Чмк зам директора по непрерывному профессиональному образованию Р. Ш. Балабина, зам директора по нмр н. Н



Скачать 154,63 Kb.
Дата28.10.2016
Размер154,63 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

БОУ ДПО (ПК)С «Чувашский республиканский институт образования»



Центр развития профессионального образования

Методические рекомендации по введению дуальной формы профессионального образования в профессиональных образовательных организациях Чувашской Республики

Чебоксары – 2015

Методические рекомендации по введению дуальной формы профессионального образования в профессиональных образовательных организациях Чувашской Республики

Составители:

рабочая группа

ЧМК – зам.директора по непрерывному профессиональному образованию Р.Ш.Балабина, зам директора по НМР Н.Н.Мешкова,

ЧЭМК – Зам директора по УР И.Е.Игольников, зам директора по УМНР О.Б.Кузнецова,

руководитель группы – к.п.н.,доцент, зав.ЦРПО БОУ ДПО (ПК)С «ЧРИО» Т.Л.Бородина

Рецензенты:

Т.Г.Никифорова к.п.н., доцент кафедры управления и профессионального образования БОУ ДПО (ПК)С «ЧРИО»

Г.А.Никитин к.п.н., доцент кафедры технологии ТЭФ, ФБОУ ВПО «ЧГПУ им И.Я.Яковлева»

Оглавление



1

Введение

4

2

Общие положения

5

3

Принцип формирования и содержание образовательной программы




4

Организация практики
















Приложение 1. Рекомендации по разработке учебного плана в рамках образовательной программы с элементами дуального обучения. Примерная структура







Приложение 2. Документы российского законодательства, значимые при внедрении элементов дуального образования (дайджест)







Приложение 3. Положение об обучающем предприятии в дуальном обучении







Приложение 4. Договор о сетевом взаимодействии в организации и проведении дуального обучения







Приложение 5. Положение о производственной практике студентов







Приложение 6. Положение о наставничестве







Приложение 7. Ученический договор о дуальном обучении







Приложение 8. Методические рекомендации по оформлению и заполнению дневника дуального обучения







Приложение 9. Положение о производственном экзамене по результатам дуального обучения







Приложение 10.





ВВЕДЕНИЕ

Качественные характеристики экономики России не позволяют ей в полной мере соответствовать требованиям конъюнктуры мирового рынка в условиях глобальной конкуренции. Зависимость себестоимости российских товаров от колебания цен на сырье может быть преодолена только за счет развития высокотехнологичных производств, которые предъявляют высокие требования к уровню профессионализма кадров. Кадровая составляющая развития сегодня является проблемой для страны с очень высоким общим уровнем образования.

Ведомственная разобщенность лежит в основе проблем взаимодействия тех, кто учит, и тех, для кого учат. Педагоги учат по стандартам, работодатели требуют актуальных компетенций, которые нужны для освоения новых технологий. Все правы и все неправы одновременно.

Дуальная система образования — система образования, предусматривающая сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности.

Дуальное образование признано во многих странах наиболее перспективной формой обучения рабочих и специалистов среднего звена. Данная система успешно используется в таких странах, как Германия, Австрия, Дания, Нидерланды, Швейцария. Германия с ее системой дуального образования – признанный лидер по качеству подготовки кадров. В современных принципах немецкой дуальной системы «обучение через действие», «обучение через процесс». Главной её чертой является тесное сотрудничество между системой профессионального образования, работодателями, профсоюзами и правительством.

Один из основных элементов немецкой дуальной системы – два дня теоретического обучения в образовательной организации и четыре дня практики на рабочем месте на предприятии. Но при этом «система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе» (http://www.asi.ru/molprof/dualeducation/ ).

Дуальная модель - это объединение интересов бизнеса, будущего специалиста и государства. Данная система предполагает, что 70-80% времени учащийся обучается непосредственно на производстве, и только 20-30% - в техникуме. Руководство и работники компаний оказывают значительное влияние на содержание и форму программ обучения, прилагая усилия к тому, чтобы учитывались их требования и интересы. В учебном плане базовые общеобразовательные дисциплины интегрированы в профессиональные модули. Использование междисциплинарных модулей позволяет достигать лучших образовательных результатов по профессиональным дисциплинам.

Немецкий опыт дуального образования, безусловно, не может быть просто скопирован в России, но анализ и структурирование его ведущих идей может послужить основой проектирования своей системы организации дуального образования.

По инициативе Агентства стратегических инициатив с декабря 2013 года запущен системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», в котором по итогам конкурсного отбора участвуют 10 субъектов Российской Федерации. В соответствии с определением на сайте АСИ, «дуальное образование – вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть – на базе образовательной организации»
2. Общие положения
Программы обучения в дуальном обучении являются общим делом системы профессионального образования и сферы производства.

Учебная образовательная программа — документ, который устанавливает перечень и наименование учебных дисциплин, подлежащих изучению в процессе обучения, объем часов теоретической и производственной составляющей процесса обучения и условия аттестации обучаемых.

Профессиональная квалификация — это уровень компетентности, необходимый в данной сфере профессиональной деятельности и признаваемый на основании урегулированных требований либо требований, сложившихся исторически или в международной практике.
Сущность дуального образования
Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности. Основная идея дуального обучения заключается в том, что учебный процесс организуется следующим образом: параллельно с обычными занятиями в образовательной организации профессионального образования (по общеобразовательной подготовке) учащиеся ходят на работу на конкретное предприятие или фирму, где приобретают практический опыт (профессиональная подготовка). По системе дуального образования может производиться обучение в рамках краткосрочных курсов в объеме от 480 до 700 часов. Такая форма подготовки и переподготовки работников технического и профессионального профиля позволяет гибко совмещать прохождение теоретического курса и профессиональной подготовки специалистов непосредственно на рабочих местах и обеспечить присвоение обучаемым более высоких квалификаций (разрядов), возможность расширения функциональных обязанностей. График учебного процесса по дуальной системе образования разрабатывается с учетом специфики каждого конкретного предприятия и требований к компетентности и квалификации обучаемого.

Для современной системы образования характерно формирование механизмов участия работодателей в подготовке специалистов, т.к. только в тесном контакте с ними возможно обеспечение рынка труда необходимыми специалистами, которые способны сразу включиться в производственный процесс. Дуальная система предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании обучаемых. Предприятие предоставляет условия для практического обучения и несёт все расходы, связанные с ним, включая возможную ежемесячную плату обучающемуся. Учебные заведения на равноправной основе сотрудничают с предприятиями, на базе которых осуществляется производственное или практическое обучение.


Цели дуального образования


  1. Развитие профессионального образования путем создания высокоэффективной конкурентоспособной системы подготовки и переподготовки кадров рабочих и технических специалистов.

  2. Внедрение в учебный процесс организаций профессионального образования новых технологий обучения.

  3. Дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального образования.

  4. Стимулирование разработки, переработки и усовершенствования профессиональных стандартов рабочих и технических специальностей.


Задачи дуального образования


  1. Приведение объёмов, профилизации и территориального размещения организаций подготовки рабочих и технических кадров в соответствие с потребностями рынка труда, динамикой и перспективами развития отраслей народного хозяйства и социальной сферы с учетом инновационной направленности экономической стратегии развития.

  2. Развитие многопрофильной и многофункциональной сети учебных заведений профессиональной подготовки и переподготовки рабочих и технических кадров, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения и рынка труда.

  3. Изменение и качественное обновление содержания и структуры учебных образовательных программ для системы подготовки и переподготовки рабочих и технических кадров, обеспечивающих их высокий профессионализм и мобильность.

  4. Создание благоприятных условий для кадрового, научно-методического и материально-технического оснащения организаций образования профессиональной подготовки и переподготовки.


Основные преимущества системы дуального образования
Дуальные образовательные программы:

- открывают дополнительные возможности повышения эффективности подготовки рабочих и технических кадров высшей квалификации;

- обеспечивают диверсификацию профессионального образования, т.е. позволяют увеличить разнообразие предлагаемых профессиональных программ;

- способствуют более разностороннему профессиональному развитию учащихся;

- обеспечивают взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимовлияние различных систем (наука и образование, наука и производство и т.п.), что приводит к качественным изменениям в профессиональном образовании.

Работодателям, в конечном счете, экономически целесообразно инвестировать в образование, поскольку «на выходе» они получают готового специалиста, досконально знакомого с особенностями работы именно этого предприятия (организации).

Для обучаемых дуальное образование, наряду с оптимальной передачей профессионального опыта, означает и совсем иную степень социализации: молодые люди проходят проверку и учатся утверждать свою позицию в производственных условиях и, тем самым, в ситуациях «реальной жизни».

Подготовленные кадры по окончании обучения сразу же могут быть задействованы в производстве: необходимость профессиональной адаптации отпадает.


3. Принцип формирования и содержание образовательной программы
Теоретическое и практическое обучение производится в образовательной организации, на предприятиях и в учебных центрах при предприятиях.

Основным принципом формирования образовательной программы является максимально возможный учет потребностей и требований к квалификации и компетентности работника со стороны работодателя, но без ущерба для общетехнической и общетеоретической подготовки.

Для формирования контингента обучаемых между работодателем и учебным заведением оформляется соответствующий договор, в котором учитываются квалификационные требования к специалистам, условия организации процесса обучения и проведения квалификационных экзаменов. Соответственно оформляется договор между работодателем и претендентом на обучение (в случае, если претендент не является сотрудником работодателя). В договоре указываются финансовые обязательства сторон, условия возмещения претендентом финансовых затрат работодателя на процесс обучения посредством оговоренного срока обязательной отработки. Не исключается оформление трехстороннего договора по схеме: работодатель — учебное заведение — претендент на обучение.

Работодатель и учебное заведение на основании собеседования, тестовой формы контроля совместно должны определить по каждому претенденту уровень, предшествующий обучению (переподготовке), и на основе полученных результатов принять решение о возможности обучения по той или иной образовательной программе, имеющейся в базе учебного заведения. Обязательным условием является медицинское заключение об отсутствии противопоказаний для претендента работать по данной специальности.



Одновременно с обучением учащийся осваивает избранную профессию непосредственно на производстве, т.е. учится сразу в двух местах: в учреждении образования и на предприятии.

Структура рабочей программы должна быть ориентирована на запросы работодателя — заказчика конкретного специалиста, как по компетенции и квалификации обучаемого, так и по продолжительности срока обучения. Элективные дисциплины и количество часов на каждый предмет определяет заказчик по согласованию с учебным учреждением. При разработке учебной программы нужно руководствоваться не специальностью, которую получает студент, а компетенциями — набором навыков и умений, дающих возможность менять специальности в течение жизни сколько угодно раз.

При насущной необходимости возможно изменение и обязательных курсов (в пределах 15 %).

В процессе обучения на практических занятиях обсуждаются конкретные практические ситуации и решаются производственные задачи, возникающие на предприятиях, в которых стажируются учащиеся. Темы выпускных работ оговариваются с будущим работодателем.

Количество часов, отведенных на теоретическое и практическое (работа на предприятии) обучение, не должно превышать 40 часов в неделю. Пределы рекомендуемого распределения часов теоретического и практического обучения — от 1/5 до 1/4, т.е. примерно (20-25) % к (80-75) %.

Программа основной профессиональной подготовки (колледж, техникум) не должна превышать трех лет.

Оценка качества обучения должна производиться независимыми институциональными механизмами с присвоением квалификационного сертификата, т.е. завершаться экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, учреждения образования и третьих лиц (независимых экспертов). Успешно сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство (сертификат), дающее право работать по специальности. Сертификат должен содержать данные о типе, сроках и целях профессионального обучения, а также о компетенциях, которыми овладел студент.
Основные компоненты образовательной программы
Составляющими программы являются паспорт специальности; квалификационные требования к молодому специалисту; рабочий план; учебно-методические материалы; основные положения и содержание контрольно-тестовых заданий (Приложение 1).

Одним из важнейших условий обеспечения образовательной программы является соблюдение требований к учебно-методическому и техническому обеспечению образовательной программы:

- к учебным пособиям и методическим указаниям;

- к электронным учебным ресурсам;

- к оборудованию для проведения практического обучения;

- к обучению на производстве.


 4. Организация практики

Практическое обучение осуществляется на предприятии при непосредственном участии:

  •     специалистов предприятия, прошедших педагогическую подготовку;

  •     преподавателей учебного заведения, прошедших курсы повышения квалификации на предприятии.

Практическое обучение в учебном заведении производится в специализированных помещениях (мастерских, лабораториях, учебных фирмах и т.д.) опытными мастерами производственного обучения, а также, по мере возможности, и квалифицированными наставниками на предприятиях (Приложение 5, 9).
Социальное партнерство

Социальное партнерство в области профессионального образования ориентировано на повышение адекватности результатов деятельности системы образования, приближение уровня подготовки кадров к потребностям отраслей экономики и работодателей, укрепление связей обучения с производством, привлечение дополнительных источников финансирования.

Социальное партнерство в учебных заведениях может быть реализовано посредством внедрения дуальной системы профессионального обучения с заключением трехстороннего договора.
Основные направления взаимодействия партнеров в области профессионального образования:

1)  участие работодателей в разработке учебных планов и программ;

2)  организация профессиональной практики обучающихся с использованием технологической базы предприятий, стажировок преподавателей специальных дисциплин и специалистов;

3)  развитие взаимодействия сторон по вопросам подготовки специалистов и содействия их трудоустройству;

4)  обеспечение рынка труда высококвалифицированными рабочими и специалистами в соответствии с требованиями профессиональных квалификационных характеристик;

5)  привлечение к процессу обучения специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях экономики;

6)  участие в организации контроля качества подготовки специалистов при проведении итоговой аттестации обучающихся;

7)   привлечение финансовых средств работодателей на развитие организаций образования.


К компетенции организаций образования относятся следующие функции:

  • разработка и утверждение рабочих учебных программ;

  • разработка и утверждение учебных планов:

а) теоретический курс (аудиторные занятия — 20-30 %): общеобязательные дисциплины (для всех технических специальностей); обязательные специальные дисциплины; элективные дисциплины;

б) практический курс в соответствии с требованиями заказчика (внеаудиторные занятия — 80-70 %): занятия на учебном полигоне, в учебных мастерских, лабораториях (под руководством преподавателя); практическое обучение на рабочем месте (под руководством наставника);



  • внедрение новых технологий обучения;

  • обеспечение повышения квалификации и переподготовки кадров;

  • привлечение дополнительных источников финансовых и материальных средств для осуществления уставной деятельности.


К компетенции заказчика относятся следующие функции:

  •  вхождение в состав независимых экзаменационных экспертных комиссий;

  •   проведение оценки знаний студентов-выпускников и кандидатов на присвоение или подтверждения той или иной квалификации;

  •  пополнение штата своих организаций из числа отличившихся, на их взгляд, студентов - выпускников и кандидатов.


Документы регулирования взаимодействия сторон.

Внутри предприятия:

Решение совета директоров об организации дуального обучения.

Положение о наставничестве.

Ежегодный бюджет.
Вне предприятия:

Соглашение с учебным заведением.

Ученический договор с учеником.

Соглашение о передаче оборудования в учебных целях.

И т.д.
В результате взаимодействия сторон «Образовательная организация – работодатель» формируются особенные дуальные учебные планы. В них определяется:
- зона ответственности ПМК – ОО, ОГСЭ, ЕН, ПНТЗ – профцикл с практикой, причем профессиональный цикл начинается на первом курсе;
- общеобразовательная подготовка в соответствии с профилем;
- вводятся, при необходимости, ряд дисциплин, нужных работодателю (курсив);
- модульный план, в каждом модуле есть практика и предусмотрен квалификационный экзамен;

- модуль «получение рабочей профессии» большой, сквозной;

- практикоориентированность – более 70 %, в каждой дисциплине не менее 1/3 объема составляют лабораторно-практические занятия.
Таким образом, план дуального обучения, выстраивается в соответствии с требованиями ФГОС и учитывает заказ предприятия.

Главная роль в области профессионального образования в рамках дуальной системы принадлежит предприятиям, которые заключают договор с каждым студентом отдельно, специально выделяют средства на подготовку инструкторов, наставников, которые обеспечивают образовательный процесс на предприятии, составляют индивидуальный план обучения каждого студента на весь срок образовательной программы, предусматривающий практическое обучение на предприятии и теоретическое обучение в образовательной организации ПО. Общую ответственность за студента несет предприятие, оно контролирует посещение учеником образовательной организации, успехи по программе, организует итоговую аттестацию (сертификацию квалификации) в торгово-промышленной палате. 



Таким образом, образовательные организации выполняют вспомогательную функцию – в них осуществляется теоретическая подготовка. Вся деятельность участников образовательного процесса по подготовке специалиста регламентируется нормативными документами, приведенными в приложениях.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница