Данная программа составлена с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции



страница1/3
Дата07.06.2018
Размер3,84 Mb.
  1   2   3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана на основе авторской программы Т.П. Андреевской, О.Н. Журавлевой, Н.Н. Лазукова «История с древних времен до наших дней», 5-11 классы. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф».
При составлении программы учитывалась новая концепция в преподавании истории. Учебники авторов Т.П. Андреевской, О.Н. Журавлевой, Н.Н. Лазукова и А.Н. Майкова - это учебники нового поколения, которые нацеливают на умения, навыки и компетенции, формирующиеся в связи с требованиями стандартов второго поколения, в связи с введением по ГОСТ. Учебник помогает осуществить деятельностный подход и способствует развитию личности, имеет массу практико-ориентированных заданий.
Данная программа составлена с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции. Отбор учебного материала отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. При этом изучение исторического материала ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Цель изучения:
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
-освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории мировой цивилизации.
Задачи изучения:
- усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности, -формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса; -показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение
человечества от первобытности к цивилизации; историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.
Основные разделы курса и краткая общая характеристика:

Весь курс истории делится на Введение в историю и историю Древнего мира.


В курсе Введение в историю раскрываются важнейшие понятия, с которыми придется встретиться обучающимися при изучении истории. Данный курс учит работать с текстом, исторической картой, иллюстрациями.
Курс истории древнего мира в 5 классе делится на 4 раздела. I «Первобытный мир».
Здесь речь идет о первобытных собирателях и охотниках. В результате изучения учащиеся приходят к выводу, что земледелие и скотоводство возникло из охоты и собирательства, и в результате возникновения этих занятий у древних людей возникло неравенство и знать.

II. Древний Восток.


В этом разделе дается представление о первых очагах цивилизации, ирригации, о первом государстве, письменности; изучаются истории стран Древнего Египта, Западной Азии, Китая и Индии в древности.
III. Древняя Греция.
Начинается раздел повествованием о греческих богах. Этот подход отражает действительно великую роль богов в жизни эллинов и помогает понять глубже не только многие ключевые события греческой истории, но и менталитет и чаяния самих греков в их повседневных заботах. Весь раздел поделен на следующие части: древнейшая Греция; Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием; Возвышение Афин и расцвет демократии; Македонские завоевания.
IV. Древний Рим.

Здесь прослеживаются все грани периодов римской империи:




  • Рим: от его возникновения до установления господства над Италией;




  • Рим – сильнейшая держава Средиземноморья;

  • гражданские войны в Риме;

  • могущество Римской империи;

  • разгром Рима германцами и падение империи на Западе.



Место курса в учебном плане
Количество учебных часов в соответствии с Рабочей программой

Программа рассчитана на 2 часа в неделю:


35 учебных недель 2 часа в неделю = 70 часов в год

    • 1 полугодие — 16 недель - 32 урока

  • 2 полугодие — 19 недель - 38 уроков


Таблица тематического распределения количества часов:







Разделы, темы

Кол-во часов

П/п







Рабочая










программа

1.

Раздел 1. Введение в изучение истории

12

2.

Раздел 2. История древнего мира




3.

Введение

1

4.

Тема 1.

Первобытное общество

4

5.

Тема 2.

Древний Восток

14

6.

Итоговое обобщение: вклад народов древнего

1




востока в мировую культуру




7.

Тема 3.

Древняя Греция

17

8.

Итоговое обобщение: историческое и культурное

1




наследие древней Греции




9.

Тема 4.

Древний Рим

17

10.

Резервное время

3

11.

Итого:

70

Настоящая программа обеспечивает изучение курса «История древнего мира» с древности и до IV века н.э. в единой учебно–дидактической линии «История». Требования к подготовке учащихся по истории в 5 классе в полном объеме совпадают с авторской программой Т.П. Андреевской, О.Н. Журавлевой, Н.Н. Лазукова «История с древних времен до наших дней», Москва. Издательский центр «Вентана-Граф».


Ценностные ориентиры преподавания предмета
Главная, и основная, особенность методики преподавания курса истории в 5 классе – гуманизация при изучении истории древнего мира. Она должна прослеживаться:


  1. в формировании нравственных принципов и духовных ценностей подростков (овладение основами знаний ценностных ориентаций способствует выработке учащимися собственного отношения к изучаемым историческим явлениям и событиям);




  1. в технологии преподавания (в создании условий для интенсивной самостоятельной




    • творческой деятельности ученика, обеспечивающей выработку умения практически использовать полученные знания; обращение к диалоговому обучению; создание условий для многоуровневого общения и поэтапного вовлечения учеников в различные виды учебной деятельности);




  1. в создании на уроке атмосферы сотрудничества с использованием личностно ориентированного подхода для раскрытия личности пятиклассника;




  1. в применении многообразных приемов и методов обучения , источников знаний, особенно наглядных, позволяющих использовать и развивать все виды восприятия




    • памяти, осуществляя принцип единства обучения и воспитания.

Хочется надеяться, что, изучив историю древнего мира (от возникновения предков человека до конца истории древнего мира), учащиеся 5 класса ощутят связь между прошлым, настоящим и будущим, и поймут, что древность питает и современную цивилизацию.


В процессе изучения курса истории древнего мира пятиклассники должны овладеть
следующими компетенциями:

  1. определять место исторических событий на ленте времени;

  2. работать с исторической картой;

  3. определять и объяснять понятия;




  1. уметь выделять главную мысль в тексте;




  1. обобщать полученные знания;




  1. определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждени


Результаты обучения и усвоения содержания курса:
Личностными результатами изучения курса «История Древнего мира» являются:

 понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других



народов, толерантность;


  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;




  • формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;




  • складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;




  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.


Метапредметными результами изучения курса являются:


  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;




  • владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );







  • готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.


Предметными результами изучения курса истории являются:


  • освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества; владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;




  • умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;




  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;




  • первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;




  • расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;




  • составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;




  • понимание вклада древних народов в мировую культуру.


Требование к уровню подготовки
1. Знание хронологии, работа с хронологией:


  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;




  • применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:


  • характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших

исторических событий.
3. Работа с историческими источниками:
• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
4. Описание (реконструкция):


  • рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;




  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;




  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.


5. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;




  • раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;




  • сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;




  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:
• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.


7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.
Формы организации учебного процесса:
● коллективная;
● групповая;
● индивидуальная.
Формы организации учебной деятельности:

практикумы, сюжетноролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии.


Формы контроля:

  • тестирование;

  • задания на выявление операционных жизненных ситуаций;

  • моделирование жизненных ситуаций.


Основное содержание курса:
Введение в изучение истории:

  • Историческая память народов. Что изучает наука история. Источники знаний о прошлом. Время. Способы измерения времени в разные исторические эпохи. Археология – помощница историков. Историческая карта. Наука о народах и наука о прошлом. Знать своих предков – знать историю. Географические названия – свидетели прошлого. О прошлом рассказывают гербы. Знамя и флаг сопровождают историю. Из истории гимнов. Как работать с учебными материалами по истории.




  • История Древнего мира:




  • У истоков истории:




  • Возникновение человека. Появление современного человека. Зарождение искусства и религиозных верований. Человечество на пути к новому обществу.

  • Древний Восток:




  • Образование государства в долине Нила. Религиозные верования в Древнем Египте. Правитель Древнего Египта. Подданные фараона. Повседневная жизнь древних египтян. Культура Древнего Египта.




  • Древняя Азия:




  • Шумер и Аккад. Древний Вавилон. Ассирийская держава. Финикия. Древняя Палестина. Древняя Персия. Древняя Индия. Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии. Древний Китай.




  • Древняя Греция:




  • Природа Греции и занятия древних греков. Древнейшие государства Греции: Крит и Микены. Верования древних греков. «Илиада и Одиссея»: правда и вымысел.




  • Греческий полис – город-государство. Великая греческая колонизация. Установление демократического строя в Афинах. Спарта. Греко-персидские войны. Греческий полис и его жители. Развитие демократии при Перикле. Олимпийские игры. Повседневная жизнь древних греков. Греческая наука. Архитектура и скульптура Греции. Рождение театра. Театральные представления. Греция и Македония в IV веке до н.э. Он хотел завоевать весь мир.




  • Александрия Египетская.




  • Древний Рим:




  • Древняя Италия и начало города Рима. Рим в эпоху царей. Рождение Римской республики. Борьба патрициев и плебеев. Завоевание Римом Италии. Армия Древнего Рима. Причины пунических войн. Завоевание Рима на Востоке. Государственное устройство Римской республики. Римское общество: его нравы и обычаи. Повседневная жизнь римского общества.




  • Рабство в Риме. Начало гражданских войн в Риме. Гай Юлий Цезарь. Октавиан Август и рождение Римской империи. Императоры Рима I – II веков. Вечный город. Культура Римской империи. Возникновение христианства. Римская империя в III - V веках.

Программа соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования.




Учебно-методические средства обучения по курсу история Древнего мира. 5 класс


  1. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. (Андреевская и др.). Изд.-М.: «Вентана - Граф».

  1. Вопросы и задания по истории древнего мира для 5 класса общеобразовательных учреждений. Г.И. Старобинская, Изд.-М.: АФКТИ, 2003г.




  1. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории древнего мира для 5 класса общеобразовательных учреждений. А.В. Биберина, Изд.-М.: «Сфера», 1998 г.




  1. Электронное учебное пособие.История Древнего мира.5 класс.




  1. Дидактический материал: - тесты по теме «Что изучает история», "Первобытный мир", "Древний Восток", "Древняя Греция", "Древний Рим"




  1. Презентации уроков Интернет ресурсы: http://mir-ssylok.narod.ru/vi_dm.htm




  1. Дьяконов И.М. Пути истории. От древнего человека до наших дней. – М.; Восточная литература, 1994.




  1. История Древнего Востока. – М.: Наука, 1988.

  2. Интернет ресурсы: http://www.bibliotekar.ru/istoriya/

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе:

  1. Государственного стандарта основного общего образования истории.




  1. Примерной программы основного общего образования по истории, рекомендованной Министерством образования РФ . Авторы: Андреевская Т.П., Журавлёва О.Н., Майков А.Н. и др. История с древнейших времен до наших дней. Программа. 5–11 кл. Допущено МОиН РФ. М.: Вентана–Граф, 2014г.

Предмет «История» в учебном плане школы в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение истории в 6 классе – 70час.


В целом класс успешно завершил изучение истории в 5 классе. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса истории и не требует корректировки в содержании. Необходимо отметить, что особое внимание при планировании следует уделять развитию навыков коммуникации, построения монологического высказывания, выработке произвольного внимания.
Основные цели курса:
Выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом; развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа
(сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.).
Общая характеристика учебного предмета.
Программа состоит из двух модулей: История средних веков и История России с древнейших времен до XVI в.
Программа модуля История средних веков ориентирована на учебник История Средних веков. 6 кл. Искровская Л.В., Федоров С.Е., Гурьянова Ю.В. Под ред. Мясникова В.С. и охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Рассчитана на 28 часов. Тематическое планирование составлено учителем на 29 часов.
Модуль дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.

Задача модуля - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям. 1) Изучать источники знаний о прошлом; 2) изучать историческое летосчисление; 3)изучать историческую карту; 4) изучать всемирную историю и историю отечества как часть всемирной истории.


Основные цели модуля :


    • сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;




    • осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

  • охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;




    • показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.

В учебной программе модуля используется следующий учебно-методический комплект:


История с древнейших времен до наших дней. 5-9 кл. Программа . Изд.1 (Андреевская Т.П., Журавлева О.Н., Майков А.Н.) История Средних веков. 6 кл. Учебник. Изд.2 (Искровская Л.В., Федоров С.Е., Гурьянова Ю.В. Под ред. Мясникова В.С.) История Средних веков. 6 кл. Рабочая тетрадь. Изд.1 (Баранов П.А.)
Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007.
Программа модуля История России с древнейших времен до XVI в составлена на основе Программы «История с древнейших

времен до наших дней». 5-9 кл. авт.Андреевская Т.П., Журавлева О.Н., Майков А.Н.


Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 40 часов Программой предусмотрены Повторительно-обобщающие итоговые уроки по разделам.
Используется следующий учебно-методический комплект:
История с древнейших времен до наших дней. 5-9 кл. Программа .Изд.1 (Андреевская Т.П., Журавлева О.Н., Майков А.Н.)
История России. 6 кл. Учебник. Изд.2 (Баранов П.А., Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Шейко Н.Г., Гурьянова Ю.В., Захваткина И.З. Под ред. Ганелина Р.Ш.)
История России. 6 кл. Рабочая тетрадь. Изд.2 (Баранов П.А.)

Описание места учебного курса в учебном плане


В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования курс «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета с 5-го по 9-й класс в общем объеме 382 учебных часа. Из них на 5, 6, 7, 8 классы отводиться по 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель). На 9 классы отводиться по 102 часов (3 часа в неделю, 34 учебных недели).
Учебное время между курсами «Всеобщая история» и «История России» распределяется следующим образом: в 5 классе 14 % учебного времени отводиться на пропедевтический курс «Введение в историю», 86% часов на курс «Всеобщая история». В 6, 7, 8 и 9 классах на курс «Всеобщая история» приходиться 30% учебного времени, курс «История России» - 70 % часов.
Для достижения поставленных задач применяются следующие формы и средства контроля: промежуточный, итоговый контроль (тестирование), фронтальный опрос, составление сравнительных таблиц, самостоятельная работа учащихся с учебником
по 8 тестовых работ, за каждый год обучения (2 контрольных тестирования в четверть.
Ценностные ориентации содержания предмета.
Формирование убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма; развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории,
культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны; -изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.


В ходе изучения курса будут сформированы : личностные, метапредметные и предметные результаты, свидетельствующие о модернизации школьного исторического образоваения - переход к развивающей модели обучения:
-умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного; умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий; -умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
-умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям; -умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные; - умения работать с исторической картой;




  • умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования.


Концепция.
Содержательная линия изучения истории на ступени основного общего образования направлена на приобретение учащимися исторических знаний, приведенных в простейшую пространственно-хронологическую систему; на формирование умений оперировать исторической терминологией, в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомство с основными способами исторического анализа.
Внутренняя периодизация в рамках курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и и требований межпредметной интеграции РП устанавливает следующее распределение учебного времени.
Учебно-тематическое планирование





Тематический блок




Количество










часов (в год)













Модуль История средних веков

29



















Введение




1
















Средневековый мир в V-XI вв.




14
















Средневековый мир в XII-XV вв




14













Модуль История России с древнейших времен до конца XVI в.

41



















Русь Древняя




17













Политическая раздробленность на Руси

11
















Русь Московская




13













Итого: 70

Требования к уровню общеучебных навыков, умений и способов деятельности.
РП для 6-го класса предусматривает формирование у учащихся общеучебных навыков и умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, использование ИКТ. В рабочей программе предусмотрено научить и закрепить умения: - разделять процессы на этапы, звенья; выделять характерные причинно-следственные связи; -определять структуру объекта познания; сравнивать(сопоставлять, классифицировать) объекты; -различать мнения, факты, доказательства, гипотезы, аксиомы; -выполнять творческие проекты; применять алгоритмы; искать оригинальные решения; -передавать содержание текста в сжатом и развернутом виде;
-анализировать текст; овладевать монологической и диалогической речью; развивать эти умения; -развивать умение общаться; подбирать аргументы, высказывания; - формулировать выводы; использовать различные источники;
-использовать Интернет-ресурсы; уметь самостоятельно организовать свою учебную деятельность; - уметь оценивать результаты своей учебной деятельности; овладевать рефлексивной деятельностью.
Требования к уровню подготовки учащихся 6-го класса по истории в рабочей программе полностью соответствуют стандарту обучения.
Прогнозируемые результаты обучения.
Результатом обучения в 6-ом классе будет овладение учащимися знаний и умений по Истории России и Всемирной истории, значимых для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
Образовательные результаты освоения предмета: ( см. стр.9-10 авторской программы Андреевской Т.П., Журавлевой О.Н, Майкова А.Н.)
Выпускник научится:


  • локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;




  • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей —походов, завоеваний, колонизации и др.;

  • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

  • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;




  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в

других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;




  • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;




  • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);




  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.


Выпускник получит возможность научиться:

  • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

  • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;




  • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чѐм заключаются их художественные достоинства и значение.


Содержание курса «История Средних веков» (29 часов)
Введение (1 ч)
Происхождение понятия «Средние века». «Светлый» и «темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков.
Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков.
Раздел I. Средневековый мир в У-Х1 веках ( 14 часов)
Рождение средневековой Европы (2ч).
Древние германцы. Варварские королевства

Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства.


Западная Европа в У-Х1 веках (7 часов).

Природа и человек в первой половине средневековья.


Христианство и христианская церковь в первой половине средневековья.
(Изменения в положении церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианской ортодоксии. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и состав христианского канона. Структура и иерархия духовенства. Церковный приход. Монашество. Бенедиктинский устав. Жизнь средневекового монастыря.)
Средневековая картина мира. Империя Карла Великого.
(Франкское государство в VI—VIII вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. Верденский раздел, его причины и значение.)
Возникновение и развитие феодальных отношений в Западной Европе. Викинги.
(Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке. Культура Скандинавии эпохи викингов.)
Франции и Германия в IX—XI вв.( Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь.)
Культура Западной Европы в У-Х1 веках.
(Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия. Система образования. «Каролингское возрождение». Книга в раннее Средневековье.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница