Бюллетень с перечнем изданий Триумфальная пл



Скачать 341,69 Kb.
Дата18.10.2016
Размер341,69 Kb.
Департамент градостроительной политики города Москвы
ГБУ «Мосстройинформ»
Научно – техническая библиотека


ХРАМЫ. СОРОК СОРОКОВ.

Бюллетень с перечнем изданий

d:\мои документы\заставки для комп\1260127496_most-beautiful-russian-churches-5.jpg

Триумфальная пл., д. 1.

Тел. (499) 251-53-15 2016 г. г. Москва

1. Большой Успенский собор в Москве. Собрание фототипических снимков, издаваемых по случаю совершившегося обновления Успенского Собора ко Дню Священного Коронования Их Императорского Величества. — М.: Высочайше утвержденное Т-во Скоропечатни А.А. Левинсон. 1896. — 165 с. 726

Изображения общего и детального видов Собора, ремонтные работы, Св. иконы, раки Святителей, стенная иконопись и древние Священные предметы Соборной ризницы. Издание Князя Ширинскаго–Шихматова. Доход с издания поступил в пользу Успенского Собора.


2. Благовещенский Собор в Москве. — М.: В Типографии Ведомостей Московской Городской Полиции, 1854. — 50 с. 726
3. Беляев М. Исторические сведения о Московской, Замоскворецкого Сорока, Григоре-Неокесарийской, при Полянке, Церкви с ея причтом и приходом. — М.: Типография Елизаветы Гербек, 1894. — 232 с. 726

Составил дьякон Михаил Беляев. Этот труд, как написано в предисловии, «представляет собой архивную справку и, как таковой, может послужить материалом для будущего историка нашего храма, если таковой когда-либо найдется… Мы же со своей стороны рады, что труд наш дал нам возможность узнать почти всех, давно уже почивших, членов причта, ктиторов и других благотворителей нашего храма и таким образом внести имена их в синодик для поминовения при божественной литургии. А это и было для нас первоначальным побуждением заняться исследованием прошлых судеб храма и прихода».


4. Левшин А.Г. Историческое описание первопрестольного в России храма Московского большого Успенского собора и о возобновлении первых трех Московских соборов Успенского, Благовещенского и Архангельского. — М.: привилегированная типография у Мейера, 1783. — 112 с.: ил. 726

Автор - Александр Георгиевич Левшин, (1732–1798) – член Святейшего Синода, протоиерей Большого Успенского собора в Московском Кремле. Кроме книги об Успенском соборе опубликовал в 70-х годах XVIII в. девять проповедей.


5. Лебедев А.Н. Московский кафедральный Архангельский собор. Составил того же собора Сакелларий протоирей Алексей Лебедев. — М.: Типография Л.Ф. Снегирева, 1880. — 388 с.: ил. 726

Алексей Николаевич Лебедев — сакелларий Московского кафедрального Архангельского собора, одного из старейших храмов России, ведущего свою историю с 1247 г. Сын дьячка, по окончании курса Московской семинарии в 1834 году, посвящен был в диаконы в Архангельский собор, а в конце 1837 года - во священники того же собора; в 1842 году ему поручено было исправление должности сакеллария. В 1873 году А.Н.Лебедев был возведен в сан протоиерея. 37 лет он был хранителем сокровищ одного из крупнейших соборов Москвы и России.

Настоящее описание кафедрального Архангельского собора, долгое время являвшегося главным собором России, и служившего усыпальницей монарших особ, – одно из самых полных. Оно опирается на широкий круг исторических источников и многолетний опыт работы автора с предметами материальной истории. Описание включает пять разделов: исторический, иконный, ризничный, библиотечный, биографический.

В первом разделе на основании архивных источников рассмотрены три периода существования Архангельского собора: первый – 1247-1333 гг., когда собор был деревянным; второй – с 1333 по 1505 гг., когда при Иване Калите строится первое каменное здание собора по обету князя по случаю избавления страны от голода, и собор функционирует как великокняжеская усыпальница; и третий – с 1505 по 1880 гг., когда собор был отстроен заново по проекту венецианского архитектора Алевиза Нового и превратился в царскую усыпальницу. Архитектура нового собора оказала значительное воздействие на развитие русского зодчества XVI в., будучи источником итальянских влияний.

Описания икон не ограничиваются только характеристикой изображений, но представляют оклады и украшения, помимо икон рассказывается о стенных росписях и убранстве мощей. Описаны предметы церковной утвари, имеющие историческое значение, хранившиеся в ризнице собора. Рассказывается о библиотеке собора, в которой присутствовали, как древние пергаменные и бумажные рукописи, так и старопечатные книги. В пятом разделе представлены краткие жизнеописания великих и удельных князей, а также царей, похороненных в соборе. Книга стала одним из первых полных историко-археологических описаний Архангельского собора Московского кремля и является ключевой работой по его истории.

6. Безсонов С.В. Архитектура Андреевской церкви в Киеве.— М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1951. — 20 с.: 21 таблица/ Академия Архитектуры УССР. Институт теории и истории архитектуры 726

Обмеры церкви произведены сотрудниками Института истории и теории архитектуры Академии архитектуры УССР в 1946 г.


7. Архитектура Софийского собора в Новгороде. Новейшие исследования. — М.: Издательство Академии архитектуры, 1947. — 68 с. 726

  В Новгороде, собор св. Софии (построен в 1045—50), выдающийся памятник русской архитектуры. Был кафедральным собором (ныне музей). Построен в «Детинце» как главный храм по образцу Софийского собора в Киеве. Софийский собор — большой пятинефный пятиглавый крестово-купольный храм, окруженный с Севера, Запада и Юга двухъярусными, первоначально открытыми галереями. В галереи встроена массивная, завершенная главой башня с лестницей, ведущей на хоры. В Софийском соборе фрагменты фресок (2-й половина 11 в., 1108 и 1144), западные бронзовые, т. н. Корсунские врата (1152—1156 гг.), иконы середины 14 — начала 15 вв. Софийский собор, частично разрушенный в 1941—1944 гг., реставрирован. Софийский собор отличают суровая мощь и простота форм, скупость декора.


8. Баженов И. Костромской Богоявленско-Анастасьин женский монастырь. — М., 1913. — 548 с.: ил. 726

Богоявленский мужской (с 1863 г. – Богоявленско-Анастасьин женский) монастырь был основан в XV в. учеником преп. Сергия Радонежского. В 1559-1565 гг. в монастыре построили каменный Богоявленский собор. XVII век стал для Богоявленского монастыря временем активного строительства. В 1667-1672 гг. артель костромских иконописцев расписала Богоявленский собор. С началом XVIII столетия Богоявленский монастырь постепенно стал приходить в упадок. В 1863 г. Богоявленский монастырь решением Святейшего Синода был возрожден как женский, объединен с костромской Анастасьиной Крестовоздвиженской женской обителью. В 1918 г. монастырь был закрыт и сильно пострадал в советский период.

Известный историк Иоанн Баженов свою знаменитую книгу «Костромской Богоявленско- Анастасьин женский Монастырь» в 1895 году озаглавил: «В ряду исторических памятников в городе Костроме Богоявленско-Анастасьин Монастырь занимает довольно видное место, как по своей древности, так и по высокому значению для костромских граждан и окрестных жителей».
9. Аплаксин Андрей Казанский Собор 1811 — 1911 в Санкт-Петербурге. Историческое исследование о соборе и его описание/ Издано на средства Казанского собора. — СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1911. — 90 с.: 75 ил. 726

Андрей Петрович Аплаксин (1879-1931) - известный петербургский архитектор, инженер, художник, археолог, реставратор, историк архитектуры. В 1906–1917 гг. занимал должность архитектора Санкт-Петербургской епархии, – автор целого ряда своеобразных построек и проектов в формах «неорусского стиля». К 100-летию Отечественной войны 1812 года под руководством А.П. Аплаксина проводилась реставрация Казанского собора в Санкт-Петербурге. Издание, подготовленное и составленное архитектором, до сих пор считается одним из лучших трудов, посвященных Казанскому собору.


10. Забелин Н. Историческое описание московского ставрпигиального Донского монастыря. — М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1893. — 192 с.: ил. 726

Составил И. Забелин. Второе издание исправленное и дополненное. Москва: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1893. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1893 года.

Иван Егорович Забелин – известный историк, москвовед, археолог, археограф, занимавшийся преимущественно памятниками допетровского времени. История Москвы и москвичей, история домашнего быта русского народа – главные темы И.Е. Забелина. Он почти не занимался популярным у других историков изданием истории храмов и монастырей. «Историческое описание московского ставропигиального Донского монастыря» является единственным крупным трудом историка по подобной тематике. «Историческое описание московского ставропигиального Донского монастыря» И.Е. Забелина – первое и, можно сказать, единственное полное историческое и архитектурное описание обители за всю ее историю. В предисловии к его первому изданию (1865) И.Е. Забелин писал: «…предлагаемое описание Донского монастыря было составлено в 1850 году непосредственно по архивным источникам, как то: старинным монастырским запискам и описям, грамотам и разным другим актам, какие открыты нами в монастырском архиве, а частию и в других архивных хранилищах».
11. Жаринов Д. Былое в его пережитках и памятниках. Покровский собор.— М.: Отдел народного образования Московского Губернского Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов, 1919. — 43 с. — (Музейно–экскурсионная секция) 726

Опыты программы самостоятельного собирания сведений по истории и археологии родного края.


12. Дунаев Б.И. «Русское барокко». Строгоновские церкви Нижнего Новгорода и Сольвычегодска. — М., 1915. — 15 с. 726
13. Доброумов Сергей Донской монастырь в Москве. Исторический очерк со многими рисунками. — М.: Типография Петцман. — 40 с.: ил. 726

Книга освещает следующие вопросы: Основание монастыря и постепенная постройка в нем храмов и других зданий. Права настоятелей монастыря. Средства содержания монастыря. Отношение Донского монастыря к духовному просвещению. Значение монастыря для упорядочения церковного пения. Достопамятные события в монастыре: убиение архиепископа Амвросия и постой французов в 1812 г. Обозрение церквей и других зданий монастырских.


14. Балдин В.И. Троице–Сергиева лавра. — М.: Искусство, 1958. — 42 с.: ил.

Среди монастырей Центральной Руси исключительное место занимал Троицкий монастырь. Основатель монастыря Сергей Радонежский был выдающимся деятелем своего времени. В эпоху татарского ига он активно поддерживал собирательную политику московских князей. Все великие московские князья подчеркивали свое внимание к Троицкому монастырю, стремясь возвысить его как московскую святыню. Особую ценность для национальной культуры представляет архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры. Каждое столетие начиная с пятнадцатого века представлено здесь замечательными памятниками, несущими характерные черты русского искусства своего времени. Как по художественной ценности отдельных зданий, так и по композиционному совершенству всего архитектурного комплекса, Троице-Сергиева лавра является одним из самых значительных памятников русского искусства XV – XVIII веков. В издании представлен богатый иллюстративный материал.


15. Аренкова Ю.И. Донской монастырь. — М.: Искусство, 1970. — 160 с.: ил. 726

Донской монастырь - (Свято-Донской монастырь), московский мужской монастырь. Основан в 1591 г. в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея.

Архитектурный комплекс включает: одноглавый Малый собор с трапезной и колокольней, пятиглавый Большой собор, Тихвинскую надвратную церковь, стены и башни (1686 – 1711 гг.) и др. Упразднён после Октябрьской революции 1917 г. С 1964 г. Донской монастырь — филиал Научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева. В 1990 г. часть строений возвращена Русской православной церкви.
16. Брунов Н.И. Храм Василия Блаженного в Москве. Таблицы. — М.: Искусство, 1988. — 123 с. 726

В предисловии к книге автор пишет: «Все мы убеждены в том, что необходимо охранять наше архитектурное наследие, в первую очередь - наиболее выдающиеся в художественном отношении памятники. Это тем более относится к такому уникальному, неповторимому и общепризнанному, с точки зрения его архитектурно-художественной ценности, зданию, как Покровский собор на Красной площади в Москве (который гораздо позднее был назван по похороненному близ него юродивому «Василием Блаженным»). Значение и ценность Покровского собора увеличиваются в особенности вследствие его расположения в сердце современной Москвы - около Кремля, на Красной площади. Вот тут-то и возникает коренной вопрос: как правильно охранять и реставрировать Покровский собор?

Глубокое и разностороннее исследование архитектуры Покровского собора совершенно необходимо для правильной реставрации этого лучшего древнерусского здания. Основной проблемой при этом является вопрос, что ценнее и что мы должны сохранить: Покровский собор или собор Василия Блаженного? Существует мнение, согласно которому единственной возможностью является реставрация собора Василия Блаженного. Мне представляется неправильной постановка вопроса о реставрации, когда возникает вопрос о Покровском соборе или Василии Блаженном. Необходимо сохранить при будущей реставрации Покровский собор и Василия Блаженного. Уничтожить последний невозможно, однако сохранить первый необходимо. Возникает перед будущим реставратором труднейшая задача, однако задача бесспорно выполнимая: показать здание так, чтобы при его созерцании современным зрителем последний мог наглядно представить себе также и Покровский собор XVI века. Ведь ценность его неизмеримо большая, чем ценность собора Василия Блаженного. Необходимо реставраторам уже сейчас начинать углубленно проектировать и работать над этой проблемой, разрабатывая по возможности долго и не спеша будущую реставрацию так, чтобы синтетически соединить в ней восстановление Василия Блаженного и Покровского собора. Эта работа не может проходить в отрыве от проектирования будущей застройки центра Москвы, проекты которой в свою очередь должны быть глубоко увязаны с проектами реставрации как самого памятника, так и его окружения.»
17. Зеленская Г. Святыни Нового Иерусалима. — М.: Северный паломник, 2002. — 430 с.: ил. 726

Книга является первым полным иллюстрированным путеводителем по Новому Иерусалиму - основанному Святейшим Патриархом Никоном в середине XVII века Воскресенскому монастырю, храмы и окрестности которого воспроизводят христианские святыни Палестины. Прекрасное издание с удивительно качественной бумагой - тяжелый глянец, от чего весь том ощутимо прибавил в весе. Множество иллюстраций - все черно-белые, и еще четыре цветных страницы. Подробнейшее и внимательнейшее к деталям исследование. Раскрывается символическое значение всего убранства монастыря: икон, изразцов, архитектурных украшений.

Путеводитель рассчитан на всех, кто интересуется русской историей и православной культурой.
18. Голдхилл С. Иерусалимский храм. Биографии чудес света. Переводчик: А. Олефир — М.: Эксмо, С.-П.: Мидгард, 2007. — 188 с. 726

Хотя от этого сооружения до наших дней сохранилась всего одна стена — знаменитая Стена плача, — Иерусалимский храм по сию пору остается величественным символом сразу нескольких религиозных традиций: этот храм почитают иудеи, христиане и мусульмане и даже «вольные каменщики» — масоны. Поклониться этому храму люди приезжают отовсюду, а его история неразрывно связана не только с историей еврейского народа, но и с историей всего человечества.


19. Благовидова Н.Г. Часовни в архитектурно–планировочной среде города. — М.: «Архитектура-С», 2006 726

В учебном пособии "Часовни в архитектурно-планировочной среде города" представлены около полусотни примеров проектирования и возведения часовен, которые классифицированы: на 10 типов по особенностям их посвящения и назначения; на 7 позиций по размещению их в городе; на 3 их расположения по отношению к окружающей застройке; на 3 формы планов, характерных для зданий собственно часовен.

Кроме того отмечены 13 приемов внешнего декоративно-архитектурного оформления часовен. Сочетания этих приемов помогают достичь желаемого контраста с окружающей застройкой и природой, выделяя духовное содержание и монументальность сооружения несмотря на его относительно малые размеры и «человечность» масштаба. Градостроительное значение данного пособия не ограничивается учебным процессом - книга заслуживает внимания и практикующих архитекторов.
20. Жарикова Т. Православные церкви Москвы. Справочник. — М.: Голос-Пресс, 2008. — 352 с. 726

В справочнике дана информация о всех действующих монастырях и храмах Москвы, указано какие они имеют престолы, святыни (чудотворные и чтимые иконы, мощи святых и т. д.), расписание богослужений, адреса, телефоны и как проехать к ним, год возведения и помещены их фотографии. Дни праздников и дни памяти святых указаны по старому и новому стилю.

В справочник включен список с адресами всех строящихся и воссоздающихся храмов и часовен

В справочнике указано, каким иконам Господь дал благодать исцелять болезни и подавать помощь в других случаях, к какому святому угоднику нужно обращаться при внезапной необходимости, душевном недуге, при ожидаемых и неожиданных опасностях, указано в каком храме можно найти эти чудотворные иконы, чтобы помолиться им, призвать на помощь, рассказана история каждой чудотворной иконы и даны ее изображение и описание.

Справочник рассказывает о том, кого и почему называют апостолами, отцами церкви, великомучениками, преподобными, праведниками и т. д., подсказывает когда и как поминать усопших, как правильно подать церковные записки "О здравии", "О упокоении", говорит о радости покаяния, о богослужебных цветах.

Справочник рассчитан на широкий круг современных читателей и предназначен для удовлетворения потребностей, связанных с церковью, всех слоев населения.


21. Горстка А.Н. Спасо–Преображенский собор в Угличе. — М.: Северный паломник, 2002. — 56 с. — (Памятники художественной культуры древней Руси). 726

«Теперь бросьте взор от Волги по горизонту, какая прелестная картина! Весь восток и юг загроможден зданиями, одно другого красивее, одно другого примечательнее; тогда Углич кажется Москвою; ибо версты на три виден во все стороны, и с Богоявленки кажется весь каменным... на пространстве всего горизонта, загроможденного каменными домами, лавками и заводами, возвышается 27 церквей и столько же колоколен, коих кресты довершают наружную красоту Углича». Так более ста пятидесяти лет назад описывал величественный облик древнего волжского города знаток истории Углича Ф.Х. Киссель. Несмотря на гибель многих старинных построек, вид Углича с реки и сегодня волнует воображение. Центральное место в этой панораме принадлежит угличскому кремлю и главной святыне города - Спасо-Преображенскому собору.


22. Голубева И.Б., Сарабьянов В.Д. Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. — М.: Северный паломник, 2002. — 80 с.: ил. — (Памятники художественной культуры древней Руси). 726

Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, возведенный в 1310 г. и украшенный фресками в 1313 г., является одним из первых дошедших до нас памятников Пскова, в создании которого ведущая роль принадлежала псковским зодчим и художникам. Собор Снетогорского монастыря стоит у истоков псковской архитектурной и живописной школы, которая на рубеже XIV-XV столетий достигнет своего наивысшего расцвета. Пластическая выразительность архитектуры собора, насыщенная иконографическая программа росписи, духовная наполненность снетогорских образов и свободная манера исполнения фресок делают собор Снетогорского монастыря одним из центральных памятников русской художественной культуры XIV столетия.


23. Глушкова В.Г. Монастыри Подмосковья. — М.: Вече, 2005. — 464 с.: ил. — («Исторический путеводитель»). 726

В книге В.Г. Глушковой «Монастыри Подмосковья» собран исторический, краеведческий и архитектурно-художественный материал о двадцати шести основных действующих монастырях Подмосковья. История монастырей неразрывно связана с историей России. Будучи духовно-религиозными центрами, а в прошлые века и форпостами защиты Москвы от вражеских набегов, монастыри были и остаются важнейшими культурными и духовными центрами нашей Родины.


Книга предназначена для широкого круга читателей, в том числе верующих, и для всех интересующихся историей русского православия.
24. Бусева-Давыдова И.Л., Рутман Т.А. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. — М.: Северный паломник, 2002. — 103 с.: ил. — (Памятники художественной культуры древней Руси). 726

Выдающийся памятник зодчества, один из лучших образцов ярославского храмостроительства XVII в. Кирпичная церковь построена в 1647-1650 гг. на средства купцов В. И. и И. И. Скрипиных. Пятиглавый четырёхстолпный храм на подклете, окруженный с трёх сторон галереями с приделами в их восточных частях. На северо-западном углу — столпообразная шатровая колокольня, на юго-западном — шатровый придел. В алтаре придел Варлаама Хутынского, южный — придел Покровский, юго-западный — Ризоположенский, северный — Гурия, Самона и Авива. В храме уцелели росписи 1680 работы Гурия Никитина. В 1918 г. Церковь Ильи Пророка была повреждена в ходе боев, в 1920 г. закрыта, передана музею. С 1956 г. церковь — музей, летом открыта для посещения. С 1994 г. находится в совместном владении епархии и музея, богослужения проводятся по большим праздникам.

В церкви с 1650-х до 1920-х годов хранилась частица Ризы Господней. В подклете под Покровским приделом — усыпальница купцов Скрипиных.
25. Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских. — М.: Московский рабочий, 1991. — 285 с.: ил. 726

В книге изложена краткая история московских монастырей и дан перечень обителей и женских общин, существовавших на территории Москвы с XIII в. до наших дней. Читатель узнает о причинах создания монастырей, их месторасположении, получит сведения об архитектуре. В книге рассказано о деятельности насельников (братии), таинственной инокине Досифее, великих пожарах и «никитинской беде», подвиге казначейши Сарры и принудительном пострижении княгини Соломониды, последних часах жизни патриарха Гермогена и архиепископа Амвросия, коварном похищении сокровищ Рождественской обители и загадочном покушении на патриарха Тихона, пропаже библиотеки Высокопетровского монастыря и судьбе старинных усыпальниц, о монастырских застенках и других еще малоизвестных событиях.


26. Борисенко И.Г. Новодевичий монастырь. — М.: Северный паломник, 2003. — 96 с.: ил. — 9Памятники художественной культуры древней Руси) 726

Новодевичий монастырь, расположенный на юго-западной окраине Москвы, у излучины Москвы-реки, принадлежит к числу красивейших монастырей столицы и издавна является одним из славных центров ее духовной жизни. Эта обитель, основанная в 1525 году, была очевидцем и участником важных событий русской истории. Храмы, палаты и стены Новодевичьего монастыря, возведенные в XVI-XVII веках, представляют собой уникальный по художественным достоинствам и цельности архитектурный ансамбль, который отличается от других московских монастырей прекрасной сохранностью своих построек. В стенах Новодевичьего монастыря находится одноименный музей - филиал Государственного Исторического музея, обладающий интереснейшей коллекцией произведений живописи и прикладного искусства, которые хранились в монастыре на протяжении нескольких столетий.


27. Бутиков Г.П., Хвостова Г.А. Исаакиевский собор. — Лениздат, 1974. — 163 с. 726

Исаакиевский собор расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея. Зарегистрированная в июне 1991 года церковная община получила возможность совершать в соборе богослужения. Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю. Построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I, председателем комиссии построения был Карл Опперман.

Торжественное освящение 30 мая (11 июня) 1858 года нового кафедрального собора совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий (Постников). Творение Монферрана — четвёртый по счёту храм в честь Исаакия Далматского, построенный в Санкт-Петербурге. Высота Исаакиевского собора— 101,5 м, внутренняя площадь — более 4000 м².
28. Никитина Т.Л. Церковь Воскресения в Ростове Великом. — М.: Северный паломник, 2002. — 80 с.: ил. — (Памятники художественной культуры древней Руси) 726

Церковь Воскресения поставлена над северными Святыми воротами Ростовского Архиерейского дома, более известного сейчас под названием "Ростовский кремль". Ворота с церковью находятся в центре торжественно оформленного северного фасада митрополичьей резиденции, обращенного к городу и главному храму всей епархии - древнему Успенскому собору.

Датой постройки церкви Воскресения традиционно считается 1670 год. Впервые эта дата появляется в работах А.А. Титова, хотя исследователь никак не пояснял ее происхождение. До настоящего времени не обнаружено никаких исторических свидетельств, которые могли бы подтвердить такую датировку. Утвердилось мнение, что церковь Воскресения принадлежит к числу наиболее ранних построек Ростовского кремля и представляет собой один из первых этапов воплощения грандиозного архитектурного замысла заказчика и создателя ансамбля митрополичьей резиденции - ростовского митрополита Ионы.
29. Никитина Т.Л. Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом. — М.: Северный паломник, 2002. — 72 с.: ил. — (Памятники художественной культуры древней Руси) 726

Церковь Иоанна Богослова в Ростовском Архиерейском доме, ныне известном как Ростовский кремль, построена в начале 1680-х годов по заказу митрополита Ионы - выдающегося русского церковного деятеля XVII века, одного из ближайших сподвижников патриарха Никона. В интерьере церкви сохранилась стенная роспись. Помимо традиционных сюжетов, стенопись включает в себя житийные циклы апостола Иоанна Богослова и святителя Авраамия Ростовского - одного из первых просветителей и крестителей Ростовской земли.


30. Никитина Т.Л. Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом. — М.: Северный паломник, 2002. —80 с.: ил. — (Памятники художественной культуры древней Руси) 726

Церковь Спаса на Сенях являлась главным храмом Ростовского Архиерейского дома - архитектурного ансамбля 70-80-х годов XVII века, более известного сейчас под названием «Ростовский кремль». По замыслу создателя этого ансамбля - ростовского митрополита Ионы - церковь Спаса входила в комплекс важнейших парадных построек: центрального корпуса Митрополичьих палат (ныне «Самуилов корпус») и парадной трапезной (Белая палата).

Датой постройки церкви Спаса на Сенях считается 1675 год. Эта дата упоминалась в надписи на храмозданном кресте, еще сохранявшемся в церкви в XIX веке.
31. Логвин Г.Н. Киево-Печерская лавра. — М., 1958. — 21 с.+ ил. 726

На окраине Киева, на крутых берегах Днепра, находится Киево-Печерская лавра — первый на Руси монастырь, основанный в середине XI века. Свое название он получил от пещер, в которых первоначально жили основавшие его монахи. Монастырь быстро развивался, сосредоточивая в своих руках огромные земельные и материальные богатства, становился центром культуры и искусства Древней Руси. Здесь жил и работал великий летописец Нестор — автор "Повести временных лет".

Киевские князья нуждались в поддержке церкви, освящавшей своим авторитетом феодальный строй, всячески поддерживали монастырь различного рода пожертвованиями, в том числе и землей. Во второй половине XI века монастырю был подарен большой земельный участок, занимаемый ныне Верхней лаврой.

Книга посвящена этому крупнейшему и древнейшему русскому православному монастырю на территории бывшего СССР, истории его создания и развития, богатству его архитектуры и культуры. Издание богато иллюстрировано черно-белыми иллюстрациями.


32. Кутепов А.С. Фасады церквей, колокольней и иконостасов, проектированные и изданные архитектором, надворным советником и кавалером Кутеповым — М.: типография Августа Семена, 1829. — VIII с., 60 л. ил.

В предисловии к своему труду автор пишет «По любви к архитектуре и усердию к общей пользе, предпринял я издание нескольких фасадов церквей, различных и по вкусу, и по ценности построения; сие издание фасадов, может служить благонамеренным соорудителям для выбора предметов и руководствовать в исполнении производителей, по отдаленности от столице лишенных способов к усовершенствованию себя и к наблюдению перемен вкуса. По некоторым из сих рисунков уже выстроены мною церкви, другие же представляют одни проекты. Счастливым почту себя, если сие издание фасадов принесет какую-либо пользу соотечественникам моим; это чувство одушевляло меня в продолжении служения Государю и Отечеству; оно же побуждает и в настоящем случае принести в жертву общей пользе сие издание.»


33. Морской Собор в Кронштадте 1903–1913. Построен по проекту и под наблюдением инженера профессора В.А. Косякова. — СПб.: Типография «Якорь».— 20 с.: ил. 726

Свято-Никольский собор в Кронштадте сооружался Морским ведомством и поэтому получил название Морского собора. Идея сооружения в Кронштадте нового храма – памятника истории развития Русского флота относится к 1896 г. В 1897 году был объявлен международный конкурс на составление проекта. Средства на собор жертвовались членами императорской семьи, придворными и военными чинами, большая часть необходимой на строительство суммы была собрана военными офицерами и моряками, постановившими отчислять на эти цели часть своего жалованья. Для строительства была выбрана центральная площадь города, где хранились вышедшие из употребления якоря, поэтому она получила название Якорной.

В апреле 1901 г. был принят проект, представленный архитектором В. А. Косяковым, который был высочайше утвержден 21 мая 1901 года. Собранных пожертвований оказалось недостаточно даже для начала строительства, и 27 октября 1901 года Государственный Совет ассигновал средства на производство работ. Председателем Строительного комитета стал вице-адмирал С. О. Макаров. Работы по расчистке и подготовки территории производились моряками флотских экипажей и учебных отрядов. По эскизам Г. А. и В. А. Косяковых для собора изготовлялась разнообразная и богатая утварь. Сочетание древнерусских и византийских мотивов с морской символикой представляло благодатную почву для стилистики модерна. Внутренняя отделка собора заняла гораздо больше времени, чем строительство. Церемония освящения собора состоялась 10 июня 1913 г. в присутствии императорской семьи. Площадь перед собором предназначалась для военных парадов. Вскоре здесь же был установлен памятник строителю собора адмиралу С. О. Макарову (1848 – 1904) работы Л. В. Шервуда. Вблизи был разбит парк, устройством которого руководил Э. Г. Гильбих. С мая 2013 года считается главным храмом Военно-морского флота России и центром Военного благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии.
34. Красовский М. В. Очерк истории московского периода древне-русского церковного зодчества (от основания Москвы до конца первой четверти XVIII века). — М.: Типография Г. Лисснера и Д. Совко, 1911. — 430 с.: ил. 726

Книга удостоена половинной премии имени графа Уварова А.С. 29 декабря 1909 года.

Печатается на основании постановления Императорского Московского Археологического Общества. Председатель графиня Уварова. В книге широко исследованы памятники старо-русского зодчества. Представлено множество фотографий и планов. Содержит следующие разделы: Деревянное зодчество Московского княжества. Первый период каменного церковного зодчества Москвы ( 1272-1461 г). Успенский собор в Звенигороде. Аристотель Фиоравенти — Соборы Успенский и благовещенский, Архангельский собор. 16 век. Начало самобытного стиля. Церкви в селах Дьякове, Коломенском, Беседах и Медведкове. Покровский собор (Василия блаженного). Не шатровые церкви 16 века. Шатровые церкви 17 века. Колокольни. Церкви расцвета самобытного искусства. Русский Барокко.

Михаил Витольдович Красовский (1874—1939) — один из создателей отечественной науки об истории архитектуры. Ученик историка древнерусской архитектуры Н.В. Султанова, Красовский в 1900 г. сам стал преподавателем института. Уже тогда он занялся изучением русского зодчества, устраивая экспедиции в Суздаль, Псков, Ростов, Подмосковье, на Север и привлекая к ним своих учеников. С 1905 г. журнал «Зодчий» начинает публиковать его статьи, посвященные памятникам архитектуры.


35. Качалова И.Я., Маясова Н.А., Щенникова Л.А. Благовещенский собор Московского Кремля. — М.: «Искусство», 1990. — 384 с.: ил. 726

В 1989 исполнилось 500 лет уникальному памятнику русской культуры — Благовещенскому собору Московского Кремля. Он был возведен в конце XV века как домовая церковь Великокняжеского дворца. Свой современный вид девятиглавого собора он приобрел в середине XVI в. В соборе сохранились росписи середины XVI в. Сокровищем собора является его иконостас рубежа XIV — XV вв. С течением времени Благовещенский собор становится хранилищем выдающихся произведений древнерусской станковой живописи. Постепенно здесь складывалось и собрание редких произведений прикладного искусства. Авторы воссоздают историю создания памятника, оценивают его значение в истории русской культуры, характеризуют особенности архитектуры и настенной живописи, прослеживают этапы сложения интерьера, описывают наиболее интересные произведения, хранящиеся в соборе. Особое внимание уделяется вопросам охраны и реставрации памятника.


36. Косяков В.А. Постройка храма и переустройство прочих зданий подворья Киево-Печерской лавры в Санкт-Петербурге. — Санкт-Петербург, 1900. — 82 с.: ил. 726

Санкт-Петербургское Подворье Киево-Печерской Лавры занимает значительный участок земли на углу Набережной и 15 линии Васильевского острова. Лаврой этот участок был приобретен в 1874 году уже застроенным трехэтажным зданием с домовой церковью и несколькими мелкими службами во дворе. Когда именно был выстроен главный корпус в точности неизвестно, дом был стар и носил следы мелких переделок по нуждам хозяев, коих сменилось за прошедшее время немало. В 1883-1885 годах здание было капитально перестроено, значительно расширена церковь, пристройками увеличена жилая часть. Но и в обновленном виде дом не отличался ни внешним благолепием, ни внутренним удобством, что обусловило необходимость реконструкции. В первой части книги эта необходимость подробно описывается. Далее следует подробное описание имеющихся строений и их устройства. Излагаются подходы и практические предпосылки архитекторов к разработке проекта реконструкции и подбору материалов. Далее рассказывается о ходе реконструкции, сопровождаемой техническими описаниями. Подробно описывается внутренняя отделка зданий и обустройство сада и прилегающих территорий, а также внешняя декорация храма. В приложении представлен проверочный расчет прочности главнейших частей храма. Издание сопровождается огромным иллюстративным материалом, ядро которого составляют гравированные подробные чертежи.


37. Ушакова Е.В. Краткий исторический очерк московского Алексеевского девичьего монастыря. — М.: Типография Т. Рисъ, 1877. — 63 с.: ил. 726

Издано в пользу воспитанниц Славянского училища при Алексеевском монастыре.

Московский Алексеевский девичий монастырь – это древняя обитель, известная с XIV в. За время своего существования монастырь три раза менял место расположения и название, но неизменно носил имя Алексеевского – в честь проповедника. Алексия человека Божия, святого покровителя основателя монастыря.
38. Троицкий В.И., Торопов С.А. Симонов монастырь. Издание Управления музеями-усадьбами и музеями-монастырями Главнауки НКП.— М.: Типография Полиграфтреста «Северная Печать, 1927. — 37 с. 726

Книга посвящена истории Московского Симонова (Успенского) монастыря — одного из знаменитейших строений Москвы. Монастырь был заложен в 14 веке и с тех пор многократно служил «щитом Москвы против врагов»; кроме того, из него вышли многие известные церковные деятели — св. Кирилл Белозерский, св. Иона, митрополит Московский, патриарх Иосиф, митрополит Геронтий, архиепископ Ростовский Иоанн.

В наше время сохранилась лишь незначительная часть построек монастыря.
39. Снегирев И.М. Новоспасский ставропигиальный монастырь/ Издание А. Мартынова. — М.: В типографии Бахметева, 1863. — 107 с.: ил. 726

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося русского историка, этнографа, фольклориста И.М.Снегирева, содержащая историческое описание Новоспасского ставропигиального (независимого от местной церковной власти и подчиняющегося непосредственно патриарху) мужского монастыря - старейшей монашеской обители Москвы. В книге представлен очерк истории монастыря, описывается его внешний облик, составляющие его здания и постройки, усыпальницы и хранящиеся в монастыре святыни. Рассказывается о преимуществах, правах и обязанностях монастыря и его настоятелей; приводятся имена всех архимандритов Новоспасского монастыря до середины XIX века.

Книга, написанная в середине позапрошлого столетия, будет интересна как специалистам — историкам, москвоведам, археологам, религиоведам, культурологам, так и широкому кругу читателей.
40. Салько А.М. Руководство к устройству каменных и деревянных церквей с сообщением мер к более продолжительному, в прочном виде. Существованию церквей в Империи. — Саратов: Типо-Литография П.С. Феокритова, 1899. — 26 с.+ чертежи 726

Инженер-архитектор Алексей Маркович Салько так определил цель издания Руководства к устройству каменных и деревянных церквей с сообщением мер к более продолжительному, в прочном виде, существованию церквей в Империи: «Попечители или уполномоченные крестьянские общины, под руководством священников, пользуясь этим руководством, могли бы довольно точно определить размеры и другие данные предполагаемой ими церкви и при отсутствии архитектора наблюсти за прочным производством работ».

«Место под постройку церкви должно быть избираемо на площадях по возможности среди местности, занятой прихожанами, в расстоянии не менее 20 саж.(42 м) от строений в селениях и не менее 10 саж. (21 м) – в городах, согласно 220, 432 и 433 статей Строительного Устава по продолжению свода законов 1876–1879 гг. Место должно быть возвышенное и иметь стоки во все стороны от здания церкви; при неимении сего, это должно быть достигнуто увеличением высоты цоколя, с подсыпкой земли или вообще планировкой окружающей местности. При одинаковых в этом отношении условиях следует давать предпочтение месту с более прочным грунтом, а потому перед выбором места следует исследовать грунт в нескольких подходящих местностях. Общая площадь средней части церкви и трапезной рассчитывается так, чтобы в большие праздники могли удобно поместиться все прихожане, полагая 18 человек на кв. саж. (4 чел/м2) (допуская же скученность, можно считать 24 человека на кв. саж. (5 чел/м2). Точное распределение их между средней частью и трапезной должно быть предоставлено архитектору, иначе он будет затруднен в придании зданию красивой формы. Наиболее выгодная в экономическом отношении и удобная для молящихся форма церкви с алтарем без трапезной, с колокольней в одной из малых глав над средней частью; при этом длина и ширина церкви (которые бывают обыкновенно одинаковые) на 800 прихожан будет по 6,5 саж.(14 м) внутри. Главный алтарь внутри в длину и ширину должен быть не менее 3 сажень (6,4 м). Форма его может быть полукруглая или с несколькими гранями. Если церковь с трапезной и колокольней, то последняя обыкновенно проектируется длиною и шириною около 3,5 сажень (7,5 м) с наружными стенами; при 1-м ярусе колокольни по обеим сторонам ее делаются сверх вышесказанной меры помещения для лестницы, идущей на колокольню, и сторожей. При определении размеров церкви следует иметь в виду прирост населения; при значительном увеличении числа жителей в приходе сверх тысячи прибавляется новая церковь.»
41. Троице–Сергиева Лавра. Художественные памятники/ Под общей редакцией Н.Н. Воронина, В.В. Косточкина. — М.: «Искусство», 1968. — 186 с.: ил. 726

В книге речь идет о крупнейшей сокровищнице древнерусского искусства - древней Троице-Сергиевой лавре — ныне Загорскому историко-художественному музею-заповеднику. Прослеживается история создания архитектурных памятников лавры, анализируя каждый из них, привлекая чертежи и планы, также рассматривается прикладное искусство, собрание древних рукописей, живопись и художественное шитье лавры.


42. Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. В четырех томах/ Собрал Петр Паламарчук. — М.: АО «Книга и бизнес», 1992 — 1996. 726

Книга «Сорок сороков» — краткая иллюстрированная история всех московских храмов, составленная русским писателем и историком П. Г. Паламарчуком. Впервые книга издана (под псевдонимом «Семён Звонарёв») в 1988—1990 годах издательством ИМКА-Пресс в Париже, при поддержке Русского общественного фонда, созданного А. И. Солженицыным. В 1992—1996 годах в переработанном и дополненном виде переиздана в Москве под настоящим именем автора (АО «Книга и бизнес»). В 1997 году П. Г. Паламарчук награждён за книгу второй премией в номинации «История Москвы» Макариевской премии.

Название четырёхтомника восходит к фразеологизму «сорок сороков». Как объясняет автор в предисловии к книге, согласно старинному преданию, в Москве до революции стояло именно «сорок сороков» (то есть 1600) храмов христианских исповеданий. В действительности, это число было несколько меньше, около тысячи (такие данные приводятся «Толковом словаре» В. И. Даля), однако, число 1600 можно получить, если сложить вместе все престолы христианских храмов (впрочем, как показано в основной статье, эта точка зрения подвергается критике).

Книга состоит из четырёх томов. Каждому храму (собору, церкви, часовне) посвящена отдельная статья, содержащая информацию об архитектуре и истории храма, а также иногда и другие исторические сведения, включая рассказы очевидцев. В книгу включены не только действующие храмы, но также закрытые и разрушенные. В основном книга посвящена православным храмам, но в четвёртом, заключительном томе приводятся сведения о храмах иных конфессий и религий.

Том I — Кремль и монастыри.

Том II — Москва в границах Садового кольца:

Китай-город

Белый город

Земляной город

Замоскворечье

Том III — Москва в границах 1917 года

Том IV:


Окраины Москвы

Инославие и иноверие


43. Русская православная церковь. Монастыри. Энциклопедический справочник. Издательство Московской патриархии. — М.: Издательство «Республика», 2000. — 459 с.: ил. 726

В иллюстрированном энциклопедическом справочнике публикуются статьи о всех действующих в России и за рубежом монастырях Русской Православной Церкви, их истории, храмах, святынях, архитектуре. Заключительный раздел книги - исторический обзор деятельности монастырей Русской Православной церкви. Выпускается впервые.


44. Православная Москва. Справочник монастырей и храмов / Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В. — М.: Издательство братства святителя Тихона, 2001. — 320 с. 726

«Православная Москва» — это энциклопедия церковной жизни столицы, в которой нашло свое отражение все многообразие форм церковного служения в современном мире. Прежде всего, это информация о храмах, монастырях и часовнях столицы, представленная в простой и удобной форме. В приложениях даны сведения о православных учебных и научно-исследовательских учреждениях, церковно-общественных и благотворительных организациях, издательствах и СМИ, мастерских, магазинах и т. д.


45. Храм преображения господня в Богородском/ история и современность. — М.: Издательство РУДН, 2007. — 192 с.: ил. 726

Храм Преображения Господня в Богородском — православный храм Воскресенского благочиния Московской городской епархии. Это единственный оставшийся в Москве деревянный храм XIX века.

В конце 1876 года настоятель Ильинского храма в Черкизове подал митрополиту Московскому Иннокентию прошение о постройке в дачном месте Богородское деревянной церкви для богослужений в летнее время. Проект был выполнен архитектором Н. А. Ипатьевым. В проекте в основном был использован «русский стиль»: килевидный кокошник у основания шатра, фигурные наличники окон, резные столбики крылец. Первоначально храм был приписан к Ильинскому храму в Черкизове, службы совершались летом — ежедневно, зимой — только по праздникам. С 1891 года церковь стала самостоятельной; в неё был назначен настоятель — Александр Тихонович Колычев.

В 1894 году потребовалось расширение здания храма; архитектором П. П. Зыковым был предложен проект пристройки северного каменного придела. Здание церкви сохранилась без перестроек, несмотря на пожары, случившиеся в храме в 1954 и 2002 годах. Храм построен в стиле модерн с элементами древних новгородских построек. Круглый шатер с двумя ярусами сводчатых полукружий.

Святыни: особо чтимые иконы Божией Матери Тихвинская, Смоленская, Иерусалимская, «Всех скорбящих Радость», иконы пророка Илии, преп. Сергия и Серафима, свят. Николая Чудотворца с житием (в алтаре), преп. Серафима Саровского, Пресвятой Троицы, Яхромская икона Божией Матери.
46. Салимов А.М. Тверской Спасо–Преображенский Собор/ Под редакцией Булкина В.А. — Тверь: «РИФ ЛТД», «РИО ТК АНТЭК», 1994. — 366 с.: ил. 726

Книга А. М. Салимова посвящена Тверскому кафедральному собору, разрушенному в 1935 году.

В монографическом исследовании делается попытка воссоздать историю первого каменного храма Твери, образные и стилистические особенности которого оказали, вероятно, немалое влияние на последующий ход каменного строительства в тверском княжестве. Рассматривая тверской Спас в контексте древнерусского зодчества XIII - XVII вв., автор предлагает ряд новых интерпретаций историко-архитектурных явлений.

Книга хорошо иллюстрирована.


47. Путятин И.Е. Образ русского храма и эпоха просвещения. К 250-летию академии художеств. — М.: Гнозис, 2009. — 416 с. — (Российская Академия художеств. Научно–исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств РАХ) 726

Настоящая монография содержит новое исследование русской церковной архитектуры эпохи Просвещения. Оно произведено на сопоставлении архитектурной теории и памятников церковного зодчества того времени. В научный обиход вводится большое количество текстов архитектурных трактатов, некоторые из которых впервые переведены на русский язык. В качестве рассматриваемых примеров архитектурной практики приводятся как широко известные памятники (Троицкий собор Александро-Невской Лавры), так и недавно выявленные (Петропавловская церковь в Переслегине под Торжком), а также полностью утраченные (Иосифовский собор в Могилёве). Впервые русское храмовое зодчество значительного периода Нового времени рассматривается в обширном мировом и историческом контексте, что предоставляет новые возможности его символического и формалистического истолкования. Читатель откроет многие забытые ныне содержательные аспекты применения классических ордеров, а также – таких издревле символических архитектурных форм как обелиски, пирамиды, шпили, вазы и др. В книге подробно рассматриваются вопросы влияния на архитектурную практику образов христианских древностей и вселенских святынь. Все это помогает по-новому взглянуть и на современное храмовое строительство в России.


48. Царевская Т.Ю. Никольский собор на Ярославовом дворище в Новгороде: — М.: Северный паломник, 2002. — 72 с.: ил. — (Памятники художественной культуры древней Руси). 726

Никольский собор на Ярославовом дворище, заложенный в 1113 году, - древнейший из сохранившихся русских храмов, построенных в честь св. Николая. Посвящение княжеского собора св. Николаю Мирликийскому стало одним из первых свидетельств его почитания на Руси.

На протяжении многовековой истории собор пережил длинную череду бедствий, пожаров, перестроек и чинок. В ходе реставрации 1990-х годов ему были возвращены черты первоначального облика и в том числе восстановлено древнее пятиглавие.

Сохранившиеся фрагменты фресковой росписи XII века дают представление о ее высоком качестве и содержат важную информацию о первоначальном замысле и художественных особенностях живописного ансамбля.


49. Сукина Л.Б. Троицкий собор Данилова монастыря в Переславле–Залесском. — М.: Северный паломник, 2002. — 72 с.: ил. — (Памятники художественной культуры древней Руси) 726

Троицкий собор Данилова монастыря 1530-1532 гг. занимает особое место среди памятников древнерусской архитектуры старинного города Переславля-Залесского. Его простые и монументальные формы выдержаны в традициях среднерусской архитектуры первой трети XVI века. Фресковая роспись, выполненная в 1662-1668 гг., - первая самостоятельная работа знаменитого костромского иконописца Гурия Никитина «с артелью». Фрески Троицкого собора, включающие в себя обширный цикл иллюстраций Апокалипсиса, соединяют в себе опыт монументальной живописи предшествующего столетия с новыми приемами мастеров костромской школы второй половины XVII века.


50. Тимофеева Т.П. Золотые ворота во Владимире. — М.: Северный паломник, 2002. — 63 с.: ил. 726. — (Памятники художественной культуры древней Руси) 726

Золотые ворота - уникальный памятник древнерусской фортификации, построенный в XII в. мастерами владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Золотые ворота задуманы владимирским князем Андреем Боголюбским как главные крепостные ворота города Владимира - новой столицы княжества. В их архитектуре гармонично сочетается несколько значений: триумфальная арка, боевая башня и надвратная церковь. Величественный облик Золотых ворот запечатлел время недолгого, но необычайно яркого и мощного расцвета Владимиро-Суздальской Руси, высокого аристократического стиля искусства и зодчества.


51. Сарабьянов В.Д. Спасо–Преображенский собор Мирожского монастыря. — М.: Северный паломник, 2002. — 80 с.: ил. — (Памятники художественной культуры древней Руси) 726

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря является древнейшим памятников христианской культуры на территории Пскова. Собор был возведен и украшен фресками на рубеже 1130-1140-х годов по инициативе новгородского архиепископа Нифонта, одной из главных целей которого было христианское просвещение Северо-Западной Руси. Росписи собора, созданные византийскими мастерами, обладают уникальным иконографическим составом, высочайшим художественным уровнем и редкой сохранностью. Все это делает собор Мирожского монастыря одним из важнейших памятников мировой средневековой культуры. Отражая современные научные представления о средневековом искусстве, книги серии рассчитаны не только на специалистов, но и на широкий круг читателей, интересующихся отечественной историей и культурой. Книга богато иллюстрирована.



52. Сарабьянов В.Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. — М.: Северный паломник, 2002. — 88 с.: ил. — (Памятники художественной культуры древней Руси) 726

Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря является одним из древнейших храмов Новгорода. Он был заложен в 1117 и расписан в 1125 году по инициативе монаха Антония, пришедшего в Новгород, согласно более позднему преданию, из Италии, за что в XV–XVI веках он получил прозвище Римлянина. Идеи монашеской аскезы и молитвенного уединения, новые для русского общества раннего XII века, нашли своеобразное отражение в архитектуре собора и его росписях, которые создавались при непосредственном участии заказчика храма — преподобного Антония Римлянина.

В издании рассказывается об истории основания монастыря, об его архитектуре, художественных особенностях фресок собора, иконах, реликвиях и святынях. Представлена история открытия и реставрации росписей.

Книга рассчитана не только на специалистов, но и на широкий круг читателей, интересующихся отечественной историей и культурой.


53. Снегирев И.М., Токмаков И.Ф. Историческое описание Московского Новодевичьего монастыря/ ПредисловиеН. Антушева. Издание второе. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. — 240 с. 726

“Московские Епархиальные Ведомости» в номере, посвященном празднованию Смоленской иконы Божией Матери, являющейся главной святыней Новодевичьего монастыря, предлагает вниманию читателей текст труда-исследования профессора И.М. Снегирева, существенно дополненный выдающимся историком И.Ф. Токмаковым, – «Историческое описание Московского Новодевичьего монастыря» (М., 1885). Предлагаемая читателю книга содержит историческое описание Московского Новодевичьего женского монастыря - выдающегося памятника русской православной культуры, одного из старейших и красивейших монастырских архитектурных ансамблей столицы. Излагается история основания и развития монастыря, рассказывается о нелегких испытаниях, выпадавших на долю обители на всем протяжении ее существования. Описывается внешний облик монастыря, составляющие его здания и постройки, усыпальницы и хранящиеся в монастыре святыни. Рассматриваются предания и обычаи Московского Новодевичьего монастыря. Перечисляются благотворительные учреждения монастыря. В приложении приводятся различные архивные документы - выписки из древних актов, грамоты, доношения, а также любопытные рассказы очевидцев о Новодевичьем монастыре.

Книга рекомендуется историкам, москвоведам, археологам, религиоведам, культурологам, а также всем заинтересованным читателям.
54. Храм Христа Спасителя. — М.: Профиздат, 2001. — 128 с.: ил. 726

Книга повествует о возрождении святыни русского народа — Храма Христа Спасителя — великого памятника воинской славы России, одного из духовных центров православия. В издании приводятся редкие фотографии из архива московского Музея архитектуры им. А.В. Щусева.



Книга издается с Благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия и с его обращением к читателям книги.
55. Храм Христа Спасителя. Печатается по книге «Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве/ Составитель заключительной части «Воссоздание» Б. Споров, 1996. — 288 с.: ил. 726

В книге дается детальное описание сооружения Храма, начиная с первоначальной стройки на Воробьевых горах, представлены имена его созидателей-архитекторов, художников, каменотесов и т.д. Здесь же воспроизведена и своеобразная летопись побед русского воинства в Отечественной войне 1812 г., в честь которых и был построен Храм. В заключительной части книги рассказывается о воссоздании Храма в наши дни.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница