Cлучайная находка птицевидного идола в черте г. Троицка



Скачать 69.09 Kb.
Дата26.10.2016
Размер69.09 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное учреждение дополнительного образования детей «Областной Центр дополнительного образования детей».

 
Областной конкурс

исследовательских краеведческих работ учащихся

«Отечество»



Cлучайная находка птицевидного идола

в черте г.Троицка

Выполнил: Вагапов Александр,

ученик 7в класса МОУ «Лицей №13»
Научный руководитель:

Василенко А. Г., учитель истории

МОУ «Лицей №13»

г. Челябинск, 2011



Оглавление.

Введение………………………………………………………………………3

Птицевидный идол иткульской культуры и его находка в г. Троицке. …..5

Заключение. ………………………………………………………………….7

Список литературы. …………………………………………………………8

Приложения ………………………………………………………………….8



Введение.

Интерес к древней истории Южного Урала возрастает с каждым полевым археологическим сезоном. Наиболее известны в Челябинской области находки 2008-2010гг. у села Кичигино, на озере Уелги, у п. Агаповский. Но не менее ценным источником информации остаются случайные находки древних вещей. При этом очень важно, чтобы эти артефакты попали к специалистам и были введены в научный оборот.

В августе 2010г. житель г. Троицка Зянкин Сергей Валерьевич на ул. Макаренко, д. 53 нашел медную фигурку идола. О находке он сообщил учителю истории МОУ «Лицей №13» Василенко А.Г. Находка вызвала интерес и стала объектом нашего исследования.

Цель работы: изучение происхождения и назначения фигуры идола.

Задачи:


  1. поиск аналогий фигуры идола

  2. определение археологической культуры, к которой относится находка

  3. изучение семантики и использования идола в культовой практике.

Актуальность в том, что мы исследуем древнюю находку, редко встречающуюся в степной зоне Южного Урала.

Практическое значение исследования в том, что полученные сведения можно использовать в работе на уроках истории и краеведения.


Птицевидный идол иткульской культуры и его находка в г. Троицке.

Фигура идола найдена на ул. Макаренко, на западной окраине г. Троицка Челябинской области, на возвышенности водораздела рек Уй и Увелька.

Идол представляет собой фигуру птицы и имеет размеры: 7,3 см в длину, 5 см в ширину, 1-3мм в толщину. Вес фигурки составляет 30,21 гр. Наверху имеется утолщение до 1,2 см. На крыльях и хвосте стилизовано, показаны перья. Внизу хвост имеет расширение до 2,3 см. Слева – выступ головы размером 1,5 см. Правое крыло деформировано в древности и загнуто к груди идола. Поверхность идола покрыта патиной, сохранность находки хорошая. (рис. 1,2)

рис. 1 Птицевидный идол. Фото.

рис.2 Птицевидный идол. Рисунок

С целью поиска аналогий троицкой находки мы обратились к Интернет ресурсам. Похожие изображение мы нашли на гербе республики Коми. Герб Республики Коми представляет собой исполненное по мотивам пермского звериного стиля изображение золотой хищной птицы, помещенной на красном геральдическом щите; на груди птицы — лик женщины в обрамлении шести лосиных голов. (рис. 3)



рис. 3 Герб республики Коми на 10-рублевой монете.
Другой аналогией стали фигуры птицевидных идолов, довольно часто встречающихся в лесной зоне Урала. Ранее всего культовое литье появилось в Зауралье у металлургов иткульской культуры. Скорее всего, иткульцы первыми использовали металл для изготовления идолов. В раннем железном веке птицевидные идолы выполнялись с опущенными крыльями, что мы наблюдаем и в троицкой находке. В средневековье они изображались в полете, с раскрытыми крыльями.

Вопрос об истоках образа хищной птицы впервые возник у ученых еще в конце XIX - начале XX века в связи с многочисленными находками птицевидных изображений в лесной полосе Урала и Западной Сибири. Исследователи не сомневались, что фигурки изготовлялись местными мастерами, но полагали, что идея образа появилась извне. Д. Н. Анучин находил ее в Индии и Передней Азии, И. И. Толстой и Н. Б. Кондаков - в Персии и Ассирии, Х. Аппельгрен-Кивало - в античном мире. Тогда же возникли различные версии о назначении находок: предметы жертвоприношений, посредники шаманских обрядов, части шаманских костюмов… необходимого при плавке металла.

Остается еще одна загадка: почему птицевидные, антропоморфные фигурки и круглые предметы захоранивались под камнями или в земле.
Е. М. Берс считала клады священными местами, где хранились изображения богов-покровителей местности, богатой медными рудами. В. Н. Широков отметил, что грот Сухореченский в определенное время был святилищем для хранения вещей, связанных с комплексом анимистических и солярных представлений.

Возможность новой трактовки памятников типа кладов появилась в связи с публикацией А. П. Зыкова и Н. В. Федоровой статьи о Холмогорском кладе, найденном в Западной Сибири. Они убедительно доказали, что уложенные как в погребении предметы III-IV вв. н. э., в состав которых входили антропоморфные личины, птицевидные изображения, круглые бляхи и оружие, могли быть иттарма. Так у обских угров называли антропоморфные фигурки, в которых помещалась одна из душ умерших.

Во всех коллекциях "кладов", а вернее сказать, захоронений душ умерших металлургов фигуры птиц и антропоморфных разнообразны. Можно предположить, что за этой непохожестью стоят определенные реальные явления: неодинаковый социальный статус умерших (вождь, шаман, воин, свободные общинники, зависимые или пленные) или разная степень профессионального мастерства металлургов.

Современные исследователи Чижова Л.В. [3], Викторова В.Д. [4] опираясь на археологический материал и этнографические источники ограничивают район распространения находок культового литья исключительно рамками лесной зоны от верховьев Камы и Печоры на Западе до Томского Приобья на Востоке. При этом отмечается связь культувого литья с анимистическими верованиями. Так селькупы после смерти человека делали куколку, ей на грудь клали изображения птички и змеи, вырезанные из металла, которые показывали душе дорогу в загробный мир. Ильсат – главная душа – душа-птица, имеет вид птицы с человеческим ликом на груди. После смерти она возвращается к солнцу – ходит вверх. Аналогичные представления о душе имеются у ненцев, нганасан, кетов, обских угров.

При обряде трупосожжения, характерном для древних угров, наличие идола обеспечивало вместилище для души. Форма, материал фигурки менялись со временем – вера в душу сохранялась. Так самодийские народы до 30-х гг. XX века после смерти человека изготавливали антропоморфную фигурку, одетую в лоскутки одежды умершего. Истоки этого обычая надо искать в глубокой древности.

Похожие фигуры птицечеловека можно найти в интернет-аукционах, в музее г.Полевского и других городах Среднего Урала. Частные коллекционеры готовы приобретать на черном рынке такие фигурки от 3000 руб. и дороже.

В июле 2010г. во время разведочных работ на оз. Уелги в Кунашакском районе Челябинской области директор Археологического научного центра г. Челябинска д.и.н. С.Г. Боталов обнаружил ритуальное поле с захоронениями медных идолов. Информация о Троицкой находке была передана С.Г. Боталову, который встретил ее с огромным интересом и подтвердил ее аналогии с находками на оз. Уелги. (рис. 4)

рис. 4 Находки на оз. Уелги.

Заключение.

В результате проведенного исследования нам удалось:

1.Установить аналогию фигуры птицеидола, найденного в г. Троицке с подобными находками на территории Cреднего Урала.

2.Отнести фигуру идола к иткульской культуре (VII-III вв. до н.э.) и найти подтверждение культурно-экономическим связям иткульцев с кочевниками Южного Урала.

3.Определить предназначение птицеидола как вместилище души в поверьях финно-угорских народов, что сохранилось в культовой практике до начала XX в.

В ходе дальнейшей работы мы планируем:

1.Выяснить какие ритуальные действия могли привести к деформации фигурки идола.

2. Передать находку для экспонирования в Троицкий краеведческий музей.

3. Подготовить и опубликовать статью с целью введения информации о находке птицеидола в научный оборот.

Список используемой литературы:

1. «Полевской археологический», издательство «Дорога», авторы: Оксана и Александр Непомнящие.

2. « История Урала» ч. 1, под редакцией Б. В. Личмана. Екатеринбург, издательство «СВ – 96», 2002 год.

3.Чижова Л.В. Культовое литье лесной полосы Евразии в системе анимистических представлений угро-самодийцев. // Новые археологические исследования на территории Урала.Межвузовский сборник научных трудов, Ижевск, Изд-во Удмуртского госуниверситета, 1987, с.121-134

4. Викторова В.Д. Древние угры в лесах Урала (страницы ранней истории манси) – Екатеринбург: изд-во Квадрат, 2008

5. Интернет-ресурсы: сайт аукциона « АО Монгол»

Приложение 1




Фигурка идола, место находки: г. Троицк. Фото.

Приложение 2


Ул. Макаренко, д. 53 – место находки идола.

Приложение 2

Находки на оз. Уелги.


Птицевидный идол. Рисунок.



Каталог: data -> documents
documents -> Инструкция по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов
documents -> Стаж работы по специальности Преподаваемый
documents -> И. о. Главы администрации
documents -> Методические рекомендации по планированию работы на 2016 год Департамент культуры и туризма Вологодской области бук во «Вологодская областная юношеская библиотека им. В. Ф. Тендрякова»
documents -> Постановление «26» ноября 2015 г. №447 г. Киренск


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал