Цель занятия



Скачать 53,62 Kb.
Дата18.08.2017
Размер53,62 Kb.
Тема занятия №2

Биогенные S-элементы и их соединения

Цель занятия: сформировать понятие о биосфере, классификации биогенных элементов и значении биогенных элементов, как основы электролитного фона организма; познакомиться с медико-биологическим значением элементов и качественными реакциями с их участием. Научиться применять учебный материал в своей будущей профессии.

Сделайте записи в рабочей тетради по плану:

  • дата

  • номер занятия

  • тема занятия

  • цель занятия

  • основные вопросы темы

  • краткий конспект лабораторных работ по литературе

Учебные вопросы занятия:

  1. Понятие о биосфере. Биогенность химических элементов. Круговорот биогенных элементов.

    1. Классификации биогенных элементов.

    2. Биогеохимические провинции. Эндемические заболевания.

  2. Общая характеристика s-элементов и их соединений. Строение электронных оболочек и прогнозирование химических свойств. Металлические и неметаллические свойства. Валентности и степени окисления. Общие химические свойства.

  3. Водород и его соединения: кислотные свойства, окислительно-восстановительные, комплексообразующие, образование ассоциатов.

3.1. Вода и ее свойства. Вода в природе, организме и медицине.

3.2.Пероксид водорода.



  1. Особенности свойств ионов s-элементов IA и IIA групп.

4.1. Натрий и калий, биологическая роль и биологический антагонизм, комплексообразование, применение их соединений в медицине.

4.2.Кальций и магний, биологическая роль и биологический антагонизм, комплексообразование, образование осадков, применение их соединений в медицине.

4.3. Микроэлементы: бериллий, стронций, и барий, их роль в жизнедеятельности.

Рекомендуемая литература:

Основная

1.Общая химия. Учебник для медицинских вузов. (В.А. Попков, С.А. Пузаков), М, ГЭОТАР Медия, 2007 г, [1].

2.Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. Учебное пособие для студентов медицинских вузов (Ю.А. Ершов, В.А. Попков, А.С. Берленд и др. Ред. Ю.А. Ершов), 8 изд, М, Высшая школа, 2010 г, [2].

3.Лабораторный практикум по общей химии. Под ред. В.И. Гончарова. Ставрополь, СГМА, 2002, [4].



Дополнительная

1.Химия. Основы химии живого. Учебник для студентов высших учебных заведений. (В.И. Слесарев), Санкт-Петербург, Химиздат, 2000 г, [5]

2.Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы интернет-ресурсов, отвечающие тематике дисциплины.

При подготовке к данному занятию

Повторите материал довузовской подготовки по общей химии и химии элементов. Это очень важно, т.к. этот материал является базовой основой для получения новых знаний, и на нем строится программа занятия.



Обратите внимание на:

  • обозначение химических элементов, их порядковый номер, атомную массу согласно периодической системе;

  • формулы сложных веществ, образованных этими элементами;

  • ионы s-элементов, их форма записи, величина и знак заряда ионов элементов;

  • составление уравнений реакций;

  • образование осадков, изменение цвета растворов реагирующих веществ, согласно планируемым лабораторным работам;

  • взаимосвязь темы занятия и медицинских аспектов;

  • наличие специальной терминологии и ее расшифровке.

Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине.

При необходимости обратитесь к дополнительной литературе, информационно-справочным материалам и поисковым системам в интернете, которые отвечают теме занятия.



При отработке 1-го учебного вопроса обратите внимание на несколько вариантов классификации биогенных элементов, их особенности. Приведите примеры авторских классификаций. Определите взаимосвязь между количеством элементов и их биогенностью. Выделите группы биогенных элементов и группы элементов-токсикантов. Дайте определение биосфере и биогеохимическим провинциям. Приведите примеры взаимосвязи эндемических заболеваний с повышенным или пониженным содержанием элементов в биосфере.

При отработке 2-го учебного вопроса обратите внимание на расположение s-элементов в периодической системе, их общие характеристики, строение и свойства.

При отработке 3-го учебного вопроса обратите внимание на особенность электронного строения атома водорода, химическую активность его иона, склонность к образованию водородных связей в биологически важных веществах. Обратите особое внимание на роль воды в жизнедеятельности живых организмов во взаимосвязи с ее химическими свойствами.

При отработке 4-го учебного вопроса обратите внимание на ионные взаимодействия элементов s-группы, запись сокращенных ионных уравнений, образование осадков. Разберите, какие реакции могут служить качественными реакциями для обнаружения определенных ионов. Обратите внимание на образование циклических макроструктур (комплексообразование s-элементов), их биороль в организме, разберите вопросы, связанные с синергизмом и антагонизмом поступающих в организм s-элементов.

Лабораторные работы

Обнаружение катионов s-металлов



1.Аналитическое обнаружение катионов калия

Реакция с натрий гексанитрокобальтатом (III). Эта реакция высоко чувствительна и легко проходит по обмену катионов во внешней сфере комплекса соли. На часовое стекло нанесите 3-4 капли раствора соли калия и добавьте 2-3 капли свежеприготовленного раствора. Образуется желтый кристаллический осадок калий-натрий гексанитрокобальтата. Если осадок не выпадает, дайте смеси постоять.

В щелочной среде реакцию проводить нельзя, т.к. от щелочи реактив разлагается, образуя аморфный осадок Co(OH)2, желто-зеленого цвета. Этой реакцией пользуются для осаждения иона K+ из сыворотки при перманганатометрическом определении калия в крови.



2.Реакция открытия катионов магния

Реакция с натрий гидроксидом. На часовое стекло прилейте 2-3 капли раствора соли магния и добавьте 2-3 капли раствора натрий гидроксида. Образуется белый осадок магний гидроксида. Осадок разделите на 2 части: к одной части добавьте 2-3 капли серной кислоты, к другой – раствор аммоний хлорида. Что наблюдается? Напишите уравнения проведенных реакций.

3.Обнаружение иона кальция.

Реакция с аммоний оксалатом (NH4)2C2O4. К 5-6 каплям раствора соли кальция прилейте 5-6 капель раствора реактива. Наблюдайте выпадение белого мелко-кристаллического осадка кальция оксалата. Разделите осадок на 2 части. К одной части прилейте раствор HCl, к другой прилейте раствор CH3COOH. Что наблюдается? Напишите уравнения проведенных реакций. Рассмотренная реакция применяется для осаждения ионов Ca2+ при определении кальция в моче и в крови перманганатометрическим методом. Аналогичную реакцию дают ионы бария, но в отличие от кальций оксалата барий оксалат растворим в уксусной кислоте при кипячении.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница