Диагностика «Осведомленность о мире профессий»



Скачать 430,14 Kb.
страница1/3
Дата08.04.2018
Размер430,14 Kb.
  1   2   3
  Приложение

Пакет диагностического материала для воспитанников.                  

 

Диагностика «Осведомленность о мире профессий»

 

Цель: выяснить осведомленность о  мире профессий.

Инструкция: «Перед Вами список профессий. Найдите среди них сходные по а)предмету труда, б) целям труда, в) средствам труда, г) условиям труда и впишите их в соответствующие столбцы приведенной ниже таблицы. Если вы затрудняетесь выполнить задание, воспользуйтесь справочным материалом после таблицы»

Список профессий:

ветеринар, повар, машинист тепловоза, зоотехник, пекарь-кондитер, парикмахер, агроном, швея, воспитатель, водитель наземного городского транспорта, официант, секретарь, автомеханик, садовод, слесарь-ремонтник, озеленитель, бухгалтер, лаборант, столяр

 

Профессии сходные между собой

по предмету труда (с чем работать?)

по целям труда (что делать?)

по средствам труда (чем работать?)

по условиям труда  (где работать?)

 

 

 



 

 

 



 

 

 

 

 

Справочный материал:

Профессии различают:

по предмету труда

—    работа с  животными, растениями

—    работа с материалами и заготовками

—    работа с детьми

—    работа со взрослыми людьми

—    работа с техникой

—    работа на транспорте

—    работа со знаковыми системами

—    работа с художественными образами

по целям труда

—     контроль, оценка, диагноз

—    преобразование

—    творчество, изобретательство

—    транспортирование

—    обслуживание

—    собственное развитие и самосохранение

по средствам труда

—    используются ручные и простые приспособления

—    используются механические средства труда

—    используются автоматические средства труда

—    используются функциональные (зрение слух, голос, физическая сила) средства труда

—    используются теоретические  (знания, способы мышления) средства труда



по условиям труда

 

—    работа в бытовом микроклимате (стол, стул, офис-контора….)



—    работа в больших помещениях с людьми (аудитория, торговые и концертные залы …)

—    работа в обычном производственном цехе

—    работа в необычных производственных условиях (стерильность, режим влажности, температуры и т.п.)

—    работа в экстремальных условиях (риск для жизни и здоровья)

—    работа на открытом воздухе

—    работа дома

 

Обработка: суммируется количество правильно указанных профессий в столбцах. Например, если в 1 столбце (предмет труда) указаны профессии:  ветеринар, зоотехник, лаборант, то правильно указаны 2 профессии (ветеринар и зоотехник, так как они обе относятся к типу человек –природа). Аналогично оценивается заполнение других столбцов. Для оценки правильности соотнесения профессий необходимо использовать изложенную выше классификацию.

 

Диагностика «Осведомленность о  рынке труда»

 

Задание 1

 

Цель: выяснить осведомленность о  рынке труда

 

Инструкция: «Как Вы думаете, по каким профессиям легче всего устроиться на работу, какие профессии , в настоящий момент,  являются самыми престижными?  А какие наиболее высокооплачиваемым? Какие профессии наиболее востребованы в Вашем городе (районе)? Впишите их в соответствующие столбцы приведенной ниже таблицы».

 


Профессии

наиболее престижные

наиболее высокооплачиваемые

наиболее востребованные

 

 

 



 

 

 

Задание 2

 

 Инструкция: Напротив каждой из предложенных  характеристик человека выберите и обведите букву, соответствующую Вашему мнению о значимости данной характеристики при устройстве на работу:



 

А – не имеет значения;

Б – зависит от мнения работодателя

В – зависит от характеристик профессии

Г – всегда имеет значение

 


1.      возраст

А  Б  В  Г

10.  ум, способности

А  Б  В  Г

2.      пол

А  Б  В  Г

11.  надежность

А  Б  В  Г

3.      образование

А  Б  В  Г

12.  исполнительность

А  Б  В  Г

4.      квалификация

А  Б  В  Г

13.  выносливость

А  Б  В  Г

5.      юридический статус (мигрант, иностранец, из детей-сирот и т.п.)

 

 

А  Б  В  Г



 

 

14.  уровень конфликтности



 

 

А  Б  В  Г



6.      наличие жилья

А  Б  В  Г

15.  дисциплинированность

А  Б  В  Г

7.      состояние здоровья

А  Б  В  Г

16.  организаторские способности

А  Б  В  Г

8.      вредные привычки

А  Б  В  Г

17.  ответственность

А  Б  В  Г

способность к обучению

А  Б  В  Г

заинтересованность в работе

А  Б  В  Г

 

Обработка:  в задании № 1 подсчитывается общее количество приведенных профессий, их соответствие  реалиям рынка труда конкретного города (района), а также способность учитывать предлагаемые параметры. Бывает, что воспитанники во всех трех столбцах пишут одни и те же профессии, но как показывает анализ рынка труда, часто востребованные профессии не являются престижными, и наоборот.

 В задании №2 подсчитывается общее количество правильных  ответов  по ключу, в котором даны ответы в большей мере совпадающие с данными социологических исследований рынка труда

 




ответ



ответ



ответ



ответ



ответ



ответ

1

Г

4

Г

7

Г

10

Г

13

В

16

Г

2

Б

5

Б

8

Б

11

Г

14

Г

17

Г

3

Б

6

Б

9

Г

12

Г

15

Г

18

Г

 

 

В итоговую таблицу заносится общий показатель осведомленности о рынке труда: количество правильно указанных профессий в задании №2 суммируется с количеством правильных ответов (по ключу) в задании № 3



 

 

Анкета «Моя будущая профессия»



Цель: выяснить осведомленность о своей будущей профессии

 

1)      Вспомните, как вы отвечали на вопрос: «Кем ты хочешь быть?» в детстве ________________________________________



 

2)      Изменились ли с тех пор Ваши планы и почему? ____________________________________________________________________________________________________________________

3)      Укажите конкретную профессию (специальность), по которой Вы хотели бы  работать

 

 

4)      В чем состоит основная деятельность по этой профессии (специальности)?



 

 

 

 

5)      Если вы затрудняетесь ответить, укажите где или у кого  Вы можете получить необходимую информацию



 

 

 

6)      Укажите, какое образование необходимо для выбранной Вами профессии

 

—    без специального профессионального образования



—    краткосрочные курсы (от нескольких недель до нескольких месяцев)

—    начальное профессиональное образование (ПТУ, СПТУ …)

—    среднее профессиональное образование (техникум .училище …)

—    высшее профессиональное образование (институт, университет)

—    дополнительное профессиональное образование переподготовка, доподготовка (к уже имеющемуся …)

 

7)      Если вы затрудняетесь ответить, укажите где Вы можете получить необходимую информацию



 

 

 

8)      Где вы собираетесь учиться, чтобы  получить профессиональное образование (укажите конкретное учебное заведение, в которое  Вы собираетесь поступить или место предполагаемой работы)



 

 

 

9)      Как бы Вы охарактеризовали:

условия труда, соответствующие выбранной Вами профессии (выберите из списка наиболее приемлемый вариант ответа)

 

—    бытовой микроклимат (стол, стул, офис-контора….)



—    большие помещения с людьми (аудитория, торговые и концертные залы …)

—    обычный производственный цех

—    необычные производственные условия (стерильность, режим влажности, температуры и т.п. ..)

—    экстремальные (риск для жизни и здоровья)

—    работа на открытом воздухе

—    дома

 

средства труда, используемые в выбранной Вами профессии (выберите из списка наиболее приемлемый вариант ответа)



 

—    ручные и простые приспособления

—    механическое

—    автоматические

—    функциональные (зрение слух, голос, физическая сила)

—    теоретические  (знания, способы мышления)

 

характер общения, наиболее распространенный в выбранной Вами профессии (выберите из списка наиболее приемлемый вариант ответа)



 

—    минимальное общение (индивидуальный самостоятельный труд)

—    работа с клиентами и посетителями

—    обычный коллектив («свои люди», одни и те же  лица)

—    работа с аудиториями

—    особая дисциплина и субординация

—    небольшой замкнутый коллектив (вынужденно ограниченные контакты)

 

какие цели труда реализуются в выбранной Вами профессии (выберите из списка наиболее приемлемый вариант ответа)



 

—    контроль, оценка, диагноз

—    преобразование (материалов, человеческого сознания  …)

—    творчество, изобретательство

—    транспортирование

—    обслуживание (поддержание в определенном состоянии)

—    собственное развитие и самосохранение

 

какой предмет труда в выбранной Вами профессии (выберите из списка наиболее приемлемый вариант ответа)



 

—    природа: животные, растения, организм человека

—    материалы и заготовки

—    дети

—    взрослые люди

—    техника

—    транспорт

—    знаковые системы (стабильные. меняющаяся информация)

—    художественный образ

 

10)  Укажите наиболее вероятное место Ваше будущей работы?



 

 

 

 

11)  Какова будет примерная оплата Вашей трудовой деятельности?



 

 

 

12)  Каких достижений Вы хотите добиться в выбранной вами сфере деятельности?



 

 

 

 

Обработка: оценивается полнота заполнения анкеты, а также правильность соотнесения выбранной профессии с предлагаемыми характеристиками профессий. Для количественной обработки подсчитывается количество данных ответов, именно оно заносится в итоговую таблицу

 

Анкета «Я и мое здоровье»



Цель: Самооценка состояния  здоровья.

 

Ниже приводится ряд утверждений относительно здоровья человека, выберите из предлагающихся альтернатив, ту, которая больше всего соответствует Вашей оценке собственного здоровья.



1. Я считаю, что

01.             я  практически здоровый человек

02.             я очень редко болею, не больше двух раз в год

03.             у меня есть хроническое заболевание

04.             я вынужден регулярно наблюдаться у врача

05.             у меня есть серьезные нарушения здоровья

2. Обычно я

01.             хорошо себя чувствую

02.             чувствую себя хорошо, но иногда бывают легкие недомогания, болит голова, чувствую себя усталым и раздражительным

03.             чувствую себя нормально, но при физических или других нагрузках возникают неприятные ощущения (головокружение, одышка, покалывание в области сердца, боли в боку и т.п.)

04.             чувствую себя неважно

3. Мое состояние здоровья

01.             не вызывает у меня беспокойства

02.             обычно не тревожит меня, но иногда я вынужден обращаться к врачу

03.             тревожит меня, я постоянно обращаю внимание на свое самочувствие

4. Отметьте условия, в которых, в связи с Вашим состоянием здоровья, работа вам не рекомендуется

01.            шум

02.            вибрация

03.            агрессивная среда

04.            неблагоприятный климат

05.            высота

06.            подъем тяжестей

07.            нервно-эмоциональные перегрузки

08.            другие (укажите какие)

09.            нет противопоказаний

 

Обработка: по ответам воспитанника определяется его самооценка состояния здоровья, для этого суммируются баллы по каждому вопросу, начисление которых производится по ключу, приведенному в таблице:

 

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос



балл



балл



балл



балл

01

5

01

4

01

3

09

9

02

4

02

3

02

2

01

-08


каждому выбору присваивается 1 балл, эти баллы суммируются, и эта сумма  вычитается из 9

03

3

03

2

03

1

04

2

04

1

 

 

05

1

 

 

 

 

Полученная сумма заносится в итоговую таблицу.

Диагностика «Самооценка способностей»

 

Цель: Самооценка способностей.



Инструкция: Оцените степень развития у себя перечисленных ниже способностей, для этого рядом с каждым видом способностей проставьте соответствующие баллы:

 1 – способности развиты недостаточно,

2- способности развиты хуже, чем  у большинства других людей,

3 –способности развиты так же, как и у большинства людей,

4 – способности развиты лучше, чем у большинства людей,

5- способности развиты очень хорошо».

 

Способности

 Балл

1.      общие способности (память, способность к обучению, и т.д.)

 

2.      математические способности

 

3.      лингвистические способности

 

4.      музыкальные способности

 

5.      физические способности

 

6.      коммуникативные способности (умение общаться)

 

7.      организаторские способности

 

8.      скорость реакции

 

9.      устойчивость и распределение внимания

 

10.  другие (укажите какие)

 


 

Укажите, кем бы Вы хотели работать___________________________ 

Какие из перечисленных выше способностей Вы считаете  наиболее важными для Вашей будущей профессии, укажите их номера ___________.



Обработка: подсчитывается средняя самооценка по всем видам способностей (общая), и отдельно по тем, которые воспитанник считает наиболее важными для профессии (специальная). Если самооценка по важным для профессии способностям выше, чем по оставшимся, к общему среднему значению добавляется 1 балл.

 

Диагностика осознанности интересов и склонностей

 

Цель: определить осознанность интересов и склонностей.

 

Инструкция: Подчеркните один вариант ответа, который больше всего соответствует Вашему мнению.

 

1)      Какие занятия Вас больше интересуют?



—    люблю занятия, требующие  постоянного умственного напряжения, выдумки, смекалки

—    больше привлекает то, что связано с совершенствованием своих физических качеств: ловкости, силы, выносливости;

—    нравятся занятия, где можно руководить, организовывать, вести за собой других, учить их чему-то;

—    нравится собирательство, коллекционирование, которые требуют тщательности, настойчивости и испытываешь чувство личной собственности;

—    люблю оригинальные увлечения, которые дают возможность проявить свои способности вкусы;

—    люблю азартные, рискованные занятия, на которых можно испытать острые ощущения и приятное чувство победы, выигрыша;

—    нравятся занятия, не требующие серьезных усилий ума и тела, но дающие ощущение свободы, отдых, разнообразия;

—    не могу сказать определенно

 

2)      В каком виде профессиональной деятельности Вы могли бы добиться успехов?



—    связанной с изучением языков, истории, литературы;

—    требующей знаний математики, физики, химии;

—    в производственной сфере, транспорте, строительстве;

—    в частном бизнесе;

—    в спортивной деятельности;

—    в педагогической, воспитательной работе;

—    в работе медицинского профиля, здравоохранении;

—    в музыке;

—    в изобразительном искусстве, сфере культуры;

—    в кинематографе;

—    в организаторской деятельности;

—    в политике;

—    в военной сфере;

—    в сфере обслуживания;

—    в сельском хозяйстве;

—    в другой (укажите в какой именно)

—    пока не знаю, на что способен.

Обработка: подсчитывается общее количество выбранных ответов.

 



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница