Цели: познакомить учащихся с ходом и итогами Войны за независимость; рассмотреть и разобрать такие важные документы в истории сша, как «Декларация независимости сша», «Конституция сша», «Билль о правах»



Скачать 322,72 Kb.
Дата29.11.2017
Размер322,72 Kb.
Война за независимость и образование США.

Цели:

1. познакомить учащихся с ходом и итогами Войны за независимость;

2. рассмотреть и разобрать такие важные документы в истории США, как «Декларация независимости США», «Конституция США», «Билль о правах»;

3. развивать навык работы с картой и историческим документом.



Задачи:

- обучающие: изучить ход и итоги Войны за независимость, по средствам карты; совершенствовать умение работать на компьютере, с учебником, структурировать учебный материал, делать записи в тетради;

- развивающие: продолжить формирование умений ставить цель урока, определять задачи урока; формулировать проблемы и определять способы её решения; развивать навык работы с картой и историческим документом;

- воспитательные: формирование умения выслушивать мнения других, воспитывать уважение к праву и закону.



ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ: Джордж Вашингтон (1732-1789),Томас Джефферсон (1743-1826).

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ:

4 июля 1776- принятие Декларации независимости

1775-1783 г.г. – Война за независимость в североамериканских колониях Англии.

1787 г. – принятие Конституции США.

15 декабря 1791 г. – вступил в силу “Билль о правах”. (10 поправок к Конституции).

1777 г. – Битва у Саратоги.

1781 г. – Битва под Йорктауном.

1783 г. – Подписан мирный договор между США и Англией.

Схема «Причины войны за независимость»



Схема « Органы власти США по Конституции 1787 г.»



План изучения нового материала

  1. Английские колонии в Северной Америке.

  2. Причины Войны за независимость в Северной Америке.

  3. Война за независимость: а) цели, характер, воюющие стороны; б) начало войны; в) ход войны; г) результаты войны.

  4. Декларация независимости. Создание США.

  5. Принятие Конституции США. Государственный строй США.

  6. Характер и особенности американской буржуазной революции.

  7. Историческое значение американской буржуазной революции.


Ход урока

1. Английские колонии в Северной Америке.

Теперь США – самая богатая страна мира. Она владеет многочисленными природными ресурсами, огромными просторами плодородной земли, лесами, полноводными реками. На долю США приходится 18% мирового промышленного производства. Если же заглянуть в историю этой страны, то можно увидеть, что начиналась она как будто из ничего.

Освоение Атлантического побережья Американского континента начали частные английские акционерные компании – Лондонская и Плимутская. От английского короля Якова I Стюарта они получили подаренные грамоты (хартии) на заселение новых территорий.

В 1607 г. на Американский континент в поисках счастливой судьбы прибыли 102 англичанина. Они основали колонию Виргиния в устье р. Джеймс и развернули активную хозяйственную деятельность. Сначала главной целью колонистов было физическое выживание, так как многие из них погибали от голода, болезней, в результате столкновений с индейцами. Только отлаженное до 1616 г. дело по выращиванию и продаже табака в Англию позволило экономически оправдать существование колоний и привлечь туда новых колонистов. Король Карл I, который вступил на престол в 1625 г., провозгласил Виргинию королевской колонией и назначил губернатора.

Табачное хозяйство потребовало большого количества рабочих рук. Свободные колонисты не шли на такую работу, поэтому плантаторы использовали принудительный труд чернокожих рабов и сервентов - людей, посланных в колонию за счёт компании и обязанных отработать по контракту 7 лет.

Большую роль в освоении Северной Америки сыграли пуритане. Они уезжали из Англии по причинам идеологического и политического характера, привозили в Новый Свет демократические и республиканские идеи. В 1620 г. группа пуритан высадилась на побережье Массачусетс и основала поселение Новый Плимут. Поселенцы признавали верховную власть короля, но стремились создать совершенное общество, в котором был бы реализован христианский идеал справедливости.

Кроме Англии колонизацию Американского континента осуществляли Испания, Франция и Нидерланды. Но колонии англичан пользовались большей внутренней свободой и политической независимостью, имели право на самоуправление.

Жизнь в колониях была схожа с жизнью в метрополии, но всё же появлялись со временем отличия. В Северной Америке невозможно было закрепить монопольное землевладение привилегированного сословия. Плантаторское хозяйство, которое создавалось в Новом Свете, широко использовало внеэкономическое принуждение, но это не было единичной реанимацией феодальных порядков. Феодальное и плантаторское хозяйства по существу были различные. Целью лендлорда было получение ренты с пользователей его землёй, плантатора – получение прибыли от реализации продукции, в производство которой он вкладывал свой капитал, покупая землю и рабов. Землевладельцы составляли 80% населения колоний.

Уровень жизни свободных колонистов был выше за среднеевропейский. Потомки первых поселенцев не знали голода и недостатка в самом необходимом. Американцы во втором поколении были более высокие, чем европейцы. Они лучше питались: в их рационе преобладали мясо и овощи. Европу опустошали беспрерывные войны, а за океаном люди жили более спокойно, хоть иногда воевали с индейцами. Колонисты были лишены и налогов на содержание постоянной армии, королевского двора и аристократии. Налоги за содержание колоний несла метрополия.

Важнейшей особенностью американского общества было то, что человек свободно мог пользоваться результатами своего труда и предпринимательства. Протестантские традиции содействовали трудолюбию и бережливости человека, добросовестно заработанное богатство считалось приметой божественной избранности человека. Отличие людей по происхождению и вере не имели большого значения для поиска своего места в обществе. Безусловно, колонизация Америки сопровождалась торговлей рабами, спекуляцией, жульничеством, порабощением индейцев. Но основная масса простых американцев приобрела собственность своим упорным трудом, именно из таких людей сформировался средний класс.

Владея большей, чем жители Европы свободой, американцы стремились к её расширению и укреплению, поэтому отрицательно относились к усилению давления со стороны метрополии в XVIII веке.


  1. Причины Войны за независимость в Северной Америке.

Война североамериканских колоний за независимость явилась закономерным ре­зультатом тех сложных процессов, которые происходили как в Америке, так и в Ан­глии. Несовместимость буржуазного разви­тия Северной Америки и ее колониальной зависимости с особой силой проявилась в 60-е гг. XVIII в., когда после восше­ствия на английский престол Георга III на провинции обрушились абсолютистские методы правления и произвола, которые за 120 лет до этого вызвали антифеодаль­ную революцию в самой Англии.

К середине XVIII в. окрепла экономика колоний, налаживалась внутренняя торговля, ослабла зависимость от поставок из метропо­лии. Колонии имели собственный флот, не­исчерпаемые запасы леса и плодородных зе­мель; плантаторы производили продукцию на экспорт (табак, рис, индиго), делались попытки разводить хлопок. Значительно выросло население: если в 1668 г. в них проживало около 200 тыс. человек, то в 1775 г. — свыше 2,7 млн (включая негров-рабов, составлявших 18 % жителей). Хотя колонии и принадлежали Англии, туда еха­ли эмигранты почти из всех стран Европы.

Показателем социально-экономического развития колоний стал рост портовых го­родов, ставших центрами внутренней и внешней торговли: Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Чарльстона. Развивались образование и культура: с на­чала XVII в. стали выходить собственные газеты, появились общественные и част­ные школы и колледжи. На базе колони­альных колледжей выросли такие всемир­но известные университеты, как Гарвард­ский, Йельский, Принстонский, Колум­бийский. В Северной Америке появились выдающиеся мыслители, деятели Просве­щения: Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон, Джон Адаме, Джеймс Мэди­сон. Всё это говорило не только о мате­риальных возможностях, но и духовном потенциале формировавшейся нации.

В XVII в., когда колонисты более все­го нуждались в опеке метрополии, она была поглощена решением своих внутрен­них проблем (борьба короля и парламен­та, гражданская война, реставрация Стю­артов, Славная революция). В XVIII в. сложилась принципиально иная ситуация. Колонии созрели для независимости, а Ве­ликобритания, добившаяся внутренней ста­билизации и победившая Францию в Се­милетней войне (1756-1763), стала полно­властной хозяйкой Северной Америки, присоединив Канаду и другие француз­ские владения.

Экономические противоречия между метрополией и колониями обострились после издания ряда парламентских актов, регламентировавших внешнюю торговлю Северной Америки.

(Учащихся можно спросить об извест­ных по истории Англии методах абсолю­тизма: «налогообложение без представи­тельства», т. е. без согласия представи­тельных органов; запрещение свободы ве­роисповедания; отмена судов присяжных, неприкосновенности жилищ, собственности и личности)

Именно в 60-е гг. XVIII в. в колони­ях началось широкое освободительное дви­жение, переросшее в революционную вой­ну. Закономерным было обращение амери­канских патриотов к лозунгам английской буржуазной революции (например, «Ника­ких налогов без представительства!»). Но заимствовали эти лозунги не механически, а как лозунги боевой антифеодальной и антиабсолютистской идеологии (европей­ского Просвещения XVIII в.).

Американская революция, в отличие от английской буржуазной революции, носи­ла не религиозный, а светский характер.
Выводы

1. Усиление колониального гнета Анг­лии, выражающееся в запрете на откры­тие мануфактур, на производство и вывоз шерстяных изделий, на торговлю с другими странами, в запрещении колонистам переселяться на запад (1763).

2. Введение новых таможенных по­шлин на ряд товаров (1764).

3. Расквартирование в Америке 10 тыс. солдат регулярной армии (1765).

4. Введение гербового сбора — налога на любой товар (1765).


  1. Война за независимость:

а) цели, характер, воюющие стороны

Приступая к изучению истории Войны за независимость, полезно привлечь вни­мание учащихся к памятке «Анализ ис­тории войны», которая поможет получить о ней целостное представление.

Памятка «Анализ истории войны» (раздаточный материал)

1. Причины войны. Повод к ней.

2. Подготовка сторон к войне:

а) дипломатическая;

б) военная (вооруженные силы и техника);

в) характеристика военного искусства накануне войны;

г) характеристика полководцев, военачальников;

д) планы сторон.

3. Характер войны.

4. Ход военных действий (этапы войны):

а) начало войны;

б) важнейшие сражения;

в) окончание войны.

5. Полководцы и другие участники военных действий — герои сражений.

6. Особенности стратегии и тактики ведения войны.

7. Итоги войны. Условия мира (перемирия).

8. Причины победы (поражения) в войне.

9. Значение войны:

а) международные последствия войны;

б) значение исхода военных действий для дальнейшего развития данной страны.

Большинство жителей 13 восставших колоний боролись за дело революции, но идею независимости от Англии поддерживали далеко не все американцы. Часть населения не желало отделения от Англии. Их называли лоялистами из-за их лояльности короне и британскому парламенту. Большая часть лендлордов, королевских чиновников, некоторые торговцы не хотели терять деловые связи с метрополией, боялись гражданской войны и анархии. На стороне англичан выступили также негры-рабы, которым была обещана свобода.

В то же время основная часть плантаторов – патриоты – поддерживала идею независимости, экономичной причиной которой была огромная задолженность английским торговым домам. К этой категории относилось большинство американских купцов, которые выступали за свободу торговли и предпринимательства, оказывали финансовую помощь колонистам. Лидерами патриотов стали молодые свободолюбивые политики, которые делали карьеру в Континентальном конгрессе, армии. Среди них был Бенджамин Франклин (1706 – 1790) – учёный, писатель, общественный и государственный деятель, носитель нового американского национального самосознания, провозглашающий идею единства колоний.

Война за независимость проходила под флагом просветительских идей. К числу американских просветителей можно отнести Томаса Джефферсона (1743 – 1826) – виргинского плантатора и адвоката, автора Декларации независимости США, принятой 4 июля 1776 г. Таким образом, внутри колоний развернулась борьба между союзниками англичан и патриотами, которые боролись за независимость, и поэтому эта война имела черты гражданской.
Раздаточный материал «Силы воюющих сторон»

Сторонники Англии (лоялисты)

Сторонники (патриоты)

Английские чиновники

Радикальная буржуазия, купцы

Английские священники

Плантаторы

Агенты английских купцов

Фермеры

Негры-рабы

Рабочие, ремесленники

б) начало войны; в) ход войны

Ход войны от её начала до окончания учащиеся изучают самостоятельно по учебнику с составлением тезисного плана.
г) результаты Войны за независимость

Обзор результатов Войны за незави­симость можно ограничить содержанием учебника. В более развернутом виде к этому вопросу вернемся при анализе значения американской революции.

4. Декларация независимости. Образование США

В ходе войны под давлением народ­ных масс отдельные колонии объявили себя «свободными, самостоятельными и независимыми государствами» (по-анг­лийски «государство» state — «штат»).

В 1776 г. колонии были представле­ны на Континентальном конгрессе в ка­честве самостоятельных и независимых государств-штатов. В июне делегация от штата Виргиния во главе с Т. Джефферсоном предложила конгрессу резолюцию об отделении колоний. Для составления декларации была создана комиссия (Джефферсон, Адамс, Франклин, Шерман, Ливингстон). Меньше чем за ме­сяц она выработала Декларацию незави­симости («Декларацию об отделении»), которая и была принята Континенталь­ным конгрессом 4 июля 1776 г.

Это было первым практическим во­площением передовых идей английских философов (особенно Джона Локка) и французских просветителей. Декларация гласила: «Все люди сотворены равными, все они одарены Создателем некоторы­ми неотъемлемыми правами, к числу ко­торых относятся право на жизнь, сво­боду и стремление к счастью... Всякий раз, когда форма правления начинает противоречить этим целям, право наро­да — изменить ее либо вовсе уничто­жить и учредить новое правительство».



4 июля — национальный праздник США — День независимости.

По ходу чтения отрывка «Из Дек­ларации независимости США» (с. 307 учебника) учащиеся готовят ответы на вопросы:

1. Приведите факты, подтверждаю­щие положение Декларации о притесне­нии колоний.

2. Какие принципы провозглашены Декларацией?

3. Какое решение делегатов конгрес­са записано в Декларации?

4. Можно ли на основании текста Декларации сделать вывод, что «неотъем­лемые права человека» действительно рас­пространялись на всех людей в стране?

5. Почему пункт 28 Декларации об отмене рабства был вычеркнут из тек­ста по требованию большинства делега­тов Континентального конгресса?

6. В чем состояли прогрессивность и ограниченность Декларации?

7. Какие, по вашему мнению, поло­жения Декларации имеют общечелове­ческое значение?



По ходу ответов учащихся следуют дополнения преподавателя.

Впервые в истории государственный документ провозглашал принцип народ­ного суверенитета как основу обществен­ного устройства. Положение о том, что народ может сам учреждать правитель­ство, было направлено против королев­ской власти, против монархии и озна­чало провозглашение республики.

Декларация обвиняла английского ко­роля и парламент в тирании, в наруше­нии элементарных прав человека и за­являла, что отныне колонии считаются «свободными и независимыми штата­ми», которые «приобретают полное пра­во объявлять войну, заключать мир, вступать в союзы, вести торговлю и совершать любые акты и действия — всё то, на что имеет право всякое не­зависимое государство».

Говоря о естественных и неотчуждае­мых правах человека, Джефферсон изме­нил традиционную трактовку Локка — право на «жизнь, свободу и собствен­ность». Подобно Ж.-Ж. Руссо, великий американский просветитель относил соб­ственность не к естественным, данным человеку от рождения, а к гражданским правам, приобретаемым при достижении определенного уровня общественного раз­вития. Впрочем, в Америке XVIII века преобладала трактовка Локка, согласно которой собственность как естественное право человека не менее важное, чем право на жизнь и свободу. Именно она давала ему свободу и независимость, в том числе и в выражении своих взглядов. Те же, кто собственностью не обладал: наемные рабочие, арендаторы, прислуга, рабы, замужние женщины, — не могли, согласно представлениям того времени, участвовать в гражданской жизни и заниматься политикой, т. е. избирать и быть избранными. «Невеже­ственным и зависимым людям можно доверять общественные дела не больше, чем детям», — заявил в 1787 г. один из создателей Конституции США.

Положения Декларации о равенстве людей и праве народа на свержение тирании и создание своего правительства были приняты под давлением народа и шли намного дальше намерений планта­торов и промышленников. В Декларации было сформулировано 27 пунктов обви­нения против английского короля.

Декларация провозглашала равенство людей и народов. Так, основатели аме­риканской республики осудили колони­альное угнетение. В первоначальном ва­рианте был 28-й пункт, осуждавший рабство негров в южных колониях.

Т. Джефферсон был убежден, что оно противоречит человеческой природе и естественным правам человека. Он обви­нил английского короля в том, что тот «...захватывал людей и обращал их в рабство в другом полушарии, причем часто они погибали ужасной смертью, не выдержав перевозки». Декларация не отменила рабство, но запретила сгон ин­дейцев с их земель.

Под пушечные салюты и звон коло­колов текст Декларации независимости читался на улицах и площадях. В Нью-Йорке в эти дни всеобщего патриотичес­кого подъема перелили на пули свинцо­вую статую короля Георга III. Американ­цы шутили: «Пусть англичане попробу­ют пули, выплавленные из их короля!»

Для XVIII века Декларация была вы­дающимся прогрессивным и революцион­ным документом.
5. Принятие Конституции. Государственное устройство США

Вначале кратко характеризуются эко­номические, политические и внешнепо­литические факторы, толкавшие к созда­нию сильного централизованного госу­дарства.

Война закончилась полным поражени­ем английских войск. По Версальскому мирному договору 1783 г. Англия при­знала независимость США и расширение их территорий на запад до р. Миссиси­пи. Южнее 31-й параллели начиналась Флорида, которую получила Испания, а Канада осталась за Англией.

Положение страны было тяжелым. Между 13 штатами существовали боль­шие разногласия. Возникали споры из-за границ, предъявлялись взаимные тер­риториальные претензии. Некоторые штаты вели самостоятельные переговоры с иностранными державами. Поговарива­ли даже о войне между штатами.

В стране не было общегосударствен­ных органов, общей национальной валю­ты. В годы войны так и не удалось со­здать подлинно национальное правитель­ство. Такое государство не могло долго просуществовать. В любой момент можно было ожидать, что оно развалится на са­мостоятельные части. После войны клю­чевым стал вопрос о формах и степени демократизации государственно-полити­ческого устройства США. Происходило становление буржуазной республики.

Американцам предстояло навести по­рядок внутри своего дома, преодолеть внутреннюю разобщенность. Эту задачу решили представители штатов, собрав­шиеся в 1787 г. в Филадельфии для выработки новой Конституции. Первой Конституцией были так называемые «Статьи Конфедерации», принятые в годы войны. Они отразили слабую связь вчерашних колоний и закрепили фактическое безвластие центрального правительства.

Конвент для выработки новой Кон­ституции почти целиком состоял из вид­нейших деятелей буржуазно-плантатор­ского блока. Среди 55 делегатов не было ни одного фермера, рабочего или ремес­ленника. Демократическое крыло пред­ставлял 82-летний Бенджамин Франк­лин. Заседания конвента велись в глу­бокой тайне.



Преподаватель дает характеристику Конституции США, иллюстрируя это схемой «Высшие органы власти в США по Конституции 1787 г.», задает уча­щимся вопросы:

1. Как были устроены высшие органы власти в США по Конституции 1787 г.?

2. Прочитав текст параграфа (с. 293-294) и рассмотрев схему, объясните, ка­ким образом Конституция обеспечивала господство в США буржуазии и планта­торов.

3. В чем прогрессивность американ­ской демократии по сравнению с монар­хиями Европы?

4. Что общего и различного в при­чинах буржуазных революций в Англии и Северной Америки?

Разбирается содержание понятия «буржуазная демократия».

По новой Конституции создавалось сильное союзное, или федеральное, госу­дарство, в котором законодательная власть принадлежала парламенту (конг­рессу). Конгресс издает законы, утвер­ждаемые президентом. Конгресс состоит из двух палат. Верхняя палата — се­нат, членов которого избирали парламен­ты штатов (по 2 человека от каждого). Нижняя палата — палата представите­лей, избираемых населением штатов со­ответственно числу жителей.

Глава исполнительной власти (прави­тельства) наделялся обширными права­ми. Первым американским президентом стал герой Войны за независимость Джордж Вашингтон.

Большие полномочия получил Верхов­ный суд, состоящий из пожизненно назначаемых членов. Он имел право пере­смотра законов, принятых парламентом, при их несоответствии Конституции.

Конституция узаконила рабство в Штатах, рабы признавались собствен­ностью их хозяев. Земли индейцев ста­ли принадлежать государству и были пущены в продажу.

За штатами оставались организация собственного правительства, полиция, суд, торговля. После провозглашения не­зависимости каждый штат стал особым государством со своими вооруженными силами, финансами, таможенными гра­ницами. Эти почти самостоятельные штаты посылали своих представителей в конгресс.



Избирательные права Конституцией не определялись. Они были установлены конституциями отдельных штатов. По­чти во всех штатах для получения из­бирательных прав надо было иметь соб­ственную землю или капитал. Женщи­ны, негры и индейцы не получили из­бирательных прав. Мелкие фермеры, ра­бочие, бедные ремесленники добились последних лишь через несколько деся­тилетий. Из 3 млн. населения в США было всего 120 тыс. избирателей.

Конституция США явилась большим шагом вперед по сравнению с порядка­ми дворянских монархий Европы, но ряд ее положений был направлен про­тив народа. Она знаменовала собой рож­дение первого независимого буржуазно­го государства на американском конти­ненте.

Обсуждение Конституции затянулось. Поднялось массовое движение за внесе­ние в Конституцию демократических по­правок. В 1789 г. по требованию зако­нодательных собраний штатов в Консти­туцию 1787 г. были внесены первые 10 поправок (Билль о правах). Первая поправка запрещала конгрессу США из­давать законы, направленные на ограни­чение свободы слова, печати, собраний, петиций, религии, вторая разрешала всем гражданам носить оружие, третья-пятая поправки касались неприкосновенности жилища, запрета на произвольные обыс­ки, на признание тайны переписки, разрешения гражданам отказываться от дачи показаний, которые могли причи­нить им вред. В процессе дальнейшего развития в Конституцию США были внесены но­вые дополнения. В первой половине XIX в. борьба рабочих и фермеров привела к установлению всеобщего из­бирательного права (для белого муж­ского населения); в 1913 г. избирательное право предоставляется женщинам. После гражданской войны 1861-1865 гг. было отменено рабство, негров наделя­ют гражданскими (в том числе изби­рательными) правами; с 1920 г. сена­торы стали избираться прямым голосо­ванием.
6. Характер и особенности американской революции

Процесс образования США носил ре­волюционный характер. Борьба с внеш­ним врагом — метрополией — шла па­раллельно с кардинальными внутрен­ними переменами.

США стали первой демократической республикой нового времени, воплотив­шей политические идеалы эпохи Про­свещения.

Кое-что осталось и от колониального прошлого, например, институт рабства, устройство местных органов власти. Но того «старого порядка», с которым бо­ролись революционеры в Европе, в пол­ном объеме в Америке никогда не су­ществовало, и решающим условием внут­ренних перемен было завоевание неза­висимости.

Самая поразительная черта американ­ской революции — это отсутствие оже­сточения, присущего гражданской войне в Англии и в особенности Великой французской революции. Террора во вре­мя войны за независимость не было. Ни одного королевского губернатора не каз­нили, а лоялисты свободно уехали из США.

Борьба колоний за независимость и провозглашение республики не вызыва­ла у европейцев чувства ужаса и отвра­щения. За пределами Великобритании к американцам относились вполне благо­желательно. Столь хорошей репутацией США пользовались по целому ряду при­чин. Появление независимой республики в Новом Свете непосредственно не угро­жало монархической Европе революцион­ными потрясениями. В отличие от фран­цузской революции, провозгласившей «Мир хижинам, войну дворцам», Амери­ка таких лозунгов не выдвигала. Более того, в разгар революции правительство США отказало ей в поддержке, мотиви­руя это тем, что союзный договор был заключен с королем Людовиком XVI.

Одобряя в принципе замену там монар­хии республикой, американцы руковод­ствовались во внешней политике не иде­ологическими, а прагматическими сооб­ражениями, добиваясь для своей страны мира, нейтралитета и возможности сво­бодно торговать со всеми странами. Этой своей умеренностью американская рево­люция несколько напоминала Нидерланд­скую XVI в., в основе которой также была война за независимость.

«Отцам-основателям» США была при­суща умеренность не в постановке целей (независимость и республиканский строй), а в средствах и методах решения внут­ренних проблем. Вместо заговоров и пе­реворотов (с последующим истреблением побежденных с помощью виселицы или гильотины) использовались политические средства борьбы, а чаще — компромиссы. Благодаря этому буржуазия, руководившая революцией, сохранила власть до конца. Задача обретения независимости и строи­тельства нового государства сплачивала об­щество, а в американский идеал — сво­боду и собственность — верили все соци­альные слои. Широкие гражданские сво­боды играли роль «предохранительного клапана», отводя социальную напряжен­ность в мирное русло.

Само государственное устройство США исключало установление революци­онной или иной диктатуры. Пока дей­ствовали «Статьи конфедерации», реаль­ным суверенитетом обладали только штаты, и отсутствовал тот центр, отку­да можно было проводить единую жест­кую политику. В отличие от всесильно­го французского Конвента, Континен­тальный конгресс не мог узурпировать власть, так как ему пришлось бы в та­ком случае воевать со всеми 13 штата­ми. Будучи главнокомандующим, Дж. Вашингтон не обнаружил никакого желания стать новым Цезарем или Кромвелем и руководить еще одной вой­ной — гражданской. После заключения мира с Англией армия была распуще­на и постоянных вооруженных сил в стране почти не осталось.

Окончание революции служит инте­ресам не только вождей, но и народных масс. Наступает момент, когда народ ус­тает от агитации и жаждет мира и бе­зопасности. В этом смысле федеральная Конституция 1787 г., дополненная Бил­лем о правах, знаменовала собой доведе­ние до конца тех преобразований, кото­рые дала независимость.



7. Историческое значение американской буржуазной революции

Анализ значения американской рево­люции может состоять из трех частей.



Во-первых, в ходе беседы повторяют­ся основные результаты Войны за неза­висимость, изменения в экономической и политической жизни Северной Амери­ки в 1775-1787 гг. На этой основе фор­мулируется вывод о значении революции для бывших английских колоний, под­черкивается значение Войны за незави­симость как события, носившего нацио­нально-освободительный характер.
Итогами Войны за независимость яв­лялись:

1. Уничтожение колониальной зави­симости североамериканских колоний Англии и образование первого независи­мого буржуазного государства в Амери­ке — США.

2. Ликвидация феодальных тенден­ций в аграрном строе (фиксированная рента, майорат), конфискация земель короны и английских лордов, национа­лизация западных земель, возникнове­ние частной собственности.

3. Создание внутреннего рынка для развивающейся промышленности.

4. Уничтожение препятствий в раз­витии промышленности и торговли.

5. Плантационное рабство, сохранив­шееся в южных штатах, сужающее внутренний рынок и в дальнейшем повлек­шее новую революцию.



Во-вторых, путем сравнения с анг­лийской революцией выясняется вопрос, почему Война за независимость была в то же время буржуазной революцией.
План сравнения включает в себя следующие пункты:

1. Повторение признаков буржуазной революции (смена у власти феодалов буржуазией, уничтожение элементов фе­одального общественного строя).

2. Выявление общих черт двух рево­люций (среди них важна следующая: союз буржуазии с трудящимися сохра­няется только до победы над общим врагом, он непрочен и недолговечен; буржуазия не может надолго сплотить вокруг себя народные массы, ибо сама является эксплуататором).

3. Выявление отличий двух револю­ций.

Сравнение революций можно провес­ти во время тематического контроля по теме 6 «Западный мир в XVI-XVIII вв.» в виде сравнительной таблицы
«Первые буржуазные революции»:


Вопросы для сравнения

Предпосылки



Социальная

база


Руководители, активные участники

Результаты


Вывод


Английская революция XVII в.
















Война за независимость в Северной Америке
















Французская революция XVIII в.
















В-третьих, рассматривается междуна­родное значение американской революции.

1. Необходимо отметить ее особое влияние на Францию, стоявшую в пред­дверии своей буржуазной революции.

Среди 7 тыс. европейских добровольцев, сражавшихся в американской армии, были маркиз Лафайет, Сен-Симон.

2. Революционная война в Северной Америке способствовала подъему национально-освободительного движения в ис­панских и португальских колониях Латинской Америки.

3. Победившая в Америке республиканская форма правления вдохновляла А. Н. Радищева, Н. И. Новикова, а по­зднее декабристов на борьбу против ти­рании и самодержавия в России.

Закрепление можно провести в фор­ме викторины или поурочного контроля (приложения 2, 3).
Домашнее задание. При завершении изучения темы на уроке учащимся можно предложить опережающее домашнее задание: подготовить к следующему уроку, на котором будет изучаться тема «Великая французская буржуазная революция», сообщения о жизни и деятельности французских революционеров (маркиза Лафайета, графа Мирабо, Жан-Поля Марата, Максимилиана Робеспьера).

Литература

1. Согрин В. В. Основатели США: исторические портреты. — М., 1976.

2. Фурсенко А. А. Американская революция и образование США. — Л., 1988.

3. Машбиц Я. Г. 500-летие открытия Америки: соединение цивилизаций // География в школе. — 1992. — № 4-5.

4. Книга для чтения по новой истории. 1640-1870: пособие для учащихся средней школы. — М., 1987.

5. Всемирная история: с древнейших времен до конца XVIII в.: учеб. для 10-го кл. общеобразоват. шк. / под ред. В. С. Кошелева. — Мн., 2000.

Приложение 1



«Война североамериканских колоний Англии за независимость и образование США» (викторина)

п/п


Вопрос

Ответ

1

Кто из европейцев и когда открыл Северную Америку?

Конец X в. – норманнские викинги, 1492 г. – Христофор Колумб

2

Когда в Северной Америке было основано первое поселение европейцев?

Сер. XVI в. – испанцы, н. XVIIв. – французы, 1607 г. - англичане

3

Почему коренное население Северной Америки называют индейцами?

Колумб ошибочно полагал, что открытые им земли – это Индия

4

За какую сумму голландцы купили у индейцев о. Манхэттен?

За 24 доллара, ныне это центр Нью-Йорка

5

Кто из европейцев переселялся в Северную Америку?

Англичане, испанцы, французы, португальцы, голландцы

6

Почему негры, жители Африки, живут в Америке?

Ввозились в качестве рабочей силы

7

Кто такие фермеры?

Арендаторы или собственники земли, ведущие товарное хозяйство

8

Что такое «бостонское чаепитие»?

В 1773 г. английские купцы привезли в Бостон большую партию чая, которая была обложена высоким налогом. Колонисты в знак протеста выбросили ящики с чаем в море. Англия закрыла Бостонский порт для торговли. Это стало поводом для восстания

9

В каком году начались военные действия колонистов против Англии?

В 1775 г.

10

Кто командовал военными силами колонистов?

Джордж Вашингтон

11

Какую тактику применяли колонисты в войне с англичанами?

Рассыпной бой

12

Что такое Декларация независимости?

Заявление колоний об отделении от Англии и провозглашение США

13

Когда и кем принята Декларация независимости? Кто её автор?

4 июля 1776 г. Континентальным конгрессом. Томас Джефферсон

14

Кто такой Бенджамин Франклин?

Государственный деятель, адвокат, дипломат, учёный. По решению конгресса отправился в Париж в качестве посла США для того, чтобы добиться помощи Франции

15

Где и когда сдались Вашингтону главные силы англичан?

В 1781 г. под Йорктауном

16

Когда и где был подписан мирный договор с Англией?

В 1783 г. в Версале (Франция)

17

В каком году принята американская Конституция?

В 1787 г.

18

Как называется американский парламент? Из каких палат он состоит?

Конгресс. Верхняя палата – сенат, нижняя – палата представителей

19

Кто стал первым американским президентом?

Джордж Вашингтон

20

Как выглядит американский флаг?

13 сине-белых полосок (символизируют океан и 13 колоний, образовавших США), в левом верхнем углу – 50 звёзд ( кол-во современных штатов)

21

Где находится центр всемирно известного американского кинематографа?

В Голливуде, пригороде Лос-Анджелеса

22

Что является художественным символом США?

Статуя Свободы

23

Когда создана Статуя Свободы? Кто её автор?

В 1884 г., французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди

24

Назовите экономическую столицу США

Нью-Йорк

Приложение 2



Тематический контроль «Война североамериканских колоний

Англии за независимость и образование США»


I вариант

II вариант

1 уровень

1. Томас Джефферсон - автор:

а) политического трактата «Государь»

б) пьесы «Британик»

в) Декларации независимости США
2. Конституция США принята:

а) 1786 г.

б) 1787 г.

в) 1788 г.



1 уровень

1. «Отцы-основатели» США – это:

а) авторы Конституции США

б) первые английские переселенцы в Америке

в) коренное население Америки - индейцы

2. Декларации независимости принята:

а) 4 июля 1775 г.

б) 4 июля 1776 г.

в) 4 июля 1777 г.


2 уровень

1. Дайте определение понятий:

а) гражданская война

б) федерация

2. Расскажите о деятельности Джорджа Вашингтона


2 уровень

1. Дайте определение понятий:

а) республика

б) Конституция

2. Расскажите о деятельности Томаса Джефферсона


3 уровень

1. Назовите причины и результаты Войны за независимость.

2. Последовательно опишите ход Войны за независимость.


3 уровень

1. Назовите проблемы, которые остались нерешёнными в ходе Войны за независимость.

2. Последовательно опишите ход Войны за независимость.


4 уровень

Охарактеризуйте основные положения Декларации независимости США



4 уровень

Охарактеризуйте основные положения Конституции США



5 уровень

Объясните, почему Войну за независимость называют американской революцией



5 уровень

Объясните, почему США победили в войне Англию




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница