Детское страноведение в семейных проектах



Дата30.10.2016
Размер83,8 Kb.
Детское страноведение в семейных проектах

Солдатова Марина Михайловна, социальный педагог

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад общеразвивающего вида № 2177 «Росток»

Электронная почта: msoldatovam@yandex.ru



Ключевые слова: проектная деятельность, страноведение, притча, символика.

Слово проект прочно вошло в дошкольное образование.

И эта форма работы никого не пугает и уже не удивляет. Как показал опыт, в работе над проектом главное - это взаимодействие педагог-родитель-ребенок. И правильно поставленная цель.

Каждая семья хочет быть счастливой, жить в радости и понимании. Каждая семья мечтает вырастить своего ребенка умным, самостоятельным и уверенным в себе. Родители своим трудом, волей, тактом могут пробудить в ребенке любовь к себе, родным, к труду и природе. И тогда можно говорить о результатах воспитания, об отношении ребенка к себе, людям, обществу, планете, и том, что мы называем мировоззренческой и гражданской позициями.

Проектная деятельность, на мой взгляд, одна из самых интересных и многообразных форм работы. В ней можно проявить себя творчески, провести исследование, передать полученные знания другим.

В ГБОУ детский сад №2177 «Росток» активно ведется взаимодействие с семьями наших дошкольников по проектной деятельности.

Любой проект - предполагает широкое участие родителей. В первую очередь это привлекает семьи наших воспитанников к образовательному процессу.

Давайте рассмотрим проведение проекта «Детское страноведение в семейных проектах».

Наши дети стали много путешествовать и это послужило поводом для создания педагогического проекта социокультурной адаптации и формирования страноведческой компетенции.

Где только не отдыхают наши дети! С ними мы рассматриваем фотографии, слушаем их рассказы об отдыхе. Детям всегда хочется поделиться интересными фактами из своей жизни. Если путешествие было дальним, то мы искали страну на глобусе. Если в пределах нашей страны, то стараемся найти её на карте России. Рассказы детей очень эмоциональны. В детском саду была создана интерактивная зона «Путешествия по странам и континентам». Оказывается, можно путешествовать на поезде или долететь на самолете. А лучше на автомобиле с мамой и папой и смотреть на всё из окна. У каждого города есть свое название. Что больше город или страна? Почему мы разговариваем на разных языках? Почему в самолет сели зимой, а прилетели в лето? Все больше и больше появляется вопросов.

И в итоге возникла тема, что у каждого города и у каждой страны есть свои отличительные знаки, т.е. символы. С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это - условное обозначение какого-либо понятия. У каждого города и у каждой страны есть отличительные знаки. Это флаг, герб, и гимн.

Для того чтобы, чтобы сравнивать гербы разных стран, хорошо бы знать герб и своей страны. Давайте рассмотрим герб России. Это темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. Одна голова смотрит на запад, другая на восток. Над орлом золотая корона. Орел золотого цвета, потому что на Руси золотого орла народ сравнивал с солнцем, которому он поклонялся. Неслучайно так много пословиц и поговорок о золотом солнышке придумано русскими людьми.



  • Солнце встает, так и день настает.

  • Солнышко, как родная матушка, никогда не обидит.

  • Солнца не закроешь, а правду не скроешь.

Для детей младшего дошкольного возраста я рассказываю притчу о том как, однажды (а это было давным-давно) на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решать, кому их них быть на гербе России. Первый выскочила попрыгунья белка: «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы белки, живем почти во всех лесах этой страны. Мне быть на гербе!» Звери и птицы рассмеялись: «Да что ты, белочка! Ты вон, какая маленькая, а Россия большая. Куда уж тебе!» Ту вперед вышел огромный бурый медведь: «Ну, мне-то вы не скажите, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе!». Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живете и ничего, кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц - орел с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе!» Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орел, а его изображение появилось на гербе.

А со старшими ребятами мы можем обсудить уже более важные детали. В лапах орла символы власти – скипетр и держава, такие в старину были у русских царей. На груди орла – изображен всадник на белом коне, который поражает черного змея. Это добро побеждает зло. А всадника зовут Георгием Победоносцем. О нем рассказывают такую историю. Около одного города было большое озеро. В озере поселился ужасный змей-людоед. Однажды змей потребовал, чтобы правитель города отдал ему на съедение свою единственную дочку. Девушку отвели на берег озера и оставили там. Но вскоре на том месте появился святой Георгий. Он увидел плачущую царевну и спросил её, почему она плачет. Красавица ответила, что ее должен съесть страшный дракон. Георгий помолился Богу и, как только чудовище показалось из воды, вступил с ним в бой и победил змея. С тех пор все жители города стали почитать Георгия как великого героя. На протяжении тысячелетий в религиях и мифологии европейских и ближневосточных цивилизаций дракон и змей были воплощением тьмы и зла, а борющиеся с ними боги, герои и святые олицетворяли светлое начало, добро. Нам это история напоминает русские сказки, где добро всегда побеждает зло. Об том же говориться и в поговорках «Добро не умрет, а зло пропадет», «Кто доброе творит, того зло не вредит».

Такой же щит как на гербе России, есть в гербе города Москвы. Это неслучайно, потому что Москва - столица, главный город страны. Давайте вспомним, где можно увидеть герб. Например, на монетах, на важных документах, на паспорте, на печатях, на фасадах правительственных зданий, на флаге президента Российской федерации и на специальных пограничных столбах.

Итак, мы возвращаемся к тому, что детям интересно и понятно когда говорят о вещах, которые каким-то образом их касались. Например, после отдыха детей летом мы решили сравнить герб России с гербом Болгарии.

Герб Болгарии представляет собой червлёный щит, увенчанный исторической короной Болгарии. В щите вздыбленный коронованный лев. Щит держат еще два золотых коронованных льва. Под щитом расположены ветви дуба и лента с девизом «Единство дает силу».

Мы видим сходство в присутствии на гербах животных - орла и львов. Венчает два герба корона, присутствует много золотого цвета, который имеет значение символа богатства, силы и справедливости. Отличие в том, что в российском гербе орел находится на щите, а на болгарском - щит внутри герба и его подпирают два льва.

В нашем детском саду дети активно занимаются спортом. У нас есть успехи. Дети занимают призовые места на соревнованиях среди дошкольников. В 2012 году проходила летняя олимпиада в Великобритании. Мы решили посмотреть герб Великобритании. Он также изображен в виде щита, поддерживаемого с обеих сторон львом и единорогом – символом осторожности, осмотрительности, благоразумия, строгости и суровости. Щит разделен на четыре части, в которых заключены гербы Англии, Шотландии и свободного ирландского государства. Королевская корона наверху щита символизирует монархический строй в Великобритании. Лев на короне – символ мощи государства. Внизу на ленте щита надпись: «Бог и мое право». Как в Российском и Болгарском гербе здесь присутствуют животные, а так же золотой цвет.
В марте 2011 году в Японии произошло мощное землетрясение. Наши дети участвовали в акции «Подари игрушку японскому ребенку». Со старшими детьми мы искали эту страну на глобусе. Так же смотрели фильм о прекрасной стране восходящего солнца. И сравнивали герб Японии с нашим гербом. Фактически Япония не имеет государственного герба, в качестве такового часто используется герб императорской фамилии – желтая хризантема, состоящая из 16 двойных лепестков, которая также символизирует солнце. Это, наверно, единственное сходство с Российским гербом, ведь золотой орел тоже символизирует солнце.

Наш детский сад дружит с китайским интернатом №11. Мы были у них в гостях, рисовали китайские иероглифы. Школьники приезжали к нам, показывали сказку на китайском языке, рассказывали о китайских традициях. И наши ребята знакомились с народными китайскими праздниками. Все это послужило знакомству с китайским гербом. Мы видим, что герб больше по форме похож на японский. Круг обрамляют колосья пшеницы. В центре нижней части обрамления расположено зубчатое колесо, символизирующие труд промышленных рабочих. В центре герба изображена площадь, на которой возвышаются ворота, обозначающие «Ворота небесного спокойствия». Эти ворота символизируют древние традиции китайского народа. Над изображением ворот располагаются пять звёзд, как на государственном флаге КНР. Скорей всего сходство в присутствии красного цвета, который символизирует символ любви и смелости и золотого, который символизируют символ богатства и силы. Мы сравнили паспорта граждан России, Болгарии, Великобритании, Японии, Китая. Паспорта у нас похожи. На внешней странице каждого паспорта изображен герб страны.

Таким образом, гербы могут быть очень разными и в тоже время похожими. В них отражена глубокая история страны. Любое изображение, форма, знак и цвет несет свой смысл. Он может быть не только у страны и у города. А так же и у семьи. И семьи наших детей принимали участие в проекте «Герб семьи», где прослеживалось осознание семьи как целостности, которая включает в себя уникальные личности. Тема изучения гербов очень интересная, можно найти много способов, сделать ее близкой и понятной нашим дошкольникам.

Примерный перспективный план


Формы проведения общения

Содержание

Участники

Фотовыставка «Я - житель города Москвы»

Творческая работа родителей и детьми (А4)

Воспитатели, родители, дети

Конкурс стихов на тему:

«Москва»


Творческая работа родителей и детьми

Родители, воспитатели

Логопед


«Я – Москвич»

Совместная творческая работа родителей и детей. В виде брошюры (Мой дом, любимые места в Москве, праздники моего города)

Воспитатели

Родители и дети.



Фотовыставка «Ребенок в национальном костюме»

Творческая работа родителей и детей (А3)

Воспитатели

Родители и дети



Презентация

«Детское страноведение в семейных проектах»



Педагогический проект (опыт работы)


Социальный педагог

Презентация «Формирование страноведческой компетенции у старших дошкольников с помощью пособия «ЛОГИКО-Малыш»

Использование новых технологий для формирования страноведческой компетенции у старших дошкольников.

Педагог-психолог

Презентация «Знакомство детей с государственной символикой разных стран»

Использование новых технологий для формирования страноведческой компетенции у старших дошкольников

Социальный педагог

Музей города Москвы

Творческая работа родителей с детьми. Защита проекта с показом презентации.

Родители и дети

«Толерантность – путь к миру»

Детско-родительский досуг.

Родители и дети.

Педагог-психолог

Социальный педагог


Интерактивная игра:

«Страноведение»



Использование новых технологий для формирования страноведческой компетенции у старших дошкольников

Педагог дополнительного образования

Наш опыт работы по проектной деятельности показывает, что эта форма работы очень интересна как для детей, так и для родителей. Решает задачи во всех областях: коммуникации, социализации, познания. Мы обязательно будем расширять тематику проектной деятельности в будущем.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница