаты реформы системы образования

– не вызывает доверия новая система оценивания знаний. Во многом она действует некорректно, двусмысленно и необъективно;

– резкое изменение системы высшей школы в Казахстане привело к ухудшению уровня образования, уменьшению оплаты труда преподавателей (за счет уменьшения «часов» при возросших трудозатратах на подготовку новых программ и адаптацию к новой системе);

– были адаптированы только внешние составляющие – кредиты, многоуровневая система обучения. Внутренние составляющие Болонского процесса – академическая мобильность студентов и преподавателей – практически отсутствуют.

Несмотря на значительное число сторонников и противников Болонской декларации, сейчас мы находимся на той стадии, когда пути назад уже нет. Поэтому необходимо наилучшим способом адаптироваться к происходящим изменениям.

Несмотря на тенденцию к универсализации, в основе которой лежит признание дипломов о высшем и послевузовском образовании, дипломы казахстанских вузов за небольшим исключением не признаются в Европе и Америке.

Даже страны СНГ, имеющие многолетний общий опыт подготовки специалистов с высшим образованием, расходятся по многим ключевым вопросам, усложняющим не только процедуру нострификации (признания) дипломов соседней страны, но и привлечения специалистов для научного консультирования в рамках образовательной программы докторантуры PhD.

Мы считаем неоправданным поспешный отказ от присуждения в Казахстане степени доктора наук по классической системе, поскольку наличие четвертого уровня степеней не противоречит принципам Болонского процесса.

По меньшей мере нелогичной является практика присуждения выпускникам программы «Болошак», защитившим, скажем, в России докторскую диссертацию, степени доктор филосовии, ведь они, являясь кандидатами наук, уже автоматически являются и докторами PhD.

Мы считаем, что Казахстан не только может, но и должен установить четырехступенчатую систему подготовки  кадров – «бакалавр – магистр – доктор PhD – доктор наук».

В результате проведенного исследования выявлены выявлены возможности и угрозыдля системы высшего образования в РК (таблица 2).

Таблица 2 – Возможности и угрозы системы управления высшим образованием в РК

Возможности

Угрозы

Понимание обществом важности инвестирования в высшее образование.

Инертность системы управления вузами, отсутствие стратегического планирования в отрасли и адекватной системы измерителей результатов деятельности высших учебных заведений.

Поддержка международными организациями процесса реформирования системы высшего образования.

Отсутствие эффективной системы планирования подготовки бакалавров в соответствии с потребностями национальной экономики.

Взаимодействие ряда организаций образования с учебными заведениями развитых стран.

Снижение общего уровня жизни населения повышает социальную уязвимость студентов из малообеспеченных семей, вследствие чего имеет место  снижение численности абитуриентов и студентов вузов.

Обмен студентами в рамках государственной политики сотрудничества с ведущими высшими учебными заведениями других стран.

Отсутствие интереса к системе высшего образования со стороны сектора предприятий

Наличие возможности осуществлять подготовку специалистов в странах СНГ в рамках различных соглашений.

Слабо развито стратегическое партнерство системы образования и производства в решении проблем профессионального образования

Развитие информационных систем, возможностей использования Интернета в системе  высшего образования.

Учебные программы системы переподготовки и повышения квалификации работников образования не отвечают требованиям времени, не учитывают потребности общества.

Индустриальная направленность развития страны.




Реализация принципов Болонского процесса и модернизации системы высшего образования сдерживается неэффективностью системы финансировании образования.

Принципы финансирования образования были закреплены соответствующими постановлениями Правительства Казахстана «О порядке оказания платных образовательных услуг государственными учреждениями  образования» (№ 1438 от 22.09.1999 г.), «О порядке использования государственными учреждениями образования финансовых, материальных и валютных поступлений» (№ 1441 от 22.09.1999 г.), Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе» от 01.04.1996 г.

Принципам рыночной экономики соответствуетпринятая в Казахстане модель приема абитуриентов в вузы – выделение государственных образовательных грантов и кредитов при одновременном едином национальном тестировании абитуриентов в период приемных экзаменов. Единый государственный заказ на подготовку специалистов в такой форме позволяет абитуриентам, прошедшим республиканский конкурсный отбор, выбирать для обучения любой вуз Казахстана по тем или иным специальностям. Данное обстоятельство юридически развило рыночные конкурентные отношения в сфере предоставления образовательных услуг высшей школы,привело к усилению государственного финансового контроля качества подготовки специалистов в пределах минимума, установленного государственным стандартом.

В последующие годы в связи с улучшением экономической ситуации в стране и уровня платежеспособности населения резко возросло финансирование высшего образования за счет семейного бюджета. Этот источник становится главным, приближаясь к 4/5 всего объема финансирования подготовки специалистов с высшим образованием.

Мы считаем, что сложившаяся ситуация противоречит принципам социальной модернизации Казахстана, озвученным в Послании Президента РК Н.А. Назарбаев к народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».  Кроме того, значительный удельный вес в финансировании системы высшего образования средств обучающихся не способствует повышению качества подготовки специалистов, т.к. вузы не заинтересованы в отчислении нерадивых студентов.

Система образования не может существовать и развиваться исключительно за счет рыночных форм. В связи с этим в экономически развитых странах государственное финансирование выступает гарантом реализации принципа справедливости в обеспечении доступа к высшему образованию и его эффективности.

Одним из финансовых источников развития высшего образования явиляются международные фонды, гранты по международным программам и иные источники, в том числе финансирование подготовки специалистов за счет средств работодателей. К сожалению, последняя форма находится практически в стадии зарождения и не оказывает существенного влияния ни на финансирование вузов, ни на подготовку специалистов для нужд конкретных предприятий.

Проблема финансирования академической мобильности между вузами еще не решена и такая мобильность в вузах Казахстана является скорее исключением, чем правилом.

Таким образом, финансовые аспекты совершенствования системы высшего образования Казахстана нуждаются в исследовании и реформировании.

Использованные материалы:



1 Wikipedia.org

  1. Egov.kz


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница