Дипломная работа в выпускном классе дхш и дши. Из опыта проф ориентационной работы



Скачать 43,74 Kb.
Дата29.10.2016
Размер43,74 Kb.
Дипломная работа в выпускном классе ДХШ и ДШИ. Из опыта проф. ориентационной работы.

Традиционно окончание обучения в художественной школе или школе искусств завершается выполнением выпускником дипломной работы. Уровень профессионального мастерства, достигнутый за годы обучения в школе, и уровень личностной зрелости автора – вот его составляющие.

Как правило, дипломным проектом с учащимися я занимаюсь на композиции. Наряду с рисунком и живописью, композиция – один из самых сложных, важных предметов в художественном образовании. Именно эта учебная дисциплина, направлена на развитие творческой фантазии и образного мышления, а также на изучение структуры и колористики сюжетной станковой картины, книжной иллюстрации и условной декоративной композиции.

Дипломное проектирование это большой и серьезный труд преподавателя и ученика, который происходит в течение всего учебного года на часах по станковой или декоративной композиции, в зависимости от выбора учащегося. К выпускному классу учащиеся накапливают определенную сумму профессиональных навыков, имеют основы планомерной, серьезной, длительной работы, уже могут решать определенные художественные задачи.

Дипломное проектирование в выпускном классе – это и подведение итогов обучения в художественной школе, мера и уровень начального художественного образования, и начало творческого пути.

В течение всего учебного года дипломник разрабатывает серию композиционных работ на выбранную тему, объединенных общим замыслом и художественными приемами. Кроме этого выполняются подготовительные листы с эскизными вариантами, а так же пишется аналитическая часть работы, которая озвучивается на защите дипломного проекта. Это первая осмысленная, выстраданная в творческих поисках работа, которая соединяет желание создать то, что волнует молодую творческую личность, с его возможностями изобразить задуманное. Дипломная композиция может быть выполнена в любой технике и материале, наиболее полно позволяющих раскрыть авторскую идею.



Под руководством педагога дипломник проходит следующие этапы работы над проектом:         

-  Аналитическая часть задания: выбор темы, изучение литературы, сбор подготовительного материала (наброски, этюды). Разработка концепции сюжета.

- Поисковая часть работы: эскизы в цвете с выбором колористического решения. Если речь идет о декоративной композиции, то подбор необходимых приемов стилизации, трансформации, декорирования. Определение техники и материала выполнения диплома.

- Практическая часть работы: отрисовка конечных вариантов композиций, перенос на выбранный формат. Работа над серией листов в материале, (перенос в материал, в декоративной композиции).

Выбор темы проекта зависит от склонностей и привязанностей учащегося, часто служит серьезной заявкой в дальнейшей творческой деятельности.

Для того чтобы выполнение дипломного проекта не стало стрессом для ученика, мы ввели за два года до выпускного класса, создание на композиции курсовой работы. Она так же выполняется в течение всего года, только меньшим объемом, это как некая репетиция той главной и основной завершающей композиции, которая будет у выпускника.

В процессе работы я настраиваю своих выпускников, что дипломная работа, это выражение юным художником самого себя, мира своих чувств и интересов. Он максимально сосредоточен на выборе темы, материале и технике исполнения. Главное, правильно вовремя направить и помочь ребенку при выборе выпускной композиции. Очень сильно помогает в выборе темы, если с учащимися мы выезжали на пленэр, как правило, хоть один, но обязательно возьмет пленэрные зарисовки и этюды за основу своего будущего проекта по станковой композиции. Выбор темы курсовых и дипломных проектов по декоративной композиции, обусловлен тем видом деятельности, которым мы с детьми занимались. В рамках предмета по выбору у нас идут следующие курсы:


  • Роспись по шелку

  • Роспись по стеклу

  • Флористический коллаж

  • Русская традиционная текстильная кукла

  • Авторская открытка

  • Декупаж

  • Скрапбукинг

  • Линогравюра

Дети, как правило, выбирают ту тему, которая ранее получалась или затронула эмоциональную сферу ребенка.

Еще один важный фактор при выборе темы выпускной композиции – это специфика творческого вуза, в который собирается поступать ученик. Интересный результат получается, когда детям предлагается выполнение композиционного автопортрета, который перекликается с дипломным проектом.

Когда тема определена, начинается второй, не менее сложный этап эскизирования. Эскиз – это главное в любом виде творчества. Здесь начинается индивидуальная работа с каждым учащимся – это и поиск решений, подбор литературы, анализ сделанного. Постепенно, путем проб и ошибок выстраивается вся серия, сначала графический ряд, затем колористическое решение. Яснее становится выбор материала и техники для наиболее выразительного воплощения темы. Случается, что в эскизах тема более разработана, чем в конечных листах или в материале. Такое положение не должно сказываться на конечных оценках, т.к. главное состоялось: выпускник, наконец нашел «свое», личное в выборе техники и реализации темы. Часто дети выбирают понравившуюся технику для выполнения дипломной работы, как роспись по шелку, стеклу, линогравюру и сталкиваются с проблемой преодоления материала. Понять себя и свои возможности, и реализовать их, вот главная задача, которая стоит перед ребенком.

Итоговая дипломная композиция – это первая серьезная художественная работа выпускника школы. Последним этапом работы над дипломной композицией является создание единой выставочной композиции, которая служит результатом проведенной работы, и ее защита перед педагогами и учащимися школы.



Что положительного несет практика дипломных проектов?

  • Почти стопроцентную заинтересованность учащихся в композиции, и слабые и сильные ученики с интересом работают над своей темой, просто каждый на своем уровне.

  • Максимальное выявление индивидуальных особенностей каждой творческой личности – степени ее подготовленности к самостоятельной работе.

  • Расширение знаний по выбранной теме, погружение в материал, систематизация этих знаний в текстовой части дипломной работы.

  • Развитие мышления, интеллекта, работоспособности.

  • Осознанный выбор будущей профессии. Осознание своих творческих возможностей, укрепление веры в собственные силы имеют решающее значение в определении пути после окончания художественной школы.

А теперь, я предлагаю вашему вниманию дипломные проекты моих выпускников, которые представлены в иллюстративном ряде.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница