Cтажировка в образовательном Центре «Европаштудиенпроект» г. Цвиккау (Германия)



Скачать 60,64 Kb.
Дата30.10.2016
Размер60,64 Kb.
Cтажировка в образовательном Центре «Европаштудиенпроект»

г. Цвиккау (Германия).
Команда  ведущих консультантов  Свердловской  области  по вопросам развития системы образования проходила на стажировку в образовательном Центре «Европаштудиенпроект» г. Цвиккау с 18 по 25 ноября. В программу стажировки входило знакомство с системой образования Германии:

  • дошкольное образование,

  • начальная школа,

  • средняя основная школа «Европейская школа»,

  • гимназическое образование, включая работу с одаренными детьми;

  • систему профессиональной подготовки и образования в Германии на примере школ с изучением основ профессии,

  • изучение системы повышения квалификации педагогов в Германии.

Основной закон об образовании в Германии предоставляет право каждому гражданину свободно развивать свою личность и выбирать школу, место учебы и профессию по своим способностям и наклонностям. Каждый гражданин Германии в течение всей жизни имеет возможность получить общее, высшее и профессиональное образование. Обучение в Германии является бесплатным как для граждан Германии, так и для граждан иностранных государств, однако в системе немецкого образования представлены и государственные, и частные образовательные учреждения.

Дошкольное образование.
В первый день стажировки группа ведущих консультантов  Свердловской области изучала опыт муниципального детского сада в   г. Хондорф Федеральной земли Саксонии. Детский сад посещает 70 детей от 1 года до

6 лет. Экскурсию по детскому саду провела заместитель руководителя Жанин, которая познакомила с системой дошкольного образования Саксонии и концепцией детского сада.

В своей деятельности воспитатель детского сада руководствуется концепцией Федеральной земли Саксонии, которая содержит шесть направлений развития воспитанников: соматическое, социальное, коммуникативное, познавательное, естественнонаучное (экспериментальное), эстетическое.

На каждого ребенка в детском саду заполняется индивидуальная карта наблюдения, где зафиксированы показатели развития ребенка. В последний год перед выпуском из детского сада учитель начальных классов посещает занятия в группе, знакомится с детьми, наблюдает за процессом их развития.

Приоритетными условиями пребывания детей в детском саду является безопасность и гигиена. Дети свободно перемещаются по всей территории детского сада, общаясь со всеми детьми и взрослыми. Воспитатели, родители и дети называют свои детские сады – «домами». 

Система школьного образования.
20 ноября   Ольга Гарци  - заведующая отделом Агентуры Саксонского образования – представила систему образования в Республике Саксония.

Политику в сфере образования на территории страны определяет Министерство совместно с Институтом образования.  Агентура саксонского образования осуществляет управление на территории Федеральной земли Саксония,  его задача – установление контакта со школами по вопросам содержания образования и обеспечения кадрами. Агентуре подчинены региональные центры, в Саксонии их пять.

Система школьного образования имеет несколько ступеней:


  • начальная школа (1-4 класс),

  • средняя школе(5-9класс),     

  • гимназии (5-12 класс),

  • специальные школы (1-9/10 класс),

  • школы профессионального обучения,

  • профессионально-предметная школа,

  • специальные учебные заведения,

  • профессиональная школа, позволяющая получить законченное профессиональное образование,

  • профессиональная гимназия.

Особенностью образования в Германии является то, что для разработки учебных программ создаются творческие группы учителей.  Данные  программы апробируются в течение двух лет, утверждаются Агентурой Саксонского образования и реализуются в школах.  

Начальная школа (1-4 класс)

Начальная школа (Grundshule) – первая ступень образования, обязательная для всех детей от 1- до 4 класса. Задачи преподавания:

- переход от игровых форм к учебной деятельности;

- создание фундаментальной основы для дальнейшего образования.

 Начальные школы в Германии имеют возможность выбрать собственное приоритетное направление в деятельности. Так, например, в школе, которую мы посетили (директор фрау Зигерт), реализуется программа «Мобильная школа»: мир познается в движении (через движение познаю мир). Особенностью организации и содержания образования в этой школе является интеграция движения во все виды деятельности ребенка.  Школа сотрудничает с университетом Лейпцига по разработке и реализации таких учебных программ.

В учебном плане есть предметы: математика, немецкий язык, природа, интегрированный курс искусства. 

Межкультурное общение осуществляется через участие в проекте ассистентов - студентов из разных стран.

По желанию родителей и ребенка ученик может пребывать в «школе полного дня», где выбирает занятия по интересам.



Средняя школа (5-9 класс)

Школьная программа предусматривает занятие проектной деятельностью в течение двух недель в учебном году. Школы сотрудничают с музеями. Опыт взаимодействия  был представлен    музеем Деревянного зодчества города Лихтенштейн  и  музеем Шумана в городе Цвиккау. Работники музея разрабатывают модули (методические комплекты), посвященные разным странам. На сегодняшний день созданы модули, посвященные Китаю, Турции, Польше, России, Индии, Австралии.

Работники музея предлагают методические разработки всех уроков. Комплект включает дидактические материалы: игры, фильмы, карты. При этом содержание модуля согласовывается с посольством страны или любыми культурными организациями и не дублирует школьную программу. Поскольку не все учителя владеют ИКТ, материалы высылаются в школы почтой на две недели, а затем школы их возвращают обратно в Центр. Все материалы предоставляются в трех экземплярах, так как в параллели по три класса, а у школ не всегда есть средства для их размножения. Учитель может дополнять или вносить свои изменения в предоставленные ему разработки.

Образование и наука: много путей к успеху.

В четвертый день пребывания в Германии группа ведущих консультантов Свердловской области познакомилась с опытом работы гимназий – в городе Лауха

Директор господин Бахман представил систему обучения в гимназии  города  Кихберг. Гимназия позиционирует себя как языковое образовательное учреждение.     Хотя школьники могут выбрать естественнонаучный или экономический профиль. В гимназию зачисляются выпускники начальной школы, которые имеют средний балл 2, что означает по немецкой системе оценивания как «хорошо» и выше. После успешного окончания гимназии выпускники имеют право в течение одного года на самоопределение в профессии. Завершив обучение в гимназии, получив профессию, выпускники имеют право обучаться в высших учебных заведениях.

Особенностью профессиональной гимназии города Лаух, директор господин Палме,  является то, что обучающиеся (студенты) получают различные специальности в соответствии с запросами работодателей.      Ученики, обучающиеся на предприятии  одной из более 360 востребованных в Европе квалификаций, изучают в ней теоретические основы своей будущей профессии.

Причем согласно заключенному договору с предприятием или предпринимателем 3 дня обучение идет на базе предприятия, а 2 дня на базе профессиональной школы. Для организации практик (профессиональных проб по будущей специальности) привлекаются компании-партнеры, специализирующиеся на соответствующей профессии. В профессиональных школах имеются предложения для обучения подростков – инвалидов, а также детей из неблагополучных семей.

Путь получения аттестата зрелости с правом учебы в университете может проходить через профессиональную гимназию, в которой трехлетнее обучение охватывает наряду с общеобразовательными предметами также предметы, профессиональной профориентации.

Образование, реализуемое в гимназиях, профессиональных школах бесплатное. Большую роль в управлении гимназиями и профессиональными школами участвует советы, в которые входят учителя, учащиеся и родители. Финансирование образовательных учреждений осуществляется исходя из количества обучающихся (принцип подушевого финансирования). В ВУЗы абитуриенты зачисляются по результату среднего балла аттестата.



Система дополнительного профессионального образования учителей.

Система повышения квалификации учителей в Германии гибкая и мобильная, обеспечивает самостоятельность  выбора содержания, формы, сроков обучения,  ориентирована  на личную инициативу учителей в выборе  способов улучшения своей компетентности. Каждый учитель обязан повышать квалификацию два раза в год – это однодневные семинары по темам, которые вызывают у них профессиональный интерес. Также были презентованы образовательные проекты центром Europa-Studien-Projekt.



В заключительный день стажировки нам вручили сертификаты. Поездка в Германию была очень познавательной.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница