Дидактика высшей школы



Скачать 73,78 Kb.
Дата22.02.2018
Размер73,78 Kb.

Дидактика высшей школы

План:


1. Понятие о дидактике высшей школы, ее задачи и актуальные проблемы.

2. Ведущие положения дидактики высшей школы.

3. Характеристика целевого компонента процесса обучения в вузе.

4. Характеристика содержательного компонента процесса обучения в вузе.

5. Характеристика технологического компонента процесса обучения в вузе.
Вопрос № 1

Составной и важнейшей частью педагогики высшей школы является дидактика высшей школы – отрасль научно-педагогического знания о закономерностях процесса обучения в высшей школе.

Необходимость дидактических исследований в области высшего профессионального образования вызвана теми проблемами и задачами,
которые стоят перед высшей школой, а именно: выявление новых закономерностей процесса обучения; научно-методическое обеспечение перехода к многоуровневой подготовке кадров; реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке кадров; информатизация учебного процесса и др.

Вопрос № 2

Дидактика высшей школы опирается на ведущие положения общей дидактики:

1. Обучение – двусторонний (бинарный) процесс, состоящий из двух взаимосвязанных процессов – преподавание и учение.

2. Процесс обучения протекает эффективно при активной познавательной деятельности обучающегося.

3. Процесс обучения призван выполнять три функции: образовательная, воспитательная, развивающая.

Принципы обучения – ведущие положения, требования к организации, содержанию и реализации процесса обучения.  К принципам обучения в высшей школы относятся:

1. Принцип ориентации обучения на развитие личности будущего специалиста.

2. Принцип профессиональной направленности обучения.

3. Принцип фундаментальности и практико-ориентированности обучения.

4. Принцип научности обучения.

5. Принцип единства учебной и исследовательской деятельности студентов.

6. Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения.

7. Принцип профессионального воспитания и развития в обучении.

8. Принцип связи обучения с самообразованием и развитием навыков самостоятельной работы студентов.

Процесс обучения в вузе представляет собой систему, структурными компонентами которой являются целевой, мотивационный, содержательный,


технологический и результативный компоненты.
Вопрос № 3

Целевой компонент обучения в высшей школе связан с реализацией трех его важнейших функций, а именно образовательной, воспитательной и развивающей.

Применительно к высшей школе процесс обучения призван выполнять следующие функции:

а) образовательная функция (вооружение студентов – будущих специалистов системой фундаментальных социально-гуманитарных, естественно-научных, общепрофессиональных и специальных знаний, а также профессиональных и общеинтеллектуальных умений, развитие общекультурных, профессиональных и специальных компетенций;

б) воспитательная функция (развитие и формирование профессионально значимых личностных качеств, профессиональной направленности,


профессиональной культуры специалистов);

в) развивающая функция (развитие интеллектуальных способностей, профессионального мышления и творческих способностей).


Вопрос № 4

Содержание высшего профессионального образования представляет собой специально отобранную систему элементов социального опыта,
усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной трудовой сфере. Это совокупность социально-гуманитарных, естественно-научных, общепрофессиональных, специальных знаний, умений и навыков, общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, опыта учебно-производственной и научно-исследовательской деятельности, способов решения производственных задач, профессиональных ценностей и норм, которой будущий специалист призван овладеть в процессе профессиональной подготовки. В русле компетентностного подхода к профессиональной подготовке кадров в содержание высшего профессионального образования включены новые конструкты, подлежащие освоению – компетентность и
компетенции.

Содержание высшего профессионального образования отражено в следующих нормативных документах: ФГОС ВПО, учебные планы, учебные


программы, учебники и др.
Вопрос № 5

Технологический компонент структуры обучения связан с технологиями, формами, методами и приемами обучения.

Педагогическая технология представляет собой планомерное, поэтапно последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех действий.

В качестве критериев технологичности выступают следующие критерии: концептуальности; системности; эффективности; воспроизводимости.

В любой педагогической технологии должны содержаться:

- наличие четко и диагностично заданной цели;

- концептуальная основа;

- содержательная часть;

- процессуальная часть;

- диагностический инструментарий.

Таким образом, мы рассматриваем педагогическую технологию как процессуальное единство содержания, форм и методов, обеспечивающее гарантированное достижение запланированных результатов. Она соединяет в себе упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих диагностируемый и прогнозируемый результат в изменяющихся
условиях образовательного процесса.

Технология обучения представлена в следующих трактовках:

1) процесс достижения планируемых результатов обучения;

2) продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности по проектированию, организации и реализации учебного процесса;

3) специально организованная и последовательно реализуемая деятельность по достижению запланированных дидактических результатов.

По преобладающему (доминирующему) методу технологии обучения классифицируются:

- личностно-ориентированные;

- информационные;

- диалогические;

- развивающие;

- задачные;

- коммуникативные;

- развития субъектности личности;

- игровые и др.

Методы обучения представляют собой способы совместной деятельности преподавателя и студентов по решению задач обучения.

Классификация методов обучения представлена тремя группами методов обучения.

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности студентов:

- словесные (беседа, учебный диалог, лекция, дискуссия, рассказ);

- наглядные (эвристическое наблюдение, иллюстрация,  демонстрация);

- практические (упражнения, тренинг, решение задач, учебное проектирование, микроисследование, портфолио);

- проблемные (проблемное изложение, частично-поисковый метод, исследовательский метод).

2. Методы активизации и стимулирования учебно-познавательной деятельности студентов:

- учебные дискуссии;

- интерактивные методы;

- деловые (ролевые) игры;

- разъяснение профессиональной значимости изучаемого;

- смыслопоисковый диалог;

- метод «портфолио»;

- педагогическое требование.

3. Методы контроля и самоконтроля в обучении:

- методы устного контроля (индивидуальный/фронтальный опрос; устный зачет, устный экзамен; собеседование);

- методы письменного контроля (тест; контрольная работа; письменная работа; курсовая работа; письменный зачет; письменный экзамен);



- методы практического контроля (лабораторные работы; компьютерное тестирование; зачетные практические задания и др.).

Формы обучения – способ внешней организации обучения. Основными формами обучения в вузе являются лекция, семинарское, практическое и лабораторное занятие, а также практика.

Лекция – форма учебного занятия, представляющая собой систематичное, последовательное устное изложение преподавателем определенного
раздела учебной дисциплины.

Семинарское занятие – форма учебно-теоретического занятия по детальной проработке и закреплению теоретических знаний по конкретной теме.

Практическое занятие  – одна из форм обучения, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала и формирование умений применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Оно призвано углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекционном занятии или в ходе самостоятельной работы, и содействовать формированию умений и навыков профессиональной деятельности.

Лабораторное занятие – форма учебных занятий, которая направлена на освоение студентами отдельных видов, способов проведения экспериментальной работы.

Коллоквиум – форма учебно-теоретических занятий, представляющая
собой групповое обсуждение под руководством преподавателя достаточно широкого круга проблем.

Практикум – форма учебных занятий, который предусматривает решение комплексных учебных задач, требующих применения с наибольшей полнотой как научно-теоретических знаний, так и практических навыков. Главное отличие практикума от других форм учебных занятий – комплексный характер. 

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница