Д. и н. проф Зубанова С. Г. профессор каф. Теологии, начальник уму ргсу место и роль теологического образования в системе образовательных парадигм XXI века



Скачать 108,08 Kb.
Дата27.10.2016
Размер108,08 Kb.
Д.и.н.проф Зубанова С.Г.- профессор каф.

Теологии, начальник УМУ РГСУ
Место и роль теологического образования в системе образовательных парадигм XXI века

Прошло 3 года, как Россия присоединилась к Болонскому процессу с целью создания с европейскими странами единого образовательного пространства. Обязательными параметрами включения в Болонский процесс является-

· Трехуровневая система высшего образования.

· Зачетные единицы.

· Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов.

· Европейское приложение к диплому.

· Контроль качества высшего образования.

· Создание единого европейского исследовательского пространства


Срок реализации поставленных задач означен достаточно жестко - 2010 год.

Вся система отечественного образования переживает сегодня нелегкое время. Модернизационные процессы больно затрагивают все стороны десятками лет складывавшейся системы отечественного образования. Держатели специальностей и направлений подготовки специалистов с трудом адаптируются к инновационным требованиям: не может не волновать вопрос, как сохранить и обеспечить качество знаний при уменьшении федерального компонента до 50% от общего объема теоретического обучения с сохранением его структуры, установленной ГОС ВПО по соответствующим направлениям подготовки и специальностям.

Как не упустить, не потерять, не проглядеть главного в погоне за стремительными образовательными инновациями, модернизационными тенденциями глобализирующегося мира? Как не разрушить то, что является истинно ценным в отечественной системе образования? Как поддержать, сохранить и преумножить православную духовно-нравственную традицию, являющуюся основой российской педагогики?

Российская система теологического образования находится сегодня в особенно сложной ситуации С одной стороны – эта совсем молодая специальность и направление подготовки, ей нет еще и полутора десятков лет. С другой стороны, она, как и вся система отечественного образования, включена в программу интенсивных модернизаций образования .

Практически во всех цивилизованных странах мира теологическое образование имеет давнюю традицию в государственной системе образования. Самые известные теологические факультеты находятся в государственных университетах: в Страсбурге и Тулузе (Франция); в Любляне (Польша); в Женеве, Лозанне, Люцерне, Невшателе, Фрайбурге, Берне, Базеле, Цюрихе (Швейцария); в Софии (Болгария); в Брюсселе (Бельгия); в Тарту (Эстония); в Бонне, Баден-Вюртемберге, в Лейпциге , в Тюбенберге, в Берлине, в Марбурге (Германия); в Хельсинки (Финляндия); в Копенгагене (Дания); в Вене (Австрия).

В Оксфордском университете теология является безоговорочно самой престижной базовой специальностью. За теологией по степени престижности следуют : история, классическая филология, юриспруденция, далее весь комплекс естественных наук.

Причем в мировой практике неоспоримо присутствует убеждение, что Теология, история и классическая филология составляют фундамент национального гуманитарного образования, и не могут быть заменены друг другом.

Навыки мышления, привитые в процессе получения базового теологического образования, позволяют выпускникам известных университетов мира работать во всех областях гуманитарной науки, культуры, гуманитарных и социальных практик, управления, консультирования в государственном, общественном и коммерческом секторах экономики, в исследовательской и преподавательской деятельности.

Преподаватели Оксфордского университета отмечают, что с ростом интенсивности изменений на рынке труда роль фундаментального образования повышается. Именно фундаментальная подготовка повышает адаптированность выпускника к меняющимся условиям внешней жизни.

Таким образом, во всем мире растет интерес к духовным ценностям человека, интерес к нравственному и религиозному образованию. Это объясняется обратной реакцией на глобальное доминирование материальных ценностей почти в каждой сфере современной жизни. В системе государственного образования во всем мире преподавание религии занимает все больше места и это направление становится предметом озабоченности лиц, отвечающих за образование на национальном уровне.



Зарубежный опыт правового регулирования теологического образования в государственных университетах обобщен д.ю.н. И.В. Понкиным, директором Института государственно-конфессиональных отношений и права. Обширный нормативный материал, проанализированный в ходе работы, свидетельствует, что система теологического образования повсеместно является областью партнерства государства и культурообразующей конфессии. Нормой является государственное финансирование теологических программ. При этом контроль над содержанием образования и квалификацией преподавателей относится к сфере ответственности культурообразующей религии. Таков опыт подготовки христианских теологов в Великобритании, Германии, Франции, Австрии, Италии, Испании, Нидерландах, Дании, Швейцарии, Греции, Польше, Чехии, Болгарии, Эстонии. То же справедливо для исламской теологии в Турции, Бахрейне, Ливии, Сирии, Египте, Саудовской Аравии.

Один из самых распространенных ложных стереотипов, навязываемых современному российскому обществу, - это неверное трактование понятия «светское образование». С точки зрения конституционного права, светское образование – это не атеистическое или внерелигиозное образование, а общесоциальное гражданское образование, осуществляемое в соответствии с социальным заказом, сложившимся в обществе, по государственным образовательным стандартам. А сегодняшний социальный заказ общества диктует необходимость конструктивного диалога, соработнических позиций в решении вопроса упрочения позиций теологии в образовательной системе России.

Мы считаем Православие основой фундаментальных ценностей образования. Это прекрасно понимал выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский. В статье 1860 года «О нравственном элементе в русском воспитании» он утверждает «что нехристианская педагогика - вещь немыслимая, безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди».

Русское образование, в отличие, например, от западного, даже в своем наименовании сохранило связь с православием : этимологически связано со словом «образ»: Бог сотворил человека «по образу и подобию своему». В православной традиции указывается на необходимость одновременного образования ума и сердца человека: «Свет одного научного образования без истины Христовой есть свет луны без солнца. Свет холодный, безжизненный».



Сила и ценность русского образования всегда состояли в том, что в центре образования стоит многогранная человеческая личность во всей полноте ее проявлений и Богом данных талантов. А целью отечественного образования всегда было и остается служение людям – по слову Апостола Павла «Служите, друг другу каждый тем даром, какой получил…». Поэтому для педагогического сообщества РГСУ задача науки и образования определяется как помощь каждому человеку направить свои таланты на служение людям.

За последнее десятилетие была создана необходимая правовая, организационная и методическая база, позволяющая развивать систему теологического образования в России. В настоящее время в российской высшей школе Теология доказала свою востребованность : теологов готовят в 36 вузах, из которых 21 – государственные университеты.

На нынешнем сложном этапе исторических преобразований в России теология призвана решать задачи воспитания молодого поколения, формирования его мировоззрения с позиции общечеловеческих христианских ценностей.

В контексте готовящейся смены стандартов образования 2-го поколения сегодня является актуальной постановка вопроса о содержании высшего теологического образо­вания вообще и в РГСУ - в частности. Например, уже сегодня ясна специфика подготовки студентов-теологов Рязанского государственного университета : они работают в дошкольных учреждениях и в средних школах, ведут различные телевизионные передачи на местном канале телевидения вместе со своими университетским педагогами, работают в краеведческих музеях. А выпускники кафедры теологии Тульского государственного университета востребованы в музеях регионального и муниципального уровня , в том числе - в Заповеднике «Поле Куликово». Конкурс на кафедру Теологии в ТГУ возрастал год от года от 1,5 человек на место до 18 человек на 1 место в 2007 году. На сегодняшний день Кафедра сделала 2 выпуска бакалавров и специалистов в области Теологии. И это не единичные примеры созидательной работы кафедр теологии в России .



Теология в РГСУ как специальность ВПО открыта совсем недавно : Кафедра христианской (православной) теологии осуществила с 2003 года два набора студентов, успешно обучающихся и приобретающих профессиональные навыки.

Сегодня кафедра теологии РГСУ ориентирована на поддержание творческих профессиональных контактов с другими кафедрами Гуманитарного факультета , в первую очередь – с к. Отечественной истории. Это не случайно : УМО по Теологии было создано в России под патронатом Исторического факультета МГУ и до сих пор является его отделением. Кроме того, научно-историческая школа РГСУ активно ведет исследования по Истории РПЦ, истории социального служения, истории духовного образования. В РГСУ это стало самостоятельным направлением научно-исторической школы. Также отметим еще одну важную социальную составляющую деятельности каф. Теологии РГСУ – зав. Каф. Священник Владислав Мишин является организатором и постоянным участником телевизионной программы на телеканале Северо-Восточного округа Москвы.

Кроме указанных направлений развития теологии в нашем университете, концепцию теологического образования в Социальном университете подсказывает и определяет сама жизнь, само назначение нашего университета: РГСУ – первый в стране организатор и создатель Специальности «Социальная работа». В настоящее время в РГСУ, помимо «Социальной работы» открыто еще много других направлений подготовки и специальностей, практическая направленность которых – оказание помощи людям. В том числе, это и «Социальная медицина», «Реабилитационные технологии», «Психология», «Социальная педагогика». Поэтому в развитии теологической составляющей в РГСУ наиболее целесообразным нам представляется объединение усилий кафедр именно такой практической направленности.

Например, на базе Кафедр теологии и психологии возможно в перспективе создать Научно-практический центр духовной реабилитации, который бы вел исследовательскую и методическую работу в области, например, сектоведения в России и оказывал неоценимую практическую помощь духовно-нравственного восстановления, возрождения, реабилитации пострадавших и нуждающихся в помощи. Факультет с таким направлением работы способен вести и практически значимую научную тематику, и иметь грантовую поддержку за разработку различных проектов по духовной безопасности общества.

Долгое небытие теологии в системе российского образования (более 7 десятков послереволюционных лет) привело к тому, что сегодня отечественная теология выполняет задачи , в первую очередь, миссионерские или катехизаторские, возвращая российскому обществу знания о традициях православной веры и культуры, православного образования и воспитания. Учебно-методическое объединение ВУЗов России по теологическому образованию сегодня призывает к открытию межфакультетских и даже межвузовских кафедр теологии для ведения просветительской работы среди студентов. В нашем университете ведется в настоящее время поиск путей реализации поставленных Учебно-методическим объединением задач. Мы считаем для себя возможным реализацию общетеологического образования для студентов, обучающихся по различным гуманитарным и естественнонаучным профилям, поскольку теология является фундаментальной наукой, во многом определяющей эволюцию научного гуманитарного мышления в целом, а также дающей возможность соприкоснуться с системой духовных и культурных ценностей нации.

Подобный опыт имеется в ряде российских ВУЗов, которые пошли по пути создания общеуниверситетских кафедр теологии и включения в учебные планы всех специальностей православного компонента (в виде «православной культуры», «основ теологии», «религиоведения» и др.) в традиционные универ­ситетские Профессиональные образовательные программы (например, такие, как «История», «Журналистика», «Филология», «Философия», «Педагогика», «Психология» и др.).

Социальный заказ на подготовку теологов, которых к настоящему времени выпущено не так много – несколько сотен специалистов, - в первую очередь должен формироваться при участии Образовательных учреждений (ВУЗы, школы); Отделов религиозного образования; Медицинских учреждений; Правоохранительных органов; СМИ; Органов опеки и социального обеспечения (детские дома, приюты, дома инвалидов и престарелых); Епархиальных управлений; Учреждений культуры (исторические музеи, гос. Архивы и библиотеки); Административных объединений по взаимодействию с религиозными организациями; Управлений образования и социально-правовой защиты; Объединений социально-психологической реабилитации.

Несколько слов скажем о состоянии богословской (теологической) науки. Богословская наука, пребывавшая в России три четверти ХХ столетия в совершенном забытьи, сейчас стремительно завоевывает позиции на международном уровне и чрезвычайно нуждается во всемерной поддержке как со стороны Церкви, так и со стороны российского государства и общества. В связи с тем, что ФЦПРО(проект) ставит задачу интеграции науки и образования, следует сказать о проблеме, которая требует скорейшего разрешения: позиция Министерства Образования по давно назревшему вопросу открытия аспирантуры и диссертационных Советов по специальности «Теология» не является конструктивной : вертикаль теологического образования в Российской Федерации остается незавершенной. Во всем европейском мире высшей школы существует возможность присвоения ученых степеней кандидата и доктора теологии. В России же выпускники аналогичной специальности или направления подготовки дискриминированы несмотря на то, что правовые препятствия для решения этого вопроса отсутствуют.

Итак, очевидно, что теология как специальность и как наука нуждается в государственной поддержке на пути своего становления в отечественной научно-педагогической среде.

Сегодня в некоторых российских ВУЗах открываются университетские Храмы: первым в 90-е гг. – МГУ им. М.В. Ломоносова открыл университетский Храм Святой Татьяны. На территории РГСУ воздвигнут Храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы детей и молодежи, 2 недели назад был освящен в Московском государственном лингвистическом университете Храм во имя святой Марии Магдалины, есть университетский Храм в Тульском государственном университете и ряде др.



Постепенно складывается в России православное сообщество педагогов – единомышленников, которые не только стремятся привить подрастающему поколению традиционные духовно-культурные основы жизни, но и смело и отчетливо выражать свою гражданскую позицию по вопросам совершенствования качества российского образования

Корпорация студентов и преподавателей Российского государственного социального университета видит в Церкви, в возвращении народу утраченной веры, знаний основ православной культуры одну из основ построения гражданского общества, его нравственный фундамент.



Избрав Церковь своим союзником в выстраивании педагогической парадигмы социального образования, университет тем самым имеет миссионерскую направленность своего социального служения.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница